На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Система налогов и сборов в сфере недвижимого имущества

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 21.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    ГОУВПО  «МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
    ИМЕНИ Н.П. ОГАРЕВА»
    Факультет архитектурно - строительный
    Кафедра экономики и управления
    на  предприятии (в строительстве) 
     
     
     
     
     

    КУРСОВАЯ  РАБОТА
    Система налогов и сборов в сфере недвижимого  имущества 
     

    Автор курсовой работы                                                                Меркулова Е.Н.
    Специальность                                            080502 Экономика и управление на       
                                                                                    предприятии (в строительстве)
    Обозначение курсовой работы                                    КР-02069964-080502-26-11
    Руководитель  работы                                                                   В.И. Белоглазов
    Оценка 
     
     
     
     
     

    Саранск 2011

ГОУВПО  «МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ Н.П. ОГАРЕВА»

Факультет архитектурно – строительный

Кафедра экономики и управления
на предприятии (строительство) 
 

ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ

Студента 411 группы Меркуловой Елены Николаевны

    Тема: Система налогов и сборов в сфере недвижимого имущества
    Срок предоставления работы к защите: 20.12.2011
    Исходные данные для научного исследования:   учебная, методическая научная литература, налоговый кодекс РФ, гражданский кодекс РФ, федеральные законы.
    Содержание курсовой работы
      Теоретические основы правового регулирования налогообложения, обусловленного сделками с недвижимым имуществом
      Анализ современного налогообложения недвижимости в Российской Федерации
      Перспективы введения налога на недвижимость

Руководитель работы        ____________________________            Белоглазов В.И.

Задание к исполнению принял       _________________________ Меркулова Е.Н. 
 
 
 

Реферат
        Курсовая работа содержит 43 страниц, 2 таблицы, 14 использованных источника.
НАЛОГИ И СБОРЫ В СФЕРЕ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА, ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НЕДВИЖИМОСТИ, НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ И ПРЕДПРИЯТИЙ, НАЛОГ НА ЗЕМЛЮ, ПЕРСПЕКТИВА ВВЕДЕНИЯ НАЛОГА  НА НЕДВИЖИМОСТЬ.
Объект  исследования: общественные финансовые отношения по взиманию налогов и иных обязательных платежей, обусловленных сделками с недвижимым имуществом.
Предмет исследования: правовые нормы, регулирующие налогообложение, обусловленное сделками с недвижимым имуществом, и практика применения указанных норм.
Цель  работы: выявление и анализ теоретических и прикладных правовых проблем налогообложения, обусловленного сделками с недвижимым имуществом.
      Теоретическую основу исследования составляют труды  отечественных и зарубежных ученых, а также публикации в научных изданиях и периодической печати, затрагивающие различные аспекты исследуемых проблем. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..1
ГЛАВА 1. Теоретические  основы правового регулирования  налогообложения, обусловленного сделками с недвижимым имуществом………………………………..3    
1.1. Исторические аспекты налогообложения недвижимого имущества……………..3                                                1.2. Понятия и общие положения о налогообложении недвижимого имущества……8   

1.3. Система налогов и сборов в сфере недвижимого имущества……………………12
ГЛАВА 2. Анализ современного налогообложения недвижимости в Российской Федерации………………………………………………………………………………..16 
2.1. Налог на объекты недвижимости как имущество………………………………...16  
2.1.1. Налог на недвижимое имущество физических лиц…………………………….16 
2.1.2. Налог на имущество организаций……………………………….........................19 
2.2. Земельный налог…………………………………………………………………….24

2.3. Налог на  операции с недвижимостью…………………………………………….. 28
2.3.1. Налог  на доходы физических лиц, получаемые от операций с недвижимым имуществом……………………………………………………………………………… 28 
2.3.2. Налогообложение при наследовании или получении недвижимости в порядке дарения…………………………………………………………………………………..30 
2.3.3. Налог на добавленную стоимость при операциях с недвижимым имуществом……………………………………………………………………………… 31  
2.3.4. Налог на прибыль предприятий и организаций, совершающих сделки с недвижимым имуществом……………………………………………………………… 32

ГЛАВА 3. Перспективы введения налога на недвижимость………………………….33 
3.1. Необходимость реформирования налогообложения недвижимого имущества………………………………………………………………………………...33

3.2. Принципы  построения и практика налогообложения  недвижимости за рубежом………………………………………………………………………………...…35                                                                                           
3.3. Перспективы построения налога на недвижимость в Российской  
Федерации………………………………………………………………………………...38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..41                                                                               
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                            

ВВЕДЕНИЕ

      История налогов уходит корнями в глубокую древность. Во всяком случае, документальные подтверждения их существования  в виде натуральных сборов обнаруживаются примерно в пятом веке до нашей эры. Налоги появились вместе с государствами и со временем, после введения денежной системы, стали играть главную роль в формировании его казны.
      На  протяжении многих столетий в основе налогообложения граждан и их коллективов лежат результаты их производственной и иной экономической деятельности. В частности, земля, строения, сооружения и другие объекты недвижимости, а также доходы от них всегда являлись для государства достаточно удобными и стабильными с точки зрения пополнения казны предметами налогообложения. Объекты недвижимости в силу их тесной связи с землей, как правило, всегда находятся в определенном месте, а их владельцы легко идентифицируются.
      В теории финансового права отмечается, что «формальная, техническая рецепция гражданско-правовых категорий в финансовое законодательство породила множество недоразумений и коллизий в правоприменительной практике и привела к частичному параличу отдельных положений Налогового кодекса, Бюджетного кодекса и иных актов, содержащих нормы финансового законодательства». Во-вторых, немало проблем возникает из-за нечеткости и противоречивости уже некоторых налогово-правовых норм.
      Причина несогласованности норм гражданского и налогового права состоит в  основном в том, что система налогов  и сборов России в значительной мере сформировалась до принятия ГК РФ, закрепившего фундаментальные рыночные законы и механизмы, виды обязательств, права и ответственность участников гражданско-правовых отношений, в первую очередь, по поводу собственности на землю и другие объекты недвижимого имущества. В частности, изменения в правовом регулировании сделок с недвижимым имуществом, роль которых в хозяйственном обороте страны заметно возросла, не были должным образом отражены в законодательных актах о налогах, обусловленных этими сделками.
      Необходимость выявления и разрешения указанных  проблем продиктована не только соблюдением  принципа законности в налоговых  и гражданских правоотношениях, но и созданием стимулов для развития производства, инфраструктуры, перспективностью с фискальной и экономической точек зрения налогов, обусловленных сделками с недвижимым имуществом.
      Практическая  реализация названных задач невозможна без теоретической разработки проблем  налогообложения доходов, прибыли  и недвижимости, условием которых являются сделки с недвижимым имуществом. Значимость последних в жизни и деятельности граждан и организаций, тесная взаимосвязь недвижимого имущества и связанных с ним доходов как предметов налогообложения, учет (неучет) которых серьезно влияет на эффективность налоговой политики государства, требуют комплексного рассмотрения теоретических и практических вопросов в сфере подоходного и имущественного налогообложения.
  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. Теоретические основы правового регулирования налогообложения, обусловленного сделками с недвижимым имуществом
      Исторические аспекты налогообложения недвижимого имущества
      Теория  налога и практика налогообложения  развивались вместе с теорией  государства и практикой его  функционирования. Одновременно налоги были и остаются основообразующими источниками государственного дохода. При этом налогообложение как элемент экономической культуры присуще всем государственным системам как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования. В связи с этим о налогообложении можно говорить как о феномене человеческой цивилизации, как о ее неотъемлемой части.
      История налогов насчитывает тысячелетия. Первые документальные подтверждения  их существования в виде натуральных  сборов обнаруживаются примерно в V в. д.н.э. Они выступили необходимым звеном экономических отношений с момента возникновения государства и разделения общества на классы, когда нарождающиеся социально-государственные механизмы первобытного общества потребовали соответствующего финансирования.
      Государство как некая политическая организация, обладающая монопольным правом (государство самостоятельно и в полном объеме принимает решение о взимании налогов, определяет объекты налогообложения, круг налогоплательщиков, размеры налоговых отчислений, способы взимания налогов и т.д.) на применение силы, безусловно, всегда находило способы централизации финансовых ресурсов. На ранних этапах развития государства централизация финансовых ресурсов не отличалась системностью, да и сама процедура сбора средств нередко напоминала военную кампанию, когда имущество собиралось с подвластного населения, чье мнение относительно размера и порядка уплаты дани меньше всего интересовало победителя.
      К современному обоснованию существования  налогов человечество пришло не сразу. Вначале преобладала идея дара - гражданин делал подарок властелину в благодарность за защиту от врагов. Затем ее сменила идея смиренной просьбы правительства к народу о поддержке ради решения общих задач нации. Эта идея плавно переросла в представление о необходимости помощи граждан своему правительству денежными средствами. Четвертой ступенькой восхождения к современным налогам стала идея о жертвах, приносимых гражданами в интересах государства. Пятой - теория о долге гражданина перед государством. Шестой уровень развития идеи налогообложения - убежденность в праве государства принудительно изымать деньги у граждан ради общего блага страны. И, наконец, на седьмой ступеньке налогового прогресса родилось представление о налогах как о необходимой плате за жизнь в цивилизованном обществе.
      В древнейшие времена в Египте взимался поземельный налог, причем он достиг сложного развития и отличался высокой точностью. Во времена Страбона в Египте существовали два нилометра, посредством которых производились наблюдения за уровнем воды, лежавшие в основе расчета будущего налога.
      В Великой Римской Империи налоговая  система была более сложной и  организованной. Такие понятия, как ценз, акциз, фискал, откупщик, дошли, до нас с тех далеких времен. Граждане Рима облагались налогами в соответствии со своим достатком, для чего раз в пять лет подавали избранным чиновникам-цензорам заявление о своем имущественном и семейном положении. На основании этих заявлений, ставших прообразом современных налоговых деклараций, и определялась сумма налога (ценз).
      Среди великого множества налогов того времени можно выделить следующие налоги, связанные с недвижимым имуществом и сделками с ним: земельный налог, налог на наследство, налог на доход с земли под постройкой, квартирный налог, сбор с квартирной платы, специальный налог на огороды.
      Контролировать  деятельность налогосборщиков было довольно сложно, да и налогоплательщику  было выгоднее дать взятку, нежели выплачивать  непомерно высокие налоги. Коррупция  и злоупотребление властью неизбежно  вели к экономическому кризису, который разразился в 1 в. до н.э.
       Современное европейское государство сформировалось в основном в ХVI-ХVII вв., однако его  система налогообложения была еще  далека от совершенства. После распада  феодальной системы основным объектом налогообложения закономерно стала земля - ведь именно она в те времена была главным источником богатства в экономике всех стран. Поначалу размер земельного налога определялся площадью сельскохозяйственных земель, и лишь потом родилась идея брать налог в зависимости от того годового дохода, который землевладелец мог получить от использования своей земли. Затем в североамериканских колониях Великобритании был введен всеобъемлющий налог на собственность. Он взимался не только с земли как таковой, но и с построек на ней, а также личного имущества и ожидаемых доходов людей, которые на этой земле жили.
      Если  говорить о Древнерусском государстве, то используемый в летописях термин «дань»  - прообраз налога рассматривается  авторами «в смысле военной контрибуции, которую подвластные славянские племена платили своим победителям: на севере – варягам, на юге - хазарам». Да и внутри славянских племен сбор средств на содержание княжеских дворов не отличался особым расположением властителей к плательщикам. Именно неуемное желание князя Игоря в 945 году собрать с подвластных древлян средств сверх того, что они могли дать, привело к убийству князя. Но все эти платежи, собираемые правителями, нельзя назвать налогами. Объединение Древнерусского государства началось лишь с конца IX в. Основным источником доходов княжеской казны была дань. Это по сути дела сначала нерегулярный, а затем все более систематический прямой налог. Дань взималась двумя способами: повозом, когда она привозилась в Киев, и полюдьем, когда князья или княжеские дружины сами ездили за нею. Известно в Древней Руси было и поземельное обложение.
      Ко  времени Ивана III относится древнейшая переписная окладная книга Вотской пятины Новгородской области с подробным описанием всех погостов. В каждом погосте описывается, прежде всего, церковь с ее землею и дворами церковнослужителей, потом оброчные волости, села и деревни великого князя. Далее земли каждого помещика, земли купцов, земли владыки новгородского и т.д. При описании каждого селения следует его название (погост, село, сельцо, деревня), его собственное наименование, дворы, в нем находящиеся, с поименованием хозяев. Количество высеваемого хлеба, количество скашиваемых копен сена, доход в пользу землевладельца, корм, следующий наместнику, угодья, существующие при селении. Описание земель имеет важное значение, поскольку еще в период татаро-монгольского владычества образовалась и получила развитие посошная подать, включавшая в себя и поземельный налог. Последний определялся не только количеством земли, но и ее качеством.
      Для определения размера налогов служило «сошное письмо». Оно предусматривало измерение земельных площадей, в том числе застроенных дворами в городах, перевод полученных данных в условные податные единицы «сохи» и определение на этой основе налогов. Соха измерялась в четях (около 0,5 десятины), ее размер в различных местах был неодинаков — зависел от области, качества почвы, принадлежности земель. Сошное письмо составлял писец с состоявшими при нем подъячими. Описания городов и уездов с населением, дворами, категориями землевладельцев сводились в писцовые книги. Соха как единица измерения налога была отменена в 1679 г. Единицей для исчисления прямого обложения к тому времени стал двор.
      Иван  Грозный (1530—1584) умножил государственные  доходы лучшим порядком в собирании налогов. Земледельцы при нем были обложены определенным количеством сельскохозяйственных продуктов и деньгами, что записывалось в особые книги. По свидетельству Н. Карамзина, два земледельца, высеивая для себя 6 четвертей ржи, давали ежегодно Великому князю 2 гривны и 4 деньги, 2 четверти ржи, три четверти овса, осьмину пшеницы, ячменя. Некоторые крестьяне представляли в казну пятую или четвертую долю собираемого хлеба, баранов, кур, сыр, яйца, овчины и пр. Одни давали более, другие менее, смотря по изобилию или недостатку в угодьях.
      В царствование Алексея Михайловича  был введен налог на имущество. Он взимался в размере 3 коп. с четверти переходившей по наследству земли со всех без исключения, даже с наследников по прямой линии.
     В 1714 г. Петр I издал указ о порядке наследования движимого и недвижимого имущества. До 1678 г. единицей налогообложения была «соха», устанавливаемая сошным письмом, а с 1678 г. такой единицей стал двор. Немедленно возник и способ уклонения от налогов: дворы родственников, а порой и просто соседей, стали огораживаться единым плетнем.
     В период правления Екатерины II (1729-1796 г.г.) система финансового управления продолжала совершенствоваться. Так, в 1780 году по указу Екатерины II были созданы  специальные государственные органы: экспедиция государственных доходов, экспедиция ревизий, экспедиция взыскания недоимок. Для купечества была введена гильдейская подать - процентный сбор с объявленного капитала, причем размер капитала записывался "по совести каждого".
     Во  второй половине XIX в. большое значение приобретают прямые налоги. Основным налогом выступала подушная подать, которая с 1863 года стала заменяться налогом с городских строений. Полная отмена подушной подати началась в 1882 году. Вторым по значению налогом выступал оброк - плата казенных крестьян за пользованием землей. В этот же период начинает развиваться система земских (местных) налогов, которые взимались с земли, фабрик, заводов и торговых заведений. В период царствования Николая II большое значение имел налог с недвижимого имущества.
     С 1917 года открыта новая страница в  экономических преобразованиях  России. Существует утверждение, что  после Октябрьской революции "закончилась  эпоха совершенствования налогообложения" (Юткина Т.Ф., Налоговедение: от реформы  к реформе. - М., 1999, стр. 49). По меньшей мере, такое утверждение некорректно по той простой причине, что 30.11.1920 года выходит проект постановления СНК о прямых налогах. В этом же году издается работа В. И. Ленина "О замене продразверстки продналогом". Ошибочным этот тезис является еще и потому, что молодая Советская республика постоянно изменяла систему налогообложения. Так, в 1922 г. вводится подоходно - поимущественный налог (на зажиточных людей), налог с грузов, перевозимых ж/д и водным транспортом, налог со строений, рента с городских земель и т. д.; в 1923 г. введен подоходный налог со ставкой 10 %, а затем 20 % от прибыли предприятий; в 1930 г. выходит в свет постановление ЦИК и СНК от 2 .09.1930 г. "О налоговой реформе"; в 1931 г. принимается еще ряд постановлений, корректирующих ход налоговой реформы. В 60 - е годы были призывы вообще отказаться от налогов и ввести систему платежей из прибыли, плату на фонд и нормируемые оборотные средства. Реформа экономики, в том числе и налоговой системы в 1965 г., руководимая А. Н. Косыгиным, не пошла на отмену налогов. В 1970 - е годы налоговая система сформировалась такой, какой мы имели ее к 1991 году - к моменту развала СССР.
      Понятия и общие положения о налогообложении недвижимости
      Согласно  статье 8 Налогового кодекса Российской Федерации под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
      Владение, пользование и управление объектами  недвижимости в той или иной форме  связано с выплатой различных  налогов и сборов для финансового  обеспечения деятельности государства и регулирования условий производства, структуры народного хозяйства, инвестирования в основные фонды и решения многих других экономических и социальных задач страны.
      Развитие  различного рода общественных отношений  привело к качественным и количественным изменениям в системах обязательных платежей многих государств. Однако прежде чем выявить место налогов и иных обязательных платежей, обусловленных сделками с недвижимым имуществом, в системе налогов и сборов Российской Федерации необходимо обратиться к таким общим понятиям как «налог», «налогообложение», «система налогов и сборов». Налог обладает весьма специфическими чертами, которые позволяют отличить его от иных платежей в пользу государства. Налог – основная категория налогового права и налогового законодательства. Именно специфика правовой природы названной категории во многом предопределяет особенности и возникновения налоговых отношений и правового регулирования этих отношений. Как верно заметил французский ученый П.М. Годме: «Налог – одно из проявлений суверенитета государства». Налоги могут существовать только в государстве. Еще на заре развития отечественной финансовой правовой науки в начале ХIХ века один из основоположников теории российского налогового права Н.И. Тургенев считал налоги средством «к достижению цели общества и государства, то есть той цели, которую люди себе предполагают при присоединении своем в общество или при составлении государства. На сем основывается, и право правительства требовать податей от народа». Бесспорно, полностью отрицать возвратность «налога вообще» было бы абсурдно. Так или иначе, казна удовлетворяет многочисленные общественные потребности. Что бы и кто бы ни финансировался в дальнейшем за счет налоговых платежей, следует считать (если не практически подсчитать, то хотя бы теоретически предположить), что факт их возврата плательщикам обязательно состоялся, даже если принять во внимание все моменты перераспределения доходов.
      Налоги - это важнейший источник государственных доходов, ведущий свое начало с момента возникновения государства. По мере общественного развития у философов, экономистов, юристов возникает интерес уже к самому понятию «налог», взгляды на которое, а также на сущность и роль налога постоянно эволюционировали в ходе исторического процесса. При этом представления об указанном социальном явлении трансформировались соразмерно изменениям в социально-экономической политике государства, в том числе и в области государственных доходов. Однако глубинный смысл понятия «налог», проистекающий из экономической сущности налога: опосредование процесса обобществления необходимой для удовлетворения общественных (общегосударственных) потребностей части индивидуальных доходов, - оставался неизменным.
      До  недавнего времени ни в правовой литературе, ни в законодательстве не было достаточной четкости относительно понятия налога. Четкость же определения данной категории имеет первостепенное значение не только с позиции теории, но и с практической точки зрения. По справедливому мнению Н.И. Химичевой, от решения вопроса о понятии налога «зависит определение самого понятия налогового права, предмета его регулирования и отдельных его категорий». Несмотря на наличие в литературе разнообразных формулировок понятия налога, практически во всех из них имеется указание на существенные признаки исследуемой категории.
      Во-первых, налоги носят публичный характер, поскольку поступают в казну  государства и муниципальных  образований (а точнее - в бюджетную  систему и внебюджетные фонды) для  финансового обеспечения общезначимых интересов соответствующего территориального уровня. Во-вторых, характерным признаком налогов является обязательность их уплаты физическими лицами и организациями в доход государства. Последнее же устанавливает налог и существенные условия налогообложения в одностороннем порядке. В случае же неисполнения плательщиком юридической обязанности перед государством по его уплате применяется принуждение, которое, по словам С.Г. Пепеляева, является «приводным механизмом налогообложения». В-третьих, уплата налога влечет переход к государству права собственности на денежные средства, принадлежащие ранее налогоплательщику. При этом у государства не возникает обязанности совершить какое-либо встречное предоставление конкретному плательщику налога, поскольку последний взимается в целях удовлетворения общественных и государственных нужд. Поэтому налог является индивидуально безвозмездным и безвозвратным платежом. В данном случае, как это отмечает Н.И. Химичева, «можно лишь говорить о коллективной возвратности обществу». В-четвертых, налоги устанавливаются исключительно законодательными (представительными) органами власти.
      При характеристике такой важнейшей  категории как налог необходимо отметить, что в налоге заложены огромные регулирующие возможности, реализация которых позволяет упорядочить социально-экономические процессы в государстве. Так Т.Ф. Юткина небезосновательно полагает, что «институт налогов создается не только для принудительного изъятия части финансовых ресурсов из сферы их создания в сферу бюджетного потребления, но и для обеспечения относительного равновесия между частными, корпоративными и общенациональными бюджетными интересами».
    Налогообложение недвижимости, как и другого имущества  и доходов в России, строится на основе следующих принципов (табл. 1.1).
Таблица 1.1
«Современные  принципы налогообложения недвижимого  имущества» 

  Принципы  налогообложения Основное  содержание (сущность)
1 Всеобщности Каждое лицо должно уплачивать установленные законом  налоги и сборы
2 Справедливости  и дифференциации Уровень налоговых ставок должен учитывать фактические возможности налогоплательщика, исходя из стоимости его недвижимого имущества
3 Определённости Налог, который  обязывается уплачивать каждое отдельное  лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа - все это должно быть ясно и определенно для плательщика
4 Обязательности Так как государство  не может существовать без налогов, то уплата их неизбежна. При этом для каждого налогоплательщика должно быть выгоднее платить, чем не платить налоги
5 Равенства Перед налогом  все равны. Налоги и сборы не могут  быть дискриминационными и применяться  различно, исходя из политических, идеологических, этнических, конфессиональных и иных аналогичных различий между налогоплательщиками. Недопустима дифференциация ставок налогов и сборов, а также льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц и места происхождения капитала  
 
      В процессе налоговых отношений по поводу недвижимого имущества и  сделок с ними на одной стороне выступают налогоплательщики — предприятия и физические лица, а на другой налоговые агенты и различные учреждения и организации, выполняющие свои особые функции в системе налогообложения, в том числе:
-  Министерство РФ по налогам и сборам (МНС), его подразделения на местах; 
-  государственные органы исполнительной власти и местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы и должностные лица, осуществляющие (помимо МНС) прием и взимание налогов и (или) сборов, а также контроль над их уплатой (сборщики налогов и сборов);

-  Министерство финансов РФ, финансовые органы администраций краев, областей, районов и городов — при решении вопросов по отсрочке и рассрочке уплаты налогов и сборов;
-  органы государственных внебюджетных фондов;
-  Федеральная служба налоговой полиции РФ и ее территориальные подразделения — в случаях нарушения налогоплательщиками налогового законодательства.
1.3. Система налогов и сборов в сфере недвижимого имущества     
      Система налогообложения должна нести в  себе три функции:
1) Фискальную, то есть обеспечивать необходимый уровень поступлений в государственный бюджет.
Налог на недвижимость способен обеспечить достаточный и устойчивый уровень  поступлений в местные бюджеты, поскольку именно недвижимое имущество  является наиболее стабильным объектом налогообложения по сравнению с другими видами активов или доходами. Более того, создаются условия для повышения собираемости налогов, так как недвижимость значительно труднее скрыть от налогообложения.
2) Стимулирующую - способствовать развитию экономики.
-для  предприятий обложению новым  налогом подвергалось бы только  недвижимое имущество, а не  стоимость активной части основных  фондов. Это могло бы способствовать  инвестициям в техническое перевооружение  производства.
-оценка недвижимости для налогообложения по ее рыночной стоимости ведет к более высоким налогам за более дорогие здания и землю, что стимулирует их более рациональное применение, заставляя тех собственников, которые используют недвижимость неэффективно, передавать ее в руки тех, кто сможет ее использовать с наибольшей выгодой.
-узаконенная  государством оценка зданий и  земли по их реальной стоимости  будет способствовать развитию  рыночных отношений в сфере  недвижимости,
-такая  оценка способна улучшить планирование  городской застройки.
3) Социальную - обеспечивать выполнение принципа социальной справедливости.
Взимание  большей суммы налога за более  ценную и более выгодно расположенную  недвижимость распределяет налоговое  бремя более справедливым образом, нежели другие виды платежей, не основанные на качестве и площади или использующие неадекватные оценки стоимости. В то же время при существующей системе существенной дифференциации величины налогов в зависимости от размера и качества недвижимости не происходит, так как не учитывается ее рыночная цена.
      Основная  группировка налогов и сборов на рынке недвижимости формируется  по наиболее практически значимому  субъектному признаку, отражающему субъектно-объектные отношения собственности — отношения людей (физических лиц) и хозяйствующих единиц (предприятий, организаций) к предметам недвижимого имущества, т. е. по категориям налогоплательщиков, которые владеют, пользуются и распоряжаются различными объектами недвижимости:
1. Налоги, исчисляемые и взимаемые с  физических лиц. При этом к физическим лицам - плательщикам налогов и (или) сборов в сфере недвижимости относятся:
- соответствующие  налоговые резиденты РФ — граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году;
- физические  лица, не являющиеся налоговыми  резидентами РФ, но получающие  доходы от источников (недвижимости), расположенных в Российской Федерации.
2. Налоги с предприятий — юридических лиц, образованных в соответствии с законодательством РФ, а также иностранных фирм (компаний), обладающих гражданской правоспособностью и созданных в соответствии с законами иностранных государств, международных организаций, их филиалов и представительств, созданных на территории РФ.
      Существенное  экономическое значение в системе налогообложения недвижимости имеет группировка налогов и (или) сборов по уровням государственного управления в стране, соответствующим укрупненному административному устройству России как федерального государства по иерархическим уровням. Налоговый кодекс (НК) РФ выделяет три вида налогов и сборов:
-  федеральные — устанавливаются НК и обязательны к уплате на всей территории РФ;
региональные — устанавливаются в соответствии с НК, вводятся в действие законами субъектов РФ и взимаются только на территории соответствующих субъектов;
местные — вводятся в соответствии с НК нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и действуют на территории соответствующих муниципальных образований.
      В организационном отношении по объектам налогообложения все налоги и сборы в области недвижимости можно подразделить на две взаимосвязанные, но имеющие специфические особенности, разновидности:
-  налоги на недвижимые объекты как овеществленный инвестиционный капитал в форме имущества, используемого для удовлетворения личных потребностей или осуществления бизнеса, периодически выплачиваемые в течение всего периода нахождения имущества в собственности физических, а также и во владении и пользовании юридических лиц;
-  налоги и сборы, выплачиваемые при совершении с объектами недвижимости сделок купли-продажи, дарения, наследования, сдачи внаем или аренду, ипотеки и др.
      По  четвертому признаку — физической природе объектов недвижимости и  их функционально-целевому назначению выделяются следующие виды налогов и сборов:
-  земельный налог; 
-  лесной налог; 
-  налог на пользование недрами; 
-  налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы; 
-  налог на водно-воздушные транспортные средства, подлежащие государственной регистрации и приравненные к недвижимым предметам.


Рис. 1.1. «Виды налогов и сборов по уровням  государственного управления»
      Любой вид налога считается установленным  только в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения:
-  объект налогообложения; 
-  налоговая база; 
-  налоговый период; 
-  налоговая ставка; 
-  порядок исчисления налога; 
-  порядок и сроки уплаты налога; 
-  возможные налоговые льготы в необходимых случаях.

При установлении сборов также определяются их плательщики  и элементы обложения применительно  к конкретным сборам. 
 
 

ГЛАВА 2. Анализ современного налогообложения  недвижимости в Российской Федерации
2.1. Налог на объекты недвижимости как имущество
      В современном Гражданском кодексе  РФ в ст. 130 дано следующее определение  недвижимости: «К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся  земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без соразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания и сооружения. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимости может быть отнесено и иное имущество».
      Предприятие в целом как имущественный  комплекс также является недвижимостью (ст. 132 ГК РФ). Это не вполне соответствующее  интуитивному пониманию недвижимости определение появилось в ГК в результате серьезных дискуссий и вряд ли может быть принципиально изменено. Как мы потом убедимся, столь же разными объектами недвижимости являются земля и возводимые на ней строения.
      В Российской Федерации на данный момент действуют несколько законов, регулирующих налогообложение имущества, находящегося в собственности физических и юридических лиц: Закон “О налоге на имущество предприятий”, Закон “О налогах на имущество физических лиц”, Закон “О плате за землю”.
2.1.1. Налог на недвижимое  имущество физических  лиц
    Как уже было отмечено ранее, недвижимость в отличие от движимого имущества легко выявить и идентифицировать. Прежде всего, отнести это следует к недвижимому имуществу, принадлежащему физическим лицам. Любая недвижимость, переходящая в собственность физическому лицу подлежит обязательной государственной регистрации.
    В соответствии с Законом РФ от 09.12.91 № 2003-1 "О налогах на имущество  физических лиц" и Инструкцией  МНС РФ от 02.11.99 N 54 "По применению Закона РФ "О налогах на имущество физических лиц" плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе. В аналогичном порядке определяются налогоплательщики, если такое имущество находится в общей долевой собственности физических лиц и предприятий (организаций).
    Объектами налогообложения имущества физических лиц являются находящиеся в их собственности жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения  и сооружения.
    Налоговой базой для исчисления налога на строения, помещения и сооружения является суммарная инвентаризационная стоимость  объекта (восстановительная стоимость  объекта с учетом износа и динамики роста цен на строительную продукцию, работы и услуги), определяемая органами технической инвентаризации.
       Налоги зачисляются в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения.
    От  уплаты налогов на имущество физических лиц освобождаются следующие  категории граждан: 1) Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней; 2) инвалиды I и II групп, инвалиды с детства; 3) участники гражданской и Великой Отечественной войн, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан; 4) лица, получающие льготы в соответствии с Законом РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", а также лица, указанные в статьях 2, 3, 5, 6 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча; 5) военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более; 6) лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах; 7) члены семей военнослужащих, потерявших кормильца.
      Налог на строения, помещения и сооружения не уплачивается: 1) пенсионерами, получающими пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации; 2) гражданами, уволенными с военной службы или призывавшимися на военные сборы, выполнявшими интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия; 3) родителями и супругами военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей; 4) со специально оборудованных сооружений, строений, помещений (включая жилье), принадлежащих деятелям культуры, искусства и народным мастерам на праве собственности и используемых исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также с жилой площади, используемой для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек и других организаций культуры, - на период такого их использования.Органы местного самоуправления имеют право устанавливать налоговые льготы по налогам, установленным настоящим Законом, и основания для их использования налогоплательщиками.
      Перейдём  к порядку исчисления и уплаты рассматриваемого налога.
      Исчисление  налогов производится налоговыми органами. Лица, имеющие право на льготы самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы. Налог на строения, помещения и сооружения исчисляется на основании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года. Органы, осуществляющие регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органы технической инвентаризации обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговый орган сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на 1 января текущего года. Данные, необходимые для исчисления налоговых платежей, представляются налоговым органам бесплатно. По новым строениям, помещениям и сооружениям налог уплачивается с начала года, следующего за их возведением или приобретением. За строение, помещение и сооружение, перешедшее по наследству, налог взимается с наследников с момента открытия наследства.
      В случае уничтожения, полного разрушения строения, помещения, сооружения взимание налога прекращается, начиная с месяца, в котором  они были уничтожены или полностью  разрушены.
      При переходе права собственности на строение, помещение, сооружение от одного собственника к другому в течение календарного года налог уплачивается первоначальным собственником с 1 января этого года до начала того месяца, в котором он утратил право собственности на указанное имущество, а новым собственником - начиная с месяца, в котором у последнего возникло право собственности. При переходе права собственности на строение, помещение, сооружение от одного собственника к другому в течение календарного года налог уплачивается первоначальным собственником с 1 января этого года до начала того месяца, в котором он утратил право собственности на указанное имущество, а новым собственником - начиная с месяца, в котором у последнего возникло право собственности.
2.1.2. Налог на имущество организаций
     В соответствие с Главой 30 Налогового Кодекса Российской Федерации налогоплательщиками  «Налога на имущество организаций» являются: российские организации и  иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации  через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
     Объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
     Объектом  налогообложения для иностранных  организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через  постоянные представительства, признается движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств. Для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, объектом налогообложения признается находящееся на территории Российской Федерации недвижимое имущество, принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности.
     Не  признаются объектами налогообложения:
     1) земельные участки  и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные  ресурсы);
     2) имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.
     Налоговая база определяется как среднегодовая  стоимость имущества, признаваемого  объектом налогообложения.
     При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.
     В случае если для  отдельных объектов основных средств  начисление амортизации не предусмотрено, стоимость указанных объектов для целей налогообложения определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода.
     Налоговой базой в отношении объектов недвижимого  имущества иностранных организаций  признается инвентаризационная стоимость  указанных объектов по данным органов технической инвентаризации.
     Теперь  рассмотрим порядок определения  налоговой базы.
     Налоговая база определяется отдельно в отношении  имущества, подлежащего налогообложению  по местонахождению организации, в  отношении имущества каждого  обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, в отношении  каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации, а также в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.
     В случае если объект недвижимого имущества, подлежащий налогообложению, имеет  фактическое местонахождение на территориях разных субъектов Российской Федерации, либо на территории субъекта Российской Федерации и в территориальном  море Российской Федерации (на континентальном шельфе Российской Федерации или в исключительной экономической зоне Российской Федерации), в отношении указанного объекта недвижимого имущества налоговая база определяется отдельно и принимается при исчислении налога в соответствующем субъекте Российской Федерации в части, пропорциональной доле балансовой стоимости.
     Среднегодовая (средняя) стоимость имущества, признаваемого  объектом налогообложения, за налоговый (отчетный) период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового (отчетного) периода и 1-е число следующего за налоговым (отчетным) периодом месяца, на количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде, увеличенное на единицу.
     Налоговая база в  отношении каждого объекта недвижимого  имущества иностранных организаций, указанного в пункте 2 статьи 375 Налогового Кодекса, принимается равной инвентаризационной стоимости данного объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
     Налоговым периодом при налогообложении имущества организаций признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации при установлении налога вправе не устанавливать отчетные периоды.
     Согласно  статье 381 Налогового Кодекса от налогообложения  освобождаются: 1) организации и учреждения уголовно-исполнительной системы - в отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций; 2) религиозные организации - в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности; 3) общероссийские общественные организации инвалидов; 4) организации, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, - в отношении имущества, используемого ими для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями; 5) организации - в отношении объектов, признаваемых памятниками истории и культуры федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке; 6) организации - в отношении объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса; 7) организации - в отношении объектов социально-культурной сферы; 8) организации - в отношении ядерных установок, используемых для научных целей, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, а также хранилищ радиоактивных отходов; 9) организации - в отношении ледоколов, судов с ядерными энергетическими установками и судов атомно-технологического обслуживания; 11) организации - в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередач;12) организации - в отношении космических объектов; 13) имущество специализированных протезно-ортопедических предприятий; 14) имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций; 15) имущество государственных научных центров; 16) научные организации Российской академии наук.
     Сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, исчисленных в течение налогового периода.
     Сумма авансового платежа по налогу исчисляется  по итогам каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества, определенной за отчетный период. Сумма авансового платежа по налогу в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций исчисляется по истечении отчетного периода как одна четвертая инвентаризационной стоимости объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, умноженная на соответствующую налоговую ставку.
     Налог и авансовые платежи по налогу на имущество организаций подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное.
     Иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через  постоянные представительства, в отношении имущества постоянных представительств уплачивают налог и авансовые платежи по налогу в бюджет по месту постановки указанных постоянных представительств на учет в налоговых органах.
     Налогоплательщики представляют налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу не позднее 30 дней с даты окончания соответствующего отчетного периода. Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
2.2. Налог на землю
      Земля - один из древнейших объектов налогообложения. На протяжении всей истории развития налогового законодательства система  налогообложения земли постоянно  развивалась.
      В современной налоговой системе  Российской Федерации укоренилось комплексное понятие - плата за землю, которое соответствует принципу платного землепользования. Принятый 11 октября 1991 г. Закон РФ "О плате за землю" провозгласил целью введения платы за землю стимулирование рационального использования, охраны и освоения земель, повышения плодородия почв, выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах, формирование специальных фондов финансирования этих мероприятий.
      Законодатель выделяет три формы платы за землю: земельный налог, арендную плату и нормативную цену земли.
      Плата за землю - общее название для всех видов обязательных платежей, уплачиваемых в связи с правом частной собственности  и иных вещных прав на землю. Земельный налог уплачивается собственниками земли, землевладельцами и землепользователями, кроме арендаторов. Последние уплачивают арендную плату.
      Что касается нормативной цены земли, обозначенной в Законе РФ "О плате за землю" в качестве третьей формы платы  за землю, то она устанавливается для покупки и выкупа земельных участков, а также для получения под залог земли банковского кредита.
      Налогоплательщиками в данном случае являются предприятия, объединения, учреждения независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в том числе международные неправительственные организации, предприятия с участием иностранного капитала, иностранные юридические лица, а также российские граждане, иностранцы и лица без гражданства, которым земля предоставлена в собственность, владение, пользование на территории Российской Федерации. Земельный налог за участки, перешедшие по наследству, платят наследники, принявшие наследство, с момента его получения.
      Таким образом, субъектами налогообложения  могут быть как индивидуальные, так и коллективные субъекты.
      Государство ведет учет всех плательщиков земельного налога. Постановлением Правительства  РФ "Об упорядочении учета плательщиков земельного налога и арендной платы  за землю" от 4 сентября 1995 г. N 876 на районные и городские комитеты по земельным ресурсам и землеустройству возложено обеспечение государственных налоговых инспекций списками плательщиков земельного налога. Списки готовятся земкомами на основе данных государственного земельного кадастра. Работы по составлению списков финансируются за счет средств, получаемых от взимания самого земельного налога.
      Порядок ведения списка плательщиков земельного налога утвержден приказом Роскомзема и согласован с Государственной  налоговой службой (приказ Роскомзема от 24 октября 1995 г. N 5-16/2066). В соответствии с этим правовым актом в списки включаются граждане и юридические лица, имеющие - земельные участки в собственности, пользовании (исключая арендаторов), пожизненном наследуемом владении, на землях, переданных в ведение органа местного самоуправления, кроме части земель лесного фонда, земельный налог за которые уплачивается в составе платы за пользование лесами (лесных податей). В списки плательщиков земельного налога не включаются лица, обладающие правом аренды на всех землях и правом пользования на землях частной собственности.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.