На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Современные методы статистики финансов

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 21.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ:

Введение  ……………………………………………………………………………..3

1. Методы статистики  государственных финансов и налогообложения  …………3
1.1. Задачи статистики  государственных финансов и налогообложения  ……….. 3
1.2. Определения  и показатели статистики государственного бюджета …………5
1.3. Бюджетная  классификация и особенности  статистики 
        государственного бюджета Российской  Федерации  ………………………..10
2. Статистика  денежного обращения и кредита  ………………………………….. 12
2.1. Задачи статистики  денежного обращения и кредита  …………………………12
2.2. Категории,  классификации и система статистических 
       показателей   денежного обращения   ………………………………………… 13
2.3. Категории,  классификации и система статистических 
        показателей кредита ………………………………………………………….. 15
Заключение  ………………………………………………………………………… 20

Список использованной литературы ……………………………………………… 21

Приложение

Введение

 
       Финансы - реально существующие в обществе производственные отношения, имеющие  денежную форму выражения. Распределение  и перераспределение стоимости с помощью финансов обязательно сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов. Объект статистического изучения финансов включает образование и использование финансовых ресурсов, кредит и денежное обращение.
       Финансы - неотъемлемая часть рыночных отношений  и одновременно инструмент государственного регулирования. В рамках курса национального  счетоводства и макроэкономической статистики особое внимание следует  обратить на статистику государственных финансов, денежного обращения и кредита, которые являются взаимосвязанными процессами на макроуровне. 
 

1. Методы статистики  государственных  финансов и налогообложения. 

1.1 Задачи статистики  государственных финансов и налогообложения.
       Государственные финансы - важная сфера финансовой системы страны. Под государственными финансами понимаются денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости валового внутреннего продукта и валового национального дохода, а также части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства и его предприятий и использованием государственных средств на нужды обороны и управления, социально-культурные потребности членов общества, производственно-экономические и научно-технические программы. Согласно отечественным традициям государственные финансы включают бюджеты различных уровней государственного управления, внебюджетные фонды, государственный кредит, финансы государственных предприятий.
       Важную  роль в составе государственных финансов играют бюджетные взаимосвязи на федеральном, территориальном и местном уровне. С помощью бюджетных отношений в распоряжение государственных структур мобилизуется значительная часть национального дохода. Отдельное звено в составе государственных финансов образуют внебюджетные фонды.                                                            Внебюджетные фонды различают по функциональному назначению (имеющие экономический, социальный или природоохранный характер) и по уровням управления (общегосударственный, территориальный и региональный). Тенденции развития статистики государственных финансов таковы, что показатели собственно бюджета и показатели внебюджетных фондов могут отражаться в едином блоке - статистике государственного бюджета. Так как в условиях рыночной экономики преобладающая часть доходной части бюджета - это налоговые поступления, то имеет смысл рассмотреть статистику государственных финансов под углом зрения бюджета.
       Государственный бюджет - важный инструмент государственного регулирования экономики. Он определяет формы и методы образования государственных финансовых ресурсов и направления их использования в интересах общества и особенно социально слабо защищенных категорий населения. Основной задачей статистики государственного бюджета является характеристика основных его параметров, определяющих содержание и направленность фискальной политики. Более конкретно эта задача состоит в том, чтобы определить:
- общую  величину доходов и расходов  государственного бюджета, размер превышения расходов над доходами (дефицит) или доходов над расходами (профицит);
- структуру  доходов государственного бюджета; 
- структуру  расходов государственного бюджета; 
- источники  финансирования бюджетного дефицита;
- размеры  государственного внутреннего долга;
- размеры  и структуру налогообложения,  эффективность проведения государством  фискальной политики;
- влияние фискальной  политики на экономический рост  и уровень жизни; 
- эффективность  проведения государством фискальной  политики.
       Практическая статистика государственных финансов обобщает данные и подготавливает статистическую информацию, необходимую для анализа и планирования деятельности органов государственного управления и выработки экономической политики. Несмотря на важную роль международных стандартов в реформировании отечественной статистики вообще и статистики государственного бюджета в частности, организационно-ведомственная структура экономики и особенности практической деятельности органов государственного управления отражаются в отечественной статистике. 

1.2. Определения  и показатели статистики государственного  бюджета.
       Одной из важнейших категорий, применяемых  в статистике государственного бюджета, является "сектор государственного управления". Важность этой категории  состоит в том, что определение сектора позволяет установить тот круг институционных единиц - государственных организаций и учреждений, доходы и расходы которых подлежат отражению в государственном бюджете. В этот сектор входят единицы, деятельность которых связана с выполнением государством функции управления. Эта функция заключается в проведении государственной политики посредством предоставления услуг нерыночного характера и в перераспределении доходов и богатства.
       Характер  системы статистических показателей  государственного бюджета определяют категории, которые отражают природу различных хозяйственных операций, осуществляемых органами государственного управления с единицами, относящимися к другим секторам экономики. Это такие категории, как:
- поступления  или платежи;
- поступления  (платежи) невозвратные или возвратные;
- поступления  (платежи) возмездные или невозмездные;
- текущие или  капитальные поступления (платежи);
- приобретение  финансовых активов или принятие  обязательств;
- приобретение  финансовых активов в целях проведения государственной политики или для управления ликвидностью.
       Определение этих категорий важно для правильного  отражения экономических операций, имеющих различную экономическую  природу, например распределительных  операций и операций, имеющих перераспределительный характер, или для поступления ресурсов в доходную часть бюджета, с одной стороны, и поступления ресурсов, не увеличивающего доходную часть бюджета, а финансирующего бюджетный дефицит, - с другой.
       В действующем международном стандарте по статистике государственных финансов подчеркивается, что в статистике государственного бюджета учет производится на кассовой основе (т.е. на основе регистрации фактических денежных потоков), в то время как в СНС - на основе начисленных сумм или, другими словами, на момент возникновения дебиторской и кредиторской задолженности.
       К основным показателям государственного бюджета относятся:
       Доходы  как поступления в бюджет включают в себя обязательные безвозвратные  платежи, поступающие в бюджет. Доходы делятся на текущие и капитальные. Текущие доходы включают налоговые и неналоговые поступления.
       Налоги - это обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи, взыскиваемые государственными органами с целью удовлетворения государственных потребностей. В  налоги включается также прибыль, переводимая фискальными экспортными и импортными государственными монополиями, а также прибыль от государственных монопольных закупок и продаж иностранной валюты (доходы акцизного типа).
       Налоговые поступления включают возмездные поступления (доходы от собственности, сборы, поступления от продажи товаров, услуг и случайных продаж, кассовую прибыль ведомственных предприятий) и некоторые безвозмездные поступления.
       Официальные трансферты в государственном бюджете - это безвозмездные, невозвратные, необязательные поступления, имеющие нерегулярный, единовременный, добровольный характер в виде субвенций, дарений, которые получены от других органов государственного управления (отечественных и зарубежных) или международных организаций. Поступления же безвозмездных, невозвратных, необязательных платежей из негосударственных источников включаются в категорию доходов.
       Расходы включают все невозвратные платежи  независимо от того, являются ли они  возмездными или безвозмездными и для каких целей осуществляются - текущих или капитальных. Трансфертные платежи другим органам государственного управления включаются в расходы и не выделяются в самостоятельную категорию.
       Кредитование  минус погашение (чистое кредитование) включает операции органов государственного управления с финансовыми требованиями другим секторам, осуществляемые в целях проведения государственной политики. В данную категорию включается предоставление ссуд и приобретение акций за вычетом сумм полученных кредитов, выручки от продажи акций либо возврата собственного капитала.
       В статистике государственных финансов чистое кредитование объединяется с  расходами и рассматривается  как фактор, определяющий бюджетный  дефицит. Если кредитование осуществляется между различными структурами или  уровнями государственного управления, то две стороны одной операций кредитования будут отражаться асимметрично, а именно: орган-кредитор показывает кредитование, объем которого определяет дефицит, а орган-заемщик - заимствование с целью финансирования дефицита. Следует отметить асимметричную трактовку в статистике государственного бюджета кредитования и заимствования. Кредитование рассматривается как статья расходов, оказывающая непосредственное влияние на расчеты дефицита в разные годы, тогда как заимствование не включается в доходную часть бюджета, а рассматривается как источник финансирования дефицита.
       Дефицит государственного бюджета исчисляется  как сумма доходов и полученных трансфертов за вычетом суммы  расходов и “кредитования минус  погашение”.
       Общий объем финансирования дефицита (профицита) равен величине дефицита (профицита) с противоположным знаком. С точки зрения финансирования дефицита последний может быть определен:
Дефицит = (Заимствование - Погашение долга) + Уменьшение остатков ликвидных финансовых средств.
       В результате накопления бюджетного дефицита образуется государственный долг. Государственный  долг - неоплаченная сумма официально признанных прямых обязательств органов  государственного управления перед  другими секторами экономики  и остальными странами мира, которая образовалась в результате их операций в прошлом и должна быть погашена посредством операций этих органов в будущем или переоформлена в бессрочный долг. В государственный долг не включаются: внутриструктурные и межструктурные долги различных подсекторов государственного управления, для которых составляется статистика, и обязательства органов денежно-кредитного регулирования, связанные с эмиссией наличных денежных средств, а также прочие обязательства этих органов; необслуживаемые долги, выплата процентов по которым прекращена на неопределенный срок по договоренности между кредитором и должником или в одностороннем порядке, а также любая текущая задолженность по неоплаченным обязательствам.
       Для аналитических целей наряду с  основными применяются и другие показатели, в совокупности призванные характеризовать роль бюджета в проведении экономической и социальной политики государства.
       Итог  финансовой деятельности государства  выражается, как указывалось, в превышении расходов над доходами (дефиците). Принято считать нормальным финансовое положение страны, если уровень бюджетного дефицита (к ВВП) не превышает 3%. Важно и то, каким образом покрывается дефицит государственного бюджета (инфляционным или не инфляционным способом), каково соотношение внутренних и внешних источников финансирования бюджетного дефицита.
       Анализ  выполнения бюджета (для России возможны следующие варианты: консолидированный  бюджет, федеральный и территориальные  бюджета) может быть осуществлен  путем исчисления относительных  величин выполнения плана по доходам и расходам в целом, а также в разрезе их видов и целевого использования. Статистика может измерить влияние факторов, обусловивших отклонения от плана. Например, исходными для налоговых доходов могут быть два фактора: изменение налоговой базы и изменение налоговой ставки.
       Влияние первого фактора - размера налоговой  базы на абсолютный прирост величины налога - можно рассчитать по формуле:
Прирост Нб = (Б/1 - Б/О)С/О.
       Абсолютный  прирост величины налога, обусловленный  соответственно изменением налоговой ставки, рассчитывается по формуле:
Прирост Нс = (С/1 - С/О)Б/1,
где  Прирост Нб и Прирост Нс - абсолютный прирост величины налога, обусловленный  соответственно изменением налоговой  базы и налоговой ставки;
Б/1 и Б/0 - размер налоговой базы в отчетном и базисном (плановом) периодах;
С/1 и С/О - уровень  налоговой ставки в отчетном и  базисном периодах.
       Алгебраическая  сумма прироста налогов за счет этих двух факторов должна показать общий  прирост суммы налоговых доходов  по анализируемому виду налогов. 

1.3. Бюджетная  классификация и особенности  статистики государственного бюджета  Российской Федерации. 
       Бюджетная классификация является методологическим документом, отражающим порядок составления  и использования бюджетов. Регламентация  источников дохода и направлений расходования бюджетных средств - обязательное условие составления и исполнения бюджетов. Это достигается посредством определенной группировки доходов и расходов бюджетов и правил отнесения их к той или иной группе. Такая научно обоснованная группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней с присвоением объектам классификации группировочных кодов представляет собой бюджетную классификацию. Она обеспечивает единство финансовых показателей, унификацию учета и отчетности органов государственного управления и сопоставимость бюджетов всех уровней.
       Общие принципы построения современной российской бюджетной классификации закреплены в законе "О бюджетной классификации  Российской Федерации", принятом Государственной  думой 7 июня 1996 г. Ее внедрение началось с отчетного 1995 г. В дореформенный период государственная статистика финансов отражала нерыночные отношения и сложившуюся структуру управления с централизованно планировавшейся экономикой. Новая российская бюджетная классификация разработана на основе рекомендаций международных финансовых организаций, в частности Международного валютного фонда, анализа существующих бюджетных классификаций других стран, но с учетом российской специфики. В соответствии с законом "О бюджетной классификации Российской Федерации" бюджетная классификация включает:
- классификацию  доходов бюджетов Российской  Федерации; 
- функциональную  классификацию расходов бюджетов  Российской Федерации и экономическую  классификацию расходов бюджетов  Российской Федерации;
- классификацию  источников внутреннего финансирования  дефицитов бюджетов Российской  Федерации; 
- классификацию  источников внешнего финансирования  дефицита федерального бюджета; 
- классификацию  видов государственных внутренних  долгов РФ и субъектов федерации;
- классификацию  видов государственного внешнего  долга и внешних активов Российской  Федерации; 
- ведомственную  классификацию расходов федерального  бюджета.
       Трактовка доходной и расходной частей бюджета  сблизилась с требованиями международных  стандартов, что позволяет в явной форме трактовать категорию бюджетного дефицита. Введены категории налоговых и неналоговых доходов. Международная функциональная бюджетная классификация расходов адаптирована к современным российским условиям и особенностям государственного управления. В частности, изменения в классификации вызваны необходимостью осуществления контроля за привлечением заемных средств, изменением золотовалютных резервов, совокупных долговых обязательств государства, появлением новых расходов, трансфертных отношений с административными территориями.
       Группировка доходной части отечественного бюджета  на налоговые и неналоговые поступления - свидетельство сближения отечественной  классификации с международными стандартами.
       Важно, что российская классификация допускает отклонения от международных стандартов. Согласно последним, доходы должны делиться на общие доходы и полученные официальные трансферты. В свою очередь общие доходы группируются на текущие доходы и доходы от операций с капиталом. Платежи за использование природных ресурсов отражены в группе "налоговые доходы", что не соответствует международным стандартам.
       В части расходов в новой классификации  используются в соответствии с международными рекомендациями функциональный, экономический  и ведомственный принципы группировки бюджетных расходов. Традиционные и приоритетные для конкретного исторического этапа направления деятельности государства вытекают из его основных функций. Функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации представляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней, отражающую направления финансов на выполнение основных функций государства (государственное управление, обеспечение внутренней и внешней безопасности, международная деятельность, содействие научно-техническому прогрессу, социально-экономическое и культурное развитие).
       В функциональной классификации расходов бюджета выделены три группы расходов:
- текущие  (закупки товаров и оплата услуг,  выплаты процентов, субсидии и  текущие трансферты);
- капитальные (капитальные вложения в основные фонды, создание государственных запасов и резервов, приобретение земли и нематериальных активов, капитальные трансферты);
- предоставление  кредитов за вычетом погашения  (платежи органов государственного  управления, в результате которых у них появляются финансовые требования по отношению к другим экономическим единицам, либо они приобретают долевое участие в акционерном капитале предприятий минус поступления, уменьшающие объем или погашение подобных требований или долевого участия в акционерном капитале).  

2. Статистика денежного  обращения и кредита.
2.1. Задачи статистики  денежного обращения и кредита.
       Денежное  обращение - это движение денег во внутреннем обороте в наличной и  безналичной форме в процессе обращения товаров, оказания услуг и совершения различных платежей. Денежное обращение обслуживает движение не только товаров и услуг, но и ссудного и фиктивного капитала. Значительная часть платежного оборота в странах рыночной экономики приходится на финансовые операции, т.е. на сделки с различными видами ценных бумаг, ссудные операции, налоговые платежи и прочие финансовые сделки. Большая часть денежного оборота осуществляемся в безналичной форме, что связано с резким увеличением платежно-расчетных операций.
       Денежно-кредитное регулирование - составная и важнейшая часть мероприятий правительства по регулированию рыночной экономики. Это система мероприятий государства, направленных на стабилизацию денежного обращения, валютной системы, улучшение функционирования кредитной системы. Путем изменения денежной массы кредитных ресурсов государство воздействует на экономику.
       Задачи  статистики денежного обращения  сводятся к следующему:
- определение  денежной массы и ее структуры; 
- отображение  денежного обращения и оценка  факторов, влияющих на обесценивание денег;
- характеристика  кредитной политики;
- статистическое  изучение форм кредита; 
- изучение ссудного  процента. 

2.2. Категории,  классификации и система статистических  показателей денежного обращения.
       Система статистических показателей, характеризующих денежное обращение, опирается на категории, связанные с функциями денег, определениями денежной массы и ее структуры.
       Деньги  в качестве меры стоимости используются для измерения, сравнения стоимостей различных товаров и услуг. Деньги выполняют функцию средства обращения, если используются для покупки товаров и оплаты услуг. Являясь всеобщим эквивалентом, деньги позволяют производить куплю-продажу разнообразных товаров, они принимаются каждым продавцом и обеспечивают всеобщую покупательную способность. Деньги являются средством накопления. Эта функция состоит в сохранении стоимости, образующейся после реализации товаров и услуг, для совершения операций в будущем. Во внешнеэкономических отношениях деньги функционируют как мировые деньги.
       В соответствии с указанными функциями  система показателей, отображающих систему денежных отношений, включает следующие показатели:
- денежную массу,  ее структуру; 
- обеспеченность  денежными знаками обращения  общественного производства и  покупательная способность денежной единицы (национальной валюты);
- операции на  счетах, с депозитами, золотым запасом  государства; 
- операции с  валютой в международных экономических  отношениях.
В процессе обращения товаров, оказания услуг  и совершения различных платежей осуществляется движение денег во внутреннем обороте в наличной и безналичной форме.
       В России исчисляются четыре показателя. В российской практике категория "совокупная денежная масса" (денежный агрегат  М3) близка международным стандартам, хотя имеются некоторые различия в понимании и в трактовке ее составляющих - денежных агрегатов М1, М2.
       Самостоятельным компонентом денежной массы является показатель “денежная база”. Денежная база включает денежный агрегат М0 плюс денежные средства в кассах банков, обязательные резервы коммерческих банков в Центральном банке. Для контроля за динамикой денежной массы, анализа возможностей коммерческих банков расширять объемы кредитных вложений в экономику используется показатель “денежный мультипликатор”. Денежный мультипликатор - это коэффициент, который служит мерой увеличения денежной массы в обороте за счет роста банковских резервов.
       Предельная  величина денежного мультипликатора  равна величине обратной ставки обязательных резервов, устанавливаемых Центральным  банком для коммерческих банков.
       Вопросы соответствия количества денежных знаков объему обращения и факторов обесценения  денег статистически изучаются  посредством ряда показателей, среди  которых:
- количество  денежных единиц, необходимых в  данный период для обращения;
- масштабы опережения  произведения количества денег  на скорость обращения над  произведением уровня цен на  товарную массу; 
- показатель  инфляции.
       Обесценение денег, проявляющееся в росте  цен на товары и услуги (инфляция), - следствие переполнения каналов денежного обращения деньгами сверх потребностей производства и товарооборота. Инфляция, как правило, измеряется при помощи двух индексов дефляторов: дефлятора ВВП и индекса потребительских цен. Чаще всего для измерения инфляции (в потребительском секторе экономики) применяется индекс потребительских цен. К числу важных показателей статистики денежного обращения относится показатель изменения покупательской силы рубля (IП.С.Р), который измеряется как обратная сторона индекса потребительских цен (IП.Ц). 

2.3. Категории,  классификации и система статистических  показателей кредита.
       Кредит  обслуживает движение капитала и  постоянное движение различных общественных фондов. Благодаря кредиту в хозяйстве  производительно используются средства, высвобождаемые в ходе работы предприятий, в процессе выполнения государственного бюджета, а также сбережения отдельных граждан и ресурсы банков. В состав ресурсов для кредитования (ссудного фонда) входят:
- денежные  резервы предприятий, высвобождающиеся  в процессе кругооборота капитала;
- денежные  резервы, выступающие в виде  специальных фондов, а также фонд  амортизационных отчислений, используемые  для капиталовложений;
- государственный  денежный резерв, состоящий из  сумм текущих денежных ресурсов  бюджета; 
- фонд  денежных средств, специально выделяемый для развития кредитных отношений (например, для долгосрочного кредитования капиталовложений);
- денежные  накопления населения, аккумулируемые  банками; 
- эмиссия  денежных знаков, осуществляемая  в соответствии с ростом оборота наличных денег.
       В современных условиях известны следующие  формы кредита: банковский, коммерческий, заимствования государством, потребительский, межбанковский, межхозяйственный, международный.
       Принципы  кредитования и классификации кредитных  операций определяют структуру и содержание статистических показателей, измеряющих разные стороны кредитных отношений.
       Банковский  кредит - предоставление банками денежных средств в качестве ссуды юридическим (компаниям, предприятиям) и физическим лицам, а также государству. Банковский кредит отличается от коммерческого не только по объектам, но и по субъектам кредитования, а также по своей динамике. Субъектом банковского кредита выступают не только промышленные и торговые компании, но и сами кредитно-финансовые учреждения и рынок ценных бумаг. Движение банковского кредита в отличие от коммерческого кредита не находится в прямой зависимости от изменений объема производства и товарооборота. Банковский кредит делится на ссуду денег и ссуду капитала.
       К наиболее важным показателям отечественной статистики банковского кредита относятся: общий размер кредитования банками отраслей экономики и населения с выделением краткосрочного и долгосрочного кредитования, доля краткосрочных и долгосрочных кредитов в общей сумме кредитных вложений, просроченная задолженность предприятий и хозяйственных организаций по ссудам банков, процент за кредит и ставка рефинансирования (Центрального банка).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.