На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Культура как социальное явление. Понятие культурного шока

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 21.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление
Введение 3
1 Культура как предмет  социологического  анализа 5
2 Содержание, структура  и функции культуры 7
3 Понятие «Культурного  шока» 11
4 Формационный и  цивилизационный  подходы к культуре 13
Заключение 20
Список  использованной литературы 22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Человек – это единственный из живых существ  во всем мире, обитающий как бы в  двух мирах одновременно. С одной  стороны, он – это природное тело, подчиненное всем физическим, химическим и биологическим законам и  вне природного мира его существование  немыслимо. Эта жизнь, увы, коротка  и ограничена во времени и в пространстве. Но, с другой стороны, человек живет и в мире неприродном, сверхчувственном, созданном им самим - в мире культуры. Этот мир свободен от оков времен и расстояний.
          Культура  не просто формирует  и реализует  сущностные силы  человека, но реализует их в  диалоге, в обмене информацией,  эмоциями, знаниями. Освоение и развитие  социального опыта невозможно  вне общения. Культура возникает  вместе с людьми и вместе  с ними претерпевает исторические  изменения. Первый, еще самый тонкий  пласт культуры - зарождение языка  и речи послужил той разграничительной  линией, которая отделила мир  животных от мира людей, мир  биологический - от мира социального.
          Общество, создавая искусственную  природу, одновременно формирует  и людей, способных потреблять  зашифрованную в ней культуру. Так культура общества выявляет  свою двойственную природу. С  одной стороны, она - окаменевшие  накопленные формы деятельности, закрепленные в предметах, с  другой стороны - мысленные формы  деятельности, закрепленные в сознании  людей (живая культура). Живая  культура общества возникает  из единства предметного и  мыслимого компонентов. Материальные  и духовные, объективные и субъективные  составляющие культуры одного  общества могут не совпадать  с элементами культуры других  народов или эпох. Каждое общество  создает свои "культурные предметы" и своих "культурных индивидов". Из суммы этих полюсов и  возникают конкретно-исторические  типы культур. 

          Как видим, культура - это сложное  и  многоплановое явление, которое   отнюдь не сводится только  к этике поведения, искусству  или гуманитарным знаниям. Созданная  человеком и потому неприродная,  она включает в себя и отношение  к природе (культура экологическая), и отношение к себе самому  как к природному телу (культура  физическая) и отношение к себе  же, но как к явлению социальному  (культура экономическая и политическая).
       Данная тема особенно актуальна,  потому как именно культура  формирует личности членов общества, тем самым она в значительной  степени регулирует их поведение.  О том, насколько важна культура  для функционирования индивида  и общества, можно судить по  поведению людей, не охваченных  социализацией. Неконтролируемое, или  инфантильное, поведение так называемых  детей джунглей, которые оказались  полностью лишенными общения  с людьми, свидетельствует о том,  что без социализации люди  не способны усвоить упорядоченный  образ жизни, овладеть языком  и научиться добывать средства  к существованию.
          Основной  целью данной работы  является изучение культуры, как  социального явления. Для достижения данной цели в представленной работе необходимо решить следующие задачи:
     1) исследовать культуру как предмет социологического анализа;
     2) изучить содержание, структуру и функции культуры;
     3) дать понятие «культурного шока»;
     4)рассмотреть  формационный и цивилизационный  подход к культуре.
     Объектом  изучения данной работы являются общественные отношения, возникающие в культурной сфере, как социальном явлении.
     Предметом исследования является культура как социальное явление.
     Структура контрольной работы: данная работа состоит из введения, 4 пунктов, заключения и списка использованной литературы.

1 Культура как предмет социологического анализа

     Социальная  культура - это система социально значимых ценностей, норм и правил поведения, представлений, идей, верований и традиций общих для людей, социально приобретенных, передаваемых от поколения к поколению и служащих упорядочению опыта и соц. регулирования.
     Общество  как большая социальная группа и культура как способ регулирования поведения людей – двуединые стороны, два связанных аспекта социального взаимодействия людей, их жизнедеятельности. Это две наиболее общие и важные категории социологии, под углом которых рассматриваются все общественные явления и процессы. Благодаря культуре функционирует и воспроизводится социальная структура общества, а благодаря обществу культура формируется, уберегается от разрушения под влиянием внешних факторов. Социум и культура – это две взаимосвязанные и взаимодействующие подсистемы единой общественной жизни, одна из которых выражает форму и структуры социального взаимодействий людей и их коллективов, а другая – содержание, ценностно-смысловое значение таких взаимодействий.
     В социологии культура проявляется как  в материальной, так и в духовной форме. Это все, что явилось предметом  человеческой деятельности и усвоено  обществом.
     Социальную  роль культуры невозможно переоценить, т.к. она определяет само содержание любого социального явления или процесса, жизнедеятельности всего общества, социальных групп и личностей1. В истории социологической и социально-философской мысли выявились 2 основных подхода к определению места и роли культуры в жизни общества – материалистический и идеалистический. Кто исходил из материалистического понимания истории, видели в духовной культуре вторичный, надстроечный фактор такого развития, кто отдавал предпочтение историческому идеализму, видели именно в духовной культуре решающий момент в жизни и развитии общества.
     Социальная роль культуры проявляется в 3 аспектах:
     Культура  служит основой и решающим фактором превращения индивида в личность, его социализации.
     Обеспечивая единство ценностей, идеалов всех членов общества, соответствующая культура служит его важнейшей сплачивающей силой, во многом определяющая стабильность всей общественной системы.
     Культура  – важнейшая основа и фактор организации, регулирования и модернизации общественной жизни. Особенно велика социальная роль культуры проявляется в переходные эпохи развития общества .
        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 Содержание, структура и функции культуры

     Изучение  человеческих обществ, социальных групп  и жизни отдельных индивидов  ведется в нескольких основных направлениях.
     Во-первых, многие науки рассматривают человека как особый биологический вид  и особенности его естественного  существования в окружении природных  условий. При таком "природном" подходе чело-век по своему поведению  не отличается от животных. В этом отношении  его можно объединить с некоторыми видами млекопитающих, создающих сообщества высшего типа.
     Во-вторых, в изучении общества можно выделить сферу целенаправленной деятельности человека в освоении и преобразовании природы для удовлетворения им своих  потребностей. В эту сферу входят прежде всего материальное производство, распределение производимых продуктов, их обмен и потребление. Удовлетворение потребностей и развитый обмен продуктами позволяют видеть в человеке существо "экономическое". В ходе преобразующей  природу деятельности люди объединяются на основе производственных отношений, пытаясь стать независимыми от сил  природы.
     В-третьих, учеными выделяется чисто социальная особенность человеческих сообществ, необходимая для осуществления  всех видов совместной деятельности. При таком подходе предметом  исследования будут все человеческие знания, умения и навыки, общие нормы  взаимопонимания между людьми, которые  необходимы для упорядочения человеческих отношений, создания социальных институтов и системы контроля за распределением материальных благ. В данном случае речь идет об изучении человеческой культуры.
     Структура культуры
     Культура - явление многосложное, имеющее  свою структуру. Она делится на духовную и материальную2, что явилось следствием исторического разделения труда на: умственный и физический и его специализации. Духовная культура слагается из знаний, верований, искусства, нравственности, законов и обычаев, усвоенных человеком как членом общества. Духовная культура органически дополняется материальной, или производственной, включающей мир техники.
     Культура  тесно связана с религией, стоявшей у истоков ее возникновения и  развития и не случайно поэтому «культура» и «культ» имеют один корень. Глубина  тайны творения мира и человека, заключенная в сакральном знании, требовала и особого языка  передачи от поколения к поколению  этой полноты знания и заключения его в особые формы. Для этой цели служило искусство. Поэтому именно эти две формы духовной культуры - религия и искусство - стояли у  истоков ее возникновения, задолго  до возникновения других форм (науки, философии, права и др.).
     Проблема  соотношения религии и искусства  является одной из центральных при  рассмотрении необъятного мира человеческой культуры и созданных им общечеловеческих ценностей, имеющих специфические  средства и формы выражения в  каждой национальной культуре. Имея своим  предметом «внутреннюю реальность», искусство и религия своими корнями  были тесно связаны с ритуальным опытом древнего человека. Глубинные  пласты сакрального питали искусство  на всем протяжении его истории. Визуально  и вербально воплощались в  образы, содержащие в себе «проект» связи с миром «внутренней (подлинной) реальности», миром идеальных сущностей. Древние люди хорошо знали, что прикасаться  к миру божественных тайн необходимо со всей осторожностью и соблюдая определенные условия. Мир европейской  христианской культуры был наполнен символами и образами божественных откровений, созданными по Образу и  подобию, закрепленный и свято оберегаемый  традицией. Однако со временем традиция пошатнулась, и уже «то, что было откровением для людей, живших в  эпоху Просвещения, древние явно разумели…»
     Действительно, культура человечества богата и многообразна в своих проявлениях. Она включает в себя все, что создано трудом, разумом и творческой энергией человека - начиная от орудий труда, средств  транспорта, технических изобретений  и научных открытий, норм, философских  учений, систем политической власти, права, религиозных верований, разнообразных  традиций, ритуалов и праздников. Весь окружающий человека мир это мир  созданной им культуры, которая пронизывает  собой все сферы человеческой личности и общественную жизнь. Являясь  для человека естественной средой обитания, культуру называют также «второй  природой».
     Функции культуры
     Функции культуры – это совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению  к сообществу людей, порождающих  и использующих (практикующих) ее в  своих интересах; совокупность селектированных  историческим опытом наиболее приемлемых по своей социальной значимости и  последствиям способов (технологий) осуществления  коллективной жизнедеятельности людей3. При этом все функции культуры социальны, т.е. обеспечивают именно коллективный характер жизнедеятельности людей, а также определяют или корректируют почти все формы индивидуальной активности человека в силу его связанности с социальным окружением.
     Чем значительнее роль культуры в жизни  общества, тем многообразнее ее функции.
     Важнейшая - гуманистическая функция свидетельствует о том, что благодаря культуре смягчаются противоречия между человеком и природой, человеком и человеком. В отличие от животных человек не только пользуется тем, что предоставляет ему природа, но и создает свой, «очеловеченный» мир - культурную среду, которая является «второй природой».
     Благодаря присущему человеку стремлению к  красоте, он реализует эстетическую функцию, которая проявляется в том, что создавая разнообразный мир культуры, человек развивает и свои творческие силы и потребности. Он формирует свой духовный облик, являясь в то же время мерой создаваемой им культуры.
     В сочетании традиций и новаторства  осуществляется процесс исторической преемственности культурных ценностей. Тем самым, проявляется коммуникативная функция культуры - сохранение и передача социально-значимой информации, которую человек усваивает, совершенствует и вновь передает новым поколениям. Благодаря науке и искусству человек не утрачивает свои знания и опыт, а постоянно их обновляет, расширяя горизонты познания (гносеологическая, или познавательная функция).
     И, наконец, в процессе воспитания и  образования формируются нравственные ценности и мировоззренческие ориентиры  личности, а также эстетические вкусы  и идеалы (воспитательная функция). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3 Понятие «Культурного шока»

     Стрессогенное воздействие новой культуры на человека специалисты называют культурным шоком. В той или иной степени его  переживают практически все иммигранты, оказывающиеся в чужой культуре4. Он вызывает нарушение психического здоровья, более или менее выраженное психическое потрясение. Считается, что опыт новой культуры является неприятным, или шоковым, с одной стороны, потому что он неожидан, а с другой стороны, потому что он может привести к негативной оценке собственной культуры.
     Обычно  выделяют шесть форм проявления культурного  шока:
       • напряжение из-за усилий, прилагаемых  для достижения психологической  адаптации;
       • чувство потери из-за лишения  друзей, своего положения, профессии,  собственности;
       • чувство одиночества (отверженности)  в новой культуре, которое может  превратиться в отрицание этой  культуры;
       • нарушение ролевых ожиданий  и чувства самоидентификации;
       • тревога, переходящая в негодование  и отвращение после осознания  культурных различий;
       • чувство неполноценности из-за  неспособности справиться с ситуацией.
     Главной причиной культурного шока является различие культур (например, Германия - Украина). Каждая культура имеет множество  символов и образов, а также стереотипов  поведения, с помощью которых  мы можем автоматически действовать  в разных ситуациях5. Когда мы находимся в условиях новой культуры, привычная система ориентации оказывается неадекватной, поскольку она основывается совсем на других представлениях о мире, иных нормах и ценностях, стереотипах поведения и восприятия. Украинские бизнесмены и политики очень удивляются, когда узнают, что их немецкие партнеры или коллеги, являясь по немецким меркам очень состоятельными людьми, ездят на малолитражках и живут в маленьких уютных домиках. Обычно, находясь в условиях своей культуры, человек не отдает себе отчет, что в ней есть эта скрытая часть «культурного айсберга». Мы осознаем наличие этой скрытой системы контролирующих наше поведение норм и ценностей лишь тогда, когда попадаем в ситуацию контакта с иной культурой. Результатом этого и становится психологический, а нередко и физический дискомфорт — культурный шок.
     Симптомы  культурного шока могут быть самыми разными: от преувеличенной заботы о  чистоте посуды, белья, качестве воды и пищи до психосоматических расстройств, общей тревожности, бессонницы, страха. Они могут вылиться в депрессию, алкоголизм или наркоманию и даже привести к самоубийству.
       Разумеется, культурный шок имеет  не только негативные последствия6. Современные исследователи рассматривают его как нормальную реакцию, как часть обычного процесса адаптации к новым условиям. Более того, в ходе этого процесса личность не просто приобретает знания о новой культуре и о нормах поведения в ней, но и становится более развитой культурно, хотя и не испытывает при этом стресс. Поэтому с начала 1990-х годов специалисты предпочитают говорить не о культурном шоке, а о стрессе аккультурации.

4 Формационный и цивилизационный подходы к культуре

       Согласно формационному подходу, представителями которого были К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин и др., общество в своём развитии проходит через определённые, сменяющие друг друга этапы - общественно-экономические формации - первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Общественно-экономическая формация - это исторический тип общества, основанный на определённом способе производства. Способ производства включает в себя производительные силы и производственные отношения7. К производительным силам относятся средства производства и люди с их знаниями и практическим опытом в сфере экономики. Средства производства, в свою очередь, включают в себя предметы труда (то, что обрабатывается в процессе труда - земля, сырьё, материалы) и средства труда (то, с помощью чего обрабатываются предметы труда - инструменты, оборудование, техника, производственные помещения). Производственные отношения - это отношения, которые возникают в процессе производства и зависят от формы собственности на средства производства.
     В чём же выражается зависимость производственных отношений от формы собственности  на средства производства? Возьмём  для примера первобытное общество. Средства производства там являлись общей собственностью, поэтому и  трудились все сообща, а результаты труда принадлежали всем и распределялись поровну. Напротив, в капиталистическом  обществе средства производства (земля, предприятия) находятся в собственности  частных лиц - капиталистов, поэтому  и производственные отношения другие. Капиталист нанимает рабочих. Они производят продукцию, но распоряжается ею тот  самый владелец средств производства. Рабочие только получают зарплату за свой труд. 

     Как же идёт развитие общества согласно формационному  подходу? Дело в том, что существует закономерность: производительные силы развиваются быстрее, чем производственные отношения. Совершенствуются средства труда, знания и навыки человека, занятого в производстве. Со временем возникает  противоречие: старые производственные отношения начинают сдерживать развитие новых производительных сил. Для  того чтобы производительные силы имели  возможность развиваться дальше, необходима замена старых производственных отношений новыми. Когда это происходит, меняется и общественно-экономическая  формация.
     Например, при феодальной общественно-экономической  формации (феодализме) производственные отношения следующие. Основное средство производство - земля - принадлежит  феодалу. Крестьяне за пользование  землёю выполняют повинности. Кроме  того, они лично зависят от феодала, а в ряде стран были прикреплены  к земле и не могли уйти от своего господина. Тем временем общество развивается. Совершенствуется техника, зарождается  промышленность. Однако развитие промышленности сдерживается практически отсутствием  свободных рабочих рук (крестьяне  зависят от феодала и не могут  уйти от него).
     Низка покупательная способность населения (в основном население состоит  из крестьян, у которых нет денег  и соответственно возможности приобретать  различные товары), а значит, нет  большого смысла увеличивать промышленное производство. Получается, что для  развития промышленности необходимо заменить старые производственные отношения  новыми. Крестьяне должны стать свободными. Тогда у них появится возможность  выбора: или по-прежнему заниматься сельскохозяйственным трудом или, например, в случае разорения, наняться на работу на промышленное предприятие. Земля  должна стать частной собственностью крестьян. Это позволит им распоряжаться  результатами своего труда, продавать  произведённую продукцию, а на полученные деньги приобретать промышленные товары. Производственные отношения, при которых существует частная собственность на средства производства и результаты труда, используется наёмный труд - это уже капиталистические производственные отношения. Они могут установиться либо в ходе реформ, либо в результате революции. Так на смену феодальной приходит капиталистическая общественно-экономическая формация (капитализм).
     Как отмечалось выше, формационный подход исходит из того, что развитие общества, различных стран и народов  идёт по определённым ступеням: первобытнообщинный строй, рабовладельческий строй, феодализм, капитализм и коммунизм. В основе этого процесса лежат изменения, происходящие в сфере производства. Сторонники формационного подхода  считают, что ведущую роль в общественном развитии играют исторические закономерности, объективные законы, в рамках которых  и действует человек8. Общество неуклонно движется по пути прогресса, поскольку каждая последующая общественно-экономическая формация прогрессивнее предыдущей. Прогресс же связан с совершенствованием производительных сил и производственных отношений.
     У формационного подхода есть свои недостатки. Как показывает история, далеко не все страны вписываются  в ту «стройную» схему, которую предложили сторонники этого подхода. Например, во многих странах не было рабовладельческой  общественно-экономической формации. А что касается стран Востока, то их историческое развитие вообще было своеобразным (для решения этого  противоречия К. Маркс придумал понятие  «азиатский способ производства»). Кроме  того формационный подход под все  сложные общественные процессы подводит экономическую основу, что не всегда корректно, а также отодвигает роль человеческого фактора в истории  на второй план, отдавая приоритет  объективным законам.
     Цивилизационный подход к развитию общества. Слово  «цивилизация» происходит от латинского «civis», что означает «городской, государственный, гражданский». Уже в античные времена оно противопоставлялось понятию «silvaticus» - «лесной, дикий, грубый». В дальнейшем понятие «цивилизация» приобрело различные значения, возникло множество теорий цивилизации. В эпоху Просвещения под цивилизацией стали понимать высокоразвитое общество, имеющее письменность и города.
     На  сегодня существует около 200 определений  этого понятия. Например, Арнольд  Тойнби (1889-1975), сторонник теории локальных  цивилизаций, называл цивилизацией устойчивую общность людей, объединённых духовными традициями, сходным образом  жизни, географическими, историческими  рамками. А Освальд Шпенглер (1880 - 1936), основоположник культурологического  подхода к историческому процессу, считал, что цивилизация - это высший уровень, завершающий период развития культуры, предшествующий её смерти. Одно из современных определений этого  понятия такое: цивилизация - это  совокупность материальных и духовных достижений общества.
     Существуют  различные теории цивилизации. Среди  них можно выделить две основные разновидности.
     Теории  стадиального развития цивилизации (К. Ясперс, П. Сорокин, У. Ростоу, О. Тофлер и др.) рассматривают цивилизацию  как единый процесс прогрессивного развития человечества, в котором  выделяются определённые этапы (стадии). Этот процесс начался в глубокой древности, когда человечество перешло  от первобытности к цивилизованности. Он продолжается и в наши дни. За это время произошли большие  общественные изменения, которые затронули  социально-экономические, политические отношения, культурную сферу.
     Так, видный американский социолог, экономист, историк ХХ века Уолт Уитмен Ростоу создал теорию стадий экономического роста. Таких стадий он выделял пять: 1) Традиционное общество. Существуют аграрные общества с довольно примитивной  техникой, преобладанием сельского  хозяйства в экономике, сословно-классовой структурой и властью крупных земельных собственников. 2) Переходящее общество. Растёт сельскохозяйственное производство, появляется новый вид деятельности - предпринимательство и соответствующий ему новый тип предприимчивых людей. Складываются централизованные государства, усиливается национальное самосознание. Таким образом, созревают предпосылки для перехода общества на новую ступень развития. 3) Стадия «сдвига». Происходят промышленные революции, за которыми следуют социально-экономические и политические преобразования. 4) Стадия «зрелости». Идёт научно-техническая революция, растёт значение городов и численность городского населения. 5) Эра «высокого массового потребления». Наблюдается значительный рост сферы услуг, производства товаров потребления и превращение их в основной сектор экономики9 .
     Теории  локальных (локальный с лат, - «местный») цивилизаций (Н.Я. Данилевский, А. Тойнби) исходят из того, что существуют отдельные цивилизации, большие исторические общности, которые занимают определённую территорию и имеют свои особенности социально-экономического, политического и культурного развития.
     Локальные цивилизации - это своего рода элементы, составляющие общий поток истории. Они могут совпадать с границами  государства (китайская цивилизация), а могут включать в себя несколько  государств (западноевропейская цивилизация). Локальные цивилизации представляют собой сложные системы, в которых  взаимодействуют друг с другом разные компоненты: географическая среда, экономика, политическое устройство, законодательство, религия, философия, литература, искусство, быт людей и т.д. Каждый из этих компонентов несёт на себе печать своеобразия той или иной локальной  цивилизации. Это своеобразие весьма устойчиво. Конечно, с течением времени цивилизации меняются, испытывают внешние воздействия, но остаётся некая основа, «ядро», благодаря которому одна цивилизация всё равно отличается от другой.
     Один  из основоположников теории локальных  цивилизаций Арнольд Тойнби считал, что история - нелинейный процесс. Это  процесс зарождения, жизни и гибели не связанных друг с другом цивилизаций  в различных уголках Земли. Тойнби подразделял цивилизации на основные и локальные. Основные цивилизации (например, шумерская, вавилонская, эллинская, китайская, индусская, исламская, христианская и др.) оставили яркий след в истории  человечества и косвенно повлияли на другие цивилизации. Локальные цивилизации  замыкаются в национальных рамках, их около тридцати: американская, германская, русская и др.
     Движущими силами цивилизации Тойнби считал: вызов, брошенный цивилизации извне (невыгодное географическое положение, отставание от других цивилизаций, военная  агрессия); ответ цивилизации в  целом на этот вызов; деятельность великих  людей, талантливых, «богоизбранных»  личностей.
     Существует  творческое меньшинство, которое ведёт  за собой инертное большинство, чтобы  дать ответ на вызовы, брошенные  цивилизации. В то же время инертное большинство склонно «тушить», поглощать  энергию меньшинства. Это ведёт  к прекращению развития, застою.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.