На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Ценовая дискриминация: теория и практика использования

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 21.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное  учреждение высшего  профессионального  образования 
 

ИНСТИТУТ  ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ 
 

Кафедра «Экономическая теория» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
по дисциплине «Экономическая теория»
на тему «Ценовая дискриминация: теория и практика использования» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………...3
    Сущность ценовой дискриминации………………………………………….4
      Ценообразование при рыночной власти…………………………………4
      Понятие и условия возникновения ценовой дискриминации…………..6
      Степени ценовой дискриминации и ее последствия……………………10
2. Тарифы на  железнодорожный проезд и ценовая  дискриминация …………21
    1.1 Особенности тарифной системы железнодорожного транспорта
           России ……………………………………………………………………..21
    1.2 Цены на билеты и ценовая дискриминация……………………………..25
Заключение…………………………………………………………………….….29
Список литературы и источников……………………………………………….30                                                
 

Введение
     Целью деятельности  фирмы является, прежде всего, максимизация прибыли. Одним из возможных способов увеличения прибыли для производителя, в той или иной мере обладающего монопольной властью, является ценовая дискриминация, т. е. продажа гомогенного блага по различным ценам разным покупателям; при этом различия в ценах не связаны с затратами производства и доставки товара на рынок.
     В общем виде речь может идти либо о практике какой-либо отдельной  фирмы-продавца, либо о поведении  отдельного покупателя, если он сам  в состоянии назначить разные цены спроса для разных продавцов, причем последние по тем или иным причинам соглашаются на его условия. Обычно рассматривается вариант дискриминационного поведения продавца как наиболее часто встречающийся.
     Проблема  применения ценовой дискриминации является актуальной в наше время, так как ценовая дискриминация окружает нас практически везде, будь то поход в кино, проезд в автобусе или ином транспорте, покупка товаров или плата за коммунальные услуги.
     Целью написания данной работы является рассмотрение теоретических основ ценовой дискриминации и использования ценовой дискриминации на практике.
     Для достижения поставленной цели в работе определены следующие задачи: определение  понятия и сущности ценовой дискриминации, рассмотрение типов ценовой дискриминации, последствий ценовой дискриминации, практики использования ценовой дискриминации.
     Работа  состоит из двух глав, первая из которых  содержит три параграфа, а вторая два. Первая глава  построена на описании теоретических основ ценовой дискриминации. Для написания  главы использованы в основном учебные пособия. Вторая глава рассматривает применение ценовой дискриминации на практике. Для ее написания использованы материалы статей из журналов и информация с сайтов.
 

      1. Сущность ценовой  дискриминации 

     1.1. Ценообразование при рыночной власти
                Рыночная власть фирмы - это степень влияния фирмы на механизм рынка и его процессы (формирование спроса и предложения,  уровень  цен,  конкуренция)  и  на  другие фирмы.  В  зависимости  от  этого  существуют  несколько видов рынка, но самая его крайняя форма - монополия. Только фирма-монополист способна жестко регулировать процесс  ценообразования  и  объема  выпуска  продукции, которые являются основными рыночными характеристиками.
     Рыночная  власть — явление довольно распространенное. Во многих отраслях действуют лишь несколько фирм, и поэтому каждый производитель обладает некоторой монопольной властью. А многие фирмы, покупающие сырье, трудовые ресурсы или товары специального производственного назначения, обладают некоторой монопсонической властью на рынках этих факторов производства. Проблема, которая стоит перед руководителями таких фирм, заключается в том, как использовать свою рыночную власть наиболее эффективным образом. Они должны решить, какие установить цены, выбрать количество используемых факторов производства, определить объем выпуска продукции в краткосрочном и долгосрочном периодах, чтобы максимизировать прибыль фирмы.
     Руководить  фирмой, имеющей рыночную власть, труднее, чем управлять совершенно конкурентной фирмой. Фирма, продающая свой товар в условиях совершенной конкуренции, неспособна оказывать влияние на рыночную цену. В итоге руководителям приходится беспокоиться только о затратах фирмы, выбирая такой объем производства, при котором цена равна предельным издержкам. Руководителям же фирмы с монопольной властью надо также думать о характеристиках спроса. Даже если они устанавливают единую цену на всю выпускаемую фирмой продукцию, они должны знать, по крайней мере, приблизительную величину эластичности спроса, чтобы определить, какой должна быть эта цена (и соответствующий объем производства). Цена является одним из элементов управления рыночным механизмом хозяйствования и отражает закономерности развития экономики и конъюнктуру товарного рынка. Одновременно цена - важнейший показатель для каждого конкретного предприятия, т.к. предопределяет размер его доходов и прибыли, т.е. финансовое благополучие.
     Все стратегии ценообразования имеют  одну общую черту — они являются различными способами присвоения излишка потребителя и его перераспределения в пользу производителя. Излишек потребителя - это разница между тем максимумом, который потребитель готов заплатить за товар, и рыночной ценой этого товара.
       Предположим, фирма продает весь  объем произведенной продукции по единой цене. Чтобы максимизировать прибыль, она выбирает цену Р* и соответствующий ей объем выпуска продукции Q* на пересечении кривых предельных издержек МС и предельного дохода МR, что показано на рис.1.1. В этом случае фирма уже имеет прибыль, но ее руководители могут задуматься над тем, как сделать фирму еще более прибыльной.
                Они знают, что некоторые покупатели (на отрезке А кривой спроса) заплатили бы больше, чем Р*. Повышение цены, однако, означало бы потерю ряда покупателей, уменьшение объема реализации и снижение прибыли. Аналогично, некоторые потенциальные покупатели не покупают продукцию фирмы, потому что они не могут заплатить такую высокую цену, как Р*. Однако многих из них устраивает цена, меньшая, чем Р*, но все же превышающая предельные издержки фирмы. (Эти покупатели находятся на участке В кривой спроса) Снизив цену, фирма смогла бы продать товар покупателям группы В, но получила бы меньший доход от других своих клиентов, а значит, и меньшую прибыль.
     Присвоить излишек потребителя (или, по крайней  мере, его часть) покупателей группы А, а также получить прибыль от реализации продукции потенциальным покупателям группы В, фирма может путем назначения различной цены для разных групп покупателей, в соответствии с их расположением на кривой спроса. . Например, для ряда покупателей группы А будет назначена более высокая цена Р1, для некоторых покупателей из группы В будет назначена более низкая цена Р2, а для покупателей между группами А и В — цена Р*(см. рис.1.1.).
            
Рисунок 1.1. Присвоение излишка потребителя
     Установление  различных цен для разных групп  потребителей - основа ценовой дискриминации. 
 

1.2. Понятие и условия  возникновения ценовой  дискриминации
     Термин "дискриминация" образован от латинского discriminatio, что означает различие, различение. Под ценовой дискриминацией понимают практику установления разных цен на один и тот же товар при условии, что различия в ценах не связаны с затратами. Фирма продает одинаковые товары по разным ценам различным покупателям, в зависимости от их платежеспособности.
     Смысл дискриминационного поведения состоит  в том, чтобы использовать все  возможности для назначения максимальной цены на каждую продаваемую единицу  товара. Это значит, что дискриминации  может подвергаться как один и тот же покупатель, например, в зависимости от закупаемого количества товара, так и разные покупатели.
     Сделанный в определении акцент на отсутствие связи ценовых различий с затратами  не случаен. Цены реальных сделок обычно отличаются друг от друга из-за несовпадения условий доставки, страховки, упаковки, кредита, дополнительного сервиса, комплектации, а также по причине обеспечения изготовителем особых качественных характеристик изделия в соответствии с индивидуальными запросами потребителей. В тех случаях, когда покупатель оплачивает особенности индивидуальной сделки, требующие соответствующих затрат, ценовые различия, не являются дискриминационными. И наоборот, оплачивая то, что не требует дополнительных расходов, покупатель подвергается ценовой дискриминации.
     Все то, что может подорвать какое-либо направление конкурентных отношений, а также расчленить единое конкурентное пространство, создает предпосылки  для ценовой дискриминации.
     Ценовая дискриминация возникает на основе реальных противоречий рыночного механизма. Одна из особенностей его функционирования - приведение всех индивидуальных оценок и возможностей к единому усредненному, наиболее представительному уровню. На рынке все равны. Но за общей кривой спроса скрывается совокупность разных индивидуальных ценностных оценок потребителей при разных бюджетных возможностях. Это значит, что при единой рыночной цене всегда есть покупатели, готовые заплатить больше за то же количество товара.
     Предпосылки возникновения ценовой дискриминации:
     1. Если продавец обладает достаточно высокой степенью монопольной власти, обеспечивающей ему контроль над производством 
и ценами.  Если фирма не обладает определенной степенью влияния на рынок - рыночной властью, то ее решения никоим образом не могут повлиять на действия покупателей, на рыночную цену и на получаемую ею прибыль. Следовательно, возможность воздействовать на спрос посредством изменения объемов выпуска и цен товара составляет первое необходимое условие существования эффективной ценовой дискриминации.

     2. Если можно сегментировать рынок  — разбить покупателей 
на разные группы, различающиеся степенью эластичности спроса 
по цене. Если производитель собирается осуществлять ценовую дискриминацию, то он должен произвести селекцию потребителей на группы. Например, он может осуществить прямое деление покупателей на классы, используя информацию о предпочтениях разных групп (производится деление рынка на сегменты с различной эластичностью спроса). Если информации о предпочтениях каждого потребителя нет, то деление может производиться и косвенно через выбор потребителей между различными товарными наборами (ценовая дискриминация второй степени использует механизм самоотбора, покупатели разделяются в зависимости от их готовности платить). Факторами сегментации покупателей могут выступать:

     - пространственные (продажа в городе и деревне, в разных районах города и т.п.);
     - временные (разные цены на одно благо в зависимости от времени суток и сезона);
     - доходы потребителей (услуги врачей, юристов и т.п. для разных социальных групп);
     - объем потребляемого блага (минимальная партия и т.п.);
     -социальный  статус потребителей (учащиеся, пенсионеры, военнослужащие и т.п.).
     3. Если тот, кто покупает товар  дешевле, не может затем перепродать его дороже. Когда фирма разделяет рынок путем ценовой дискриминации на сектора с разной ценовой эластичностью спроса и, следовательно, назначает цены разного уровня, у потребителей с низкой ценовой эластичностью возникает соблазн арбитража - купив товар по относительно низкой цене, перепродать его тем потребителям, которые готовы платить за него высокую цену. В таком случае дополнительная прибыль от ценовой дискриминации достается не фирме, а потребителям, осуществляющим арбитраж.
     Цены  могут различаться в зависимости  от:
    качества товара или услуги;
    объема потребления (скидки оптовым покупателям);
    дохода покупателя, если он известен продавцу;
    времени покупки (дневное или ночное время, будни или 
    выходные, разгар или конец сезона и т. д.).

     На  первый взгляд, фирма, практикующая ценовую  дискриминацию, кажется нетипичной. Однако в реальной жизни элементы такого поведения встречаются на каждом шагу. Это — билеты в кинотеатр на дневные и вечерние сеансы, плата за электричество для фирм и домохозяйств, билеты в музей для взрослых, детей, студентов, пенсионеров, индивидуальные и групповые авиабилеты и т. д. Во всех этих случаях фирмы, практикующие дискриминацию, присваивают часть потребительского излишка.
     Ценовую дискриминацию можно рассмотреть  на примере билетов в музей.
     Допустим, что всех посетителей музея делят на две большие группы — российских граждан и иностранцев; российские граждане делятся еще на три группы — дети, студенты и взрослые. Таким образом, выделяется четыре категории потребителей — дети, студенты, взрослые, иностранцы. Для каждой категории назначается своя особая цена. Допустим, дети платят РЕ, студенты — Р1, взрослые — Р2, а иностранцы — Р3, это отражено на рис.1.2. Таким образом, фирма, используя ценовую дискриминацию, присваивает значительную часть потребительского излишка (заштрихованные секторы), устанавливая цены выше равновесного уровня РЕ.
                     
     Рисунок 1.2 Пример ценовой дискриминации 
 

1.3. Степени ценовой  дискриминации и  ее последствия
     Дискриминация цен может принимать три формы, которые называют ценовой дискриминацией первого, второго и третьего рода.
     1. Ценовая дискриминация первого  рода.
     В идеале фирма хотела бы назначить  разную цену для каждого из своих  покупателей. Если бы она могла, она назначила бы для каждого покупателя максимальную цену, которую покупатель готов заплатить за каждую приобретаемую единицу товара. Эта максимальная цена называется субъективной ценой покупателя. Практика взимания с каждого покупателя платы, равной его субъективной цене, называется ценовой дискриминацией первого рода.
     Для того чтобы определить, как это влияет на прибыль фирмы, нужно определить, какую прибыль получает фирма при назначении единой цены P*.
     Чтобы выяснить это, можно сложить прибыль  от каждой дополнительной произведенной и проданной единицы, вплоть до объема Q*. Эта дополнительная прибыль от каждой единицы продукции равна разности предельного дохода и предельных издержек. С каждой дополнительной единицей предельный доход снижается, а предельные издержки возрастают, и потому совокупный объем производства фирмы составляет Q*,  при котором предельный доход равен предельным издержкам. Совокупная переменная прибыль равна сумме прибылей от каждой дополнительной единицы продукции и, следовательно, представлена площадью между кривыми предельного дохода и предельных издержек. Излишек потребителя представлен площадью выделенного треугольника между кривой среднего дохода и ценой P*, которую платят покупатели.
     А что произойдет, если фирма будет  использовать совершенную ценовую  дискриминацию (дискриминацию первого  рода)? Так как в этом случае каждому покупателю назначается именно та цена, которую он готов заплатить, кривая предельного дохода перестает играть какую бы то ни было роль в выборе фирмой объема производства. Теперь прирост дохода от каждой дополнительно проданной единицы продукции просто равен цене, уплаченной за эту единицу товара. Следовательно, он определяется кривой спроса.
     Ценовая дискриминация, однако, не влияет на структуру  издержек фирмы, и издержки на производство каждой дополнительной единицы продукции, как и прежде, представлены кривой предельных издержек фирмы. Следовательно, в этом случае прибыль от производства и сбыта каждой дополнительной единицы продукции равна разнице между ее ценой, определяемой по кривой спроса и предельными издержками. До тех пор, пока цена превышает предельные издержки, фирма имеет возможность увеличивать прибыль, расширяя производство. Фирма так и будет поступать до тех пор, пока не достигнет объема производства Q**. При Q** цена равна предельным издержкам, и дальнейшее увеличение производства приведет к падению прибыли.
     Совокупная  прибыль, соответствующая теперь площади между кривыми спроса и предельных издержек, отражена на рис.1.3. Совокупная прибыль стала значительно больше. (Дополнительная прибыль от дискриминации цен соответствует более темной затененной площади). Так как для каждого покупателя назначена максимальная цена, которую он готов заплатить, весь излишек потребителя оказался присвоенным фирмой.
                        
Рисунок 1.3. Дополнительная прибыль от дискриминации первого рода 

     На  практике совершенная ценовая дискриминация  первого рода почти неосуществима. Во-первых, как правило, невозможно назначить для каждого отдельного покупателя свою цену. Во-вторых, фирма обычно не знает субъективной цены каждого покупателя. Даже если бы фирма проводила опросы, сколько каждый покупатель готов заплатить за товар, она вряд ли получила бы честные ответы. Ведь в интересах покупателя заявить, что он заплатит очень недорого (потому что тогда ему назначат низкую цену).
     Однако иногда фирмы могут осуществлять несовершенную (на практике) ценовую дискриминацию, назначая несколько различных цен на свой товар (с учетом оценок субъективных цен своих покупателей). Это происходит тогда, когда фирмы представлены такими специалистами, как врачи, юристы, бухгалтеры или архитекторы, хорошо знающие своих клиентов. В этом случае готовность клиента заплатить за услуги поддается оценке и размеры оплаты устанавливаются в соответствии с этой оценкой. Например, врач может согласиться на уменьшение гонорара от пациента с низким доходом, готовность которого заплатить невелика или здоровье которого застраховано на меньшую сумму, но выставить более крупный счет клиентам с высоким доходом или дорогостоящей страховкой.
     Еще один пример касается порядка взимания платы за обучение в колледжах и университетах. Колледжи не делают различий между студентами в оплате обучения по одной и той же программе. Вместо этого они предоставляют финансовую поддержку в виде стипендии или льготного кредита, что ведет к уменьшению чистой платы за обучение. Так как для получения финансовой помощи от колледжа студент обязан представить информацию о доходе и уровне благосостояния своей семьи, то колледж получает возможность поставить объем финансовой поддержки того или иного студента в зависимость от его готовности заплатить за обучение. Таким образом, более обеспеченные студенты платят за обучение больше, а менее обеспеченные — меньше.
     Рис.1.4. иллюстрирует подобную несовершенную ценовую дискриминацию первого рода. В этом примере, если бы цена на товар была единой для всех, то она была бы установлена на уровне Р4 . Вместо этого назначены шесть различных цен, самая меньшая из которых Р6 .находится чуть выше точки, где кривая предельных издержек пересекает кривую спроса. Отметим, что в данной ситуации те покупатели, которые не способны заплатить цену Р4 и выше, выигрывают: теперь они имеют возможность приобрести товар и получают, по крайней мере, хоть небольшой излишек потребителя. Действительно, если дискриминация цен обеспечит доступ на рынок достаточному числу новых покупателей, совокупное благосостояние потребителей может возрасти и, таким образом, как производитель, так и потребитель выиграют.
                     
Рисунок 1.4. Применение на практике ценовой дискриминации первого рода 

     2. Ценовая дискриминация второго  рода.
     Для некоторых рынков характерна следующая  ситуация: каждый потребитель покупает несколько единиц товара в течение  определенного времени, и его  субъективная цена снижается по мере увеличения потребляемого количества. К товарам относятся, например, вода, топливо для обогревания зданий и электроэнергия. Каждый из потребителей может заплатить за несколько сот киловатт-часов электроэнергии в месяц, но его готовность платить снижается с ростом потребления. (Первая сотня киловатт-часов может быть особенно ценной для потребителя, обеспечивая работу холодильника и минимальное освещение. Экономия становится возможной при увеличении потребления и целесообразной, если цена высока.) В этой ситуации фирма имеет возможность осуществлять дискриминацию цен в зависимости от потребляемого количества. Такой вид дискриминации называется ценовой дискриминацией второго рода. Она заключается в назначении разных цен за различные количества одних и тех же товаров или услуг.
     Примером данного вида дискриминации является практика установления цен компаниями по электроснабжению, когда цены различаются в зависимости от объемов потребления электроэнергии. Если существует экономия от масштаба, а значит, средние и предельные издержки снижаются при увеличении объемов производства, государственное ведомство, контролирующее цены компании, может поощрять такую практику ценообразования. Расширение производства при значительной экономии от масштаба приводит к росту потребительского благосостояния одновременно с увеличением прибыли компании. Причина заключается в общем снижении цен при одновременном уменьшении издержек на производство единицы продукции. Последнее дает возможность электрическим компаниям получить прибыль, несмотря на снижение цен.
     Рис.1.5. иллюстрирует ценовую дискриминацию второго рода в случае, когда фирма имеет снижающиеся средние и предельные издержки. Если бы устанавливалась единая цена, она была бы равна Р0 при объеме производства Q0. Вместо этого назначены три различные цены в зависимости от объемов потребления. Для первого блока объемов потребления назначена цена P1, для второго — Р2 и для третьего — Р3.
                            
Рисунок 1.5. Ценовая дискриминация второго  рода 

     3. Ценовая дискриминация третьего рода.
     Данная  форма ценовой дискриминации  разделяет потребителей на две или  большее число групп, для каждой из которых характерна своя кривая спроса. Это наиболее распространенная форма ценовой дискриминации, ее примеры многочисленны: обычные  тарифы на авиабилеты и "специальные" тарифы,  первосортные спиртные напитки и алкогольная продукция других сортов, консервированные продукты и мороженые овощи, скидки для студентов и пенсионеров и т.д.
     В каждом отдельном случае при выделении  категорий потребителей используются различные критерии. Например, студенты и пожилые люди за многие товары способны заплатить в среднем меньше, чем остальные группы (потому что их доходы ниже), и их легко выделить среди других (по студенческим билетам или водительским правам). Точно так же разделяя пассажиров на туристов и лиц, отправляющихся в служебные командировки (авиакомпании в которых работают потенциальные пассажиры, как правило, готовы заплатить за авиабилеты намного больше, чем частные лица), авиакомпании могут ограничить продажу дешевых билетов, пуская их лишь в предварительную продажу. В случае со спиртными напитками или в случае с продажей продуктов питания высшего качества этикетки и торговые марки, стоящие на продуктах, сами распределяют потребителей на соответствующие категории. Многие потребители готовы платить больше за фирменную продукцию, даже если она не отличается или почти не отличается от обычной (и зачастую производится той же самой компанией).   
     Каким образом фирма устанавливает  цену для каждой категории потребителей, осуществляя ценовую дискриминацию  третьего рода? Разделим процесс ценообразования  на два этапа. Во-первых, независимо от объема производства общее количество выпускаемой продукции надо распределить между группами покупателей так, чтобы предельные доходы для всех групп были одинаковы. Иначе фирма не получит максимальной прибыли. Например, если предельный доход от продажи продукции потребителям первой группы MR1 превышает предельный доход от продажи продукции потребителям второй группы MR2 , то фирме целесообразно увеличить объем реализации потребителям первой группы и снизить объем реализации товаров потребителям второй группы. Этого можно достичь, снижая цену для потребителей первой группы и поднимая цену на товары, продаваемые потребителям второй группы. В любом случае цены должны быть такими, чтобы предельные доходы от продажи товара разным группам потребителей были одинаковы.
     Во-вторых, совокупный объем производства должен быть таким, чтобы предельный доход от реализации продукции каждой группе потребителей равнялся предельным издержкам производства. Если это равенство не выполняется, фирма может увеличить свою прибыль, наращивая или снижая совокупный объем производства (и снижая или поднимая цены на продукцию для обеих групп потребителей). Например, предположим, что предельный доход одинаков для всех групп потребителей, но превышает предельные издержки производства. Тогда фирма может повысить прибыль, увеличивая совокупный объем производства. При этом фирма снизит цены на продукцию, продаваемую обеим группам потребителей, и поэтому предельные доходы от продажи товара каждой группе снизятся (но будут равны между собой) и сравняются с предельными издержками (которые возрастают по мере увеличения совокупного объема производства).
     Таким образом: MR1=MC.
     По  аналогии, для продукции, продаваемой  второй группе потребителей, должно выполняться условие: MR2=MC.
     Объединив данные уравнения видно, что цены и объем производства должны быть установлены так, чтобы
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.