На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Прокуратура РФ. История, современность, перспективы

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 21.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Государственное Образовательное  Учреждение Высшего  Профессионального  Образования
«Уральская  Государственная  Юридическая Академия»
Вечерний  Факультет
Кафедра правоохранительных органов 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ
На  тему: «Прокуратура РФ. История, современность, перспективы» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Исполнил: студентка 1 курса, 12 группы
Зинченко  Александра Владимировна
                                                                   Проверил: Палеев  Петр Алексеевич 
 
 
 
 
 
 

Екатеринбург 2011
Оглавление
    Введение
    История возникновения и развития прокуратуры РФ:
    A. Российская прокуратура (1711-1917)
    B. Прокуратура России советского периода (1917-1991гг.)
3. Прокуратура Российской Федерации. Современность.
A. Структура
    B. Основные направления деятельности органов прокуратуры РФ
    C. Государственная служба в органах прокуратуры и управления прокуратурой
4. Перспективы развития  прокуратуры РФ
5. Вывод
6. Список используемой  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.
Органы прокуратуры  в нашей стране – одна из основных составляющих правоохранной деятельности. Осуществляя надзор за действиями должностных лиц и организаций, прокуратура обеспечивает гражданам и государству главнейший конституционный принцип жизни и взаимодействия общества – законность. Кроме того, выступая в судебных заседаниях, прокурор осуществляет обвинение от лица государства и охраняет права и свободы не только государству и его гражданам, но и изгнанным из общества индивидам – осужденным, лицам, проходящим наказание.
По моему мнению, прокуратура в РФ – важнейшая система органов не только в жизни государства, но и народа.
Тема данной курсовой работы актуальна в силу того, что, процесс формирования правового государства неразрывно связан с развитием демократии, всесторонней защитой прав человека и гражданина, установлением права в общественных отношениях, соблюдением принципа социальной справедливости, кроме того, происходящие в стране радикальные перемены в политической и экономической жизни не могут в этой связи не затронуть основные государственные институты, в том числе правоохранительные органы, а значит и прокуратуры, как основного их звена. Слишком часто требования закона игнорируются сегодня как гражданами, так и чиновниками. Неэффективность работы прокуратуры существенно снижает ее авторитет в обществе, порождает мнение об ее политической некомпетентности. Вышесказанное актуализирует осмысление отечественного и зарубежного опыта институционализации прокуратуры, современного конституционно-правового статуса прокуратуры, поиск путей оптимизации ее деятельности, повышения его действенности, "оправдания" данного института в глазах граждан России. 
Целью данной курсовой работы является исследование принципов развития прокуратуры и перспектив развития прокуратуры в современной России. 
Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи: 
- проанализировать историю возникновения и развития прокуратуры РФ; 
- показать конституционно-правовые основы статуса прокуратуры РФ; 
- рассмотреть существующие проблемы и перспективы развития прокуратуры РФ. 
Объект исследования: общественные отношения, связанные с системой органов прокуратуры в условиях становления правового государства. 
Предмет исследования: нормы, регулирующие организацию и деятельность...
 
 
 
 
 
 
 
 
 

История возникновения и  развития органов  прокуратуры РФ. 

Российская  прокуратура (1711-1917)
Главенствующая  роль в развитии органов, специально предназначенных для контроля и  надзора за соблюдением законов, заслуженно приписывается Императору Петру I – выдающемуся русскому реформатору. Вначале он создает институт фискалов, а потом – прокуратуру.
2 и 5 марта  1711 года учреждалась должность  фискалов. Обер-фискал состоял при  сенате, но кандидатуру назначал  лично государь. Фискалы образовались  при всех центральных и местных  органах – коллегиях, канцеляриях,  судах и др. Основная обязанность: тайно узнавать и доносить обо всех нарушениях закона, злоупотребления полномочиями, воровстве  и обо всем том, что «во вред государственному энтузиазму может быть». Фискалы рассматривали доносы от частных лиц, имели право входить в присутственные места, требовать для просмотра дела и документы, объяснения чиновников.
Вскоре обнаружилось в деятельности фискальной службы множество  недостатков: пользуясь очень широкими полномочиями, нередко фискалы использовали свое служебное положение, занимались воровством и взяточничеством. К тому же данная служба оставляла без контроля Правительствующий сенат, так как была подконтрольна ему. Надо заметить, что правитель иногда поручал контролировать сенат наиболее доверенным приближенным, но эти функции носили временный характер, что никак не устраивало Петра.
12 января 1722 года  царь подписал указ, направленный  на улучшение деятельности всех  органов страны. В данном документе  царь утверждает новый орган, стоящий над Сенатом и над другими государственными учреждениями – Прокуратуру.
В указе отмечалось: «Быть при Сенате генерал-прокурору  и обер-прокурору, также во всякой коллегии по прокурору, которые обязаны  будут рапортовать генерал-прокурору.» 
Хотя функции  прокурора еще не вполне сложились, царь возлагал большие надежды на новый орган, отмечал принципиальное значение данного органа как блюстителя законов.
18 января 1722 года  Петр I назначает на должность генерал-прокурора Петра Ивановича Ягужинского, а на должность обер-прокурора – Г. Г. Скорнякова-Писарева.
Наблюдательные  современники отмечали, что Ягужинский – второе в государстве лицо по силе и значению. Но давалось все  это генерал-прокурору с большим  трудом: он прилагал много усилий, чтобы  навестим в сенате элементарный порядок, но коллегиальные решения были  чужды самолюбивым сановникам. Сенаторы не привыкли считаться с чужим мнением, часто возникали крики, ссоры, доходило до драк. В связи с этим, Петр Иванович 16 октября 1722 года написал специальное «предложение» Сенату, где просил воздержаться от ссор и брани. Еще одной причиной трудностей стали отношения Ягужинского со своим ближайшим помощником обер-прокурором Скорняковым-Писаревым. Вот в такой обстановке, при натянутых отношениях, приходилось генерал-прокурору создавать и укреплять принципиально новые для того времени органы прокуратуры. А ведь приходилось заботиться еще и о местной прокуратуре, которая только-только вставала на ноги.
По начальному плану Петра, генерал-прокурор обязан был выступать в роли высшего должностного лица в государственном аппарате, в руках которого сосредотачивался бы надзор за правильным ходом управления государством. Предполагалось, что генерал-прокурор обязан стоять на страже интересов государя, церкви и всего народа. Но в ходе дальнейшей работы над указом о функциях прокуратуры, царь отказывается от таких всеобъемлющих обязанностей. Центр тяжести переноситься только на надзирающую роль генерал-прокурора над всеми государственными органами и, прежде всего, Сената.   
Постепенно, генерал-прокурор  занимал ключевое положение в государственном управлении. Российский историк В.0. Ключевский писал по этому поводу: «Генерал-прокурор, а не Сенат, становился маховым колесом всего управления; не входя в его состав, не имея сенаторского голоса, был, однако, реальным его президентом, смотрел за порядком его заседаний, возбуждал в нем законодательные вопросы, судил, когда Сенат поступал право либо неправо, посредством собственных песочных часов управлял его рассуждениями и превращал его в политическое сооружение на песке».
В должности  генерал-прокурора состояли разные лица, в подавляющем большинстве незаурядные. Посреди них были и выдающиеся государственные деятели — Д.Н. Блудов, Д.П. Трощинский, и блестящие юристы — Д.Н. Замятнин, Д.Н. Набоков, Н.В. Муравьев, и боевые, проявившие незаурядную храбрость в схватках офицеры — А.Н. Самойлов и Д.И. Лобанов-Ростовский, и узкий дипломат Д.В. Дашков, и выдающиеся российские поэты, гордость русской литературы — Г.Р. Державин и И.И. Дмитриев.
Прокуратура осуществляла от имени императорской власти и по её поручению повсеместный и неизменный надзор и контроль за действиями и решениями Правительствующего сената, остальных центральных и местных учреждений. Функции прокуратуры были достаточно широки, хотя и видоизменялись, в особенности после Судебной реформы 1864 года. В отдельные периоды генерал-прокурор выступал не лишь как блюститель законов, но и как министр денег, юстиции, внутренних дел. В особенности наглядно это проявилось во времена царствований Екатерины II и Павла I. Начиная же с 1802 года генерал-прокурор стал сразу и министром юстиции. 
 
 

Прокуратура России советского периода(1917-1991гг.)
После Октябрьской  революции в соответствии с марксистской доктриной о сломе буржуазного  государственного аппарата Декретом о  суде № 1 от 24 ноября 1917 года прокуратура была ликвидирована: «Упразднить доныне существовавшие университеты судебных следователей, прокурорского надзора, а равно университеты присяжной и частной адвокатуры».
Надзор за законностью, в частности в деятельности следственных комиссий, избираемых Советами рабочих, солдатских, крестьянских и  казачьих депутатов, возлагался на коллегии обвинителей, избираемых также местными Советами.
Декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 16 мая 1918 года была учреждена Центральная коллегия обвинителей, состав которой избирался ВЦИКом. Она руководила деятельностью коллегий обвинителей при революционных трибуналах.
Такое положение, вполне приемлемое в условиях гражданской войны, стало нетерпимым во время мирного строительства. В 1921 году со всей остротой встал вопрос о создании прокуратуры.
1 января 1922 года  был опубликован первый проект  декрета «О государственной прокуратуре», в котором предполагалось её  создание в составе Министерства  юстиции и наделение ограниченными  полномочиями.
28 мая 1922 года 3-я сессия ВЦИК приняла положение о прокуратуре.
Первоначальное  строение определялось Положением о  народном комиссариате юстиции. В него входили подотделы:
1)Общего управления  и личного состава прокурорского  надзора;
2)Общего надзора;
3)Надзора за органами следствия, дознания и местами решения свободы;
4)Государственного  обвинения со следственной частью;
После образования  Союза ССР, органы прокуратуры строились  на началах централизма и подчинения исключительно соответствующему прокурору  республики, действовали на основе издаваемых республиками Положений. Прокурор республики был подотчетен верховным органам своей республики.
Постановлением  ЦИК и СНК СССР от 20 июня 1933 года была учреждена Прокуратура Союза ССР, а 17 декабря – положение о Прокуратуре Союза ССР. Им были определены функции прокуратуры, порядок их осуществления, структура.
Структура аппарата прокуратуры СССР: Главная военная прокуратура; Главная прокуратура железнодорожного транспорта; Главная прокуратура водного транспорта; отдел общего надзора; уголовно-судебный отдел; гражданско-судебный отдел; следственный отдел; отдел по специальным делам; отдел по надзору за местами заключения; отдел по жалобам; отдел кадров; группа учета и информации; особый сектор; управление делами; секретариат.
1960. Упразднены  транспортные прокуратуры, но  через год стали воссоздаваться  в составе отдельных прокуратур  краев и областей, а в 80-х  их система полностью восстановлена.
В 1959 году Указом Президиума Верховного Совета СССР были образованы коллегии в Прокуратуре СССР и прокуратурах союзных республик. Также Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 декабря 1966 года утверждено Положение о Военной прокуратуре.
В 70-х годах  законодательство об органах прокуратуры  начинает развиваться более интенсивно и детально.
Вывод: таким образом, общей тенденцией развития системы прокурорского надзора советского периода стало расширение его предмета и пределов. С формально юридической точки зрения, новых конструкций не появилось. Скорее всего, речь можно вести о новом витке развития данного института, который помимо функции представления публичных интересов в судебных инстанциях, присущей прокуратуре Российской империи после реформы 1864 года, приобрел общенадзорные функции, имевшие место до указанной реформы. При этом в деятельности прокуратуры прослеживался четкий политический оттенок. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Прокуратура Российской Федерации. Современность.
Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, в статье 129 закрепила основные положения о прокуратуре современности:
1.Прокуратура  РФ составляет единую централизованную  систему с подчинением нижестоящих  прокуроров вышестоящим и Генеральному  прокурору РФ.
2.Генеральный  прокурор РФ назначается на  должность и освобождается от должности Советом Федерации по предоставлению Президента РФ.
3.Прокуроры субъектов  РФ назначаются Генеральным прокурором  РФ по согласованию с ее  субъектами.
4.Иные прокуроры  назначаются Генеральным прокурором  РФ.
5.Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры РФ определяются Федеральным Законом.

В соответствии со статьей 1-ой Федерального Закона о  Прокуратуре РФ от 17.01.1992 N 2202-1, Прокуратура  РФ – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющая от имени Российской Федерации надзор за соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Структура прокуратуры РФ.
 Система организации  органов прокуратуры построена  на следующих принципах (на основании ст.4 ФЗ о прокуратуре РФ):
~ единства
все органы прокурорского надзора составляют единую систему, которая имеет единые полномочия, единый механизм воздействия;
~ централизации органов прокуратуры
создана и существует иерархия органов прокуратуры: нижестоящие прокуроры подчинены вышестоящим и Генеральному прокурору, который и назначает всех нижестоящих на должности;
~ независимости
все свои действия прокурор осуществляет только в соответствии с законом, независимо от органов власти, в своих действиях прокуратура не связана с решением политических партий и объединений;
~ гласности
   открытость  деятельности органов прокуратуры, доступность для граждан и  СМИ (одним из проявлений данного  принципа является ежегодный доклад Генерального прокурора Федеральному Собранию и Президенту РФ о состоянии законности и правопорядка в стране).Действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об охране прав и свобод граждан, а также законодательства Российской Федерации о государственной и иной специально охраняемой законом тайне;
~ законности
прокуроры действуют  в строгом соответствии с действующим законодательством, именно законность является для прокуратуры организующим началом и методической основой всей деятельности.  

Система органов  построена в соответствии с административно  территориальным делением, имеет 4 звена (на основании ст.11 ФЗ о прокуратуре):
1) Генеральная Прокуратура РФ (ст. 14 ФЗ о прокуратуре)
Её возглавляет  Генеральный прокурор РФ, который  руководит системой прокуратуры РФ. Имеет первого заместителя и заместителей.
Назначение на должность Ген прокурора и  освобождение от нее находится в  компетенции Совета Федерации при  предоставлении кандидатуры Президентом  РФ. Рассмотрение кандидатуры происходит в течении 30 дней. В Генеральной прокуратуре Российской Федерации образуется коллегия в составе Генерального прокурора Российской Федерации (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности).
Структура Генеральной  прокуратуры:
 главные управления, управление и отделы, возглавляемые начальниками – старшими помощниками Генерального прокурора, Главное следственное управление, возглавляемое Заместителем Генерального прокурора, в которое входят: управление по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью в органах внутренних дел и управление по надзору за расследованием преступлений органами прокуратуры, в которое, в свою очередь, входят зональные отделы, а также управление по расследованию особо важных дел, организационно-методическое управление, отдел по надзору за расследованием особо важных дел, отдел криминалистики. Кроме того, в состав Генеральной прокуратуры входят также подразделения: организационно-контрольное управление, управление кадров, управление по надзору за расследованием преступлений, следственное управление, управление по обеспечению участия прокурора в судах по гражданским делам и в арбитражном процессе, управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенных органах, управление по делам несовершеннолетних, управление правового обеспечения, международно-правовое управление, управление по надзору за законностью исполнения наказания, управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, управление по надзору за исполнением  налогового законодательства.
При Генеральной  прокуратуре состоят научные  и образовательные учреждения.
2) Управление  Генеральной прокуратуры в федеральных  округах
3) Прокуратуры  субъектов РФ и приравненных к ним территорий (ст. 15 ФЗ о прокуратуре РФ)
прокуроры субъектов  федерации назначаются на должность Генеральным прокурором РФ. Они руководят деятельностью прокуратур городов, районов и иных административно-территориальных единиц. При этом они издают приказы, указания, распоряжения, обязательные для исполнения всеми подчиненными работниками. Они могут вносить изменения в штатные расписания своих аппаратов и подчиненных прокуратур в пределах численности и фонда оплаты труда, установленным Генеральным прокурором РФ.
Образуются коллегии в составе прокурора субъекта Российской Федерации (председатель), его первого заместителя и заместителей
4)Прокуратуры  районов, округов (ст. 16 ФЗ о прокуратуре РФ)
прокуроры районов  руководят деятельностью районных и приравненных к ним прокуратур, вносят вышестоящим прокурорам предложения об изменении штатной численности своих аппаратов и подчиненных прокуратур, о кадровых изменениях, по вопросам, отнесенным к их компетенции. 
 

Так же в систему  органов прокуратуры РФ входят специализированные прокуратуры, направленные на обеспечение законности в специфичных сферах деятельности. Прокуратуры данного типа имеют особую важность для жизнеобеспечения общества и государства. 

Виды специализированных прокуратур РФ:
1. Военная Прокуратура  РФ.
На основании  ст. 46 ФЗ о прокуратуре РФ, систему органов военной прокуратуры составляют: Главная военная прокуратура (Главный военный прокурор в Российской Федерации является заместителем Генерального Прокурора – ст. 14 ФЗ о прокуратуре РФ); военные прокуратуры военных округов и флотов, приравненные к прокуратурам субъектов РФ; военные прокуратуры гарнизонов, приравненные к прокуратурам городов, районов.
Свои  полномочия органы военной прокуратуры  осуществляют в Вооруженных Силах  Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.  
2. Транспортная  прокуратура РФ.
Делится на три  вида: прокуратура железнодорожного транспорта, прокуратура воздушного транспорта, прокуратура водного  транспорта.
Наделены правами  районного прокурора. Главное отделение  транспортной прокуратуры действует  при Генеральной прокуратуре  РФ.
3. Природоохранительная  прокуратура РФ.
4. Прокуратура  РФ по надзору в местах лишения  свободы.
5. Прокуратуры  Закрытых Административно Территориальных Образований и режимных объектов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Основные  направления деятельности органов прокуратуры  РФ 

1. Прокурорский  надзор за соблюдением конституции  РФ и исполнением законов (Глава  1 раздела 3 ФЗ о прокуратуре  РФ).
Основные частные  методики надзора:
- руководящие  указания Генерального прокурора РФ, других прокуроров в части предмета проверки исполнения данного законодательства;
- перечень законодательных  и иных нормативных актов, применяемым  данным органом;
- перечень ведомственных  актов, отражающих характер и  специфику деятельности органа  и его структурных подразделений;
- перечень основных  источников информации о нарушении  законов;
- основные способы  фиксации и хранения информации  о нарушении законов;
- общие рекомендации  по сбору информации о нарушении  законов;
- типичные, те  наиболее часто допускаемые нарушения законов на подобных объектах с указанием конкретных норм права, которые нарушаются;
- применяемые  прокурором правовые средства  реагирования на выявленные нарушения  законов;
   В соответствии со ст. 21 ФЗ, предметом надзора является: соблюдение Конституции и федеральных законов РФ федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти; представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации; органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
Задачи прокуроров при осуществлении надзора за исполнением законов состоят:
* в обязательном  вмешательстве прокурора в связи с поступившей информацией о нарушении законов путем принятия мер к выявлению и устранению нарушений законов и способствующих этому обстоятельств;
* наиболее полном  использовании возможностей прокурорского  надзора за исполнением законов  в предупреждении правонарушений и преступлений;
*совершенствование  деятельности органов государственного  контроля и правоохранительных  органов, укрепление законности  и правопорядка путем проведения  прокурорских проверок ;
*более активном  проведении в жизнь принципа неотвратимости ответственности за совершение правонарушений;
*доведение до  населения и общественности через  СМИ информации о работе органов  прокуратуры, в том числе и  в области прокурорского надзора  за исполнением законов;
*выявлении пробелов  действующего законодательства и принятии мер к их устранению;
*повышении правовой  культуры должностных лиц, издающих  правовые акты и совершаемые  иные юридически-значимые действия;
Актуальность  осуществления прокурорского надзора  за исполнением законов обуславливается тем, что точное исполнение законов, в особенности органами представительной власти, органами государственного управления и контроля, правоохранительными органами, имеет исключительно важное значение для успешного выполнения стоящих перед российским государством задач. 

2. Прокурорский  надзор за соблюдением прав  и свобод человека и гражданина (глава 2 раздел 3 ФЗ о прокуратуре  РФ)
Методика  прокурорского надзора за соблюдением  прав и свобод человека и гражданина основывается на тех же закономерностях и правилах, что и надзор за исполнением законов.
Стоит отметить необходимость в данной части деятельности прокуратуры  широкого внедрения в деятельность прокуроров принципа гласности. Если в  других отраслях прокурорского надзора  известная закрытость находящихся в производстве прокуратуры дел и материалов в большинстве случаев оправдана, то надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина фактически никаких оснований для ограничения принципа гласности не дает. 

в соответствии со ст.26 ФЗ о прокуратуре РФ, предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. 

Основная цель прокурорского надзора за соблюдением  прав и свобод человека и гражданина – это достижение такого положения, когда эти права и свободы реально соблюдаются всеми органами, должностными и иными лицами, когда граждане уверены, что их права и интересы надежно защищены и что они в случае нарушения этих прав и свобод могут рассчитывать на помощь соответствующих государственных органов, в том числе и органов прокуратуры. 

3.  Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие (глава 3 раздела 3 ФЗ о прокуратуре РФ).

В соответствии со ст.29 ФЗ о прокуратуре РФ, предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.  

ОРД – это  деятельность, осуществляемая гласно и негласно оперативными подразделениями уполномоченных государственных органов посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Прокурор, осуществляющий надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, обладает в  первую очередь полномочиями по выявлению  нарушений законов.
Задачи прокурора  при проверке деятельности органов, осуществляющих ОРД:
~законность и обоснованность решений о производстве или прекращении оперативно-розыскных мероприятий;
~обязательность заведения и регистрации дел оперативного учета;
~соответствие оперативно-розыскных мероприятий целям и задачам оперативно-розыскной деятельности;
~наличие полномочий у лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
~возможность осуществление только тех оперативно-розыскных мероприятий, перечень которых определен Федеральным законом;
~наличие оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий;
~своевременность уведомления судьи о проведении оперативно-розыскных мероприятий
~законность привлечения граждан к сотрудничеству на конфиденциальной основе и соблюдение принципов добровольного согласия органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность;  

Дознание –  предусмотренное законом оперативно-розыскная  и процессуальная деятельность уполномоченных органов и должностных лиц, совершаемая  в целях обнаружения преступления и лиц, его совершивши, предупреждение и пресечение общественно опасных деяний, а по делам их компетенции, расследование преступлений в полном объеме, с передачей материалов дела в суд.
Органы предварительного следствия – предусмотренная уголовно-процессуальным законодательством деятельность специально уполномоченных лиц, следователей по собиранию и исследованию доказательств, установлению факта преступления и лица, его совершившего с целью предания обвиняемого суду или реабилитации невиновного.
Проверка общих  условий предварительного расследования  и порядка производства отдельных следственных действий составляют существенный объем прокурорской деятельности.
Задачи прокурора  при  проверке действий органов дознания и предварительного следствия:
~проверка компетенции  лица, осуществляющего процессуальные  действия;
~соответствие следственного и иного процессуального действия тому наименованию, который предусмотрен УПК РФ;
~наличие оснований  для проведения следственного  и иного процессуального действия;
~наличие условий  для проведения следственного  и иного процессуального действия;
~соблюдение  правил собирания доказательств;
К наиболее важным решениям, принимаемым в процессе предварительного расследования и  подлежащим к тщательной проверки прокурором относятся: о задержании подозреваемого; об избрании в отношении подозреваемых и обвиняемых меры пресечения; о привлечении в качестве обвиняемого; о приводе подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля; о временном отстранении обвиняемого от должности; о розыске обвиняемого; о производстве выемки; о производстве розыска; о наложении ареста на имущество; о назначении экспертизы; о приобщении к уголовному делу вещественных доказательств. 
 

4. Прокурорский  надзор за исполнением законов  администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу (глава 4 раздела III ФЗ о прокуратуре РФ). 

Выделение данного  направления деятельности прокуратуры  в качестве самостоятельного обусловлено  важностью обеспечения прав и  свобод граждан, отбывающих наказание, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в случае их задержания или заключения под стражу. Надзорная деятельность прокурора выступает в качестве гарантии охраны данных лиц.
На основании  ст.32 ФЗ о прокуратуре РФ, предметом надзора является: законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительно-трудовых и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом;
соблюдение  установленных законодательством  Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам  принудительного характера, порядка  и условий их содержания;
законность  исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.
В состав прокуратур по надзору за соблюдением  законов в исправительных учреждениях  входят: прокурор, заместитель прокурора, старшие помощники прокурора, работники  канцелярии.
Основные  направления деятельности указанных  прокуратур:
~надзор  за исполнением уголовно-исполнительного  и иного законодательства в  учреждениях уголовно-исполнительной  системы;
~надзор  за исполнением требований закона  о приеме, регистрации и разрешении  заявлений и сообщений о совершенных  или готовящихся преступлениях в указанных учреждениях;
~выезды  на чрезвычайные происшествия  в учреждения уголовно-исполнительной  системы для проверки обстоятельств,  выяснения и устранения причин  и условий, вызвавших происшествия, и привлечения виновных к ответственности;
~производство  предварительного следствия по  отнесенным законом к подследственности  следователей прокуратуры делам,  о преступлениях, совершенных  в учреждениях уголовно-исполнительной системы осужденными либо сотрудниками;
~руководство и надзор за исполнением законов при расследовании данной категории дел;
~надзор за исполнением законов при производстве дознания и предварительного следствия следователями других органов по делам о преступлениях, совершенных в учреждениях уголовно-исправительной системы;
~участие при рассмотрении в судах первой инстанции направленных прокуратурой уголовных и гражданских дел, а также при рассмотрении в судах дул об условно-досрочном освобождении от наказании, замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания;
~надзор за законностью судебных постановлений по делам и материалам, направленным ими в суд;
~изучение причин рецидивной преступности с использованием проводимых администрацией учреждений уголовно-исполнительной системы и иной информации о лицах, совершивших новые преступления в течении года после освобождения от отбывания наказания;
~надзор за точным применением в учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания, актов амнистии;
~надзор за законностью издаваемых администрациями учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, приказов, распоряжений, постановлений; 
 

5. Участие прокурора  при рассмотрении дел судами (раздел  IV ФЗ о прокуратуре РФ).
Основные положения (на основании ст. 35 ФЗ о прокуратуре РФ).
Прокурор  участвует в рассмотрении дел  судами в случаях, предусмотренных  процессуальным законодательством  Российской Федерации и другими  федеральными законами. Осуществляя  уголовное преследование в суде, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя. Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. Полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются процессуальным законодательством Российской Федерации. Генеральный прокурор Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации принимает участие в заседаниях Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Генеральный прокурор Российской Федерации вправе обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации по вопросу нарушения конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле. 

Участие прокурора в гражданском судопроизводстве.
Согласно  ст.45 ГПК РФ выделяются две формы  участия прокурора в гражданском  судопроизводстве:
    инициирование возбуждения производства путем подачи иска или заявления в защиту  прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, апелляционного, кассационного или частного представления, надзорного представления, подачи заявлений по пересмотру дел по вновь открывшимся обстоятельствам, в стадии исполнения судебных решений;
    вступление в процесс, возбужденный по инициативе других лиц, в случаях, предусмотренных законом, в целях осуществления возложенных на прокурора полномочий.
 
 
 
Участие прокурора в арбитражном судопроизводстве.
Согласно  ст.40 АПК РФ прокурор, обратившийся в арбитражный суд в случаях, предусмотренных арбитражным процессуальным законодательством, признается лицом, участвующим в деле. На него распространяются все права участвующих в деле лиц:
*право  знакомиться с материалами дела;
*право  представлять ходатайства, доказательства, свои доводы и соображения  по всем возникающим в ходе  арбитражного процесса вопросам.
Существует  две формы участия прокурора  в арбитражном судопроизводстве (ст.52 АПК РФ):
    инициирование возбуждения производства по делу путем подачи иска или заявления в защиту прав граждан и организаций в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
    вступление в дело, рассматриваемое арбитражным судом, на любой стадии арбитражного процесса с процессуальными правами и обязанностями лица, участвующего в деле, в целях обеспечения законности.
Участие прокурора  в арбитражном процессе рассматривается как действенное средство укрепление законности и предупреждения правонарушений в экономической сфере. 
 

Участие прокурора  в уголовном судопроизводстве.
Прокурор участвует  в предварительном слушании уголовного дела, в рассмотрении дел в суде первой инстанции, участвует в апелляционных и кассационных инстанциях, а также в пересмотре судебных решений, вступивших в силу.
Прокурор, как  государственный обвинитель, обязан принять все возможнее меры к  восполнению пробелов предварительного расследования, если таковые выявляются в судебном разбирательстве; к устранению противоречий в доказательственном материале; не только сопоставить собранные доказательства, но и привлечь, если это окажется необходимым и возможным, новые доказательства, при помощи которых можно проверить достоверность ранее полученных. 
 
 
 

Государственная служба в органах прокуратуры и управления прокуратурой.
На основании  ст.40 ФЗ о прокуратуре РФ, служба в органах и учреждениях прокуратуры  является федеральной государственной службой. Прокурорские работники являются федеральными государственными служащими, исполняющими обязанности по должности федеральной государственной службы. Трудовые отношения работников органов и учреждений прокуратуры, регулируются законодательством Российской Федерации о труде и законодательством Российской Федерации о государственной службе. Работники вправе обжаловать вышестоящему руководителю и (или) в суд решения руководителей органов и учреждений прокуратуры по вопросам прохождения службы.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.