На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Россия и ВТО - текущие тенденции и ближайшие перспективы. Содержание и суть современных аспектов международной экономической интеграции. Вступление России в ВТО: мнимые и реальные последствия. Актуальные вопросы взаимодействия России и ЕС.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Междун. отношения. Добавлен: 04.10.2006. Сдан: 2006. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


2
КУРСОВАЯ РАБОТА
ОТНОШЕНИЯ РФ И ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В КОНТЕКСТЕ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО




2005 СОДЕРЖАНИЕ:

    Введение 3
    Глава 1. Россия и ВТО - текущие тенденции и ближайшие перспективы 6
      1.1.Содержание и суть современных аспектов международной экономической интеграции 6
      1.2.Вступление России в ВТО: мнимые и реальные последствия 9
    Глава 2. Актуальные вопросы взаимодействия России и Европейского Союза 12
      2.1.Европейское направление российской внешней политики 12
      2.2.Активизация «восточной политики» ЕС 17
    Глава 3. Заключение Соглашения о вступлении России в ВТО и сценарии на будущее 21
      3.1.Экономические аспекты Соглашения России с ЕС о вступлении в ВТО 21
      3.2.Приоритеты торгово-экономического сотрудничества в преддверии вступления России в ВТО 24
    Заключение 27
    Список литературы 29

Введение

Стратегическом партнерство между Россией и Европейским Союзом является актуальной проблемой в политической дискуссии о приоритетах и перспективах российской внешней политики и направлениях экономического развития страны. Особую актуальность эта тема приобрела в последнее время, когда осенью 1999 г. правительство России приняло «Стратегию развития отношений Российской Федерации и Европейского Союза на среднесрочную перспективу (2000 - 2010)» Материалы сайта: businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_11688.html.. Этот документ стал своего рода российским ответом на разработанную Европейским Союзом «Общую стратегию ЕС в отношении России» Common Strategy of the European Union of 4 June 1999 on Russia // Official J. - 1999. - 24 June. L 157/1- L 157/9.. Обе стороны сформулировали свои «стратегические» задачи в отношении друг друга на ближайшую перспективу. Это можно рассматривать как серьезный качественный прогресс в отношениях ЕС-Россия, особенно с российской стороны.

До недавнего времени российская политика в отношении ЕС не имела приоритетного характера и отличалась определенной неадекватностью. Это отражалось в двух диаметрально противоположных подходах. С одной стороны, ЕС воспринимался как один из многих демократических институтов Европы, и стоит только России этого захотеть, как она будет его членом, как большинство других европейских стран.

С другой, процесс европейской интеграции, институционально представленный ЕС, воспринимался как явление второстепенное в европейской политике. Россия традиционно ориентировалась на двусторонние отношения с европейскими государствами, прежде всего такими крупными, как Германия, Франция и Великобритания, которые воспринимались как достойные партнеры для диалога. В последнее время, однако, ситуация начинает радикально меняться, что отражает как возросшую роль самого Евросоюза как самостоятельного политико-экономического игрока, так и растущее понимание того, что хотя национальные государства в Европе никто не отменял, Европа все в большей степени ассоциируется с ЕС, и все, что находится вне ЕС, Европой в строгом смысле, не является. Иными словами, продуманные и структурированные отношения с Европейским Союзом являются безусловным требованием отношений с Европой.

Перспектива вступления России во Всемирную Торговую Организацию (ВТО) еще более рельефно обозначило «европейское» направление внешней политики Российской Федерации и актуализировало прогнозирование развития отношений с ЕС в XXI веке.

Подписанное в 2004 году Россией и ЕС соглашение о вступлении России в ВТО имело принципиальное значение, поскольку были устранены многие разногласия по существенным вопросам, касающимся субсидий и тарифов. Россия может стать членом Всемирной торговой организации (ВТО) уже к концу 2005 г. Для России завершение переговоров с ЕС - это даже не половина, а добрые две трети победы: Евросоюзу принадлежит около 50% голосов ВТО. К тому же он, наряду с США, Канадой и Японией, входит в число ключевых оппонентов России - «группу квадро». На них ориентируются другие страны, ведущие переговоры с Российской Федерацией. Подписанный протокол с ЕС - это сигнал завершения переговоров для всех остальных.

Завершение переговоров с ЕС по вопросу вступления России в ВТО - препятствие прошлых времен. Однако речь идет не только о ВТО: главная тема сегодня - построение между Россией и Евросоюзом четырех «общеевропейских пространств» - экономического, правосудия и внутренних дел, внешней безопасности, науки с культурой.

Цель курсовой работы состоит в анализе особенностей взаимоотношений России и ЕС в контексте вступления России в ВТО.

В задачи работы входит:

1. Изучить эволюцию взаимоотношений России и ЕС в ХХ - начале ХХI вв., выявить факторы, препятствовавшие развитию взаимовыгодного сотрудничества.

2. Дать оценку последствиям вступления России в ВТО.

3. Рассмотреть актуальные вопросы взаимоотношений России и ЕС в эпоху расширения международной экономической интеграции и преддверии вступления России в ВТО, определить ближайшие перспективы и сферы сотрудничества России и Европы.

В работе использованы нормативно-правовые документы России и Европейского Союза, публикации отечественных и зарубежных аналитиков, политиков по вопросам вступления России в ВТО и развитию переговорного процесса, а также взаимоотношений России и ЕС в последней четверти ХХ и начале ХХI вв., материалы специализированных ресурсов Интернет.

Глава 1. Россия и ВТО - текущие тенденции и ближайшие перспективы

1.1.Содержание и суть современных аспектов международной
экономической интеграции

Глобальная экономическая интеграция - объективный и закономерный процесс. Она является одним из основных факторов социального и экономического прогресса и системообразующим элементом мировой политики.

Важнейшей чертой современности является рост взаимозависимости экономик различных стран, развитие интеграционных процессов на макро- и микроуровнях, интенсивный переход цивилизованных стран от замкнутых национальных хозяйств к экономике открытого типа, обращенной к внешнему миру. Этому способствовала аксиома политико-экономического развития мировой экономики.

Следует отметить, что экономическая взаимозависимость имеет двойственные последствия. С одной стороны, вовлеченность в международный обмен позволяет стране более эффективно использовать преимущества международного разделения труда и добиваться определенного уровня экономического благосостояния за счет уменьшения затрат на достижение этого эффекта. С другой стороны, высокий уровень взаимозависимости делает страну уязвимой к циклическим колебаниям конъюнктуры мировых рынков, включая инфляцию, колебания валютных курсов. Эти последствия испытывают и самые сильные в экономическом отношении страны.

Качественно новым этапом интернационализации хозяйственной жизни, предполагающим более тесное сближение отдельных национальных хозяйств, является экономическая интеграция, в рамках которой обеспечивается концентрация и переплетение капиталов, проведение согласованной межгосударственной политики.

Изменение после распада СССР международного положения Российской Федерации, ее места в системе мировой экономики, а также связей с другими странами, необходимость укрепления национальной безопасности определяют важность решения задач реформирования экономики страны, углубления ее интеграции в мировое хозяйство, обеспечения достойного места России в международной экономической «табели о рангах».

Однако для России процессы реформирования экономики и интеграции в мировое хозяйство, как показала новейшая история и нынешняя ситуация, сопровождаются серьезными проблемами. Согласно данным НП Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования О месте России в мировой экономике. /НП Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. //htpp://forecast.ru., по итогам десятилетия, доля российского ВВП в мировом выпуске сократилась в два раза - с 5.5% в 1990 г. до 3.0% в 1995 г. и 2.7% в 2001 г. (по оценкам Института экономического анализа, доля России снизилась с 3.6% в 1990 г. до 2.0% в 1995 г.). Причиной этого стал резкий спад производства в 90-е годы. Так, в период 1991-1998 гг. оно сократилось на 42% (Табл. 1). В то же время мировая экономика продолжала расти достаточно высокими темпами.

Таблица 1. Изменение доли России в мировом выпуске
в 1990-2001 гг.

 

Россия

Весь мир

Доля России в мировом выпуске, %

млрд.
долл.
1

темп
роста, %
2

млрд. долл. 1

темп
роста, %
3

1990

1661

97.0

30204

102.7

5.5

1991

1578

95.0

30748

101.8

5.1

1992

1349

85.5

31363

102.0

4.3

1993

1232

91.3

32084

102.3

3.8

1994

1075

87.3

33271

103.7

3.2

1995

1031

95.9

34469

103.6

3.0

1996

9962

96.6

358484

104.0

2.8

1997

1005

100.9

37354

104.2

2.7

1998

956

95.1

38400

102.8

2.5

1999

1007

105.4

39782

103.6

2.5

2000

1091

108.3

41652

104.7

2.6

2001

1146

105.0

42651

102.4

2.7

1 В ценах 1996 г.
2 Российский статистический ежегодник 2001 г., на основе программы международных сопоставлений
3 World Economic Outlook, October 1998, May 1999, May 2000, December 2001
4 Расчет на основе данных Российского статистического ежегодника 2001 г. и Handbook of International Economic Statistics: Central Intelligence Agency, Directorate of Intelligence.

Экономика России по степени открытости уже достигла уровня развитых стран Западной Европы. Но при этом, будучи слабо интегрированной в международное разделение труда, главным образом на уровне технологической кооперации, она имеет черты периферийной экономики, ориентированной на экспорт топлива и сырья и импорт высокотехнологичной машиностроительной продукции и готовых потребительских товаров.

Вступление стран мира во Всемирную торговую организацию (ВТО) и игра по ее правилам - это вызовы XXI века, которые Россия не может не принять, чтобы не потерять потенциально конкурентоспособные отрасли нашей страны и активизировать международное сотрудничество с другими странами.

В этом контексте установление и совершенствование хозяйственного сотрудничества и партнерских отношений России с зарубежными странами, в том числе с ЕС являются объективной необходимостью, поскольку стороны заинтересованы в их развитии.

Как замечает С.П.Ганжа, развитию торгово-экономического сотрудничества России и ЕС способствуют географическая близость, взаимодополняемость их экономик и инфраструктуры, наличие достаточно разработанной правовой базы взаимодействия, давние деловые связи и традиции. Располагая мощным промышленным, финансовым, торговым, инвестиционным и научным потенциалом, Европейский союз, как представляется, в стратегическом плане будет играть возрастающую роль во внешних сношениях России. Ганжа С.П. Актуальные вопросы общеевропейского экономического сотрудничества.: Автореферат дисс…канд. экономич. наук. - М.: Московский государственный университет международных отношений МИД РФ,1999.

Можно было бы воспользоваться и накопленным ЕС опытом отраслевой интеграции (например, Европейское объединение угля и стали). Как представляется, существует целый ряд отраслей, взаимодействие в которых при соблюдении общего взаимовыгодного баланса интересов могло бы оказаться весьма эффективным: топливно-энергетический комплекс, транспорт, военно-промышленный комплекс, аграрно-промышленный комплекс и т.д.

Однако, реальность не слишком соответствует чаяниям большей части российского общества и политической элиты. В российском официальном понимании как «общеевропейские» могут рассматриваться только те процессы, которые идут с участием России, в то время как на практике имеет место прямо обратное явление - общеевропейские процессы идут, как правило, без участия России. Складывается чрезвычайно серьезная ситуация. В процессе расширения Европейского Союза складывается новая европейская общность, носящая панъевропейский характер, но без присутствия России.

Чрезвычайно сложно шли переговоры ЕС и России по вопросу вступления в ВТО. Долгожданный прорыв был достигнут лишь в мае 2004 года, когда стороны подписали договор о том, что все разногласия между ними по этому поводу устранены. Предполагается, что в 2005 году наша страна формально станет полноправным членом ВТО.

1.2.Вступление России в ВТО: мнимые и реальные последствия

Обсуждение вопросов необходимости и оценки последствий вступления России в ВТО на протяжении десяти лет носили острый дискуссионный характер. Большинство экспертов признали, что интеграция российской экономики в глобальную экономику не произойдет одномоментно и не превратится во фронтальное наступление на мировой рынок всех отраслей и предприятий национальной индустрии.

Учитывая, что решение о вступлении России в ВТО принято окончательно, обсуждение этого вопроса сегодня в основном происходит вокруг темы последствий этого вступления.

Некоторые ученые отмечают, что за десять лет в стране не проведено ни одного комплексного социально-экономического исследования последствий присоединения России к ВТО, поэтому мы не можем выделить «чистые эффекты» от этого процесса. Вместе с тем, данная проблема неоднократно становилась предметом отечественных исследований. Например: Афонцев С. Присоединение России к ВТО: экономико-политические перспективы. //Pro et Contra. - 2002. - том 7. - № 2. Россия в мировой экономике, С. 7-27; Ливенцев Н.Н., Лисоволик Я.Д. Актуальные проблемы присоединения России к ВТО. - М.: «Экономика», 2002; Ремчуков К.В. Россия и ВТО. Правда и вымыслы. - М.: ИМО, 2002 и др.

Существенные совпадения между перечнями наиболее пострадавших в 1990-е гг. отраслей и отраслей, попадающих в группу риска при вступлении в ВТО, заставляют задуматься об использовании накопленного опыта при прогнозировании возможных последствий вступления в ВТО для определения факторов Вардомский Л.Б., Трейвиш А.И. Проблемы устойчивости экономического пространства России в контексте внешнеэкономической либерализации. Внешнеэкономические связи и региональное развитие в России. М., Эпикон, 1999, С. 189-205; Зубаревич Н., Трейвиш А. Социально-экономическое положение регионов. Регионы России в 1999 г.: Ежегодное приложение к «Политическому альманаху России». Под ред. Н. Петрова. Моск. Центр Карнеги. М., Гендальф, 2001, С. 61-74 и другие., оказывающих стабилизирующее или дестабилизирующее воздействие на социальные процессы в регионах, и формы адаптации экономики и населения к предполагаемым изменениям.

Гипотетически выгоды от вступления страны в ВТО определяются, в конечном счете, относительной конкурентоспособностью производимых товаров и услуг. Снижение торговых барьеров стимулирует рост внешнеторгового оборота как в части экспорта, так и в части импорта.

Но расширение доступа нашей продукции на рынки других стран реально будет иметь значение только для 5% нашего экспорта. Эти данные приводят Бандурин В. В., Рацич Б. Г., Чатич М. Глобализация мировой экономики и Россия. - М.: Буквица, 1999. - 279 с. Пессимистичная позиция многих российских ученых активно поддерживается промышленниками. В целом, независимо от отраслевой принадлежности в деловой среде имеет место нежелание представителей производств, ориентированных в своей деятельности на внутренний рынок, быстро вступать в ВТО. В то же время, те предприниматели, чьи интересы сосредоточены в основном в области экспорта сырья и которые не сталкиваются с противодействием на западных рынках, в целом нейтральны. Такие данные приводит журнал «Проблемы прогнозирования», 2001, № 6, С. 132.

Этот факт сам по себе свидетельствует как о неоднородности отечественного делового сообщества, так и неясности позиции государства по ключевым вопросам промышленной (отраслевой) политики, которая призвана определить приоритеты и очертить круг мер поддержки ряда отраслей.

По заключению большинства экспертов См., например, Экономика России и внешний мир:взаимодействие, проблемы присоединения к ВТО. //Альманах Ассоциации Независимых Центров Экономического Анализа. - М., 2004. Вып. № 4 (апрель)., присоединение к ВТО не решает проблему недостатка иностранных инвестиций, а с ними и притока технологий и высококвалифицированных кадров. Маловероятно также ожидать от присоединения к ВТО и расширения экспортных возможностей для российских производителей. Во-первых, уже сегодня Россия торгует со своими партнерами в режиме наибольшего благоприятствования на основе двухсторонних соглашений. В этом смысле существенного улучшения в условиях доступа российских товаров на внешние рынки произойти не может. Во-вторых, в структуре экспорта России преобладают энергоресурсы и сырьевые товары, которые сталкиваются с минимальными тарифными барьерами за рубежом.

В основном негативные последствия ВТО будут проявляться в наукоемких и высокотехнологичных секторах, главным образом, в машиностроении. К таким секторам относятся производство гражданской авиатехники, автомобилестроение, космос, производство гражданской продукции на предприятиях оборонно-промышленного комплекса.

С точки зрения С. Афонцева и других экономистов, издержки, которые будет нести экономика, вполне реальны, а основная часть выгод носит скорее ожидательный характер Афонцев С. Присоединение России к ВТО: экономико-политические перспективы. //Pro et Contra. - 2002. - том 7. - № 2. Россия в мировой экономике, С. 7-27..

Исходя из того, что вступление в ВТО приведет к гораздо более глубоким изменениям в экономике, чем открытие конкретных рынков, необходим более широкий взгляд на необходимость и последствия вступления.

Глава 2. Актуальные вопросы взаимодействия России и
Европейского Союза

2.1.Европейское направление российской внешней политики

Европейское направление российской внешней политики приобрело новое содержание только после начала рыночных реформ. Феномен европейской интеграции поначалу не оказывал ярко выраженного воздействия на коммерческие связи между СССР и западноевропейскими странами. После того, как в 1973 г. началось заключение торговых договоров между ЕС и третьими странами, были установлены технические контакты между ЕС и СЭВ. В ходе переговоров обозначилась разница подходов сторон - советские эксперты настаивали на налаживании связей между двумя блоками, западные представители выступали за торговые договоренности ЕС с каждым членом СЭВ в отдельности.

В практическую стадию работа по заключению соглашений с ЕС перешла с началом «перестройки» в СССР. В 1988 г. была подписана совместная декларация СЭВ и ЕС, установлены дипотношения между СССР и ЕС. В декабре 1989 г. заключено Соглашение о торговле, коммерческом и экономическом сотрудничестве.

После распада СССР отношения между РФ и ЕС на начальном этапе (1992 - середина 1994 г.) развивались в целом по восходящей. С подписанием 24 июня 1994 г. Соглашения о партнерстве и сотрудничестве российско-есовские отношения вступили в следующий этап развития (середина 1994 - конец 1997 г.). Но его содержанием, как считают исследователи, не стало развертывание широкого взаимодействия. Пантелеев Е.А. Торговые взаимоотношения России с Европейским Союзом.: Автореферат дисс… канд. эконом. наук - М., 1998.

Российский интерес к Европейскому Союзу в новых условиях связан с рядом причин как внутреннего, так и внешнего характера. Хотя Россия все больше сосредоточивается на самой себе, она стремится избежать международной изоляции, которой просто не может себе позволить. Более того, тесное взаимодействие с внешним миром является необходимым условием реорганизации России и ее развития. Как полагают авторы коллективной монографии Россия и основные институты безопасности в Европе. Монография.- М., 2000., Европа не только близка, но и чрезвычайно важна для России с экономической точки зрения. Только на страны ЕС приходится более двух пятых торгового оборота страны. Кроме того, по самому факту своего рождения Россия - неотъемлемая часть Европы в географическом смысле, по факту принятия христианства на заре своей государственной истории - составная часть западной цивилизации.

Напомним, Европейский Союз был создан в 1992 г. Текст договора с изменениями, внесенными Амстердамским договором, на английском языке см.: Official Journal С 340. 10.11.1997. P. 145-172; на русском см.: Европейское право: Учебник для вузов / Под общ. ред. д. ю. н., проф. Л. М. Энтина. М., 2000. С. 523-552. Маастрихтским договором, который определил, что Европейские Сообщества Речь идет о трех Европейских Сообществах, которые были учреждены в 50-е годы XX в., - Европейское объединение угля и стали (1951), Европейское экономическое сообщество (1957) и Европейское Сообщество по атомной энергии (1957). В 1992 г. три названные Сообщества были трансформированы в Европейский союз. Текст Договора, учреждающего Европейское Сообщество, см.: Европейское право: Учебник для вузов / Под общ. ред. д. ю. н" проф. Л. М. Энтина. С. 553-699. Тексты двух других договоров об учреждении Сообществ см.: Документы Европейского союза. В 3-х т. Т. 1. М.: Право, 1994 (Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали - С. 19-94; Договор об учреждении Европейского Сообщества по атомной энергии - с. 289-390). являются одной из опор Евросоюза, наряду с двумя другими компонентами: 1) общей внешней политикой и общей политикой безопасности и 2) сотрудничеством в области правосудия и внутренних дел.

В декабре 2000 года главы государств и правительств стран - членов Европейского союза собрались в Ницце для внесения изменений в Договор о Европейском союзе и Договоры об учреждении Сообществ. В результате был подписан новый Договор Текст договора см.: Official Journal С 80. 10.03.2001. P. 0001-0048.. Основная задача этого Договора - институционная реформа, она была связана с предстоящим увеличением числа государств - членов ЕС Реформирование институтов ЕС коснулось, в частности, изменения состава Европейской комиссии, процедуры голосования в Совете, представительства стран-членов в Европейском парламенте, определения полномочий Суда справедливости и Суда первой инстанции и др..

Европейский союз в сегодняшнем виде - это не окончательно сформировавшаяся структура. Перспектива его дальнейшего развития обозначена в Преамбуле Маастрихтского договора. Это углубление солидарности между народами, развитие демократических институтов, сближение экономик, установление экономического и валютного союза, экономический и социальный прогресс, общее гражданство, создание более тесного союза европейских народов.

В современных условиях потребность России в Европе порождена самой логикой процесса трансформации России, поиска ею моделей в экономике и политике, социальной и правовой сферах, а также новой международной идентичности. Для того, чтобы сохраниться и получить шанс на дальнейшее развитие, России по существу не остается ничего иного, как заново моделировать Россию XXI века. В этом отношении пример Европы и практика взаимодействия с ней имеют неоценимое значение.

Российское видение ЕС, являясь в основном позитивным, в то же время достаточно схематично и инертно, отчасти основывается на устаревших стереотипах, и в значительной степени является производным от логики сверхдержавности и противостояния СССР - США. Это сдерживает потенциал сотрудничества. О новом качестве отношений России и ЕС говорят, в частности, публикации И.Иванова Иванов И. Россия и Европа на рубеже столетий // Международная жизнь. - 2000. - № 2. - С. 25-29., В.Н.Лихачева Лихачев В.Н. Россия и Европейский Союз в стратегической перспективе // Международная жизнь. - 2000. - № 1. - С. 41-49., О.Хана Хан О. Россия и Европейский Союз - десятилетие сотрудничества (1988-1998 гг.) // Европейский Союз и Россия в перспективе / Под ред. Лешукова И.Е. и др. - СПб., 1999., Т.Бордачева Бордачев Т. Terra incognita, или Европейская политика России // Pro et Contra. - 2001. - Т. 6. - N 4. - С. 23-33., П.Хавлик Хавлик П. Отношения между Россией и Европейским Союзом в свете расширения ЕС. - М., 2002. - С. 2-3. - (Науч. тр. РЕЦЭП), В.Новикова Новиков В. Отношения России и ЕС: пространство выбора или выбор пространства // Вопр. экономики. - 2002. - N 6. - С. 133-143, и другие.

Важнейшим аспектом европейского направления внешней политики является то, что представления России и Европейского союза о характере, методах и конечных целях взаимоотношений существенно отличаются. Главной целью политики ЕС в отношении России является глубокая внутренняя трансформация этой страны на основе постепенного восприятия ею комплекса европейских норм и ценностей. Эта задача четко обозначена в программных документах ЕС Common Strategy of the European Union of 4 June 1999 on Russia // Official J. - 1999. - 24 June. - L 157/1- L 157/9.. Ее решение позволило бы единой Европе не только получить от соседства с Россией экономические выгоды, но и ответить на ряд серьезных вызовов в сфере безопасности. Политика России по отношению к Западу, в данном случае к Европейскому союзу, после прихода в Кремль нового президента была переподчинена глобальной задаче экономической модернизации страны и достижения конкурентоспособности на мировом рынке Обращение президента к Федеральному собранию РФ 2002 г. (http// www.president.kremlin.ru/text/appears/2002/04/10691.shtml).. Именно Европейский союз Москва рассматривает как наиболее важный источник модернизационных ресурсов для России. При этом даже самое масштабное сотрудничество с Европой не должно вести к ограничению суверенитета России и вмешательству ЕС в ее внутренние дела. Конкурентоспособная Россия должна, как можно предположить, стать равноправным партнером, а в случае необходимости конкурентом Европейского союза в условиях «формирования многополярного мира» Стратегия развития отношений Российской Федерации с Европейским союзом на среднесрочную перспективу (2000-2002 годы). Текст, представленный председателем Правительства России В. В. Путиным на саммите РФ-ЕС в Хельсинки 22 окт. 1999 г., § 1.1 (ieras.ru/ journal/journal.2000/9.htm)..

«Среднесрочная стратегия развития отношений Российской Федерации с Европейским союзом (2000-2010гг.)» businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_11688.html. объединила в себе как внешнеполитическую стратегию России периода второй половины 90-х годов, так и «новый курс» Кремля при президенте Путине. Связующим звеном между политикой сдерживания, характерной для поведения Москвы при «позднем» Борисе Ельцине, и кооперативистским курсом новой администрации стала характеристика России как «мировой державы, расположенной на двух континентах», которая должна «сохранять свободу определения и проведения своей внутренней и внешней политики» Стратегия, параграф 1.1.. Несмотря на то, что российская Среднесрочная стратегия была, по достаточно откровенному определению Дэвида Гована, сырым документом Гован Д. Как ЕС может помочь России? - М., 2000. - С. 18., она тем не менее хорошо отражает противоречивую внутреннюю и внешнюю политику России в начале XXI в.

По выражению бывшего заместителя министра иностранных дел России Ивана Иванова, Европа является для России «скорее нравственным, мировоззренческим, а не институционал и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.