На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


доклад Деловые игры

Информация:

Тип работы: доклад. Добавлен: 21.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление
Введение 2
Глава 1. Деловая игра 5
      История возникновения 5
      Тема и цели деловых учебных игр  9
      Признаки деловой игры  10
      Виды деловых игр  11
      Структура деловой игры 15
      Психолого-педагогические принципы организации деловой игры 17
Глава 2. Особенности Деловых  игр 18
    2.1. Деловая  игра как метод активного обучения 18
    2.2. Преимущества  деловых игр по сравнению с  традиционным обучением  20
Заключение   22
Список  литературы 24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение 

            «Я  говорю и утверждаю, что человек, желающий стать выдающимся в каком бы то ни было деле, должен с  ранних лет упражняться... Например, кто хочет  стать хорошим  земледельцем или  домостроителем, должен еще в играх  либо обрабатывать землю, либо возводить какие-либо  детские сооружения». 
                    Платон 

    Деловая игра — средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности методом поиска новых способов ее выполнения. Деловая игра имитирует различные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия. Игра также является методом эффективного обучения, поскольку снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности. Существует много названий и разновидностей деловых игр, которые могут отличаться методикой проведения и поставленными целями: дидактические и управленческие игры, ролевые игры, проблемно-ориентированные, организационно-деятельностные игры и др. 
    Деловая игра позволяет найти решение  сложных проблем путем применения специальных правил обсуждения, стимулирования творческой активности участников как  с помощью специальных методов  работы (например, методом «Мозгового штурма»), так и с помощью модеративной работы психологов-игротехников, обеспечивающих продуктивное общение. Проблемно-ориентированная деловая игра проводится обычно не более 3-х дней. Она позволяет сгенерировать решение множества проблем и наметить пути развития организации, запустить механизм реализации стратегических целей.
    Актуальность  темы - деловые игры могут дать вам не только знания, но и опыт. Бесценный опыт, который в условиях размеренного существования надо приобретать годами. Кроме того с помощью деловых игр можно учить и учиться не только тому как и почему надо работать, можно тренировать такие важные для успешной работы качества, как коммуникативность, лидерские качества, умение ориентироваться в сложной, быстро меняющейся ситуации. Можно проигрывать стрессовые и критические ситуации, можно тренировать не только отдельных людей, но и команду. Учить ее быть командой.
    Литература, насчитывающая уже сотни наименований, подробно освещены история игр, их основные виды, сферы применения, функции, структуры, ограничения и т. д.
    Задачи  поставленные перед  автором реферата:
    Рассказать историю возникновения деловых игр;
    Определить психолого-педагогические принципы деловой игры;
    Обозначить тему и цели деловых игр;
    Признаки деловой игры;
    Виды деловых игр;
    Показать структуру деловой игры;
    Раскрыть деловую игру как метод активного обучения;
    Рассказать о преимуществах деловых игр перед традиционным обучением
    Предмет исследования – эффективность использования деловых игр на практике.
    Объект  исследования - деловая игра. 
 

Глава 1. Деловая игра 

      История возникновения
 
    Деловая игра — метод имитации принятия решений руководящих работников или специалистов в различных производственных ситуациях, осуществляемый по заданным правилам группой людей или человеком с ЭВМ в диалоговом режиме, при наличии конфликтных ситуаций или информационной неопределенности (Бельчиков Я. М., Бирштейн М. М., 1989)
    Игра  в качестве средства активного обучения детей и взрослых стала использоваться достаточно давно и довольно стихийно.
    Самым близким предшественником деловых  игр является зародившая в 17-18 веках  военная игра. «Первое упоминание деловой игры значилось как “военные шахматы”, потом как “маневры на карте”. Интересно, что в 19 веке “военные игры должны были служить для того, чтобы разбудить внимание молодых  военнослужащих и уменьшить трудности  при обучении”. Один из прусских генералов  применял игровой метод при обучении офицеров» [10].
    По  оценкам экспертов метод деловых  игр применительно к производственно-хозяйственной  деятельности был впервые применен в нашей стране [игры были ориентированы не на учебные цели, а создавались как средство подготовки реальных управленческих решений» [8].
    Первая  деловая игра ("Перестройка производства в связи с резким изменением производственной программы") была проведена в 1932 году в Ленинградском инженерно-экономическом  институте и была названа ее автором  Марией Мироновной Бирнштейн организационно-производственным испытанием.
    Проводимые  в тридцатые годы деловые игры предназначались «для отработки  в лабораторных условиях новых форм организации производства, систем диспетчерского управления, деятельности персонала  электростанций в аварийных ситуациях» и т.п. [13, С. 65-66].
    Однако  история развития деловых игр  в России, начавшись в 30-х годах, примерно тогда же была и прервана. Исследователи указывают разные причины такой приостановки традиции. С одной стороны, ссылаются на военное время, нехватку ресурсов [913, с другой стороны, фиксируют, что «свободные высказывания участников, множество вариантов решения проблем, наработанные в ходе деловых игр, сделали этот вид деятельности опасным и не совместимым с режимом тотальной регламентации» [10].
    По  мнению экспертов во многом возрождение  деловых игр в России связано  с деятельностью в 50-х годах  Московского методологического  кружка, лидером которого был Г.П. Щедровицкий. «Идеи и методы, разработанные  Г.П. Щедровицким, легли в основу большой практической работы его  сторонников и учеников, которые  провозгласили новую эпоху игр  под названием организационно-деятельностные игры. Сочетание жестко структурированной  деятельности с сильнейшим давлением  на личность каждого участника давало невиданные плоды: разрабатывались  варианты развития ситуаций с высокой  степенью неопределенности. Метод стал применяться как средство решения  сложных межпрофессиональных комплексных проблем» [10].
    Еще одним важным событием, послужившим  возрождению и активной пропаганде деловых игр, была школа «Деловые игры и их программное обеспечение», состоявшаяся в 1975 в Звенигороде, под  Москвой, по инициативе Центрального экономического института АН СССР и экономического факультета МГУ. Эта школа «сыграла важную роль в советском «игростроении»…  С момента звенигородской встречи  советские деловые игры стали  развиваться весьма интенсивно. К  ядру стали присоединяться сотрудники многочисленных вузов и научных  учреждений. Стали появляться не только все новые и новые деловые  игры, но и теоретические работы. Возникли имитационные игры не только на экономические, но и на другие темы, например, биологические, медицинские, архитектурные» [8, С. 143-144].
    В 70-е годы — это время популяризации  деловой игры как метода активного  обучения, «когда разработкой и внедрением игр занимались энтузиастов, опыт которых  стал широко пропагандироваться» [14, С. 166].
    1970-80 годы — время всплеска деловых  игр, различных по методологии  и методу проведения. В этот  период появляются целые школы  обучающих игр: Таллиннская школа  В.К. Тарасова, ролевые игры в  тренинге, деловые игры в педагогике  и т.п.
    Восьмидесятые годы — это, с одной стороны, эскалация  деловой игры, «…когда игры стали  широко использоваться в различных  отраслях народного хозяйства и  тиражироваться в специальной методической литературе», а, с другой стороны, их профессионализация, «когда стали развиваться  разнообразные игровые культуры обучения руководителей» [14, С. 167].
    В период экономических реформ 80-90 гг. начинается использование игрового подхода для решения серьезных  экономических, экологических и  даже политических проблем.
    За  рубежом первые деловые игры были разработаны и проведены в 50-х  годах в США. Первые игры применялись  преимущественно для обучения студентов-экономистов  и будущих руководителей фирм. «Первая машинная игра американской фирмы «Рэнд корпарейшн», предназначенная  для офицеров службы материально-технического обеспечения американского военно-воздушного флота, была разработана в 1955 г. И хотя она была военной, ее проблематика носила экономический характер, поскольку в игре имитировалось управление снабжением запасными частями военно-воздушных баз США, размещенных по всему миру» [17, С. 21].
    Поиск новых форм обучения подтолкнул американских ученых, представлявших фирму «Америкэн  менеджмент ассоциейшн» к разработке управленческой игры с применением  ЭВМ. Первый эксперимент с этой игрой  был проведен в 1957 году (в ней участвовало 20 президентов крупных фирм), и  впоследствии эта разработка послужила  прототипом множества деловых игр.
    На  сегодняшний день практика деловых  игр в мире очень популярна. Особенно активно деловые игры используются в практике высшего образования, многие ВУЗы являются новаторами в  методике преподавания деловых игр. Сегодня насчитывается уже несколько  тысяч различных видов обучающих  игр. Издаются пособия, каталоги и справочники  по деловым играм, проводятся регулярные школы и семинары. Создана Международная  ассоциация по имитационному моделированию  и играм.
   В современных условиях деловые игры широко проводятся во многих странах:
    в процессе обучения менеджеров и других руководителей в вузах и средних специальных учебных заведениях;
    в процессе производства и реализации продукции на предприятиях и в сфере услуг для выработки наиболее обоснованных решений, а также при проектировании новых и реконструкции старых предприятий:
    в ходе НИОКР;
    в министерствах, ведомствах, ассоциациях и объединениях сферы производства, торговли, финансовой сфере, сфере услуг, в военной экономике и вооруженных силах.
 
 
      Тема  и цели деловых  учебных игр
 
    Для разработки деловой игры принципиальными  моментами являются также определение темы и целей. В теме могут быть отражены: характер деятельности; масштаб управления; состав инстанций и условия обстановки.
    При определении целей важно ответить на несколько принципиальных вопросов:
    Для чего проводится данная деловая игра? 
    Для какой категории обучаемых? 
    Чему именно следует их обучать? 
    Какие результаты должны быть достигнуты?
    При постановке целей необходимо различать  учебные цели игры и цели действий её участников, которые ставятся ими, исходя из игровых ролей [5].
    Основные  цели:
    формирование познавательных и профессиональных мотивов и интересов;
    воспитание системного мышления специалиста, включающее целостное понимание не только природы и общества, но и себя, своего места в мире;
    передача целостного представления о профессиональной деятельности и её крупных фрагментах с учетом эмоционально-личностного восприятия;
    обучение коллективной мыслительной и практической работе, формирование умений и навыков социального взаимодействия и общения, навыков индивидуального и совместного принятия решений;
    воспитание ответственного отношения к делу, уважения к социальным ценностям и установкам коллектива и общества в целом;
    обучение методам моделирования, в том числе математического, инженерного и социального проектирования.
 
      Признаки  деловой игры
 
    Характерные признаки деловой игры можно представить  следующим перечнем (Бельчиков Я. М., Бирштейн М. М., 1989):
    Моделирование процесса труда (деятельности) руководящих работников и специалистов предприятий и организаций по выработке управленческих решений.
    Реализация процесса «цепочки решений». Поскольку в деловой игре моделируемая система рассматривается как динамическая, это приводит к тому, что игра не ограничивается решением одной задачи, а требует «цепочки решений». Решение, принимаемое участниками игры на первом этапе, воздействует на модель и изменяет её исходное состояние. Изменение состояния поступает в игровой комплекс, и на основе полученной информации участники игры вырабатывают решение на втором этапе игры и т. д.
    Распределение ролей между участниками игры.
    Различие ролевых целей при выработке решений, которые способствуют возникновению противоречий между участниками, конфликта интересов.
    Наличие управляемого эмоционального напряжения.
    Взаимодействие участников, исполняющих те или иные роли.
    Наличие общей игровой цели у всего игрового коллектива.
    Коллективная выработка решений участниками игры.
    Многоальтернативность решений.
    Наличие системы индивидуального или группового оценивания деятельности участников игры.
 
      Виды  деловых игр
 
    На  сегодняшний день в литературе существует большое разнообразие типологий  и классификаций деловых игр. Приведем примеры некоторых из них.
    «В  зависимости от того, какой тип  человеческой практики воссоздается в  игре и каковы цели участников, различают  деловые игры учебные, исследовательские, управленческие, аттестационные» [2, С. 128].
    Принципиально зафиксировать, что данная типология  «вписывает» деловую игру в широкий  контекст социальной деятельности, фиксируя ее возможности не только как метода обучения, но и как метода оценки, изучения, управления.
    Помимо  указанной типологии, в основу которой  положены критерии типа практики и  целей, исследователи выделяют и  такие критерии как: время проведения, результат, методология и т.п. Например, классификация деловых игр Л.В. Ежовой (Табл. 1): 

    Таблица 1. Классификация деловых игр
По  времени проведения
    без ограничения времени; 
    с ограничением времени; 
    игры, проходящие в реальное время; 
    игры, где время сжато
По  оценке деятельности
    балльная или иная оценка деятельности игрока или команды; 
оценка того, кто  как работал, отсутствует
По  конечному результату
    жесткие игры – заранее известен ответ (например, сетевой график), существуют жесткие правила; 
    свободные, открытые игры – заранее известного ответа нет, правила изобретаются для каждой игры свои, участники работают над решением неструктурированной задачи
По  конечной цели
    обучающие – направлены на появление новых знаний и закрепление навыков участников; 
    констатирующие - конкурсы профессионального мастерства;
    поисковые – направлены на выявление проблем и поиск путей их решения
По  методологии проведения
    луночные игры – любая салонная игра. Игра проходит на специально организованном поле, с жесткими правилами, результаты заносятся на бланки;
    ролевые игры – каждый участник имеет или определенное задание, или определенную роль, которую он должен исполнить в соответствии с заданием;
    групповые дискуссии – связаны с отработкой проведения совещаний или приобретением навыков групповой работы. Участники имеют индивидуальные задания, существуют правила ведения дискуссии;
    имитационные – имеют цель создать у участников представление, как следовало бы действовать в определенных условиях
    организационно-деятельностные игры (Г.П. Щедровицкий) — не имеют жестких правил, у участников нет ролей, игры направлены на решение междисциплинарных проблем. Активизация работы участников происходит за счет жесткого давления на личность;
    инновационные игры (В.С. Дудченко) — формируют инновационное мышление участников, выдвигают инновационные идеи в традиционной системе действий, отрабатывают модели реальной, желаемой, идеальной ситуаций, включают тренинги по самоорганизации;
    ансамблевые игры (Ю.Д. Красовский) — формируют управленческое мышление у участников, направлены на решение конкретных проблем предприятия методом организации делового партнерского сотрудничества команд, состоящих из руководителей служб» [10]
 
    К сожалению, указанная выше типология, с одной стороны, пытается задать многокритериальную сетку для анализа, но, с другой стороны, ей не удается  избежать некоторых неточностей (например, пункт 5, согласно которому салонная игра, ролевая игра это виды деловых  игр). Эти погрешности являются достаточно типичными и встречаются и  в других типологиях.
    В качестве оснований классификаций деловых учебных игр используют и такие признаки как:
    степень формализации процедуры («жесткие» и «свободные» игры); [7].
    наличие или отсутствие конфликта в сценарии (деловые игры в кооперативных ситуациях, конфликтных ситуациях с нестрогим соперничеством и со строгим соперничеством) [7];
    уровень проблемности («первый уровень предполагает обнаружение и постановку проблем, требующих разрешения при анализе конкретной игровой ситуации»; второй уровень «характеризуется вовлечением студентов в соразмышление, в активный поиск путей и средств решения поставленных вопросов» [7, С. 25];
    степень участия студентов в подготовке деловых игр;
    длительность процедуры игры (мини-игры, длящиеся несколько минут, игры длящиеся несколько дней) и т.п. [7];
    характер моделируемых ситуаций (игра с соперником, с природой, игра-тренаж);
    характер игрового процесса: игры с взаимодействием участников и без взаимодействия [16];
    способ передачи и обработки информации;
    динамика моделируемых процессов (игры с ограниченным числом ходов, с неограниченным, саморазвивающиеся) [16];
    тематическая направленность и характер решаемых проблем («игры тематические, ориентированные на принятие решений по узким проблемам»; «игры функциональные, в которых имитируется реализация отдельных функций или процедур управления»; «игры комплексные, моделирующие управление определенным объектом или процессом в целом» [7, С. 105].
 
 
      Структура деловой игры
 
    При конструировании деловой игры разработчик  может опираться на структурное  описание последней.
    Имитационная  и игровая модели могут рассматриваться  как основные элементы при конструировании  деловой игры.
    В свою очередь в имитационной модели можно выделить ряд структурных  компонентов:
      цели, 
      предмет игры, 
      графическая модель взаимодействия участников, 
      система оценивания [6].
    Игровая модель также может быть представлена в следующих компонентах:
      цели, 
      комплекс ролей и функций игроков, 
      сценарий, 
      правил игры [6].
    Одним из самых сложных  этапов конструирования  деловой игры является выбор и описание объекта имитации. «В качестве такого объекта выбирается наиболее типичный фрагмент профессиональной реальности выполнение, которого специалистами требует системного применения, разнообразных умений и навыков, «заготовленных» у учащихся в период обучения, предшествующей игре, при чем это применение связано с трудностями; в решение профессиональных задач вовлечен тот или иной круг специалистов, имеющих разные интересы и свои предметы деятельности. Таким образом, отнюдь не любое содержание профессиональной деятельности подходит для игрового моделирования, а только такое, которое достаточно сложно, содержит в себе проблемность и не может быть усвоено индивидуально» [6, С. 144].
    Базовым элементом деловой игры является сценарий. «Сценарий деловой игры является основным документом для её проведения. Созданная для его  разработки группа специалистов разбирает: каждый этап, фрагмент (желательно не более  трех), содержание, эпизоды, четко определяет учебную цель, готовится инструкция каждому игроку и экспертам, определяется полный комплект ролей, время игры, место игры, рекомендуется вводный  материал или лекцию, обсуждается  порядок использования технических  средств и т.п.» [5].
    Как правило «в сценарии отображается общая  последовательность игры, разбитой на основные этапы, операции и шаги…» [12, С. 148].
    Схема сценария может быть описана с  помощью следующих элементов:
    реальное противоречие (следует отличать от игрового конфликта, обусловленного разностью позиций игроков), конфликт — наличие в ситуации «рассогласования параметров деятельности, столкновения разноплановых явлений…, противоречивости критериев принятия решений» и т.п. [12, С. 148].
    «способ генерирования события, определяющий степень алгоритмизации и импровизации участников игры» (различают три способа алгоритмизации: детерминированный, спонтанный смешанный)… Деловой игре в наибольшей мере присущ смешанный способ генерирования событий, когда процесс игры следует какому-то обобщенному алгоритму, отражающему технологию производственного процесса, но учитывающему вероятностный характер событий» [12].
 
 
      Психолого-педагогические принципы организации  деловой игры
 
    принцип имитационного моделирования конкретных условий и динамики производства. Моделирование реальных условий профессиональной деятельности специалиста во всем многообразии служебных, социальных и личностных связей является основой методов интерактивного обучения;
    принцип игрового моделирования содержания и форм профессиональной деятельности. Реализация этого принципа является необходимым условием учебной игры, поскольку несет в себе обучающие функции;
    принцип совместной деятельности. Реализуется посредством вовлечения в познавательную деятельность нескольких участников. Он требует от разработчика выбора и характеристики ролей, определения их полномочий, интересов и средств деятельности;
    принцип диалогического общения. В этом принципе заложено необходимое условие достижения учебных целей. Только диалог, дискуссия с максимальным участием всех играющих способна породить поистине творческую работу. Всестороннее коллективное обсуждение учебного материала обучающимися позволяет добиться комплексного представления ими профессионально значимых процессов и деятельности;
    принцип двуплановости. Отражает процесс развития реальных личностных характеристик специалиста в «мнимых», игровых условиях. Разработчик ставит перед обучающимся двоякого рода цели, отражающие реальный и игровой контексты в учебной деятельности;
    принцип проблемности содержания имитационной модели и процесса её развертывания в игровой деятельности [6].
    Глава 2. Особенности Деловых  игр  

    2.1. Деловая игра как  метод активного  обучения 

    Традиционно деловую игру относят к числу  методов активного обучения (Табл. 2). Область применения деловых игр  как особого метода обучения довольно широка: экономика, управление, педагогика, психология, инженерные дисциплины, экология, медицина, история, география, и т.д.
    Обозначим специфику деловой игры, зафиксировав место данного метода по отношению  к другим методам активного обучения, и показав его отличия от традиционных методов обучения (этому будет  посвящен следующий раздел).
    Для типологизации методов активного  обучения обычно используют два основных критерия:
    наличие имитационной модели изучаемого процесса, трудовой деятельности; 
    наличие ролей.
    Таким образом, различают неимитационные и имитационные методы обучения, а  в рамках последних выделяют игровые  и неигровые. Как следует из нижеприводимой таблицы, деловая игра — имитационный игровой метод активного обучения [12].
    Важно также отметить, что деловая игра — это и коллективный метод  обучения. «В деловых играх решения  вырабатываются коллективно, коллективное мнение формируется и при защите решений собственной группы, а  также при критике решений  других групп…» [15, С. 4]. 
 
 

    Таблица 2. Активные методы обучения
Неимитационные Имитационные Имитационные
  Неигровые
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.