На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Механизмы принятий решений в сфере мировых финансов

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 21.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Приложение 1. Образец титульного листа курсовой работы
Министерство  образования и  науки Российской Федерации 

Филиал  федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего  профессионального образования
«Санкт-Петербургский  государственный
инженерно-экономический  университет» в г.Чебоксары 

факультет  дневного обучения 

Кафедра экономики и финансового  менеджмента, учета  и аудита 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
 
по дисциплине «Финансы» 

на тему «___________________________________________________________» 
 
 
 
 

              Выполнил __________________________ 
                                                                Фамилия И.О.

                 Студент группы ______________________
                 № зачет.книжки ______________________
                 Подпись ____________________________
 
 
 
              Преподаватель ______________________ 
                                                                 Фамилия И.О.

                 Должность  ____________________
                 Оценка ____________
                 Дата ____________
                 Подпись ____________________________
 
 
 
 
Чебоксары 2011 
Приложение 2.

Министерство  образования и  науки Российской Федерации 

Филиал  федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего  профессионального образования
«Санкт-Петербургский  государственный
инженерно-экономический  университет» в г.Чебоксары 

факультет  дневного обучения 

Кафедра экономики и финансового  менеджмента, учета  и аудита
 
              Научному  руководителю курсовой работы 

                   (Ф.И.О., должность,  ученая степень, звание)
              студента  группы ________ курса _______ ____________________________________
                       (Ф. И. О.)
 
ЗАЯВЛЕНИЕ
 
     Прошу утвердить тему курсовой работы № _____ «___________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________ » по дисциплине «______________________________________________________
___________________________________________________________________ » и план ее выполнения:
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
«_____» _______________________ 201___ г.     ____________________
 
СОГЛАСОВАНО:
Научный руководитель:«_____» _______________________ 201___ г.     ____________________                           (подпись)
 

СОДЕРЖАНИЕ
 
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В СФЕРЕ МИРОВЫХ ФИНАНСОВ 5
1.1. Эволюция мировой валютной системы 5
1.2. Международные финансовые организации 12
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИИ 24
2.1. Анализ взаимоотношений России с Международными финансовыми организациями 24
2.2. Характер взаимоотношений России с Международным валютным фондом 28
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО СОТРУДНИЧЕСТВА С МЕЖДУНАРОДНЫМИ ФИНАНСОВЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
БИБЛИОГРАФИЯ 41

ВВЕДЕНИЕ

 
     В условиях возросшей взаимозависимости  практически все государства заинтересованы в сотрудничестве с международными экономическими и валютно-финансовыми организациями, которые составляют одно из важнейших звеньев международной финансовой системы и являются основным источником необходимых финансовых ресурсов для стран с развивающейся и переходной экономикой. Международные экономические и валютно-финансовые организации занимают важное место в системе международных экономических отношений, а также в настоящее время оказывают существенное влияние на развитие экономики России. Весьма  важно и то, что, являясь членом международных валютно-финансовых и кредитных организаций, Россия приобщается к богатому опыту регулирования валютной, кредитной и финансовых сфер, накопленному мировым сообществом. В этом и заключается актуальность рассматриваемой темы.
     Научная и практическая значимость  работы состоит в том, что сделанные  выводы и предложения позволяют  расширить степень исследований. Некоторые материалы могут быть использованы для проведения семинаров по проблемам совершенствования взаимоотношений Российской Федерации с международными экономическими и валютно-финансовыми организациями.
       Целью данной курсовой  работы является выявление  проблем и обозначение перспектив механизмов принятия решений в сфере  мировых финансов.
         Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
      выяснить причины возникновения и проследить историю развития международных экономических и валютно-финансовых организаций;
      рассмотреть классификацию и раскрыть функции этих организаций; 
      описать деятельность основных видов международных валютно-кредитных организаций;
      оценить деятельность валютно-финансовых организаций в Российской Федерации в общей перспективе и на примере Международного валютного фонда.                                                        
     Объектом  исследования данной курсовой работы является современная международная валютная система и деятельность в рамках нее надгосударственных финансовых структур.
       Предметом исследования являются международные  валютно-финансовые отношения России с крупнейшими международными экономическими и валютно-финансовыми организациями, их проблематика и перспективы.
       Методологической  и теоретической основой исследования стали фундаментальные концепции и гипотезы, труды  российских экономистов и ученых, исследующих проблемы по изучаемой теме представленные и обоснованные в отечественной и мировой экономической литературе. В ходе работы над темой использовался анализ статистических данных и научных публикаций, он проводился с применением метода сравнительного анализа.
       Эмпирической  базой выступают статистические данные Центрального банка Российской Федерации, отчетные материалы Министерства Финансов и  Центрального банка, информационные ресурсы глобальной сети Интернет.
            
 
            

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В СФЕРЕ  МИРОВЫХ ФИНАНСОВ

       1.1. Эволюция мировой  валютной системы

 
       Взаимный  обмен результатами деятельности национальных хозяйств обслуживают международные  валютные отношения – совокупность отношений, складывающихся при функционировании валюты в мировом хозяйстве [21, с. 280].
       По  мере развития внешнеэкономических  связей создавалась валютная система  – государственно-правовая форма  организации валютных отношений, регулируемая национальным законодательством или  межгосударственным соглашением. Вначале  сложилась национальная валютная система. Ее характеризуют следующие элементы:
      национальная валюта;
      условия конвертируемости национальной валюты, то есть ее обмен на иностранные валюты.
       По  мере развития мирохозяйственных связей создавалась мировая валютная система. Основные элементы мировой валютной системы:
      функциональные формы мировых денег (ведущие свободно конвертируемые валюты, при чрезвычайной ситуации – золото);
      регламентация условий конвертируемости обмена валют;
      унификация режима валютных паритетов и валютных курсов;
      регламентация объема валютных ограничений (требование МВФ к странам-членам отменить ограничения по валютным операциям, обслуживающим международное движение товаров, услуг, капиталов);
      регламентация состава международной валютной ликвидности (например, с 1970 г. МВФ ввел в оборот СДР1);
      унификация правил использования основных международных кредитных средств обращения (векселей, чеков и др.) и форм международных расчетов;
      режимы мировых валютных рынков и рынков золота;
      статус института межгосударственного валютного регулирования (с 1944 г. – МВФ).
       Первая  мировая валютная система была основана на золотомонетном стандарте (использовании  золотых монет) и юридически оформлена  межгосударственным соглашением на парижской конференции ведущих  стран в 1867 г. Вторая мировая валютная система, оформленная соглашением стран на Генуэзской международной экономической конференции (1922 г.), была основана на золотодевизном стандарте. Девиза – иностранная валюта в любой форме. С 20-х гг. XX в. наряду с золотом национальные деньги стали использоваться в качестве международных платежно-резервных средств. Третья мировая валютная система – Бреттонвудская, оформленная соглашением в Бреттон-Вудсе, США (1944 г.), также базировалась на золотодевизном стандарте [21, с. 283].
       Структурные принципы Бреттонвудской системы:
      золотодевизный стандарт;
      официальный статус доллара и фунта стерлингов как резервных валют;
      фиксированные золотые паритеты и курсы валют (могли колебаться в пределах ±1% паритета, в Западной Европе – в пределах ±0,75%);
      конвертируемость долларовых резервов иностранных центральных банков в золото через американское казначейство по официальной цене;
      заниженная официальная цена золота (35 дол. за тройскую унцию2);
      создание МВФ как органа межгосударственного валютного регулирования.
       Противоречия  Бреттонвудской валютной системы, прежде всего между национальным характером доллара и фунта стерлингов и  их использованием как международного платежного и резервного средства, постепенно расшатали эту систему  по мере укрепления позиций Западной Европы и Японии.
       Бреттонвудскую  систему сменила четвертая (ныне функционирующая) мировая валютная система, оформленная соглашением  стран – членов МВФ в Кингстоне (Ямайка, январь 1976 г.), ратифицированным в апреле 1978 г.
       Структурные принципы Ямайской системы таковы.
       Во-первых, золотодевизный стандарт был заменен  стандартом СДР, который формально  объявлен основой валютных паритетов  и курсов валют. Однако СДР не стал эталоном стоимости, главным международным  платежным и резервным средством. Число валют, курс которых прикреплен к СДР, сокращается. Сфера применения СДР ограничена в основном операциями МВФ. Практически сохранился долларовый стандарт. Лидирующие позиции доллара  базируются на значительном экономическом, научно-техническом и военном  потенциале США, хотя они утратили монопольное  положение в мировой экономике  под натиском конкурентов – Западной Европы, Японии. Стандарт СДР фактически трансформировался в многовалютный  стандарт, основанный на американском долларе, евро, в перспективе и  японской иене – валютах трех мировых  центров.
       Во-вторых, в рамках Ямайской валютной системы  узаконена демонетаризация золота – утрата им денежных функций. Однако, несмотря на законодательное вытеснение из ямайской валютной системы золота как валютного металла, фактические его денежные функции не исчерпаны, хотя и существенно изменились.
       В-третьих, Ямайская валютная система дает странам  право выбрать любой режим  валютного курса.
       В-четвертых, МВФ, сохранившийся от Бреттонвудской системы, призван усилить межгосударственное валютное регулирование, обеспечить более  тесное сотрудничество стран-членов, либерализацию  валютных отношений путем отмены валютных ограничений в целях  достижения валютной стабилизации в  мире.
       Ямайская  валютная система более гибко, чем  Бреттонвудская система, приспособилась к нестабильности платежных балансов, валютных курсов и новой расстановке  сил в мире. Вместе с тем ее функционирование порождает ряд  сложных проблем: противоречия между  юридической демонетаризацией золота и фактическим сохранением его  роли как чрезвычайных мировых денег; несовершенство режима плавающих валютных курсов; деятельность МВФ, который стал объектом критики.
       Кроме того, развивающиеся страны недовольны своим зависимым положением в  мировой валютной системе и настаивают на ее реформировании с учетом их интересов.
       С марта 1979 г. по 1998 г. в Западной Европе функционировала международная (региональная) валютная система – Европейская валютная система (ЕВС). Причиной ее формирования явилось развитие западноевропейской экономической и валютной интеграции, начавшейся с организации Общего рынка в 1957 г. (Римский договор). Цель ЕВС – стимулирование интеграционных процессов, создание европейского политического, экономического и валютного союза – Европейского Союза (ЕС), укрепление позиций Западной Европы.
       Особенности западноевропейской экономической  интеграции определили структурные принципы ЕВС, отличающиеся от Ямайской системы:
      вместо СДР был введен стандарт экю – европейской коллективной валютной единицы. Валютная корзина экю состояла из 12 западноевропейских валют. В ней доминировала немецкая марка (более 30%). С 1999 г. экю заменена евро – единой европейской валютой;
      в противовес официальной демонетаризации золота в Ямайской системе в ЕВС золото и доллары были включены в механизм эмиссии экю путем объединения 20% официальных золотодолларовых резервов стран – членов ЕС;
      режим совместного плавания курсов валют стран – членов ЕВС предусматривал пределы взаимных колебаний (±2,25%, с августа 1993 г. ±15% центрального курса). Подобный режим коллективного плавания валют назывался «европейская валютная змея», так как графически эти колебания похожи на движение змеи;
      страны – члены ЕВС в противовес МВФ создали собственный орган межгосударственного валютного регулирования – Европейский фонд валютного сотрудничества, замененный в 1994 г. Европейским валютным институтом в соответствии с Маастрихтским договором (ноябрь 1993 г.) о создании Европейского Союза (ЕС), а с июля 1998 г. – национальным Европейским центральным банком.
       ЕВС была более стабильна, чем Ямайская система, так как колебания курсов валют меньше. Однако и она испытывала трудности в связи с противоречиями в странах-членах. Ряд ее проблем  был обусловлен разными уровнями и темпами развития экономики, инфляции, безработицы, состоянием платежного баланса, золотовалютных резервов стран-членов. Внешние факторы (особенно колебания  курса доллара) также осложняли  функционирование ЕВС.
       Маастрихтский договор3 положил начало поэтапному формированию Экономического и валютного союза (ЭВС), который заменил Европейскую валютную систему в 1999 г.
       Первый  этап формирования ЭВС начался в  июле 1990 г. и предусматривал окончательную отмену валютных ограничений стран-членов в конце 1992 г. Большое внимание уделялось сближению темпов инфляции, сокращению бюджетного дефицита.
       На  втором этапе был создан Европейский  валютный институт в составе управляющих 12 центральных банков для подготовки к организации Европейской системы  центральных банков и эмиссии  евро. На этом этапе основное внимание уделялось координации экономической, в том числе денежно-кредитной  политики.
       Третий  этап наступил в конце XX в. С января 1999 г. – 11, с 2001 г. – 12 из 15 стран ЕС ввели евро в форме записи на банковских счетах для безналичных расчетов, с 2002 г. – в наличной форме вместо национальных денежных единиц. Постепенно увеличится число стран ЕС, присоединившихся к зоне евро. Для осуществления единой монетарной политики в целях стабилизации евро 1 июля 1998 года создан Европейский центральный банк.
       Валютная  система России формировалась с  учетом структурных принципов Ямайской валютной системы, поскольку страна вступила в МВФ. В августе 1993 г. взамен рубля бывшего СССР введен в обращение российский рубль как основа денежной и национальной валютной системы. Установлены правила ее частичной (внутренней) конвертируемости с 1992 г., а затем с 1 июля 2006 г. – свободной конвертируемости [21, с. 286].
       В соответствии с валютным законодательством  России 2003 г. в валютные ценности включаются иностранная валюта и ценные бумаги, выпущенные за рубежом и номинированные в иностранной валюте (природные драгоценные камни исключены в отличие от законодательства 1992 г.).
       В России применяется режим регулируемого  плавающего валютного курса. Официальный  курс рубля ежедневно определяет Банк России по результатам торгов на ММВБ, неофициальный (договорный курс) – уполномоченные коммерческие банки, имеющие валютную лицензию. При котировке  курса рубля используется двувалютная  корзина. Для регулирования курса  рубля и межгосударственных расчетов используются официальные золотовалютные резервы, которыми распоряжаются Банк России и Минфин России.
       Законодательством установлены правила деятельности валютного рынка, состав его участников (валютные биржи, коммерческие банки, посредники-брокеры) и порядок осуществления валютных операций. Определен статус органов  валютного регулирования.
       Операции  на валютном рынке осуществляются только уполномоченными коммерческими  банками, имеющими соответствующую  лицензию. Валютные операции осуществляются и на восьми валютных биржах, лидирующее место среди которых занимает ММВБ.
       Наиболее  распространена, в том числе в  России, прямая котировка, при которой  курс единицы иностранной валюты выражается в национальной валюте (например, 1 доллар = 28 руб.). При косвенной котировке  за единицу принята национальная валюта (в Великобритании и некоторых  других странах).
       Различаются курсы продавца и покупателя. Банки  продают иностранную валюту дороже (курс продавца, или курс продажи), чем  покупают ее (курс покупателя, или курс покупки). Курсовая разница служит одним  из источников прибыли и покрытия расходов банка, связанных с валютными  операциями.
       Соотношение требований и обязательств банка  в иностранной валюте определяет его валютную позицию. В случае их равенства по конкретной валюте валютная позиция считается закрытой, а при несовпадении – открытой.
       Различается короткая открытая валютная позиция, если пассивы и обязательства по проданной  валюте превышают активы и требования в ней, и длинная, если активы и  требования по купленной валюте превышают  пассивы и обязательства. При  наличии открытой валютной позиции  всегда существует валютный риск –  риск потерь в связи с обесценением валюты. Это требует контроля за состоянием валютной позиции банка, оценки валютного риска и применения методов его страхования.

       1.2. Международные  финансовые организации

 
       Процесс создания международных организаций начался во второй половине прошлого века. После окончания Второй мировой войны произошло четкое осознание необходимости обсуждения насущных политических и экономических проблем в рамках всего мирового сообщества. Основой международного сотрудничества должен был стать новый мировой порядок, базирующийся на либерализме, сотрудничестве, открытости и диалоге, свободном от какой бы то ни было конфронтации. Создание международных организаций явилось результатом поиска эффективных мер для разрешения сложных, чрезвычайных или кризисных ситуаций в жизни государств. Когда усилия национальной дипломатии оказывались недостаточными для того, чтобы справиться с проблемами современных международных отношений, правительства стремились найти адекватные методы взаимодействия в виде многосторонних консультаций, сотрудничества и совместных шагов в этом направлении.
       Насущной  необходимостью стала разработка совместной валютно-финансовой политики, достижение в этой области стабильности, способной обеспечить конвертируемость национальных валют, облегчить взаимные расчеты [10, с. 18].
       Огромная  разница в социально-экономических  условиях жизни людей в разных странах ставила вопрос об оказании помощи и содействия со стороны развитых стран развивающимся государствам и среди них наименее развитым и бедным. Это требовало разработки единой стратегии социально-экономического развития.
       В сложившихся условиях особая роль в  поиске новых механизмов регулирования была возложена на международные экономические организации. В настоящее время насчитывается более 4 тысяч международных организаций. Ведущая среди них — Организация Объединенных Наций (ООН) с ее разветвленной системой экономических органов, Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР).
       Международные экономические организации —  это институт многосторонних межгосударственных отношений, имеющий согласованные его участниками цели, компетенцию и свои постоянные органы, а также другие специфические политико-организационные нормы, в числе которых устав, процедура, членство, порядок принятия решений и др. Они могут включать также совещания, конференции, конгрессы, которые осуществляют свою деятельность в течение ограниченного периода времени и не имеют устава и рабочих органов [13, с. 368].
       Международные валютно-кредитные организации –  международные экономические организации, созданные на основе межгосударственных соглашений с целью регулирования  валютных и кредитно-финансовых отношений между странами, содействия экономическому развитию стран, кредитной помощи. В число таких организаций входят Банк международных расчетов, Международный валютный фонд, Международная ассоциация развития (МАР), Международная финансовая корпорация (МФК), региональные международные банки развития [19, с. 187].
       Международные финансовые организации (МФО) создаются  путем объединения финансовых ресурсов странами-участниками для решения  определенных задач в области  развития мировой экономики.
       Для осуществления своих функций  международные финансовые организации  используют весь спектр современных  технологий финансового и инвестиционного анализа и управления рисками, от фундаментального исследования потенциального инвестиционного проекта (для чего, чаще всего, привлекаются специализированные команды или институты экспертов международной квалификации, международные аудиторские фирмы и инвестиционные банки) до операций на глобальных фондовых рынках (рынках производных ценных бумаг).
       Значительное  развитие международные финансовые организации  получили во второй половине XX в [18, с. 358]. Например, со временем одними из крупнейших в мире кредиторов многих стран стали МВФ и МБРР, образовавшие группу Всемирного банка в составе еще трех международные финансовые организации. Вместе они существенно потеснили коммерческих кредиторов, одновременно «привив» властям соответствующих государств вкус к дешевым заимствованиям, над задачей обслуживания и погашения которых придется думать, вероятно, не должникам, а последующим поколениям.
       Участие России в международных финансовых организациях дает ей возможность заимствовать у них на определенных условиях средства, что способствует развитию экономики, если международные кредиты эффективно используются. Не менее важны рекомендации международных организаций по совершенствованию  банковского надзора, техническая  помощь по обучению банкиров, разработка международных стандартов учета  и отчетности организаций, включая  банки, а также унифицированных  правил основных форм международных  расчетов.
       Участие России в международных финансовых организациях требует выполнения ряда обязанностей, приведения национального  законодательства (банковского и  валютного) в соответствие с международными соглашениями, правовыми нормами.
       Заимствование кредитов, особенно в МВФ, налагает на Россию обязательство соблюдать  их условия, выполнять одобренную Фондом стабилизационную программу страны.
       За  внешней либеральностью условий  кредитов международных финансовых институтов скрываются жесткие требования, позволяющие им влиять на экономику, денежное обращение, банковскую систему  стран-заемщиков.
       Ведущими  международными валютно-кредитными организациями  являются Международный валютный фонд (МВФ) и Группа Всемирного банка (ВБ).
       МВФ и Группа ВБ имеют общие черты. Они организованы по аналогии с акционерной  компанией, поэтому размер взноса и  капитал определяет возможность  влияния страны на их деятельность. Доля 25 развитых стран (14,5% числа членов МВФ) в его капитале (290,4 млрд дол.) составляет 63%, в том числе США  – 17,5%, 15 стран ЕС – 30,3%, Японии – 6,3%, России – 2,8% (она занимает 10-е место  по величине квоты – 8,1 млрд дол.).
       Принятие  решений по важным вопросам требует  квалифицированного большинства голосов (85%). Это обеспечивает контроль за принятием  решений (вплоть до вето) США и странам  ЕС. США располагает в ВБ 17% всех голосов, то есть имеют столько голосов, сколько 140 развивающихся стран в  совокупности. Штаб-квартира МВФ и  группы ВБ находятся в Вашингтоне.
       Формирование  ресурсов МВФ и МБРР различно. Квоты  стран – членов МВФ оплачиваются полностью (около 25% - СДР или свободно конвертируемой валютой и 75% - национальной валютой). Взносы в капитал МБРР оплачиваются лишь в размере 6,4% подписного капитала, а 93,6% служат гарантийным фондом, который используется в качестве обеспечения эмиссии облигаций Банка на мировых рынках.
       В дополнение к собственному капиталу международные финансовые институты  прибегают к заемным средствам.
       Основные  задачи МВФ заключаются в следующем:
      содействие сбалансированному росту международной торговли;
      предоставление кредитов странам-членам (сроком до пяти лет) для преодоления валютных трудностей, связанных с дефицитом их платежного баланса;
      отмена валютных ограничений;
      межгосударственное валютное регулирование путем контроля за соблюдением структурных принципов мировой валютной системы, зафиксированных в уставе фонда.
       Возможность получить кредит МВФ ограничена следующими условиями:
      лимитируется размер заимствования страны в зависимости от ее квоты;
      Фонд предъявляет определенные требования, иногда жесткие, к стране-заемщику, которая должна выполнить макроэкономическую стабилизационную программу. Это позволяет воздействовать на экономику стран-должников.
       Курс  МВФ на ускорение приватизации, экономических  реформ, либерализации цен и внешнеэкономической  деятельности в России усилил негативные последствия шокового перехода к  рыночной экономике (экономический  спад, инфляция, банкротства, неплатежи, коррупция и т.д.).
       С 1992 г. МВФ предоставил России кредиты на сумму 21,3 млрд дол. Достигнутые в 1998 и 1999 гг. договоренности о предоставлении антикризисного кредитного пакета (11,2 млрд дол.) и резервного кредита (4,5 млрд дол.) были реализованы лишь частично, поскольку, по мнению Фонда, выдвигаемые им требования относительно реформирования российской экономики не были выполнены.
       В соответствии с условиями первого  кредита Фонда (1992 г.) в России была внезапно введена либерализация цен, что привело к их росту в 26 раз за год и усилению инфляции. Рекомендованные Фондом дефляционные меры усугубили экономический спад, свертывание инвестиций в стране. Ограничение денежной эмиссии вызвало денежный «голод» и неплатежи. Под давлением МВФ Россия в 1992 г. ввела частичную конвертируемость рубля без создания необходимых условий, что повлекло за собой снижение его валютного курса и усугубило процесс «бегства» капитала. Постоянный надзор за макроэкономической и валютной политикой в России осуществлял представитель Фонда при Центральном банке Российской Федерации [21, с. 300].
       Россия  активно сотрудничает с Группой  Всемирного банка (ВБ), которая включает Международный банк реконструкции  и развития и четыре его подразделения.
       МБРР, как и МВФ, предоставляет стабилизационные и структурные кредиты (на осуществление  программ, направленных на структурные  реформы в экономике). Их деятельность взаимно увязана, они дополняют  друг друга. Причем членом МБРР может  стать лишь член МВФ. Вступление России в МБРР позволило ей заимствовать валютные кредиты в этом мировом  инвестиционном банке и получать выход на мировой рынок ссудных  капиталов.
       ВБ  предоставил России кредиты в  трех формах:
      бюджетозамещающие (63%), сходные с кредитами Фонда, в форме кредитования федерального бюджета Российской Федерации, даже если они официально назывались «угольные» (на реорганизацию угольной отрасли) или «социальные» (на поддержку системы социальной защиты работников кредитуемой отрасли);
      связанные кредиты на определенные цели – охрану окружающей среды, оборудование налоговых служб, реформы статистики и др.;
      инвестиционные кредиты или гарантии, предназначенные для совместного финансирования инвестиционных проектов в России с привлечением кредиторов из других стран.
       При кредитовании инвестиционных проектов ВБ оказывает помощь российским банкирам в подготовке служебной документации, совместно с российскими специалистами  проводит анализ и мониторинг кредитуемых  объектов. Российский банки используют опыт ВБ по организации проектного финансирования. Условия кредитов ВБ России корректируются с учетом особенностей кредитуемых инвестиционных проектов. ВБ содействует подготовке к введению международных стандартов финансовой отчетности в банках России и обучению российских банкиров.
       Однако  кредитное сотрудничество России с  ВБ имело и негативные черты –  политическое давление, жесткие экономические  требования без учета российской специфики, завышенная стоимость кредитов и др.
       С учетом противоречивых результатов  первого десятилетия кредитного сотрудничества ВБ и Россия разработали  новую стратегию в целях поддержания  реализации комплексной программы  реформ Правительства РФ, в частности  в форме целевого кредитования конкретных инвестиционных проектов.
       Специфика ВБ заключается в наличии у  него четырех подразделений.
       Международная ассоциация развития (МАР, создана в  1960 г.) предоставляет льготные беспроцентные кредиты на срок 35-40 лет правительствам наименее развитых стран – членов МБРР, взимая лишь комиссию в размере 3,4% на покрытие административных расходов. Цель этих кредитов – поощрение экспорта товаров из развитых стран в беднейшие страны. Координирует свою деятельность в МБРР.
       Деятельность  международной финансовой корпорации (МФК, создана в 1956 г.) направлена на стимулирование частных инвестиций в экономику развивающихся стран. Кредиты предоставляются наиболее рентабельным предприятиям на срок до 15 лет (в среднем от трех до семи лет). Специфика кредитов МФК заключается в отсутствии требования правительственных гарантий в отличие от МБРР и МАР, так как частный капитал стремится избежать государственного контроля.
       Имеет пять совместно управляемых департаментов: нефти, газа и продуктов нефтехимии; добывающей промышленности; глобальных информационных и телекоммуникационных технологий; консультационных услуг  для частного сектора; мелкого и  среднего предпринимательства.
       МФК кредитует инвестиционные проекты  в России, участвует в капитале частных предприятий. Наиболее перспективна деятельность группы МФК по развитию лизинга в России.
       Многостороннее  агентство гарантирования инвестиций (МАГИ) создано в 1988 г. в целях содействия потоку прямых инвестиций в развивающиеся страны. МАГИ предоставляет гарантии (покрывая до 90% инвестиций на срок до 20 лет) по коммерческим и политическим рискам. К рискам относятся: отмена конвертируемости валюты, национализация или экспроприация имущества инвестора, военные действия, смена политического режима, невыполнение контракта вследствие правительственного решения. Кроме того, МАГИ оказывает консультационные услуги по прямым инвестициям.
         Международный центр по урегулированию  инвестиционных споров создан  в 1996 г. с целью арбитражного разбирательства этих споров.
       Главная цель Европейского банка реконструкции  и развития (ЕБРР, создан в 1990 г., местонахождение – Лондон) – способствовать переходу к рыночной экономике в государствах бывшего СССР, странах Центральной и Восточной Европы. ЕБРР кредитует инвестиционные проекты в определенных пределах. Ресурсы ЕБРР формируются по аналогии с ресурсами МБРР. Однако доля оплаченного акционерного капитала ЕБРР выше (24,5% по сравнению с 6,4%). Неоплаченный капитал может быть при необходимости востребован, но обычно используется как гарантия при привлечении заемных средств на мировом кредитном рынке. Заимствование средств на рынке капитала осуществляется путем выпуска сертификатов, а не облигаций, в отличие от ВБ.
       ЕБРР  специализируется на кредитовании производства (включая проектное финансирование), оказании технического содействия реконструкции  и развитию инфраструктуры (включая  экологические программы), инвестициях  в акционерный капитал, особенно приватизируемых предприятий. Преимущественные сферы деятельности ЕБРР, в том  числе в России, - финансовый, банковский секторы, энергетика, телекоммуникационная инфраструктура, транспорт, сельское хозяйство. Большое внимание уделяется поддержке  малого бизнеса. ЕБРР предоставляет  консультационные услуги при разработке программ развития с целевыми инвестициями. Одна из стратегических задач ЕБРР – содействие приватизации, разгосударствлению предприятий, их структурной перестройке  и модернизации. Кроме того, ЕБРР проводит консультации по этим вопросам.
       ЕБРР  избирательно определяет объекты кредитования с учетом российской специфики, отказываясь  кредитовать предприятия игорного бизнеса и тому подобные. Специфика  деятельности ЕБРР – стимулирование создания венчурных фондов (11 в России). Созданный в 1994 г. ЕБРР Фонд поддержки малого бизнеса в России предоставил кредиты около 40 тыс. мелким предприятиям, исходя из критерия их платежеспособности. Стратегий сотрудничества в России с ЕБРР направлена на дальнейшее привлечение его инвестиционных кредитов, условия которых более льготные по сравнению с условиями мировых частных инвесторов, в целях развития российской экономики.
       Международные региональные банки развития созданы  в 60-х гг. XX в. в Азии, Африке, Латинской Америке для решения специфических проблем и расширения сотрудничества развивающихся стран этих регионов.
       Межамериканский банк развития (МаБР, создан в 1959 г., находится в Вашингтоне), Африканский банк развития (АфБР, образован в 1963 г., находится в Абиджане) и Азиатский банк развития (АзБР, создан в 1965 г., находится в Маниле) преследуют единые цели: долгосрочное кредитование проектов развития соответствующих регионов, кредитование региональных объединений. Общей чертой этих банков является существенное влияние на их деятельность развитых стран, которым принадлежит значительная часть капитала банков и они составляют примерно 1/3 их членов. В региональных банках развития установлен одинаковый принцип формирования ресурсов, привлечения заемных средств в социальные фонды, проводится кредитная политика во многом по образцу группы ВБ.
       Вместе  с тем деятельность региональных банков развития определяется неодинаковым уровнем экономического, культурного  развития стран трех континентов: Латинской  Америки, Азии и Африки, особенностям их исторических традиций.
       Сотрудничество  России с международными региональными  банками развития пока недостаточно налажено.
       Банк  международных расчетов (БМР, создан в 1930 г., находится в Базеле) – это международный банк центральных банков.
       БМР осуществляет обычные банковские операции с центральными банками: депозитные, кредитные, расчетные, выполняет функции  банка-агента, БМР содействует сотрудничеству между центральными банками в  области денежно-кредитной и валютной политики. Важная сфера этого сотрудничества – координация мер по надзору  за деятельностью банков, их ликвидностью, платежеспособностью.
       Вступление  России в БМР расширило возможности  участия Банка России в работе комитетов и комиссий БМР.
       БМР – ведущий информационно-исследовательский  центр и форум международного валютно-кредитного сотрудничества.
       Поскольку проблемы урегулирования внешнего долга  стран приобрели глобальный характер, были созданы неформальные объединения  для координации мер по его  погашению.
       Парижский клуб стран-кредиторов осуществляет урегулирование государственного внешнего долга путем  изменения графика платежей, процентных ставок. Процедура реструктурирования долга согласовывается со всеми  официальными кредиторами страны-должника.
       Россия  часто участвовала в заседаниях Парижского клуба, а с 1997 г. стала его членом в качестве страны-международного кредитора, что дает ей некоторые возможности воздействовать на страны-должники. Россия регулярно, иногда досрочно, погашает свои государственные внешние долги.
       Лондонский  клуб (с 1976 г.) – организация частных банков-кредиторов – координирует политику урегулирования внешнего долга стран-должников, заключает соглашения о его реструктуризации и возврате кредитов. Лондонский клуб поэтапно провел реструктуризацию частного долга России путем обмена 2/3 его суммы в евробонды (еврооблигации) и списания остальной задолженности. Проблема погашения частного внешнего долга России – в связи со значительным увеличением заимствований корпораций и банков за рубежом.
       К глобальным организациям относится  Всемирная торговая организация (ВТО) – многосторонний договор, определяющий права и обязанности правительств в сфере международной торговли товарами и услугами (функционирует  с 1995 г.). Для участия в этой организации требуется привести национальное законодательство в соответствии с Уставом ВТО. Переговоры о вступлении России в ВТО ведутся с 1993 г. и в 2006 г. процесс ее присоединения вступил в завершающую фазу после подписания протокола с США (ноябрь).
       Основные  цели ВТО – развитие международной  торговли, взаимная либерализация доступа на рынки, предсказуемость условий деятельности предпринимателей на зарубежных рынках, регламентация действий правительств по регулированию внешней торговли.
       Таким образом, рассмотренные организации  образуют институциональную структуру  международных валютно-кредитных  и финансовых отношений.

ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИИ

2.1. Анализ взаимоотношений России  с Международными финансовыми организациями

 
       Создание  международных организаций явилось  результатом поиска эффективных  мер для разрешения чрезвычайных или кризисных ситуаций в жизни  государств. Когда усилия национальной дипломатии оказались недостаточными для того, чтобы справиться с проблемами современных международных отношений, правительства стремились найти  адекватные методы взаимодействия в  целях создания благоприятных условий  для многосторонних консультаций, сотрудничества и совместных шагов в этом направлении.
       С 1992 г. Россия начала активно привлекать западные кредиты, увеличивая свой внешний долг, что активно поддерживалось за рубежом. Взамен финансовой поддержки от России требовалось держать курс на проведение реформ, направленных на минимизацию государственного вмешательства в экономику.
       В настоящее время проблема внешней  задолженности в России не стоит  так остро, как даже пять лет назад. В последние годы доля государственного внешнего долга в общем объеме государственного долга Российской Федерации неуклонно сокращалась. Это происходило вследствие осуществления  в 2003 – 2005 гг. мер по замещению внешних  заимствований внутренними, и его  досрочного погашения в 2005 – 2007 гг. за счет средств Стабилизационного  фонда РФ (таблица 1).
 
 
 
       Таблица 1
       Динамика  объема задолженности российской Федерации  перед международными финансовыми  организациями, млрд долл. США
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.