На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Финансовый рынок. Коммерческие банки. Государственный бюджет как баланс доходов и расходов

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 21.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ 

КАФЕДРА НАЛОГИ И НАЛОГООБЛАЖЕНИЕ 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по ФДО  и кредит 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                             Выполнила: студентка 2 курса 24 группы
                                                                                                                                                 Жабина Т.Ю.
                                                                                             Проверил: _________________________
                                                                                                                  _________________________ 
 
 
 
 

москва 2010 
 

Содержание
                                                                                                                                  стр.    
    Финансовый рынок, его структура и субъекты                                   1
    Коммерческие банки, их виды и функции                                          4
    Государственный бюджет как баланс доходов и расходов           10
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1 вопрос - Финансовый рынок, его структура и субъекты. 

     Финансовый  рынок - это рынок денег, предоставляемых в пользование в различных формах. Финансовый рынок может быть определен как механизм соотнесения спроса и предложения на денежные ресурсы, а его функционирование непосредственно связано с распределением этих ресурсов в экономике.
     В общепринятой отечественной и международной  практике терминологии: финансовый рынок = денежный рынок + рынок капиталов.
     Финансовый  рынок предоставляет любому физическому  или юридическому лицу экономический  выбор, обеспечивая права собственности  на товары, движимое и недвижимое имущество, предприятия. Эти права фиксируются в акциях и других ценных бумагах.
     Рынок капиталов предоставляет необходимые  средства для мобилизации 
народнохозяйственных  сбережений. Инвестиционные интересы индивидуальных и институциональных инвесторов и государства, переплетаются на этом рынке. Здесь централизуются для решения крупных социально-экономических задач относительно мелкие сбережения в любое время, на определенных рынком условиях. На финансовых рынках может совершаться трансформация срочности
долговых  требований и обязательств. На денежном рынке осуществляется
движение  краткосрочных (до одного года) накоплений, на рынке капиталов - средне- и долгосрочных накоплений (свыше одного года).
     Рынок ценных бумаг является сегментом как денежного рынка, так и рынка капиталов, которые также включают движение прямых банковских кредитов, перераспределение денежных ресурсов через страховую отрасль, внутрифирменные кредиты и т.д.
     Таким образом, важной частью рынка ценных бумаг можно считать денежный рынок, на котором обращаются краткосрочные долговые обязательства, главным образом казначейские векселя (билеты). Денежный рынок обеспечивает покрытие дефицита госбюджета и дает возможность корпорациям и домохозяйствам  получать  доход  на  их временно свободные денежные средства.
     Рынок ценных бумаг - составная и сравнительно прочно обособленная часть рынка  ссудных  капиталов. Вместе с рынком среднесрочных и долгосрочных банковских кредитов он образует финансовую часть  рынка капиталов. Существует несколько способов классификации финансовых
рынков в  зависимости от того, с каких позиций  рассматриваются 
финансовые  сделки.
     1. По принципу возвратности:
      рынок долговых обязательств (например, облигаций) - здесь деньги
предоставляются в долг на время.
      рынок собственности (например, акций) - здесь покупают и продают
право на получение  дохода от вложенных денег. Покупатель, получивший право, становится совладельцем организации, продавшей это право. Сделка оформляется некоторым документом, называемым обычно ценной бумагой.
     2. По характеру движения ценных  бумаг:
      первичный - здесь продаются и покупаются ценные бумаги новых
выпусков. Он способствует росту капитала и рациональному  распределению источников нового инвестирования.
      вторичный - здесь обращаются ранее выпущенные ценные бумаги.
Вторичный рынок  ценных бумаг имеет чрезвычайно  важное значение для экономики. Он обеспечивает свободный перетек финансовых средств между хозяйственными субъектами.
     3. По форме организации финансовые  рынки подразделяются на
организованные (биржи) и распределенные (уличная  торговля).
     Современный уличный рынок - это распределенная компьютеризированная сеть брокеров и  дилеров.
     Ценные  бумаги - особая, сфера вложения ссудного капитала, хотя сами они и не являются таковым. Помещение денег в ценные бумаги с целью получения дохода называется инвестицией, а физические и юридические лица, покупающие ценные бумаги, - инвесторами. Инвесторы получают на руки бумаги, удостоверяющие факт произведенных ими инвестиций и дающие право на возврат своих средств вместе с оговоренными в бумагах доходами. Поскольку эти бумаги (акции, облигации, векселя и т.д.) свидетельствуют о правах их владельца
на определенные денежные (капитальные) ценности, они  называются ценными бумагами.
     Существуют  разнообразные формы инвестирования (помещения
капитала), и, соответственно, разнообразные формы  классификации 
инвестиций, которые различаются по ряду факторов:
      по объектам инвестирования (реальные и финансовые);
      по форме контроля над активами (прямые и портфельные);
      по срокам реализации инвестиционного проекта и возврата вложенных в него средств (краткосрочные, долгосрочные, бессрочные - акции);
      по степени риска (долевые инвесторы, частные предприниматели,
                     спекулянты и игроки);
      по источникам финансирования (собственные - заемные, частные -
                     государственные, отечественные/внутренние - иностранные/внешние) 
                     и  т.д. и т.п.
     Наиболее  значимым является различие между реальными  и финансовыми, прямыми и портфельными инвестициями. Реальные инвестиции подразумевают вложения средств в материальные (осязаемые) активы (земля, недвижимость, оборудование), финансовые инвестиции - представляют вложения в финансовые активы в форме контрактов, записанных на бумаге. Нередко понятие «инвестирование» сужают до реального инвестирования в макроэкономическом смысле, которое увеличивает ВНП в будущем. При этом упускается из вида то обстоятельство, что реальные инвестиции могут осуществляться не только фирмами, но и домохозяйствами и государством в целом.
     Реальные  и финансовые формы инвестиций взаимно  дополняют друг друга, поскольку  часто реальные инвестиции одних  участников рынка капитала становятся возможными благодаря финансовым инвестициям  других участников.
Различают:
      прямые инвестиции - это форма вложений, предполагающая требования к активам отдельно взятой фирмы, которая дает инвестору непосредственное право собственности на ценную бумагу или имущество и обеспечивает ему контроль над принятием решений на уровне фирмы;
      портфельные (косвенные) инвестиции - это вложение в портфель (portfolio investment), иначе говоря, набор ценных бумаг и/или других активов.
     Портфельные инвестиции обычно связаны с проблемой  формирования портфеля инвестиционных проектов (решений). Формирование портфеля предполагает принятие решений по выбору вариантов инвестирования из некоторого числа имеющихся альтернатив. Основная задача при формировании портфеля - найти приемлемый компромисс между нормой доходности и уровнем риска. Формируя портфель, инвестор исходит из своих «портфельных соображений», главным из которых является наличие ликвидности инвестиций, т.е. их способности быть превращенными в деньги. Критерием, который позволяет отличить портфельные инвестиции от прямых, является отсутствие контроля за деятельностью института, принимающего инвестиции. Из определения прямых и портфельных инвестиций ясно, что они могут быть как реальными, так и финансовыми.
     Важнейшие характеристики, присущие всем финансовым рынкам:
1. Ликвидность.  Под ликвидностью понимается свойство, способность финансового средства превращаться в деньги М1. При определении степени ликвидности обычно учитывают, во-первых, время, за которое можно превратить данное финансовое средство в деньги, а, во-вторых, затраты, связанные с таким превращением.
2. Риск. Риск  связан непосредственно с возможностью  не получить вложенных в финансовые  активы денег. Различают два  вида риска: риск невыполнения  платежных обязательств заемщиком  и рыночный риск. Рыночный риск  обычно связывают с колебаниями рыночных курсов финансовых инструментов.
3. Доходность  обычно определяется в виде  годового процента отдачи от  вложенной в финансовый инструмент  суммы денег.
     Главным финансовым инструментом на рынке капиталов  служат акции, облигации корпораций и местных властей, залоговый кредит, а также средне- и долгосрочные казначейские обязательства правительства.
     Акция - это зарегистрированное право владения частью имущества корпорации с целью  привлечения капитала. Покупая акции, физическое или юридическое лицо становится совладельцем корпорации, их выпустившей, и приобретает указанные права. Для владельца акция - это бессрочная ценная бумага, она не может быть предъявлена корпорации с целью возвращения денег, если корпорация не ликвидируется. Акции компании существуют до тех пор, пока существует компания. Если владелец акций не удовлетворен доходами или ему нужны деньги, он может продать акции на вторичном рынке по рыночной цене. Существует два основных типа акций - обычные (простые) и привилегированные.
Обычные акции, кроме указанного права совладения имуществом и получения доли дохода пропорционально числу акций, обеспечивают их владельцу еще право голоса в принятии важнейших решений и право быть избранным в руководство корпорации. Доходы по обычным акциям выплачиваются из чистой прибыли, то есть после уплаты налогов, в зависимости от массы прибыли и ее распределения на сберегаемую и выплачиваемую части в виде дивидендов. Недостатком обычных акций считается то, что выплаты дивидендов производятся в последнюю очередь после выплаты процентов по привилегированным акциям. Размер дивидендов определяется по остаточному принципу и может значительно колебаться. Кроме того, при разделе имущества вследствие ликвидации компании обычные акции обеспечиваются в последнюю очередь.
     Привилегированные акции дают право на получение фиксированного при выпуске дивиденда, обычно исчисляемого в виде процента к номинальной стоимости акции, но не дают право голоса. Их привилегия заключается в том, что выплачиваемый процент не зависит от распределения прибыли и выплачивается из чистой прибыли перед выплатой дивидендов по обычным акциям.
     Облигации корпораций - это долговые обязательства  против активов корпорации. Корпорации выпускают облигации с целью  привлечения заемного капитала. Облигации  обычно выпускаются корпорацией под залог имущества или активов. Облигация выпускается под фиксированный процент на определенный срок, по истечении которого облигация должна быть погашена, то есть долг выплачен. Следует иметь в виду, что средства, собранные от выпуска облигаций,
увеличивают активы (и физический капитал) компании, но не увеличивают ее акционерный  капитал.
     Рынок правительственных ценных бумаг  представляет собой огромный вторичный  рынок, участниками которого являются Центробанк, домашние хозяйства, бизнес и финансовые организации.
     Первичный рынок существует в основном в  виде разветвленной сети финансовых брокеров и дилеров, вторичный рынок - это, как правило, фондовые биржи  и та часть брокерской и дилерской  сети, через которую проходят операции по перепродаже ценных бумаг.
     Брокеры - это обычные посредники, которые "сводят" продавца и покупателя и оформляют сделку. За свое посредничество брокеры получают комиссионные в  виде процента от объема сделки; размер комиссионного процента обычно уменьшается  с увеличением объема сделки.
     Дилеры  обычно покупают ценные бумаги в собственность, а затем их перепродают. Продажа  ценных бумаг на вторичном (биржевом) рынке обеспечивает одно из важнейших  свойств ценных бумаг - ликвидность, то есть способность превращаться в деньги. 
 

2 вопрос  – Коммерческие банки, их виды  и функции 

     Коммерческие  банки – это основное звено  кредитной системы страны, в которое  входят кредитные учреждения, осуществляющие различные банковские операции для своих клиентов на принципах коммерческого расчета. Для этой цели они используют не только свой собственный, но и привлеченный финансовый капитал в виде вкладов, депозитов, межбанковских кредитов и других источников. Причем привлеченные средства, в основном, значительно превышают объем собственного капитала коммерческих банков.
     Основная  цель коммерческих банков - это оперативное  получение их учредителями и клиентами  широкого спектра банковских услуг (включая получение кредитов), решение  учредителями с помощью собственного банка своих групповых или индивидуальных проблем.
     Характерная особенность коммерческих банков, отличающая их от государственных банков и кредитных  кооперативов, заключается в том, что основной целью их деятельности является получение прибыли (в этом состоит их “коммерческий интерес” в системе рыночных отношений).
     Коммерческие  банки могут открывать филиалы  и представительства, как на территории своей страны, так и за ее пределами. Необходимым условием их открытия является полная оплата заявленного уставного  фонда банка. Однако, как филиал, так и представительство не являются юридическими лицами. Они обособленные подразделения банка, которые выступают от его имени и действуют на основании своих положений, утвержденных в соответствии с порядком, предусмотренным уставом банка. Региональное управление Центрального банка может отказать коммерческому банку в регистрации филиала в случае нарушения порядка его создания, несоответствия представленных документов законодательству и уставу банка, неудовлетворительного финансового состояния банка, нарушения им экономических нормативов и отсутствием надлежащей материально-технической базы.
     Теперь  рассмотрим классификацию коммерческих банков. Коммерческие банки классифицируются по ряду признаков.
     ? В зависимости от формы собственности они подразделяются на частные и государственные.
     ? По форме организации среди частных банков преобладают акционерные в виде обществ открытого или закрытого типов. Акции банков, созданных в виде акционерных обществ открытого типа, распространяются путем свободной продажи юридическим и физическим лицам.
     Акционерными  обществами закрытого типа, а также  паевыми банками в виде обществ  с ограниченной ответственностью являются преимущественно коммерческие банки  в первые годы их существования. Акции  банков в виде акционерных обществ закрытого типа выкупаются, как правило, их учредителями. Более гибкой структурой являются банки в виде обществ с ограниченной ответственностью. Количество их пайщиков может пополняться с соответствующей регистрацией в Центральном банке.
     ? Коммерческие банки в зависимости от круга выполняемых операций бывают универсальными и специализированными. Все коммерческие банки стремятся быть универсальными, хотя далеко не все они выполняют весь спектр банковских операций.
     ? В зависимости от территории деятельности коммерческие банки подразделяются на международные, республиканские и региональные. Международные банки создаются с участием иностранного капитала и могут иметь филиалы в других странах.
     Большинство же коммерческих банков являются региональными. Они обслуживают клиентов определенной области, города, района или же региона.
     ? В зависимости от организационной структуры, наряду с многофилиальными банками, существуют бесфилиальные банки. Многие из них работают успешно, хотя конкурировать им с большими банками все трудней. 

     Определяют  четыре принципа деятельности коммерческого  банка:
    Работа в пределах реально имеющихся ресурсов;
    Полная экономическая самостоятельность;
    Построение взаимоотношений коммерческого банка с клиентами как обычные рыночные отношения;
    Регулирование деятельности коммерческого банка может осуществляться только косвенными методами.
   Первым  и основополагающим принципом деятельности коммерческого банка является работа в пределах реально имеющихся ресурсов. Это означает, что коммерческий банк должен обеспечивать не только количественное соответствие между своими ресурсами и кредитными вложениями, но и добиваться соответствия характера банковских активов специфике мобилизованных им ресурсов. В основном это относится к срокам тех и других.
   Например, если банк привлекает средства в основном на короткие сроки (краткосрочные вклады или вклады до востребования), а вкладывает их главным образом в долгосрочные ссуды, то под угрозой оказывается его способность расплачиваться по своим обязательствам (т.е. его ликвидность).
   Наличие в активах банка большого количества ссуд с повышенным риском требует  от банка увеличения удельного веса собственных средств в общем  объеме его ресурсов. Поэтому, разрабатывая условия тех или иных специфических  банковских операций (ипотечных, инвестиционных и т.д.), необходимо первостепенное внимание уделять источникам формирования соответствующих пассивов. В пределах имеющихся у банков ресурсов он свободен в проведении своих активных операций, т.е. объем его активных операций не может быть ограничен административными, волевыми методами. Административные ограничения могут иметь разовый, чрезвычайный характер. Так как систематическое их применение подрывает коммерческие основы деятельности банка, и потому приоритет в регулировании должен быть отдан экономическим мерам.
   Работать  в пределах реально привлеченных ресурсов, обеспечивая при этом поддержание  своей ликвидности, коммерческий банк может, только обладая высокой степенью экономической свободы в сочетании  с полной экономической ответственностью за результаты своей деятельности.
   Вторым  важнейшим принципом, на котором базируется деятельность коммерческих банков, является полная экономическая самостоятельность, подразумевающая и экономическую ответственность банка за результаты своей деятельности.
   Экономическая самостоятельность предполагает свободу  распоряжения собственными средствами банка и привлеченными ресурсами, свободный выбор клиентов и вкладчиков и распоряжение доходами, остающимися  после уплаты всех налогов. 
   Прибыль банка, остающаяся в его распоряжении, распределяется в соответствии с решением общего собрания акционеров. Оно устанавливает нормы и размеры отчислений в различные фонды банка, а также размеры дивидендов по акциям.
   Экономическая ответственность коммерческого  банка не ограничивается его текущими доходами, а распространяется и на его капитал. По своим обязательствам коммерческий банк отвечает всеми принадлежащими ему средствами и имуществом, на которые может быть наложено взыскание. Весь риск от своих операций коммерческий банк берет на себя.
   Третий  принцип заключается в том, что взаимоотношения коммерческого банка со своими клиентами строятся как обычные рыночные отношения. Предоставляя ссуды, коммерческий банк исходит прежде всего из рыночных критериев прибыльности, риска и ликвидности. Ориентация на “общегосударственные интересы” не совместима с коммерческим характером работы банка и неизбежно обернется для него кризисом ликвидности.
   Четвертый принцип работы коммерческого банка заключается в том, что регулирование его деятельности может осуществляться только косвенными (а не административными) методами. Государство определяет только “правила игры” для коммерческих банков, но не может давать им приказов. 

   Цели деятельности коммерчески банков:
   Одна  из основных целей коммерческих банков (получение прибыли, являющейся источником выплаты дивидендов акционерам, создание фондов банков, базой повышения благосостояния работников банка и т.п.
   Прибыль банка представляет собой разность между его валовым доходом  и расходами.
   Валовой доход банка зависит, прежде всего, от объема его кредитных вложений и инвестиций, размеров процентной ставки по выдаваемым кредитам, от величины и структуры активов банка.
   Основным  источником доходов большинства  коммерческих банков являются проценты, взимаемые с заемщиков за пользование ссудами. Это объясняется тем, что банки являются финансовыми посредниками, осуществляющими перераспределение денежных средств между теми, у кого они освободились и теми, у кого в них появилась временная потребность. 

   Размер  процентной ставки за пользование кредитом определяется в процессе переговоров  между банком и заемщиком при  заключении кредитного договора. Причем процент не одинаков в том же банке  по отношению к разным клиентам. При установлении размера процентной ставки также учитывается: размер базовой процентной ставки, установленной Центральным банком; стоимость привлечения кредитных ресурсов на рынке ссудных капиталов; соотношение спроса и предложения на кредит; степень риска; размер и срок погашения кредита; уровень издержек банка; перспективы развития экономики и уровень инфляции.
   Значительные  доходы банки получают от проведения операций с иностранной валютой. Банки могут также получать доходы от операций с ценными бумагами, но поскольку этот рынок не развит, то доходы пока незначительны. Операции с иностранной валютой и ценными бумагами могут проводить только те банки, у которых имеются на это лицензии, в основном Центральным банком и министерством финансов.
   Многие  коммерческие банки берут со своих  клиентов плату за совершение расчетных операций (переводных, аккредитивных, инкассовых. Эта плата должна покрывать расход банка на совершение расчетных операций, в том числе и плату банка региональной расчетной палате за проведение электронных платежей. Относительно постоянными являются расходы банков на заработную плату и начисления на нее, бланки и канцелярские принадлежности, содержание помещений, охраны, противопожарной сигнализации и другое.
   К переменным расходам относятся выплаты  процентов по вкладам, депозитам и межбанковскому кредиту, за остатки средств на расчетных счетах, расходы на рекламу, командировочные, почтово-телеграфные расходы и другие.
   В соответствии с действующей методикой  коммерческие банки определяют прибыль  и убытки от своей деятельности ежеквартально, в последний операционный день квартала. В зависимости от налогового законодательства банки уплачивают налоги в государственные или местные бюджеты из прибыли или доходов. После уплаты налогов и штрафов, налагаемых налоговой инспекцией, Центральным банком и другими органами из прибыли банка производятся отчисления в его резервный фонд в размере не ниже 5 % прибыли, остающейся в распоряжении банка. Затем производятся отчисления в фонды экономического стимулирования банка, на благотворительные и спонсорские мероприятия, на выплату вознаграждения руководству банка. Если и после этого остается нераспределенная прибыль, она может быть направлена на индексацию акций или же на прирост уставного фонда банка.
   Убытки  банка по итогам деятельности банка  за год покрываются за счет его резервного фонда, а при его недостаточности (за счет уменьшения уставного фонда.
   Прибыль является важнейшим показателем  оценки деятельности коммерческих банков. Она используется аналитиками для  определения рейтингов банков на основе их балансов. Ныне ни у нас, ни за рубежом пока нет общепринятой методики исчисления рейтингов коммерческих банков. Поэтому рейтинги, рассчитанные по разным методикам, могут существенно различаться, а, следовательно, различными будут оценки деятельности банков. Поскольку каждая методика имеет свои положительные и отрицательные стороны, необходимо отобрать из них такие, которые наиболее полно характеризуют деятельность банков. Для этого, прежде всего, следует установить общую для всех банков форму баланса. Правильно определенные рейтинги банков позволят клиентам избрать те из них, в которые можно будет без риска помещать и вкладывать свои капиталы.
   Формирование  собственного капитала коммерческого  банка:
Для создания и функционирования коммерческого  банка необходим определенный собственный капитал, который образует финансовую базу развития банка. Если сравнивать собственный капитал коммерческих банков с другими сферами предпринимательской деятельности, то он занимает небольшой удельный вес в совокупном капитале, из-за специфичной деятельности коммерческих банков как учреждения, осуществляющего мобилизацию свободных
ресурсов  на денежном рынке и предоставлению кредитов из них.
     У коммерческих банков собственный капитал  служит для страхования интересов  вкладчиков и финансового обеспечения своей оперативной деятельности. Поэтому размер собственного капитала – это важный фактор обеспечения надежности работоспособности банка и, следовательно, должен находиться под жестким контролем органов, регулирующих деятельность коммерческих банков. Собственный капитал коммерческого банка выполняет три основные функции:
    Защитную;
    Оперативную;
    Регулирующую.
   Защитная  функция собственного капитала включает в себя страхование вкладов и депозитов, гарантирующее интересы кредиторов коммерческого банка в случае его ликвидации или банкротства, а также обеспечение функционирования банка даже в случае появления убытков в его текущей деятельности.
   Роль  защитной функции собственного капитала банков изменяется под влиянием ряда факторов:
      Общеэкономического и финансового состояния страны;
      Стабильности денежной сферы;
      Развитие в стране страхования депозитов и ссуд;
      Стратегии и тактики банка.
Чем выше в  стране уровень развития страхования  вкладов, депозитов и ссудных  операций коммерческих банков, тем  меньше требования к защитной функции и тем меньшей может быть доля собственного капитала в активах коммерческих банков. В условиях экономической и финансовой нестабильности, хронической инфляции деятельность коммерческих банков подвергается дополнительному риску, что повышает требования к защитной функции собственного капитала.
     Оперативная функция собственного капитала в банковской сфере значительно меньше выражена, чем в других сферах предпринимательской деятельности. Однако недооценивать ее не следует. Особенно ощутима роль этой функции в начале деятельности коммерческого банка. За счет собственного капитала финансируется приобретение необходимых для коммерческого банка помещений, их строительство или аренда, оснащение организационной и вычислительной техникой и т.д.
     Сущность  оперативной функции собственного капитала банка сводится к тому, что среди устанавливаемых регулирующими  органами для коммерческих банков экономических  нормативов важное место отводится  тем, при исчислении которых используется собственный капитал банка. Это такие показатели, как отношение собственного капитала к пассивам или активам банка, к активом с повышенным риском и т.д.
     Многофункциональное назначение собственного капитала банка  делает его неоднородным по составу. Одна часть, предназначенная для обеспечения оперативной деятельности коммерческого банка, является наиболее постоянной и выступает в форме фондов: уставного, частично резервного, амортизации, экономического стимулирования. Вторая часть предназначена для страхования активных и других операций банка от убытков. Эта часть более подвижна и выступает в форме фондов: страхового, частично резервного, резервов для покрытия убытков, связанных с непогашением ссуд. Третья предназначена для регулирования размера собственного капитала банка, хотя может использоваться для обеспечения оперативной деятельности и страховых потребностей. Поэтому размер этой части собственного капитала наиболее подвижный и может зависеть как от изменения стратегических и тактических целей самого банка, так и от требований регулирующих органов.
     В зависимости от источников и порядка  формирования собственный капитал  коммерческого банка подразделяют на:
    Акционерный;
    Резервный;
    Нераспределенная прибыль;
    Долгосрочные обязательства.
   Акционерный капитал занимает базовое место в капитале банка, поскольку благодаря ему реализуются права собственников коммерческого банка – права на доход и управление банком. Акционерный капитал первоначально формируется в виде уставного фонда при создании коммерческого банка посредством взносов учредителей, выпуска и реализации акций.
   Резервный капитал формируется в процессе последующей деятельности коммерческого  банка. Он предназначен для покрытия возможных убытков коммерческого  банка по проводимым им операциям, а  также для выплаты дивидендов, когда для этого недостаточно прибыли. Наличие резервного фонда капитала обеспечивает устойчивость деятельности коммерческого банка, укрепляет его материальную и финансовую базы.
   Нераспределенная  прибыль – это источник собственного капитала коммерческого банка внутреннего происхождения. Она образуется как остаток прибыли после выплаты дивидендов, отчислений в резервный и другие фонды коммерческого банка.
   Долгосрочные  необеспеченные долговые обязательства  могут формировать собственный  капитал коммерческого банка посредством выпуска облигаций.
   Перед коммерческими банками стоит  важная задача – выбрать такой  порядок формирования собственного капитала, который при минимуме затрат на образование и функционирование обеспечивал бы выплату достаточных  дивидендов акционерам, создавая тем самым условия для дальнейшего развития коммерческого банка.
   Подводя итог сказанному, можно определенно  сделать вывод о том, что банки  сегодня – основная составная  часть кредитно-финансовой системы  любой страны. Что касается коммерческих банков, то они занимают господствующее положение на рынке ссудных капиталов. Масштабы их деятельности в экономике развитой страны поистине огромны.
   Сегодня коммерческий банк способен предложить клиенту до 200 видов разнообразных  банковских продуктов и услуг. Следует учитывать, что далеко не все банковские операции повседневно присутствуют и используются в практике конкретного банковского учреждения (например, выполнение международных расчетов или трастовые операции). Но есть определенный базовый набор, без которого банк не может существовать и нормально функционировать (прием депозитов, осуществление денежных платежей и расчетов, выдача кредитов). И это характерно для всех развитых стран. Наблюдается общая тенденция к специализации на более доходных операциях.
Практика  банковского дела за рубежом представляет большой интерес для складывающейся в России новой хозяйственной  системы. Построение нового банковского  механизма возможно лишь путем восстановления принципа функционирования кредитных учреждений, принятых в цивилизованном мире и опирающихся на многовековой опыт рыночных банковских структур. Поэтому столь важным представляется изучение зарубежной практики организации банковских систем, которые продемонстрировали свою высокую эффективность. 
 

3 вопрос  – Государственный бюджет как  баланс доходов и расходов 

     Центральное место в системе государственных  финансов занимает государственный  бюджет – имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год. Бюджетный кодекс Российской Федерации  определяет бюджет как «форму образования  и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Аккумулируя с помощью государственного бюджета денежные средства, государство через финансовые механизмы осуществляет выполнение возложенных на него обществом политических, экономических и социальных функций, а именно содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, выполнение социальных программ, реализация приоритетных экономических задач и т.д.
     Государственный бюджет состоит из 2-х дополняющих друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной.
     Доходная  часть показывает, откуда поступают  средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют  больше из своих доходов. Структура доходов непостоянна и зависит от конкретных экономических условий развития страны, рыночной конъюнктуры и осуществляемой экономической политикой политики. Любое изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения в экономических процессах.
     Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.
     Необходимо  отметить, что бюджет, как фонд денежных средств, в цельном виде никогда  не существует, т.к. по мере поступления  доходов они обращаются на покрытие расходов. Он является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств, то есть росписью доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования.
     Как правило, сложившиеся формы государственного управления и взаимоотношений между членами общества определяют и особенности финансовой системы. В странах с социалистической экономикой в силу монопольной государственной собственности на средства производства и наличия мощного госаппарата, основной её задачей было обслуживание потребностей государственной власти. Государственные финансы подчиняли себе и средства предприятий и организаций, и даже сбережения населения.
     Перемены  в экономике России и её политическом строе, произошедшие в начале 90-х годов, вызвали серьезные изменения в её финансовом механизме.
Появление новых  форм собственности, новых субъектов  хозяйствования повлекло изменения  в системе денежных доходов и  расходов; финансовые потоки стало  возможным регулировать в основном косвенными методами. Одним из важнейших направлений реформирования государственных финансов стало расчленение единого госбюджета на три самостоятельных части: федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты. Это стало важным шагом к демократизации финансовых отношений. В этом же направлении действовали переход к налогам, как главному способу обеспечения доходов бюджета, отмена монополии на внешнюю торговлю и валютные отношения, приватизация государственной собственности и т.п. Все это привело к принципиальным изменениям в бюджетной системе Российской Федерации и её бюджетном устройстве.
     Бюджетный кодекс РФ дает следующее определение: «бюджетная система - основанная на экономических  отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов». Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы её построения.
     Организационное построение бюджетной системы всецело  зависит от формы государственного устройства. Бюджетная система унитарных  государств включает в себя два уровня: государственный бюджет и местные  бюджеты. У государств с федеративным устройством наряду с федеральным и местными бюджетами выделяются бюджеты субъектов федерации (штатов в США, Бразилии, Индии; земель в Германии; республик, краёв, областей и автономных округов в России). Однако и в унитарных, и в федеративных государствах бюджеты нижестоящих уровней не входят в бюджеты вышестоящих уровней. Таким образом, бюджетная система России, как федеративного государства состоит из трёх уровней:
    первый уровень - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
    второй уровень - бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
    третий уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).
   Совокупность  бюджетов всех уровней образует консолидированный бюджет. Консолидированный бюджет определяется Бюджетным кодексом как свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории. Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований Консолидированный бюджет РФ – это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты всех субъектов федерации. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или страны в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей.
   Бюджетным кодексом РФ законодательно закреплены следующие принципы бюджетной системы  Российской Федерации:
    Единства бюджетной системы Российской Федерации;
    Разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
    Самостоятельности бюджетов;
    Полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
    Сбалансированности бюджета;
    Эффективности и экономности использования бюджетных средств;
    Общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
    Гласности;
    Достоверности бюджета;
    Адресности и целевого характера бюджетных средств.
   Принцип единства бюджетной  системы
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.