На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Финансовая система обязательного медицинского страхования

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 21.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  экономического  развития  и  торговли  РФ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Всероссийская  академия  внешней  торговли
Дальневосточный  филиал

 
 
Финансы и бухгалтерский учет

Тема  работы Финансовая система обязательного медицинского страхования

Курсовая работа по дисциплине Целевые бюджеты и  внебюджетные фонды

                  Студента  очной формы обучения
                  Группы  ФК – 2006
                  Стебляновой А. С  
                   

                  Научный руководитель
                                                                             Путинцев  В. П  

Дата сдачи  курсовой работы:
Дата защиты:
Оценка 

г. Петропавловск - Камчатский
2010 г.
     Содержание
Введение  …………………………………………………………………………. 3
Глава 1.Теоретические  аспекты обязательного медицинского страхования …5
    . Основные элементы обязательного медицинского  страхования …….5
    1.2. Особенности  обязательного медицинского страхования  в России ….10
Глава 2. Анализ финансовой системы обязательного  медицинского страхования за 2006 -  2008 года …………………………………………………………15
   2.1. Анализ исполнения бюджета обязательного медицинского страхования  по доходам за 2006 – 2008 года …..……………………………………….15
   2.2 Анализ  исполнения  бюджета обязательного  медицинского страхования по  расходам за 2006 – 2008 года………. ………………………………….15
Глава 3. Перспективы осуществления обязательного медицинского страхования ………………………………………………………………………………..23
   3.1. Тенденции  финансирования обязательного медицинского  страхования ………………………………………………………………………………..23
   3.2. Пути  совершенствования финансовой системы  обязательного медицинского страхования …………………………………………………………..26
Заключение………………………………………………………………………30
Список использованной литературы …………………………………………..33 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ
     Актуальность  темы курсового исследования  определяется тем, что коренные изменения в методах управлении экономикой сделали неизбежным радикальное преобразование одного из важнейших рычагов финансово - хозяйственного управления – финансовая система обязательного медицинского страхования.
     Медицинское страхование , является, по сути, совершено  новым явлением для нашего государства и общества, требует глубокого изучения условий и методов внедрения данной системы в совокупности с другими социально – политическими и экономическими преобразованиями в нашей стране.
     В настоящее время между обществом и медициной складываются новые по своему содержанию социально-экономические взаимосвязи. Наметилась тенденция замены бесплатной медицинской помощи платными услугами. При нарастании платности медицинской помощи возрастает нагрузка на бюджет, так как уровень платности и платежеспособности все больше определяет решение населения по поводу первичного обращения к врачу. В то же время, в условиях формирования современной рыночной экономики доля средств государства в финансировании здравоохранения будет сокращаться и не сможет обеспечить не только развитие, но и выживание здравоохранения.
     Степень научной разработанности темы : по финансовому обеспечению обязательного  медицинского страхования посвящено  достаточно много работ. Данная проблематика активно разрабатывается как зарубежными, так и отечественными авторами. Существенный вклад в разработку обязательного медицинского страхования внесли отечественные ученые  Архипов А. П., Галаганов В. П., Гвозденко А. А., Журавлев Ю. М. и другие. Вместе с тем ряд проблем в финансовой системе обязательного медицинского страхования исследован не достаточно.
     Цель  данного исследования заключается  в том, что на основе анализа и  обобщения практики становления финансовой системы обязательного медицинского страхования , имеющихся нормативно – правовых документов  и литературы по данной теме найти решение важнейшей задачи – теоретически обосновать пути совершенствования  финансовой системы обязательного медицинского страхования.
     Достижение  общей цели конкретизировано в постановке и решении следующих задач :
     - рассмотреть теоретические основы и особенности обязательного медицинского страхования;
     - произвести анализ бюджета федерального фонда обязательного медицинского страхования его доходов и расходов за 2006 – 2008 года,;
     - теоретически обосновать его пути совершенствования  финансовой системы ОМС.
     Объектом  исследования курсовой работы выступает финансовая система обязательного медицинского страхования.
     Предметом исследования курсовой работы выступает  анализ управленческих решений в сфере обязательного медицинского страхования и пути совершенствования финансовой системы.
     Теоретической основой исследования  курсовой работы являются научные труды отечественных  ученых по вопросам теории и практики развития финансовой системы ОМС, официальные статистические данные , программы и другие материалы по финансовой системе ОМС.
     Логика  и структура курсовой работы определена целью и задачами исследования .
     Курсовая  работа состоит из ведения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Тенденческие аспекты обязательного медицинского страхования в Российской Федерации
    1.1. Сущность и основные элементы обязательного медицинского страхования
     В Конституции Российской Федерации  и в нормах международного права  закреплено право каждого человека на жизнь. С этим правом связаны другие права человека и гражданина, включая право на охрану здоровья.
     Охрана  здоровья граждан представляет собой совокупность различных мер государства, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья человека, поддержание его активной, долголетней жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Поэтому медицинская помощь рассматривается как часть общей государственной системы охраны здоровья населения. [6, с. 11]
     Право граждан на охрану здоровья гарантируется путем оказания гражданам бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях за счет средств государственного бюджета, страховых взносов, других поступлений, предусмотренных законодательством. Такую медицинскую помощь называют социальной медицинской помощью, таким образом, отделив ее от платной медицинской помощи. [3, с. 110]
     К медицинской помощи, которая оказывается  названными учреждениями здравоохранения  бесплатно, относятся следующие  ее виды: [3, с. 112]
     - первичная медико-санитарная помощь;
     - скорая медицинская помощь;
     - специализированная медицинская  помощь;
     - медико-социальная помощь гражданам,  страдающим социально значимыми  заболеваниями;
     -медико-социальная  помощь гражданам, страдающим  заболеваниями, представляющими опасность для окружающих.
       Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощью утверждается ежегодно постановлением Правительства РФ. Программа предусматривает предоставление определенных бесплатных видов помощи населению, медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, медицинской помощи за счет средств бюджетов всех уровней, а также содержит нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и подушевые нормативы финансирования Программы.
     В соответствии с этой Программой и  методическими рекомендациями Минздравсоцразвития  России и Федерального фонда обязательного  медицинского страхования (далее ФФОМС) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрабатывают и утверждают свои территориальные программы. В них могут быть предусмотрены дополнительные гарантии оказания гражданам бесплатной медицинской помощи. Причем предоставление дополнительных объемов и видов медицинской помощи осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней.
     Условия и порядок предоставления медицинской  помощи населению определяются Минздравсоцразвития  России по согласованию с ФФОМС.
     Бесплатная  медицинская помощь гражданам финансируется, как отмечалось выше, за счет средств бюджетов различных уровней, обязательного медицинского страхования, других источников, не запрещенных законодательством.
     За  счет федерального бюджета предоставляются  все виды медицинской помощи медицинскими учреждениями федерального значения согласно утверждаемому Минздравсоцразвития России перечню медицинской помощи.
     За  счет бюджетов субъектов Российской Федерации предоставляются: [3, с. 112]
     а) скорая медицинская помощь, оказываемая  гражданам станциями (отделениями, пунктами) скорой медицинской помощи;
     б) амбулаторно-поликлиническая;
     в) стационарная помощь.
     Последние два вида помощи оказываются в  специализированных диспансерах, больницах (отделениях, кабинетах) при определенных заболеваниях, например туберкулезе, психических расстройствах и расстройствах поведения, которые перечислены в Программе. Указанные виды помощи могут предоставляться также за счет бюджетов муниципальных образований.
     Финансовых  средств из государственного бюджета, направляемых на оказание медицинской помощи населению, в последнее время все чаще оказывается недостаточно. В целях пополнения данных финансовых ресурсов в начале 90-х годов прошлого века в России появился новый вид страхования - обязательное медицинское страхование. С введением обязательного медицинского страхования была предпринята попытка создания дополнительного источника финансирования медицинской помощи гражданам. Фактически доля расходов средств этого вида страхования значительно превышает бюджетное финансирование. Несмотря на эти попытки, в целом общие затраты на охрану здоровья населения в последние годы не увеличились. [4, с. 212]
     С принятием Закона РСФСР от 28 июня 1991 г. «О медицинском страховании  граждан в Российской Федерации» в стране впервые было введено  медицинское страхование, которое осуществляется в двух видах — обязательном и добровольном.
     Обязательное  медицинское страхование является составной частью обязательного социального страхования. Оно должно обеспечивать всем гражданам страны равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.
     Добровольное  медицинское страхование осуществляется на основе программ добровольного медицинского страхования и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программами ОМС.
     Обязательное  медицинское страхование в стране является всеобщим для населения  страны. Оно осуществляется за счет двух основных финансовых источников. Первый источник - это ассигнования из государственного бюджета. Они предназначены главным образом на страхование неработающих и иных категорий граждан, определяемых законом. Вторым наиболее существенным финансовым источником этого вида страхования являются страховые взносы работодателей (всех форм собственности) за своих работников, а также некоторых иных категорий граждан, самостоятельно обеспечивающих себя работой. [8, с. 35]
     Обязательное  медицинское страхование осуществляется на основе договорных отношений между субъектами данного вида страхования. В качестве таких субъектов выступают: [5, с. 64]
     - застрахованные граждане - работающие  и неработающие;
     - страхователи - работодатели, индивидуальные  предприниматели и иные категории самозанятого населения, исполнительные органы субъектов РФ, местная администрация районов (городов), муниципальные органы;
     - страховщики - федеральный и территориальные  фонды ОМС;
     - страховые медицинские организации
     - юридические лица, являющиеся самостоятельными хозяйствующими субъектами, с любыми предусмотренными законодательством формами собственности, обладающие необходимым для осуществления медицинского страхования уставным фондом и организующие свою деятельность в соответствии с законодательством (страховые медицинские организации не входят в систему здравоохранения);
     - медицинские учреждения - лечебно-профилактические  учреждения, имеющие лицензию, дающую  право на оказание медицинской  помощи в системе ОМС.
       Цель договора обязательного медицинского страхования заключается в том, чтобы организовывать и финансировать предоставление застрахованным работающим гражданам медицинской помощи определенного объема и качества или иных услуг по программам ОМС.
     Форма и содержание договора строго регламентированы (формализованы) законом. Стороны не могут ухудшить условия (положения) медицинского обеспечения, предписанные договором. Допускается только улучшение таких условий по отношению к застрахованным гражданам. Каждому российскому гражданину выдается документ - страховой медицинский полис. Его должен иметь каждый гражданин Российской Федерации на всей ее территории.
     Таким образом, указанным законом о  медицинском страховании определены правовые, экономические и организационные  основы медицинского страхования населения страны. Цель ОМС заключается в том, чтобы гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия. Финансовые средства государственной системы обязательного медицинского страхования, как отмечалось выше, формируются за счет отчислений страхователей на ОМС.
     Страхователями  являются:
     - за работающих граждан - их  работодатели, а в некоторых случаях  - лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой;
     - за неработающих граждан - исполнительные  органы государственной власти (области,  края, республики в составе Российской  Федерации, района или города). В последние годы ПФР финансирует  дополнительные платежи на ОМС  неработающих пенсионеров, получающих трудовую пенсию по старости. Тем самым частично оплачиваются некоторые расходы, связанные с оказанием медицинской помощи неработающим пенсионерам. [5, с. 63]
     Теоретические исслеования сущности и основных элементов обязательного медицинского страхования позволяет сделать следующие выводы:
       - обязательное медицинское страхование имеет государсвенный характер и является всеобщим в обеспечении граждан медицинской помощью по программе обязательного медицинского страхования;
     - оказывается бесплатная медецинская помощь;
     - право граждан на охрану здоровья  грантируется путем оказания  бесплатной медецинской помощи  в государственных и муниципальных  учреждениях за счет средств  государственного бюджета  
 

    1.2 Особенности обязательного  медицинского страхования в России
     В этом году система обязательного  медицинского страхования перешла  в своей истории 15-летний рубеж. Она  стала реальным действующим институтом во всех регионах страны, дала возможность  снизить остроту социальных проблем  и оградить здравоохранение от разрушительных сил экономического кризиса середины 90-х годов, дефолта 1998 года, а также различных чрезвычайных ситуаций, которые неоднократно возникали в нашей стране в сложный период времени. Система ОМС явилась существенным источником финансирования здравоохранения, что позволило обеспечить стабильное функционирование государственных и муниципальных учреждений здравоохранения.
     Однако  большинство задач по дальнейшей модернизации здравоохранения и  реструктуризации системы медицинской  помощи, поставленные еще в 2001 году высшим политическим руководством страны, до сих пор не решены в полной мере.
     Одной из главных причин такого положения  дел является остающаяся неэффективность  модели финансирования отечественного здравоохранения. Качество и доступность медицинских услуг продолжает снижаться, гарантии бесплатной медицинской помощи все в большей степени принимают декларативный характер. Во многом это связано с задержкой перехода нашего здравоохранения на страховые принципы работы. В достаточной степени возросшие объемы поступления в здравоохранение финансовых средств, в том числе и средств обязательного медицинского страхования, расходуются крайне неэффективно и размываются на содержание сети медицинских учреждений, уже не отвечающей требованиям времени и ожиданиям граждан.
     В то же время, рассматривая итоги развития системы обязательного медицинского страхования за последние 2 года, необходимо отметить выраженную положительную  динамику по всем основным направлениям ее деятельности. Особенно возрос финансовый потенциал фондов ОМС. При этом нужно вспомнить, что система ОМС вошла в 2007 год с большим грузом проблем, связанных с деятельностью ряда должностных лиц Федерального фонда ОМС и огромным дефицитом средств, необходимых на реализацию программы дополнительного лекарственного обеспечения. До 2007 года в Федеральном фонде ОМС функционировали непрозрачные механизмы финансирования при распределении дотаций, средств нормированного страхового запаса, отсутствовало эффективное взаимодействие с субъектами Российской Федерации, не было внедрено единое информационное пространство, без чего не может функционировать любая современная финансовая система.
     В течение 2007 года ФОМС выполнил задачу по урегулированию задолженности за фактически отпущенные в 2006 году лекарственные средства, а также обеспечил финансовую стабилизацию программы в 2007 году. Совместно с субъектами РФ был налажен жесткий контроль за выпиской лекарственных средств и проведена значительная работа на законодательном уровне с целью обоснованного привлечения дополнительных объемов бюджетных ассигнований. Для установления точного объема финансовой задолженности была создана и интегрирована в систему ОМС единая информационно-аналитическая система. [9, с. 27]
     В ФОМС была разработана и утверждена Правлением ФОМС Концепция информатизации системы ОМС на 2008 - 2010 годы. Реализация концепции направлена на создание единой информационной системы персонифицированного учета в системе ОМС, что позволит не только контролировать текущую деятельность, но и осуществлять стратегическое планирование ресурсов, будет способствовать увеличению доступности и повышения качества медицинской помощи. В прошлом году в рамках реализации концепции осуществлялся анализ программы дополнительного лекарственного обеспечения. В Федеральном фонде ОМС была создана уникальная информационно-аналитическая система, которая дала возможность эффективно выявить неточности при внесении сведений по рецепту в базу данных, ошибки врача, а также факты злоупотреблений при назначении лекарственных средств.[11]
     В перспективе созданная информационно-аналитическая  система позволит обеспечить управление всеми доходами в системе обязательного  медицинского страхования, наладить персонифицированный  учет оказания медицинских услуг  населению, что сделает систему ОМС еще более открытой и прозрачной.
     Необходимо  отметить, что деятельность ФОМС направлена на решение первоочередных задач, поставленных Министерством здравоохранения  и социального развития РФ для  обеспечения граждан доступной  медицинской помощью высокого качества на всех этапах ее оказания.
     Главная проблема системы здравоохранения  на современном этапе - неопределенность роли государства, прав и обязанностей врачей и пациентов. Не описан объем  публичных обязательств государства  по отношению к застрахованным гражданам. Именно поэтому наши сограждане, посещая лечебные учреждения, чувствуют в них себя незащищенными, страдают от поборов и засилья платных услуг.
     Проект  концепции развития здравоохранения  до 2020 года, подготовленный Министерством  здравоохранения и социального развития РФ, направлен на решение задачи выполнения государственных обязательств по оказанию населению бесплатной медицинской помощи, создания новых эффективных механизмов в деятельности системы ОМС. В соответствии с Концепцией с 2011 года предусмотрен поэтапный переход на преимущественно одноканальное финансирование системы здравоохранения через ОМС, введение персонифицированного учета в системе ОМС, оказание всех медицинских услуг на основе единых медико-экономических стандартов, повышение доступности медицинской помощи, расширение спектра услуг, оказываемых в рамках ОМС за счет внедрения лекарственного страхования.
     В последующем предполагается постепенное  включение в систему обязательного  медицинского страхования расходов на приобретение дорогостоящего оборудования, бюджетных инвестиций, а также высокотехнологичной медицинской помощи.
     Учитывая  высокую социальную значимость и  приоритетность реализации Концепции, в министерстве создан Департамент  развития медицинского страхования. Необходимо отметить уже оказанную им действенную методическую помощь ФОМС, в том числе при подготовке законопроекта о бюджете Федерального фонда ОМС на 2009 и плановый период 2010 - 2011 годов. Продолжение совместной работы в ближайшее время будет направлено на совершенствование и динамичное развитие системы ОМС, обеспечивающей соблюдение предоставленных гражданам социальных гарантий в сфере охраны здоровья и достойное материальное положение медицинских работников.
     Достижение  цели эффективных преобразований в здравоохранении невозможно обеспечить также без наличия качественной и эффективной лекарственной помощи. На фоне низкого качества медицинской помощи наблюдается недостаточный уровень потребления лекарственных средств работающими гражданами и низкая культура их потребления населением, которая сводится к непрофессиональному самолечению, что приводит к повышению показателей заболеваемости, инвалидизации и смертности.
     Теоритические исследования особенностей обязательного  медицинского страхования  позволяют  сделать следующие выводы :
     - система обязательного медицинского  страхования должна обеспечить  увеличение  объемов финансирования  здравоохранения в соотвествии   с высокими темпами роста социально  – экономического развития страны, а так же удовлетворение потребностей  населения в получении качественных медицинских услуг;
     - главная проблема системы здравоохранения неопределенность роли государсва, прав и обязанностей врачей и пациентов. 
 

Глава 2. Анализ финансовой системы обязательного медицмнского страхования за 2006-2008 года
    2.1. Анализ исполнения бюжета обязательного медицинского страхования по доходам за 2006 – 2008 года
     Доходы  бюджета Федерального фонда обязательного  медицинского страхования  формируются за счет следующих источников:
     1) налогов, подлежащих зачислению в бюджет Фонда в соответствии с законодательством Российской Федерации;
     2) сумм недоимки, пеней и иных  финансовых санкций по взносам  в Фонд, подлежащих зачислению  в бюджет Фонда в соответствии  с законодательством Российской  Федерации;
     3) прочих доходов, подлежащих зачислению в бюджет Фонда в соответствии с законодательством Российской Федерации. [13]
     Доходы  фонда ОМС за 2006 -  2008 года предтавлены  в таблице №1.
     Доходы  ОМС за 2006 – 2008 года (млн.руб.) . [13] 

     Таблица  № 1
  2006 2007 2008
Поступление    в  том числе :
125524 157817 162621
налоги, страховые взносы 55772 71809 89293
из  федерального бюджета  69694 85847 73175
 
     Теоретические исследования источноков поступления  денежных средств  бюджета ФФОМС  на 2006 -  2008 года позволяет сделать следующий вывод : что поступления денежных средств  в ФФОМС в 2007 году по сравнению с 2006 годом увеличилось на 32293 млн.рублей ,а в 2008 году поступление денежных средств выросло по сравнению с 2007 годом на 4804 млн.рублей, в том числе:
     - налоги и страховые взносы в 2007 году по сравнению с 2006 году увеличились на 16037 млн.рублей, а в 2008 по сравнению с 2007 годом возрасло на 17484 млн.рублей;
     - поступления из федерального  бюджета в 2007 году по сравнению  с 2006 годом увеличились на 17163 мил.рублей, а в 2008 году по сравнению с 2007 годом поступления денежных редств уменьшилось на 12672 мнл. рублей.
       В течение 2007 года ФОМС выполнил задачу по урегулированию задолженности за фактически отпущенные в 2006 году лекарственные  средства, а также обеспечил финансовую стабилизацию программы в 2007 году. Совместно с субъектами РФ ими был налажен жесткий контроль за выпиской лекарственных средств и проведена значительная работа на законодательном уровне с целью обоснованного привлечения дополнительных объемов бюджетных ассигнований. Для установления точного объема финансовой задолженности была создана и интегрирована в систему ОМС единая информационно-аналитическая система.
     В результате к декабрю 2007 года ФОМС смог обеспечить расчеты с субъектами Российской Федерации за фактически отпущенные в 2006 году лекарственные средства отдельным категориям граждан в полном объеме (74,7 млрд. рублей). Значительное содействие при этом, конечно, было оказано Правительством Российской Федерации и руководством Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.