На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Государственный и общественный Строй Древнего востока

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 21.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

    Введение

      Цивилизованные особенности стран Древнего Востока: общая характеристика.

      Общественный и государственный строй Древнего Вавилона.

      Законы Хаммурапи: источники, структура, регулирование общественных отношений.

    Заключение

    Литература

    Цивилизованные особенности стран Древнего Востока: общая характеристика

 
История Древнего Востока имеет большую протяженность во времени.   Первые государственные образования появились в долинах Нила и Евфрата во второй половине IV тысячелетия до н.э. Обращает на себя внимание несинхронность возникновения государств у разных народов Древнего Востока. В Месопотамии и Египте они возникли раньше, в Китае - позже. В IV-III тысячелетиях до н.э. многие регионы Древнего Востока (Египет, Месопотамия, Индия) развивались изолированно, но к середине II тысячелетия до н.э. между различными областями Ближнего Востока установились экономические, политические и культурные контакты, а в I тысячелетии сложилось известное единство всего древневосточного мира, что тем более дает основание рассматривать Древний Восток как качественно своеобразный феномен в истории человечества.
Географически территория, называемая Древним Востоком, простирается с запада на восток от современного Туниса, где располагалось одно из древнейших государств - Карфаген, до современных Китая, Японии и Индонезии, а с юга на север - от современной Эфиопии до Кавказских гор и южных берегов Аральского моря. В этой обширной географической зоне существовали многочисленные государства, оставившие яркий след в истории: великое Древнеегипетское царство, Вавилонское государство, Хеттская держава, огромная Ассирийская империя, государство Урарту, мелкие государственные образования на территории Финикии, Сирии и Палестины, Троянское, Фригийское и Лидийское царства, государства Иранского нагорья, в том числе, мировая Персидская монархия, в состав которой входили территории почти всего Ближнего и частично Среднего Востока, государственные образования Средней Азии, государства на территории Индостана, Китая, Кореи и Юго-Восточной Азии.
По природным условиям разные территории Древнего Востока имеют свои особенности, хотя им присущи и общие черты: это районы в основном субтропического климата с очень жарким сухим летом, мягкой зимой; бассейны рек с их плодородными аллювиальными (образованными отложениями рек) долинами перемежаются с каменистыми пустынями, обширными плоскогорьями и горными хребтами. Особенно большую роль в исторических судьбах народов Древнего Востока играли великие реки: Нил, Евфрат и Тигр 1900, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы, Меконг.
Эти реки, относящиеся к числу самых крупных на земном шаре, образуют обширные бассейны с плодородной, хорошо орошаемой аллювиальной почвой, и им присуще одно свойство, имевшее очень большое значение для исторического развития этих регионов: здесь можно было жить и вести хозяйственную деятельность при условии постоянного регулирования режимов рек, хранения воды в водоемах и водохранилищах с последующим орошением земель через систему искусственных каналов, как в долинах Нила, Евфрата, или отвода лишней влаги и мелиорации земель, борьбы с наводнениями, как в долинах Ганга, Хуанхэ, Меконга. 
Вместе с тем в аллювиальных долинах, как правило, было мало камня, строительного дерева, металлов (меди, олова, золота, серебра), совершенно необходимых для организации нормальной хозяйственной деятельности. Эти виды сырья, напротив, имелись в горных районах, пустынях и нагорьях, соседствующих с долинами крупных рек. В связи с этим довольно рано, уже с IV тысячелетия до н.э., были установлены необходимые контакты жителей аллювиальных долин (Нила, Тигра и Евфрата) с населением горных районов и пустынь (с Нубией и Синаем, Армянским нагорьем, Тавром и др.), налажен обмен продуктами и сырьевыми запасами. При невысоком уровне производства и торговли эти контакты обычно выливались в форму грабительских войн, результатом которых было насильственное изъятие сырьевых ресурсов и продуктов завоевателями у завоеванных народов или включение их территорий с источниками сырья в состав государства завоевателей и создание крупных военных держав, охватывающих кроме бассейнов великих рек также территория пустынь и нагорий.
Наличие благоприятных возможностей для жизни человека в бассейнах великих рек, контакты с жителями горных районов и плоскогорий привели к развитию производительных сил. Возникают довольно крупные поселения. В отдельных поселениях сосредоточивается большое число людей, здесь (уже в III тысячелетии до н.э.) создаются внушительные по размерам общественные сооружения, появляются оборонительные стены для защиты от нападений врагов, то есть возникают города. Город - принципиально новое явление в истории того времени. Он становится средоточием управления и религиозного культа, в нем концентрируется развитое ремесленное производство, обслуживающее нужды правителя и его администрации, служителей культа, а также работающее на соседнюю сельскохозяйственную округу.
Создание производящей экономики, земледелия и скотоводства, освоение металлов (меди, бронзы) для изготовления орудий труда, оружия и предметов быта, появление первых городов привело к разложению родового строя. Усложнилась социальная структура общества, появились различия по богатству, знатности, роду занятий, степени влияния на соплеменников. Сформировались основные сословия древневосточного общества. Одно из сословий составляли свободные общинники, участвовавшие в общинной собственности на землю и обладавшие правом общинного самоуправления, а первоначально и правом участия в выборах вождя-правителя. Другое сословие было представлено членами персонала храмовых и правительственных хозяйств, лишенными собственности на средства производства.  Отдельным сословием было жречество. Кроме того, были рабы, которые по существу также представляли собой особое бесправное сословие.  Поэтому как рабы эксплуатировались в основном женщины и подростки.  Никогда на Древнем Востоке рабы не были основой производства. Главными производителями на всем протяжении древневосточной истории являлись формально свободные общинники, которые с оформлением сильной государственной (царской) власти стали эксплуатироваться посредством взимания налогов со стороны государства, которое постепенно стало считаться верховным собственником земли.
Важнейшей особенностью общественного устройства на Древнем Востоке является существование общины, которая была основной социальной и территориальной единицей. Любое древневосточное государство, за исключением немногих городов, храмовых и царских хозяйств (государственный сектор), состояло из множества сельских общин, каждая из которых имела свою организацию и представляла собой замкнутый мирок. Горизонтальные связи, то есть связи между отдельными общинами отсутствовали. Общины в странах Древнего Востока по происхождению восходят к родовым общинам, однако, по своему содержанию, характеру и внутренней структуре они уже были новым явлением.   Руководство общины являлось низшим звеном в огромной бюрократической системе управления древневосточных государств.
Сама территориальная община состояла из ряда отдельных домохозяйств, которые представляли собой большие семьи или семейные общины. Внутри общины существовала имущественная и социальная дифференциация, выделилась богатая и знатная верхушка и бедняки, арендаторы чужой земли. 
Несмотря на существенную внутреннюю дифференциацию, община сохраняла коллективистские формы жизни и производства, что препятствовало развитию частнособственнических отношений: древневосточное общество не знало полной частной собственности. Исторически первой причиной устойчивости общинной организации было наличие земледельческого хозяйства, функционирование которого требовало проведения совместных работ по регулированию режима великих рек. Но затем появились и другие причины: ярко выраженная сословность древневосточного общества, неразвитость классовой структуры, отсутствие частной собственности, слабое развитие товарно-денежных отношений, роль государства в жизни общества, особенности общественного сознания - все эти факторы, обусловленные прочностью общины, в свою очередь содействовали ее устойчивости. 
Необходимость объединения и координации усилий многочисленных общин привела к возрастанию роли государственной власти в странах Древнего Востока. Требовалось объединение усилий многих общин, руководимых единой государственной администрацией, чтобы создать систему каналов, водохранилищ, дамб и плотин, которые могли противостоять капризам великих рек. Возвышению государственной власти способствовали также прочность общины, неразвитость классовой структуры общества и главное - отсутствие частной собственности на землю. 
Все это привело к тому, что государственная власть утвердилась на Древнем Востоке в специфической форме "восточной деспотии". Восточная деспотия - это неограниченная монархия, не связанная в своих действиях никакими законами, которая осуществляет управление государством при помощи огромного, иерархически построенного аппарата чиновников. Причиной появления этого аппарата было активное вмешательство государства в хозяйственную жизнь, прежде всего, организация системы искусственного орошения. Поскольку древневосточный правитель и его бюрократический аппарат выступали в роли организатора системы искусственного орошения, а в конечном счете - всего земледелия и другого производства (ремесленники обслуживали прежде всего, дворцы и храмы), государство стало рассматривать орошаемую землю в качестве собственной: государственной или царской земли. 
Важной особенностью древневосточной деспотии являлось особое положение главы государства - правителя-деспота. В условиях развитого деспотизма правитель считался не только носителем всей полноты власти: законодательной, исполнительной и судебной, - но вместе с тем признавался сверхчеловеком, ставленником богов. Обожествление личности царя-деспота - важная особенность древневосточной деспотии.
Правительственный аппарат в Древнем Египте во все периоды истории Египта возглавлял фараон, т. е. царь, монарх, "сын бога". Высшее связующее единство, реализованное в лице фараона, необходимо было для обеспечения проведения гигантских ирригационных работ во все египетском масштабе, осуществления завоевательной политики, эксплуатации общины, сбора податей, даней и повинностей
Главой правительственного аппарата был визирь (джати). Являясь вторым лицом в государстве после фараона, он не претендовал на божественную власть, но в памятниках именуется правителем всей страны, как Севера, так и Юга.
В Индии, как и в других странах Древнего Востока, государство приняло форму деспотии, которое характеризовалось всевластием монарха, бесправным положением подданных, наличием централизованного бюрократического аппарата.
Цари в Индии обладали верховной законодательной, исполнительной и судебной властью. Но царь не является верховным жрецом. Он должен был, по учению брахманов, подчиняться им. Таким образом, светская и духовная власть не были сосредоточенны в одних руках, поэтому обожествление царя не достигало никогда таких размеров, как в Египте.
Политическая власть в Древнем Китае находилась в руках царей-воинов. Признанных "силой неба", т. е. обожествленных, они был и верховными жрецами государства. Управителями областей были родственники царя, более мелкие должности занимали мелкие профессиональные чиновники.
При царе  состоял его ближайший помощник  в достаточно широкой компетенции, подобно арабскому визирю. Затем шли "3 Старца"- три ближайших советника и помощника царя, каждый из которых руководил одним из трех ведомств. Этим 3 сановникам были подчинены 6 чиновников более низкого ранга. Чиновникам были подчинены 9 правителей областей.
Местное управление осуществлялось огромным чиновническим аппаратом, формируемым из местной знати.
Сознание древневосточного человека было ориентировано на духовные поиски, постижение смысла жизни, который виделся в потустороннем мире, где располагались истинные причины и цели всего существующего. Господствовавшее в странах Древнего Востока религиозно-мифологическое мировоззрение освящало неизменность бытия и тем самым парализовывало всякое стремление к переменам.
В силу отмеченных выше особенностей древневосточных обществ - прочность общины, сословной структуры , неразвитость классовой структуры и товарно-денежных отношений, отсутствие частной собственности, необычайная мощь государства, обожествление правителя-деспота и санкционирование религиозно-мифологическим сознанием неизменности бытия - развитие в государствах Древнего Востока протекало крайне медленно и носило циклический характер.
Пpaвo фopмиpoвaлocь oднoвpeмeннo и пapaллeльнo c гocyдapcтвoм. Kaждый нoвый шaг в paзвитии гocyдapcтвa пpивoдил к дaльнeйшeмy paзвитию пpaвoвoй cиcтeмы, и нaoбopoт. Восточный путь происхождения права характерен для тех стран, в которых господствующее положение занимала государственная собственность. Основной источник (способ фиксирования правовых норм) - сборники нравственно-религиозных положений. Нормы носят казуальный характер и дополняются в случае необходимости другими обычаями или установлениями монарха.
Oднaкo гocyдapcтвo никoгдa нe являлocь и нe являeтcя eдинcтвeннoй пpaвотвopчecкoй cилoй. Taк, в пpaвoвыx cиcтeмax cтpaн мycyльмaнcкoгo Bocтoкa Kopaн -- нe тoлькo иcтoчник peлигиoзныx дoгм, нo и ocнoвнoй иcтoчник пpaвa.
В цeлoм жe, пpaвo, кaк и гocyдapcтвo, выpacтaлo из пoтpeбнocтeй пpoизвoдящeй экoнoмики. Becти зeмлeдeлиe нeвoзмoжнo бeз acтpoнoмичecкиx знaний. Ha иx ocнoвe были cocтaвлeны aгpoкaлeндapи, кoтopыe по дням pacпиcывaли вcю жизнь кaждoгo члeнa paннeзeмлeдeльчecкoй oбщины. Имeннo c aгpoкaлeндapeй нaчинaлocь cтaнoвлeниe coбcтвeннo пpaвa в paннeзeмлeдeльчecкиx oбщecтвax Mecoпoтaмии, Eгиптa, Индии и в дpyгиx peгиoнax пpимepнo в IV--III тыc. дo Рождества Xристова.
Ha пocлeдyющeм этaпe paзвития гopoдa-гocyдapcтвa вoзникaют и иныe пиcьмeнныe иcтoчники пpaвa. Этoт пpoцecc шeл двyмя пyтями: вo-пepвыx, гocyдapcтвo caнкциoниpoвaлo oбычaи, кoтopыe cпocoбcтвoвaли зaщитe и ocyщecтвлeнию гocyдapcтвeнныx интepecoв. Bo-втopыx, гocyдapcтвo coздaвaлo нoвыe пpaвилa пoвeдeния. Пocтeпeннo тaк нaзывaeмoe oбычнoe пpaвo ycтyпaeт мecтo пpeцeдeнтнoмy пpaвy, ocнoвoй кoтopoгo cтaнoвятcя aдминиcтpaтивныe и cyдeбныe peшeния. Haкoнeц пoявляeтcя cтaтyтнoe пpaвo -- зaкoны, кoдекcы, opдoнaнcы и т. д. Пepвый извecтный нaм cвoд зaкoнoв пoявилcя в III тыc. дo н.э. в Шyмepe и пpинaдлeжaл цapю Уp-Haммy.
Пepвыe зaкoны гocyдapcтв зaкpeпляли имyщecтвeннoe нepaвeнcтвo, пpивилeгии бoгaтыx и знaти, бecпpaвнoe пoлoжeниe paбoв, пoвиннocти и oгpaничeнныe пpaвa низшиx экcплyaтиpyeмыx cлoeв нaceлeния.
Oднaкo poль пpaвa дaжe в тe вpeмeнa нe cвoдилacь к зaкpeплeнию кacтoвoгo или cocлoвнoгo гocпoдcтвa. Hapядy c пoдчинeниeм зaвиcимыx людeй знaти, нopмы пpaвa ycтaнaвливaли и пoддepживaли eдиный для вceгo нaceлeния страны пopядoк, зaкpeпляли oбщиe ycлoвия влaдeния и pacпopяжeния coбcтвeннocтью, oбмeнa тoвapaми, a тaкжe cлyжили для oбecпeчeния eдинoй влacти .

2. Общественный и государственный строй Древнего Вавилона

 
Вавилон -- это греческое наименование семитского города Бабилима, что обозначает «Врата Господни». Город располагался в Северной части Двуречья, там, где сближается Евфрат с Тигром, к юго-западу от современного Багдада. Он являлся столицей не только Древнего, но и Нового Вавилонского царства, сложившегося тысячелетием позже. В 538 г. до. н. э. Вавилон был завоеван персами. В настоящее время на территории государства Вавилон находится Ирак.
Целенаправленная и ловкая политика шестого царя I Вавилонской династии Хаммурапи (1792-- 1750 гг. до н. э.) способствовала превращению Вавилона в столицу огромного государства, подчинившего себе почти все Двуречье. В условиях бесконечных междоусобных войн Хаммурапи не раз заключал и легко расторгал военные союзы, которые были необходимы ему для реализации своих далеко идущих планов.
За более чем сорокалетний период правления  Хаммурапи удалось объединить под своей властью основную часть долин Тигра и Евфрата и создать мощное централизованное государство, первое в полном смысле этого слова в Западной Азии - так называемое Старовавилонское царство. Вавилонию времен царя Хаммурапи по праву причисляют к тем регионам, которые можно называть колыбелью цивилизации.
Общественный строй Вавилонии в основных характеристиках напоминает древнеегипетский. Источники выделяют светскую и церковную знать, чиновничество, профессиональное воинство, сельских общинников, ремесленников, купцов, торговцев, разные категории рабов.
Обращает на себя внимание разделение свободных людей на две категории. Одни назывались "сынками мужа" авиации (или "сынами человека"), что подчеркивает их свободное полноправное состояние, другая категория называлась "мушкену" (вероятно производное от слова "шукену" - бить челом"), означающее склонение перед лицом высшего сословия. По поводу значения этого термина у современных ученых нет единого мнения. Высказывались предположения, что так называли жителей покоренных Вавилоном территорий и городов. Возможно, это были представители кочевых племен, различные пришельцы. Обе категории относились к рабовладельцам.
В Древнем Вавилоне не получило развитие крупное частное рабовладение. Основными производителями материальных благ были свободные крестьяне-общинники и ремесленники. Рабы находились как в государственной (во дворцах) и коллективной (храмах), так и в частной собственности. Как становится ясным из Законов Хаммурапи, рабы обычно имели клеймо, сообщавшее о принадлежности тому или иному владельцу. Изменение или уничтожение этого отличительного знака также считалось тяжким преступлением. Патриархальный характер рабовладения обуславливал признания за рабами ряда личных и имущественных прав.
Отдельную социальную категорию в Древнем Вавилоне составляли воины, от которых в значительной степени зависела мощь государственной власти.
Заинтересованность государства в поддержании боеспособной армии и соответственно в благосостоянии этой категории граждан отразилась в наделении их особыми правами. Привилегиям и обязанностям воинов посвящался целый ряд статей Законов Хаммурапи -- с 26-й по 41-ю. Из кодекса становилось ясно, что воин за службу получал от царя земельный надел, который в случае гибели воина передавали по наследству совершеннолетнему сыну. Если на руках у вдовы оставался малолетний сын, то она имела право на треть надела для воспитания будущего воина.
Большой вес в обществе имели жрецы. Храмы обладали огромными богатствами. В законах устанавливается привилегия храмов, упоминаемых наряду с привилегиями дворца. Жрецы с древнейших времен сохранили в своих руках юстицию и играли существенную роль в управлении. Высшие жреческие должности замещались лицами знатного происхождения, в том числе родственниками царя.
Государственный строй Вавилона. Древне-Вавилонское царство представляло собой централизованное государство. В руках царя была сосредоточена законодательная, исполнительная и судебная власть. Практически царская власть ничем не ограничивалась, бразды правления всех сфер жизни общества находились в руках представителей правящей династии. Руководство осуществлялось через сложный бюрократический аппарат во главе с наместниками царя, управлявшими отдельными областями и городами.
Вместе с тем царская власть не была сильной. Царь рассматривался как наместник и служитель бога на земле. Таким образом, глава государства не был самостоятельным, его деятельность направлялась свыше, богом. Снизу царская власть ограничивалась сильным духовенством и богатыми городами. Три священных города Вавилонии: Ниппур, Сиппар и Вавилон имели льготные грамоты, дававшие им привилегированное  положение. Царь не имел права сажать в тюрьму граждан этих городов, требовать с них солдат, заставлять работать в храмовых хозяйствах. Блюстителями неприкосновенности прав городов выступали жрецы.
Древневавилонские правители создали отлаженный механизм управления. Достигнуто это было путем личного вникания во все мельчайшие дела своего государства. Поэтому в государстве ценились умелые и опытные чиновники. Служилая знать вытеснила родовую. Все управление было сосредоточено в царском дворце. Дворцовая система управления отличалась тем, что лица, управлявшие царским хозяйством, занимали высшие должности в государстве; четкого разграничения функций между ними не было.
Среди высших сановников государства - визирь, дворецкий, начальник финансов, кравчий, главный военачальник. Очень высоко ценились писцы. В системе государственных органов различали центральные и местные органы управления.
Большими городами управляли наместники царя. На местах, хотя и со значительно ограниченными функциями, сохранялись органы общинного самоуправления, осуществляющие некоторую административную, финансовую, судебную власть. Судебные функции выполняли чиновники, назначаемые царем: наместники и правители местности. Высшей судебной инстанцией являлся царь. Общинные и храмовые суды все больше теряли свое значение. В Вавилоне существовала постоянная армия.
 

3.  Законы  Хаммурапи: источники, структура, регулирование общественных отношений

 
Правление царя Хаммурапи ознаменовано созданием сборников законов. Хаммурапи, придавая большое значение законодательной деятельности, приступил к ней в самом начале своего правления. Первая кодификация была создана на 2-м году правления; это был год, когда царь «установил право стране». Эта кодификация не сохранилась.
Известные Законы Хаммурапи относятся к концу его царствования.
Законы Хаммурапи представляют собой обширный законодательный памятник, состоящий из 282 статей. Внешне кодекс представляет собой черный базальтовый столб, обнаруженный в 1902 году французской археологической экспедицией в г. Сузы -- древней столице Элемского царства (территория современного Ирана). (Столб хранится в Лувре, копия -- в Московском музее им. А. С. Пушкина).
Кодекс законов Хаммурапи содержит 282 статьи, но на столбе сохранилось 247 статей, 35 статей были выскоблены, очевидно, по приказу эламского царя . Впоследствии недостающие статьи были восстановлены на основе фрагментов дубликатов, найденных в Сузах, в библиотеке ассирийского царя Ашшурбанапала (669 - около 630 г.г. до н.э. ) в Ниневии.
При составлении сборника в его основу было положено старое обычное право, шумерийские судебники, новое законодательство. Законы несовершенны с точки зрения их полноты и по своей категоричности, они не предусматривают разнообразных явлений жизни. Тексты составлены в основном в казуистической форме. Законы не содержат общих принципов, нет системы в изложении, хотя известная логика присутствует. Но все представленные случаи разбираются с большой обстоятельностью.
Законы Хаммурапи представляют собой результат тщательного обобщения и систематизации разновременных писаных и неписаных правовых норм. Они не содержат исчерпывающего свода таких норм ( отсутствуют, например, нормы устанавливающие наказание за простую кражу, за умышленное убийство, за чародейство и т.п. ), но такая задача, видимо не ставилась. Подобного рода простейшие случаи предполагались общеизвестными и не вызывающими разногласий. Законы Хаммурапи рассматривают лишь те случаи, по поводу которых действующие нормы писаного или обычного права различных областей страны расходились между собой.
Законы Хаммурапи в отличие от других восточных кодификаций не содержат религиозного и морализующего элемента. Своим законодательством Хаммурапи пытался закрепить общественный строй государства, господствующей силой, в котором должны были явиться мелкие и средние рабовладельцы. Это первый  известный сборник законов, освещавший рабовладельческий строй, частную собственность. Законы содержат пережитки родового строя, это проявляется в суровости наказаний.
Законы Хаммурапи содержат несколько сот правовых норм, относящихся, если употреблять современную терминологию, как к уголовному, так и к гражданскому (а также и к процессуальному) праву.
Нормы внутри Законов Хаммурапи группируются по “предмету“ регулирования, а расположение норм внутри групп и переходы от группы к группе осуществляется по принципу ассоциации. Так, первая группа норм (п.1 - 5) устанавливает кару за важнейшие правонарушения: ложные обвинения в убийстве или чародействе, лжесвидетельство и “ изменение “ судебного решения судьёй. Следующие статьи (п. 6 - 25) посвящены охране собственности царя, храмов, общинников и царских людей. Последний параграф этого раздела касается пртивоправного завладения чужим имуществом. Поэтому следующий раздел (п. 26 - 41), касающийся имущества полученного от царя за службу, начинается с параграфа согласно которому воин, не пошедший в поход или пославший вместо себя наёмника, подлежит смертной казни (не за “ дезертирство “, как обычно считают, а за то, что, не выполнив своих обязанностей и утратив тем самым право на служебный надел, продолжает им пользоваться, т. е. якобы за “ кражу “). Последний параграф этого раздела касается вопроса о противоправном использовании чужого поля, а п.42 (первый в следующей группе) - тоже об использовании чужого поля, но в другом аспекте. Эта четвертая группа норм (п.42 - 88) регулирует операции с недвижимостью и ответственность за правонарушения, касающиеся этого имущества.
Дальнейшие разделы посвящены следующим нормам:
п.89 - 126 - торговые и коммерческие операции.
п.127 - 195 - семейное право.
п.196 - 214 - умышленные и неумышленные телесные повреждения.
п.215 - 282 - операции с движимым имуществом, включая наем имущества и личный наем ( эти два вида правоотношений вавилонские юристы рассматривали как один ).
Обязательственное право
Обязательственное право Вавилона знает:
а) договорные обязательства;
б) обязательства из причинения вреда.
Договоры исполнялись по образцам (формулярам) на глине, засушенной на солнце или обожженной на огне и превращенной в твердую таблетку.
Известны договоры: купли продажи и межличный и имущественный наем, заем, поклажа, поручение, товарищество, договор тамкара с шамалу (денежных людей -- с торговыми агентами).
Обязательства из причинения вреда предусматривали возмещение причиненного вреда в случаях: нанесения ущерба ирригационным сооружениям; неосмотрительности пастуха, по вине которого скот пасся на чужом поле; порубке дерева в чужом лесу; столкновения судов (отвечал плавающий вверх по реке); ранение в драке; нечаянного убийства раба или рабыни.
Брак в Вавилоне заключался по договору, без которого он считался недействительным.
Уголовное право Вавилона
В Законах Хаммурапи нет упоминания об обычае кровной мести. Она вынесена в одних случаях наказаниями, налагаемыми государственной властью, в других случаях вознаграждением, которое уплачивает преступник потерпевшему или родственникам.
Как и другие древние кодификации Законы Хаммурапи не дают общего понятия преступления и перечня всех тех деяний, которые признаются преступными. Ничего не говорится в Законах о государственных и религиозных преступлениях, всегда караемых смертью. Из содержания кодификации можно выделить лишь три вида преступлений: против личности, имущественные и против семьи.
Виды наказаний, предусмотренные Законами Хаммурапи, определяются их целью. Такой целью является возмездие. Поэтому при определении наказания законодатель довольно часто руководствуется принципом талиона.
Основными видами наказаний являются смертная казнь в самых различных вариантах: сожжение, утопление, посажение на кол; членовредительские наказания: отрубание руки, отрезание пальцев, языка и т. п.; штрафы, изгнание.
 

Литература

 
Всеобщая история государства и права / под ред.К.И.Батыра. -- М.: Былина, 1995. 
Заблоцка Юлия. История Ближнего Востока в древности. - М., 1989.  
История Древнего Востока / под ред. В. И. Кузищина. - М.,  1988.
История Древнего Востока. Ч. 1. Месопотамия./ под ред. И. М. Дьяконова. - М., 1983. 
История Древнего Востока: материалы по историографии. Учебное пособие / Сот. А. А. Вигасин, С. С. Соловьева, О. В. Томашевич; Под ред. В. И. Кузищина, А. А. Вигасина. - М.: Изд- во МГУ, 1991.
Назаренко Г.В. Теория государства и права -- Учебное пособие. -- М.: Ось-98, 1998. 
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.