На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Экономическое содержание налога его эволюция

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 21.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                                
          АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
        ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ
                 ЦЕНТРОСОЮЗА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
     «МОСКОВСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ   ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ          
                                          КООПЕРАЦИИ»
       
                                 СМОЛЕНСКИЙ  ФИЛИАЛ 

                  кафедра «Экономики и бухгалтерского  учета» 
 
 
 
 

            КУРСОВАЯ  РАБОТА
  по предмету: «Налоги и налогообложение» 

на  тему «Экономическое содержание налога, его      эволюция» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                          Выполнил:
                                                                          Студент  2 курса группы ЗБус-308
                                                                           Апанасенок Елена Федоровна
                                                                            

                                                                             
 
 
 
 
 

                                        Смоленск, 2010 

                                  Содержание 

Введение …………………………………………………………….3
Глава 1. Экономическое содержание налога, его эволюция……..6
Параграф 1.Экономическое содержание налога………………….6
Параграф 2.Эволюция налога……………………………………...21
Глава 2.Роль и место налогов в экономической системе, пути
            совершенствования системы Российской  Федерации …..28
Параграф 1.Роль и место налогов в экономической системе……28
Параграф 2.Пути совершенствования системы Российской
            Федерации ………………………………………………….32 

Заключение…………………………………………………………39
Литература……………………………………………….................47 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                             Введение 

       Государственная власть любого государства, в том числе России, на про-тяжении всей истории своего существования нуждалась, нуждается и будет нуждаться в дешевых средствах, необходимых для выполнения присущих ей функций перед обществом.(8)
      Налогообложение является атрибутом суверенитета государства, его исклю-чительной прерогативой наряду с печатанием денег и изданием законов. По-средством налогов финансируется многообразная деятельность государства как института политической власти и как одного из основных субъектов, действую-щих в экономической системе общества.
      Несмотря на различные теоретические оценки возможности и степени госу-дарственного вмешательства в экономику, на практике государство является ак-тивным участником экономических отношений. Принято выделять следующие основные функции, которые государство выполняет в экономической (рыноч-ной) системе:
-формирование законодательной базы и социального климата, способствующих эффективному функционированию рыночной системы;
-поддержка конкуренции и борьба с монополиями;
-перераспределение доходов и богатства для смягчения проблем, связанных с социальным неравенством;
-оказание стабилизирующего воздействия на уровень инфляции и занятость.
        Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздей-ствует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую полити-ку в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. 
         Устанавливая налоги, субъекты и объекты налогообложения, налоговые базы, ставки налогов, льготы и санкции, изменяя условия налогообложения, государство стимулирует предпринимательскую деятельность в одних направ-лениях и стимулирует в других, исходя из общенациональных интересов. От успешного функционирования налоговой системы во многом зависит результа-тивность применяемых экономических решений. Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи обще-государственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственнос-ти и организационно - правовой формы предприятия. С помощью налогов опре-деляются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собст-венности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вы-шестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэконо-мическая   деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, фор-мируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. 
       В условиях перехода от административно - директивных методов управле-ния к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.

       Взимание налогов  –  древнейшая  функция  и  одно  из  основных  условий существования государства, развития общества  на  пути  к  экономическому  и социальному  процветанию.  Как  известно,  налоги  появились  с  разделением общества  на  классы  и  возникновением  государственности,  как взносы  граж-дан, необходимые для содержания публичной  власти.  В  истории  развития об-щества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов,  поскольку для выполнения своих функций  по  удовлетворению  коллективных  потребнос-тей ему требуется  определенная  сумма  денежных  средств,  которые могут быть собраны только посредством налогов.  Исходя  из  этого,  минимальный  размер налогового бремени определяется суммой расходов  государства  на  ис-полнение минимума его функций:  управление,  оборона,  суд,  охрана  порядка,  -  чем больше функций возложено на государство,  тем  больше  оно  должно  собирать налогов.
       Принудительное  изъятие  части   дохода у налогоплательщиков  порождает негативное отношение общества к власти. С целью разрешения данного проти-воречия власть изыскивает различные механизмы его смягчения путем регули-рования налогового законодательства и реформирования  налоговых органов.
       Анализ деятельности ряда государств  в области   налогообложения свиде-тельствует, что большинство из них, как и Россия, изыскивают пути решения данной проблемы. Перед ними стоит  и другая проблема – проблема наполнения бюджетов всех уровней за счет налогов в условиях разрушенной экономики на постсоветском пространстве.
        Сложность решения обозначенных  проблем зависит не только  от   государ-ственных органов власти, но во многом определяется  уровнем развития  теории в сфере  налогообложения.(8)
          В  условиях  рыночной  экономики  любое  государство  широко   исполь-зует  налоговую  политику  в  качестве  определенного  регулятора  воздействия  на негативные явления рынка. Налоги, как  и  вся  налоговая  система,  являются мощным инструментом управления  экономикой в условиях рынка.
        Так,   налоги   могут использоваться  для  регулирования  производства  -
стимулирования  развития  определенных  отраслей,  ограничения  развития  или  сдерживания каких-либо экономических процессов и т. п
        При написании данной курсовой  работы ставлю перед собой цель система-тизировать и обобщить  знания и опыт ученых и практиков в области налогооб-ложения. 
 
 
 
 
 

                                                 ГЛАВА 1
                  Параграф 1.  Экономическое содержание налогов.
           Налоги, налоговая политика, налоговая система, налогообложение посто-янно находятся в центре внимания всего общества в любом государстве, однако далеко не все, кто высказывает различные суждения о налогах глубоко разбира-ются в их экономическом содержании, природе и социальном назначении. 
            Налог - одно из основных понятий финансовой науки. Проблемы пра-вильного понимания его природы обусловлены тем, что налог - понятие не только экономическое, но и правовое, социальное, философское. Налогообложе-ние как элемент экономического строя общества присуще всем государствен-ным системам как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования. Процесс взимания налогов осуществляется государством и, более того, является его функцией. 
         Определение понятия "налог" тесно связано с категорией "государство". Оно зависит не только от раскрывающих данное понятие теоретических кон-цепций, господствовавших в определенное время у каких-либо наций и наро-дов, но и от уровня развития самого государства, состояния его экономики (базиса) и социально-политических отношений. Знакомства с налоговой сис-темой достаточно для того, чтобы судить о том, на какой ступени развития на-ходится государство. Если в налоговой системе сделан акцент на косвенное и имущественное налогообложение, то, вероятнее всего, мы имеем дело со слабо-развитой в промышленном отношении страной. Если же в структуре налогов преобладают прямые налоги, объектом которых выступают доходы граждан, то это свидетельствует о том, что речь идет о высокоразвитой экономике. 
        На каждом этапе развития общества понятие "налог" все более уточняется, дополняется новыми характеристиками. Данный процесс осуществляется одно-временно с развитием теоретических воззрений на государство, на основные цели его функционирования, формы существования и методы управления об-ществом. 
        При установлении общих условий налогообложения необходимо рассчи-тать не просто предельный уровень налоговых ставок, а их конкретную величи-ну, что может быть произведено подобно составлению сметы на производство определенных услуг. В современных демократических государствах, в услови-ях, когда органы власти все в большей степени подотчетны гражданам, усилива-ется акцент на принципе возвратности уплаченных обществом налогов, причем речь идет о "налоговой отдаче" даже для конкретного плательщика. 
          В результате мы получаем возможность определить понятие "налог". На-лог - это индивидуально безэквивалентное движение денежных средств от ин-дивидуума к государству, осуществляемое на основании принуждения со сторо-ны власти, имеющее целью формирование денежного фонда, используемого для выполнения государством своих функций. При этом должны соблюдаться прин-ципы справедливости по отношению к плательщику и достижения большей эф-фективности взимания налогов. Налог также является эффективным рычагом воздействия государства на экономику, но для положительного влияния налого-обложения на народное хозяйство необходимо установление оптимального (предельного) уровня налоговых изъятий, индивидуального для каждой страны.

         В настоящее время для реформируемой России более чем актуальна мысль редко цитируемого сегодня великого экономиста К. Маркса: «В налогах вопло-щено экономическое выражение существования государства. Чиновники и по-пы, солдаты и балетные танцовщицы, школьные учителя и полицейские, гречес-кие музеи и готические башни, цивильный лист и табель о рангах - все эти ска-зочные создания в зародыше покоятся в одном общем семени - в налогах».
         Действительно, 62,8% доходов федерального  бюджета России формиро-валось за счет налоговых поступлений. Все перечисленные К. Марксом совре-менные представители общественных сословий «съедают» более 50% расход-ной части бюджета и постоянно «выторговывают» для себя различные налого-вые послабления.
        Сюда же можно отнести и многочисленные предложения по введению «экзотических налоговых систем», выдвигаемых как маститыми академиками, так и многочисленными представителями различных объединений налогопла-тельщиков, предложения отдельных депутатов Федерального собрания РФ, ко-торые в пылу популистских идей предлагают вообще отказаться от налогов, по крайней мере «самых противных», с их точки зрения, даже не задумываясь о том, чем будут восполнены доходы государства, которое по инерции пытается сохранить почти социалистическую структуру социальных расходов. И в совре-менной России дело обстоит так, что одна немногочисленная армия «изобрета-телей» налогов (не более тысячи человек) противостоит огромной армии нало-гоплательщиков, не отличающихся высокой налоговой моралью и отлично при-спосабливающихся к любым «налоговым ловушкам», умело их, обходя как за-конными, так зачастую и незаконными способами, считая совершенно право-мерным обман государства, которое, в свою очередь, неоднократно испытывало терпение граждан очередными «изменениями правил игры»  (как правило, в свою пользу) в сфере финансов, налогов и денежного обращения. Выбирая из известных постулатов выдающегося философа Ф. Бэкона «Священный долг каждого гражданина - платить налоги» и классика политической экономики А. Смита - о том, что «всякий налог плох», российский предприниматель и просто гражданин предпочитают последний.
          В развитии налогообложения можно  выделить несколько периодов, каж-дый из которых повлиял на процесс выяснения сути понятия «налог», история которого берет начало с библейских времен. На каждом историческом этапе оп-ределение налога дополнялось какими-то ранее неизвестными деталями. Пер-вый этап охватывает собою Древний мир, когда понятия «налог» еще не сущес-твовало. В классическом Древнем мире  (Рим, Афины, Спарта)   государство представляло собой республику, что буквально переводится как «общественное дело», дело всех его граждан. Учреждений и ведомств с оплачиваемыми чинов-ничьими должностями в то время не существовало. Избранные государствен-ные служащие финансировали исполнение своих обязанностей из собственных средств, а в случае необходимости осуществления крупных работ обращались за помощью к согражданам.   Поскольку осуществление управления государ-ством не предполагало расходования каких-либо общественных средств, оно и не нуждалось в значительных поступлениях в казну. Налоги, за исключением периодов ведения войн, взимались с побежденных народов и иноземцев и вос-принимались как выражение зависимости. В средневековом обществе налоги все еще не могут быть отнесены к основным источникам доходов государства, для процесса их взимания характерны высокая степень добросовестности и близость к понятию «жертва» (что заметно даже в названиях налогов). Отли-чительной чертой взимавшихся в те времена налогов была самостоятельность оценки налогоплательщиком своих возможностей по внесению необходимой суммы в казну государства. Например, так называемая налоговая клятва, при-несения которой требовали от граждан городов и в которой они должны были декларировать свою налоговую задолженность на основе имеющегося у них состояния, была скорее торжественным обещанием, изъявлением должника о своем имущественном положении. По мере развития и усложнения общест-венных отношений государство расширяет участие в жизни граждан, его рас-ходы возрастают, а потому оно вынуждено изыскивать пути получения допол-нительных доходов. Ведение постоянных войн, содержание армии, как в воен-ное, так и в мирное время и многие другие, требующие соответствующего фи-нансирования расходы привели к тому, что налоги постепенно становятся ос-новным видом государственных доходов. В силу того, что для существования власти доходов от эксплуатации собственности совершенно недостаточно, а самосознание населения уже настолько высоко, что простое изъятие необхо-димых казне денег невозможно, возникают теории, объясняющие и, более того, оправдывающие налогообложение. Эти теории получили название индивидуа-листических, а основывались они на идее невмешательства государства в эконо-мику. Сначала определение налога и его обоснование дала так называемая тео-рия обмена, а затем теория страхования, в соответствии с которыми индивиду-ум, уплачивая налог, либо приобретает определенные блага у государства (тео-рия обмена), либо страхует себя от рисков, возникающих при владении чем-либо (теория страхования). И в том и в другом случае налогоплательщик не просто жертвует власти часть своего имущества, а приобретает определенные выгоды. В основе этих теорий лежит представление о договорном происхож-дении государства. Таким образом, в рассматриваемый период налог является индивидуально без эквивалентным движением денежных средств от индивиду-ума к государству с целью формирования денежного фонда, используемого для выполнения государством своих функций.
        Особое место в индивидуалистических теориях налога принадлежит представителям классической политической экономии в лице А. Смита, Д. Риккардо и их последователей, которые внесли огромный вклад в разработку проблем экономической теории налога. В трактовке налога А. Смит занимал позиции теории обмена, но дополнил ее принципами построения налоговой системы. Анализ теории А. Смита позволяет сделать вывод о том, что на дан-ном этапе развития экономической мысли в качестве налога рассматривалось лишь то движение денежных средств в пользу государства, которое основыва-лось на четырех принципах обложения, защищающих интересы лица, уплачива-ющего налог, и получило название «декларация прав плательщика». В опреде-ление налога классики привнесли нечто принципиально новое, а именно поня-тие справедливости налогообложения, без соблюдения которой налог, возмож-но, перестает быть налогом и переходит в разряд штрафов, налагаемых госу-дарством, либо приобретает черты вымогательства или даже грабежа. Таким образом, налог - это индивидуально без эквивалентное движение денежных средств от индивидуума к государству с целью формирования денежного фонда, используемого для выполнения государством своих функций, причем налог должен взиматься с соблюдением определенных принципов, обеспечивающих справедливость (по отношению к плательщику) и достижение большей эффек-тивности взимания налогов.
          Первым признаком налога является императивность. Императивность предполагает отношения власти и подчинения. Применительно к налогам это означает, что субъект налога не вправе отказаться от выполнения возложенной на него обязанности по внесению оклада налога в бюджетный фонд. При невы-полнении обязательств государство применяет заранее определенные санкции.
            Второй отличительный признак налога - смена формы собственности. Посредством налогов часть собственности индивидуума (корпорации) в денеж-ной форме переходит в государственную, при этом образуется централизован-ный денежный фонд (бюджетный фонд). Суммы налогов поступают только в бюджетный фонд, в котором обезличиваются. Поэтому налоги не являются це-левыми отношениями. Этот признак позволяет отличить их от сборов (целевой сбор на содержание правоохранительных органов, сбор на нужды образователь-ных учреждений, курортный сбор). Важный отличительный признак налогов - безвозвратность и безвозмездность, т.е. оклад налога никогда не возвращается субъект налога и последний при этом не получает ничего взамен: ни права учас-тия в каких - либо хозяйственных операциях, ни права пользования материаль-ными и нематериальными объектами, ни права какого - либо действия (ввоза, вывоза товаров) ни документа. Этот признак выделяет пошлины из налогов. В Налоговом кодексе РФ части 1(2), под налогом понимается «обязательный ин-дивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им по праву собственности, хозяйст-венного ведения или оперативного управления денежных средств с целью фи-нансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образова-ний»
         Формирование финансовой системы  и ее составной части — налоговой  системы — неразрывно связано  с эволюцией общества, с изменением  форм государственного устройства. Возникновение налогов как экономического  явле-ния обусловлено становлением товарного производства, разделением общества на классы и формированием государственных институтов, которым требовались средства для осуществления своих функций, в том числе на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды. В новое и новейшее время значение налого-обложения неуклонно усиливалось: развивающиеся национальные капиталис-тические общества требовали постоянного увеличения ассигнований на прове-дение экспансионистской политики и экономических и социальных реформ. 
          Налоги являются основным источником формирования бюджета. Они представляют собой часть валового внутреннего продукта, создаваемого в про-цессе производства при помощи человеческого труда, капиталов и природных ресурсов. Многие современные государства (в их числе и Россия) обладают незначительной собственностью на средства производства, поэтому формиро-вание их бюджета происходит за счет отчуждения средств других участников производственного процесса. «Изъятие в пользу общества определенной доли валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущ-ность налога». Подобные отчисления производятся главными участниками эко-номического процесса: 
- физическими лицами, получающими доход; 
- юридическими лицами (хозяйствующими субъектами).

          В науке утвердился взгляд, согласно которому налог выступает как своего рода оплата услуг управленческого аппарата и отдельных общественно значи-мых служб: налог — это «форма, которую приобретают затраты на производ-ство разнообразных общественных благ, поставляемых государством своим гражданам». Таким образом, налогоплательщику обеспечиваются условия для реализации стоящих перед ним финансово-хозяйственных задач, а государство, взимая за это налоги, наполняет бюджет. 
     К настоящему моменту в большинстве стран мира преобладает смешанная экономика, в которой действие рыночных механизмов дополняется государст-венным управлением. С точки зрения теории оправданием вмешательства властных институтов в процесс внутреннего регулирования производственно-коммерческой сферы являются ситуации, когда рынок не в состоянии самосто-ятельно решить все проблемы (производство общественных благ, социальные вопросы, макроэкономическая стабильность, развитие научно-технического прогресса, экологическое равновесие). Для осуществления своей деятельности государству, как и любому субъекту экономики, необходимы средства, основ-ным источником которых в данном случае выступают налоги. 
          В идеале схема финансовых взаимоотношений между хозяйствующим субъектом и государством должна быть замкнутой: первый платит налоги, а второе предоставляет на эту сумму товары и услуги, называемые обществен-ными благами. В реальности это невозможно, так как на государство возложена не только экономическая функция, непосредственно касающаяся деятельности каждого предприятия, но и общенациональная, которая воздействует на пла-тельщика налога лишь опосредованно, через социальную среду.

      В Налоговом кодексе Российской Федерации (НК РФ)(2) дается определение налога как «обязательного, индивидуально безвозмездного платежа, взимаемого с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований» (п. 1 ст. 8 НК РФ). Исходя из этого опре-деления можно сделать вывод, что налог основывается на следующих принци-пах: 
- обязательность уплаты всеми лицами, определенными в соответствии с зако-нодательством как субъекты налогообложения, т. е. налогам присущ принуди-тельный характер; 
- индивидуальность определения величины налога в отношении каждого на-логоплательщика; 
- безвозмездность уплачиваемых сумм, что означает отсутствие факта непос-редственного предоставления налогоплательщику благ и услуг, прав, доку-ментов взамен уплачиваемой суммы;  
- отчуждение доли денежных средств, принадлежащих организации или фи-зическому лицу, что сопровождается сменой формы собственности; часть соб-ственности индивидуума в денежном выражении переходит в государственную, и при этом образуется централизованный фонд (бюджет) государства. 
          При определенных экономических и политических условиях уплата нало-гов может происходить и в натуральном виде, что характерно, главным образом, для слаборазвитых стран. Впрочем, подобные обстоятельства могут возникнуть в любом обществе. Так, в годы Великой Отечественной войны налоги чаще все-го взимались не в денежной форме, а в натуральной. 
           Финансовые ресурсы государства формируются и за счет сборов. Сбор — это «обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, ины-ми уполномоченными органами и должностными лицами юридически значи-мых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разре-шений (лицензий)» (п. 2 ст. 8 НК РФ)(2). Главное отличие сбора от налога — отсутствие требования безвозмездной уплаты, т. е. перечисление сбора пред-полагает последующее совершение разрешительных действий плательщиком (например, уплата сбора на право торговли позволяет осуществлять торговлю на территории данного субъекта федерации). К отличительным признакам сбора также относится нерегулярный характер его уплаты, которая производится по мере необходимости, до начала функционирования субъекта в качестве участ-ника экономического процесса, в то время как налоги начисляются и уплачива-ются по результатам хозяйственной деятельности. 
        Сущность налогов проявляется через их функции: фискальную, экономии-ческую, контрольную. 
          Фискальная функция (от лат. fiscus — государственная казна) обычно рас-сматривается как основная, присущая всем общественно-экономическим фор-мациям на всех этапах эволюции. Именно благодаря действию данной функции властные институты обеспечиваются необходимыми ресурсами (натуральными и (или) финансовыми), а на более высоких стадиях развития государства фор-мируется единый централизованный денежный фонд. В индустриальном и постиндустриальном обществах, ввиду того, что объем налоговых отчислений увеличивается, а государство стремится все более активно проводить свою по-литику в экономической и социальной сферах, значение фискальной функции возрастает.

          Налоги в этом случае превращаются в основной источник доходов. В странах с рыночной экономикой доля налоговых поступлений в бюджет сос-тавляет 80—90%. Для сравнения налогового бремени по странам в междуна-родной статистике пользуются показателем удельного веса налоговых поступ-лений в валовом внутреннем продукте. Таким образом, фискальная функция на-логов, с помощью которой происходит огосударствление части новой стоимости в денежной форме, позволяет государственным структурам вмешиваться в хо-зяйственную и социальную жизнь общества и обусловливает экономическую функцию налогов. Последняя включает в себя ряд подфункций: регулирующую, распределительную, стимулирующую, социальную и воспроизводственную. 
         Налоговое регулирование, являющееся составной частью государственно-го регулирования, в современных условиях признано важным экономическим инструментом воздействия государства на объем потребительского спроса, ин-вестиции, темпы экономического роста, а также на стимулирование сопредель-ных отраслей и сфер экономики. 
          Распределительная подфункция реализуется при распределении и пере-распределении ВВП. Этот процесс происходит путем введения новых и отмены старых действующих налогов, изменения ставок, расширения или сокращения налоговой базы, изменения схем зачисления налоговых поступлений по бюдже-там различного уровня. 
         Стимулирующая подфункция органично дополняет регулирующую и про-является в дифференциации налоговых ставок, введении налоговых льгот для отдельных категорий налогоплательщиков, для поддержания производства про-дукции социального и сельскохозяйственного назначения, инновационной и внешнеэкономической деятельности. Например, при исчислении налога на добавленную стоимость установлены три ставки: 0%, 10% и 18% (ст. 164 НК РФ)(2). Первая из них — нулевая — применяется в основном в отношении экспортных операций; тем самым государство стимулирует развитие внешне-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, что является одним из основных показателей экономического развития страны.  
         Обложение по 10%-ной ставке производится при реализации продуктов питания (за исключением деликатесных) и товаров детского ассортимента. В этом случае государственная политика направлена, с одной стороны, на стиму-лирование жизненно важных отраслей, а с другой — на повышение жизненного уровня населения страны.             

        Действие социальной подфункции выражается в применении налоговых методов поддержки социального обеспечения и социального страхования на-селения. Вычеты на благотворительные цели, на содержание детей и ижди-венцев при исчислении налога на доходы физических лиц и единого социаль-ного налога непосредственно направлены на обеспечение социальной защи-щенности граждан. Кроме того, за счет общих налоговых поступлений финан-сируются здравоохранение, образование, развитие науки и культуры, другие программы. Все это свидетельствует о социальном характере налогов и, сле-довательно, позволяет с их помощью снижать напряженность в обществе. 
          Воспроизводственная подфункция предполагает зачисление налогов на специальные счета и формирование внебюджетных фондов для осуществления мероприятий природоохранного назначения, содержания дорожного хозяйства и т.п. К таким налогам относятся: земельный, водный, налог на добычу полезных ископаемых, транспортный и ряд других. 
     Экономисты отмечают наличие связи между двумя основными функциями налогов — фискальной и экономической. Увеличение налогового бремени спо-собствует более полной реализации фискальной функции в краткосрочном пе-риоде, но при этом подрывает экономические стимулы развития производства, что ведет к снижению налоговых поступлений в бюджет государства. И наобо-рот, понижение ставок уменьшает фискальный эффект налогов на первых по-рах, но стимулирует развитие экономики. В долгосрочной перспективе за счет роста деловой активности доходы государства возрастут и, следовательно, воз-растет значение фискальной функции даже при низком уровне налогообложе-ния. Эти закономерности были математически исследованы, и результат извес-тен в мировой экономической науке как эффект «кривой Лаффера»: линия, пос-троенная ученым, отражает взаимосвязь между величиной ставки налога и объ-емом поступления налоговых платежей в государственный бюджет. Установле-но, что при ставке подоходного налога свыше 30—35% средства уходят в тене-вую экономику или предприятия прекращают деятельность по причине отсут-ствия экономической выгоды. 
           Действие контрольной функции позволяет оперативно оценивать эффек-тивность каждого отдельного налогового канала и фискального «пресса» в це-лом, выявлять необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюд-жетную политику, т.е. сущность данной функции состоит в том, что появляется возможность количественного анализа налоговых поступлений и их сопостав-ления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Реализуется рас-сматриваемая функция специальными органами, осуществляющими контроль за правильностью исчисления, своевременной уплатой и правильным зачисле-нием налогов, соблюдением установленных норм заполнения и представления налоговой отчетности.

         Применение всех функций налогов с учетом их взаимосвязи определяет эффективность финансово-бюджетных отношений и налоговой политики.
          Многие ученые и практики выделяют  принцип эффективности налогооб-ложения, который вобрал в себя ряд достаточно самостоятельных принципов, объединенных общей идеологией эффективности:
– налоги не должны оказывать влияние на принятие экономических  решений, или, по крайне мере, это влияние  должно быть минимальным;
– налоговая  система должна содействовать проведению политики стабилизации и развитию экономики  страны;
– не должны устанавливаться  налоги, нарушающие единое экономическое  прос-транство и налоговую систему страны. Поэтому не имеют права на существова-ние налоги, которые могут прямо или косвенно ограничивать свободное пере-мещение в пределах территории страны товаров (работ, услуг) или финансовых средств либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций;
– налоговая  система должна исключать возможность  экспорта налогов. В связи с этим не должны устанавливаться региональные либо местные налоги для формирования доходов какого–либо субъекта Федерации  или муниципального образования в стране, если их уплата переносится на налогоплательщиков других субъектов Федерации или муниципальных образований;
– налоговая  система не должна допускать произвольного  толкования, но в то же время должна быть понята и принята большей  частью общества. Налог, кото-рый налогоплательщик обязан платить, должен быть определен точно, а не произвольно: время, способ и сумма платежа должны быть в точности известны налогоплательщику. Не может допускаться толкование закона о налоге налого-вым чиновником;
– максимальная эффективность каждого конкретного налога, выражаемая в низ-ких издержках государства и общества на сбор налогов и содержание налогово-го аппарата. Иными словами, административные расходы по управлению нало-говой системой и соблюдению налогового законодательства должны быть мини-мальными.    Важное значение при формировании налоговой системы имеет принцип универсализации налогообложения.
           Суть его можно выразить двумя  взаимосвязанными требованиями:
Налоговая система  должна предъявлять одинаковые требования к эффективнос-ти хозяйствования конкретного налогоплательщика вне зависимости от форм собственности, субъекта налогообложения, его отраслевой или   иной принад-лежности. Иными словами, не допускается установление дополнительных на-логов, повышенных либо дифференцированных ставок налогов или налоговых льгот в зависимости от форм собственности, организационно–правовой формы организации, гражданства физического лица, а также от государства, региона или иного географического места происхождения уставного  (складочного) капитала (фонда) или имущества налогоплательщика.
        Кроме того, налоги не могут устанавливаться либо различно применяться исходя из политических, экономических, этнических, конфессиональных или иных подобных критериев – должен быть, обеспечен одинаковый подход к ис-числению налогов вне зависимости от источника или места образования дохода или объекта обложения.
         Принцип одновременности обложения означает, что в нормально функци-онирующей налоговой системе не должно допускаться обложение одного и того же источника или объекта двумя или несколькими налогами. Иными словами, один и тот же объект может облагаться налогом только одного вида и только один раз за определенный законодательством налоговый период.
          Рациональная и устойчивая налоговая система невозможна без соблюде-ния принципа стабильности налоговых ставок.    Реализация этого принципа обеспечивается тем, что налоговые ставки должны утверждаться законом и не должны часто пересматриваться.
         Одновременно с этим принципом в налоговой практике нередко исполь-зуется и принцип дифференциации ставок, в зависимости от уровня доходов налогоплательщика. Этот принцип не является обязательным. Вместе с тем, при его применении не должно допускаться введение индивидуальных ставок нало-гообложения так же, как и введение максимальных налоговых ставок, побужда-ющих налогоплательщика свертывать экономическую деятельность.   Исключи-тельно важным, особенно в условиях федеративного государства, является соб-людение принципа четкого разделения налогов по уровням государственного управления. Этот принцип обязательно должен быть закреплен в законе и имеет в виду, что каждый орган власти (федеральный, региональный, местный) наде-ляется конкретными полномочиями в области введения, отмены налогов, уста-новления льгот, ставок налогов и т. д. В то же время зачисление налогов в бюд-жеты разных уровней может регулироваться при ежегодном утверждении зако-на о бюджете.
          Одним из принципов, сформулированным еще А. Смитом, является прин-цип удобства и времени взимания налога для налогоплательщика.   Исходя из этого принципа, каждый из всей совокупности налогов должен взиматься в та-кое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для налогоплательщика. Иными словами при формировании налоговой системы и введении любого налога должны быть ликвидированы все формальности, акт уплаты налога должен быть максимально упрощен: уплата налога не получате-лем дохода, а предприятием, на котором он работает; налоговый платеж приуро-чивается ко времени получения дохода. С точки зрения этого принципа наилуч-шими являются налоги на потребление, когда уплата налога осуществляется од-новременно с покупкой товара или оплатой услуги.
             Исходя из изложенного выше принципа удобства и времени взимания налогов, особую актуальность приобретает принцип разумного сочетания пря-мых и косвенных налогов. Для реализации этого принципа должно использо-ваться все многообразие видов налогов, позволяющее учесть как имуществен-ное положение налогоплательщиков, так и получаемые ими доходы. Кроме того, использование данного принципа важно для стабильности финансов государст-ва, особенно в период обострения кризисной ситуации в экономике, поскольку экономически более обоснованно иметь много источников пополнения бюджета со сравнительно низкими ставками и широкой налогооблагаемой базой, чем один– два вида поступлений с высокими ставками налогообложения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                             Параграф 2.  Эволюция налога
        Налоги известны давным-давно,  еще на заре человеческой цивилизации.  Их появление связано с самыми  первыми общественными потребностями.
         Налоговая система возникла и  развивается вместе с государством. На
ранних ступенях государственной организации начальной формой налогооб-ложения можно считать жертвоприношение.
         C древнейших времен человечество занималось грабежами соседних  пле-мен и государств. На ранних стадиях образования государственности  с побеж-денных народов взимались платежи, дань и контрибуции, которые в последую-щем приобрели форму регулярных податей и налогов. Данью облагались, в том числе смерды (население Московского государства) начиная с середины XVI века.
        С укреплением власти князя (государственности) дань приобрела форму  подати, оброка, урока(повинности), дара, поклона, корма, побора.
       Налог как историческая категория  возник из контрибуции и дани  с побуж-денных и угнетенных народов.(8)
        В развитии форм и методов взимания налогов  можно  выделить  три  круп-ных этапа. На начальном этапе развития от древнего мира до начала средних  веков государство не имеет финансового аппарата для определения и  сбора  на-логов. Оно определяет лишь общую сумму средств, которую  желает  получить,  а  сбор налогов поручает городу или общине.  Очень  часто  оно  прибегает  к  помощи откупщиков. На втором этапе (XVI — начало XIX вв.) в стране  возни-кает  сеть государственных учреждений, в том  числе  финансовых,  и государ-ство  берет часть  функций  на  себя:  устанавливает  квоту  обложения,  наблю-дает   за процессом сбора налогов, определяет этот процесс более  или  менее  широкими рамками. Роль  откупщиков  налогов  в  этот  период  еще  очень  ве-лика.  И, наконец, третий, современный, этап -  государство  берет  в  свои  руки  все функции установления  и  взимания  налогов,  ибо  правила  обложения  ус-пели выработаться.  Региональные  органы  власти,  местные  общины  играют   роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности.
       Налоги возникли вместе с товарным  производством, разделением общества  на классы  и  появлением  государства,   которому   требовались   средства   на содержание армии,  судов, чиновников, и другие нужды.  Изъятие государством  в пользу общества определенной части  валового  внутреннего  продукта  в  ви-де обязательного взноса и составляет сущность налога.
     Налог — это обязательный безвозмездный платеж (взнос), установленный
законодательством и осуществляемый плательщиком в определенном размере и в определенный срок. Налоги зачисляются в бюджет соответствующего уровня и обезличиваются в них. Этим налоги отличаются от всевозможных сборов, ко-торые тоже в обязательном порядке безвозмездно уплачиваются плательщиками в бюджет соответствующего уровня, но при этом должны использоваться только на те цели, ради которых они взимались.
        Финансовая система Руси начала складываться в конце IX в., предпосыл-кой этому послужило объединение Древнерусского государства. Основным ис-точником доходов княжеской казны была дань. Это был, по сути, сначала нере-гулярный, а затем все более систематический прямой налог. Князь Олег после своего утверждения в Киеве занялся установлением дани с подвластных пле-мен. Дань взималась двумя способами: «повозом», когда она привозилась в Ки-ев, и «полюдъем», когда князья или княжеские дружины сами ехали за нею.    Косвенное налогообложение существовало в форме торговых и судебных пош-лин. Так пошлины взимались за перевоз через реку, за право иметь склады и прочее.
        После татаро-монгольского нашествия основным налогом стал «выход», взимавшийся сначала баскаками - уполномоченными хана, а затем самими рус-скими князьями. «Выход» взимался с каждой мужской души и со скота. Каждый удельный князь собирал дань в своем уделе сам и передавал ее потом великому князю для отправления в Орду. Сумма «выхода» стала зависеть от соглашений великих князей с ханами. Кроме «выхода» было еще несколько ордынских тя-гот. В результате, взимание прямых налогов в казну самого Русского государ-ства было уже невозможным, поэтому главным источником внутренних плате-жей стали пошлины. Уплата «выхода» была прекращена Иваном III (1440-1505) в 1480 г., после чего вновь началось создание финансовой системы Руси. Про-образ единой налоговой службы сформировался в княжение Ивана III с появ-лением финансового управления казённого приказа. В качестве главного пря-мого налога Иван III ввел «данные» деньги с черносошных крестьян и посад-ских людей. Затем последовали новые налоги: «ямские», «пищальные» - для производства пушек, сборы на строительство укреплений и пр., Иван IV также ввел дополнительные налоги. Для определения размера прямых налогов служи-ло «сошное письмо», которое предусматривало измерение земельных площадей и перевод полученных данных в условные податные единицы «сохи» и опреде-ление на этой основе налогов. Соха как единица измерения была отменена лишь в 1679 г., когда единицей налогообложения стал двор. В царствование Алексея Михайловича число приказов, ведавших сбором налогов, значительно увеличи-лось и лишь 1718 году они были упразднены Петром I в связи с утверждением камер-коллегии, в обязанности которой вменялось «надзирание и правление над окладными и неокладными доходами». Однако наряду с налогами она должна была заниматься устройством дорог, вопросами земледелия, состоянием уро-жая, другими проблемами государственного строительства.
          С самого начала своей деятельности камер – коллегия не стала тем цен-тральным органом, который определял бы налоговую политику государства. Бо-лее того, вскоре после её создания сбор подушной подати перешёл к военной коллегии, монетная и горная регалии – к берг-коллегии, морские пошлины и не-которые важные доходы с государственных имуществ – к камер-коллегии, гер-бовая бумага – к мануфактур- коллегии.
         Во времена Екатерины II, указом от 24 октября 1780 года была учреждена экспедиция о государственных доходах. Спустя год её разделили на четыре са-мостоятельных экспедиции: первая – занималась доходами; вторая – расходами; третья – ревизией счетов; четвёртая – взысканием недоимок, недоборов и начё-тов. 8 сентября 1802 года создано министерство финансов, основной задачей которого стало “управление казёнными и государственными частями, кои дос-тавляют правительству нужные на содержание его доходы, и генеральное всех доходов ассигнование по разным частям государ-ственных расходов”.
       Структурным подразделением министерства финансов был департамент по-датей и сборов, который в 1863 году разделили на две самостоятельных депар-тамента: окладных и неокладных сборов. Февральская буржуазно-демократи-ческая революция 1917 года не внесла, каких ни будь серьёзных изменений в систему налогов. Основные виды налогов сохранились и после прихода к влас-ти большевиков. Радикальные перемены начались только в конце 1918 года. 31 октября 1918 года Совет Народных Комиссаров принял Декрет об организации финансовых отделов губернских и уездных комитетов Советов рабочих, крес-тьянских и красноармейских депутатов. Этим декретом было утверждено Поло-жение об организации финансовых отделов губернских и уездных исполкомов и одновременно упразднены казённые палаты, акцизные управления и финансо-вые органы местных самоуправлений. Из инструмента финансовой политики налоги были превращены в орудие классовой борьбы, средство экономического подавления не только “капиталистов и помещиков”, но и большого количества людей, относящихся к среднему классу. К примеру, принятый в 1918 году чрез-вычайный десятимиллиардный налог носил откровенно конфискационный ха-рактер. Фактически все губернии России облагались многомиллионной данью для усиления Красной Армии, которая готовилась к оказанию помощи пролета-риату Европы в завершении Мировой революции.   Гражданская война и хозяй-ственная разруха привели к политике военного коммунизма, была введена про-дразвёрстка. Переход к восстановлению народного хозяйства начался с марта 1921 года: развёрстка была заменена продналогом. Предусматривался единый налог на всё сельскохозяйственное производство. Натуральный налог выплачи-вался сеном и соломой, картошкой и капустой, мёдом и другими продуктами питания, всего около 20 наименований. Дело осложнилось лишь тем, что нало-ги в начале 20-х годов взимались различными органами. Так, продовольствен-ный налог собирался наркоматом продовольствия; подворно-денежный налог – местными органами власти; трудналог в денежной части – наркоматом финан-сов, а в натуральной – наркоматом труда. В соответствии с Положением о На-родном комиссариате финансов, утвержденным ВЦИК 26 июля 1921 года, в сос-таве Наркомфина было создано организационно-налоговое управление, которое позднее переименовали в управление налогами и государственными доходами.
      Налоговая реформа 1930-1932гг. Заложила  основы современной налоговой  системы; объединила около 60 налогов  и сборов в основные виды платежей, которые впоследствии видоизменились и дополнялись новыми положениями. Несмотря на все коллизии, налоговая система хотя и потерпела существенные изменения, но осталась многоуровневой и сложной, насчитывающей более 30 налогов и сборов федерального и местного значения, которые ложатся тяжелым грузом на плечи трудящихся.
       В период господства плановой экономики товарно-денежным отношениям отводилась незначительная роль. По существу, вся прибыль промышленных и торговых предприятий, за исключением нормативных отчислений на формиро-вание фондов, изымалась в доход государства. Фактически доход государства формировался не за счет налогов, а за счет прямого изъятия валового внутрен-него продукта, проводившегося на основе государственной монополии. Полная централизация денежных средств и отсутствие какой-либо самостоятельности предприятий в решении финансовых вопросов лишало хозяйственных руково-дителей всякой инициативы и постепенно подводило страну к финансовому кризису.  К началу реформ средины 80-х годов более 90 % государственного бюджета СССР формировалось за счет поступлений от народного хозяйства, при этом налоги с населения в этот период составляли примерно 7-8 % всех поступлений бюджета. Таким образом, вопросы налогообложения были вытес-нены из общественного сознания, а из системы экономических наук исчезло та-кое понятие, как теория налогов.
        До 1990 г. в СССР налоговая система включала различные платежи на при-быль предприятий, налог с оборота, налог на владельцев автомашин, налог на зарплату, налоговые ставки на кустарей, налог на холостяков, одиноких и мало-семейных граждан и другие. При этом отношения предприятий с государством, министерствами, главками регулировались многочисленными инструкциями, индивидуальными нормативами или просто указаниями. Практически 75-80 % прибыли изымалось в виде различных платежей (за фонды, за трудовые ресур-сы, за природные ресурсы и т.д.) В то время как в мировой практике налоговая система получила широкое развитие, в нашей стране высказывалось мнение, что налоги при социализме носят временный характер, и они отомрут. Как пока-зала практика, эта точка зрения была ошибочной. Налоги имеют свою историю, они многообразны, в зависимости от исторического развития той или иной страны и задач, стоявших на соответствующем этапе. В Советском Союзе четко проводилась идея о возвратности налогов через общественные фонды. Жизнь опровергла и эту идею. Сейчас придерживаются такой точки зрения: налог – для бюджета и внебюджетных фондов, налоги нужны для выполнения государ-ственных функций. Впервые единая система налогообложения в Союзе была создана в 1990 году и нашла отражение в Законе «О налогах с предприятий, объединений и организаций» от 14.06.1990 г. № 1560-1.(3) В соответствии с этим законом, введенным в действие с 01.01.1991, года предприятия уплачива-ли следующие налоги: налог на прибыль; налог с оборота; налог на экспорт и импорт; налог с фонда оплаты труда колхозников; налог на прирост средств, направляемых на потребление; налог на доходы. Кроме того, были предостав-лены права Верховным Советам союзных и автономных республик устанавли-вать республиканские и местные налоги. В 1990 году был введен в действие За-кон «О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства»
        В 1990 году вместо управлений, отделов и инспекций, государственных до-ходов были образованы Главная государственная налоговая инспекция Минис-терства финансов СССР, Государственные налоговые инспекции министерств финансов союзных и автономных республик и аналогичные подразделения в областных, краевых, окружных, городских и районных финансовых аппаратах. В течение 1991-1992гг. процесс создания единой централизованной системы налоговых органов Российской Федерации был завершён.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.