На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Логика и методология системного подхода

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 21.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение……………………………………………………………………… 3
Глава 1 Системный подход…………………………………………………. 5
      Понятие системного подхода, его основные черты…………….......
5
      Необходимость системного подхода…………………………….......
6
      Основные принципы системного подхода…………………………..
7
      Формирование целей системного анализа…………………………..
10
Глава 2 Логика и методология системного подхода……………………… 13
2.1.     Логические основы системного подхода…………………………… 13
2.2.     Методология познания………………………………………………. 15
2.3.     Методы системного подхода………………………………………... 21
Заключение…………………………………………………………………… 24
Список  использованной литературы……………………………………….. 26
   
   
 
 


Введение
     «Системный  подход», «системный анализ» - эти словосочетания являются сейчас едва ли не самыми распространенными  в новейшей литературе по управлению. Но, поскольку нередко каждый исследователь  вкладывает в эти термины особое содержание, вряд ли можно говорить о наличии однозначной или  общепринятой дефиниции системного, подхода. Кроме того, название “системный анализ”, став весьма модным, превратилось в ярлык, который навешивается на любые успешно проведенные управленческие операции, иногда даже для того, чтобы  придать им научно обоснованный вид  и замаскировать полнейшую методологическую несостоятельность тех или иных социологических концепций. Тем  не менее, следует учитывать, что  системный подход постепенно превратился  в главенствующую методологию многих менеджеров. 
     Актуальность  данной работы заключается в том, что системный подход появился на свет, с одной стороны, в результате обобщения опыта специалистов по исследованию операций, а с другой - вследствие развития общей теории систем, теории автоматического регулирования  и управления, а также кибернетики, давших методологический аппарат для  связи в единое целое разнородных  управленческих задач. Как подчеркивается в многочисленных американских изданиях по вопросам организации и управления, системный подход приобретает все  более важное значение при обосновании  управленческих решений в самых  различных областях, в том числе  в военной, промышленной, коммерческой, финансовой и др.  
Становится общепризнанным, что системная методология представляет собой наиболее упорядоченную надежную основу для управления сложными сферами взаимосвязанной деятельности, позволяя вскрывать и анализировать составляющие систему компоненты и последовательно сочетать их друг с другом.  
 При системном подходе к исследованию организационных систем исходят из того, что любая организация есть система, каждый из элементов которой имеет свои определенные и ограниченные цели. Соответственно этому задача управления сводится к интеграции системообразующих элементов, которая может быть достигнута при условии, что каждый руководитель в решении вопросов, относящихся к его компетенции, будет подходить к ним с позиций системного анализа и синтеза. 

     Цель  курсовой работы - изучить сущность и содержание системного подхода, анализа  логических основ системного подхода. 
     Основные  задачи:
     - Раскрыть основные черты и  сущность системного подхода;
     - Рассмотреть принципы системного  подхода;
     - Выявить роль системного подхода  в системе управления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1 Системный подход
Понятие системного подхода, его основные черты
     Итак, системный подход в управлении основывается на том, что всякая организация представляет собой систему, состоящую из частей, каждая из которых обладает своими собственными целями. Руководитель должен исходить из того, что для достижения общих целей организации необходимо рассматривать ее как единую систему. При этом стремиться выявить и  оценить взаимодействие всех ее частей и объединить их на такой основе, которая позволит организации в  целом эффективно достичь её целей. (Достижение целей всех подсистем  организации явление желательное, но почти всегда не реальное).
     В наше время происходит невиданный прогресс знания, который, с одной стороны, привел к открытию и накоплению множества  новых фактов, сведений из различных  областей жизни, и тем самым поставил человечество перед необходимостью их систематизации, отыскания общего в частном, постоянного в изменяющемся. Однозначного понятия системы не существует. В наиболее общем виде под системой понимается совокупность взаимосвязанных элементов, образующих определенную целостность, некоторое  единство.
     Системный подход как общеметодический принцип  используется в различных отраслях науки и деятельности человека. Гносеологической основой (гносеология - раздел философии, изучающий формы и методы научного познания) является общая теория систем, начало которой положил австралийский  биолог Л.Берталанфи (об этом упоминалось  выше). Определим черты системного подхода:
     • Системный подход - форма методологического  знания, связанная с исследованием  и созданием объектов как систем, и относится только к системам.
     • Иерархичность познания, требующая  многоуровневого изучения предмета: изучение самого предмета - <собственный> уровень; изучение этого же предмета как элемента более широкой системы - <вышестоящий> уровень; изучение этого  предмета в соотношении с составляющими  данный предмет элементами - <нижестоящий> уровень.
     • Системный подход требует рассматривать  проблему не изолированно, а в единстве связей с окружающей средой, постигать  сущность каждой связи и отдельного элемента, проводить ассоциации между  общими и частными целями.
     С учётом сказанного определим понятие  системного подхода:
     Системный подход - это подход к исследованию объекта (проблемы, явления, процесса) как к системе, в которой выделены элементы, внутренние и внешние связи, наиболее существенным образом влияющие на исследуемые результаты его функционирования, а цели каждого из элементов, исходя из общего предназначения объекта.
     Можно также сказать, что системный  подход - это такое направление  методологии научного познания и  практической деятельности, в основе которого лежит исследование любого объекта как сложной целостной  социально-экономической системы.
     Необходимость системного подхода
     По  определению, система – это единство взаимодействующих элементов или  система – это единство противодействующих элементов.
     Системный подход возник из необходимости научного исследования сложных систем, в частности  технических, социально-экономических, политических и др. в ситуациях, когда  объект исследования потребовал целостного рассмотрения его частей, невозможности  проведения над ним эксперимента, а также наличия зависимости  законов поведения систем от цели, к которой она стремится.
     Основными отличиями системного подхода от традиционного в изучении систем, являются:
    умозрительность вместо эксперимента;
    эмергентность (целостность) вместо редукционизма;
    целесообразность вместо естественности.1
     Итак, намеченные учеными различия между  номотетическим и идеографическим  методами исследования способствовали постановке вопроса о принципиальной возможности существования научного подхода в исследовании социальных процессов. Ведь признанный научным  сообществом идеографический подход требовал от исследователя скорее философских, чем традиционных для науки генерализирующих методов обобщения.
     Однако, как показало развитие социальной мысли, длительное противопоставление естественно-научных  и ценностно-общественных методов  вряд ли стало продуктивным для последующего развития социальной науки. Ведь в рамках современной социологии уживаются  воедино как те, так и другие методы, образуя между собой комбинацию научных средств принципиально  нового направления.
     Совместить  оба подхода позволил системный  подход.
     Применение  метода системного анализа позволяет  целостно и комплексно описать и  исследовать объект – социально-экономическую  или политическую систему.
     Основные  принципы системного подхода
     Можно выделить:
     Целостность, которая, как отмечалось выше, позволяет рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней.
     Элементы  системы, находясь между собой в  разного рода прямых и обратных связях и отношениях — пространственных, временных, функциональных, причинно-следственных, закономерных и других, образуют структурную целостность системы. Отсюда следует вывод: чтобы изучить систему, надо изучить свойства ее элементов и их взаимосвязи, которые в определяющей степени задаются характером самой системы.
     Следующий логический принцип системного исследования — выявление источников развития изучаемой системы (внутренних и внешних), что, в частности, предполагает исследование механизма воспроизводства данной системы, ее структуры и функций, а также механизма ее развития, появления у нее новых свойств и соответствующих способов адаптации к внешней среде — природной и социальной. Система формирует и проявляет свои свойства в процессе взаимодействия со средой, являясь при этом ведущим активным компонентом.
     Иерархичность строения, т.е. наличие множества (по крайней мере, двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня - элементам высшего уровня. Реализация этого принципа хорошо видна на примере любой конкретной организации. Как известно, любая организация представляет собой взаимодействие двух подсистем: управляющей и управляемой. Одна подчиняется другой.2
     Принцип структурности, предполагающий возможность  описания системы через установление ее структуры т.е. сети связей и отношений  системы; обусловленность поведения  системы не столько поведением ее отдельных элементов, сколько свойствами ее структуры. Именно структура придает  системе целостность и те же признаки, которые отличают систему от других объектов. Понятие структуры предполагает, что если один из ее элементов будет  заменен другим, адекватно взаимодействующим  с соседними элементами, система  не изменится.
     Принцип взаимозависимости системы и  среды. Целостность и структура  системы становятся очевидными на фоне динамики развития системы. При этом система должна изучаться в более широком временном масштабе, чем это, казалось бы, диктуется ситуацией. Вместе с тем этот временной интервал должен быть ограничен в соответствии с принципом наблюдаемости, согласно которому на основании возможных наблюдений за поведением системы в настоящем мы должны быть в состоянии судить о ее возможном поведении в соответствии с воздействиями в будущем.
     Наконец, важным логическим основанием и в  то же время методологическим принципом  системного анализа является учет многообразия систем, в том числе социальных, выделение основных их видов по разным основаниям. В современной науке выделяются следующие виды систем:
     • материальные и идеальные, т.е. системы явлений и процессов материального мира (природного и социального) и системы знаний о них;
     • открытые и закрытые: первые открыты для взаимодействия с внешней средой, обмениваются с ней веществом, энергией и информацией; в закрытых системах этого не происходит, однако полностью изолированных от внешнего мира систем не существует: имеются только «частично закрытые системы»;
     * детерминистические и стохастические системы: первые функционируют на основе устойчивых причинно-следственных и закономерных связей; вторые «управляются законами случая», которые предопределяют появление отдельного события «лишь в зависимости от его принадлежности к определенному стохастическому коллективу с той или иной степенью вероятности»;
     * телеологические, или целенаправленные, и ненаправленные: первые — это «целесообразные действия живых систем» и «целеориентированные действия социальных коллективов»; вторые «не имеют строгой направленности» и действуют больше в неорганической природе».
     Существуют  также простые и сложные системы: в простых системах взаимодействует небольшое число элементов, однако их взаимосвязи «хорошо организованы и управляемы», они «почти не зависят от окружающей среды, детерминированы и мало изменяются во времени»; в сложных системах взаимодействует множество элементов, между которыми существуют многочисленные связи разного рода. Поведение сложных систем в большей степени подвержено случайным факторам. Их подсистемы могут иметь «собственные цели, не всегда и не во всем совпадающие с целями системы в целом».
     Отсюда  следует признание неизбежной векторности  критериев эффективности, так как  любой критерий не отражает всего  многообразия отношений к рассматриваемой  системе, а также важной роли неформализованных (в частности, субъективных) составляющих при исследовании сложных систем.
     Формирование  целей системного анализа
     Построение  «дерева целей».
     Цели  системного анализа определяются пониманием его сути и содержания, обусловлены  его логическими основами и заключаются  в том, чтобы выявить и изучить  основные элементы исследуемого явления  или процесса как определенной системы. Это достигается с помощью  анализа данного явления, мысленного разделения его на элементы и их изучения. При этом учитывается, что  данные элементы проявляют себя только в их связях и взаимодействиях, заданных природой и характером данной системы. Отсюда другая цель: исследовать содержание этих связей и взаимодействий представить  на уровне науки функционирование и  развитие рассматриваемого явления  как целостной системы. Достигается  это с помощью такого общенаучного метода исследования, как синтез. Благодаря  ему, выявляются свойства системы, отсутствующие  у ее элементов, но возникающие в  процессе их взаимодействия, — тем  самым достигается еще одна цель системного анализа явлений.
     Понятие «анализ» толкуется в данном случает  расширительно, ибо включает в себя и синтез: подобное расширительное толкование метода анализа нередко  встречается в литературе по системному анализу.
     Как правило, системное исследование различных  явлений и процессов преследует и другие цели: обнаружение внутренних источников их функционирования, основную направленность развития явлений и  процессов, выявление объективных  и субъективных сторон их существования  и развития и др. При этом какая-то цель является основной и поэтому  будет определять основную направленность данного исследования.
     В конечном счете в процессе системного исследования формируется целая  система его целей, принимающая  вид так называемого «дерева целей». Суть и главный принцип построения «дерева целей» — координация и субординация (отношение соподчинения) всех формулируемых целей данного исследования и показ их зависимости от основной его цели. «Дерево целей» дает более четкое представление о содержании будущего системного исследования процесса (в нашем случае — экономического или политического), его направленности и ожидаемых результатах.
     Процесс дробления цели должен включать в  себя соблюдение ряда правил, позволяющих  составить мнение об основной проблеме, стоящей перед организацией, в  строгом соответствии с логическим и онтологическим объемом этой проблемы, раскрывающей свою природу через  последовательные этапы разрешения проблемы.
     По  сути эти правила составляют свод методов великого французского ученого  Р. Декарта, к помощи которых тот  прибегал, анализируя нормы рационального  мышления.
     Первое  правило: «никогда не принимать за истинное ничего, что не было бы признано всеми  как очевидное, включая и свои суждения. Только то, что представляется ясным и отчетливым, и не сможет дать повод к сомнению».
     Второе  правило: «делить каждую из проблем  на столько частей, сколько требуется, чтобы лучше их разрешить».
     Третье  правило: «от решения простых  проблем следует переходить к  решению более сложных, пока не будет  получено решение проблемы, которая  была исходной при расчленении и  является конечной в данном процессе».
     Четвертое правило: «после получения решения  исходной проблемы необходимо обозреть все промежуточные, чтобы удостовериться, не пропущены ли какие-либо звенья».
     Проведенное по всем правилам деление цели позволит уяснить проблему, выделить этапы  ее разрешения, определить порядок  планируемых действий, а также  обеспечить рациональное распределение  обязанностей в рамках конкретной организации.
     На  основе разработки «дерева целей» ученый-исследователь  получает возможность определять наиболее выгодные и перспективные варианты развития проектируемых систем. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2 Логика и методология  системного подхода
     2.1. Логические основы  системного подхода
     Итак, намеченные учеными различия между  номотетическим и идеографическим методами исследования способствовали постановке вопроса о принципиальной возможности существования научного подхода в исследовании социальных процессов. Ведь признанный научным сообществом идеографический подход требовал от исследователя скорее философских (герменевтических), чем традиционных для науки генерализирующих методов обобщения.3
     Однако, как показало развитие социальной мысли, длительное противопоставление естественно-научных и ценностно-общественных методов вряд ли стало продуктивным для последующего развития социальной науки. Ведь в рамках современной социологии уживаются воедино как те, так и другие методы, образуя между собой комбинацию научных средств принципиально нового направления.
     Совместить  оба подхода позволил системный  подход. Возникший на волне поисков  универсальных принципов всеобщей организационной науки, системный подход обязан своим появлением в первую очередь стремлению адекватно понять и оценить природу протекающих в обществе процессов. Благодаря исследованиям Г. Спенсера в сознании научной общественности сформировалась идея о глубокой структурной аналогии в организации биологического организма и общества, которая спровоцировала оживленную дискуссию в научном сообществе о сути и целесообразности такой аналогии. И несмотря на то, что содержательно эту аналогию подтвердить и доказать не удалось никому, функциональное сходство между некоторыми свойствами организации социальных и биологических систем не вызывало никакого сомнения.
     Системный подход является логическим продолжением и одной из форм научного подхода. Он призван повысить уровень объяснительной функции научных теорий.
     Системный подход — это методология научного анализа объекта в соотношении «система — среда», позволяющая рассматривать объект исследования в органической взаимосвязи с факторами своего окружения. Соотношение системы и среды является в значительной степени функциональным. Совокупность системы и среды обозначено как мир. Главным признаком, отличающим систему от среды, является наличие внутри самой системы более жестких и устойчивых связей, чем связь между системой и средой. Признак жесткости задается возможностью влияния и регулирования процессов, происходящих в системе. Управление средой крайне затруднено. Внутри самой среды выделяются различные группы объектов, рассматриваемых с точки зрения возможности управления ее элементным составом. Соответственно выделяются среды прямого и косвенного воздействия. Среда прямого воздействия содержит возможность непосредственного влияния на цели производственной системы в ограниченный период времени. Среда косвенного воздействия включает в себя факторы, оказывающие на систему воздействие, растянутое во времени, или влияние посредством других промежуточных звеньев.
     Среди основных задач системного подхода  следует выделить следующие:
    редукция феномена сложности объекта;
    оптимизация и субоптимизация объекта или цели исследования;
    преодоление противоречия между централизацией и децентрализацией в управлении;
    количественное определение и измерение связей;
    обобщение и формирование рациональных методов исследования;
    исследование связи жестких и мягких систем;
    обоснование этических и социально-политических аспектов в проектировании систем различных уровней;
    разработка алгоритма построения систем;
    выработка организационных методов в проектировании и построении систем;
    исследование механизмов экономической оценки систем;
    исследование алгоритмов прогнозирования социальных структур;
    анализ инновационных процессов;
    организация сбора, обработки и управления информацией;
    регулирование режима оптимального управления организационными структурами;
    планирование деятельности и распределение полномочий;
    выбор путей к заданному результату.
     «Для  любой системы окружающая среда  есть совокупность всех объектов, изменение  свойств которых влияет на систему, а также тех объектов, чьи свойства меняются в результате поведения  системы» Для того, чтобы полностью  определить среду, необходимо знать  все факторы, влияющие на систему  или определяемые системой. Уже тем, что исследователь пытается экстраполировать нормы системного подхода к исследованию и пониманию окружающих его проблем, учитывая факторы среды, он загоняет себя в определенные рамки, способствующие большей строгости и точности в его попытках адекватного проникновения в объект исследования. Поэтому постижение методологии и техники системного подхода является важнейшим средством формирования научного мышления и способом адекватного и полного отображения исследуемых предметов.
     2.2. Методология познания
     Одна  из важных особенностей научного познания в сравнении с обыденным состоит  в его организованности и использовании  целого ряда методов исследования. Под методом при этом понимается совокупность приемов, способов, правил познавательной, теоретической и практической, преобразующей деятельности людей. Эти приемы, правила в конечном счете устанавливаются не произвольно, а разрабатываются исходя из закономерностей самих изучаемых объектов.
     Поэтому методы познания столь же многообразны, как и сама действительность. Исследование методов познания и практической деятельности является задачей особой дисциплины - методологии. При всем различии и многообразии методов  они могут быть разделены на несколько  основных:  
          1. Всеобщие, философские методы, сфера применения которых наиболее широка. К их числу принадлежит и диалектико-материалистический метод.

     2. Общенаучные методы, находящие применение  во всех или почти во всех  науках. И своеобразие, и отличие  от всеобщих методов в том,  что они находят применение  не на всех, а лишь на определенных  этапах процесса познания. Например, индукция играет ведущую роль  на эмпирическом, а дедукция - на  теоретическом уровне познания, анализ преобладает на начальной  стадии исследования, а синтез  – на заключительной и т.д.  При этом в самих общенаучных  методах находят, как правило,  свое проявление и преломление требований всеобщих методов.
     3. Частные, или специальные, методы, характерные для отдельных наук  или областей практической деятельности. Это методы химии или физики, биологии или математики, методы  металлообработки или строительного  дела.  
          4. Наконец, особую группу методов образуют методики, представляющие собой приемы и способы, вырабатываемые для решения какой-то особенной, частной проблемы. Выбор верной методики – важное условие успеха исследования.

     Остановимся кратко на характеристике некоторых  общенаучных методов исследования. Обратимся, прежде всего, к методам, которые находят применение на эмпирическом уровне научного познания – к наблюдению и эксперименту.
     Наблюдение  – это преднамеренное и целенаправленное восприятие явлений и процессов  без прямого вмешательства в  их течение, подчиненное задачам  научного исследования. Основные требования к научному наблюдению следующие:
    Однозначность цели, замысла;
    Системность в методах наблюдения;
    Объективность;
    Возможность контроля либо путем повторного наблюдения, либо с помощью эксперимента.
     Наблюдение  используется, как правило, там, где  вмешательство в исследуемый  процесс нежелательно либо невозможно.
     Наблюдение  в современной науке связано  с широким использованием приборов, которые, во-первых, усиливают органы чувств, а во-вторых, снимают налет  субъективизма с оценки наблюдаемых  явлений.
Важное  место в процессе наблюдения (как  и эксперимента) занимает операция измерения. Измерение - есть определение  отношения одной (измеряемой) величины к другой, принятой за эталон.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.