На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Состояние алкогольного опьянения как мотив к совершению суицида

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 21.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ 

СОДЕРЖАНИЕ 

 

ВВЕДЕНИЕ

 
     Необходимость и актуальность изучения личности человека, страдающего алкоголизмом диктуется, прежде всего, потребностями практики борьбы с данным заболеванием. Психология исследует механизм иммунитета личности и через познание его закономерностей разрабатывает рекомендации в области индивидуальной профилактики алкоголизма.
     Состояние алкогольного опьянения отражается на психологии человека. Алкоголизм порождает угнетенное состояние. Оно является результатом фрустрации, следствием полного краха жизненных планов, целей, крушения надежд. У больного алкоголизмом может появиться неверие в свои силы, в возможность снова обрести нормальную жизнь, что, безусловно, может выступить фактором формирования суицидального поведения.
     Таким образом, целью нашего исследования является: изучение мотивов суицидального риска в состоянии алкогольного опьянения
     Предмет исследования: феномен формирования суицидального поведения в состоянии алкогольного опьянения.
     Объект исследования: психическое состояние больного алкоголизмом.
     Задачи исследования:
    На основе анализа зарубежной и отечественной литературы изучить понимание феномена суицида, рассмотреть основные концепции суицида, изучить особенности личности суицидента
    Определить методики для практического исследования психического состояния больного алкоголизмом.
    Установить влияние психического состояния больного алкоголизмом на формирование суицидального поведения.
     Гипотеза исследования: существует связь между уровнем суицидального риска и личностной тревожностью больного алкоголизмом.
     Методы  исследования: теоретические методы, включающие изучение и анализ психологической литературы по проблеме исследования; эмпирические методы (тестирование, наблюдение, беседа). Конкретными методиками исследования являются: тест выявления суицидального риска Кучер А.А., Костюкевич В.П., , методика Ч.Д.Спилбергера – Ю.Л.Ханина «Шкала оценки уровня личностной тревожности».
     Теоретической основой работы явились фундаментальные труды по изучению феномена суицида таких ученых, как Э. Дюркгейм, М. Хальбвакс, Э. Шнейдмана, Э. Гроллмана, А.Г. Амбрумова, В.А. Тихоненко, Р. Быстрицкас и Р. Кочюнас, Хайнц Хензелер; рассматриваются теории, объясняющие причины самоубийств (З.Фрейд, К. Меннингер, К.Г. Юнг, К. Хорни, В. Франкл, Э. Фром, А.Г. Амбрумова), исследованы теоретические аспекты особенностей личности заключенного в работах В. Г. Деева, А. И. Ушатикова, О. Г. Ковалева, Е. Н. Козакова, М.Н.Гернета, А.Д.Глоточкина и В.Ф.Пирожкова.
 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФЕНОМЕНА СУИЦИДА В СОСТОЯНИИ АЛКОГОЛЬНОГО ОПЬЯНЕНИЯ

     1.1. Социально – психологические  аспекты феномена  суицида

 
     Изучение  феномена сознательного суицида, исключающего какую-либо психопатологию и составляющего  более половины всех совершающихся в мире суицидальных действий приводит психолога к однозначности понимания важности раскрытия не только сугубо индивидуальных корней суицида, но и усугубляющих условий.
     У суицида в тех его формах, в  которых мы застаем его в наше время, есть два плана изучения: доступная для статистики, социологии, юридической науки «поверхность» явления и скрытая - индивидуальная природа.
     Сегодня суицидологи, как правило, определяют сознательный суицид как результат  проявления дееспособной воли, когда  страдающим лицом является сам активно действующий субъект, знающий об ожидающих его результатах и сознательно выполняющий план насилия. Перед нами, таким образом, обнаруживает себя феномен особой болезни сознания, для которой еще не придумано психологического термина, но именно по этому своему показателю он становится объектом пристального внимания психологов.
     Загадка суицидального сознания — это та область, в которой может и должна проявить себя современная психологическая теория, учитывая, конечно, достижения исследователей во всех возможных аспектах рассмотрения данного мрачного явления.
     Самоубийство  как предмет изучения и сегодня  еще пропитан ложными сведениями и предубеждениями. Поэтому ученые посвящают свои труды выяснению  его психологии и психопатологии, с тем, чтобы помочь выявлению и пониманию людей с суицидальными тенденциями. Следует заметить, что по вопросу о суицидах не существует полного согласия даже между крупными теоретиками. Представители различных научных направлений, последователи многочисленных психологических школ рассматривают его под различными углами зрения.
     З. Фрейд утверждал, что в своем стремлении отучить детей от их опыта ранней сексуальной жизни педагоги часто бросают еще не зрелых учеников на произвол судьбы перед суровыми испытаниями дальнейшей жизни. Он говорил, что, хотя о самоубийстве известно мало, но, по-видимому, оно действительно является отрицанием жизни из-за страстного желания смерти. [21] В определении З.Фрейда смерть является чем-то большим, чем просто событием телесной жизни. Смерть бывает желаема. Существуют постоянные колебания между силой этих двух противоположных инстинктов. Убийство - это агрессия, устремленная на других, а суицид - это агрессия, направленная на себя. Очень важно, подчеркивал Фрейд, что убийство нельзя оправдать, и оно может быть предотвращено. Суицид также, по сути, является убийством наизнанку, не должен быть оправдан и может быть предотвращен.[21]
     К.Меннингер разделяет позицию З.Фрейда о том, что в жизни человека существует напряженная борьба между инстинктами самосохранения и саморазрушения. Исследовав глубинные мотивы самоубийства, он выделил три составных части суицидального поведения.[13]
     Для того чтобы совершить самоубийство, во-первых, необходимо иметь желание  убить. Желание убить в этом случае обращается против «желающего» и реализуется путем самоубийства.
     Во-вторых, необходимо испытывать желание быть убитым. Подобно тому, как убийство является крайней формой агрессии, желание быть убитым представляет собой  крайнюю форму подчинения. Требования совести зачастую оказываются столь непоколебимыми, что лишают человека внутреннего покоя. Чтобы быть наказанным из-за нарушения моральных норм, люди часто ставят себя в ситуацию, в которой они вынуждены страдать. В конце концов, они искупают свою вину только тем, что должны быть убиты.
     Последним составным побуждением является желание умереть. Его можно проиллюстрировать  стремлениями некоторых отчаянных  водителей или альпинистов, которые  буквально нуждаются в том, чтобы  подвергать себя постоянной опасности. Желание умереть очень распространено и среди душевнобольных, особенно тех, которые считают, что смерть является единственным лекарством от их душевных мучений.
     Основным положением «индивидуальной психологии» Альфреда Адлера выступает то, что стремление разрешить определенные жизненные проблемы побуждает людей к преодолению своей неполноценности. Но, если некоторым индивидам это не удается, они начинают испытывать потребность уничтожить окружающих. Суицид в этом контексте становится скрытой атакой на других людей. Посредством саморазрушения человек стремится вызвать сочувствие к себе и осуждение тех, кто ответственен за его сниженную самооценку. А.Адлер описывал чувства собственной неполноценности у суицидальных людей, которые «вредят другим своими мечтаниями о ранах или наносят их себе».[26]
     Касаясь вопроса о самоубийстве, К.Юнг указывал на бессознательное стремление человека к духовному перерождению [26]. Оно может стать важной причиной смерти от собственных рук. Люди не только желают уйти от невыносимых условий настоящей жизни, совершая самоубийство. Кроме того, они торопятся со своим метафорическим возвращением в чрево матери. Только после этого они превратятся в детей, вновь рожденных в безопасности.
     По  мнению Г.Салливэна, суицид отражает, переориентированное  на себя враждебное отношение индивида к другим людям и внешнему миру. Г.Салливен разработал теорию межличностного общения. Так же, как электроны приводятся в движение магнитным притяжением, так и человек реагирует на других значимых его людей. Взаимоотношения индивида с другими людьми является важнейшим моментом жизни. Каждый человек имеет три олицетворения «Я». Когда человек чувствует себя в безопасности, он является «хорошим Я»; в состоянии тревоги он становится «плохим Я»; в психотических кошмарах индивид превращается в «не-Я». Человек оценивает себя главным образом в соответствии с отношением к нему других людей. Если возникнет угроза его безопасности из-за неразрешенного кризиса, то конфликт и тревога могут стать для человека невыносимыми. В этих обстоятельствах у него может возникнуть желание перевести свое «плохое Я» в «не-Я» и таким образом совершить суицид. В состоянии депрессии и саморазрушение также является привлекательной альтернативой для индивида.[14, с.121]
     Карен Хорни рассматривала  суицид как следствие детской зависимости, глубоко укоренившихся чувств неполноценности или того, что К.Хорни называет «идеализированным образом», имеющимся у человека о самом себе. Она считала, что если бы детям обеспечили окружение, свободное от тревоги, то они бы росли и процветали. Однако культура, религия, политика и другие общественные силы вступают в сговор с целью искажения развития личности ребенка. Чувствуя себя в опасном окружении, дети рассматривают мир как враждебную среду для жизни. Это вызывает у них появление описанной К.Хорни «основной тревоги» [14, с.179]. Самоубийство может быть также «суицидом исполнения», из-за возникновения у человека чувства несоответствия стандартам, ожидаемым обществом. В соответствии со взглядами К.Хорни, суицид является результатом сочетания внутренних характеристик личности и факторов окружающей среды.
     Эмиль Дюркгейм утверждал, что самоубийство, которое в то время считалось чисто личностным феноменом, может быть лучше объяснено  как реакция человека на особенности, в котором он живет. Частоту саморазрушения можно четко связать с определенными социальными условиями. Э.Дюркгейм установил взаимосвязь суицида - поступка конкретного индивида - с окружением, в котором он существует.[9]
     Норман  Фейбероу впервые описал и систематически исследовал те формы саморазрушающего поведения, которые до этого не относились к суицидальным. Например, злоупотребление различными веществами, включая наркотики, алкоголь и табак; соматические болезни: заболевание сердца или травмы позвоночника, при которых пациенты не соблюдают назначенного лечения и режима; преступления, проституция, делинквентное поведение, которые опасны возможностью краха личности; рискованные виды спорта, такие как прыжки с парашютом, в воду с большой высоты или хэнг-глайдинг. Н.Фейбероу так комментирует эти рискованные увлечения: «Общество ценит опасные и рискованные поступки, так как они придают интерес жизни, способствуют проявлению интенсивных эмоций, а также стимулирует исследование неизвестного и познание всего нового»[14, с.204].
     По  теории объектных отношений суицид рассматривается не как реакция  на ситуацию, а как следствие специфического развития личности, связанного с взаимоотношениями  индивида с родителями и особенностями  воспитания. При этом в качестве ведущего механизма суицида признается не аутоагрессия, а стремление к смерти как возможность воссоединиться с умершим родителем. Сформировавшись в детстве, данный механизм может включаться затем в ситуации утраты или угрозы утраты значимого другого.
     А.Г. Амбрумова и В.А. Тихоненко называют суицидальным поведением любые внутренние и внешние формы психических актов, направляемые представлениями о лишении себя жизни [4]. Внешние формы суицидального поведения включают в себя суицидные попытки и завершенные суициды. Суицидная попытка — это целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью.
     Внутренние  формы суицидального поведения  включают в себя суицидальные мысли, представления, переживания, а также суицидальные тенденции, которые подразделяются на замыслы и намерения.
     Суицидальному поведению предшествуют антивитальные  переживания, при которых еще  нет четких представлений о собственной  смерти, а имеется отрицание жизни. Размышления об отсутствии ценности жизни выражаются в формулировках: «жить не стоит», «не живешь, а существуешь» и т. п.
     Пассивные суицидальные мысли характеризуются  представлениями, фантазиями на тему своей  смерти, но не на тему лишения себя жизни  как самопроизвольной активности. Суицидальные замыслы — это активная форма  проявления суицидальности, то есть тенденция к самоубийству, глубина которой нарастает параллельно степени разработки плана ее реализации. Суицидальные намерения предполагают присоединение к замыслу решения и волевого компонента, побуждающего к непосредственному переходу во внешнее поведение. Период от возникновения суицидальных мыслей до попыток их реализации называется пресуицидом.
     В соответствии с целью суицидальное поведение подразделяется на истинное и парасуицидальное. Истинные самоубийства, покушения и тенденции имеют целью лишение себя жизни.
     Парасуицид  нередко используется антисоциальными  личностями для эпатажа окружающих, истероидными — для шантажа. Если попытка самоубийства заканчивается завершенным суицидом вследствие недоучета реальных обстоятельств, а не вследствие желания смерти, ее следует отнести к несчастному случаю. Парасуицид встречается также у аддиктов с их жаждой острых ощущений, с помощью которых они пытаются вывести себя из состояния бесчувственности и безрадостности. В рамках аддиктивного поведения встречается также групповое и массовое самоубийство.
     Личностный  смысл суицидального поведения  включает протест и месть, призыв, избежание, самонаказание, отказ. Протест  возникает в ситуации конфликта  с враждебным объектом, на которое  направлено суицидальное воздействие. Месть — форма протеста, заключающаяся в нанесении конкретного ущерба врагу. Данные формы поведения предполагают наличие высокой самооценки, активную позицию личности с трансформацией гетероагрессии в аутоагрессию.
     Призыв  обусловлен желанием активизировать помощь извне с целью изменения ситуации; позиция личности при этом менее активна. Путем избежания наказания или страданий личность ликвидирует непереносимость наличной угрозы путем самоустранения, сохраняя при этом высокую самооценку. Самонаказание имеет два варианта: искупление вины (казнь подсудимого) и уничтожение жесткого судьи (Суперэго). Отказ от существования полностью совпадает с целью лишения себя жизни.[38]
     Исследования  последних лет, проведенные А. Г. Амбрумовой, В. А. Тихоненко, Л. Л. Бергельсон и др., также выдвинули перед современными суицидологами проблему о спорном понимании самоубийства как сугубо аутоагрессивного акта психически больного человека, убедительно указав на то, что значительная часть самоубийств совершается психически здоровыми людьми в результате социально-психологической дезадаптации личности в условиях «микросоциального конфликта» [4]. Необходимо отчетливо представлять зависимость сознательного покушения на свою жизнь от степени социальной интегрированности личности. Имеется в виду как возможность жесткой, предельной регуляции поведения личности со стороны общества, когда следствием выступает фаталистический тип самоубийства, так и слабая регуляция персонального поведения, следствием которой является «анемический суицид» (особенно в среде подростков, эффект разобщенности, отчуждения).
     В этой связи важно рассматривать природу сознательного суицида не только в плане конфликта личности с обществом, но и в плане асоциального характера соотношения личности и ее биологической нормы, учитывая существование таких суицидальных констант, как пол, возраст самоубийц, степень развития психических процессов, особенности темперамента, структуры личности, характерологических характеристик.

     1.2. Суицид как следствие  утраты смысла жизни

 
     Все больше пациентов жалуется на то, что  они называют «внутренней пустотой», вот почему Франкл назвал это состояние  «экзистенциальным вакуумом». В  противоположность предельным переживаниям, так хорошо описанным Маслоу, экзистенциальный вакуум можно считать «переживанием бездны».[17]
     Этиология экзистенциального вакуума представляется вытекающей из следующих фактов. Во-первых, человеку в отличие от животного никакие побуждения и инстинкты не говорят, что ему нужно делать. Во-вторых, в противоположность прошлым временам никакие условности, традиции и ценности не говорят, что ему должно делать. И часто он не знает даже, что он, по существу, хочет делать. Вместо этого он хочет делать то, что делают другие, или делает то, чего хотят от него другие.
     Экзистенциальный вакуум - это феномен, который одновременно усиливается и распространяется. [17, c.54] Даже фрейдистские психоаналитики признают, что все больше нацистов страдает от отсутствия содержания и цели в жизни. Более того, они признают, что такое положение дел объясняет случаи «бесконечного психоанализа», поскольку психоаналитическая кушетка становится для пациента единственным содержанием жизни.
     В ходе решения «задачи на смысл» происходит внутренняя работа личности по соотнесению  проявлений мотива в нескольких пересекающихся друг с другом плоскостях: в отношении мотива к преодолеваемым личностью ради его достижения внешним н внутренним преградам (побудительная сила мотива); по сопоставлению мотива с другими выступающими в сознании субъекта возможными мотивами той же деятельности; по оцениванию мотива в его отношении к принятым личностью нормам и идеалам; по соотнесению мотива с реальными с точки зрения личности ее возможностями, т. е. с воспринимаемым образом Я (реалистичность мотива); по сравнению собственного мотива с предполагаемыми мотивами других субъектов (социальная идентичность мотива) [24]. Все эти проявления различных аспектов мотивации как в едином фокусе концентрируются в личностном смысле, отражающем отношение мотива к конкретным обстоятельствам и целям действий личности. Однако выявлением всех этих граней представленности мотива в деятельности и сознании «внутренняя работа» по осознанию смысла не заканчивается. Еще одним препятствием на пути осознания смысла является невозможность непосредственного воплощения личностного смысла в системе значении, в которых этот смысл в конечном итоге должен быть сбалансирован, а тем самым и коммуницирован для других.
     Смысл «Я» возникает в результате соотнесения  собственных свойств с мотивом  деятельности. Расширяются связи человека с миром, расширяется его мотивационная сфера - возникает множественность смыслов «Я». Если представить себе эту совокупность смыслов «Я» вне факта реального пересечения деятельностей субъекта, то будет ли в сознании «наведен порядок». [17, с. 42]
     Жизненная позиция — это выработанный личностью  при данных условиях способ своей  общественной и ной жизни, место  в профессии, способ самовыражения. В отличие от субъективных отношений (смысла, картины и даже концепции  жизни) жизненная позиция — это совокупность реализованных жизненных отношений, ценностей, идеалов и найденный характер их реализации, который и определяет дальнейший ход жизни.
     Если  основные жизненные отношения личности интегрированы, отвечают ее исходным намерениям, то ее позиция характеризуется целостностью, целенаправленностью и даже гармоничностью. Если основные отношения не связаны между собой, а способ их осуществления не соответствует им, то такую жизненную позицию можно назвать неустойчивой, неопределенной, а личность — неуверенной. Такая личность не готова к жизненным переменам, неожиданностям, жизненным трудностям.
     Смысл жизни отражает жизненную концепцию  человека, осознанный и обобщенный принцип его жизни, его жизненную  цель. В психологии смыслом (не только жизни, но и любого действия, поступка, события и т. д.) принято называть внутренне мотивированное, индивидуальное значение для субъекта того или иного действия, поступка, события. [18] Когда человек совершает то или иное действие, он понимает, осознает, зачем он это делает, и в этом для него заключается смысл. В более широком аспекте смысл — это ценность и одновременно переживание этой ценности человеком в процессе ее выработки, присвоения или осуществления.
     Смысл жизни — это не только будущее, не только жизненная цель, но и психологическая «кривая» постоянного ее осуществления. [17, c.65] Поэтому, достигая конкретных целей в жизни, мы не утрачиваем её смысла, а, напротив, усиливаем его, убеждаемся в нем, переживаем его. Способность субъекта переживать ценность жизни, удовлетворяться ею и составляет ее смысл. На наш взгляд, смысл жизни — это и способность субъекта переживать ценность жизненных проявлений своей индивидуальности, своего «я», своей личности.
     Смыслу  жизни противостоит отчуждение жизни  от человека — лишение его реальных действий, поступков, их ценности, значимости, превращение их в функциональные. Поэтому утрата смысла жизни происходит и в силу недостаточно развитых притязаний личности, недостаточно развитой потребности в самовыражении (неразвитая индивидуальность) и в силу неспособности их реализовать. Он утрачивается и в силу непропорциональности тех психических или личностных затрат, той «цены», которую личность платит за свои реальные достижения. Это можно выразить как своего рода психологический закон: слишком высокая психологическая цена, затраченная на жизненные достижения, понижает мотивацию, притязания и подрывает смысл жизни. Возможностям данной личности должна быть пропорциональна мера усилий, действий, затрат, при которой личность испытывала бы подлинную удовлетворенность, и ею питался бы дальнейший смысл ее жизни. Когда цена является слишком малой, когда успех приходит без всяких усилий со стороны личности, то личность также перестает испытывать удовлетворение, а это в свою очередь разрушает смысл ее жизни.
     Категория жизненного смысла — одна из наиболее общих интегральных характеристик  жизнепонимания и жизнеощущения  личности на индивидуально психологическом  уровне. В обыденных нормальных условиях проблема жизненного смысла не встает, перекрываясь обычно интересами бытия и его запросами. При этом, как правило, имеется негативное отношение к смерти, неприятие ее, отнесение ее в разряд трагических свершений. [17]
     Смысл жизни представляет большое содержательное разнообразие, индивидуализированное  в сознании конкретных лиц с широким диапазоном оценок жизненного смысла; соответственно личностной оптимистической или пессимистической установки. Наиболее уязвимыми в этом  плане жизненными периодами, когда личность обращается к смыслу жизни и пересматривает ее ценность, являются юношеский и пожилой возрасты. Обычно события и ситуации, заставляющие человека пересматривать свое отношение к прошлому и настоящему, совпадают с понятием психологического кризиса, характеризующегося блокадой жизненных целей. Небезынтересно, что для истинного суицида характерно не только выраженное негативное отношение к жизни, но, как ни парадоксально и своеобразное позитивное ценностное отношение к смерти.

     1.3. Суицидальные действия  при различных  стадиях алкоголизма

 
     Многими авторами подчеркивается высокий риск суицидоопасных действий у больных алкоголизмом, но концепция формирования суицидального поведения описана в работах А. Г. Амбрумовой, где суицидальное поведение определяется как следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях актуального переживаемого микросоциального конфликта. [2] Развитию этой концепции, ее адаптации к контингенту больных алкоголизмом посвящены работы Г.B. Морозова. В этих работах показано, что суицидальное поведение определяется триадой взаимодействующих суицидальных факторов: особенностью алкогольной психопатизации личности, выраженностью патологического влечения к алкоголю и личностной значимостью микросоциального конфликта. [1] От степени выраженности каждого из названных факторов зависит риск суицидоопасных действий и вид суицидальной попытки.
     Чаще  всего суицидальные попытки в  состоянии алкогольного опьянения  совершают акцентуированные личности (особенно в молодом возрасте) и  лица с невротическими и соматоформными расстройствами. Суицидоопасными формами алкогольного опьянения являются ажитированно–депрессивный, дисфорический и эксплозивный варианты простого алкогольного опьянения. Коваленко В.П. не исключает, что в этих случаях суицид развивается по типу следовой реакции.[11, c. 45]
     Как правило, аутоагрессивное поведение в состоянии алкогольной интоксикации отмечается в следующих ситуациях:
     • Алкоголь употребляется после  принятия решения о суициде  для купирования эмоционального напряжения. Это свидетельствует о неоднозначности принятого решения, о колебаниях человека. В некоторых случаях, такой стереотип поведения соответствует культуральному ритуалу прощания с жизнью. Следует помнить, что демонстративно–шантажные  суицидальные попытки под влиянием алкоголя могут завершиться летально.
     • Алкоголь употребляется до принятия решения о суициде с целью снятия психоэмоционального напряжения либо с целью разрешения конфликтной ситуации. Интоксикация усугубляет психический дискомфорт, потенцирует развитие  чувства вины и безысходности, способствует вспышке конфликтной ситуации с окружающими, что  легко приводит к аутоагрессии.[4, c. 112]
     Уровень  суицидальной активности у лиц  с  синдромом зависимости  в 50 раз  выше, чем в общей популяции. 25%–50%  всех суицидов связаны с алкоголизацией. Пик суицидальных попыток среди больных хроническим алкоголизмом приходится на 25–40 лет.
     На  донозологическом уровне при систематической  алкоголизации происходит сдвиг  эмоционального реагирования в сторону  появления отдельных симптомов  депрессивного регистра. Эта симптоматика представлена постоянно существующей вегетативной дисфункцией, клинически неотличимой от вегетативной депрессии. На фоне этой вегетативной дисфункции в более продолжительных временных рамках появляется ощущение психического дискомфорта, лабильность настроения с тенденцией его снижения, обидчивость. На этом фоне снижается эмоциональная толерантность и легче возникают ситуационные реакции гневливости, обиды, злобы, чувства отчаяния и тревоги. Эти негативные эмоции на донозологическом этапе ситуационно адекватны, но по своей интенсивности чрезмерны, не оптимальны и не свойственны данной личности вне алкоголизации.
     На  первой стадии хронического алкоголизма преобладают истинные суициды. На этой стадии заболевания  больные алкоголизмом, как и здоровые люди склонны к образованию суицидогенных патологических и непатологических реакций в ответ на  социальную  дезадаптацию, которая в этот период проявляется в виде конфликтов в семье, на работе  и может приобретать суицидогенный характер. Особенно опасны периоды возникновения реактивных депрессий, когда вероятность завершенных суицидов максимальна. Пресуицидальный период у этих пациентов длителен, они тщательно продумывают способы реализации суицида и меры, исключающие оказание помощи. Наиболее важным являются симптомы достижения психологического комфорта только в интоксикации и обсессивного влечения к алкоголю, Появление этих симптомов алкогольной болезни переводит ранее существовавшие отрицательные эмоции в клинически оформленный субдепрессивный синдром невротического регистра. Так наличие обсессивного влечения к алкоголю создает внутриличностный конфликт между желательностью приема алкоголя и ситуационной необходимостью воздержаться от алкоголизации. Наличие интроперсонального конфликта приводит к появлению преобладающего гипотимного фона, на котором ранее существовавшая симптоматика трансформируется, становится клинически очерченной, во многом определяет поведение суицидента.[1]
     На  второй стадии алкоголизма помимо истинных суицидальных попыток возможны и  демонстративно–шантажные. На этой стадии хронического алкоголизма, при присоединении алкогольного абстинентного синдрома включает в себя депрессивные расстройства. В этой же стадии не только изменяется форма опьянения, но и алкоголь утрачивает способность полностью купировать депрессию, когда даже на пике опьянения может сохраняться тревожность, обидчивость, подозрительность. Препятствия к удовлетворению актуальной потребности приводят к совершению суицидоопасных действий. Но в намерения больного входит лишь удовлетворение потребности в наркотизации, но отнюдь не лишение себя жизни, что и определяет демонстративно-шантажный характер таких попыток. Эти особенности аффективных расстройств диктуют время и вид суицидального поведения. Истинные суицидальные попытки совершаются, как правило, мужчинами, в состоянии абстиненции, которая сопровождается рядом психопатологических феноменов (дисфорический, тоскливо–депрессивный, тревожно–депрессивный аффект, идеи самообвинения). Суицидальную готовность потенцируют также конфликтные ситуации в семье и на работе (а часто и  их потеря), нарастающие проблемы со здоровьем (особенно сексуальные расстройства), а также возникающие проблемы с законом. Истинные суицидальные попытки совершаются этими больными чаще ночью или ранним утром путем повешения. Демонстративно–шантажные суицидальные действия чаще совершаются женщинами с целью вымогательства. Они совершаются в присутствии посторонних и чаще всего бывают незавершенными.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.