На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Особенности информационной системы в жкономике

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 21.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА ИНФОРМАЦИИ……………..5

   1.1 Понятие  информации в современных экономических  и

неэкономических учениях………………………………………………………..5

2. ОСНОВНЫЕ   ПОНЯТИЯ   СИСТЕМ   УПРАВЛЕНИЯ, ИНФОРМАЦИОННЫХ  СИСТЕМ……………………………………………...9

   2.1. Классификация  информационных систем……………………………..11

3. ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ………………………………………...15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….20
СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

  Результаты  научных и прикладных исследований в области информатики, вычислительной техники и связи создали прочную  базу для возникновения новой  отрасли знания и производства - информационной индустрии. В мире успешно развивается индустрия информационных услуг, компьютерного производства и компьютеризация как технология автоматизированной обработки информации, представляющей широкий спектр возможностей по транспортировке информации и взаимосвязи ее потребителей.
  Весь  этот комплекс (потребитель с его  задачами, информационные ресурсы, все  технические средства информационного  обеспечения, информационная технология и индустрия информационных услуг  и др.) составляет инфраструктуру и  информационное пространство для осуществления информатизации общества.
  Информатизация, таким образом, есть комплексный  процесс информационного обеспечения  социально-экономического развития общества на базе современных информационных технологий и соответствующих технических  средств. Информатизация как одна из основ экономического развития общества охватила все ведущие промышленно развитые страны.
  Необходимо  сказать, что стоимость организации (предприятия) в современной экономике  все больше определяется возможностью этого предприятия приобретать, порождать, распределять и применять знания, используемые как непосредственно в производственных процессах, так и в стратегическом планировании.
  Именно  поэтому проблема эффективного управления информационными ресурсами в  экономической системе стала актуальной и значение ее в обществе постоянно нарастает.
  Цель  курсовой работы: исследовать особенности  информационной системы в экономике.
  Объектом  исследования являются: информационные системы.
  Задачи:

  -  рассмотреть экономическую характеристику информации;

  - рассмотреть понятие информации в современных экономических и неэкономических учениях;

  - изучить основные понятия систем  управления, информационных систем;

  - рассмотреть применение информационных систем для получения конкурентных преимуществ.

1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНФОРМАЦИИ

1.1 Понятие информации в современных экономических и неэкономических учениях

 
  Сложность рассмотрения информации с точки  зрения экономической науки сказана  с тем, что информации является несколько  инородным понятием для нее. Хотя информационные потоки пронизывают экономическую жизнь общества, до последнего времени ей уделялось недостаточное внимание. Пристальный интерес к информации сейчас во многом связан сформированием информационного общества, когда информация явственно стала проступать во всех сферах экономической жизни и игнорировать ее становится просто невозможно. Отчасти это объясняется тем, что пока информация сама не стала вступать в товарооборот, ею во многих случаях обоснованно пренебрегали, что видно на примере различных экономических учений.
  Информация (по Ф. Найту) представляется как понятие, противоположное неопределенности и обратно пропорциональное риску.
  П. Хейне утверждал, что "информация является редким благом», приобретение которого связано с затратами.
  Исследование  процессов информатизации общества актуально для Российской экономики, для успешного развития которой  необходим учет информационных аспектов современного общественного производства, разработка информационного подхода  к анализу экономических явлений. Информация пронизывает всю экономику, что создает сложность исследования информационной стороны экономической жизни.
  Все произведенное человечеством несет  в себе информационную составляющую. Различие и результатах производств состоит только в том, что человек потребляет либо информацию, как таковую, либо тo, что ее материализует. Соответственно и все товары, реализуемые на рынке, содержат в себе информацию, которая имеет большую или меньшую материальную составляющую.  
  Информационная  система - взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.
  Современное понимание информационной системы  предполагает использование в качестве основного технического средства переработки информации - компьютера. Кроме того, техническое воплощение информационной системы само по себе ничего не будет значить, если не учтена роль человека, для которого предназначена производимая информация и без которого невозможны ее получение и представление.
  Информационные  системы делятся на две группы:
    системы, имеющие самостоятельное целевое назначение и область применения;[8,с.18]
    системы, входящие в состав любой автоматизированной системы управления; они являются важнейшими компонентами систем автоматизированного проектирования, автоматических систем научного исследования, ЭИС.
  К основным функциям информационных систем, в зависимости от проблемной области, относятся:
  - в финансах и учете: формирование бюджета компании, финансовый план, финансовые прогнозы, анализ и контроль;
  - в маркетинге: управление продажами, логистика (доставка), анализ, контроль, исследование рынка;
  - в производстве информационной системы (ERM): контроль качества, планирование объемов производства, технология производства.
  Прочие: внешний контроль, стратегическое управление.
  Системы значительно отличаются между собой  как по составу, так и по главным  целям. Приведем несколько систем, состоящих  из разных элементов и направленных на реализацию разных целей (таблица 1).
Таблица 1 Виды систем
Система Элементы системы Главная цель системы
Фирма Люди, оборудование, материалы, здания и пр. Производство  товаров
Компьютер Электронные и  электромеханические элементы, линии  связи и пр. Обработка данных
Телекоммуникационная система Компьютеры, модемы, кабели, сетевое программное обеспечение  и пр. Передача информации
Информационная  система Компьютеры, компьютерные сети, люди, информационное и программное  обеспечение Производство  профессиональной информации
 
  Экономическая информационная система представляет собой систему, функционирование которой заключается в сборе, хранении, обработке и распространении информации о деятельности какого-то экономического объекта реального мира. Информационная система создается для конкретного экономического объекта и должна в определенной мере копировать взаимосвязи элементов объекта.
  Экономическая информационная система состоит из функциональной и обеспечивающей подсистем. Функциональная подсистема в свою очередь содержит планирование, учет, контроль, регулирование и мотивации. Обеспечивающая подсистема содержит техническое, лингвистическое, математическое, правовое, организационное и др. виды обеспечения.
  Обеспечение любой ИС - совокупность методов, средств и мероприятий, направленных на автоматическую обработку данных с помощью вычислительной техники.
  Лингвистическое обеспечение включает в себя:
  - языки, которые работают в данной системе для описания документов, показателей, реквизитов и пр.;
  - языки управления и манипулирование данными;
  - языковые средства поисковых систем;
  - языковые средства проектирования информационных систем;
  - специальные диалоговые языки.
  При проектировании лингвистического обеспечения  важно сразу создать термины  и определения.
  Математическое  обеспечение - совокупность средств и методов, позволяющих строить мат. модели задач управления и алгоритм их решения (например, СМО, многокритериальная оптимизация и др.).
  Правовое  обеспечение - совокупность норм, выраженных в официальных нормативных документах, устанавливающих правовой статус экономической информационной системы.
  Виды: общее правовое обеспечение (государственное  и др.),  локальное правовое обеспечение (внутри предприятия). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ  СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ, ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

 
  Все организации являются системами  и представляют собой совокупность взаимозависимых элементов, таких  как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.
  Поскольку люди являются, в общем смысле, компонентами организаций (социальные компоненты), наряду с техникой, которые вместе используются для выполнения работы, они называются социотехническими системами.
  Открытые  и закрытые системы. Существует два основных типа систем: закрытые и открытые. Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы от среды, окружающей систему. Часы -  пример закрытой системы. Взаимозависимые части часов двигаются непрерывно и очень точно, как только часы заведены или поставлена батарейка. И пока в часах имеется источник накопленной энергии, их система независима от окружающей среды. Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой. Энергия, информация, материалы - это объекты обмена с внешней средой через проницаемые границы системы. Такая система не является самообеспечивающейся, она зависит от энергии, информации и материалов, поступающих извне. Кроме того, открытая система имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде и должна делать это для того, чтобы продолжить свое функционирование. [4,с.22]
  Под системой управления понимается совокупность взаимосвязанных элементов, предназначенных для целенаправленного воздействия управляющего органа на управляемый объект.
  Предприятие как организационная система имеет определенную структуру как в управляющей, так и в управляемой системе. Если управляемая система определяется технико-технологическими особенностями данного предприятия, производственными связями, то управляющая система определяется тем, какие функции нужно выполнять в процессе управления, размерами и сложностью производства.
  Информационное  обеспечение управления осуществляется посредством функционирования информационной системы.
  Информационная  система (ИС) - это средство организации информационного обеспечения процесса управления, способствующее своевременному поступлению необходимой и достоверной информации во все звенья системы управления, нуждающиеся в ней. К информационным системам относятся и автоматизированные системы управления технологическим процессом,  предприятием, корпорацией.
  Подсистема - относительно самостоятельная часть системы, выделенная по определенному признаку. [2,с.67]
  Информационная  система представляет собой совокупность трех элементов: технологии, управления, функциональных подсистем. Если организация управляется неэффективно, то никакая информационная техно-логия ей не поможет. В информационной системе, также как и в организации необходимо учитывать внешнее окружение в целом, поскольку и та, и другая являются открытыми системами, зависящими от взаимообмена вводимыми ресурсами и результатами деятельности с внешним миром (см. рис.1).
  Организации должны быть в состоянии эффективно реагировать и приспосабливаться  к изменениям внешнего окружения, чтобы  обеспечить выживание и достижение поставленных целей. [4,с.29]
  Важной  функцией информационных систем  в  организациях является осуществление  коммуникаций. Коммуникация - это обмен информацией между людьми. Осуществление коммуникаций - это связующий процесс, необходимый для любого важного управленческого действия.
  Между организацией и ее окружением, между  выше и ниже расположенными уровнями, между подразделениями организации необходим обмен информацией.
  

 








Рис. 1. Схема  функционирования информационной системы 

  Обмен информацией в организации можно  улучшить, внедрив ИС, которая позволит создать системы обратной связи, регулировать информационные потоки, предпринимая управленческие действия, способст-вовать формированию восходящих и боковых ветвей информационного обмена, развертывать системы сбора предложений, печатать материалы информативного характера для использования внутри организации.
  С помощью информационных систем можно  планировать объем работ, материальные и других ресурсы, осуществлять контроль за ходом выполнения плана, за производственным процессом.

2.1 Классификация информационных систем

 
  Классифицировать  информационные системы можно по различным признакам. В отечественной  литературе по информационным системам управления  ИС классифицируют обычно по следующим признакам:
  - по типу объекта управления (ИС управления технологическим процессом, ИС организационного управления);
  - по степени интеграции (локальные, интегрированные);
  - по уровню автоматизации управления (информационно-справочные системы, системы обработки данных, информационно-советующие системы, системы принятия решений, экспертные системы);
  - по уровню управления (информационные системы  управления предприятием, корпорацией, отраслью);
  - по характеру протекания технологических процессов на объекте управления (автоматизированная система управления дискретным производством, автоматизированная система управления непрерывным производством). [1,с.34]
  Более подробно мы будем рассматривать  информационные системы по уровню управления предприятием. Эти системы наиболее широко распространены в практике управления предприятиями и корпорациями.
  
  В зарубежной литературе также отмечается, что, так как имеются различные  интересы, особенности и уровни управления в организации, то существуют и различные виды информационных систем. Рассмотрим рис.2.
  Рис.2 .Типы информационных систем
  В организации выделяют следующие  уровни:
  - эксплуатационный;
  - уровень знаний;
  - тактический уровень;
  - стратегический уровень.
  Также выделяют функциональные подсистемы: продажи и маркетинга, производства, финансов, бухгалтерского учета, управления персоналом.
  Различные организационные уровни обслуживают  четыре главных типа информационных систем: системы  эксплуатационного  уровня, системы уровня знаний, системы тактического уровня управления и системы  стратегического управления.
  Системы эксплуатационного  уровня обеспечивают операции учета и контроля. Например, учет продаж, учет кадров, бухгалтерский учет, контроль движения материалов. Системы данного уровня представляют собой системы обработки данных.
  Системы уровня знаний обеспечивают автоматизацию разработки новых видов продукции, создание и поддержку электронных архивов, извлечение информации, новых знаний из электронных хранилищ данных (CAD, DataWarehousing, OLAP, Data Mining).
  Системы тактического уровня предназначены, для обеспечения контроля, анализа, управления, принятия решений, и административных действий средних менеджеров. К данному уровню относятся системы направленные на решение задач, для которых информационные требования не всегда ясны. Эти системы часто отвечают на вопросы "что, если?". Что произойдет с производственным календарным планом, если мы  удвоим продажу в декабре? Как изменятся  наши дивиденды, если оплата будет отсрочена на  шесть месяцев? Ответы на эти вопросы часто требуют новых данных, как внешних, так и внутренних,  которые не могут быть получены от существующих систем  эксплуатационного уровня.
  Системы стратегического  уровня представляют собой инструмент помощи руководителям высшего уровня и подготавливают стратегические исследования и длительные прогнозы, как для фирмы, так и для различных внешних экономических процессов. Эти системы должны отвечать на следующие вопросы. Какое количество абитуриентов будет через три, пять лет? Каков будет уровень занятости через пять лет? Каковы длительные промышленные, финансовые прогнозы, и где нас ожидает спад? Какие изделия мы должны производить через пять лет?
  В соответствии с зарубежной классификацией выделяют шесть основных типов информационных систем.
  Организация имеет исполнительные системы поддержки  руководства – Executive Support Systems (ESS) на стратегическом уровне; управляющие  информационные системы – Management Information Systems (MIS) и системы поддержки принятия решений – Decision Support Systems (DSS) на тактическом (управленческом) уровне; системы управления знаниями – Knowledge Work System (KWS) и системы автоматизации делопроизводства – Office Automation Systems (OAS) на уровне знаний; и системы обработки транзакций – Transaction Processing Systems (TPS) на эксплуатационном уровне.
  Таким образом, информационные системы в  организациях разработаны, чтобы помочь служащим или менеджерам на каждом уровне реализовать функции продажи  и маркетинга, производства, финансов, бухгалтерского учета, и управления персоналом.
  Каждая  из различных видов систем может  иметь компоненты, которые используются различными  уровнями управления, одновременно.
  Следует отметить, что наиболее эффективны интегрированные ИС, объединяющие функции всех функциональных подсистем и различных уровней управления.  

  3. ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ

 
   Как уже отмечалось ранее, ИС сегодня  играют стратегическую роль, так как  помогают организации получить конкурентные преимущества. Информационная технология и ИС сами по себе не дают конкурентных преимуществ. Их нужно использовать для поддержки стратегии конкуренции. [1,с.36]
   Стратегическими ИС называют такие ИС, которые могут  изменять цели деятельности, изделия, сопутствующие услуги для получения конкурентных преимуществ.
   Фирма использует ИТ на трех различных уровнях  конкурентной стратегии:
   - уровень бизнеса;
   - уровень фирмы;
   - уровень отрасли.
   Нет одной стратегической ИС, охватывающей все уровни стратегии, для различных уровней используются различные системы. Для каждого уровня бизнес-стратегии существует стратегия использования ИС, и для каждого уровня существует модель для анализа и оценки использования ИС.
   В таблице 2 отражены стратегии, модели и информационные технологии для каждого уровня конкуренции.
Таблица 2 - Уровни конкуренции, стратегии, модели и информационные технологии
Уровень Стратегия Модель Информационные  сети/ информационные технологии
Отрасль кооперация,  лицензия, стандарт
модель конкурентных сил, сетевая экономика телекоммуникации, информационное партнёрство
Фирма синергетика, центр компетенции
центр компетенции (core competition) системы знаний, системы организационного управления
Бизнес снижение затрат дифференциация, анализ конкуренции
цепочка добавления потребительской стоимости (value chain) Custom Relationship Management (CRM), Supply Chain Мaanagement (SCM), Datamining
  Более подробно остановимся на стратегии  бизнес уровня и цепочке добавления потребительской стоимости. Ключевой вопрос стратегии бизнес - уровня - это «Как мы можем эффективно конкурировать на отдельном рынке?» Это может быть рынок кабельного телевидения, автомобильных пассажирских перевозок, туризма и т.д.
  Основными конкурентными стратегиями этого  уровня являются следующие:
    Стратегия преимущества по издержкам производства;
    Стратегия дифференциации;
    Стратегия изменения сферы конкуренции.
  Фирма, реализующая стратегию преимущества по издержкам, ориентируется на широкий  рынок и производит товары в большом количестве. При помощи массового производства она может минимизировать удельные издержки и предлагать низкие цены. Это позволяет иметь более высокую долю прибыли по сравнению с конкурентами, лучше реагировать на рост себестоимости и привлекать потребителей, ориентирующихся на уровень цен.
  Фирма, реализующая стратегию дифференциации, нацеливается на большой рынок, предлагая  товар, который рассматривается  как выделяющийся. Компания выпускает  привлекательный для многих товар, который, тем не менее, рассматривается потребителями как уникальный, в силу его дизайна, доступности, надежности и других  характеристик. В результате цена не играет столь важной роли, и потребители приобретают достаточную лояльность к товарной марке.
  Фирма, реализующая стратегию изменения сферы конкуренции, расширяет рынок, включаясь в глобальные рынки, или сужает рынок с фокусированием на небольших нишах, еще не освоенных или недостаточно удовлетворенных другими конкурентами. Продвижение на мировые рынки порождает изменение масштабов фирмы. Продвижение в узкие ниши рынков обеспечивается высоко прибыльным продуктом.
  На  уровне бизнеса наиболее общим аналитическим  инструментом является анализ цепочки добавления потребительской стоимости (value chain).
  Величина  добавленной стоимости вычисляется как стоимость проданной продукции за вычетом ее себестоимости. Цепочка добавления стоимости представляет собой описание основных процессов, приводящих к добавлению стоимости продукции предприятия.
  Потребительская стоимость - это полезность продукта или услуги, способность удовлетворять какую-либо человеческую потребность.
  Цепочка добавления потребительской  стоимости (ЦДС) представляет собой совокупность работ, которые увеличивают потребительскую стоимость.
  Добавление  потребительской стоимости означает, что потребитель желает или готов оплачивать затраты на выполнение тех работ и задач, которые добавляют потребительскую стоимость продукта.
  Концепция цепочки добавления потребительской стоимости  была предложена профессором Гарвардской школы бизнеса Майклом Портером и широко используется в области консультационных услуг, направленных на совершенствование деятельности компаний для обеспечения их конкурентоспособности. [2,с.16]
  Этот  подход базируется на предположении, что  конкурентоспособность достигается  путем оптимизации большого числа отдельных процессов, которые выполняет компания при разработке, производстве, маркетинге, поставке и поддержке своих продуктов и услуг.
  Модель  ЦДС позволяет определить критические  точки, в которых фирма может  использовать ИТ, позволяющие продвинуть ее конкурентные позиции. Особенно те, где можно получить наибольшую прибыль от стратегических ИС для создания новых продуктов и услуг, продвижения их на рынок, для понижения операциональных издержек, за счет взаимодействия с ИС клиентов и поставщиков.
  Модель  ЦДС представляет фирму как цепочку  элементов базисных действий, добавляющих  потребительскую стоимость к  продуктам и услугам фирмы.
  Эти элементы можно разделить на основную и вспомогательную деятельность.
  Основная  деятельность непосредственно связана с производством и реализацией продуктов и услуг фирмы, созданием потребительской стоимости.
  Основная  деятельность включает входящую логистику, производство, выходящую логистику, продажи и  маркетинг, послепродажное обслуживание.
  Входящая логистика: получение и хранение материалов для производства. Операции преобразуют входящие материалы в конечный продукт.
  Выходящая логистика: хранение и распределение готовой продукции.
  Продажи и маркетинг: включают раскрутку и продажу продукции.
  Послепродажное обслуживание: поддержка и ремонт продукции (услуг) фирмы.
  Вспомогательная деятельность включает организационную инфраструктуру (администрирование и управление, управление персоналом, подбор кадров, обучение), технологическое обеспечение производства, приобретение оборудования.
  Модель  ЦДС выявляет элементы основной и  вспомогательной деятельности, которые  могут быть оптимизированы за счет применения ИС, и таким образом  может быть достигнуто конкурентное преимущество.
  Есть  элементы, которые добавляют ценность продукту, а есть такие, которые не добавляют. В процессе реинжиниринга число последних сокращают.
  Организации имеют конкурентные преимущества, когда  они обеспечивают большую ценность продукта с точки зрения потребителя, или когда они обеспечивают ту же самую ценность для потребителя, но снижают цену. ИС могут иметь стратегическое воздействие, если они помогают фирме обеспечить снижение стоимости продукции и услуг по сравнению с конкурентами, или обеспечить ту же потребительскую стоимость, что и у конкурентов, без увеличения издержек. Например, это возможно за счет более быстрого предоставления высококачественной информации при очень низкой цене. В таблице 3 представлены новые продукты и услуги, основанные на новых информационных технологиях.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.