На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Модели и классификация систем здравоохранения

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 21.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение
В связи  с переходным периодом в экономике  Российской федерации, с уходом от административно-командной системы, в последние годы очень остро и актуально встала проблема реформирования российской системы здравоохранения. Однако реформирование не может не предполагать анализ и сравнение характеристик основных моделей мировых систем здравоохранения. Поэтому целью данной курсовой является анализ опыта зарубежных систем здравоохранения и применения этого опыта в российской системе здравоохранения.
Несмотря  на многообразие конкретных форм организации системы охраны здоровья населения, специфику экономических отношений в этой сфере жизнедеятельности общества, можно все же выделить ряд параметров, отражающих общность развития, присущую разным странам. К числу таких параметров, выражающих основные черты системы здравоохранения, ее главные экономические характеристики, можно отнести: 
 
– отношения собственности;

 
– способы финансирования (получения  ресурсов);

 
– механизмы стимулирования медицинских  работников (производителей) и населения (потребителей); 
 
– формы и методы контроля объема и качества медицинской помощи.

 
В каждой стране исторически складывается и развивается свой способ привлечения  экономических ресурсов для оказания медицинской помощи, сохранения и  укрепления здоровья населения. Количество и качество выделяемых обществом  ресурсов, эффективность их использования  в сфере здравоохранения определяется сложной системой экономических, политических, нравственно-этических и иных отношений, исторически сложившихся в стране. 

Глава I. Исторические справки
 
Социальное страхование начиналось с наиболее простых его видов - страхования жизни и страхования от несчастных случаев, которыми занимались небольшие частные страховые компании. По мере того, как крепла и развивалась промышленность, появлялись крупные предприятия, фабрики, в процесс страхования вовлекались все более широкие слои населения, а основным объектом страхования становилось здоровье и способность к труду. Стремясь обеспечить себя и свою семью в случае утраты трудоспособности по болезни или инвалидности, рабочие создавали общества взаимопомощи, "братства", и другие ассоциации, в которые сами производили страховые отчисления. В таком виде социальная защита рабочих в странах Европы существовала в течение XVIII-XIX вв. Например, в Германии такая структура сохранилась до сих пор в виде страховых фондов по профессии (Die Innungskrankenkassen). Небольшие фонды в каждом городе сливались в более крупные и устойчивые.

 
Во Франции было более 5000 обществ взаимопомощи на случай потери работы, болезни или выхода на пенсию. Некоторые из них содержали центры здоровья, нанимали врачей, но чаще возмещали расходы пациента после визита независимого врача. Подобным образом создавались страховые товарищества в Великобритании, Австрии, Бельгии, Швейцарии, России, Скандинавских странах и многих других.

 
Однако такие добровольные структуры  постоянно испытывали дефицит финансовых средств, а число застрахованных было ограниченным, не говоря уже об иждивенцах, стариках, детях и других категориях нуждающихся.

 
К началу нынешнего столетия во многих европейских странах были приняты  законы о страховании работающих на случай болезни, инвалидности, старости, безработицы. Согласно этим законам  в формировании страховых взносов  помимо самих работников стали участвовать  предприниматели, владельцы фабрик и мануфактур, выплачивавшие от 25 до 40% страховых взносов. В более  поздний период в страховые фонды  стали поступать субсидии и дотации  государства.

 
Чем больше государство вносило  средств (дотаций) в систему обязательного  страхования здоровья, тем больше оно контролировало этот процесс. Стремление создать регулируемое страхование  здоровья стало одной из главных  предпосылок формирования государственного (бюджетного) здравоохранения в таких  странах, как Великобритания, Швеция, Дания, Ирландия и других («бевериджская» модель). В Германии, Австрии, Бельгии, Нидерландах, Швейцарии и других странах Центральной и Восточной Европы получила распространение так называемая «бисмаркская» модель, при которой существенную роль играло финансовое участие предпринимателей, выплачивающих обязательные взносы в установленные законом страховые фонды.

 
Показательной является реформа национального страхования в Великобритании. «Акт о национальном страховании» был принят в Великобритании 15 января 1911 г. и первоначально, подобно аналогичным законам других стран, не предусматривал внесения страховых взносов полностью за счет государства, что является наиболее социально справедливой формой страхования. Акт 1911 года установил для одной группы застрахованных страхование без взносов (право на все пособия имели рабочие самой низкооплачиваемой категории с заработком 1,5 шиллинга в день, которые ничего не вносили в кассу общества). Пособия им формировались из взносов предпринимателей, других более высокооплачиваемых рабочих, дотаций государства. Для других категорий застрахованных Акт сохранял принцип взаимопомощи, смягчая его лишь предписанием выделения субсидий и дотаций из государственного бюджета. Таким образом, Акт 1911 г. впервые в Великобритании закрепил законодательно принцип общественной солидарности, когда богатый платит за бедного, здоровый - за больного.

 
Страховые взносы в Великобритании (а также в странах континентальной  Европы) собирались через почтовые ведомства путем покупки специальных  марок, затем эти средства поступали  к страховым комиссарам в страховые  комиссии. Последние и распределяли полученные суммы (фактически налоги) между всеми обществами взаимопомощи в зависимости от численности  застрахованных за минусом средств, предназначенных на пополнение резервного фонда и содержание центральных  органов страхования. 
 
Спустя не полных 2 года (в 1913 г.) была проведена реформа национального страхования в Великобритании, в результате чего государство стало покрывать расходы, связанные со страхованием на случай болезни и инвалидности, из бюджета.

 
Чтобы государство было в состоянии  брать на себя такого рода расходы, понадобилось сравнительно широкое  определение его компетенции, подводящее английскую систему страхования  на случай болезни и инвалидности к идеалу страхования – «страхованию без взносов», что и стало в последующем в Великобритании главной предпосылкой реформы 1948 г. и создания бюджетной Национальной службы здравоохранения.

 
Во Франции вопрос об организации  страхования здоровья, выплаты пенсии по старости и инвалидности впервые  был поставлен еще Конвентом, который создал реестр – «Книгу национальной благотворительности", и Законом «22 флореаля второго года», определившим, какие категории населения подлежат записи в этот реестр. Но едва был опубликован этот Закон, как Конвент из финансовых соображений отказался от его выполнения. И только 100 лет спустя французское правительство приступило к проведению в жизнь принципов, провозглашенных Великой французской революцией.

 
В июле 1913 г. во Франции был принят 'закон, согласно которому проводилось  страхование рабочих от несчастных случаев и профессиональных заболеваний. По этому закону предприниматель  обязан был выплачивать денежное пособие в течение календарного года с момента увольнения работника, этот вопрос решался комиссией, в  которую входили депутаты, сотрудники страховых учреждений, рабочие и  предприниматели. Закон имел очень  важное значение в становлении системы страхования здоровья. 
 
В Швеции проект закона о социальном страховании рабочих был внесен в риксдаг в 1883 г. Закон этот не был принят. В 1907 г. правительством Швеции была учреждена специальная комиссия под председательством профессора В. Линдстэда, в результате деятельности которой 21 мая 1913 г. риксдагом был принят «Закон об обязательном страховании на случай болезни, инвалидности, старости». По этому закону обязательно должны были страховаться все шведские граждане в возрасте от 16 до 66 лет. Страхование осуществлялось с единственной целью - обеспечить каждого по наступлении пожилого возраста (67 лет), а также при утрате трудоспособности (временной и стойкой) денежными пособиями из средств, получаемых путем внесения взносов страхуемыми и дотаций от общин и государства. Примерно в этот же период происходило реформирование законов о социальном страховании в Австрии, Бельгии, Швейцарии, Норвегии, Португалии и других странах, где законодательная власть в той или иной мере регламентировала общественно-экономические отношения в государстве.

 
Родоначальницей больничных касс по праву  считается Германия, где они образовались еще за 30 лет до появления первых касс в России, а немецкий das Krankenversicherungsgesetz стал образцом для подготовки Закона о социальном страховании рабочих на случай болезни, принятого III Государственной Думой 23 июня 1912 г. в России.

 
Еще в 1883 г., сразу после принятия das Krankenversicherungsgesetz, по всей Германии стали формироваться больничные кассы: фабричные, строительные, общинные, местные и др. Опыт их деятельности показал, что крупные кассы несравненно лучше обеспечивают всеми видами помощи своих членов, чем мелкие. Поэтому с 1885 г. начался процесс объединения и централизации больничных касс, их реорганизация в местные (городские) больничные кассы. Наиболее крупными из них были Лейпцигская, Дрезденская, Мюнхенская, Штутгартская.

 
К примеру, в Лейпциге было образовано 18 местных касс и одна общинная, насчитывающая 22800 членов. Таким образом, возникла местная больничная касса для  Лейпцига и окрестностей (Ortskrankenkasse fur Leipzig und Umgegend) - самая большая больничная касса Германии. Для оказания врачебной помощи (в период 1910-1913 гг.) касса оформила договорные отношения с 429 врачами, в том числе с 13 поликлиниками, 143 узкими специалистами и 28 зубными врачами.

 
Касса содержала свои санатории  и Цандеровский институт, где имелся рентгеновский кабинет, электро- и светолечение. Она состояла в договорных отношениях с 59 аптеками, 29 оптическими магазинами и другими учреждениями. У больных имелось право свободного выбора врача из опубликованного кассой списка врачей, работавших с ней по договору:

 
- обязанности больничных касс  согласно закону входили:

 
- предоставление бесплатного лечения;

 
- выплата денежного пособия во  время болезни;

 
- материальная помощь и пособие  беременным и роженицам;
 

- пособие  на погребение.
 
Членам семей застрахованных предоставлялось  только бесплатное лечение, а также  медицинская помощь беременным и  роженицам. Но большинство касс этим не ограничивались и расширяли свою помощь за счет профилактических мероприятий (санатории, дома отдыха, пансионаты и  др.), а также выделяли особые чрезвычайные фонды для помощи нетрудоспособным, создавая таким образом замену отсутствующего страхования по старости и инвалидности. Средства больничных касс составляли: 2/3 -взносы самих рабочих и 1/3 - взносы предпринимателей. Таким образом, исторически сформировалось несколько типов организации врачебной помощи застрахованным: система свободного выбора врача; система «списочных врачей»; система врачей, постоянно работающих в больничных кассах по контрактам.

 

Глава II Классификация систем здравоохранения
 
Наличие в той или иной стране соответствующей системы здравоохранения  определяется многими обстоятельствами. Все зависит от того, что лежит  в основе классификации той  
или иной системы здравоохранения.

 
Так с точки зрения социально-политической структуры общества условно выделяют пять типов систем здравоохранения: 1) классическая (неупорядоченная), 2) плюралистическая, 3) страховая, 4) национальная, 5) социалистическая.

 
Российские ученые, с точки зрения приближения к сущности отношений  в здравоохранении (О.П. Щепины, В.Б. Филатов, Я.Д. Погорелов и др.), предлагается различать три основных типа систем здравоохранения: а) утилитарную, б) коммунотарную, в) либеральную, в соответствии с тем, как Г. Жаркович с соавторами определяет общественные ценности «благополучного общества». Другие авторы (И.А. Торгунов и др.) считают, что в. современном подходе к типологии систем здравоохранения, изначально должны преобладать правовые характеристики универсальных отношений врача и пациента, в свою очередь определенные фундаментальными (конституционными) свободами личности.

Экспертами  Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) (S. Hakansson, В. Majnoni, D'Intignano, G.H. Mooney, J.L. Roberts, G.L. Stoddart, K.S. Johansen, H. Zollner) предложена классификация, по которой различается три первичных типа систем здравоохранения:
 
1) государственная , или система Бевериджа;

2) система, основанная на всеобъемлющем страховании здоровья, или система Бисмарка;
3) негосударственная, рыночная или частная система здравоохранения.  

Обычно  большинство авторов выделяют следующие  модели:
1) универсалистская (модель Бевериджа),
2) социального  страхования (модель Бисмарка),
3) «южная  модель» (Испания, Португалия, Греция и частично Италия),
4) институциональная или социал-демократическая «скандинавская модель»,
5) либеральная (остаточного социального обеспечения),
6) консервативная  корпоративная (Япония),
7) латиноамериканская,
8) системы  здравоохранения индустриальных  государств Восточной Азии,
9) системы  здравоохранения стран с переходной  экономикой.
 
Экономические модели систем охраны здоровья разных стран могут быть обозначены в зависимости от того, какую роль и функции выполняет государство в этих процессах. 

Глава III. Характеристика систем здравоохранения
 
В настоящее время все существующие системы здравоохранения сводят к трем основным экономическим моделям. Однозначных общепринятых названий у этих моделей нет, но описания их основных параметров дается специалистами, в общем, одинаково. Это: платная  медицина, основанная на рыночных принципах  с использованием частного медицинского страхования, государственная медицина с бюджетной системой финансирования и система здравоохранения, основанная на принципах социального страхования  и регулирования рынка с многоканальной системой финансирования.

 
Для первой модели характерно предоставление медицинской помощи преимущественно на платной основе, за счет самого потребителя медицинских услуг, отсутствие единой системы государственного медицинского страхования. Главным инструментом удовлетворения потребностей в медицинских услугах является рынок медицинских услуг. Ту часть потребностей, которая не удовлетворяется рынком (малообеспеченные слои населения, пенсионеры, безработные) берет на себя государство путем разработки и финансирования общественных программ медицинской помощи. Наиболее ярко она представлена здравоохранением США, где основа организации здравоохранения - частный рынок медицинских услуг, дополняемый государственными программами медицинского обслуживания бедных «Medicade» и пенсионеров «Medicare». Такую модель обычно называют платной, рыночной, американской, иногда - системой частного страхования. 
 
Вторая модель характеризуется значительной (исключительной) ролью государства. Финансирование здравоохранения осуществляется главным образом из госбюджета, за счет налогов с предприятий и населения. Население страны получает медицинскую помощь бесплатно (за исключением небольшого набора медицинских услуг). Таким образом, государство является главным покупателем и поставщиком медицинской помощи, обеспечивая удовлетворение большей части общественной потребности в услугах здравоохранения. Рынку здесь отведена второстепенная роль, как правило, под контролем государства. Эта модель с 1948 г. существует в Великобритании. Она характерна также для Ирландии (1971 г.), Дании (1973 г.), Португалии (1979 г.), Италии (1980 г.), Греции (1983 г.) и Испании (1986 г.). Ее называют государственной, бюджетной, госбюджетной. 
 
Третью модель определяют как социально-страховую или систему регулируемого страхования здоровья. Данная модель здравоохранения опирается на принципы смешанной экономики, сочетая в себе рынок медицинских услуг с развитой системой государственного регулирования и социальных гарантий, доступности медицинской помощи для всех слоев населения. Она характеризуется в первую очередь наличием обязательного медицинского страхования всего или почти всего населения страны при определенном участии государства в финансировании страховых фондов. Государство здесь играет роль гаранта в удовлетворении общественно необходимых потребностей всех или большинства граждан в медицинской помощи независимо от уровня доходов, не нарушая рыночных принципов оплаты медицинских услуг. Роль рынка медицинских услуг сводится к удовлетворению потребностей населения сверх гарантированного уровня, обеспечивая свободу выбора и суверенитет потребителей. Многоканальная система финансирования (из прибыли страховых организаций, отчислений от зарплаты, государственного бюджета) создает необходимую гибкость и устойчивость финансовой базы социально-страховой медицины.

 
Наиболее ярко данная модель представляется здравоохранением ФРГ, Франции, Нидерландов, Австрии, Бельгии, Голландии, Швейцарии, Канады и Японии.

 
В социально-страховую модель включены признаки и государственной, и рыночной моделей. В зависимости от того, какие  параметры преобладают, социально-страховая  модель может быть ближе либо к государственной, либо к рыночной. Например, социально-страховые модели систем здравоохранения стран Скандинавии и Канады имеют много общего с государственной моделью, а система здравоохранения Франции близка к рыночной.

 
Однако в основе выделения перечисленных  моделей лежит не только роль государства, но также понимание и определение "товара" в сфере здравоохранения. Следует отметить, что однозначного мнения по поводу того, что же является товаром в данной сфере жизнедеятельности до сих пор не существует, хотя с древнейших времен на этот вопрос пытались ответить и египетские жрецы, и врачи китайских императоров.

 
Например, в Египте гонорар врача  определялся весьма специфическим  образом: больной оплачивал серебром вес своих волос после болезни. Если болезнь была длительной, то волосы отрастали больше. Таким образом, врач был экономически заинтересован  в продолжительном лечении.

 
В Древнем Китае, напротив, врачи, обслуживающие  элиту, получали жалование до тех  пор, пока пациенты были здоровы, то есть фактически оплачивалось собственно состояние  здоровья. В этом случае врач был  экономически заинтересован в здоровье пациента. 
 
Хотя основной целью здравоохранения является именно здоровье человека, попытка рассмотреть его в качестве товара очень проблематична. И прежде всего потому, что оно плохо измеримо и трудно поддается оценке в деньгах. Но самое главное, если бы такая оценка здоровья человека в денежном выражении была найдена, то именно она стала бы определять цену человеческой жизни. Фактически эта цена неявным образом присутствует, например, в расчетах, связанных с безопасностью жизнедеятельности, в военной медицине (при определении приоритетов в оказании медицинской помощи). Однако, явное определение цены здоровья человека, а, следовательно, человеческой жизни, противоречит традициям, культуре и с учетом явно недостаточной ее обоснованности серьезно и справедливо критикуется. В связи с этим в качестве товара предлагается рассматривать медицинские услуги, а систему здравоохранения определить как организованную деятельность, в ходе которой осуществляется производство этих услуг. 
 
Описанные ранее модели организации здравоохранения по-разному учитывают специфику медицинской услуги как товара. И этот фактор является не менее важным, чем роль государства, для выделения различных типов организации системы здравоохранения. 
 
Например, в рыночной модели медицинские услуги рассматриваются как любой другой товар, который может быть куплен или продан в соответствии с классическими законами рынка (т. е. с минимальным учетом его социальной специфики). Как уже отмечалось, типичным примером рыночной модели является рынок медицинских услуг США. Сфера здравоохранения здесь представлена развитой системой частных медицинских учреждений и коммерческим медицинским страхованием, где врачи являются продавцами медицинских услуг, а пациенты - их покупателями. Такой рынок наиболее приближен к свободному рынку и обладает всеми его достоинствами и недостатками. 
 
Из-за острой конкуренции создаются условия роста качества, поиска все новых продуктов и технологий, жесткой выбраковки экономически неэффективных стратегий и участников рынка. Это определяет положительные стороны рыночной модели здравоохранения. 
 
Однако, с другой стороны, недостаточный учет специфики рассматриваемого вида товара (неограниченность спроса на него, монополизм продавца и т. д.) обуславливает известные негативные моменты: чрезмерный рост затрат на медицину; 
невозможность осуществления государственного контроля и, следовательно, трудности с установлением приоритетов между здравоохранением и другими отраслями экономики; 
возможность возникновения кризисов перепроизводства и стимулирование поставок неоправданных услуг; предпосылки для недобросовестных способов конкуренции, чрезмерное влияние моды и рекламы, и, самое главное, неравный доступ к медицинской помощи.

 
Наличие коммерческого страхователя, заинтересованного в сохранении своих доходов, может снизить  объем услуг (с помощью экспертной оценки), цену медицинской услуги (путем  торгов) и, следовательно, оплату самой  медицинской помощи. Снижение совокупных затрат расширяет круг потенциальных  пациентов рынка медицинских  услуг, повышая объем спроса.

 
В условиях рыночной организации системы  здравоохранения пациенту постоянно  приходится решать дилемму: на какой  рынок— финансовый или страховой - вложить свои сбережения. Выбор осуществляется между доходным вложением денежных средств и риском заболеть, и оказаться не в состоянии оплатить медицинскую помощь. Закономерность здесь, как правило, такая: чем больше риск заболеть и сильнее страх перед финансовыми расходами на медицину, тем сильнее должна быть защита, а ее ценность (по сравнению с возможным доходом) выше...

 
Рыночная модель организации системы  здравоохранения - одна из наиболее качественных, но, в то же самое время, одна из наиболее дорогих моделей. Например, чисто экономический вклад здоровья как одного из важнейших параметров труда в экономику США оценивается на уровне 10% ВВП, т. е. в сотни миллиардов долларов, но затраты на обслуживание здравоохранения еще выше и составляют 14% ВВП.

 
Таким образом, с экономической точки  зрения эта модель является неэффективной, требующей перерасхода денежных средств. Кроме того, в системе  здравоохранения, организованной на рыночных принципах, не обеспечиваются социальные гарантии населения в получении  медицинских услуг. Рыночная модель не обладает свойством доступности  для всех слоев своих граждан. Наблюдается также крайняя неравномерность  в потреблении медицинских услуг, которая тесно коррелирует с  дифференциацией доходов. Так, в 1990 г. 70% всех полученных медицинских услуг  приходилось на 10% населения. 
 
Если же социальная специфика рассматривается как основной параметр медицинских услуг, то факт покупки или продажи медицинской помощи будет означать опосредованную покупку национального здоровья. В таком случае при организации системы здравоохранения во главу угла будет поставлен принцип равнодоступности медицинских услуг. Обеспечить это легче всего централизованным образом, подчинив систему здравоохранения контролю государства. Таким образом, именно социальные приоритеты превалируют в бюджетной системе здравоохранения. Типичным примером государственной модели является рынок медицинских услуг Великобритании. Этот рынок основан на системе государственного (национального) здравоохранения. Национальная система здравоохранения получила название бевериджской по имени лорда Бевериджа, провозгласившего в 1942 г. идеи, ставшие основой бюджетной модели: богатый платит за бедного, здоровый - за больного. При таком подходе общество старается оплачивать именно здоровье нации через оплату медицинских услуг, направляемых на его поддержание. На этом рынке гораздо легче соотнести приоритеты здоровья нации с другими приоритетами национальной экономики. Данная модель организации системы здравоохранения тяготеет к рынку централизованных, планово-распределительных экономик и имеет соответствующие таким экономикам характерные положительные и отрицательные черты.

 
К недостаткам этой модели следует  отнести отсутствие естественных стимулирующих  развитие факторов. Это ведет к  медленному росту качества медицинской  помощи, недостаточной гибкости организационных  структур, к возможности длительного  осуществления неэффективных стратегий  и использованию старых медицинских  технологий. Но есть и очевидные  достоинства. Прежде всего - ориентация на профилактику заболеваний. Так как, в конце концов, оплачивается здоровье, то врач объективно заинтересован в  уменьшении заболеваемости, снижении объемов медицинских услуг, в  то время как на свободном рынке  он объективно заинтересован в обратном. 
 
Нередко равнодоступность медицинской помощи достигается путем жесткого ограничения свободы выбора пациентом лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ) или врача. На современном этапе во многих странах, использующих государственную модель, пытаются устранить столь очевидный недостаток организации системы здравоохранения. Однако процесс этот только начался. Например, в Швеции лишь в 1991 г. после экспериментальной апробации было принято решение о предоставлении каждому шведу права свободного выбора медицинского учреждения или врача на всей территории страны. Аналогичное решение было принято и в Дании, а вот в Финляндии пациент может выбрать любого врача общей практики или специалиста только в определенном медицинском центре или больнице.

 
Обратимся теперь к социально-страховой  модели организации системы здравоохранения  и рассмотрим, что же в данном случае понимается под товаром.

 
Исторически первая система государственного медицинского страхования была введена  в Германии в годы правления канцлера Отто Бисмарка (1883-1889 гг.), поэтому получила название бисмарковской. Она представляла собой серию специальных законов о страховании рабочих по случаю болезни, от несчастных случаев, по инвалидности и старости. В основу указанных законодательных актов был положен следующий принцип: здоровье - капитал, увеличивающий эффективность общественного труда. Поэтому главной характерной чертой медицинских услуг в этой модели рассматривается случайный потенциальный спрос, связанный с риском потери здоровья и трудоспособности. При этом труд понимается как один из важнейших производственных факторов («винтик» общественного производства) вероятность «поломки» которого следует минимизировать. И главная роль медицинского страхования именно в этом.

 
Таким образом, в бисмарковской модели здоровье играет по отношению к труду ту же роль, что и капитал. Здоровье увеличивает эффективность труда, стоимость так называемого "человеческого капитала". Аналогичный принцип был использован в России в начале 20-ых годов, когда создавалась заводская медицина. Основной ее задачей было повышение качества трудовых ресурсов в ключевых отраслях промышленности: тяжелой и оборонной. Таким образом, бисмарковская модель ориентирована прежде всего на решение чисто экономических задач: обеспечение роста производительности и сокращение экономических потерь за счет снижения трудопотерь.

 
Однако, помимо страхования риска  потери здоровья как такового, система  государственного медицинского страхования  обеспечивала перераспределение доходов, путем оплаты медицинских услуг  через страховые фонды. Это позволило  добиться смягчения остроты социальных проблем, связанных с риском потери трудоспособности малоимущих слоев  населения.

 
Современное медицинское страхование  Германии в целом сохранило основные принципы бисмарковской организации системы здравоохранения. Финансирование осуществляется путем консолидации средств из различных источников: 60% средств, поступающих в ЛПУ, - это средства обязательного медицинского страхования (ОМС), из них 25% - это страхование членов семей трудящихся; 10% -средства добровольного медицинского страхования (ДМС), 15% - государственные средства за счет налогообложения, 15% - личные средства граждан.

 
В свою очередь, фонды ОМС формируются  за счет трех источников: государственного бюджета, взносов работников и работодателей. Средний размер взносов на медицинское  страхование в 90-ых годах составлял 13% по отношению к фонду оплаты труда (ФОТ). Выплачиваются взносы работодателями и работниками равными долями, т. е. по 6,5%.

 
В Германии существует достаточно продуманная  система цен на медицинские услуги. Единицей для финансовых расчетов служит "очко". Количество очков отражает сложность услуги. Сумма очков  для каждой услуги стабильна и  известна всем участникам медицинского обслуживания и страхования. Список стоимости медицинских услуг  в очках публикуется в специальных  справочниках. Цена "очка" в немецких марках пересматривается в соответствии с изменением уровня цен или изменением методов медицинского обслуживания в стране ежегодно, иногда даже чаще. Эта система позволяет оперативно, без большого объема работы менять цены, реагируя на конкретные экономические условия, например, инфляцию.

 
К числу стран, использующих социально-страховую  модель, относится и Канада. Как  отмечалось ранее, несмотря на то, что  организация системы здравоохранения  Канады относится к социально-страховой, она напоминает государственную модель. В первую очередь, это обусловлено ориентацией канадской системы здравоохранения на социальные. Характеристики медицинской услуги. Внимание специалистов в области организации здравоохранения к данной системе усилилось после того, как Канада достигла значительных успехов в сдерживании медицинских расходов. В 1965 г. в этой стране доля расходов на здравоохранение в ВВП составляла 6,5%, т. е. была равной США, а в 90-ых годах этот показатель составляет около 8,7%, в то время как в США приближается к 12%.

 
В Канаде действует Национальная система  страхования здоровья. Эта система  государственного социального страхования  гарантирует медицинскую страховку  практически всем гражданам страны. Причем размер получаемой медицинской  помощи не зависит от величины страхового взноса, человеку не может быть отказано в страховке из-за пожилого возраста или плохого состояния здоровья.

 
Денежные средства производителям медицинских услуг в Канаде поступают  из одного источника - системы национального  страхования, которая аккумулирует средства трех фондов: федеральных фондов и фондов провинциальных бюджетов; фондов частных страховых компаний; добровольных пожертвований.

 
Сфера деятельности частных страховых  компаний ограничена, им позволяется  страхование лишь тех услуг, которые  не включены в планы обязательного  медицинского страхования (ОМС), например, частные больничные палаты, услуги косметической хирургии. В основном провинции аккумулируют свои фонды для здравоохранения из общих провинциальных налогов, но в ряде провинций (Альберта,
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.