На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Монополия:сущность и организационные формы

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 21.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
МОНОПОЛИЯ:
СУЩНОСТЬ  И ЕЁ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ  ФОРМЫ. 
 
 
 
 

ЗОТФ  ЭУ0951    КУРС 2
Люликова Е.Б. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

План  работы.
1.Введение.
2.Сущность монополии.
3.Формы монополии.
4.Заключение.
Список литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Введение
     Нынешний  мир невозможно представить себе без рынков, а рынки, в свою очередь, невозможно представить без конкуренции. Однако, рынки и, соответственно, конкуренция  не одинаковы.
     На  рынке совершенной конкуренции  имеется много продавцов и  покупателей, а поэтому ни один отдельно взятый продавец или покупатель не оказывает значительного влияния  на цену. Большинство сельскохозяйственных рынков близки к рынкам совершенной  конкуренции. Например, тысячи фермеров выращивают пшеницу, которую покупают тысячи покупателей. В итоге ни один фермер и ни один покупатель не могут  существенным образом повлиять на цену пшеницы.
     Многие  другие рынки достаточно конкуренты, чтобы рассматривать их как рынки  совершенной конкуренции. Мировой  рынок меди, например, имеет несколько  десятков поставщиков. Этого достаточно, чтобы в случае, если один из поставщиков  выходит из дела, влияние на цену было бы незначительно.
     Любое крупное предприятие или группировка  склонна воспользоваться выгодами от своего положения на рынке и  тяготеет к установлению диктата  цен, рассматривая это как один из эффективных способов экономической  политики. Источниками монополии  могут быть как крупное, так и  среднее предприятие или государство. Не всякий процесс концентрации или  централизации ведет к образованию  монополий, по сути, в сегодняшних  условиях нельзя говорить о существовании  монополии в чистом виде, но в то же время находит отражение практика монопольного поведения предприятий. Характерными признаками подобного поведения является ограничение действия рыночных механизмов, торможение научно-технического прогресса, удержание необоснованно завышенных цен.
     Проблемы, связанные с развитием различных  форм конкуренции неоднозначны, так  как реальная жизнь очень динамична  и в ней существуют не только критерии экономической эффективности, но действуют  и политические или социальные факторы. Обществу выгоднее иметь совершенного конкурента, чем монополиста, в то же время условия производства подталкивают предприятия к тому, чтобы иметь  большую власть и влияние на рынок. Таким образом, нельзя дать ответ - какая  рыночная ситуация «лучше» позволяет обеспечить оптимальные пропорции распределения ресурсов, обеспечить равновесие на рынке, здесь нужно учитывать не только макро- но и микроэкономические факторы, которые оказывают влияние на развитие экономической ситуации в отрасли или экономике, каждый конкретный случай требует особого подхода.
     Таким образом, роль монополистических объединений  в экономике очень велика и  заслуживает тщательного изучения. 

2.Сущность монополий
     Монополия (от моно - один и греч. poleo - продажа) исключительное право в определенной области, государства, организации, фирмы. Монополия - крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны. Если мы обратили внимание на монополистические образования в промышленном производстве, то это отдельные крупные предприятия, объединения предприятий, хозяйственные товарищества, которые производят значительное количество продукции определенного вида, благодаря чему занимают доминирующее положение на рынке; получают возможность влиять на процесс ценообразования, добиваясь наиболее выгодных для себя цен; получают более высокие (монопольные) прибыли. Следовательно, главным признаком монопольного образования (монополии) является занятие монопольного положения. Последнее определяется, как доминирующее положение предпринимателя, которое дает ему возможность самостоятельно или вместе с другими предпринимателями ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара. Характерными чертами монополии являются следующие:
     1. Отрасль состоит из одной фирмы,  которая является единственным  производителем данного продукта  или поставщиком услуги.
     2. Из первого признака вытекает, что покупатель должен приобретать  продукт у монополиста или  обходиться без него. То, что не  существует близких заменителей  монополизированного продукта, имеет  большое значение для рекламы.  Впрочем, монополисту часто нет  нужды использовать рекламу.
     3. В условиях монополизированного  производства производитель диктует  цену и имеет возможность манипулировать  количеством предложенного продукта.
     4. Существование монополии предполагает  наличие барьеров для появления  в отрасли аналогичных производств,  создаваемых другими производителями.  Эти барьеры могут быть экономическими, техническими или юридическими. При анализе монополии важно  учитывать неоднозначность самого  термина «монополия». Прежде всего,  нельзя выводить суть этого  явления из этимологии слова  «моно» - один, «полио» - продаю. В  реальной действительности практически  невозможно найти ситуацию, когда  на рынке действовала бы одна  единственная фирма-производитель товаров, не имеющих аналогов.
     Следовательно, использование термина «монополия», а тем более «чистая монополия» является абстракцией. Даже полное отсутствие конкурентов внутри страны не исключает  их наличие за рубежом. Поэтому можно  представить чистую, абсолютную монополию  скорее теоретически. Для чистой монополии  характерно наличие всего лишь одной  фирмы, производящей продукт, близких  заменителей которому нет, т.е. уникальный продукт. Фирма осуществляет значительный контроль над ценой своего продукта. Регулируя цену изменением предложения  продукта, фирма делает всё, чтобы  не допустить новую фирму в  отрасль своей деятельности, т.е. блокирует свою отрасль.
     Существует  три типа барьеров, мешающих проникновению  на монополизированные рынки новых  конкурентов и изменению там  ситуации к лучшему для покупателей:
     · Юридические барьеры. Самыми древними формами таких барьеров были монопольные  права, которые присваивались себе по праву сильного правителями и  которые со временем получили название государственных монополий. Однако государство рождает монополию  и тогда, когда выгоды от этого  достаются преимущественно не государственной  казне, а другим лицам или организациям. Такие монополии представлены в виде лицензий и патентов на изобретения и научно-технические разработки.
     · Естественные барьеры. В некоторых  случаях рождение монополии становится неизбежным по сугубо объективным причинам. Барьеры, порождающие их естественны, т.е. закономерно присущи определённому  рынку. Например, монополистом может  стать фирма, купившая землю с  месторождением полезных ископаемых. Закон защищает права собственника, даже если в итоге он стал монополистом. Также существуют монополии, возникновение  которых обусловлено техническими или экономическими причинами. К  примеру, технически почти невозможно создание в городе двух сетей канализации, подвода газа.
     · Экономические барьеры. Такие барьеры  возводятся самими фирмами монополистами  или являются следствием неблагоприятной  общеэкономической ситуации в стране. Почти 90% промышленного потенциала страны сосредоточено на крупнейших предприятиях. Добиться снижения этой гипермонополизации российской экономики  крайне трудно в силу как раз общеэкономических  причин, мешающих появлению новых  фирм. Такими причинами могут быть высокие налоги, дорогая цена оборудования и т.д.

     История монополий достигает глубокой древности ( я к этому ещё вернусь в своей работе). Монополистические тенденции в разных формах и в неодинаковой степени проявляются на всех этапах развития рыночных процессов и сопровождают их. Но их новейшая история начинается с последней трети XIX столетия (особенно во время экономического кризиса 1873 г.). Взаимосвязанность явлений - кризиса и монополий - указывает на одну из причин монополизации, а именно: попытку многих фирм найти спасение от кризисных потрясений в монополистической практике. Не случайно монополии в тогдашней экономической литературе получили название «детей кризиса». На процесс усиления монополизации экономики первыми обратили внимание представители немецкой исторической школы, и это не случайно, поскольку именно они в своих исследованиях сделали акцент на описание отдельных экономических процессов, собирание фактического материала. Эту стадию развития капитализма они называли империализмом (imperium - лат. - власть) по аналогии с процессом формирования империй прошлого - римской, персидской и других.

     Существуют  два способа образования монополий: посредством капитализации прибыли  или путем слияний и поглощений. В последнее время отмечается существенное преобладание последнего способа. Методы концентрации и централизации  капитала, применявшиеся в XIX веке, не обеспечивали достаточного сосредоточения капитала для эффективного массового  производства. Концентрация производства, создание новых крупнейших заводов  и фабрик требовали резкого расширения рамок капиталистической собственности. Способ такого быстрого расширения размеров капиталистической собственности, находящейся под единым контролем, существовал давно, но лишь под влиянием быстрого роста производительных сил  они получили широкое распространение  и решающее значение. Это, в первую очередь, акционерная форма организации  капиталистических компаний. Монополии  появились и в России, но их развитие было своеобразным.

     Первые  монополии образовались в 80 - х годах XIX века (Союз рельсовых фабрикантов  и др.). Своеобразие развития заключалось  в непосредственном вмешательстве  государственных органов в создание и деятельность монополий в отраслях, обеспечивающих нужды государственного хозяйства, или имевших особое значение в его системе (металлургия, транспорт, машиностроение, нефтяная и сахарная промышленность). Это привело к  раннему возникновению государственно-монополистических  тенденций. В 80 - 90-х годах XIX века действовало  не менее 50 различных союзов и соглашений в промышленности и на водном транспорте. Монополистическая концентрация происходила  и в банковском деле. Ускоряющее воздействие на процесс монополизации  оказал иностранный капитал. До начала XX века роль монополии в экономике  была невелика. Решающее воздействие  на их развитие оказал экономически кризис 1900 - 1903 гг. Монополии постепенно охватили важнейшие отрасли промышленности и чаще всего образовывались в  виде картелей и синдикатов, в которых  был монополизирован сбыт при  сохранении их участниками производственной и финансовой самостоятельности. Возникали  и объединения трестовского типа (товарищество «Бр Нобель», неточный трест и др.). Отсутствие законодательных  и административных норм, регулирующих порядок деятельности монополий  делало возможным использование  против них государством законодательства, формально запрещавшего деятельность монополий. Это привело к распространению  официально не зарегистрированных монополий, часть которых, однако, действовала  с согласия и при прямой поддержке  правительства («Продпаровоз», военно-промышленные монополии). Нелегальное положение создавало неудобства (ограничение коммерческой и юридической деятельности) и поэтому они стремились к правовой легализации, используя разрешенные формы промышленных объединений. Многие крупные синдикаты - «Продмед», «Продуголь», «Продвагон», «Кровля», «Лседь», «Проволка», «РОСТ» и др. - по форме были акционерными предприятиями, действительные цели и деятельность которых определялись особыми, негласными контрагентскими договорами. В период промышленного подъема «1910 - 1914 гг.» происходил дальнейший рост монополий. Число торговых и промышленных картелей и синдикатов составило 150-200. Несколько десятков их было на транспорте. В банковские монополии превратились многие крупнейшие банки, проникновение которых в промышленность наряду с процессами и комбинирование производства, способствовало укреплению и развитию трестов, концернов и т.п. Монополии были ликвидированы в результате Октябрьской революции, в ходе национализации промышленности и банков. Советское государство частично использовало учетные и распределительные органы монополий при создании органов управления народным хозяйством.

     Если  капиталистические монополии возникали “снизу”, из среды конкурирующих товаропроизводителей, то после революции социалистические монополии создавались “сверху”, государством. Второе отличие состоит в том, что в условиях острой конкуренции монополистом на рынке может стать лишь предприятие с лучшими качественными параметрами производимой продукции, что достигается наличием мощного научно-технического потенциала. В условиях же тотального монополизма производство определённых видов продукции может быть организовано на предприятиях с отсталой технической базой. Для того чтобы получить прибыль монополисту достаточно установить монопольно высокие цены и навязать их потребителям.
     Следующая отличительная особенность состоит  в том, что плановая монополизированная система привела к хроническому дефициту, тогда как рыночная экономика  избавлена от подобного явления. Плановое распределение ресурсов и  подавляющего вида произведенных продуктов  не способствовало удовлетворению потребностей общества. К началу 90-х гг. в стране возник дефицит практически всех товаров как потребительских, так  и производственно-технического назначения. К этому следует добавить, что  продукция отечественных товаропроизводителей все больше и больше становилась неконкурентоспособной, весьма далекой от аналогов зарубежных фирм.
     Отличительной чертой выступает реакция экономики, да и государства на возникновение  и развитие монополизма. Рыночная экономика  фактически отвергла монополию. Опасность  монополизации экономики была намечена давно. Но только мировые кризисные  потрясения 20 - 30-х гг. нашего столетия показали разрушительные последствия  деятельности монополий. Страны рыночной экономики, пережив экономическое  и политическое потрясение, используя  закономерности развития рынка, государственное  регулирование, сумели переломить монополистические  тенденции, твердо встали на путь защиты рыночной конкуренции, перешли от монопольных  структур в экономике к конкурентным.
     В отечественной экономике, к сожалению, все шло наоборот. Продолжались усилия по наращиванию концентрации не только производства и потребления, но и  распределения и обмена. В конце  концов, наша система превратилась в огромную организационную сверхмонополию. 

3.Формы монополий
     Существуют  разные виды монополий, которые можно  классифицировать на три основных:
      естественная
      административная
      экономическая.

     Естественная  монополия

     Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.
     Основными признаками естественной монополии  являются следующие:
     Деятельность  субъектов естественных монополий  эффективнее в отсутствии конкуренции, что связано с существенной экономией  на масштабах производства и высокими условно-постоянными издержками. К  таким сферам относят, например, транспорт. Затраты на доставку груза или  перевозку одного пассажира тем  ниже, чем больше грузов или пассажиров перевозятся в данном направлении.
     Высокие барьеры входа на рынок, поскольку  фиксированные издержки, связанные  со строительством таких сооружений, как дороги, линии связи, столь  высоки, что организация подобной параллельной системы, выполняющей  те же самые функции (строительство  дорог и трубопровода или прокладка  железнодорожного полотна проблематична) вряд ли может окупиться.
     Низкая  эластичность спроса, поскольку спрос  на продукцию или услуги, производимые субъектами естественной монополии, в  меньшей степени зависит от изменения  цены, чем спрос на другие виды продукции (услуг), поскольку их невозможно заменить другими товарами. Данная продукция удовлетворяет важнейшие потребности населения или других отраслей промышленности. К таким товарам относится, например, электроэнергия. Если предложим, рост цен на автомобили заставит многих потребителей отказаться от приобретения собственной машины, и они будут пользоваться общественным транспортом, то даже значительное повышение тарифов электроэнергию вряд ли приведет к отказу от ее потребления, поскольку заменить ее эквивалентным энергоносителем сложно.
     Сетевой характер организации рынка, то есть наличие целостной системы протяженных  в пространстве сетей, посредством  которых производится оказание определенной услуги, в том числе наличие  организованной сети, для которой  необходимо Управление и контроль из единого центра в реальном масштабе времени.
     Существуют  два типа естественных монополий:
     а) природные монополии. Рождение таких  монополий происходит из-за барьеров для конкуренции, возведенных самой  природой. Например, монополистом может  стать фирма, геологи которой  обнаружили месторождение уникальных полезных ископаемых и которая купила права на земельный участок, где располагается это месторождение. Теперь никто другой это месторождение использовать не сможет: закон защищает права собственника, даже если он оказался в итоге монополистом, (что не исключает регулирующего вмешательства государства в деятельность такого монополиста).
     б) технико-экономические монополии. Так  условно можно называть монополии, возникновение которых продиктовано либо техническими, либо экономическими причинами, связанными с проявлением  эффекта масштаба.
     Скажем, технически почти невозможно (а точнее, крайне нерационально) создание в городе двух сетей канализации, подвода  газа или электроэнергии в квартиры. Не всегда рациональной оказывается  попытка проложить в одном  и том же городе кабели двух конкурирующих  телефонных фирм, тем более что  им все равно пришлось бы постоянно  обращаться к услугам друг друга, когда клиент одной сети звонил бы клиенту другой.
     Наиболее  крупномасштабными монополиями  обычно являются энергетические и транспортные, где эффект масштаба особенно подталкивает к увеличению размеров фирмы ради снижения средних затрат на производство товаров. Реально это проявляется  в том, что создание в таких  отраслях вместо одной крупнейшей фирмы-монополиста  несколько меньшего размера может  привести к увеличению затрат на производство и в итоге - не к снижению, а  к росту цен. А в этом общество, естественно, не заинтересовано.

     Административная  монополия

     Административная  монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного  права на выполнение определенного  рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры  для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются  разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия  одной отрасли. Они выступают  на рынке как один хозяйственный  субъект, и между ними не существует конкуренции. Экономика бывшего  Советского Союза принадлежала к  наиболее монополизированным в мире. Доминирующей там была именно административная монополия, прежде всего монополия всесильных министерств и ведомств. Более того, существовала абсолютная монополия государства на организацию и управление экономикой, которая основывалась на господствующей государственной собственности на средства производства.
     Отдельно  можно выделить государственную монополию.

     Государственные монополии

     Существование государственных монополий на рынке конкретных товаров и услуг вызвано как естественным монополизмом отдельных государственных предприятий (например, железнодорожный транспорт), так и государственными ограничениями притока новых фирм в какую-либо отрасль (например, в области экспортно-импортных операций стратегически важных товаров и т. д.).
     В отличие от совершенного конкурента, принимающего рыночную цену как данную извне, монополия сама определяет свои цены, исходя из объема рыночного спроса и величины своих издержек. Монополизация рынка ведет, как правило, к относительному сокращению объемов производства и более высоким рыночным ценам на реализуемые монополией товары и услуги. Вот почему во всех развитых странах мира государство проводит более или менее жесткую политику регулирования деятельности монополий, особенно естественных, и поощрения сил конкуренции на рынке.

     Экономическая монополия

     Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые  сумели завоевать монопольное положение  на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его  масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении  или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при  помощи обеих, предприятие достигает  таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.
     Что является причиной появления и развития монополистических тенденций? По этому  вопросу в экономической литературе существуют две точки зрения. По первой монополизм трактуется как случайный, не свойственный рыночному хозяйству. Что касается другой точки зрения, то монополистические образования  определяются как закономерные. Один из тех, что предпочитают такие взгляды  английский экономист А. Пигу. Он настаивает на том, что “монополистическая власть не возникает случайно”. Она является логическим завершением стратегии предприятий. Перефразировав известное выражение, можно сказать, что все дороги ведут к монополии. Еще сформулированный А. Смитом принцип экономической выгоды заставляет предприятия постоянно искать возможности увеличения своих прибылей. Одной из них, наиболее притягательной и надежной, является создание или достижение монопольного положения. Таким образом, можно сделать вывод, что монополистические тенденции в экономике вытекают из закона максимизации прибыли.
     Иной  движущей силой действий предпринимателей в этом направлении является закон  концентрации производства и капитала. Как известно, действие этого закона наблюдается на всех этапах развития рыночных отношений. Его движителем является конкурентная борьба. Чтобы  выжить в такой борьбе, получить большие прибыли, предприниматели  вынуждены вводить новую технику, увеличивать масштабы производства. При этом из массы средних и  малых предприятий отделяется несколько  более крупных. Когда это происходит, у крупнейших предпринимателей возникает  альтернатива: или продолжать между  собой убыточную конкурентную борьбу, или прийти к соглашению относительно масштабов производства, цен, рынков сбыта и т.д. Как правило, они  выбирают второй вариант, который приводит к появлению сговора между  ними, что является одним из основных признаков монополизации экономики. Таким образом, напрашивается вывод, что, появление предприятий-монополистов обусловлено прогрессом производительных сил, реализацией преимуществ крупного предприятия над малым.
     Современная экономическая теория выделяет три  типа монополий:
      монополия отдельного предприятия;
      монополия как соглашение;
      монополия, основывающаяся на дифференциации продукта.
    Достичь монопольного положения первым путем нелегко, о чем свидетельствует сам факт исключительности этих образований. Кроме этого, этот путь к монополии можно считать “порядочным”, поскольку он предусматривает постоянное повышение эффективности деятельности, достижения преимущества над конкурентами.
    Более доступным и распространенным является путь соглашения нескольких фирм или продавцов товара. Он дает возможность быстро создать ситуацию, когда продавцы (производители) выступают на рынке “единым фронтом”, когда сводится на "нет" конкурентная борьба, прежде всего ценовая, покупатель оказывается в безальтернативных условиях.
     На  самом деле, если окунуться в историю, выясняется, что  монополии начинают появляться практически сразу же с появлением обмена и рынка. Люди рано поняли, каким образом можно повысить цену продукта: устранив конкурентов и ограничив его предложение. Причем, несмотря на различие конкретных ситуаций, в разные эпохи создание монополии происходило по одним тем же общим принципам.
     В античном мире хорошо знали, что такое  монополия и какие выгоды она  сулит (само слово происходит из греческого языка). Например, известный философ  Аристотель, живший в IV в. до н. э., вообще считал создание монополии умелой хозяйственной  политикой, к которой может прибегнуть умный гражданин или правитель. В качестве примера он рассказывал о том, как "в Сицилии некто скупил на отданные ему в рост деньги все железо из железоделательных мастерских, а затем, когда прибыли торговцы из гаваней, стал продавать железо как монополист, с небольшой надбавкой на его обычную цену. И все-таки на пятьдесят талантов он заработал сто". Очевидно, такие ситуации не были чем-то редким или исключительным для хозяйств античного мира.
     Более того, даже регулирование монополии  началось уже в античном мире. "Некто" из приведенного выше примера был  выслан правительством с Сицилии. По свидетельству римского мыслителя  Плиния, правительство установило предельные цены горным компаниям, злоупотреблявшим своим монопольным положением.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.