На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Учет расчетов на специальных счетах в банках

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 21.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 24. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
МОСКОВКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

Студента  курса   351-Б  учеб. гр Экономики и Управления факультета
           
Галенковской  Натальи Александровны 

            Учебная дисциплина  бухгалтерского учета анализа и аудита
            
 

    Тема: Учет расчетов на специальных  счетах  в банках 
     

          
                                                                        
 
 
 

                                                                               Руководитель: Перепелица Н.М.
                                                                                                                                   
 

      Защищена:        Оценка: 

           «___»_________20__г.                                                     «_____________» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тверь 2009 
 
 

    Содержание: 

      Вступление…………………………………………………………………..
      1.    Экономическое содержание и классификация…………………………….
      1.1. Нормативное регулирование учета расчетов на специальных счетах  в                                                                банках ………………………………………………………………………………
      1.2. Синтетический и аналитический учет……………………………………...
      1.3. Инвентаризация учета расчетов на специальных счета в     банках……………………………………………………………………………….
      1.4. Отражение в бухгалтерской и финансовой отчетности…………………………………………………………………………..
     
      Особенности введения учета на специальных счетах в банках.
    2.   Характеристика организации ОАО “МИРТ”………………………………...
    2.1. Первичные документы и регистры учета……………………………………
    2.2. Синтетический и аналитический учет расчетов на специальных счетах в банках  ОАО “МИРТ” …………………………………………………………….
    2.3. Учёт операций по аккредитивной форме расчётов…………………………
    2.4. Учёт операций по расчётам чеками и чековыми книжками…………..……
    2.5. Учёт операций по депозитным счетам………………………………………
    2.6 Учёт операций по расчётам корпоративными банковскими картами……..
    2.7.Инвентаризация в отражении бухгалтерской  и финансовой отчетности ОАО  “МИРТ”…………………………………………………………………….. 

      Основные  недостатки введения учета расчета на специальных счетах в банках.
      3. Выявление недостатков введения учета на специальных счетах  в банках ОАО “Мирт”……………………………………………………………………….
    3.1. Типичные ошибки ОАО “Мирт”……………………………………………. 
     

      Заключение………………………………………………………………….
      Литература ………………………………………………………………….
      Приложения ………………………………………………………………...
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1
Вступление. 

В процессе осуществления своей деятельности торговые предприятия вступают в  хозяйственные связи с разными  предприятиями, организациями и  лицами: поставщиками товарно-материальных ценностей (работ, услуг), покупателями, финансовыми, налоговыми органами, органами социального страхования и др. Расчеты между ними осуществляются в денежной форме.
Большая часть расчетов осуществляется в  безналичном порядке. Наличные расчеты  применяются при реализации товаров населению, мелким оптом некоторым учреждениям, оплате труда и в некоторых других случаях. Безналичные расчеты производятся путем перечисления (перевода) денежных средств со счета плательщика на счет получателя. При этом посредником при расчетах между предприятиями и организациями вступают соответствующие учреждения банка. Отношения между банками и клиентами носят договорной характер. Клиенты (предприятия, фирмы и др.) самостоятельно выбирают банки для кредитно-расчетного обслуживания.
В целях  повышения эффективности операций в условиях рыночных отношений предприятиям необходимо выполнять основные задачи, связанные с учетом денежных средств  и расчетов. Прежде всего, необходимо обеспечить соответствие расчетов предъявляемым требованиям: своевременности, надежности, эффективности. Немаловажным для предприятия является оперативный, повседневный контроль за использованием средств строго по целевому назначению, за правильными и своевременными расчетами с бюджетом, банками, персоналом, за соблюдением форм расчетов, установленных в договорах с покупателями и поставщиками.
Актуальность  темы заключается в том, что большинство расчетов по сделкам осуществляется посредством перечисления денежных средств с использованием банковских счетов, поэтому оборот товаров, работ и услуг практически любого государства, так или иначе, связан с надежным функционированием банковской системы в целом. На сегодняшний день банки предоставляют своим клиентам возможности осуществлять разные банковские операции. В зависимости от специфики конкретной операции она совершается посредством использования банковского счета. К примеру, перечисление денежных средств в валюте Российской Федерации осуществляется посредством использования банковского счета в валюте РФ, перечисление ЕВРО посредством использования валютного счета в валюте ЕВРО и т.д. Наряду с расчетным счетами предприятия могут иметь иные специальные счета для учета денежных средств, как правило, целевого использования.
Цель  работы – исследовать учет денежных средств, находящихся на специальных счетах в банках.
             Задачами данной работы является:
    - рассмотрение  форм безналичных расчётов, учитываемых  на счёте 55                                     “Специальные счета в банках”
    - рассмотрение  порядка осуществления расчётов по специализированным счетам
    - оформление  документации
       

  1. Экономическое содержание и классификация.

Денежные средства – это финансовые ресурсы предприятия, сумма наличных денежных средств  в кассе организации, высоко ликвидные активы, возможные обеспечить выполнение обязательств любого вида и уровня. От их наличия зависит своевременность погашения за должности бюджету, персоналу и прочим кредиторам. Для учёта денежных средств и контроля за их поступлением и целевым использованием предназначены следующие счета:
50 '' Касса ''
51 '' Расчётный  счёт ''
52 '' Валютные счета  ''
55 '' Специальные  счета в банках ''
 
Все эти счета относятся к активным по отношению к балансу. Дебетовое  сальдо означает наличие денежных средств  различного вида. Оборот по дебету – увеличение в виде сумм зачисленных, полученных денежных средств, приобретений и переводов, оборот по кредиту – уменьшение денежных средств, использование их по целевому назначению.

Счёт 55 “Специальные счета в банках” предназначен для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в валюте Российской Федерации и иностранных валютах, находящихся на территории Российской Федерации и за её пределами, в аккредитивах, чековых книжках, иных платёжных документах (кроме векселей), на текущих, особых и иных специальных счетах, а также о движении средств целевого финансирования в той их части, которая подлежит обособленному хранению. Специальный счет открывается банком для замораживания средств, при открытии аккредитива, при выдаче лимитированных чековых книжек; отдельный счет открывается организации при получении корпоративных банковских расчетных карт и пр.  Особенности счёта 55 “Специальные счета в банках” – “замораживание” денежных средств организации на установленное время и установленные цели с возможностью немедленного использования всей “замороженной” суммы на эти цели.
Средства, переводимые  организацией на прочие счета, учитываются  на различных субсчетах балансового  счета 55 "Специальные счета в  банках". На этих же счетах учитываются средства целевого финансирования, которые должны быть учтены, обособлено от других средств.
К счету 55 "Специальные  счета в банках" могут быть открыты следующие субсчета:
55.1 "Аккредитивы";
55.2 "Чековые  книжки";
55.3 "Депозитные  счета"
55.4 “Банковские карты” и др.
Аккредитив - это банковский документ, который оформляет покупатель товара в банке, где имеет счет. Как правило, при открытии аккредитива банк списывает сумму, на которую открывается аккредитив с расчетного (рублевого или валютного) счета клиента, помещая деньги в беспроцентный депозит. Аккредитив – поручение отделения банка покупателя отделению банка поставщика об открытии специального аккредитивного счета для немедленной оплаты поставщика на условиях, предусмотренных в аккредитивном заявлении, и в пределах указанной в заявлении суммы.
Чековые книжки используются главным образом для снятия организацией наличных денег со своего счета в банке.
Чек - это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Поясним некоторые понятия действующие в чековом обращении:
Чекодатель - юридическое лицо, имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков;
Чекодержатель - юридическое лицо, в пользу которого выдан чек,
Плательщик - банк, в котором находятся денежные средства чекодателя.

    1.1. Нормативное регулирование  учета расчетов  на специальных   счетах  в  банках.

    Гражданский кодекс Российской Федерации. Части  I-II.
    Налоговый  кодекс РФ,  часть 2.
    Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 21.11.96 г. № 129-ФЗ.
    Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в    Российской Федерации. Утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98г. №34н (24.03.2000г).
    План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия и Инструкция по его применению. Утверждены Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н.
    Методические рекомендации о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации. Приказ Минфина РФ от 28.06.2000г. № 60-н.
    Положение по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте". Утверждено приказом Минфина РФ от 10.01.2000 г. № 2н (ПБУ 3/2000).
    Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утверждены приказом Минфина РФ от 13.06.95 г. № 49.
    Положение "О безналичных расчетах в Российской Федерации". Утверждено Центробанком РФ 12.04.2001г. № 2-п (изм. от 06.11.2001г.)
    "Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации". Инструкция Центробанка РФ от 04.10.93 г. № 18. (ред. от 26.02.96г.)
    "Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ". Приказ Центробанка РФ от 05.01.98 г. № 14-П.
    Положение по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации". ПБУ 4/99. Утверждено приказом Минфина РФ от 06.07.99 г. № 529.
    Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации. Утверждено ЦБ РФ № 14-П от 22.01.99г.
    Указания  ЦБР от 29.03.2006г. №1676 – У.
    Указание ЦБР от 20.06.2007г. №1843 – У “О предельном размере наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших   в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя”.

 1.2. Синтетический и аналитический учет.

Специальные счета  в банках открываются организацией для осуществления контроля за целевым  использованием средств, предназначенных  для различных расчётов с поставщиками, чеков, банковских карт и т.п. Этот счёт может быть открыт как в рублях, так и в валюте. Данный счёт имеет несколько субсчётов для особого и точного контроля и наблюдения за состоянием и размером денежных средств. 
К счету 55 "Специальные счета в банках" могут быть открыты субсчета:

    55-1 "Аккредитивы";
    55-2 "Чековые книжки";
    55-3 "Депозитные счета"
    55-4 “Банковские карты”
На субсчете 55-1 "Аккредитивы" учитывается движение средств, находящихся в аккредитивах.  
Зачисление денежных средств в аккредитивы отражается по дебету счета 55 "Специальные счета в банках" и кредиту счетов 51 "Расчетные счета", 52 "Валютные счета", 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам" и других аналогичных счетов.  
Принятые на учет по счету 55 "Специальные счета в банках" средства в аккредитивах списываются по мере использования их (согласно выпискам кредитной организации), как правило, в дебет счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками". Неиспользованные средства в аккредитивах после восстановления кредитной организацией на тот счет, с которого они были перечислены, отражаются по кредиту счета 55 "Специальные счета в банках" в корреспонденции со счетом 51 "Расчетные счета" или 52 "Валютные счета".  
Аналитический учет по субсчету 55-1 "Аккредитивы" ведется по каждому выставленному организацией аккредитиву.  
На субсчете 55-2 "Чековые книжки" учитывается движение средств, находящихся в чековых книжках.  
Депонирование средств при выдаче чековых книжек отражается по дебету счета 55 "Специальные счета в банках" и кредиту счетов 51 "Расчетные счета", 52 "Валютные счета", 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам" и других аналогичных счетов. Суммы по полученным в кредитной организации чековым книжкам списываются по мере оплаты выданных организацией чеков, т.е. в суммах погашения кредитной организацией предъявленных ей чеков (согласно выпискам кредитной организации), с кредита счета 55 "Специальные счета в банках" в дебет счетов учета расчетов (76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и др.). Суммы по чекам, выданным, но не оплаченным кредитной организацией (не предъявленным к оплате), остаются на счете 55 "Специальные счета в банках"; сальдо по субсчету 55-2 "Чековые книжки" должно соответствовать сальдо по выписке кредитной организации. Суммы по возвращенным в кредитную организацию чекам (оставшимся неиспользованными) отражаются по кредиту счета 55 "Специальные счета в банках" в корреспонденции со счетом 51 "Расчетные счета" или 52 "Валютные счета".  
Аналитический учет по субсчету 55-2 "Чековые книжки" ведется по каждой полученной чековой книжке.  
На субсчете 55-3 "Депозитные счета" учитывается движение средств, вложенных организацией в банковские и другие вклады.  
Перечисление денежных средств во вклады отражается организацией по дебету счета 55 "Специальные счета в банках" в корреспонденции со счетом 51 "Расчетные счета" или 52 "Валютные счета". При возврате кредитной организацией сумм вкладов в учете организации производятся обратные записи.  
Аналитический учет по субсчету 55-3 "Депозитные счета" ведется по каждому вкладу.

На субсчете 55.4 открывается карточный счет. Открытие карточного счета по дебету 55.4 в корреспонденции со счетом 51. Аналитический учет  по субсчету 55-4 “банковские карты” ведется по каждой платежной карте или каждому карточному счету. 
На отдельных субсчетах, открываемых к счету 55 "Специальные счета в банках", учитывается движение обособленно хранящихся в кредитной организации средств целевого финансирования. В частности, поступивших бюджетных средств, средств на финансирование капитальных вложений, аккумулируемых и расходуемых организацией с отдельного счета, и т.д.  
Филиалы, представительства и иные структурные подразделения организации, выделенные на отдельный баланс, которым открыты текущие счета в кредитных организациях для осуществления текущих расходов (оплата труда, отдельные хозяйственные расходы, командировочные суммы и т.п.), отражают на отдельном субсчете к счету 55 "Специальные счета в банках" движение указанных средств.  
Наличие и движение денежных средств в иностранных валютах учитываются на счете 55 "Специальные счета в банках" обособленно. Построение аналитического учета по этому счету должно обеспечить возможность получения данных о наличии и движении денежных средств в аккредитивах, чековых книжках, депозитах и т.п. на территории Российской Федерации и за ее пределами.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Дебет Кредит Содержание  хозяйственных операций Первичные документы
55 51 Зачислены денежные средства на аккредитив (специальный счет, депозит) с расчетного счета Аккредитив (0401063) Выписки банка по расчетному и специальному счетам
55 52 Зачислены средства на аккредитив (специальный счет, депозит) с валютного счета. Аккредитив (0401063) Выписки банка по расчетному и специальному счетам
55 60 Возвращены на специальный счет излишне уплаченные поставщикам и подрядчикам средства. Выписки банка по специальному счету
55 62 Получены на специальный счет средства от покупателей и заказчиков
-
в оплату проданной продукции (работ, услуг), 
-
в счет предстоящей поставки продукции (работ, услуг).
Выписки банка по специальному счету
55 62 Оплачены на специальный счет проданные:  
-
основные средства
-
нематериальные активы
-
ценные бумаги и другие финансовые вложения
-
материалы
-
незавершенное строительство и оборудование
Выписки банка по специальному счету
55 62 Получена на специальный счет плата по договору:- переуступки права требования,- аренды (при отнесении доходов от аренды к доходам от обычных видов деятельности). Выписки банка по специальному счету
55 66 Зачислены на аккредитив (на специальный счет) полученные краткосрочные кредиты банков. Выписки банка по специальному счету
55 67 Зачислены на аккредитив (на специальный счет) долгосрочные кредиты банков. Выписки банка по специальному счету
55  
75-1 
Получены на специальный счет денежные средства в оплату акций организации. 
Выписки банка по специальному счету
55 76-2 
 
Получены на специальный счет денежные средства по расчетам по претензиям Выписки банка по специальному счету
55 76-3 
 
Получены на специальный счет доходы от участия в других организациях . Выписки банка по специальному счету
55 76 
 
Получены на специальный счет денежные средства от прочих дебиторов и кредиторов Выписки банка по специальному счету
55 91-1 
 
Получена плата по договору аренды (при отнесении доходов от аренды к прочим доходам). Выписки банка по специальному счету
55 
91-1 Переоценены аккредитивы (специальные счета, депозиты) в иностранной валюте. Выписки банка по специальному счету
55  
 
98-2 Отражены безвозмездно полученные на специальный счет денежные средства Выписки банка по специальному счету
51  
 
 
55 Перечислены средства со специальных счетов на расчетный счет организации Выписки банка по специальному счету
52  
 
55 Перечислены средства со специальных счетов на валютный счет организации. Выписки банка по специальному и валютному счетам
58-1  
 
55 Перечислены со специального счета вклады в уставный капитал организации. Выписки банка по специальному счету
58-1, 58-2  
 
55 Приобретены из средств специального счета ценные бумаги других организаций. Выписки банка по специальному счету
58-4  
 
55 Перечислен со специального счета вклад по договору простого товарищества (договору совместной деятельности). Выписки банка по специальному счету
58  
 
55 Приобретены из средств со специального счета прочие финансовые вложения. Выписки банка по специальному счету  
 
60 55 Перечислены средства с аккредитива (специального счета) в оплату продукции (работ, услуг) поставщикам и подрядчикам. Выписки банка по специальному счету
62  
 
55 Перечислены со специального счета средства, излишне полученные от покупателей и заказчиков в оплату проданной продукции (работ, услуг). Выписки банка по специальному счету
66  
55 Погашены со специального счета:  
-
краткосрочные кредиты банков
-
проценты по краткосрочным кредитам банков
Выписки банка по специальному счету
67  
55 Погашены со специального счета:  
-
долгосрочные кредиты банков,  
-
проценты по долгосрочным кредитам банков.
Выписки банка по специальному счету
75-2  
55 Перечислены со специального счета доходы (дивиденды) участникам организации. Выписки банка по специальному счету
76-1  
55 Перечислены со специального счета денежные средства по расчетам за страхование. Выписки банка по специальному счету
76-2  
55 Перечислены со специального счета денежные средства по расчетам по претензиям. Выписки банка по специальному счету
76  
 
55 Перечислены со специального счета денежные средства прочим дебиторам и кредиторам Выписки банка по специальному счету
91-2  
55 Списаны средства за расчетно-кассовое обслуживание. Выписки банка по специальному счету
91-2 55 Отражены по аккредитивам (специальным счетам) иностранной валюте отрицательные курсовые разницы Выписки банка по специальному счету
 
 
 
 
 
 
.
.
 
.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.3. Инвентаризация учета расчетов на специальных счета в  банках. 

    Порядок проведения инвентаризации активов  и обязательств организации подлежит утверждению одновременно с принятием  учетной политики на следующий финансовый год (или ряд лет),
    Порядок проведения инвентаризации определяется организацией самостоятельно, за исключением случаев, когда ее проведение является обязательным в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»:
    при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
    перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
    при смене материально ответственных лиц;
    при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
    в случае стихийного бедствия, пожара и других чрезвычайных ситуаций;
    при реорганизации или ликвидации организации;
    в других случаях, предусмотренных законодательством.
    Для проведения инвентаризации приказом руководителя организации назначается постоянно действующая инвентаризационная комиссия.
    Правила проведения инвентаризации определены Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина  РФ от 13 июня 1995 г. № 49
    Сведения  о фактическом наличии имущества  записываются в инвентаризационные описи (акты).
    Проверка  фактического наличия имущества  производится при обязательном участии  материально ответственного лица. При  этом не допускается вносить в  описи данные об остатках ценностей  со слов материально ответственных  лиц или по данным учета без проверки их фактического наличия.
    После завершения инвентаризации описи, оформленные в установленном порядке и подписанные членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами, сдаются в бухгалтерию организации.
    Анализ результатов инвентаризации в бухгалтерии организации заключается в проверке наличия расхождений между фактическими данными, полученными в процессе инвентаризации, и показателями по данным бухгалтерского учета.
    Если  в ходе инвентаризации были выявлены ошибки при отражении операций на счетах бухгалтерского учета, в результате которых неправильно определена налоговая база при исчислении налогов и сборов, то необходимо внести изменения в налоговые расчеты, уплатить недостающие суммы налогов и пени за просрочку платежей.  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

1.4. Отражение в бухгалтерской   и финансовой  отчетности. 

Для учета  всех видов денежных средств в плане счетов выделяется специальный раздел со счетами: 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках», 57 «Переводы в пути».
Учет  движения денежных средств осуществляется с использованием узаконенных форм документов. Приказом Минфина РФ от 22 июля 2003 г. № 67н «О формах бухгалтерской  отчетности организаций» (в ред. Приказа  Минфина РФ от 31.12.2004 N 135н) утверждены включаемые в состав промежуточной и годовой бухгалтерской отчетности следующие формы:
Бухгалтерский баланс - форма № 1;
Отчет о прибылях и убытках - форма № 2;
Отчет об изменениях капитала - форма № 3;
Отчет о движении денежных средств - форма № 4;
Приложение  к бухгалтерскому балансу – форма  № 5;
Отчет о целевом использовании полученных средств - форма № 6.
Отчет о движении денежных средств (ф. № 4) должен отражать сведения о потоках денежных средств (поступление, направление денежных средств) с учетом их остатков на начало и конец отчетного периода в разрезе текущей деятельности, инвестиционной деятельности и финансовой деятельности.
В форме № 4 отражаются данные о движении денежных средств организации, учитываемых на различных счетах: 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета» и 55 «Специальные счета в банках». Отчет о движении денежных средств составляется в рублях.
Денежные средства на предприятиях могут находиться в  форме наличных денег в кассе, безналичных – в банке на расчетных счетах, на специальных счетах по целевым средствам, на особых счетах, а также использоваться в виде аккредитивов, чековых книжек и др.
В форме №1 “план счетов б/у” организация утверждает рабочий план счетов бух/учета, содержащий полный перечень синтетического и аналитического счетов, необходимых для ведения бух/учета. План счетов представляет собой  схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности в бух/учете. 

  2. Характеристика организации ОАО “МИРТ” 

Открытое акционерное общество «Мирт» создано и действует на основании Федерального Закона «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 года № 208 – ФЗ, Гражданского кодекса Российской Федерации.
Форма собственности  – коллективно-долевая – акционерное  общество открытого типа. Учредителями Общества являются ЗАО НПФ, ГУП ОПХ «Экспериментальное» работники данного предприятия.
ОАО «Мирт» является хозяйствующим субъектом, обладающим правами юридического лица по законодательству Российской Федерации, имеет самостоятельный  баланс, расчетный счет, печать со своим наименованием, бланки, осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом. Основным видом специализации ОАО «Мирт» является деревообработка. А также:
- производство, закупка, хранение, переработка древесины
- торгово-закупочная  деятельность
- оказание бытовых  и социальных услуг населению
    внешнеэкономическая деятельность, экспортно-импортные операции;
    художественно-оформительские, реставрационные, дизайнерские работы;
    посредничество в строительстве;
 Целью ОАО  «Мирт» является извлечение прибыли.  ОАО «Мирт» имеет гражданские права и несет гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, незапрещенных федеральными законами. Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов предприятия являются: амортизационные отчисления; прибыль, получаемая от реализации работ, услуг, а также от других видов хозяйственной деятельности; кредитов банков и других кредиторов; иные источники, допускаемые законодательством Российской Федерации.
Предприятие самостоятельно распоряжается прибылью, полученной в результате деятельности предприятия, оставшейся после уплаты налогов и других обязательных платежей. Предприятие возглавляет директор, который в соответствии с уставом самостоятельно решает все вопросы производственной деятельности, распоряжается имуществом, заключает договора и открывает счета в учреждениях банка. Главный бухгалтер и специалисты предприятия также назначаются и освобождаются директором предприятия. Полномочия трудового коллектива предприятия осуществляются на основе заключенного с администрацией договора. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.1. Первичные документы и регистры учета.
    Первичными  документами, на основе которых производятся операции спец. счетах  в банках, являются выписки банка по расчетным, валютным и специальным счетам. 

    Регистром синтетического и аналитического учёта по счёту 55 “Специальные счета в банках” является журнал-ордер № 3 (см. Приложение 3), записи в котором осуществляются на основании выписок банка. При использовании бухгалтерских программ регистрами бухгалтерского учёта по счёту 55 является карточка счёта или оборотная ведомость. В зависимости от количества операций по счёту 55 применяются несколько видов регистрации записей.
    На  каждый субсчёт следует открывать  отдельные регистры аналитического учёта, данные которых затем обобщаются в соответствующем регистре синтетического учёта. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    2.2. Синтетический и аналитический счет ОАО “МИРТ” 
     

№ п/п Название операции
      Корреспондирующие счета
    Дебет Кредит
  По  субсчету №55/2
1 Открытие аккредитива за счет собственных средств 55/2 51
2 Открытие аккредитива  за счет кредитов банка 55/2 90
3 Оплата поставщику за счет аккредитива 60 55/2
4 Зачисление  неиспользованного остатка по аккредитиву  или его закрытие 51 55/2
5 Возврат неиспользованного  остатка по аккредитиву за счет кредитов банка или его закрытие 90 55/2
  По  субсчету №55/3
6 Получена лимитированная чековая книжка за счет собственных  средств 55/3 51
7 Получена лимитированная чековая книжка за счет кредитов банка 55/3 90
8 Оплата банком чеков, предъявленных другими предприятиями 76 55/3
  По  субсчету №55/4
9 Открыт карточный  счет 55/4 51
10 Получен товар  от поставщика 41 60
11 Оплачен счет поставщика платежной картой 60 55/4
12 Аннулирована  платежная карта ,закрыт карточный  счет 51 55/4

    2.3. Учёт операций по аккредитивной форме расчётов.

    Аккредитив  - это банковский документ, который оформляет покупатель товара в банке, где имеет счет. Как правило, при открытии аккредитива банк списывает сумму, на которую открывается аккредитив с расчетного (рублевого или валютного) счета клиента, помещая деньги в беспроцентный депозит. Аккредитивная форма расчетов применяется в двух случаях: когда она установлена договором и когда поставщик переводит покупателя на эту форму расчетов в соответствии с положениями о поставках продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления. В аккредитиве изложены все требования покупателя к товару и к оформлению документов на товар, при выполнении которых банк, исполняющий аккредитив, вправе перевести деньги продавцу с аккредитивного счета покупателя. Каждый аккредитив предназначен для расчетов только с одним поставщиком и выставляется на срок, указанный в договоре, который может быть продлен по согласию поставщика и покупателя. Получатель средств может досрочно отказаться от использования аккредитива, если это предусмотрено условиями аккредитива.
    Особенность аккредитивной формы расчетов состоит  в том, что оплату платежных документов производят по месту нахождения поставщика сразу после отгрузки им продукции.
    Аккредитив – поручение отделения банка покупателя отделению банка поставщика об открытии специального аккредитивного счета для немедленной оплаты поставщика на условиях, предусмотренных в аккредитивном заявлении, и в пределах указанной в заявлении суммы. В России аккредитивная форма расчетов не очень распространена, но в международных расчетах используется часто. Поэтому если организация планирует заниматься экспортом или импортом товара ей необходимо представлять все преимущества и недостатки этой формы расчетов.
    Порядок расчетов по аккредитиву устанавливается в основном договоре, в котором отражаются следующие условия:
    - наименование  банка-эмитента;
    - наименование  банка, обслуживающего получателя  средств;
    - наименование  получателя средств;
    - сумма аккредитива;
    - вид аккредитива;
    - способ извещения  получателя средств об открытии  аккредитива;
    - способ извещения  плательщика о номере счета  для депонирования средств, открытого  исполняющим банком;
    - полный перечень и точная характеристика документов, представляемых получателем средств;
    - сроки действия  аккредитива, представления документов, подтверждающих поставку товаров  (выполнение работ, оказание услуг), и требования к оформлению  указанных документов;
    - условия оплаты (с акцептом или без акцепта);
    - ответственность  за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств.
    В основной договор  могут быть включены иные условия, касающиеся порядка расчетов по аккредитиву.
    Форма заявления  на открытие аккредитива для расчетов с российским покупателем установлена Центральным Банком России Положением от 3 октября 2002 г. N 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации". Форма заявления на открытие аккредитива в валюте, для осуществления международных расчетов Центральным банком не установлена, и банки, уполномоченные на ведение валютных операций, разрабатывают такую форму сами.
    Для открытия аккредитива плательщик представляет обслуживающему банку аккредитив на бланке формы 
    № 0401063 (см. Приложение 1), в котором плательщик обязан указать:
    - вид аккредитива  (при отсутствии указания на  то, что аккредитив является безотзывным,  он считается отзывным);
    - условия оплаты  аккредитива (с акцептом или  без акцепта);
    - номер счета,  открытый исполняющим банком  для депонирования средств при покрытом (депонированном) аккредитиве;
    - срок действия  аккредитива с указанием даты (число, месяц и год) его закрытия;
    - полное и  точное наименование документов, против которых производится  платеж по аккредитиву;
    - наименование  товаров (работ, услуг), для оплаты которых открывается аккредитив, номер и дату основного договора, срок отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг), грузополучателя и место назначения (при оплате товаров).
    При отсутствии хотя бы одного из этих реквизитов банк отказывает в открытии аккредитива.
    Аккредитив  может быть выставлен за счет собственных  средств и за счет банковского  кредита.
    Аккредитив оформляют следующей бухгалтерской записью:
    Дебет счета 55 «Специальные счета в банках», субсчет 1 «Аккредитивы»; Кредит счета 51 «Расчетные счета».
    Когда аккредитив выставляют за счет банковского кредита, составляют следующую запись:
    Дебет счета 55 «Специальные счета в банках», субсчет 1 «Аккредитивы»; Кредит счета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам».
    Оплату счетов поставщиков с аккредитивного счета оформляют следующей записью:
    Дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»; Кредит счета 55 «Специальные счета в банках», субсчет 1 «Аккредитивы».
    Остаток неиспользованного  аккредитива возвращают организации-покупателю и зачисляют на расчетный счет, если аккредитив выставлен за счет собственных средств, или перечисляют в погашение задолженности по ссуде, если аккредитив выставлен за счет банковского кредита.
    В первом случае составляют следующую запись:
    Дебет счета 51 «Расчетные счета»;
    Кредит счета 55 «Специальные счета в банках», субсчет 1 «Аккредитивы».
    В случае возврата остатка неиспользованного аккредитива, выставленного за счет банковская кредита, оформляется следующая бухгалтерская  запись:
    Дебет счет 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»;
    Кредит счета 55 «Специальные счета в банках», субсчет 1 «Аккредитивы».
    Аналитический учет по субсчету 55-1 "Аккредитивы" ведется по каждому  выставленному организацией аккредитиву.
    В упрощенном виде порядок расчетов с использованием аккредитива выглядит следующим образом.
    Поставщик
    1)
    Покупатель
    6)
    9)
    7)
    5)
 
    3)
    2)
    10)
    Банк-поставщик
    4)
    Банк-покупатель
    8)
 
 
 
    Схема аккредитивной  формы расчётов:
    заключение договора-контракта с указанием аккредитивной формы расчётов
    заявление на открытие аккредитива (сумма, срок, условия использования его поставщиком)
    выписка из расчётного счёта об открытии аккредитива
    извещение об открытии аккредитива и его условия
    сообщение поставщику условий аккредитива
    отгрузка продукции товаров по условиям аккредитива
    поставщик представляет платёжные и другие товарные документы на оплату за счёт аккредитива
    извещение об использовании аккредитива
    выписка из расчётного счёта – зачислен на счёт
    выписка со счёта аккредитива об использовании аккредитива
    Банк покупателя списывает с расчетного (рублевого, валютного), или с кредитного счета  покупателя сумму, указанную в  Заявлении на открытие аккредитива. Затем, банк покупателя извещает банк поставщика об открытии покупателем аккредитива и его условиях (условия аккредитива оговорены в контракте между поставщиком и покупателем).
    Банк поставщика извещает поставщика о том, что в  его пользу открыт аккредитив и об его условиях. В случае отсутствия разногласий между поставщиком и покупателем по условиям аккредитива, поставщик отгружает товар и предъявляет отгрузочные, товарораспорядительные и пр. документы в свой банк. Банк проверяет документы на предмет их соответствия условиям аккредитива, и при отсутствии расхождений с требованиями аккредитива, зачисляет деньги на счет поставщика и отправляет документы в банк покупателя.
    Если в представленных поставщиком документах имеются  расхождения с условиями аккредитива, банк возвращает комплект документов поставщику. Далее, в зависимости от сути расхождений документов и условий аккредитива, поставщик либо исправляет допущенные ошибки и предъявляет документы вновь, либо договаривается с покупателем об изменении условий аккредитива с тем, чтобы имеющиеся документы могли быть приняты банком. Последнее, конечно, не всегда возможно, поэтому, давая транспортной компании разнарядку на отгрузку, следует уделить особенное внимание оформлению отгрузочных и товаросопроводительных документов.
    Аккредитивная форма расчетов является одной из наиболее сложных, но в то же время наиболее безопасных для сторон форм расчетов. При правильных формулировках условий аккредитива, и требований к документам, против которых банк должен перевести деньги поставщику, аккредитив предоставляет экспортеру возможность исключить риск отказа покупателя принять товар и гарантирует своевременность получения платежа (при соблюдении экспортером всех условий аккредитива).
    Основные принципы совершения операций с аккредитивами в международной торговле изложены в "Унифицированных правилах и обычаях для документарных аккредитивов" (в ред. 1993г.), опубликованных Международной торговой палатой (публикация МТП 500).
    Все действия по аккредитиву совершаются только между банками. По операциям с аккредитивами все заинтересованные стороны имеют дело только с документами, но не с товарами, услугами и (или) другими видами исполнения обязательств, к которым могут относиться документы.
    Согласно Унифицированным  правилам для документарных аккредитивов аккредитивы могут открываться на разных условиях. От этих условий зависит степень надежности аккредитивов в части получения продавцом выручки от покупателя.
    Аккредитивная форма расчётов регламентируется Гражданским кодексом РФ : Ст. 867-Ст 873.
    Ст. 872. Ответственность банка за нарушение условий аккредитива
    1. Ответственность  за нарушение условий аккредитива  перед плательщиком несет банк-эмитент,  а перед банком-эмитентом исполняющий банк, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
    2. При необоснованном  отказе исполняющего банка в  выплате денежных средств по  покрытому или подтвержденному  аккредитиву ответственность перед  получателем средств может быть возложена на исполняющий банк.
    3. В случае  неправильной выплаты исполняющим  банком денежных средств по  покрытому или подтвержденному  аккредитиву вследствие нарушения  условий аккредитива ответственность  перед плательщиком может быть  возложена на исполняющий банк.
    Ст. 873. Закрытие аккредитива
    1. Закрытие  аккредитива в исполняющем банке  производится:
    - по истечении  срока аккредитива;
    - по заявлению  получателя средств об отказе  от использования аккредитива  до истечения срока его действия, если возможность такого отказа предусмотрена условиями аккредитива;
    -по требованию  плательщика о полном или частичном  отзыве аккредитива, если такой  отзыв возможен по условиям  аккредитива.
    О закрытии аккредитива  исполняющий банк должен поставить  в известность банк-эмитент.
    2. Неиспользованная  сумма покрытого аккредитива  подлежит возврату банку-эмитенту  незамедлительно одновременно с  закрытием аккредитива. Банк-эмитент  обязан зачислить возвращенные  суммы на счет плательщика,  с которого депонировались средства.
    Порядок осуществления расчетов по аккредитиву регулируется законом, а также установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.
     
Дебет Кредит
С-остаток  неиспользуемых аккредитивов, чековых  книжек Оплачены расходы или задолженности поставщикам аккредитива, чековых книжек и банковских карт.
 
 
 
 
    Организация ОАО “МИРТ” приобрела материальные ресурсы с использованием аккредитива
     
Операция Дебет Кредит Основание Сумма
Открытие  аккредитива 55/1 51 Счёт банка 600 000
Оплачены  услуги банка 76 51 Счёт-фактура  поставщика 10 000
Списаны услуги банка 10(16) 76 Счёт-фактура  поставщика 10 000
Выделен НДС 19 60 Счёт-фактура  поставщика 90 000
Отражены  затраты на приобретение материалов 10 60 Счёт фактура  поставщика (после оприходования) 500 000
НДС по материалам принят к возмещению из бюджета 68/НДС 19 Счёт фактура  поставщика 90 000
Оплачен счёт поставщиков путём раскрытия  аккредитива 60 55/1 Счёт-фактура  поставщика( с учётом НДС) 590 000
 
 

    2.4. Учёт операций по расчётам чеками и чековыми книжками.
    В России расчеты  чеками между юридическими лицами применяются  довольно редко. Чековые книжки используются главным образом для снятия организацией наличных денег со своего счета в банке. Денежные средства, предназначенные для расчетов чеками, депонируются на специальном счете в банке, при этом банк списывает часть денежных средств с расчетного счета организации на специальный счет (или оформляет краткосрочный кредит банка).
    Для снятия наличных денежных средств с расчетного счета (на выплату заработной платы работникам, выдачу средств под отчет, и пр.) банк, как правило, выдает организации чековую книжку. Для того, чтобы снять наличные деньги со своего счета, организация выписывает чек, заверяет его подписями уполномоченных лиц и печатью организации и представляет в банк. Положением ЦБ РФ "О безналичных расчетах в Российской Федерации" от 03.10.2002 N 2-П (в ред. от 11.06.2004 г.) установлены определенные требования к расчетам чеками, действующие в Российской Федерации.
    Чек - это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Поясним некоторые понятия действующие в чековом обращении:
    чекодатель - юридическое лицо, имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков;
    чекодержатель - юридическое лицо, в пользу которого выдан чек,
    плательщик - банк, в котором находятся денежные средства чекодателя.
    Порядок и  условия использования чеков  в платежном обороте регулируются частью второй Гражданского кодекса Российской Федерации, а в части, им не урегулированной, - другими законами и устанавливаемыми в соответствии с ними банковскими правилами.
    Чек оплачивается плательщиком за счет денежных средств  чекодателя. В качестве плательщика по чеку может быть указан только банк, где чекодатель имеет средства, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков. Чекодатель не вправе отозвать чек до истечения установленного срока для его предъявления к оплате. Предъявлением чека к оплате считается представление чека для получения платежа в банк, обслуживающий чекодержателя. Выдача чека не погашает денежного обязательства, во исполнение которого он выдан. Плательщик по чеку обязан удостовериться всеми возможными способами в подлинности чека. Порядок возложения убытков, возникших вследствие оплаты плательщиком подложного, похищенного или утраченного чека, регулируется законодательством.
    Бланки чеков  являются бланками строгой отчетности. Их хранение осуществляется в порядке, установленном нормативными актами Банка России. Чеки, выпускаемые кредитными организациями, могут применяться для осуществления безналичных расчетов. В случае, когда сфера обращения чеков ограничивается кредитной организацией и ее клиентами, чеки используются на основании договора о расчетах чеками, заключаемого между кредитной организацией и клиентом.
    Чек должен содержать  все обязательные реквизиты, установленные  частью второй Гражданского кодекса  Российской Федерации, а также может  содержать дополнительные реквизиты, определяемые спецификой банковской деятельности и налоговым законодательством. Форма чека определяется кредитной организацией самостоятельно.
    Статьей 878 ГК РФ определены следующие обязательные реквизиты чека:
    1) наименование "чек", включенное в текст  документа;
    2) поручение  плательщику выплатить определенную  денежную сумму;
    3) наименование  плательщика и указание счета,  с которого должен быть произведен  платеж;
    4) указание  валюты платежа;
    5) указание  даты и места составления чека;
    6) подпись  лица, выписавшего чек, - чекодателя.
    Отсутствие  в документе какого-либо из указанных реквизитов лишает его силы чека.
    Согласно п. 2.12 Положения Банка России от 3 октября 2002 г. N 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации" расчетные документы действительны к предъявлению в обслуживающий банк в течение 10 календарных дней, не считая дня их выписки.
    Статья 29 Закона о чеках  устанавливает следующие  сроки предъявления чеков к оплате при международных  расчетах:
    - чек, который оплачивается в стране его выставления, должен быть предъявлен к платежу в течение восьми дней;
    - чек, который  оплачивается не в той стране, где он выставлен, а в другой, должен быть предъявлен к оплате  в течение двадцати дней, если  место выставления и место платежа находятся в одной и той же части света;
    - чек, который  оплачивается не в той стране, где он выставлен, а в другой, должен быть предъявлен к оплате  в течение в течение семидесяти  дней, если место выставления  и место платежа находятся  в различных частях света.
    Отзыв чека возможен только после истечения срока  для предъявления. Если указания об отзыве чека чекодателем не даны, то плательщик (банк) может произвести платеж также и после истечения  срока для предъявления. Чек заполняется  от руки или с помощью технических средств. Чек может быть именным, ордерным или на предъявителя. Вид чека определяет способ передачи прав по нему. Не подлежит передаче именной чек. Чек без указания наименования чекодержателя рассматривается как чек на предъявителя.
    Платеж по чеку может быть обеспечен полностью или в части чековой суммы посредством аваля банка.
    Аваль поручительство (обязательство поручителя отвечать перед кредитором должника за исполнение последним его основного обязательства полностью или частично) по векселю или чеку; допускается для любого лица, кроме плательщика. Авалист ответствен наравне с векселедателем, причём его обязательство действительно даже в том случае, если то обязательство, которое он гарантировал, окажется недействительным по какому бы то ни было основанию, иному, чем дефект формы.  
     
     
     

         Порядок выдачи и действия аваля регулируется ст. 881 ГК РФ. 
     
     

           Схема расчётов чеками.
      Поставщик 4) Покупатель
      3)
      6)   5)   7) 2) 1)
      Банк-поставщик 6) Банк-покупатель
       
 
 
    заявление на покупку чековой книжки (см. Приложение 2)
    выдача чековой книжки с депонированием лимитированной суммы
    передача товара, отгрузка продукции
    передача чека в оплату товаров и услуг
    документы на оплату в реестр чеков
    зачисление средств на расчётный счёт поставщика, передача документов банку покупателя
    выписка из счёта депонированных сумм
    Депонирование средств при выдаче чековых книжек у плательщика учитывается на счете 55 «Специальные счета в банках», субсчет 2 «Чековые книжки», с кредита счетов 51 «Расчетные счета», 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и других подобных счетов. По мере оплаты задолженности чеками их списывают с кредита счета 55 в дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и других подобных счетов. Записи по К 55/2 осуществляются на основании выписок банка, т.е. после оплаты выданных организацией чеков. Остаток по счёту 55/2 должен соответствовать выписке банка. В случае полного использования чековой книжки её возвращают в банк: Дебет 51,52 Кредит 55/2. Аналитический учет по субсчету 55.2 "Чековые книжки" ведется по каждой полученной чековой книжке.
    Заказав в  банке и получив чековые книжки при их использовании, бухгалтер  будет делать следующие проводки, на основании банковских выписок.