На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Типология характеров

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 21.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 Содержание: 

 Введение…………………………………………………………………………….3
 1. Типология  характеров по Э. Шпрангеру……………………………………….4
 2. Типы характеров по В. Штерну…………………………………………………4
 3. Типология характера Э. Фромма………………………………………………..5
 4. Психоаналитические  типологии индивидуальных характеров……………….6
 5. Типология характера К. Юнга…………………………………………………..9
 6. Конституционная  типология характера………………………………………..12
 7. Психиатрические  (клинические) классификации характера…………………14
 Заключение…………………………………………………………………………18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Введение 

 Обычно, когда  пытаются оценить или охарактеризовать конкретного человека, говорят о  его характере (от греч. Character-печать, чеканка). В психологии понятие «характер» означает совокупность индивидуальных психических свойств, складывающихся в деятельности и проявляющихся в типичных для данного человека способах деятельности и формах поведения.
 Совокупность  отличительных существенных, типических черт образует тип характера, который отражает типичные условия жизни человека. Под воздействием обстоятельств жизни, воспитания, требований общества и требований самого человека тип характера меняется и развивается.
 Существует  множество попыток классификации  характеров.
 Первая  по времени попытка классификации  характеров принадлежит Платону, который создал типологию характеров, основанную на этических принципах. После Платона в древнегреческой литературе проблемой характеров занимался ученик Аристотеля Теофраст.
 С научной  же точки зрения первая попытка была предпринята создателем френологии Галлем в первой половине XIX века. Именно это время считается началом возникновения науки о характерах. В теории Галля перечислялись 27 элементарных психических способностей, из которых строится человеческий характер. Несмотря на критику перечня способностей Галля, несмотря на то, что сама френология, которую создал Галль, просуществовала недолго, интересно отметить то, что через столетие некоторые «способности» из перечня Галля получат не только теоретическое обоснование, но и эмпирическое подтверждение в работах великих психологов XX века.
 В начале XX века перед психологами, занимающимися изучением характера, возникает цель систематического изучения индивидуальных характеров и составления их классификации. Но это оказалось нелегким делом. И по этому поводу немецкий психолог В.Штерн в 1900 году заявил, что совершенно отрицает возможность составления классификации характеров при современном состоянии знаний.
 В дальнейшем проблемой изучения характера занимались многие психологи, среди которых хотелось бы выделить: отечественные - А.Ф. Лазурский, Н.Д. Левитов, Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Е.А. Климов, К.К. Платонов, С.А. Рубинштейн, Б.С. Братусь, А.Е. Личко, П.Б. Ганнушкин и многие другие, а также зарубежные - З. Фрейд, А. Кординер, Д. Хонигман, Д. Хсю, Г. Блюм, Э. Фромм, К. Юнг, Э. Кречмер, У. Шелдон и другие. Необходимо заметить, что все они хоть и занимались одной проблемой, но имели свой подход к ней.
 Существуют  различные типологии характера, рассмотрим некоторые из них. 
 
 
 
 
 
 

 1. Типология характеров  по Э. Шпрангеру. 

 В первую очередь  следует назвать классификацию  немецкого психолога Шпрангера. Он полагал, что для установления типологии человека решающее значение имеет учет тех сфер жизни, тех ценностей, которые особенно привлекательны для него. Шпрангером выделено шесть основных ценностей и, соответственно, предложено шесть различных типов людей, а именно:
 1. Теоретический тип. К нему принадлежат люди, которые увлекаются поиском информации. Они любят владеть ею, стремятся расширять свои знания во многих сферах жизни. Главная цель людей теоретического типа характера – открытие для себя ценных и увлекательных знаний.  
2. Эстетический тип. Люди с характером эстетического типа всегда и во всем стремятся к красоте. Они – поклонники искусства, любители природы и человеческой привлекательности. В жизни мотивируются стремлением познавать прекрасное, окружать себя эстетически привлекательными вещами и людьми, самим быть красивыми. 
3. Экономический тип. Поведением людей с характером экономического типа зачастую руководствует желание обладать материальными ценностями и иметь значительные экономические возможности. Их деятельность направлена на поиск средств для удовлетворения своих потребностей. 
4. Политический тип. Характер политического типа – это характер лидера. Такие личности во всех сферах своей жизни, начиная от семейной и заканчивая профессиональной, стремятся быть у власти, подчинять себе других людей, управлять событиями и предопределять их ход. 
5. Социальный тип. Это характер человека, который открыт к обществу и готов сотрудничать с ним. Личности социального типа становятся служителями на благо других людей. Эта роль им кажется приятной, и по этому вся деятельность направляется в общество. 
6. Религиозный тип. Характером религиозного типа обладают верующие люд, которые свою жизнь посвящают служению Богу. Они не просто глубоко религиозные люди, вся их деятельность направлена на благо существования человечества и веры в высшие силы.
 

 2. Типы характеров  по В. Штерну. 

 Вторая попытка  типологии характеров, заслуживающая внимания, принадлежит В. Штерну. Он классифицировал характеры людей согласно целям, которые они выбирают для себя в жизни, и считал, что цели и мотивы личности зависят от восприятия человеком себя, мира, который его окружает и соотношения в сознании личности собственного Я и окружающей среды. Мотивы могут исходить от самого человека, то есть от его Я, а могут от того общества и обстоятельств, в которых находится личность. Это также учитывалось Штерном при создании классификации. Психолог выделил три основных типа характероваутотелический, гетеротелический и интроцептивный
Первый формируется на основе внутреннего мира человека. Для такого характера, согласно утверждению Штерна, существует три возможных сюжетных линии: 
личность-индивидуал, которая хочет, чтобы все в мире было так, как она представляет. 
- личность-субьективист. Она оценивает все, что ее окружает и происходит на глазах согласно собственных интересов и степени причастности в происходящем. 
- личность-эгоист. Она использует все и всех себе во благо.  
Второй тип характера – гетеристический – свойственный для людей, деятельности и интересы которых касаются не только их самих, но и окружающих знакомых и незнакомых людей. Существует три подтипа гетеристического поведения
1. Альтруизм. Альтруисты – это люди, которые стремятся помогать другим, быть нужными для общества. Их радует благополучие окружающих, по этому деятельность людей этого подтипа всегда направлена на поддержку окружающих. 
2. Гипертелизм. Гипертелистами являются люди, прирожденные для службы обществу. Они чувствуют необходимость действовать для людей, с которыми объединены в одной социальной группе – это может быть школьный класс, студенческое течение, военная организация, государственная служба. 
3. Идеализм. Характер идеалиста толкает человека на сохранение и пропаганду неких образов, идеалов и жизненных законов. Такие личности являются носителями моральных ценностей и духовного богатства общества.  
Третий тип характера – интроцептивный – это удачное сочетание аутотелического и гетеротелического характера.
 

 3. Типология характера Э. Фромма 

 С именем Э. Фромма связана разработка понятия  «социальный характер», обозначающего сумму личностных качеств, в которых своеобразно преломляются исторически сложившиеся общественные отношения. Социальный характер присущ всем классам и группам, существующим в обществе. Фромм выделил пять устойчивых типов характера.
 1. Рецептивный тип. Человек с рецептивным характером считает, что все, в чем он нуждается должно быть доставлено извне. Он пассивно опирается на авторитеты в получении знаний и помощи и вообще ищет в людях поддержки. Любовь для него означает – быть любимым, но не активный процесс любви; он крайне чувствителен к любому недостатку любви или внимания. Пассивность связана с неспособностью отказать другим и бесконечным поиском "магического помощника". Этот тип любит поесть и выпить, что служит средством преодоления беспокойства и депрессии. На жизнь он смотрит, как правило, с оптимизмом и дружелюбием, пока не возникает угроза источнику благополучия. Отзывчив и оказывает помощь другим, но за этим лежит потребность заручиться их благосклонностью.
 2. Эксплуатирующий тип. Человек с эксплуататорской ориентацией пытается все получить от людей посредством силы и хитрости. Что касается любви и привязанности, он испытывает эти чувства только к тем, кто еще что-то может дать. Подобным образом он ворует идеи и выдает их за свои. Недостаток оригинальности у многих одаренных людей, утверждает Фромм, объясняется ориентацией характера. Установка распространяется на материальные вещи, крайним примером служит клептомания. Вещь доставляет удовольствие, только если она украдена, даже при наличии большого количества денег. Отличительной чертой является "кусающийся" рот, обычно дающий о себе знать саркастическими, язвительными замечаниями о людях. Этому человеку свойственны подозрительность, цинизм, зависть, ревность. В общем, он предпочитает имеющееся у других и предпринимает максимум возможного в целях присвоения.
 3. Накопительный тип. Скряга основывает безопасность на бережливости и сохранении имущества. Расходы вызывают чувство опасности и тревожность. Он окружает себя стеной, за которую вносит, сколько возможно, и старается, чтобы ничего не попало наружу. Скупость распространяется равным образом как на чувства и мысли, так на деньги и вещи. Даже любовь рассматривается в качестве средства присвоения любимого. Поведение характеризуется педантичной упорядоченностью, чистоплотностью, навязчивой пунктуальностью, упрямством. Подозрительность и боязнь интимности обычно являются сопутствующими чертами.
 4. Рыночный тип. Люди этой категории относятся к своей личности, как к товару, который можно купить и продать. Они формируют у себя качества, пользующиеся спросом у других. У них отсутствует истинный стабильный характер, и на самом деле они не умеют распоряжаться своей судьбой. Основными являются чувства опустошенности и беспокойства. Рыночная ориентация в равной мере относится к мышлению. Предназначение мышления сводится к быстрому схватыванию явлений в целях успешного манипулирования. Это приводит к поверхностности вместо проникновения в сущность феноменов. У таких людей, чтобы выполнять социальную роль и пользоваться спросом на рынке, не должно сохраниться индивидуальности.
 5. Продуктивный тип. Четыре предыдущих ориентации, согласно Фромму, являются непродуктивными. Продуктивность определяется как "способность человека использовать свои силы и реализовать присущий ему потенциал". Подразумевается развитие возможностей творчества и любви, полное их раскрытие. Такой человек не обязательно должен стать великим ученым или художником. Он просто может независимо мыслить, уважать себя и других, получать чувственное наслаждение, не испытывая тревоги, восхищаться творениями природы и искусства. Короче говоря, он наслаждается жизнью. Непродуктивные элементы все еще сохраняются, но они трансформируются. Упрямство, например, становится настойчивостью, стремление к эксплуатации превращается в способность взять инициативу на себя.
 4. Психоаналитические типологии индивидуальных характеров 

 Характер проявляет себя типичным паттерном поведения или привычной направленностью – это устойчивый или структурированный способ реагирования. Привычные способы приспособления «Я» к внешнему миру, «Оно и «Сверх-Я», а также типичные сочетания этих способов между собой образуют характер. Структура характера отображает только ту модальность, в которой способна функционировать инстинктивная жизнь. Особенности раннего детства, специфика протекания психосексуальных этапов развития, фиксация на определенном психосексуальном этапе обусловливает особенности характера человека.
 Фрейд выделял орально-пассивный и орально-агрессивный характер, анальный характер (анально-сдерживающий и анально-выталкивающий), генитальный характер.
 Современные психоаналитики, в частности в  типологической модели А. Лоуэна, выделяют следующие типы характеров: оральный, мазохистский, истерический, фаллически-нарциссический, шизоидный.
 Кратко  охарактеризуем психоаналитический подход к анализу характера и указанные типы характеров:
 Оральный  характер – поведенческий паттерн человека характеризует зависимость от окружающих, сильный страх потерять любовь, колебания настроения (от восторженности до подавленности), представление о том, что мир должен обеспечить его жизнь, обеспечив всем необходимым. Такой человек ждет понимания, симпатии и любви, и очень чувствителен к любой холодности партнера или окружающих людей. Такой человек надеется получить желаемое, не прилагая усилий, бессознательно рассчитывая, что кто-то или что-то должно заботиться о нем. Оральный характер – это «прилипчивый тип», он способен как бы «высасывать» чужую силу и энергию. Неумение стоять на собственных ногах является верной характеристикой такой структуры «Я». Людям с таким характером обычно не удается сохранять работу на долгое время, им трудно заботиться о себе, о работе, порой они восстают против необходимости работать или требований трудовой дисциплины. Такие люди не предпринимают больших усилий для того, чтобы достичь желаемого. Депрессия наступает после снижения активности и утраты видимого благополучия. Агрессивные чувства выражены слабо, хотя может быть сильное раздражение: много крика, но при этом нет сильного чувства. Человек с оральным характером относится к своим потребностям инфантильно, т.е. требует, чтобы внешний «взрослый мир» понял его нужды и удовлетворил их без всяких усилий с его стороны.
 Мазохистский  характер. Ему присущи следующие особенности: субъективное хроническое ощущение страдания, которое объективно проявляется как тенденция жаловаться, хроническая склонность к тому, чтобы навредить себе, к самобичеванию (моральный мазохизм), а также навязчивое желание мучить других.
 Райх  подчеркивал, что мучения мазохиста и мазохистские жалобы, провокации и страдания объясняются реальной или вымышленной фрустрацией требования любить его, которое чрезмерно и кончается неудачей, не может доставить удовольствия. Потребность страдать выражается чаще всего в фантазиях, которые сопровождают сексуальное возбуждение, или в провоцирующем поведении, которое приводит его к самобичеванию и униженности. У мазохиста очень суровое «Сверх-Я». Потребность страдать интерпретируется как попытка смягчить его, облегчить чувство вины и угрызения совести. Под мазохистским поведением скрыта злоба и ненависть, так как ненависть, изначально направленная наружу, может оборачиваться внутрь на самого себя. Мазохист страдает на самом деле, и его жалобы имеют под собой основание. Мазохисту всегда кажется, что он прилагает максимум усилий, которые не ценятся и не приносят успеха. Если так, то в этом виноват кто угодно.
 Истерический  характер. Фенихел описывает механизмы истерии как отражение конфликтов между интенсивным страхом сексуальности и не менее интенсивным, но подавленным сексуальным влечением. Истерическому характеру свойственны иррациональные эмоциональные вспышки, хаотичное театрализованное поведение и даже обман вплоть до истерических фантазий. Связь женской истерии с сексуальностью известна давно. Женщин с такой структурой характера легко заметить по скрытому или неприкрытому кокетству походки, взгляда и речи. Истерическому характеру свойственно сильное и неудовлетворенное сексуальное стремление, которое сдерживается тревожностью (Райх).
 Пока  сохраняется равновесие между выработкой и разрядкой энергии, истерический характер функционирует без симптомов, но это состояние равновесия воспринимается как серость и бессмысленность жизни, как скука и неудовлетворенность жизнью; в результате человек с истерическим характером невольно стремится нарушить это равновесие, чтобы получить больше энергии и испытать более глубокие чувства, что приводит к бессознательному поиску любовных приключений, флирту, кокетству, внебрачным отношениям. Разрядить возросшее количество энергии затруднительно, поэтому появляется тревожность, которая может подавить сексуальное желание, вызвать боязнь глубоких любовных чувств, восстановить женщину против мужчин или мужчину против женщин.
 Фаллически-нарциссичсский характер – это преимущественно мужской вариант характера, отличается самоуверенностью, нередко высокомерием, энергичностью, достаточно успешен в профессиональных делах, хорошо адаптирован в социальном окружении, сексуально привлекателен для противоположного пола. Агрессивное поведение обычно ведет к успеху, не может терпеть мысли о неудаче в чем-то важном для себя, добиваясь успеха упорством, но испытывает страх перед глубокими чувствами и возможной неудачей. Амбициозность, напор, агрессивность, ответственность, борьба – отличительные черты фаллически-нарциссического характера. Мужчина этого типа ведет себя так, словно обладает огромной половой потенцией, но фактически способность переживать удовольствие снижена, часто проявляется невозможность получить удовлетворение сразу. Таким образом, агрессивность и сексуальная активность человека фаллически-нарциссического типа характера преувеличена, чтобы скрыть конституционную слабость. Фаллический мужчина, чем бы он ни занимался, никогда не находит глубокого удовлетворения, и он вкладывает силы в дальнейшую погоню и завоевание. Этот тип характера можно оценить как ригидный.
 Шизоидный характер. Шизоидный характер функционирует в реальности ради выживания, но без внутреннего убеждения в истинности ее ценностей. Если оторванный от реальности щизофреник полностью утрачивает свое «Я», то шизоид способен избежать этого отрыва в сохранить свое «Я», но его ощущение себя в материальной реальности слабое, он воспринимает себя как духовную личность. Лишь на короткое время шизоид может сфокусировать нежные чувства на другом человеке, однако напряжение, вызванное попыткой поддерживать контакт, приводит к разрыву. Шизоидный характер характеризуется аффективным нарушением, когда эмоции человека неадекватны. 
 
 

 5. Типология характера К. Юнга 

 Широкое распространение получила классификация характеров в зависимости от принадлежности к экстравертированному и интровертированному типу, предложенная К. Юнгом. Экстравертам свойственны импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность. Для интровертов характерны фиксация интересов личности на явлениях собственного внутреннего мира, необщительность, замкнутость, склонность к самоанализу, затрудненная адаптация.
 Карл Юнг первым разработал теорию, гласящую, что каждый человек обладает психологическим типом. Он был убежден, что существуют два класса психологических «функций», используемых людьми: первые, через которые мы получаем информацию («воспринимаем» вещи) и, вторые, на основании которых мы принимаем решения. Внутри каждого из этих двух классов существуют два противоположных способа функционирования: мы получаем информацию через 1) ощущения, или 2) интуицию и принимаем решения на основании 1) объективной логики, или 2) субъективных чувств. Юнг говорил, что в своей жизни люди используют все четыре перечисленные выше функции, но каждый отдельный человек использует различные функции с разным успехом и частотой. Функция, которая используется чаще всего, называется «доминирующей». Доминирующая функция настолько важна, что задает тон остальным функциям и всему поведению человека в целом. Таким образом, было определено восемь психологических типов. Направление потока энергии определяет, откуда мы получаем основную часть мотивации. Получаем мы ее изнутри себя (интровертный) или от внешних источников (экстравертный). Сосредоточена наша доминирующая функция вовне или внутри нас. Способ получения информации определяет каким образом мы воспринимаем и усваиваем информацию. Верим мы своим пяти чувствам (ощущающий) или полагаемся на наши инстинкты (интуитивный).
 1. Экстравертный ощущающий тип. Его объективное чувство факта чрезвычайно развито. Таких людей будут хвалить как разумных, поскольку люди склонны считать ярко выраженное чувство чистого факта за нечто очень разумное. В действительности же такие люди отнюдь не очень разумны. Этот тип является человеком осязаемой действительности, без склонности к рефлексии и без властолюбивых намерений. Его постоянный мотив в том, чтобы ощущать объект, иметь чувственные впечатления и по возможности наслаждаться. Это человек, не лишенный любезности; напротив, он часто отличается отрадной и живой способностью наслаждаться; по временам он бывает веселым собутыльником, иногда он выступает как обладающий вкусом эстет. Любовь его, несомненно, основывается на чувственных прелестях объекта. Он одевается хорошо, соответственно со своими средствами, у него хорошо едят и пьют, удобно сидят, или, по крайней мере, дается понять, что его утонченный вкус имеет основание ставить некоторые требования к окружающей среде. Он даже доказывает, что ради стиля, безусловно, стоит приносить некоторые жертвы.
 2. Интровертный ощущающий тип - ориентируется по интенсивности субъективной части ощущения, вызванной объективным раздражением. Он может обратить на себя внимание своим спокойствием, своей пассивностью или разумным самообладанием. Эта своеобразность, которая вводит в заблуждение поверхностное суждение, обязана своим существованием его неотнесенности к объектам. Правда, в нормальном случае объект совсем не обесценивается сознательно, но устраняется в своем свойстве возбудителя тем путем, что возбуждение тотчас же замещается субъективной реакцией, которая не имеет более никакого отношения к реальности объекта. Это, конечно, действует как обесценивание объекта. Внешнему наблюдению дело представляется так, как если бы воздействие объекта вовсе не проникало до субъекта.
 3. Экстравертный интуитивный тип. У него тонкое чутье для всего, что зарождается и имеет будущее. Он никогда не находится в условиях устойчивых, издавна существующих и хорошо обоснованных, имеющих общепризнанную, но ограниченную ценность. Так как он всегда находится в поисках за новыми возможностями, то в устойчивых условиях он рискует задохнуться. Правда, он очень интенсивно берется за новые объекты и пути, подчас даже с чрезвычайным энтузиазмом, но, как только размер их установлен и нельзя уже предвидеть в дальнейшем их значительного развития, он тотчас же хладнокровно бросает их без всякого пиетета и, по-видимому, даже не вспоминает больше о них. Мышление и чувствование, эти неизбежные компоненты убеждения, являются у него менее дифференцированными функциями, которые не имеют решающего веса и поэтому не способны противопоставлять силе интуиции упорное сопротивление. И все-таки только эти функции могут действенно компенсировать примат интуиции, давая интуитивному суждение, которого он, как тип, совершенно лишен. Физическое благосостояние окружающих, как и его собственное, не является для него веским аргументом. Столь же мало у него уважения к убеждениям и жизненным привычкам окружающих, так что нередко его считают безнравственным и беззастенчивым авантюристом. Так как его интуиция занимается внешними объектами и чутьем выискивает внешние возможности, то он охотно берется за такие профессии, где он может развить свои способности наиболее многосторонне. К этому типу принадлежат многие биржевые дельцы, «акулы» бизнеса, продюсеры, политики и т. д. Этот тип встречается, по-видимому, еще чаще среди женщин, чем среди мужчин. В этом случае интуитивная деятельность обнаруживается гораздо меньше в профессиональной сфере, чем в общественной жизни. Такие женщины умеют использовать все социальные возможности, умеют завязывать общественные связи, разыскивать мужчин, располагающих различными возможностями, и все с тем, чтобы снова все бросить ради какой-нибудь новой возможности.
 Никто не может лучше его подбодрить своих ближних или воодушевить  их на новое дело, даже если он бросит его уже послезавтра. Чем сильнее  его интуиция, тем более его эго сливается с увиденной возможностью. Он оживляет ее, он выводит ее наглядно и с убеждающей теплотой, он, так сказать, воплощает ее. Это не актерство с его стороны, это его судьба.
 4. Интровертный интуитивный тип. Черты интровертной интуиции создают своеобразный тип человека, а именно мистика-мечтателя и провидца, с одной стороны, фантазера и художника — с другой. Фантазер довольствуется созерцанием, которому он предоставляет оформлять себя, то есть детерминировать себя. Естественно, что углубление интуиции вызывает часто чрезвычайное удаление индивида от осязаемой действительности, так что он становится совершенной загадкой даже для своей ближайшей среды. Если он художник, то его искусство возвещает необыкновенные вещи, вещи не от мира сего, которые переливаются всеми цветами и являются одновременно значительными и банальными, прекрасными, возвышенными и причудливыми. Но если он не художник, то он часто оказывается непризнанным гением, чем-то вроде мудрого полуглупца, фигурой для «психологических» романов. Моральная проблема возникает тогда, когда интуитив вступает в отношение к своему видению, когда он не довольствуется больше одним только созерцанием, своей эстетической оценкой и формированием, а доходит до вопроса: какое это имеет значение для меня или для мира? Что из этого вытекает для меня или для мира в смысле обязанности или задания? Интровертный интуитив больше всего вытесняет ощущения объекта. Это является отличительной чертой его бессознательного.
 5. Экстравертный мыслительный тип. Согласно определению, это будет человек, который — конечно, имеет стремление ставить всю совокупность своих жизненных проявлений в зависимость от интеллектуальных выводов.
 Человек такого типа придает решающую силу объективной действительности или  соответственно ее объективно ориентированной  интеллектуальной формуле, притом не только по отношению к самому себе, но и по отношению к окружающей среде.
 Испытывать  на себе дурные последствия экстравертной  формулы приходится больше всего  членам его же семьи, ибо они первые неумолимо «осчастливливаются» ею.
 Есть  экстравертные идеалисты, которые  так стараются над осуществлением своего идеала для блага человечества, что сами не боятся даже лжи и других нечестных средств.
 Присущая  этому типу неполноценность чувства  выражается еще иным способом. Сознательная установка, согласно преобладающей предметной формуле, является более или менее неличной часто до такой степени, что личные интересы сильно страдают от этого. Если сознательная установка оказывается крайней, то все личные соображения отпадают — даже забота о своей собственной личности. Обнаруживается пренебрежение к своему собственному здоровью, общественное положение приходит в упадок, самые жизненные интересы собственной семьи подвергаются часто насилию и терпят ущерб в смысле здоровья, денег и морали — и все это во имя идеала. Поэтому нередко бывает так, что более тесный семейный круг, в особенности, например, собственные дети, знает такого отца только как жестокого тирана, тогда как в широком кругу разносится слава о его человеколюбии. Насколько широк размах индивидуального самопожертвования ради интеллектуальной цели, настолько мелочны, подозрительны, капризны и консервативны бывают чувства. Все новое, что не содержится уже в формуле, рассматривается сквозь дымку бессознательной ненависти и обсуждается соответственно с этим.
 Мышление  экстравертного мыслительного типа позитивно, то есть оно продуктивно. Его мышление не застаивается, и еще менее оно регрессирует.
 6. Интровертный мыслительный тип. Интровертный мыслительный тип характеризуется приматом описанного выше мышления. Он, как и параллельный ему экстравертный случай, находится под решающим влиянием идей, которые вытекают, однако, не из объективно данного, а из субъективной основы. Он, как и экстравертный, будет следовать своим идеям, но только в обратном направлении — не наружу, а вовнутрь. Он стремится к углублению, а не расширению. Если он уже при построении своего идейного мира не страшится даже самых смелых дерзаний и не воздерживается от мышления какой бы то ни было мысли — ввиду того, что она опасна, революционна, еретична и оскорбляет чувство,— то все же его охватывает величайшая робость, как только его дерзанию приходится стать внешней действительностью. Это противно его натуре. Если он даже и выпускает свои мысли в свет, то он не вводит их, как заботливая мать своих детей, а подкидывает их и, самое большее, сердится, если они не прокладывают себе дорогу самостоятельно. Насколько ему ясна внутренняя структура его мыслей, настолько же ему неясно, куда и как они могут быть приспособлены к действительному миру. Он лишь с трудом может допустить, что вещи, ясные для него, могут быть неясными для других.
 Работа  у него идет с трудом. Он или молчалив, или наталкивается на людей, которые его не понимают; таким путем он собирает доказательства непроходимой глупости людей. Если же его случайно однажды поймут, тогда он впадает в легковерную переоценку.
 Мышление  интровертного типа направлено позитивно  и синтетично к развитию идей, которые  все более приближаются к вечной значимости исконных образов.
 7. Экстравертный чувствующий тип. Поскольку чувство есть особенность, явно более свойственная женской психологии, чем мышление, постольку наиболее ярко выраженные чувственные типы встречаются среди особ женского пола. Такого рода женщина живет, руководствуясь своим чувством. Благодаря воспитанию ее чувство развилось до функции, приноровленной и подчиненной сознательному контролю. Чувства согласуются с объективными ситуациями и общезначимыми ценностями. «Правильно» чувствовать можно лишь тогда, когда иное не мешает чувству. Но ничто так сильно не мешает чувству, как мышление. Поэтому без дальнейших разъяснений понятно, что мышление у этого типа по возможности подавляется. Этим мы отнюдь не хотим сказать, что такая женщина вообще не думает; напротив, она думает, может быть очень много и очень умно, но то, чего она не может чувствовать, она не может и осмыслить сознательно.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.