На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Государство в политической системе

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 21.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение
       Политическая система общества – это целостная, упорядоченная совокупность “государственных и негосударственных социальных институтов, осуществляющих определенные политические функции. Наряду с государством как основным звеном политической системы, в нее входят партии, профсоюзы и другие организации”. В образовании политической системы как совокупности социально-политических групп и институтов (Д. Истон, Р. Кхан и др.) присутствуют такие элементарные единицы, как индивиды, группы, организации – правительственные и неправительственные, группы давления, политические партии и др.
     Известный российский политолог И.М. Чудинова считает, что определяющим в понятии политической системы выступает возможность граждан принимать участие в управлении обществом. Она же, исходя из особенностей политической системы, определяет ее как интегрированное выражение власти и политики в социально-политических институтах, политических отношениях, обеспечивающих управление и регулирование социально-политической жизнью общества. [16; c.117] Д. Истон определяет политическую систему как взаимодействия, посредством которых в обществе авторитетно распределяются ценности, которые признаются всем обществом. [8; c.72] Основным ее назначением является как осуществление функции распределения этих ценностей, так и призыв к принятию этого распределения большинством членов общества. Именно эти функции политической системы характеризуют ее специфику среди других окружающих ее подсистем общества.
     Всякое  классовое общество политически  оформлено, имеет механизм власти, обеспечивающий его нормальное функционирование в  качестве единого социального организма. Этот механизм именуется политической системой.
     Понятие политической системы является одним из основных в политологии. Его использование позволяет выделить политическую жизнь из остальной части жизни общества, которую можно считать «окружением» или «окружающей средой», и одновременно установить наличие некоторых связей между ними.
     Политическую  систему составляют многие подсистемы, структуры и процессы, она взаимодействует  с другими подсистемами: социальной, экономической, идеологической, культурной, правовой. Пределы политической системы определяются границами, в рамках которых политические решения данной системы обязательны и реально исполняются. В случае законодательной системы речь идет о действии закона на определенной территории, в случае муниципалитета - его акты ограничены его территорией, в случае политической партии - учитываются пределы действия устава, программы, партийных решений.
     Актуальность  работы. Огромную теоретическую и практическую значимость, особенно в современных условиях, имеет рассмотрение проблемы, связанной с определением соотношения политической системы общества и государства, выявление экономических и социально-политических факторов, влияющих на определение его места и роли в политической системе общества.
     Объект исследования – определение соотношения политической системы общества и государства.
     Предмет исследования – государство, как центральный элемент политической системы.
     Цель работы – определить роль и место государства в политической системе.
     Поставленная  цель достигается в ходе решения  следующих общих и частных задач:
     - дать определение понятию «политическая система»;
     - изучить функции и структуру  политической системы;
     - рассмотреть специфику политической  системы Российского общества;
     - охарактеризовать государство, как  центральный элемент политической  системы;
     - определить роль и место государства в политической системе общества.
     1. Политическая система общества
      1.1 Понятие политической системы 
     Политическая система - совокупность политических отношений, политических институтов, в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется государственная власть.
     Политическая  система - упорядоченная целостность  взаимосвязанных, взаимозависимых  политических институтов и политических организаций общества. Упорядоченность связей и отношений, складывающихся между политическими институтами и организациями, достигается благодаря формированию в обществе политических норм, определяющих функциональное назначение политических институтов, устанавливающих поле их ответственности, взаимные права и обязанности. 
     Политическая  система включает организацию политической власти, отношения между обществом и государством, характеризует протекание политических процессов, включающих институционализацию власти, состояние политической деятельности, уровень политического творчества в обществе, характер политического участия, неинституциональных политических отношений.
     Политическая  система - продукт эволюционного и революционного развития страны, имеющий место там и тогда, где и когда в обществе есть государство, а следовательно, политическая жизнь и политические отношения - это структурно изменяющаяся и развивающаяся система государственно-правовых и общественно-политических институтов, учреждений и организаций, через посредство которых стоящие у власти общественно-политические силы осуществляют свое господство, вершат власть в обществе (сохраняют свой уже установленный общественный строй или утверждают новый строй и новую форму правления, если речь идет о приходе к власти новых общественно-политических сил). Если попытаться дифференцировать это сложное образование, то придется признать, что ключевыми элементами политической системы наряду с государством являются политические партии, а также политические институты, учреждения (скажем, институт монархии или институт президентской власти), организации и структуры (профсоюзы, женские и молодежные организации, церковь), через посредство которых реализуется политическая власть и которые определяют способы и методы реализации политической власти в данном обществе.
     Понятие "политическая система" является настолько общепринятым в политике и политологии, что вроде бы не нуждается ни в каких пояснениях. Только с этим можно связать тот факт, что монографии по национальным политическим системам и их сравнительному анализу не содержат определений политической системы. Можно различать два подхода к этому понятию - общий и системный. В первом случае понятие политической системы включает в себя то, что принимают во внимание отдельные авторы, исходя из конкретного случая. В зависимости от времени и места оно будет иметь различное содержание, так как значительные компоненты политической системы варьируются соответственно типу политического режима (авторитаризм, демократия, диктатура) и общественной системы (капитализм, социализм). Системно-теоретический подход позволяет дать более точное определение, так как его представители исходят из определенных функций политических систем и, прежде всего, разрабатывают аналитическую схему изучения всего многообразия политических систем. Первый подход, характеризующийся расплывчатым пониманием политической системы, противопоставляет политическую систему другим феноменам и абстрактным категориям, например, государству, конституции и правительственной системе. По сравнению с политической системой государство является гораздо более абстрактной, не так легко дефинируемой категорией, имеющей иные, конституирующие его черты (территория, население, монополия на применение силы и т.п.). Государство более долговечно. Понятие политической системы более узкое, ограниченное, в частности, формами господства, типами режима (демократия, диктатура), типами политической системы (президентская, парламентская), отношениями власти (партии, правительство) и формами общественной и политической репрезентации (плюрализм, корпоративизм). Конституция от политической системы отличается тем, что институциональные учреждения и положения, лежащие в основе конституции, хотя и имеют значение для политического процесса, но не структурируют его полностью и не охватывают его реально. [7; c.25]
     Понятие конституции относится к юридически нормативному уровню, понятие политической системы - к эмпирико-фактическому. Правительственная система от политической системы отличается тем, что в расчет берутся не только политические институты, но и реалии и изменения общественной среды, исследуется взаимодействие между институтами и обществом. Представление о том, что в политической системе существует взаимозависимость между системой институтов и общественно-политическими процессами, приводит к необходимости уточнения понятия политической системы, осуществленного в системной теории. До конца 60-х гг. в западногерманской политологии преобладало понятие правительственной системы (gouvernement). Решительная замена в начале 70-х гг. этой категории на категорию политической системы явилось реакцией ученых и практиков на развитие современных индустриальных обществ западного типа с их многообразными взаимосвязями и возможностями действия, процессами принятия решения и их непредсказуемыми последствиями, а также на изменение среды под влиянием общества.
     Политическая  система представляет собой целостную, динамическую, интегрированную совокупность политических субъектов, структур и  отношений, выражающих интересы широкого спектра социальных общностей и сил, посредством которой принимаются и проводятся в жизнь авторитетно-властные решения для данного общества, осуществляется его политическое руководство; являет ту конкретно-историческую форму взаимодействия субъектов политики, которая организует в определенную совокупность политические отношения между ними, властно упорядочивает, оформляет и заключает в определенные границы их деятельность. Она обеспечивает интеграцию обществам эффективность его деятельности по реализации общих целей, представляет собой систему ценностей и публичных институтов, которые организуют использование публичной власти и связи граждан в государстве.
     Политическая  система это, с одной стороны, сложное образование, обеспечивающее существование общества как единого организма, централизованно управляемого политической властью, а с другой та институциональная форма, в которой субъекты политики реализуют свои общие и групповые интересы посредством осуществления власти или борьбы за ее завоевание и использование.  
Категория политическая система находится в Центре концептуального фокуса политической науки; она шире, чем понятие государство, существенно дополняет понятие политическое управление. Представление о системе предполагает плодотворные теоретические подходы, ибо им акцентируется взаимосвязанность различных частей политического процесса и соотнесенность политической системы с иными подсистемами общества.

     Политическая  система характеризуется рядом  специфических особенностей:
     1. Верховенством политической системы  по отношению к другим общественным сферам. Именно с ее помощью осуществляется политическая власть в обществе. Принимаемые в ее рамках решения обязательны для всего общества и каждой его подсистемы. Основная функция политической системы мобилизация ресурсов для достижения целей, которые выдвигают перед обществом его руководящие социально-классовые силы.
     2. Обусловленностью или зависимостью  от характера общественной среды, социально-экономической структуры общества.
     3. Относительной самостоятельностью. Она также в определенной степени формализована, так как отношения в ее рамках обычно регулируются правовыми и политическими нормами.
     Российские (М.Г.Анохин, Ф.М. Бурлацкий, Р.А. Матвеев) и зарубежные (Г. Алмонд, Д. Истон, Т. Цурутани) исследователи используют разные подходы к изучению политической системы общества. При структурно-функциональном подходе внимание акцентируется на раскрытии основных функций политических систем, анализируется взаимодействие их элементов и подсистем. При институциональном политическая система рассматривается прежде всего как совокупность политических институтов и учреждений, организующих политические процессы, учитывается ее социодинамика. При элитарном подходе обращается внимание на роли элит, концентрирующих власть над экономическими ресурсами, управлением и правовой системой. Наиболее плодотворен к исследованию политической системы общества системный подход, предполагающий всесторонний анализ этого феномена.[9; с. 201-220] 

      1.2 Функции и структура политической системы
     Хотя политическая система в любой стране создается обществом и функционирует во имя его развития, сами индивиды, граждане, социальные слои, группы, классы, являясь субъектами или объектами политической системы, не являются ее структурными элементами. Выполняя всюду одну и ту же роль - осуществление господства, властных функций стоящей у кормила власти общественно-политической силы - сами политические системы не остаются одними и теми же на разных этапах истории и в разных географических и социально-экономических условиях. В связи с наличием реального многообразия политических систем как в историческом, так и в географическом плане в разных течениях общественно-политической мысли и в разных политологических школах налицо разные логические основы классификации политических систем. Марксизм, например, исходил из формационного подхода в классификации политических систем, согласно которому каждая общественно-экономическая формация имеет свой господствующий класс, свой тип государства, а значит и свою политическую систему (рабовладельческая, феодальная, буржуазная и социалистическая политические системы). Если такой подход и давал самую общую зарисовку или схему смены политических систем и позволял наметить связь между экономикой и политикой, он все же не позволял уловить многие более конкретные отличия, связанные с тем, что в рамках одного и того же типа политической системы случались весьма разные политические режимы.
     Политический режим - это, прежде всего, совокупность методов и способов осуществления власти, а потому он характеризует не только государственное устройство, но и всю политическую систему в целом. Для демократических политических систем особенно характерны: разделение властей (законодательной, исполнительной, судебной и др), конституционность и законность (правовое государство), наличие выборных органов государственной власти в центре и на местах; здесь, как правило, наряду с существующей правительственной (правящей) партией имеют место и оппозиционные партии.
     Здесь провозглашается и реализуется равенство прав и свобод всех граждан, причем не только равенство перед законом, но также и равное право всех граждан на участие в управлении делами государства и общества. Однако демократический режим и политическая система (демократия) - не единственно возможный из существовавших и существующих. Весьма часто политические системы бывают авторитарными (авторитаризм), автократическими и тоталитарными (тоталитаризм), каждая из которых имеет свои отличительные особенности и черты, причем возникновение каждой из них обусловлено определенными обстоятельствами и имеет своих жрецов и поклонников. Поскольку демократия представляет собой наиболее эффективный способ решения проблем той или иной общности, как и общества в целом, то и демократические политические системы и демократические режимы при прочих равных условиях оказываются наиболее устойчивыми, стабильными и результативными. Главная причина этого преимущества демократических политических систем заключается в механизмах связи между политическими партиями и государством, между объектами и субъектами политической системы. Ведь наличие многопартийности, борьбы правящих и оппозиционных партий, характерное для демократической политической системы в отличие от всех других политических систем, позволяет плюрализм интересов и борьбу партий, групп, сил направлять не на разрушение существующих порядков, а на разрешение возникших противоречий, на поиск наилучшего выхода из создавшейся ситуации. Было бы неверно абсолютизировать преимущества демократической политической системы, не видеть ее определенных недостатков: многословие при обсуждении необходимых законов и решений, сильно затрудняющее быстрое их принятие; как правило, неэффективный контроль за исполнением принятых решений; подверженность различным влияниям, а зачастую и неспособность противостоять чуждым демократии силам (приход Гитлера к власти с использованием демократизма Веймарской республики). Однако как бы существенны не были эти недостатки демократической политической системы, ничего лучшего человечество пока не изобрело.
     Политики  осознали, что проблемы окружающей среды не могут быть решены без участия политической системы. Структурно-функциональная системная теория исходила из постоянных, довольно простых функций политической системы по сохранению самое себя. Она преувеличивала не только возможности власти отдельного политика, но и предполагаемого политического центра. Кроме того, она устанавливала слишком широкие связи между понятиями "вход" и "выход" политической системы. Экстенсивное понимание политики отводило политической системе слишком широкие полномочия, не соответствующие политической реальности. "Вход" означает влияние (входные величины) окружающей среды на систему или ее отдельные части. С этим понятием сочетается понятие "выход", которое характеризует воздействие системы на ее среду. "Выход" одной системы может, таким образом, стать "входом" или окружающей средой другой системы. Эту пару понятий использовали и разрабатывали подробнее с целью анализа политической системы прежде всего Г. Алмонд (1960) и Д. Истон (1967). Алмонд называет четыре "входные" функции политической системы:
     1) политическая социализация и рекрутирование;
     2) артикуляция интересов;
     3) агрегирование интересов;
     4) политическая коммуникация (Приложение 1),
     а также три "выходные" функции:
     1) нормотворческая; 
     2) использование правил, норм,
     3) контроль за соблюдением правил, норм. [4; c.82]
     Истон разделяет "вход" на требования, предъявляемые  к политической системе (demands), и на услуги по оказанию помощи (supports). Они образуют окружающую среду политической системы и обозначают переменные величины для ее сохранения или выживания (persistence). Этот подход Истон хотел использовать для рассмотрения следующих проблем: Как политическая система может достичь своих целей? Какие изменения подводят ее переменные к критической границе? Какие реакции обнаруживает система? Каковы критерии ее стабильности и управляемости? С помощью каких процессов она обеспечивает себе поддержку и какие требования могут быть переработаны в "исходящие" конечные продукты? Так как схема ориентирована в конечном счете на выживание системы, то процессы политической власти, влияния, слома системы, изменений не анализируются. Поэтому политические системы не изображаются в конкретно-историческом плане и не сравниваются между собой Истон не разработал свой подход во всех деталях, и в немецкой политологии при анализе внутри- и межсистемных процессов он применяется скорее для иллюстрации, чем для систематизирования. Некоторые политологи подвергали критике идеи Истона за их неисторичность, за приверженность абстрактным моделям; кроме того, с их точки зрения, теория Истона сильно преувеличивает независимость политической системы от ее окружения, особенно от экономической системы.
     Современная концепция политической системы, содержащаяся в структурно-функциональной системной теории, опирается, в противоположность своим предшественницам, на представления высокой степени абстракции, избегающие нормативных и неисторических целей. Новое в функционалистской системной теории и ее подходе к политической системе состоит в том, что она исследует функцию создания структуры. При комплексном анализе политической системы это означает, прежде всего, разделение политики на политику и управление. Причем управление ограничивается принятием важных для общества решений, которым политика обеспечивает легитимность. В процессе усложнения общественной системы произошло дальнейшее разделение политики на политику как таковую, общественность и управление, что увеличивает возможности политической системы по принятию решений. Связь между политикой и общественностью осуществляется через общественное мнение, между общественностью и управлением - через право.
     В составе политической системы общества функционируют в тесной взаимосвязи четыре крупные подсистемы: институциональная, регулирующая, коммуникативная и политико-идеологическая.
     Институциональная подсистема включает политические институты  и, прежде всего, формы политического  правления (республика, монархия), политические режимы (демократический, тоталитарный, авторитарный и др.), органы законодательной, исполнительной и судебной власти, политические партии и движения, многочисленные общественные организации, избирательную систему и др. Этой подсистеме принадлежит ключевая роль в политической системе. Именно здесь создается нормативно-правовая, определяющая условия, возможности и границы функционирования всей политической системы.
     Регулирующая  подсистема базируясь на принятых в  обществе политико-правовых нормах, отраженных в конституции страны и других законодательных актах, регулирует формирование и деятельность полит институтов и функционирование полит системы общества в целом. Исходной базой, на которую опирается данная система, являются не только политико-правовые нормы, но и национальные, исторически сложившиеся обычаи и традиции, господствующие в обществе политические взгляды, убеждения, принципы, воздействующие на политическую систему общества.
     Коммуникативная подсистема представляет собой совокупность отношений, возникающих в процессе функционирования политической системы общества. Это прежде всего отношения по поводу управления обществом. Субъектами этих отношений являются политические институты и организации, политические лидеры, представители политической элиты, граждане. Это также отношения, связанные с борьбой за политическую власть: ее завоевание, удержание, реализацию.
     Политико-идеологическая подсистема включает политические концепции, теории, взгляды. Они лежат в основе создания и развития общественно-политических институтов, политико-правовых норм, совершенствования политических отношений и всей политической системы. (Приложение 2) 

      1.3 Специфика политической системы Российского общества
     Российская  политическая система возникла в  результате демонтажа советской политической системы, начавшегося в 1991 и завершившегося в 1993 г. В этот период противоречия, которые привели к развалу КПСС и Советского государства, сконцентрировались в политической сфере в противоречиях между законодательной и исполнительной ветвями власти. События октября 1993 г. положили конец "двоевластию" и "безвластию" в стране, а принятие новой Конституции РФ путем всероссийского референдума 12 декабря 1993 г. означает создание нормативно-правовой основы для выхода из политического кризиса и завершение важного этапа реформирования политической системы российского общества.
     В настоящее время российская политическая система переживает период становления — процесс длительный, противоречивый и болезненный. Почему? Потому, что гражданское общество находится на стадии реформирования, его структура аморфна, нестабильность общественных отношений порождает у населения безразличие к решению соответствующих проблем. Преобразование гражданского общества начато "сверху" и осуществляется в основном государственными структурами. При этом происходит непомерное увеличение государственного аппарата, усиливается его бюрократизация. Экономические проблемы решаются дискретно и непоследовательно, результатом чего стали однобокость процессов разгосударствления и приватизации, рост люмпенизированного слоя населения, поляризация доходов социальных групп и слоев общества. Вяло осуществляется политическая структурированность общества, политические партии слабы и не имеют четкой социальной ориентации, общественно-политические организации и движения малочисленны. Остается низким уровень политической культуры населения в целом и власть имущих в частности. Продолжается дестабилизация межнациональных отношений.
     За  последние годы наметились определенные позитивные тенденции в становлении демократической политической системы России. Это незначительное увеличение "среднего класса", некоторая стабилизация властных отношений, намеки на демократизацию автократического президентского правления, снижение конфронтации между политическими группировками, становление многопартийной системы, улучшение взаимодействия между ветвями государственной власти, развитие федеративных отношений.
     Российская  политическая система, формируясь как самобытная евразийского характера и значения целостность, интегрируется постепенно в мировую систему политических отношений. Свидетельством тому служат ее усиливающаяся активность в рамках ООН, СНГ, вступление в Совет Европы, многогранное сотрудничество со специальными международными организациями и органами (ЮНЕСКО, ЮНЕП, МАГАТЭ и др.).
     Политическая  система современного российского  общества - упорядоченная целостность взаимосвязанных, взаимозависимых политических институтов и политических организаций. Основные принципы организации современной политической системы современного общества определены в Конституции РФ. Основными институтами политической системы современного российского общества являются: институт президентства; институт парламентаризма, представленный в России Федеральным Собранием; институт исполнительной власти в лице правительства; институты судебной власти; институт гражданства; институт всеобщего избирательного права; институт политических партий и общественных организаций; институт местного самоуправления. Политические институты, в свою очередь, включают соответствующие организации, учреждения, решающие специфические задачи в рамках институциональных отношений. Например, институт всеобщего избирательного права предполагает создание избирательных комиссий, отвечающих за организацию выборов; институт политических партий реально представлен в виде множества партийных организаций, обладающих своими особенностями. Конституция формулирует и основные нормы, определяющие формы взаимной зависимости институтов и организаций в политической системе РФ. Например, формы взаимной зависимости института президентства и института законодательной власти заключаются в том, что президент обладает правом законодательной инициативы и может вносить законопроекты на рассмотрение Государственной Думы, он подписывает и обнародует принятый Государственной Думой закон, может воспользоваться правом вето и отклонить закон, может распустить Государственную Думу в двух случаях: во-первых, если она трижды не утверждает предложенных президентом кандидатов на пост председателя правительства; во-вторых, если Государственная Дума по прошествии года с момента её избрания в течение трёх месяцев повторно выражает недоверие правительству, а президент не согласен с таким решением. Вместе с тем Государственная Дума может инициировать процедуру отрешения президента от должности (импичмента), выдвинув ему обвинение в государственной измене или совершении др.тяжкого преступления. Российская политическая система ещё молода, она переживает период своего становления и укрепления, но тип институтов, характер складывающихся между ними зависимостей позволяют говорить о том, что эта система формируется как демократическая, плюралистическая, правовая.
     Рассматривая  политическую систему России, по степени влияния элементов политической системы на ее нее же, т.е. путем анализа принятых решений тем или иными элементами политической системы, а также по результатам реализации этих решений нами выявлены следующие элементы политической системы и их роль.
     В Приложении 3 представлена тематическая диаграмма, из которой ясно следует, какие силы имеют какую степень влияния, т.е. "индекс влияния". На основании диаграммы можно оценить роль той или иной силы и сделать прогноз развития страны.
     Из  приведенной диаграммы видно что, политическая система страны выстроена таким образом, что власть сконцентрирована фактически в руках одной структуры, т.е. спецслужб, имеющих индекс влияния 55%, что крайне опасно для самого государства и общества. Сегодня ничто не мешает им использовать свою власть не только в интересах государства, но и в личных интересах, тем более при полном отсутствии контроля, что и реализуется на практике.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.