На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Особенности питания и здоровья студенток, проживающих в условиях приполярного региона

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 22.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Поморский  государственный университет имени  М.В. Ломоносова» 

Естественно-Географический Факультет
Кафедра биологии и экологии человека 
 
 

Курсовая  работа 

Особенности питания и здоровья студенток, проживающих в условиях приполярного региона.
 
Выполнила:
студентка IV курса
6 группы  отделения экологии
Овдина  Ирина Сергеевна. 

Научный руководитель:
ассистент кафедры
биологии  и экологии человека
Репина  Анна Павловна. 
 

Архангельск
2010
 


Содержание
    Стр.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Гигиена питания………………………..……………………………....5
      1.1. Состояние питания населения и обусловленные им болезни в Российской Федерации.…………………………………………………………..7
      1.2. Состояние питания населения и обусловленные им болезни в Архангельской области.……………………………………..................................7
      1.3. Методы изучения фактического питания……………………………9
Глава 2. Материалы и методы исследования……………………………….…12
Глава 3. Результаты исследований……………………………….……………14
      3.1. Оценка фактического питания студентов……………………….….14
      3.2. Оценка состояния здоровья учащихся и взаимосвязь его с питанием.................................................................................................................18
Заключение……………………………………………………………………...30
Список  литературы…………………………………………………………….32
Приложение……………………………………………………………………..35 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Введение
      Охрана  и укрепление здоровья студенчества в основном определяется образом  жизни. Проблема питания сегодня актуальна как для всех слоев населения, так и для всех уровней образования, начиная с дошкольного и заканчивая послевузовским [13].
      Состояние здоровья зависит от многих факторов: социально-экономических и экологических, образа жизни, возраста, пола, наследственности и т.д. От правильного образа жизни - ведущего фактора, влияющего на здоровье, - зависит качество жизни человека [21]. К наиболее важным средствам обеспечения здоровья относят и правильное рациональное питание. Пища является одним из важнейших факторов окружающей среды, оказывающим влияние на состояние здоровья, работоспособности, умственного и физического развития, а также на продолжительность жизни человека [23].
      Большинство населения с пренебрежением относится  к своему здоровью. Нехватка времени, некомпетентность в вопросах культуры питания, темп современной жизни - все это привело к неразборчивости в выборе продуктов [21].
      Сегодня немногие студенты и учащиеся-первокурсники  считаются практически здоровыми  людьми. Одной из основных проблем обучения студентов в высших учебных заведениях является их адаптация в первые один – два года пребывания в вузе [2]. Беспокоит рост популярности у студентов продуктов питания быстрого приготовления, содержащих в большом количестве различные ароматизаторы, красители, модифицированные компоненты. Поэтому неправильное питание становится серьезным фактором риска развития многих заболеваний. К сожалению, статистика последних лет показывает резкое увеличение среди молодых людей лиц, страдающих ожирением, заболеваниями сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, сахарным диабетом и т.д. Предотвратить такие заболевания можно, если вести здоровый образ жизни и, в первую очередь, правильно питаться [7, 17].
      Проблема  здоровья студентов становится все более актуальной в связи с трудностями социально-экономического характера. Есть часть нерешенных вопросов социальной защищенности студентов, между тем как специфика возраста и учебного труда требует наличия адекватных социальных гарантий (полноценного питания, медицинского обслуживания, материального, спортивно-оздоровительного обеспечения и т.д.). Кроме гуманитарного аспекта, выражающегося в самооценности здоровья, проблема имеет и четко выраженную социально-экономическую сторону, поскольку здоровье - одно из обязательных условий полноценного выполнения студентами своих учебных, а в будущем и профессиональных обязанностей [16].
      Цель  работы: оценить фактическое питание студенток первого курса Поморского государственного университета им. Ломоносова и его влияние на их здоровье.
      Для достижения цели выдвигаются следующие  задачи:
      1) ознакомиться с состоянием питания населения и обусловленными ими болезнями в Российской Федерации и в Архангельской области;
      2) оценить фактическое питание студенток;
      3) оценить здоровье студенток;
      4) выявить взаимосвязь между питанием  и здоровьем учащихся. 

      Для написания данной курсовой работы были использованы методы:  
      реферирования и обзора литературных источников по изучаемой теме;
      анкетный метод;
      метод частоты использования пищевых продуктов.
 
 

Глава 1.
Гигиена питания.
      Совет национальной безопасности Российской Федерации объявил здоровье населения  основой национальной безопасности страны. Здоровье является одной из главных ценностей, как для отдельного человека, так и для общества в целом. В условиях социально-экономических, политических и других изменений в России выявляются приоритетные задачи государственной политики в области укрепления здоровья людей [4].
      Характерной особенностью современной цивилизации  является наличие огромного числа потенциально опасных факторов, способных создавать угрозу здоровью и жизни людей. Применительно к группе социальных рисков ведущее значение для здоровья населения имеют факторы образа жизни. Одним из неотъемлемых компонентов здорового образа жизни, обеспечивающего сохранение здоровья и высокой трудоспособности человека, является рациональное питание [13].
      В настоящее время в России в  силу сложившихся социально-экономических  условий только у очень немногих людей питание может считаться сбалансированным. Анализ фактического питания населения свидетельствует о том, что рацион россиян характеризуется избыточным потреблением жиров животного происхождения и легко усваиваемых углеводов, дефицитен в отношении пищевых волокон, витаминов (группы В, Е и др.), макроэлементов (Са и др.), микроэлементов (Fe, I, Se, Zn и др.). Недостаточное потребление жизненно-важных микронутриентов в настоящее время является массовым и постоянно действующим фактором, отрицательно влияющим на здоровье, рост, развитие и жизнеспособность всей нации [7, 17].
      Современные данные о потребности организма в пищевых веществах и взаимосвязи между ними обобщены в учении о сбалансированном питании. Согласно этому учению для хорошего усвоения пищи и жизнедеятельности
организма необходимо его снабжение всеми пищевыми веществами в определенных соотношениях между собой.
      Особое  значение придаётся сбалансированности незаменимых составных частей пищи, которых насчитывается более 50. Для жизнедеятельности признаны необходимыми такие микроэлементы, как железо, медь, цинк, кобальт, йод, фтор, хром, молибден, ванадий, никель, стронций, кремний, селен, содержащиеся в организме и продуктах в количествах, выражаемых иногда тысячными долями миллиграммов. Соотношение между белками, жирами и углеводами должно составлять в среднем 1 : 1 : 4. На белки животного происхождения должно приходиться 55 % от общего количества белка. Лучшее соотношение для усвоения кальция, фосфора и магния 1 : 1,5 : 0,5. Определённая сбалансированность должна быть для витаминов и микроэлементов. Так, при дефиците витамина D всасывание кальция резко нарушается и начинает использоваться кальций костей [11].
      От  недостатка или избытка поступающей с пищей энергии или пищевых веществ возникают расстройства питания организма. В зависимости от степени и продолжительности нарушений полноценного, сбалансированного питания в организме может ухудшаться обмен веществ и снижение приспособительных возможностей организма, его сопротивляемости неблагоприятным факторам окружающей среды; в ухудшении функций отдельных органов и систем на фоне нарушений обмена веществ и снижения приспособительных возможностей организма; в клинически выраженном проявлении расстройства питания – алиментарных заболеваниях: авитаминозы, ожирение, эндемический зоб, анемии и др. [11].
      Таким образом, рациональное питание способствует сохранению здоровья, сопротивляемости вредным факторам окружающей среды, высокой физической и умственной работоспособности, а также активному долголетию.
      Состояние питания населения и обусловленные им болезни в Российской Федерации.
      Важнейшими  задачами медицинской науки и гигиены питания являются: мониторинг микронутриентного статуса различных групп населения, профилактика и коррекция дефицита микро- и макронутриентов, оптимизация пищевого статуса населения.
      Распространение дефицита микронутриентов не только в развивающихся, но и в развитых странах отмечено Международной конференцией ФАО/ВОЗ (1992 г.).
      Анализ  фактического питания в Российской Федерации свидетельствует о дефиците ряда важнейших микронутриентов, в т. ч. незаменимых микроэлементов.
      Отсутствие  сбалансированного питания является одной из причин возникновения среди населения алиментарно-зависимых заболеваний.
      Потребление на душу населения мяса, молока и  молочных продуктов, рыбы, яиц, овощей, фруктов ниже рекомендуемого уровня приводит к недостатку белка, витаминов – С, группы В, микроэлементов, энергии.
      Низкий  уровень потребления полноценного белка, витаминов, ряда минеральных веществ, несбалансированность питания обусловливает рост алиментарно-зависимых состояний, в т. ч. анемий, сахарного диабета, гастрита, сердечно-сосудистых заболеваний, обмена веществ, в т. ч. ожирения.
      Болезни, связанные с дефицитом йода в  организме человека, составляют значительную часть от всех болезней эндокринной системы. [11].
      Состояние питания населения и обусловленные им болезни в Архангельской области.
      Проведенный анализ фактического уровня потребления  основных пищевых продуктов населением Архангельской области значительно  отличается от рекомендуемой нормы в сторону более низкого потребления мяса и мясных продуктов, молока и молочных продуктов, овощей, фруктов и ягод, растительного масла. В пределах нормы отмечено потребление хлеба и хлебобулочных изделий, картофеля, рыбопродуктов [12].
      Таблица 1
      Потребление основных продуктов питания в Архангельской области за 2003-2008 гг. (на душу населения кг/год) [12].
Группа продуктов Рекомендуемые нормы Фактическое потребление
2004 2005 2006 2007 2008
Мясо  и мясопродукты 85 35 40 43 47 50
Молоко  и молокопродукты 400 114 139 154 157 157
Яйца (штук) 292 180 194 203 200 198
Рыба  и рыбопродукты 23,7 27 30 30 31 31
Сахар 40,7 34 37 37 39 39
Масло растительное 12,2 11,3 11,8 12,3 12,3 11,7
Картофель 113 91 85 81 85 72
Овощи 139 67 73 72 74 74
Фрукты  и ягоды 71 39 49 53 57 59
Хлебные продукты 102 107 109 107 109 108
 
      Изучение  состояния фактического питания  и здоровья населения выявили  изменения в качественной полноценности рационов питания, обусловленных низким потреблением мясопродуктов, рыбы, молока и молочных продуктов, овощей и фруктов. Эти изменения сопровождаются дефицитом белка животного происхождения, полиненасыщенных жирных кислот, витаминов, ряда микронутриентов, пищевых волокон. На фоне несбалансированности фактического питания, контаминации пищевых продуктов загрязнителями химической и биологической природы выявлена структура заболеваемости населения, в которой ведущие места занимают болезни органов пищеварения, эндокринной системы, кроветворных органов (табл.2).
 

      
      Таблица 2
Первичная заболеваемость населения Архангельской области
по  основным группам  неинфекционных заболеваний, связанных с нарушением питания за 2005-2009 гг. (на 1000 возрастной группы) [12]. 

Группы болезней
дети взрослые
2005 2006 2007 2008 2009 2005 2006 2007 2008 2009
Болезни эндокринной системы 15,3 15,1 18,5 17,5 17,9 8,5 14,2 13,0 12,5 10,0
Ожирение 2,5 3,0 4,2 3,8 3,7 1,6 4,4 4,0 3,0 1,9
Гипертоничес-кая болезнь 0,4 0,4 0,2 0,1 0,2 7,1 6,7 6,4 6,3 3,7
Ишемическая болезнь 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 5,7 5,1 5,1 5,1 6,0
Болезни органов пищеварения 129,3 121,0 167,4 161,1 157,5 38,6 34,6 33,2 32,0 28,3
Гастрит 21,2 23,5 23,9 23,9 22,4 4,3 3,7 3,9 3,7 3,8
Язва 0,6 0,4 0,4 0,3 0,3 2,4 1,9 2,0 1,5 1,7
Анемия 20,2 22,6 20,0 20,5 18,0 2,9 2,8 2,5 2,4 2,3
 
      По  большинству групп болезней, связанных с алиментарным фактором отмечается снижение заболеваемости в 2009г. по сравнению с 2008г., однако у детей отмечен рост заболеваемости по классу болезни эндокринной системы, а у взрослого населения рост заболеваемости ишемической болезнью сердца и язвенной болезни желудка [12].
      1.3. Методы изучения фактического питания.
      При оценке состояния питания изучение фактического питания всегда является первым этапом исследований, позволяющим  получить основной материал для последующего анализа и коррекции питания. Все методы изучения фактического питания принято делить на социально-экономические и социально-гигиенические.
      Первая  группа включает бюджетный и балансовый методы, используемые при анализе  и планировании обеспечения и  потребления продовольствия на уровне государств, областей, городов. Бюджетный метод состоит в расчете на душу населения денежных средств, расходуемых для приобретения продуктов питания. Балансовый метод позволяет рассчитать количество основных продуктов питания в единицах их измерения (кг, л) на душу населения.
      Социально-гигиенические  методы изучения применяются при  конкретной аналитической работе на индивидуальном и групповом уровнях. Все используемые методы имеют свои преимущества и недостатки и применяются изолированно или в комбинации. Для изучения фактического питания в организованных коллективах (детских дошкольных учреждениях, интернатах, санаториях) целесообразно использовать анализ как меню-раскладок (месячный, сезонный, годовой), так и анкет для индивидуализации результатов [9].
      Фактическое питание неорганизованных выборок (например, студенческой группы) чаще всего  изучают при помощи методов записи или  воспроизведения с привлечением ряда приемов анкетирования. Составлением анкет для изучения фактического питания занимаются, исходя из целей и специфики планируемых исследований. При применении метода записи каждый обследуемый ведет дневник питания, записывая данные (названия, количество) о всех съеденных продуктах и блюдах непосредственно после каждого приема пищи. После завершения срока сбора материала дневник подлежит квалифицированной обработке.
      Методы  воспроизведения предполагают участие в работе с обследуемыми специалистов, которые ведут активный опрос (исключая, однако, при этом возможность ответов типа «да» или «нет»). При этом по памяти воспроизводится или продуктовый набор за прошедшие сутки (метод 24-часового воспроизведения), или частота использования различных видов пищевых продуктов в неделю. Полученные данные обрабатываются и анализируются. Методы воспроизведения наиболее часто используются в программах ВОЗ и НИИ питания РАМН по изучению фактического питания населения.
      Метод 24-часового воспроизведения используется для изучения неорганизованного фактического питания населения, как на индивидуальном, так и на групповом уровнях. Преимущества этого метода заключаются в сравнительной простоте и невысокой стоимости в сочетании с точностью и достоверностью результатов. Сущность метода заключается в том, что врачи опрашивают испытуемых об их питании за последние 24 ч и заносят полученные данные в соответствующие формы. День опроса, полученный методом случайной выборки, не должен быть праздничным или экстраординарным. Вполне корректным считается разовый опрос, хотя для получения более усредненных данных может быть проведен повторный опрос с интервалом в несколько дней (например, во вторник и в пятницу) и расчетом среднеарифметических показателей по анализируемым характеристикам.
      После сбора исчерпывающей информации о всех приемах пищи составляется единый список продуктов, съеденных за сутки, расположенных в алфавитном порядке (для удобства введения данных в компьютер). Все повторяющиеся продукты количественно суммируются.
      Для анализа фактического питания целесообразно применять метод частоты использования пищевых продуктов, который позволяет получить данные о структуре рациона питания [9].
 

Глава 2
  Материал и методы исследования.
      В октябре-ноябре 2010 года было обследовано  50 студенток дневного отделения первого курса естественно-географического факультета, факультета коррекционной педагогики и факультета психологии. Структуру фактического питания студентов исследовали при помощи метода частоты использования пищевых продуктов (в течение недели). Также использовали анкетный метод (по состоянию здоровья учащихся и по самооценке студентами факторов риска ухудшения здоровья). Для обработки данных использовали программу Excel. На основе полученных данных определили взаимосвязь между питанием и здоровьем первокурсников [2, 17].
      Метод частоты использования  пищевых продуктов.
      С этой целью необходимо произвести опрос о частоте употребления основных групп продуктов, т.е. сколько раз в неделю в рацион питания включается тот или иной продукт. Данные опроса заносятся в соответствующие колонки таблицы (Приложение 1).
      Алгоритм  самостоятельной работы и заполнения таблицы:
      1) заполнить таблицу, исходя из частоты употребления указанных пищевых продуктов в неделю (минимальное значение — 0, максимальное значение — 7). Если продукт употребляется менее одного раза в неделю (раз в месяц и т.п.), он не учитывается [9].
      В группу мясо и мясопродукты включаются все виды мяса, птицы, колбасные изделия и субпродукты (печень, сердце, язык, почки). В группу рыба и морепродукты включаются все виды рыб и животные морепродукты (кальмары, креветки, мидии, крабы, крабовые палочки и т.п.). В группу сахар и кондитерские изделия включаются собственно сахар, конфеты, шоколад, мед, варенье, зефир, пастила. В группу масло растительное и маргарин включают все виды растительных масел и любые комбинированные масла, содержащие два и более видов жира  [9]. 

      Анкетный  метод.
      Проводится опрос учащихся по самооценке собственного здоровья.
    Тест-анкета для самооценки студентами факторов риска ухудшения здоровья (по методике Н.К. Смирнова).
      Заполняется каждым студентом самостоятельно. Из тест-анкеты для девушек исключается вопрос № 6. На вопросы № 1–10 предполагается отвечать «да» или «нет»; вопросы № 11–15 предусматривают выбор одного из предложенных вариантов ответов [26].
      Обработка результатов: по вопросам № 1–10 по одному баллу начисляется за каждый положительный ответ. По вопросам № 11–12 балл начисляется за ответ «б». По вопросу № 13 балл начисляется за ответы «а», «в», «д». По вопросу № 14 балл начисляется за ответы «б», «г», «е». По вопросу № 15 балл начисляется за ответы «б», «г». Затем полученные баллы суммируются.
      Интерпретация результатов: благополучным считается результат, составляющий не более 6 баллов. «Зона риска» — более 12 баллов [26].
    Анкета о состоянии здоровья. В нее включаются антропометрические данные (рост, вес).
      Расчет  индекса массы тела (ИМТ) [9] :
      Показатели  ИМТ = кг (вес): м (рост)2
      Оценку  ИМТ проводят с учетом рекомендации ВОЗ:
    желательный диапазон — 18,5 — 25;
    избыточная масса тела — 25,1 — 30;
    ожирение — >30,1.
      Также в анкете представлена совокупность вопросов, охватывающих комплекс возможных проявлений заболевания какой-либо системы органов: нервной, кровеносной, дыхательной, мочеполовой, пищеварительной и опорно-двигательной, анализаторной.
 

Глава 3
Результаты  исследований.
3.1. Оценка фактического питания студенток.
      Учащаяся  молодежь должна рассматриваться как  профессионально-производственная группа населения определенной возрастной категории, объединенная специфическими особенностями труда и условиями  жизни. Учитывая эти факторы, целесообразно  выделить студентов в особую группу. При оценке качественного состава пищи студентов часто выявляется несбалансированность питания по ряду основных компонентов – низкое содержание белков животного происхождения, жиров растительного происхождения, кальция, аскорбиновой кислоты и тиамина [13].
      Различные продукты являются преимущественными  источниками различных нутриентов. Этот факт позволил для наглядности разделить все употребляемые продукты на группы и создать «пирамиду питания» [8, 21]. Существует множество «пирамид питания»,  в основе которых лежат разные критерии. Наиболее распространенная и подходящая в данном случае «пирамида питания», разработанная Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ), представлена на рисунке 1.
      У основания пирамиды находятся наиболее полезные продукты питания, удельный вес которых в рационе должен быть наибольшим. Чем ближе к вершине пирамиды, тем меньше должен быть удельный вес в рационе продуктов питания, указанных в этих секторах [8, 21, 24].
      В питании здорового взрослого  человека должны преобладать злаковые, содержащие сложные углеводы – они составляют основу «пирамиды здорового питания ВОЗ» (рис.1). В ежедневном рационе их должно быть не меньше 40%. Желательно употребление грубой клетчатки, которая стимулирует перистальтику и способствует развитию полезной флоры ЖКТ.
      Второе  место в здоровом рационе человека занимают овощи и фрукты. Их лучше  всего есть в сыром виде, предпочтительно - те овощи и фрукты, которые растут в вашем регионе. Они обеспечивают организм клетчаткой, витаминами, минералами и некоторыми незаменимыми жирными кислотами. Рекомендованное содержание в составе ежедневного рациона – не менее 30% [8, 21, 24].
      
Рис 1. Пирамида питания.
      Белковая  пища (молочные и кисломолочные продукты, сыр, сметана, творог) – всё это на третьем месте в пирамиде необходимых человеку продуктов. ВОЗ рекомендует включать в ежедневный рацион человека 15% данных продуктов.
      Также белки в большом количестве содержатся в мясе, рыбе, птице, яйцах. От ежедневного рациона они должны составлять не более 10%.
      На  последнем месте ВОЗ разместила жиры и сладости (рис.1) – они должны составлять не более 5% от ежедневного рациона. А среди жиров нужно отдавать предпочтение жирам растительного происхождения (в орехах, семечках, овощах) и жирам, содержащимся в рыбе, они обеспечивают организм жирными кислотами, необходимыми для образования клеток, в них много жирорастворимых витаминов [8, 21, 24].
      Исследовав  анкеты по частоте встречаемости пищевых продуктов в неделю, были получены следующие результаты, представленные в таблице 3.
Таблица 3
Средняя частота употребления продуктов в неделю и
процентное соотношение учащихся, употреблявших и
  не употреблявших данные продукты.
Наименование  продуктов Частота встречаемости  продуктов, раз в неделю. % учащихся употребляющих  данные продукты % учащихся не  употребляющих данные продукты
Молоко  и жидкие кисломолочные продукты 3,32 88 12
Сыр
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.