На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Специальное оборудование

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 22.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Специальное оборудование
Схема установки дополнительных агрегатов и режимы отбора мощности должны быть согласованы с заводом. Карданные валы, устанавливаемые потребителем для привода дополнительных агрегатов, должны иметь дисбаланс не более 40 г.см и усилие перемещений в шлицевых соединениях не более 150 Н (15 кгс).  
 
Коробка отбора мощности  
Коробка отбора мощности (КОМ) - одноступенчатая, крепится к картеру коробки передач с правой стороны и предназначена для привода вспомогательных агрегатов. Коробка изготавливается в двух вариантах: с насосом (рис. 105) и фланцем (рис. 106).  
 
Рис. 105. Коробка отбора мощности с насосом: 1-ось ведущей шестерни; 2-картср; 3-шестерня ведущая; 4-крышка картера; 5-шестерня ведомого вала; 6-диафрагма камеры включения; 7-крышка камеры включения; 8-крышка; 9-вилка; 10-шток вилки включения; 11-пружина; 12-насос; 13-шарикоподшипники; 14-вал ведомый; 15-колыю распорное подшипников; 16-роликоподшипники  
 
Рис. 106. Коробка отбора мощности с фланцем: 1-ось ведущей шестерни; 2-картср; 3-шестерня ведущая; 4-крышка картера; 5-шестерня ведомого вала; 6-диафрагма камеры включения; 7-крышка камеры включения; 8-крышка; 9-вилка; 10-шток вилки включения; 11-пружина; 12-вал ведомый; 13-крышка; 14-фланец; 15-гайка; 16-маижета; 17-шарикоподшипники; 18-кольцо распорное подшипников; 19-роликоподшипнйКи  
 
Включайте коробку отбора мощности при давлении воздуха в пневмосистеме автомобиля не менее 500 кПа (5 кгс/см2) и выключенном сцеплении. Между фланцами картеров коробки передач и отбора мощности установлены регулировочные прокладки, с помощью которых отрегулирован боковой зазор в зацеплении шестерен (по шуму). При необходимости замены прокладок на новые их толщина должна быть сохранена.  
Управление коробкой отбора мощности дистанционное, пневматическое, состоит из крана управления, механизма включения и воздухопроводов.  
Для обеспечения дистанционного включения коробки отбора мощности в кабине справа от водителя, на нижней кромке панели приборов, на кронштейне установлен кран управления.  
При выключенной коробке отбора мощности рычаг 8 (рис. 107) находится в верхнем положении, шток 7 в правом положении. Клапан 3 под действием пружины 2 поджат к седлу 4 и воздух через кран не поступает. При включении коробки отбора мощности рычаг крана 8 переводится в нижнее положение. Шток 7 и из насоса поступает к подшипникам шестерен через каналы, выполненные в валу 3 и в первичном валу раздаточной коробки. Часть масла проникает через зазоры и смазывает подшипники валов.  
 
Рис. 108. Коробка дополнительного отбора мощности: 1-корпус; 2-муфта; 3-вал; 4-втулка вала; 5-корпус камеры включения; б-шток включения; 7-вилка; 8-пружина; 9-крышка; 10-диафрагма; 11-прокладка; 12-фланец; 13-мапжета; 14-крышка; 15,23-шарикоподшипники; 16-шатун насоса; 17-поршепь; 18,21 -клапаны насоса; 19-заглушка; 20-клапап предохранительный; 22-корпус клапана  
 
Для обеспечения дистанционного включения коробки дополнительного отбора мощности в кабине справа от водителя на нижней кромке панели приборов на кронштейне установлен кран управления (см.рис. 14). При выключенной коробке дополнительного отбора мощности рычаг 8 (см.рис. 107) находится в верхнем положении, шток 7 — в правом положении. Клапан под действием своей пружины поджат к седлу 4 и воздух через кран не поступает.  
При перемещении рукоятки в нижнее положение шток 7 перемещается в крайнее левое положение, давит на клапан и отодвигает его от седла. Сжатый воздух поступает в камеру включения и включает коробку дополнительного отбора мощности, сжимая пружину 8 (см.рис. 108).  
При выключении коробки дополнительного отбора мощности рычаг крана переводится в верхнее положение. Шток под действием пружины перемещается в крайнее переднее положение, отрываясь при этом от клапана. Через отверстие в штоке камера включения коробки сообщается с атмосферой, воздух из камеры выпускается, и пружина выключает коробку.  
Одновременно с выпуском воздуха в атмосферу клапан под действием пружины прижимается к седлу и разобщает входное и выходное отверстия крана. Рычаг крана управления фиксируется в выключенном положении винтом, установленным на кронштейне крана.  
При длительной работе коробки дополнительного отбора мощности не должно наблюдаться повышенного нагрева подшипников первичного вала раздаточной коробки и вала отбора мощности. Повышенный нагрев свидетельствует о неисправности в масляном насосе.  
Исправность насоса проверяйте вдвоем. Для проверки работы насоса:  
- затяните до отказа рычаг стояночного тормоза;  
- установите в нейтральное положение рычаг включения передач раздаточной коробки;  
- отключите лебедку, для чего рычаг на правом лонжероне рамы опустите вниз;  
- выверните заглушку 19 в корпусе насоса;  
- пустите двигатель, включите коробку дополнительного отбора мощности и одну из передач в коробке передач;  
- определите исправность насоса, закрыв отверстие под заглушку пальцем.  
При исправном насосе ощущается пульсация масла в отверстии под заглушку.  
Работать при неисправном насосе запрещается.  
 
Лебедка  
Лебедка (рис. 109) предназначена для самовытаскивания, а также для вытаскивания автомобилей и прицепов на труднопроходимых участках. Она состоит из червячного редуктора, барабана с закрепленным на нем тросом и тросоукладчика.  
Механизм редуктора состоит из глобоидной пары с передаточным отношением 31:1. Червячное колесо 20 приклепано к ступице, которая подвижной муфтой 22 может соединяться с валом 10 барабана.  
На червяке редуктора установлен автоматический ленточный тормоз 1 (рис.110), препятствующий самопроизвольному вращению барабана лебедки и разматыванию троса при выключенном сцеплении автомобиля и при срезе предохранительного штифта.  
 
Рис, 109. Редуктор лебедки: 1-масленка; 2-шайба упорная; 3-звездочка; 4-кронштейн вала барабана; 5-шайба стопорная; 6- гайка; 7-подшипник скольжения; 8-втулка распорная; 9-барабан; 10-вал барабана; 11,15-болты; 12-крышка редуктора; 13-отбойник троса; 14-муфта неподвижная; 16,24,28,33-прокладки регулировочные; 17,25,27,37-крышки подшипников; 18,23,29,31,32-подшипники; 19-картер редуктора; 20-колесо червячное; 21-пробка; 22-муфта подвижная; 26-фланец; 30-червяк редуктора; 34-прокладка; 35-тормоз ленточный; 36-скоба крепления троса; 38-кронштейн ходового винта правый; 39-шток муфты; 40-вилка; 41-сухарь; 42-поперечина подвески лебедки  
 
Тормоз регулируйте при работающем на передаче заднего хода приводе и выключенной подвижной муфте барабана. Если в течение 1-3 мин тормоз нагревается выше температуры, которую может выдержать рука (около 60 °С), гайку 3 и контргайку 4 крепления ленты отверните на два-три оборота.  
 
Рис. 110. Управление лебедкой: 1-тормоз ленточный; 2,8-пружины; 3-гайка; 4-контргайка; 5-муфта обжимная; 6-рычаг управления лебедкой; 7-втулка; 9-кронштейн; 10-тяга; 11-рычаг включения лебедки  
 
Регулировка редуктора лебедки. Подшипники редуктора регулируйте при появлении в них осевых зазоров, а также при установке новой червячной пары.  
Регулируйте подшипники только в том случае, если затяжка болтов крышек подшипников не привела к устранению осевого зазора. Подшипники должны быть отрегулированы с натягом.  
Крутящий момент, необходимый для проворачивания червяка редуктора в подшипниках 29, 31 и 32 (см.рис. 109) должен быть 1,0-2,5 Н.м (0,1-0,25 кгс.м). Если вал вращается слишком свободно или имеет осевой зазор, удалите часть прокладок 28 и 33 равной толщины из-под передней и задней крышек подшипников. Если для вращения вала требуется приложить крутящий момент более 2,5 Н.м (0,25 кгс.м), добавьте прокладки равной толщины под крышки. При проверке момента вращения вала червяка болты крепления крышек должны быть затянуты до отказа.  
Количество прокладок под задней и передней крышками после регулирования должно быть приблизительно одинаковым, что облегчает последующее регулирование зацепления червячной пары.  
Конические подшипники вала червячного колеса регулируйте изменением количества прокладок 16 и 24 под крышками подшипников.  
Предварительный натяг подшипников вала червячного колеса проверяйте в зацеплении с червяком. Крутящий момент, необходимый для проворачивания вала червячного колеса в подшипниках должен быть 3-6 Н.м (0,3-0,6 кгс.м). После регулировки подшипников проверьте правильность зацепления червячной пары на краску по пятну контакта зубьев. В правильно отрегулированной паре пятно контакта рабочей поверхности зуба колеса без нагрузки должно располагаться в его середине и составлять не менее 5 мм по ширине и 2/3 по высоте зуба.  
Расположение пятна контакта по высоте зуба изменяется соответствующим перемещением червяка 30 в осевом направлении с помощью прокладок.  
Для смещения пятна контакта к ножке зуба уберите часть прокладок 28 из-под крышки 27 со стороны фланца, для смещения пятна контакта к головке зуба добавьте прокладки. При этом соответственно измените количество прокладок 33 под крышкой 37 со стороны тормоза так, чтобы суммарная толщина прокладок с обеих сторон сохранилась. Смещение пятна контакта по ширине зуба колеса достигается осевым перемещением червячного колеса в ту же сторону, в которую смещено пятно.  
Глобоидная червячная пара может хорошо работать только при правильном регулировании зацепления.  
Неправильная регулировка является причиной сильного нагрева пары и быстрого износа зубьев червячного колеса.  
Привод лебедки. Мощность от раздаточной коробки через дополнительную коробку отбора мощности к редуктору лебедки передается тремя карданными валами. На переднем карданном валу для предохранения деталей лебедки от перегрузки установлен предохранительный штифт 2 (рис. 111), который срезается при нагрузке выше допустимой.  
Все карданные шарниры одинаковы по своей конструкции и унифицированы с шарнирами автомобиля ГАЗ- 53А.  
Промежуточный карданный вал установлен на двух опорах. Для компенсации неточностей при монтаже на шлицевые концы промежуточного карданного вала установлены скользящие вилки 7 переднего и заднего валов. Смазка в шлицевом соединении удерживается уплотнительными кольцами 8. Для уменьшения неравномерности вращения червяка редуктора лебедки карданные валы привода установлены так, что оси отверстий под подшипники в скользящих вилках переднего 4 (см.рис. 34) и заднего 6 валов лежат в одной плоскости.  
 
Рис. 111. Вал карданный передний привода лебедки: 1-вилка карданного шарнира; 2-штифт предохранительный; 3-вал карданный; 4-крышка игольчатого подшипника; 5-пластина стопорная; 6-крестовина; 7-вилка скользящая; 8-кольца унлотнительные  
 
Тросоукладчик. Лебедка оборудована тросоукладчиком (рис. 112), который обеспечивает правильную укладку троса на барабане при углах отклонения его от оси автомобиля, не превышающих 15°. Трос укреплен на барабане скобой, выдается он только назад.  
Корпус 22 держателя направляющих роликов укладывает трос, совершая возвратно- поступательное движение вдоль ходового винта 6 и по двум направляющим валикам 7. Винт с левой и правой нарезками, установленный на двух подшипниках, приводится во вращение цепной передачей от вала барабана через ведущую 16 и ведомую 10 звездочки. Натяжение цепи регулируется прокладками 2 и 14; величина провисания цепи 3-10 мм.  
Осевое усилие от ходового винта б передается на корпус держателя направляющих роликов через сухарь 20 ходового винта. Сухарь установлен в корпусе держателя направляющих роликов и зафиксирован крышкой 21. Направляющие ролики 19 установлены на полиамидных втулках 18 и вращаются на пальцах 17, которые зафиксированы стопорной пластиной 5.  
Правила пользования лебедкой. Перед эксплуатацией лебедки убедитесь в правильности работы привода включения и выключения барабана лебедки, а также в правильности намотки и надежности крепления троса. При правильно отрегулированном приводе длина тяги 10 (см.рис.110) по осям отверстий регулировочных вилок должна быть 228-232 мм.  
При затрудненном включении барабана лебедки в холодное время года необходимо прогреть редуктор лебедки на холостом ходу в течение 3-5 мин.  
Не пользуйтесь тросом лебедки для буксирования автомобиля или прицепа, а также при углах отклонения его от оси автомобиля, превышающих 15°.  
 
Рис. 112. Тросоукладчик лебедки: 1-поперечина лебедки; 2,14-прокладки регулировочные для натяжения цепи (правая и левая); 3,12-кронштейны ходового винта (правый и левый); 4,11 -гайки; 5-пластина стопорная; 6-винт ходовой; 7-валики направляющие; 8-ролик горизонтальный; 9-кронштейн горизонтального ролика; 10,16-звездочки ведомая и ведущая; 13-цепь; 15-кронштейн вала барабана; 17-палец направляющего ролика; 18-втулка; 19-ролик направляющий; 20-сухарь ходового винта; 21-крышка опорная сухаря; 22-корпус держателя направляющих роликов  
 
Для включения лебедки:  
- установите рычаги раздаточной коробки и коробки передач в нейтральное положение;  
- пользуясь ключом на 30, поставьте рычаг подвижной муфты в верхнее (включенное) положение при принудительной выдаче троса. При ручной размотке троса рычаг подвижной муфты должен находиться в нижнем (выключенном) положении;  
- освободите стопор и переведите рычаг коробки дополнительного отбора мощности вперед до упора;  
- включив первую или вторую передачу, выдайте трос на нужную длину; слабину троса выбирайте вручную. Перед началом подтягивания на барабане должно быть не менее трех-четырех витков троса;  
- включите передачу заднего хода для подтягивания груза;  
- при самовытаскивании автомобиля включите понижающую передачу раздаточной коробки и передачу заднего хода коробки передач.  
Частоту вращения коленчатого вала двигателя увеличьте плавно. Резкое увеличение частоты вращения двигателя не дает увеличения тягового усилия на тросе, но может вызвать срез предохранительного штифта. После среза штифта немедленно выключите сцепление и переведите рычаг переключения передач в нейтральное положение, иначе может произойти заедание вала во фланце. Срезанный штифт замените новым.  
Не используйте вместо предохранительного штифта болты или другие детали.  
В эксплуатации трудно определить усилие на тросе, поэтому перед пользованием лебедкой ориентировочно установите целесообразность применения блока, исходя из конкретных условий.  
Пользование лебедкой с применением блока показано на рис. 113. При применении блока без крюка использовать буксирный трос, прикладываемый к автомобилю.  
 
Рис. 113. Пользование блоком лебедки: 1 - предмет неподвижный; 2-блок; 3- трос буксирный; I-увеличение силы тяти при самовытаскивании автомобиля; II-изменение направления силы тяги при вытаскивании автомобиля; III-увеличение силы тяги при вытаскивании автомобиля; IV-укладка троса в транспортном положении  
 
Если блок используется для увеличения силы тяги при самовытаскивании (положение I), то он закрепляется буксирным тросом за предмет, выбранный в качестве опоры, а крюк троса лебедки — за крюк буксирного прибора. Если блок используется для изменения направления тяги при вытаскивании другого автомобиля (положение II), то он закрепляется с помощью буксирного троса за предмет, служащий опорой, а крюк троса лебедки — за буксирный крюк вытаскиваемого автомобиля. Если блок используется для увеличения силы тяги при вытаскивании другого автомобиля (положение III), то он закрепляется за буксирный крюк или буксирный трос, накинутый на буксирные крюки вытаскиваемого автомобиля, а крюк троса лебедки — за неподвижный предмет с помощью второго буксирного троса. Допускается крепление троса лебедки непосредственно за неподвижный предмет, при этом крюк зацепляется за предварительно подтянутый трос.  
Во избежание перегрева редуктора лебедки не подтягивайте груз с использованием полной длины троса более трех раз подряд с максимальной или близкой к ней нагрузкой.  
Укладывайте крюк лебедки в транспортном положении как показано на рис. 113, IV.
 

4. Прицепы  

Прицеп состоит  из платформы, рамы, осей с колесами, рессор, поворотного и сцепного устройств. Прицепы могут быть одно-, двух- или  многоосные. Прицепы, на которых перевозят  особо тяжелые грузы, имеют, как  правило, большое количество колес (катков). Поворотное устройство, которое состоит из поворотного круга и передней оси с подрамником, устанавливается на прицепах, имеющих больше одной оси. На поворотный круг подрамника опирается вторым кругом передняя часть рамы прицепа. Между двумя поворотными кругами уложены шарики или ролики, облегчающие поворот передней оси прицепа.
Полуприцеп своей передней частью опирается на седельное сцепное устройство, установленное на раме автомобиля-тягача, а сзади имеет одну  или несколько осей в зависимости от грузоподъемности. В передней части полуприцепа установлены убирающиеся упоры, при помощи которых полуприцеп поддерживается в горизонтальном положении, когда он отцеплен от автомобиля-тягача. Полуприцеп не имеет поворотного приспособления, а поворот обеспечивается седельным сцепным устройством автомобиля-тягача.  

Прицеп-роспуск, применяемый для перевозки длинномерных грузов, представляет собой небольшую раму, установленную на одной или двух осях с колесами и рессорной подвеской, к которой жестко прикреплено дышло.
Поворот обеспечивается установленным на раме повортным  брусом, на который укладывают длинномерный груз. Такой же поворотный брус, на который опирается передний конец длинномерного груза, установлен на автомобиле-тягаче. Если длина перевозимого груза значительная, то прицеп-роспуск оборудуют устройством, обеспечивающим поворот его колес.
Все двухосные  прицепы и полуприцепы имеют тормоза, приводимые в действие от тормозной системы автомобиля-тягача, габаритные фонари, указатели поворота и стоп-сигналы. Номерной знак прицепа освещается. Шланги пневматического привода тормозов после сцепки автомобиля с прицепом (полуприцепом) соединяют с соединительной головкой, а электропровод питания световых сигналов и габаритных фонарей подсоединяют к розетке. Для обеспечения поступления воздуха в тормозную систему прицепа надо открыть разобщительный кран.
2. Дополнительное оборудование   

Лебедка (рис. 184) устанавливается спереди на раме на некоторых грузовых автомобилях  повышенной проходимости. Она предназначена  для подъема груза, вытаскивания или самовытаскивания застрявшего  автомобиля.
Соединение вала с барабаном лебедки производится перемещением муфты с помощью рукоятки со стопором. Если муфта включена, вращение от вала не передается на барабан лебедки и он притормаживается скобой тормоза барабана, которая установлена на оси рычага.
Лебедка, помимо рабочего, имеет и предохранительный тормоз, препятствующий саморазматыванию троса, если приводной механизм лебедки во время ее работы выйдет из строя. Тормоз состоит из барабана, установленного на валу червяка, и стальной ленты, на внутренней стороне которой имеется фрикционная накладка. Тормозная лента с фрикционной накладкой постоянно прижата к тормозному барабану пружинами.  

Вращение на карданную передачу лебедки передается от коробки отбора мощности, которая  закреплена болтами к картеру коробки передач. Она состоит из ведущего блока малой и большой шестерен, установленного на подшипниках; промежуточного вала с шестерней второй передачи, жестко закрепленной на нем; ведущей шестерни и шестерни первой передачи, установленной на роликовом подшипнике; шлицованного ведомого вала с подвижной шестерней.
Коробка отбора мощности имеет две передачи вперед, задний ход и нейтральное положение. Включение передач осуществляется рычагом, установленным в кабине автомобиля.
Для привода  в действие лебедки рычаг коробки  передач устанавливают в нейтральное  положение, включают одну из передач коробки отбора мощности, после чего, плавно отпуская педаль сцепления, увеличивают частоту вращения коленчатого вала двигателя. Чтобы остановить барабан лебедки, нажимают на педаль сцепления и переводят рычаг коробки отбора мощности в нейтральное положение.
Способы и технические  средства для локального обогрева.
При формировании микроклимата в свинарниках-маточниках требуемый температурно-влажностный  режим неодинаков для свиноматок и поросят. Как правило, в этих помещениях используется зонный принцип, при котором в локальных зонах размещения молодняка животных создается необходимый уровень температуры и влажности.
Различают три  основных способа обогрева: инфракрасный (радиационный, лучистый), контактный (кондуктивный) и комбинированный (одновременное сочетание первых двух). Правильное использование любого из перечисленных способов дает высокие результаты. Каждый из них имеет присущие ему характерные достоинства и недостатки. Основные характеристики способов локального обогрева приведены в табл. 18.
Во многих случаях  предпочтение отдается комбинированному обогреву. В то же время недостаточный  положительный эффект от инфракрасных облучателей без одновременного контактного подогрева можно  частично восполнить применением утепленных полов (из шпунтованной резиновой плитки ПРШ-1) или соответствующих подстилочных материалов. В этом случае дополнительная «пассивная» теплоизоляция снизу предотвращает увеличение потерь тепла организма в пол почти так же, как и встречный тепловой поток от «активного» напольного (встроенного в пол) обогревателя. Утепленный пол в этом случае играет роль «пассивной» обогревательной панели.
Все описанные  способы обогрева при правильном применении дают положительный эффект с точки зрения степени создаваемого ими теплового комфорта, при этом локальный обогрев является одним из эффективных способов энергосбережения.
Для обеспечения  инфракрасного, контактного и комбинированного способов обогрева используют различные  инфракрасные облучатели и облучающие установки, панели, коврики, маты, полы или участки пола, обогреваемые с помощью различных энергоносителей.
18. Характеристика способов  локального обогрева
Способ Основные достоинства Основные недостатки Тип оборудования Общие рекомендации
Инфракрасный Простота конструкций  обогревателей, низкая энерго- и материалоемкость. Простота автоматизации режимов работы оборудования. Дополнительный биологический эффект от ИК-облучения Раздражающее  действие яркого светового потока при  использовании ламповых облучателей. Возможное временное переохлаждение нижней поверхности тела животных. Сравнительно малый срок службы излучателей. Необходимость применения подстилки «Светлые» и  «темные» облучатели и установки, низкотемпературные излучатели панельного типа с развитой излучательной поверхностью Основной и  наиболее распространенный способ обогрева. Возможно применение в любых электрифицированных  помещениях
Контактный Высокая технологическая  эффективность. Низкая энергоемкость (по сравнению с ИК-обогревом расход энергии на локальный обогрев  можно уменьшить более чем вдвое). Возможность использования в ряде случаев «внепиковой» электроэнергии. Большой срок службы обогревателей. Возможен отказ от применения подстилки Возможное переохлаждение верхней поверхности тела животных при взаимодействии с холодным воздухом. Необходимо использование понижающих трансформаторов. Повышенные требования к электробезопасности. Большая инерционность Обогреваемые  полы, участки и полосы пола, панели, ковры, маты, грелки для обогрева и  обсушки Применение  возможно в любых помещениях. Использование целесообразно в строящихся и реконструируемых зданиях
Комбинированный Наиболее эффективное  воздействие на организм животных. Все основные преимущества ИК- и  контактного обогрева. Возможность  значительного снижения общего теплового фона в помещении вплоть до отказа в некоторых случаях от подогрева приточного воздуха Высокие капитальные  затраты. Повышенные требования к уровню эксплуатации. В некоторых случаях  необходимость использования понижающих трансформаторов. Повышенные требования к электробезопасности Одновременное использование средств ИК и контактного  обогрева. Специальные комбинированные  установки, комплекты и устройства Высокоэффективный способ для любых электрифицированных  помещений
Источники инфракрасного (ИК) обогрева обычно называют ИК-излучателями и делят на две группы: «светлые» и «темные». Из «светлых» ИК-излучателей наиболее распространены ламповые. По конструкции они аналогичны лампам накаливания. У ламповых ИК-излучателей до 70 % потребляемой энергии преобразуется в ИК-излучение. Для направления потока излучения в обогреваемую зону и формирования его в пространстве необходимым образом ИК-лампы имеют внутренний отражатель (часть колбы, прилегающая к цоколю, покрыта зеркальным слоем). Основные параметры ламповых ИК-излучателей приведены в табл. 19.
19. Техническая характеристика  ламповых ИК-излучателей
Тип лампы Цвет  колбы Мощность, Вт Основные  размеры, мм Средний срок службы, ч Тип цоколя
диаметр колбы длина излучателя
ИКЗ-220-500 Прозрачный 500 180 267 6000 Е 40/45
ИКЗК-220-250 Красный/синий 250 130 185 6000 Е27/ 32?30
ИКЗ-220-500-1 Прозрачный 500 130 195 4000 Е27/ 32?30
ИКЗК-220-250-1 Синий 250 130 185 6500 Е27/ 32?30
Последние отечественные  исследования и зарубежный опыт показали, что современные «темные» ИК-излучатели более надежны при ударных механических нагрузках и кратковременных перегрузках по напряжению. Из современных отечественных «темных» ИК-излучателей наибольший интерес представляют ЭИС-0,25-И1 и ЭИС-0,25-И2 (относятся к типу «Ирис»). Источником ИК-излучения в них служит керамическая плитка, в которую запрессована нагревательная (нихромовая) спираль. Выводы оформлены в виде лампового цоколя с резьбой Е27. Корпус и отражатель выполнены из алюминия. Температура излучающего элемента 750°С. Излучатель может быть использован самостоятельно или в арматуре, разработанной для ламп типа ИКЗК-220-250. Дополнительное достоинство этого излучателя - отсутствие в спектре его излучения видимого света, в связи с этим он не оказывает на животных слепящего воздействия. Основные технические данные электрообогревателей типа «Ирис» приведены в табл. 20.
20. Техническая характеристика  электрообогревателей  типа «Ирис»
Показатели ЭИС-0,25-И1/ЭИС-0,25-И2
Номинальная мощность, Вт 250/230
Номинальное напряжение, В 220
Габаритные размеры, мм:  
диаметр 178
высота 192
Другим распространенным видом «темных» излучателей являются трубчатые электронагреватели типа ТЭН. Они представляют собой тонкостенную металлическую трубку, внутри которой  расположена нагреваемая электрическим током спираль из проволоки с высоким сопротивлением. В зависимости от размеров и сечения спирали температура наружной поверхности трубки может иметь значения в довольно широких пределах (400-750°С). ТЭНы можно изгибать, не опасаясь повреждения изоляции, поэтому излучатели могут иметь различную форму. Благодаря наличию металлической оболочки они по прочности превосходят все существующие ИК-излучатели, нечувствительны к внезапному охлаждению воздухом или к попаданию брызг. Работа спирали без доступа кислорода существенно увеличивает срок службы, так как не происходит окисления.
Основные технические  данные облучателей, в которых используются описанные излучатели, приведены  в табл. 21.
Положительное биологическое воздействие на животных оказывает совместное инфракрасное и ультрафиолетовое излучение. Для этих целей применяются специальные облучательные установки, позволяющие в автоматическом режиме осуществлять наиболее благоприятное воздействие на молодняк при рациональном энергетическом режиме.
Предназначенные для этого стационарные автоматические установки типов ИКУФ и «Луч» включают в себя по 40 облучателей и щит управления. Каждый облучатель содержит две лампы ИКЗК-220-250 и одну (расположенную между ними) эритемную ультрафиолетовую лампу типа ЛЭ 15 или эритемно-осветительную типа ЛЭ015.
21. Техническая характеристика  облучателей с  источниками ИК-излучений
Марка облучателя Источник  ИК-изл учения Установленная мощность, Вт Габаритные  размеры, мм Масса, кг Количество
излучаемых  элементов ступеней мощности
ОРИ-1 ИКЗ-220-500 500 340?245 1,5 1 1
ОРИ-2 ПС-70/Е-1 375 340?245 2,0 1 1
  1010-375          
ССП01-25 ИКЗ-220-250 250        
  ИКЗК-220-250 250        
  ЭИС-0.25-И1 250        
  ЭИС-0.25-И2 250 250?390 1,4 1 1
ССП05-250 ИКЗК-220-250 ИКЗС-220-250
ИКЗС-220-250-1
ЭИС-0.25-И1
ЭИС-0.25-И2
250 230?310 0,9 1  
Латв  ИКО КИ-220-1000 1000 400?250?220 2,5 1 1
ОЭИ-500 ИКЗК-220-250 500 470?250?400 4,0 2 1
ОВИ-1 ИКЗ-220-500-1 500 320?185 1,5 1 1
К контактным обогревателям  относятся обогреваемые с помощью различных энергоносителей полы или участки пола, а также напольные обогреватели. В качестве энергоносителей для обогрева полов используют электроэнергию, воздух и воду. Из электрообогреваемых полов наиболее доступными для изготовления и монтажа являются традиционные бетонные полы с нагревательными элементами на основе проводов марок ПОСХВ, ПОСХВТ, ПНВСВ, неизолированного стального провода O 4-6 мм и углеграфитовых нагревательных элементов. Наиболее перспективным из перечисленных является новый нагревательный провод повышенной надежности марки ПНВСВ. При его использовании отпадает необходимость применения защитной металлической сетки, располагаемой между нагревательным проводом и поверхностью пола (плиты, панели). Это возможно благодаря наличию в проводе двойной изоляции и металлического экрана между ее слоями.
Обладающие большой  теплоаккумулирующей емкостью бетонные полы могут быть использованы без  реконструкции существующих электролиний и трансформаторных подстанций.
В качестве теплоносителя  в обогреваемых полах может быть использован и воздух. Так, в свинарниках-маточниках и свинарниках для доращивания поросят-отъемышей возможно применение общеизвестной системы воздушного обогрева пола. Основа принципиальной схемы системы обогрева полов горячим воздухом - узел подогрева и подачи воздуха в систему и закольцованный контур теплопровода, состоящий из каналов или труб, уложенных в пол. Узел подогрева и подачи горячего воздуха в систему оборудуется электрокалориферами (типа СФОЦ) и воздуховодами, соединяющими их с теплопроводами пола.
За рубежом  наряду с описанными системами обогрева пола применяют и водяную. Результаты сравнительного анализа этих систем, приведенные в трудах Института  сельскохозяйственных технологий Кильского  университета (Германия), свидетельствуют о том, что системы обогрева отличаются по затратам рабочего времени на контроль, регулирование и техническое обслуживание.
Электрообогреваемые полы обеспечивают хорошее пространственное распределение тепла и регулирование  температуры, осуществляющееся по принципу включение-выключение. Материальные затраты  на электрообогрев значительно меньше, чем на водяной, при явной простоте монтажа оборудования. Таким образом, при выборе системы обогрева пола следует тщательно оценивать выгоды, связанные с меньшими производственными и материальными затратами, не допуская компромисса с качеством труда.
Напольные обогреватели известны двух модификаций: электрообогреваемые коврики типа ЭП-935 в виде панели размерами 1200?500?25 мм, по периметру армированной уголковой сталью, и мягкие коврики размерами 1000?600?20 мм, выполненные в виде двух слоев химостойкой резины, между которыми равномерно распределен электронагревательный элемент (провод). К сети питания коврики присоединяют через понижающий трансформатор.
За рубежом  выпускаются аналогичные напольные  средства обогрева, отличающиеся габаритами и эксплуатационными показателями, а также видом энергоносителя. Так, фирма «Stanfield» (Германия) предлагает съемные электрические маты из полиэфирного материала с заплавленным нагревательным элементом, рассчитанным на напряжение 24 В. Выпускаются трех размеров по площади (31?122, 60?90 и 70?100 см) и высотой 0,5 см. Ввиду незначительной высоты маты можно использовать как с решетчатым полом, так и с подстилкой. Управление нагревом производится вручную или с помощью термодатчика. По данным фирмы, расход электрической энергии при полной мощности нагрева у всех трех вариантов составляет около 100 Вт ч.
В качестве энергоносителя используется не только электрический  ток, но и вода. Фирма «MIK-Heinlich Michel» (Германия) предлагает пластины типа MIK-Thermo. Особенность их - наличие полости  вместимостью 3 л, которая заполняется горячей водой после монтажа, выполняемого без крепежного инструмента (с помощью насадок) и подключения к системе водяного отопления. Каждая пластина может быть встроена в имеющиеся пластмассовые щелевые полы с помощью системы стальных держателей. Незначительная потеря тепловой энергии обусловливается использованием синтетического материала с низкой теплопроводностью и оснащением пластины изоляционной плитой с двусторонним алюминиевым покрытием. Максимальная теплоотдача пластины размерами 40?60 см соответствует теплоотдаче инфракрасной лампы мощностью 150 Вт.
Водяной обогрев  полов рекомендуется при содержании большого поголовья животных. Большая  инерционность регулирования температуры  является недостатком по сравнению  с электрообогреваемыми полами. Однако при отказе обогрева эти системы имеют большой резерв, позволяющий дольше поддерживать температуру. Кроме того, водяные системы обогрева пола позволяют использовать различные энергоносители для нагрева воды: бросовое тепло из других отделений свинарника (при этом используется тепловой насос).
Специалисты фирмы  «MIK-Heinlich Michel» рекомендуют в боксе  для опороса свиней использовать одну или несколько пластин, в  боксах для выращивания молодняка - выкладывать обогревающие линии  шириной 40 или 60 см. Существенный недостаток указанных средств - неравномерность обогрева зоны размещения поросят, большие потери тепла за счет его излучения в воздушную среду всего помещения. Кроме того, здоровые поросята отталкивают слабых в менее обогреваемую зону.
Для широкого внедрения комбинированного электрообогрева предназначены созданные в результате совместной работы ВНИИЭТО (Москва), НПО «ВНИИживмаш» (г. Киев), ВИЭСХ и других организаций установка ЭИС-11 -И 1 «Комби» и комплект оборудования КС-16. Данное оборудование, а также разработанная этими организациями на основании результатов исследований, проведенных в ВИЭСХе под руководством д-ра техн. наук С. А. Растимешина, установка УЭП-30 создают и автоматически поддерживают требуемый тепловой режим для поросят раннего возраста в 30 станках типовых свинарников-маточников при температуре в помещении 14-16°С. Конструкция этих обогревателей позволяет успешно эксплуатировать их в условиях агрессивной среды. Технические данные приведены в табл. 22.
Установка УЭП-30 отличается улучшенными теплотехническими и конструктивными параметрами.
22. Техническая характеристика  установок комбинированного  обогрева
Показатели ЭИС-11-И1 «Комби» КС-16 УЭП-30 ОП-035 (для личных подсобных хозяйств)
Установленная мощность, кВт 11,15 11,00 11,50 0,35
Установленная мощность одного комбинированного электрообогревателя (в одном станке), кВт 0,37 0,35 0,33 0,35
В том  числе:        
ИК-облучателя 0,25 0,25 0,23 0,25
панели 0,12 0,10 0,10 0,10
Напряжение  питания, В 380/220 380/220 380/220 220
Среднее повышение ощущаемой поросятами температуры над температурой среды в зоне обогрева, °С 16 16 17 17
Габаритные  размеры, мм 1250?1204?68 950?1350?600 900?1350? 600 900?1350?600
Масса, кг:        
установки (комплекта) 603 500 480 -
одного  комбинированного электрообогревателя 18 15 15 15
Обогреватели  брудерного типа получили широкое распространение  в птицеводстве, однако есть примеры  использования их и в свиноводстве. Впервые они были предложены в  середине 80-х годов учеными специализированной высшей школы г. Нюртинген и специалистами фирмы «НАКА» (Германия). В иностранной технической литературе эти боксы получили название «ложе для свиньи» («Bett fur Schwein»). Обогреваемый бокс представляет собой ящик, в верхней части которого размещены нагревательные элементы (источники ИК - и УФ-облучения). Одна из продольных боковых стенок оборудована пологом, через который поросята из помещения попадают в бокс. Верхняя крышка может открываться, что обеспечивает возможность контроля за поросятами и способствует циркуляции воздуха внутри бокса.
Применение обогреваемых боксов с технической точки зрения имеет ряд преимуществ. Например, ИК-лучами обогревается оптимально ограниченная площадь и все поросята получают одинаковое количество тепла. Кроме  этого, высокая температура, обеспечиваемая внутри бокса (38-42°С), способствует снижению оптимальной влажности воздуха до 20 %, а значит, и насыщения воздуха болезнетворными микробами. Такой комфорт для поросят связан с дополнительными финансовыми затратами. Однако высокие затраты на приобретение боксов с воздушным подогревом требуют более высоких суммарных затрат. Приверженцы данного метода в качестве аргумента выдвигают тот факт, что более высокие затраты на оборудование компенсируются экономией при теплоизоляции животноводческого помещения. Зарубежный опыт показывает, что предпочтение этому способу обогрева поросят отдается при использовании реконструированных животноводческих помещений.
Специальный брудер для поросят, аналогичный боксам с воздушным обогревом фирмы  «НАКА», был разработан МКБ «Радуга» (г. Дубна Московской области). В ряде фермерских хозяйств самостоятельно изготавливаются боксы, оснащенные лампами накаливания.
Таким образом, использование в животноводческих помещениях средств локального обогрева является одним из способов, обеспечивающих не только комфортные условия выращивания поросят, но и значительную экономию энергии, которая достигается за счет рационального сочетания локального обогрева с общим обогревом помещения, в результате чего происходит снижение требуемого теплового фона.
Автоматизация контроля режимов работы оборудования для создания микроклимата. В общей  задаче сокращения энергопотребления  систем микроклимата важнейшая роль отводится автоматизации тепловентиляционного оборудования, оптимизации законов регулирования тепловой мощности и подачи воздуха. Необходимость этого обусловлена и тем, что с использованием высокопродуктивных пород животных требования к точности регулирования параметров микроклимата значительно возрастают.
Установлено, что  способ регулирования тепловой мощности (аналогично - и подачи воздуха) оказывает значительное влияние на годовой расход тепловой энергии, а следовательно, на основной экономический показатель системы - эксплуатационные издержки. Переход на многоступенчатое регулирование обеспечивает сокращение годового расхода энергии при полном покрытии дефицита теплоты в 3-4 раза и более.
На энергопотребление  систем микроклимата оказывает влияние  также закон формирования управляющего сигнала автоматизированного управления тепловентиляционным оборудованием. Экономически целесообразно формировать его не от одного первичного преобразователя, а от группы из 4-8 шт., расположенных в помещениях по диагонали зоны размещения животных.
Для автоматизации  систем микроклимата рекомендуется  применять микропроцессорное управление, отличающееся малыми затратами электроэнергии и высокой эксплуатационной надежностью. Оно позволяет оптимизировать расход тепловой энергии в зависимости от продуктивности животных. Реализовать микропроцессорное управление дают возможность регуляторы температуры, техническая характеристика которых приведена в табл. 23 и 24.
23. Техническая характеристика  микропроцессорных  регуляторов температуры
Показатели Датчик-реле температуры  Т419М1 Терморегулятор  ТЭ Терморегулятор  ТМ
Пределы настройки, °С:      
температуры -50…0 -50…+50 -50…+50
  -25…+25 -20…+20 -20…+20
  0…+50 0…+40 0…+40
  +25…+75 +20…+60 +20…+60
  +50…+100 +40…+80 +40…+80
  +75…+125 +60…+100 +60…+100
  +100…+150 +80…+120 +80…+120
  +125…+175 0…+100 0…+100
  0…+100 +50…+150+ +50…+150+
разности  температур - - 0…20
Зона, °С:      
возврата 1-10 0,5-10 0,5-10
нечувствительности - 0,5-10 0.5-10
пропорциональности - 1-10 -
Основная  погрешность для диапазона, °С:      
100 - +2 +2
50 +1 - -
40 - +1 +1
Потребляемая  мощность, ВА 3,5 5 5
Дистанционность, м До 300 До 1000 До 300
Габаритные  размеры, мм 130?105?65 80?185?77 90?155?225
Масса, кг 0,75 1,3 1,5
Контроль за работой систем вентиляции, предлагаемых зарубежными фирмами, осуществляется посредством блока управления, через  который сигналы от датчиков, установленных  как в помещении, так и снаружи, передаются на компьютер. Последние измеряют температуру поступающего воздуха, что важно при регулировании уровня вентиляции: при внезапном понижении наружной температуры внешний датчик реагирует на изменение температуры быстрее, чем внутренний. Сбор данных производится и о работе отопительного оборудования
24. Техническая характеристика  терморегуляторов  ТРМ
Показатели ТРМ-1 ТРМ-2 ТРМ-4 ТРМ-5
Пределы регулируемой температуры, °С -50…+180
0…+750
Основная  погрешность регулирования и  контроля температуры, °С ±1
Пределы установки температуры 0…+180
защитного отключения, °С 0…+750
Датчик ТСМ-1; ТСМ-1088 (ТСП)
Потребляемая  мощность, Вт 2,5
Нагрузочная способность для переменного  тока 0,1-2,5 А  при напряжении 12-220 В
Число разрядов индикации 4
Высота  знака, мм 8
Питание переменным напряжением 220 В, 50 Гц
Вид монтажа Щитовой, настенный
Линия связи между терморегулятором и  датчиком По трехпроводной  системе экранированным проводом длиной не более 50 м с сопротивлением каждого  не более 1±0,05 Ом
Степень защиты устройства 1Р44
Масса терморегулятора, кг 0,8
Срок  службы, годы 10
ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ  ПРИ ОБЕСПЕЧЕНИИ  МИКРОКЛИМАТА В ПТИЦЕВОДЧЕСКИХ ПОМЕЩЕНИЯХ
Анализ потребности  в энергии птицеводческих предприятий  в зависимости от вида и возраста птицы, климатических условий, теплотехнических характеристик ограждающих конструкций помещений показал, что на долю обеспечения микроклимата приходится от 40 до 75 % ее годового потребления. В связи с этим в условиях возрастающего дефицита энергоресурсов важнейшей задачей является разработка оборудования, способного реализовать энергосберегающие технологии создания микроклимата.
Наряду с этим практика показала, что искусственно создаваемая среда обитания оказывает  существенное влияние на продуктивность птицы. Ее неудовлетворительное состояние  приводит к увеличению отходов поголовья, снижению продуктивности при одновременном увеличении расхода кормов на единицу продукции. В связи с этим актуальное значение приобретают вопросы, связанные с обеспечением оптимальных параметров микроклимата.
В мировой практике используют несколько типов систем вентиляции, которые можно разделить по способу их формирования на искусственные и комбинированные. Первая обеспечивает приток свежего воздуха только за счет применения различных устройств подачи и удаления воздуха из помещений, вторая является комбинацией искусственной и гравитационной, в которой воздух перемещается за счет уменьшения давления в помещении.
Искусственный тип вентиляции формируется с  помощью вентиляционных установок  с принудительным побуждением и  условно может быть разделен на системы отрицательного (вытяжная), избыточного (нагнетательная) и равного давления (нагнетательно-вытяжная).
В отечественном  птицеводстве наибольшее распространение  получила искусственная вентиляция, при которой в помещении создается избыточное давление за счет нагнетания воздуха извне. При этом приток свежего воздуха больше, чем его вытяжка. В соответствии с типовыми проектами в птичниках обычно выполняются две приточные вентиляционные системы, одна из них - вентиляционно-отопительная, другая - вытяжная.
Вентиляционно-отопительная система включает в себя центробежный вентилятор, который подает свежий воздух на калориферы и далее - в  приточные воздуховоды. Такую систему  выполняют из двух автономных установок  равной производительности с целью обеспечения надежности и плавного регулирования подачи воздуха. Используют ее при посадке птицы зимой, в переходные периоды и летом (без отопительной части).
Вытяжная система  состоит из осевых низконапорных  вентиляторов, устанавливаемых в  проемах продольных стен птичника. Для согласования производительности вытяжной и приточной в крыше птичника выполняют приточные шахты с регулируемыми заслонками (вторая приточная вентиляция).
Приточно-вытяжная вентиляция позволяет полностью  исключить риск простудных заболеваний птицы. Недостатки ее - высокая энергоемкость процесса, неполное удаление избыточного тепла в жаркий период, сложность управления процессом создания микроклимата. Использование металлических воздуховодов, представляющих собой громоздкие и дорогостоящие сооружения, подверженные коррозии в агрессивной среде, очистка и дезинфекция их внутренней поверхности от накопившейся пыли и микрофлоры затруднительны и неэффективны. Дальнейшее совершенствование систем приточно-вытяжной вентиляции идет в направлении исключения перечисленных недостатков.
В зарубежной практике наибольшее распространение получила система вентиляции отрицательного давления. По мнению зарубежных специалистов, она обеспечивает эффективный температурный  контроль и равномерное распределение всего поступающего в помещение воздуха.
Оценивая системы  вентиляции отрицательного давления с  позиций энергосбережения, голландские  специалисты отмечают, что в них  концепция вентилирования реализуется  с использованием устройств, не требующих  ресурсозатратных силовых приводов, применение которых является обязательным в системах избыточного давления. Принцип работы данных систем основан на создании отрицательного давления внутри помещения посредством вентиляторов, в результате чего свежий воздух поступает через управляемые приточные элементы. Совершенство компьютерного управления позволяет устанавливать режимы вентиляции, отвечающие требованиям конкретной ситуации. В табл. 25 представлены особенности режимов вентиляции отрицательного давления, получивших наибольшее распространение в мировой практике в «мягком» климате (зимняя температура не опускается ниже -2.. .4°С).
На российском рынке можно выделить несколько  зарубежных компаний, предлагающих оборудование для создания и поддержания микроклимата в птичниках: «Big Dutchman» (Германия), «Skov A/S» (Дания, представитель - ПКБ «Неофорс», Республика Беларусь), «VDL Agrotech» (Голландия, представитель - фирма «Peja International B.V.», Россия) и др. Комплекты оборудования, предлагаемые этими фирмами, включают в себя устройства для забора воздуха и удаления его, оборудование для отопления, для охлаждения и увлажнения, исполнительные механизмы и автоматику (табл. 26).
25. Особенности режимов  вентиляции отрицательного  давления
Режим вентиляции Условия применения Необходимое оборудование Достоинства Недостатки
Минимальный (рис. 10), см. с.66 Зимой или в  первые дни жизни птицы. Внешняя  температура ниже значения требуемой  температуры в птичнике. Требуется  дополнительное отопление Форточки монтируются  в боковых стенах (стене) здания в один или два ряда. Вытяжка воздуха осуществляется через шахты на крыше здания, оборудованные вентиляторами, и осевые вентиляторы, размещаемые в торце здания (используются в теплый период года в сочетании с вытяжными шахтами) Обеспечиваются  поддержание низкой минимальной  вентиляции, однородность воздушного потока, отсутствие «мертвых» зон, легкость управления Отсутствует предварительная  подготовка воздуха; максимальная ширина здания не должна превышать 26 м
Комбитоннельный (рис. 11), см. с.66 В межсезонье или  в условиях, когда птица производит больше тепла, чем требуется для  обеспечения оптимального микроклимата Форточки монтируются  в боковых стенах здания в один или два ряда. В боковых стенах здания также монтируются окна. Вытяжка воздуха осуществляется через шахты на крыше здания, оборудованные вентиляторами, и осевые вентиляторы, размещаемые в торце здания (используются в теплый период года в сочетании с вытяжными шахтами и окнами) Обеспечивается  однородность воздушного потока, отсутствие «мертвых» зон, легкость управления Наличие приточных  окон, используемых только в летний период года
Тоннельный (рис. 12), см. с. 67 В жаркий период года или когда температура вне  здания выше оптимальной внутренней Воздух поступает  через приточные окна, перемещается по всей длине помещения и с помощью вентиляторов, установленных в торце здания, удаляется Низкая стоимость  применяемого комплекта оборудования, отсутствие «мертвых» зон Нерегулируемость

Рис. 10. Схема работы системы  вентиляции отрицательного давления в минимальном  режиме с применением  энергосберегающей  технологии Multistep (здание для откорма бройлеров  на 32400 голов, разработка ПКБ Неофорс»)

Рис. 11. Схема работы системы  вентиляции отрицательного давления в комбитоннелъном  режиме с применением  энергосберегающей  технологии Multistep (здание для откорма бройлеров на 32400 голов,
разработка  ПКБ «Неофорс»)

Рис. 12. Схема работы системы  вентиляции отрицательного давления в тоннельном режиме с применением  энергосберегающей  технологии Multistep (здание для откорма бройлеров на 32400 голов, разработка ПКБ «Неофорс»)
Различные варианты размещения оборудования в сочетании  с автоматическим компьютерным контролем  дают возможность устанавливать  системы вентиляции в соответствии с архитектурно-планировочными решениями птичников, что позволяет не только поддерживать оптимальный микроклимат, но и сокращать энергозатраты на его создание. Этому также способствует разработка более совершенных принципов управления работой вентиляционного оборудования. Одной из последних является система Multistep (разработка фирмы «Skov», Дания), которая применяется в системах микроклимата фирмы «Big Dutchman» (Германия) ПКБ «Неофорс» (Республика Беларусь). Она обеспечивает экономию электроэнергии до 70 % по сравнению с традиционными системами.
Во многих птицеводческих хозяйствах России реконструкция на основе систем микроклимата отрицательного давления дала положительные результаты. Опыт работы птицефабрик Краснодарского края показал, что при использовании  ими вентиляционного оборудования «Big Dutchman» энергозатраты сократились более чем в 2 раза. То же можно сказать и о реконструированных птицеводческих помещениях предприятия. «Бройлер-Дон» Ростовской области (вентиляционное оборудование установлено ПКБ «Неофорс»).
26. Состав комплектов  оборудования для  создания и поддержания  микроклимата в  птичниках
Фирма Устройства  по забору воздуха Устройства  для удаления воздуха Исполнительные  механизмы Отопление Охлаждение  и увлажнение Автоматика
«Big Dutchman» (Германия) Настенные подпружиненные вентили CL 1200 («Big Dutchman», Германия) Вытяжной камин CL 600 с вентилятором («Reventa», Голландия, «Skov», Дания); центробежный вентилятор «Air Master» («Skov», Дания); аксиальный (осевой) вентилятор с рамой(«Skov», Дания) Серводвигатель CL 75 («Skov», Дания); тросовая система управления положением заслонок вентилей Инфракрасные  газовые брудеры; газовые теплогенераторы  «Jet Master» («Ermaf», Голландия); прибор для  отопления RGA («Ermaf», Голландия); обогреватель типа «Heat Master» Оборудование Pad cooling и Fogging cooling («Lubing», Германия) Компьютер МС 36 («Lubing», Германия); аварийная система («Lubing», Германия)
«Skov»(Дания) Настенные DA 1200 и потолочные DA 30S подпружиненные форточки с регулируемыми жалюзи (запатентованный способ); приточная шахта DA 50 с подмешивающим вентилятором и без него Вытяжная шахта DA600, работающая по принципу Multistep; вентиляторы DA1400 DA 75 - серия двигателей, предназначенных для перемещения  и жесткой фиксации в нужном  положении створок форточек; натяжная система Газовые и инфракрасные брудеры («ABBI-SUN», «Gasolec», Голландия), газовые  теплогенераторы AGA111 («Thermobile», Голландия); отопители типа IMA ISA («ABBI-SUN», Голландия) Оборудование Fogging cooling («Skov», Дания) Климатический компьютер DOL34H в совокупности с контроллером аварийной вентиляции DOL78T; климатический компьютер DOL 36 в сочетании с климатическим контроллером аварийной вентиляции DOL78T
«VDL Agrotech» (Голландия) Форточки с  двойной системой забора воздуха («VDL Agrotech», Голландия); вытяжная труба с вентилятором («VDL Agrotech», Голландия) Вентиляторы VDL с защитной решеткой с одной стороны  и заслонкой с запатентованной  системой открывания («VDL Agrotech», Голландия) Центральная электролебедка с двигателем, управляемым климат-компьютером («VDL Agrotech», Голландия) Газовые генераторы GP с циркуляционными вентиляторами (там, где необходимо) («Ermaf», Голландия) Система Pad Cooling («VDL Agrotech», Голландия); система Fogging Cooling («Impex», Голландия) Устройство климат-контроля («VDL Agrotech» и «Micro-fan», Голландия)
При переходе на туннельный режим вентилирования расход электроэнергии сокращается в 5 раз  по сравнению с применением отечественной  вентиляции в летнее время. Аналогичная  ситуация в птицехозяйствах «Ставропольский бройлер» (Ставропольский край), «Северная», «Ломоносовская», «Войсковицы» (Ленинградская область), «Тимашевская» (Краснодарский край), «Рождественская» (Белгородская область), «Золотой петушок» (Липецкая область), «Бройлер-Дон» (Ростовская область) и т. д., где при реконструкции, проводимой по проектам ПКБ «Неофорс», использовались системы вентиляции датской фирмы «Skov». Системы отрицательного давления позволяют решить проблему вентиляции и энергосбережения как в птичниках шириной более 26 м, моноблочных постройках, так и в многоэтажных птичниках, а также при содержании бройлеров в клеточных батареях.
Реконструкцию систем для создания и поддержания  микроклимата моноблочных помещений  предлагается производить на основе системы вентиляции равного давления (разработка ПКБ «Неофорс») (рис. 13). Данный проект был реализован на предприятиях «Ивановский бройлер» (Ивановская область), «Рязанский бройлер» (Рязанская область), «Волжская птицефабрика» (Костромская область), «Тульский бройлер» (Тульская область). Архитектурные особенности моноблочных построек ограничивают применение современного энергосберегающего оборудования, так как приток воздуха может осуществляться только с потолка или с одной торцевой стены. Эта проблема была решена с помощью вентиляции равного давления: воздух принудительно подается через приточные шахты и также принудительно удаляется через вытяжные шахты. В проекте было использовано оборудование фирмы «Skov»: приточные шахты DA 40 с двумя вентиляторами (основным и подмешивающим) пропускной способностью 8200 м3/ч и вытяжные шахты DA 600 пропускной способностью 13850 м3/ч. Для обогрева птичников были применены теплогенераторы с дополнительными воздуховодами, работающие на природном газе. Данная система позволила добиться на предприятиях увеличения привесов птицы, сократить затраты труда и энергоресурсов.

Рис. 13. Система  равного давления для птичников-моноблоков
При реконструкции  птицеводческих помещений шириной более 26 м специалисты ПКБ «Неофорс» предлагают применять перекрестную вентиляцию (рис. 14). Проект был реализован на предприятии «Бройлер-Дон» (Ростовская область), где основными постройками являются четырехэтажные птичники размерами 32?46м.
Учитывая то, что на большинстве бройлерных предприятий  России птица содержится в клетках, фирма «Big Dutchman» разработала проект системы вентиляции отрицательного давления при клеточном содержании птицы (рис. 15).

А - для  многоэтажных зданий

Б - для  зданий шириной более 26 м
Рис. 14. Система перекрестной вентиляции в здании для откорма бройлеров
В настоящее  время на страницах печати ведутся  дискуссии по поводу правомерного применения систем вентиляции отрицательного давления на отечественных птицеводческих предприятиях. Одним из аргументов ее противников  является риск перемещения бактериальной флоры. По мнению специалистов ООО «Термотехносервис» (д. Тураково Московской области), эта проблема существует при использовании данных систем в птичниках ремонтного молодняка, родительского стада и промышленного стада кур-несушек. А так как период выращивания бройлеров составляет 50-60 дней, то вероятность заболевания птицы в течение этого времени слишком мала. Для птичников ремонтного молодняка, родительского и промышленного стада кур-несушек исходя из практического опыта и заключений ВНИТИП специалистами ООО «Термотехносервис» предлагаются системы избыточного давления, в которых устанавливаются блоки воздухоподготовки, воздух по птичнику распределяется по системе полиэтиленовых воздуховодов, а вытяжка производится через клапаны избыточного давления или осевые вентиляторы. Воздух нагревается калориферами, теплоноситель в которые поступает от котельной (одна на несколько птичников).

Б - летний вариант
Рис. 15. Система вентиляции отрицательного давления для птичников с клеточным оборудованием:
Также отмечается, что при температурах ниже -15°С поток  свежего холодного воздуха не успевает прогреться, что приводит к образованию холодных «пятен»  в зоне размещения птицы. Для предотвращения данного явления в проектах предусмотрена установка специальных отражателей, замедляющих скорость движения холодного воздуха, в результате чего он равномерно смешивается с внутренним воздухом. Несмотря на это, отдельными предприятиями осваивается выпуск оборудования для систем вентиляции отрицательного давления. Примером является ООО «крАССтех», предлагающий полный комплект современного автоматизированного оборудования для напольного выращивания птицы, в состав которого входит и система вентиляции отрицательного давления. К осени 2002 г. полными комплектами оборудования данного предприятия было оснащено более 50 птичников.
Снижение энергоемкости  процесса создания и поддержания  микроклимата возможно за счет экономии тепловой энергии на отопление путем перехода на децентрализованные системы отопления, применения локального обогрева, систем утилизации тепла, а также автоматизации тепловентиляционного оборудования, оптимизации управления тепловой мощностью и подачей воздуха.
Подогрев воздуха для создания оптимального микроклимата в помещениях является технологическим процессом, на который приходится основная доля затрат энергии.
Наметившаяся  в последнее время тенденция  сокращения использования систем централизованного  отопления птичников и замены его автономными объясняется преимуществами последних: более низкая себестоимость получения единицы тепла (в отдельных случаях разница достигает 30-40 %); резкое сокращение потерь тепла в связи с ликвидацией имеющихся внутри предприятия многокилометровых теплотрасс, идущих от котельной; появление возможности отключения источников тепла в зимний период во время технологических перерывов.
В настоящее  время обогрев птичников осуществляется двумя способами: с помощью воздуховодов с воздухораспределительной системой, в которые подогретый воздух подается комплектами оборудования «Климат» от теплогенераторов, калориферов или котельных, и с помощью устанавливаемых непосредственно в зале птичника газовых теплогенераторов отечественного и импортного производства, в которых получается смесь продуктов сгорания топлива и воздуха. Сравнительная техническая характеристика газовых теплогенераторов отечественного и импортного производства представлена в табл. 27.
 

27. Техническая характеристика  газовых теплогенераторов отечественного и зарубежного производства
Показатели ВН-70 (ГУП  «Машиностроительный завод», Республика Башкортостан) ВНС-90 «Самум» (управление «Энергогаз-ремонт», г. Екатеринбург) ВГ-0,07 (завод  «Брестсельмаш», Республика Беларусь) GP-75 GP-90 AGA-U1 TAS-800 (дизельная)
фирма «ERMAF B.V.», Голландия фирма «Thermobile». Голландия
Номинальная тепло-производительность, кВт 70 90 70 70 90 105 95
Потребляемая  мощность. кВт 0,7 0,4 0,7 0,65 0,85 0,7 0,75
Потребление:              
газа, м3/ч:              
природного - 8,2 7,0 6,1..7,1 9,3 9,0  
типа  «пропан-бутан» - 5,4 - 5,4 6,4 7,5  
дизельного  топлива, л             9,5
Давление  газа (природного/ «пропан-бутан»), кПа:              
присоединительное 2/5 2,0 - 2/5 2/5 2,5/10  
перед форсункой 1,8/4,6 - - 0,9/4,6 0,7/4,4 1,05  
Производительность  по воздуху, м /ч 5000 5000 4000 5000 6500 7000 7000
Габаритные  размеры, мм 1235?535?450 1562?450 (диаметр) 1400?700?600 1190?570?450 1250?680?480 1380?570?850 1520?580?850
Масса, кг 36 50 40 36 48 84 81
Газовые теплогенераторы, работающие на природном газе, уменьшают  запыленность воздуха на 60 %, расходы  на отопление - в 3 раза по сравнению  с использованием котельных. Внедрение  газовых теплогенераторов «Jet Master»  в агропромышленном объединении  «Назарьево» Московской области обеспечило сокращение топливных и финансовых ресурсов до 45 %. Они успешно эксплуатируются на «Кировоградской» и «Среднеуральской» птицефабриках Свердловской области (на сжиженном газе), в АОЗТ «Птицефабрика «Сибирская» Омской области, АК «Константинове» Московской области.
При отоплении  птичников посредством газогенераторов  в помещение не поступает экологически чистый воздух, так как он смешивается  с продуктами сгорания топлива, некоторые  из которых являются сильными канцерогенами. С целью уменьшения влияния вредных примесей газовые теплогенераторы оборудуются дополнительными воздуховодами, через которые подается воздух в камеру сгорания и таким образом в помещении не происходит выгорания кислорода и обеспечиваются нормативные объем окиси углерода и содержание оксидов азота.
Альтернативой газовым теплогенераторам служат конвективные воздухонагреватели. В них воздух нагревается от горячей воды, подаваемой от котла с газовым или мазутным топливом. Системы отопления, основанные на использовании воздухонагревателей, применяются в Германии в птичниках для выращивания и откорма бройлеров и индеек на глубокой подстилке. Фирма «Big Dutchman» (Германия) предлагает использовать их как при напольном выращивании птицы, так и в корпусах с клеточным оборудованием. Однако данный вид оборудования самый дорогой из всей номенклатуры отопительного оборудования, предлагаемого фирмой.
Одним из приемов, обеспечивающим сокращение энергопотребления, является применение локального обогрева птицы в первые дни жизни. Наиболее остро этот вопрос стоит в бройлерном производстве при напольном выращивании цыплят.
В качестве основного  оборудования локального обогрева в  подавляющем большинстве случаев  используются электрические брудеры  БП-1А, принципиальная конструктивная схема которых заимствована еще из фермерской практики США 30-х годов XX века. Это оборудование при всех своих испытанных временем положительных технологических качествах отличается большой энергоемкостью, материалоемкостью, инерционностью, дороговизной и т.п. В условиях роста цен на электроэнергию остро встал вопрос о замене его современными малоэнергоемкими автоматизированными техническими средствами.
Во многих регионах нашей страны наиболее дешевым топливом оказался газ. В связи с этим проводятся работы по созданию горелочных устройств, работающих на сжатом или природном газе. ГНУ ВИЭСХ разработало такое устройство (газовая инфракрасная горелка ГИГ-ТВ), однако серийное производство его до сих пор не освоено. За рубежом выпуском таких устройств занимается ряд фирм. В конце 80-х годов одной из первых разработок был газовый брудер фирмы «Gasolec BV Marconistraat» (Нидерланды). Филиалы этой фирмы, в том числе в США и Канаде, выпускают популярные у птицеводов брудеры типа М8 (для молодняка) и S (для взрослой птицы), работающие на сжатом газе. Процесс регулирования температуры полностью автоматизирован, система включает в себя также электронный термостат типа TD-16 и газовый редуктор типа HLT-114. Они легко монтируются в птичнике, удобны в обслуживании, пожаро- и взрывобезопасны. Аналогичные брудеры выпускают другие голландские фирмы - «Alke B.V.», «Van De Glind B.V.».
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.