На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


диссертация Методы стратегического управления обеспечивающих устойчивое и эффективное развитие предприятий российской газовой отрасли в долгос

Информация:

Тип работы: диссертация. Добавлен: 22.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 21. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Актуальность  темы исследования.
     Процессы  глобализации мировой экономики  в течение последних двух десятилетий  привели к серьезным изменениям в отраслях топливно-энергетического комплекса. В связи с истощением разрабатываемых запасов усиливается глобальная конкуренция за доступ к новым источникам полезных ископаемых. Необходимость разработки новых, менее эффективных месторождений углеводородов, ведущая к значительному увеличению затрат на производство единицы продукции, непрерывный рост стоимости материально-технических ресурсов, использующихся для поддержания технического состояния и развития производственных мощностей, высокая волатильность цен на топливо, нестабильность мирового финансового рынка - все это делает весьма рискованным и проблематичным успешное развитие компаний, осуществляющих добычу, транспорт и реализацию углеводородов.
     Перспективы российской газовой промышленности весьма существенно зависят от перечисленных  факторов, поскольку связаны с разработкой новых неосвоенных месторождений, расположенных в труднодоступных регионах с тяжелыми климатическими и горно-геологическими условиями, и необходимостью создания соответствующей инфраструктуры.
     Рост  конкуренции и усиление рисков диктуют  необходимость выбора новых направлений по развитию предприятий газовой отрасли. Менеджмент российских газовых компаний стоит перед необходимостью совершенствования концептуальных подходов, методов, инструментов, используемых при подготовке и принятии управленческих решений в новой нестабильной среде. Не смотря на то, что в секторах ТЭК уже сформированы управленческие структуры, отвечающие специфике деятельности в рыночных условиях, учитывая высокую инерционность и капиталоемкость российской газовой промышленности, жизненно необходимо уже в данный момент в целях достижения устойчивости и эффективности ее развития в долгосрочной перспективе совершенствовать методы управления.
     Российским  предприятиям ТЭК, особенно это касается компаний газовой отрасли и электроэнергетики, выходящих на новые рынки Азии и, благодаря процессу либерализации, на зрелые западные рынки, приходится конкурировать с развитыми высокоэффективными компаниями, что значительно повышает требования к системе управления этими предприятиями. В этих условиях актуализируется потребность преобразования предприятия в гибкую адаптивную систему с высокой степенью устойчивости к возмущающим воздействиям окружающей экономической среды. Это достижимо при условии применения стратегических управленческих механизмов, обеспечивающих адекватное поведение предприятия, т.е. формирующих его активную поведенческую позицию и обеспечивающих достижение поставленных стратегических целей путем целенаправленного воздействия на определенные параметры его развития.
     Предприятия газовой промышленности ТЭК вследствие своей взаимосвязи со всеми отраслями российской экономики имеют высокий уровень значимости для экономической безопасности государства. Являясь структурным элементом ТЭК, они оказывают определяющее влияние на его развитие. Вследствие этого, от степени устойчивости газовых предприятий ТЭК и уровня адаптивности выбранных ими стратегий поведения зависят не только темпы экономического роста в ТЭК, но и общие результаты макроэкономического развития России. В связи с изложенным, и в ответ на возрастание кризисных явлений и динамизма и неопределенности внешней среды бизнеса остро возросла необходимость в адекватных методах и инструментариях стратегического управления в газовой отрасли. Отмеченные проблемы послужили стимулом к проведению данного исследования. 
 

Цель  диссертационного исследования состоит в разработке методов стратегического управления обеспечивающих устойчивое и эффективное развитие
  предприятий   российской  газовой   отрасли   в долгосрочной перспективе.
Для достижения указанной цели решены следующие  задачи:
1) анализ возможности  совершенствования систем управления, в том числе опре-
деление понятия  и сущности концепции стратегического  управления, выявле-
ние методологической основы стратегического управления;
2) исследование  существующих классических моделей  стратегического управле-
ния, проведение анализа с точки зрения применимости моделей в российской
газовой отрасли;
3) анализ концепции  сбалансированной системы показателей;
4) изучение мирового  опыта использования сбалансированной  системы показате-
лей;
5) оценка перехода  к управлению компанией на  основе сбалансированной системы
показателей по сравнению с традиционными подходами  к управлению предпри-
ятием;
6) разработка  методов построения системы стратегического  управления на основе
сбалансированной  системы показателей с учетом специфики российской газо-
вой отрасли;
7) апробация  предлагаемого подхода применительно  к гипотетической газовой
компании, организованной для реализации перспективного проекта  Сахалин-
3 по добыче  углеводородов на Восточно-Одоптинском и Аяшском лицензион-
ных блоках о. Сахалин (нераспределенный фонд).
Объектом диссертационного исследования являются компании россий-
ского ТЭК участвующие в газовом бизнесе.
Предметом исследования являются методы стратегического управления га-
зовым бизнесом на основе сбалансированной системы показателей.
Теоретической основой исследования по вопросам разработки и внедрения
сбалансированной  системы показателей послужили  труды Каплана Р., Нортона Д.,
Горского М., Гершуна А., Нивина Р., Ольве Н-Г, Рой Ж., Веттера М.и др.
Система сбалансированных показателей - современный инструмент страте-
гического управления предприятием, позволяющий реализовывать стратегические
планы организации, переводя их на язык операционного  управления и контролируя
реализацию стратегии  на основе ключевых показателей эффективности  деятельно-
background image
5
сти. Стратегическое управление требует измерения не только финансовых резуль-
татов, производительности и других внутренних параметров, которые  служат осно-
вой для принятия текущих решений, - необходимо измерять эффективность и ре-
зультаты внедрения стратегии.
Несмотря на огромное количество публикаций, а  также научных и практиче-
ских исследований по проблемам стратегического управления предприятиями или
по вопросу  разработки и внедрения системы  сбалансированных показателей, по
оценкам автора, имеющаяся литература пока не дает ни систематического пред-
ставления, ни методического инструментария, необходимого для практического
использования в области стратегического управления российскими газовыми ком-
паниями в силу их определенной специфики.
Научная новизна  диссертационного исследования заключается  в разра-
ботке комплексного подхода и обосновании методов стратегического управления
на основе сбалансированной системы показателей, применимого для компаний
российской  газовой   отрасли  и обеспечивающего их устойчивое и эффективное раз-
витие в долгосрочной перспективе.
Автором были разработаны  метод и модель стратегического  управления
 предприятием   газовой   отрасли  на основе  сбалансированной системы показателей.
Ценность предлагаемого  метода заключается в адаптации  модели Р. Каплана и Д.
Нортона, разработанной для условий свободного конкурентного рынка, характери-
зующегося коротким производственным циклом, весьма высокой конкуренцией и
предполагающего взаимодействие большого количества продавцов  и покупателей,
к крупным отечественным  нефтегазовым предприятиям с учетом специфики рос-
сийского рынка.
Новые научные  результаты:
1) исследованы  и уточнены наиболее важные  аспекты проблем, связанных с при-
менимостью классических моделей стратегического управления в условиях рос-
сийской экономики и с учетом специфики производственно-хозяйственной дея-
тельности в газовой отрасли;
2) дополнены  и расширены понятия, составляющие  концепцию сбалансированной
системы показателей;
3) определены  причинно-следственные связи между  отдельными стратегическими
целями  предприятий   газовой   отрасли , разработана стратегическая карта газовой
компании;
4) разработан  перечень и установлены уровни  стратегических целевых показате-
лей для компаний газовой отрасли ТЭК России, позволяющих  перевести страте-
гию компании в четкий план оперативной деятельности и оценивать результаты
ее реализации;
5) обоснован  методический системный подход  к стратегическому управлению  га-
зовой компанией на основе сбалансированной системы показателей;
6) определены  основные принципы и алгоритм  построения комплексной системы
стратегического управления на  предприятии   газовой   отрасли  на основе сбалан-
сированной системы показателей, при одновременной разработке организаци-
онной и управленческой систем, включая систему мотивации персонала и сис-
тему управления рисками, систем долгосрочного, финансового, инвестиционно-
го планирования и бюджетирования.
Достоверность научных результатов основывается на привлечении боль-
шого статистического материала консалтинговых фирм по стратегическому управ-
background image
6
лению, официальной отчетности нефтегазовых компаний, международных энерге-
тических агентств, а также зарубежных и российских периодических изданий.
Значение для  теории и практики научных результатов  работы заключа-
ется в том, что результаты диссертационного исследования могут быть использо-
ваны в практической деятельности российских нефтегазовых компаний при совер-
шенствовании систем управления. Реализация содержащейся в работе методики
будет способствовать повышению эффективности газового бизнеса и достижению
устойчивого развития в долгосрочной перспективе.
Результаты диссертационного исследования также могут быть использованы
в учебном процессе при изучении следующих дисциплин: Менеджмент организа-
ции, Стратегическое управление, Стратегический управленческий учет,
Управление в  отраслях ТЭК, Управление в нефтегазовых компаниях.
Апробация результатов  исследований. Основные положения диссертации
и результаты исследования докладывались и обсуждались  на: V Всероссийском
энергетическом  форуме ТЭК России в XXI веке (г. Москва, 04.04.2007 г.), III
международной научно-практической конференции Инновационные  технологии
социально-экономического комплекса (г. Подольск, 14.11.2007 г.), V Междуна-
родном форуме Газ России (г. Москва, 20.11.2007 г.), .
Внедрение результатов  исследования. Некоторые разработки и научно-
практические  результаты нашли применение:
1) в ООО ВНИИГАЗ  при разработке системы анализа  возможностей поставок
газа на различные  рынки в зависимости от реализации новых региональных ин-
вестиционных проектов с учетом эластичности спроса и экономических рисков;
2) в работе  Межведомственной рабочей группы  по доработке Программы создания
в Восточной  Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспор-
тировки газа и газоснабжения с учётом возможного экспорта газа на рынки Ки-
тая и других стран АТР;
3) в ООО ИнфоТЭК-Консалт при постановке системы мониторинга рынка при-
родного газа Российской Федерации.
Публикации. По теме диссертации в открытой печати опубликовано 8 на-
учных трудов, общим объемом 7,8 п.л., лично автору принадлежит 4,9 п.л. Работы
посвящены проблемам  совершенствования стратегического  управления в ТЭК, а
также оптимизации  работы по оценке эффективности инвестиционных проектов.
Объем работ  определяется целями исследования, логикой  и методами ре-
шения поставленных задач. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключе-
ния, библиографического списка и приложений. Работа содержит 167 страниц ос-
новного машинописного текста, 6 приложений, 13 таблиц, 43 рисунка. Список ис-
пользованной  литературы включает 74 наименования трудов отечественных и за-
рубежных авторов.
Структура диссертации. Во введении обосновывается актуальность темы
диссертации, характеризуется  степень ее разработанности, формулируются  цель и
задачи исследования, определяется предмет и объект исследования, научная новиз-
на и практическая значимость работы. В I-ой главе Теория стратегического
управления рассмотрены  основные теоретические положения, касающиеся вопро-
сов управленческой деятельности, методологии и моделей  стратегического управ-
ления, особенностей стратегического управления  предприятием   газовой   отрасли
ТЭК России. Во II-ой главе Методы совершенствования  систем стратегического
управления на основе сбалансированной системы показателей  изложена концеп-
background image
7
ция сбалансированной системы показателей, раскрыта концепция стратегического
управления на основе системы сбалансированных показателей, а также представ-
лен разработанный автором методический подход построения системы управления
 предприятием   газовой   отрасли  на основе  системы сбалансированных показателей.
В III-ей главе  Практика разработки системы стратегического  управления пред-
приятием газовой  отрасли на основе сбалансированной системы показателей при-
ведены практические исследования и результаты апробации  предложенной авто-
ром методики. В заключение диссертационного исследования сформулированы
полученные автором  основные результаты и выводы.
II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ  РАБОТЫ
Теория стратегического  управления. Термин стратегическое управле-
ние сформировался в конце 60-х годов ХХ в. с целью показать отличие управлен-
ческой деятельности на высшем уровне по постановке и реализации долгосрочных
целей от управления текущей производственной деятельностью  фирмы. Свое раз-
витие концепция стратегического управления получила в работах таких зарубеж-
ных авторов как И. Ансофф, Х. Виссема, Г. Минцберг, Д. Хасси. Наиболее широ-
кую популярность получила работа американских экономистов А.А. Томпсона и
А.Дж. Стрикленда. Весьма существенный вклад в развитие науки о стратегическом
управлении вносят также и российские авторы - О.С. Виханский, В.С. Сизов, Р.А.
Фатхутдинов и др. Основываясь на опыте российских компаний, эти авторы попы-
тались взглянуть на стратегический менеджмент сквозь призму реалий российской
экономики.
В целом современные  представления о стратегическом менеджменте сводят-
ся к следующему.
Стратегическое  управление - это управление организацией, которое опира-
ется на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производст-
венную деятельность на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирова-
ние и своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны
окружения и  позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокуп-
ности позволяет организации выживать и достигать своей цели в долгосрочной
перспективе.
Стратегическое  управление - это наиболее широкое (комплексное) понятие,
включающее в  себя и стратегический маркетинг, и  стратегическое/ долгосрочное
планирование, и  контроль реализации стратегии. В некоторых  трудах в подсисте-
мы стратегического  управления включают и оперативное  управление реализацией
стратегических  планов фирмы, как, например, в работе д.э.н., проф. Р.А. Фатхут-
динова Стратегический менеджмент. Другие ученые И. Ансофф и Г. Минцберг
при определении  содержательной стороны стратегического  управления рассматри-
вают методологию, как состоящую из двух взаимодействующих подсистем:
1) управление  стратегическими возможностями,  включающее анализ и выбор
стратегической  позиции, или запланированная стратегия;
2) оперативное  управление проблемами в реальном  масштабе времени, позволяю-
щее организациям реагировать на неожиданные изменения, или реализуемая
стратегия.
Создание на предприятии системы стратегического  управления предусмат-
ривает создание помимо системы стратегического менеджмента, систем управле-
ния производством, ресурсами предприятия, в том числе персоналом, а также сис-
background image
8
тем управления рисками, управленческого учета  и т.д., и, в конечном счете, соот-
ветствующей организационной структуры компании, ориентированных на реали-
зацию стратегии организации, достижении целей, выполнении миссии компании.
У организации, использующей концепцию стратегического  управления, вы-
рабатывается способность быстро реагировать на изменения в окружении, что по-
вышает конкурентоспособность компании, а также принимать более взвешенные
решения, что  позволяет достичь желаемых целей  в будущем.
Система стратегического  управления рассматривается автором  как динами-
ческая совокупность взаимосвязанных управленческих процессов, которые логиче-
ски вытекают один из другого. При этом существует устойчивая обратная связь и
соответственно  обратное влияние каждого процесса на остальные, что является ха-
рактерной особенностью системы стратегического управления, так как динамич-
ные изменения внешней среды, ее неопределенность требуют внесения соответст-
вующих корректив на любом этапе системы стратегического управления.
На первом этапе  формирования стратегии определяется миссия (предназна-
чение) и стратегическое видение (концепция долгосрочного развития) компании.
Переход от общей  формулировки миссии к конкретным стратегическим целям
осуществляется  на этапе определения конкретных целей. При этом различаются
два типа целей - финансовые и стратегические. Финансовые цели предполагают
рост таких  показателей деятельности компании, как объем прибыли, рентабель-
ность, отдача от инвестиций и др. Стратегические цели направлены на повышение
конкурентоспособности фирмы.
Этап анализа  и выбора стратегии развития бизнеса, позволяющей организа-
ции выполнить миссию и достичь поставленных целей, считается сердцевиной
стратегического управления. Автор подчеркивает, что  стратегия компании дина-
мична и должна обновляться по мере развития компании для ее адаптации к изме-
няющемся условиям внешней и внутренней среды.
Однако наиболее сложной и трудоемкой задачей  процесса стратегического
управления является этап контроля за реализацией стратегии, так как стратегиче-
ские изменения затрагивают все стороны организации, проходят через все уровни
управления и  подразделения организации. Все  предыдущие этапы стратегического
управления пересматриваются не один раз в связи с появлением новых обстоя-
тельств.
Задача реализации стратегии предполагает:
1) создание организационных  возможностей, необходимых для успешного выпол-
нения стратегических планов;
2) эффективное  управление системами бюджетирования, мотивации персонала,
контроля и  аудита;
3) создание соответствующей  корпоративной культуры.
Выполнение принятой стратегии развития организации  напрямую зависит от
степени соответствия этот стратегии существующим внутренним ресурсам: орга-
низационной структуре управления, организационной культуре, вовлеченности
персонала в  процесс реализации стратегии, уровню самоорганизации.
Стратегии организаций  во многом уникальны, поэтому универсальных  ре-
шений, пригодных для всех случаев нет. Отсутствуют и стандартные наборы
правил и порядка  решений стратегических задач. В  тоже время, известно довольно
много предложений  относительно того, как должна выглядеть  модель стратегиче-
background image
9
ского управления. В работе детально рассмотрены наиболее распространенные мо-
дели Ф.Р. Дэвида, Д.Л. Томпсона и П. Лоранжа.
В главе также  уделено внимание стратегиям диверсифицированных пред-
приятий. Функциональные стратегии характерны именно для  предприятий топлив-
но-энергетического комплекса, основу которого составляют крупные промышлен-
ные холдинги с диверсифицированной структурой активов. Также рассмотрены
различные инструменты, используемые на этапах стратегического  управления:
универсальные или базовые стратегии, модель М. Портера, матрица SWOT-
анализа и пр.
Не зависимо от подходов/моделей, используемых предприятием для анализа,
формирования  и контроля за реализацией своей стратегии, эффективность функ-
ционирования компании, устойчивость и выживаемость организации, а также кон-
курентное преимущество компании обеспечивает не столько наличие на предпри-
ятии системы стратегического управления, сколько эффективность этой системы и
её соответствие условиям функционирования компании (отрасли).
Согласно изложенному  теоретическому анализу представляется, что успеш-
ность функционирования организации, то, насколько эффективно организация
достигает поставленных целей, напрямую зависит от системы  стратегического
управления на  предприятии  и поддерживающего  управленческого инструмента-
рия.
На основании  проведенного в данном диссертационном исследовании де-
тального анализа специфики нефтегазового бизнеса и особенностей стратегическо-
го управления  предприятием  российской  газовой   отрасли  автором были сделаны
следующие выводы:
1) газовая промышленность  является капиталоемкой отраслью  и требует постоян-
ного притока значительных капиталовложений, обычно зависящих от внешнего
финансирования, и вовлекающихся в долгосрочные инвестиционные проекты;
2) инвестиционные  решения во многом определяют  долгосрочные перспективы ее
работы. Между  моментом принятия решения о реализации проекта и получени-
ем результатов  от него проходит значительный промежуток времени;
3) для устойчивого  функционирования предприятия газовой  промышленности не-
обходимо осуществлять постоянный воспроизводственный процесс, включаю-
щий в себя как замену производственных мощностей по освоению, эксплуата-
ции, переработке, транспорту и сбыту углеводородного сырья и конечных про-
дуктов, так и подготовку новых запасов взамен извлекаемых;
4)  предприятия   газовой   отрасли  находятся  под жестким государственным контро-
лем и многие сферы их деятельности (начиная с геологоразведочных работ и за-
канчивая сбытом продукции) регулируются специальными государственными
органами.
Необходимо отметить также, что за последние десятилетие российские неф-
тегазовые компании, столкнулись с резким ростом издержек, ежегодно они увели-
чивались на 30-50% и почти достигли (а в некоторых производствах превысили)
мирового уровня. Компании вынуждены обращаться к  наиболее эффективному
средству выживания  в конкурентной борьбе на российском и международном рын-
ках - всемерной экономии затрат на материально-технические ресурсы, сырье,
энергию, транспортные и административно-управленческие структуры.
Месторождения России все еще вполне конкурентны по сравнению со мно-
гими нефтедобывающими странами. Однако выигрыш от более благоприятного
background image
10
природного фактора  становится все меньше из-за неэффективных  технологий и не-
профессионального менеджмента. Российские нефтяники  и газовики проигрывают
в этой области  в отличие от многих западных нефтяных компаний, где, несмотря
на ухудшение  условий разведки и разработки месторождений, удалось не только
стабилизировать удельные затраты, но даже существенно, на 30-50%, снизить их за
последние 10-15 лет.
В связи с изложенным, становится очевидным, что именно концепция стра-
тегического управления является фундаментальным элементом системы менедж-
мента газовых компаний. Стратегическое управление держит в центре внимания
фундаментальные факторы, эволюция которых может  оказать радикальное воздей-
ствие на деятельность газовой компаний, позволяет компании оптимизировать
производственную  программу и оценить варианты для всех прогнозных условий
развития рынка  энергоносителей и характеристик  объектов.
Решение перечисленных  задач возможно на базе разработки прогрессивных
систем и методов  управления на всех предприятиях нефтегазовой цепочки.
Нефтегазовые  компании и их производственные подразделения  уже внедря-
ют и осуществляют комплекс мер, направленных на достижение стратегической
устойчивости  и эффективности текущего функционирования. Основными инстру-
ментами активного воздействия компаний, нацеленного на реализацию этих задач,
являются эффективная  структурная организация компании, реалистичная произ-
водственная программа, четкое управление финансовыми потоками, агрессивный
маркетинг и  нацеленность на инновации.
Не смотря на существование выработанных мировой практикой и теоретиче-
скими исследованиями общих принципов, методов и инструментов эффективного
стратегического управления в крупных корпорациях, какими являются и россий-
ские нефтяные и газовые компании, их неадаптированное применение невозможно
в силу российской специфики и особой среды функционирования хозяйствующих
субъектов ТЭК.
Методы совершенствования  систем стратегического управления на ос-
нове сбалансированной системы показателей. Сбалансированная система пока-
зателей (ССП) - система управления, позволяющая переводить миссию и общую
стратегию компании в четкий план оперативной деятельности подразделений и со-
трудников, и оценивать результаты их деятельности с точки зрения реализации
стратегии с  помощью ключевых показателей эффективности. [27]
Впервые термин Сбалансированная система показателей (Balanced
Scorecard) был предложен в начале 1990-х годов американскими специалистами в
области стратегического  менеджмента Робертом Капланом и  Дэвидом Нортоном.
Предпосылкой  для этого явилось все более  возрастающее значение нематериаль-
ных активов при оценке эффективности бизнеса - в настоящее время нематериаль-
ные активы создают более 75% рыночной стоимости средней фирмы и при этом не
учитываются традиционными  системами оценки, базирующимися  на финансовых
показателях. С помощью сбалансированной системы показателей компании могут
количественно оценить свои важнейшие нематериальные активы - людей, инфор-
мацию, культуру. Сбалансированная система показателей представляет собой на-
дежную концептуальную основу, благодаря которой современные компании смо-
гут выжить в  атмосфере неопределенности, обусловленной  интенсивностью конку-
ренции и нестабильностью экономики.
background image
11
ССП позволяет  менеджерам избегать разрыва между  стратегическими целя-
ми бизнеса  и оперативным управлением, поскольку  топ-менеджеры настраивают
внутрифирменную систему управления своей компании на достижение именно тех
целей, которые  были поставлены перед ней собственниками (акционерами), при
этом используются именно те ресурсы, которые необходимы. ССП обеспечивает
четкое понимание  того, как отдельные подразделения, службы и даже работники
влияют на достижение поставленных перед компанией целей, и дает возможность
своевременно  скорректировать их деятельность, уточнить курс организации, на-
правляя компанию на выполнение стратегии. Преимущество ССП состоит в том,
что предприятие, внедрившее эту систему, получает в  результате систему коорди-
нат действий в соответствии со стратегией на любых уровнях управления.
Это имеет особое значение для предприятий нефтегазового  сектора. Бизнес
компаний энергетической отрасли характеризуется значительной инерционностью,
капиталоемкостью, неопределенностью и изменчивостью  конъюнктуры рынков -
всё это обуславливает  необходимость и значимость концепции  стратегического
управления на основе Сбалансированной системы показателей. Как известно, ти-
пичная стоимость магистрального газопровода большого диаметра - порядка 1,5
млн. долл. на км при том, что дальность крупных газопроводов достигает 3-5 тыс.
км. Сроки реализации таких проектов и сроки их окупаемости достаточно протя-
женные.
В работе подробно рассмотрены все аспекты разработки и использования
сбалансированной  системы показателей, детально проанализирован  процесс фор-
мирования системы стратегического управления на основе ССП. На основе прове-
денных исследований проведена адаптация концепции  ССП к специфике газовой
промышленности.
В основу разработки системы стратегического управления  предприятием
 газовой   отрасли  на основе системы  сбалансированных показателей был  заложен
следующий алгоритм.
1. Формулировка  миссии, видения и стратегических  целей компании.
2. Определение  причинно-следственных связей между  отдельными страте-
гическими целями компании, разработка стратегической карты компании.
Стратегическая  карта - инструмент анализа, позволяющий  систематизиро-
вать стратегические цели и распределить их по областям, соответствующим клю-
чевым аспектам деятельности компании, а также установить взаимосвязи между
данными целями. Стратегические карты точно объясняют  каждому сотруднику то,
как его индивидуальные цели, проекты и достижения содействуют  реализации об-
щей стратегии и ее целей и, в конечном счете, успеху всей организации. [28]
Важно также, что  четкие причинно-следственные соотношения, отраженные
на стратегической карте, позволяют организации сбалансировано и эффективно
обеспечивать  поддержу выполнения стратегии. Обычно о деятельности организа-
ции судят по итогам финансового анализа, определяющего качество использования
материальных  активов. Причинно-следственные связи, указанные в стратегической
карте, наглядно демонстрируют, каким образом нематериальные активы преобра-
зуются в материальные (финансовые результаты).
Стратегические  карты дают топ-менеджменту возможность комплексно,
связно и систематически рассмотреть разработанную ими  стратегию. Но, кроме
простого понимания  сущности стратегии, карты обеспечивают основу создания
системы управления для ее реализации самым эффективным  и быстрым путем.
background image
12
3. Определение  перечня сбалансированных показателей  развития. По мне-
нию автора, наиболее точно отражать суть таких показателей для компании газо-
вой промышленности будет термин стратегические целевые  показатели или
СЦП. Сбалансированные показатели развития компании (стратегические целевые
показатели) - обобщающие сбалансированные показатели по всем видам деятель-
ности компании, количественно определяющие задачи по достижению стратегиче-
ских целей. Показатели используются для четкого и однозначного выражения со-
держания стратегических целей, а также для определения  степени достижения це-
ли. Путем измерения  стратегических целей обеспечивается развитие управляемого
объекта в намеченном направлении.
К перечню стратегических целевых показателей развития газового предпри-
ятия автором были сформулированы четко определенные требования, в соответст-
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.