На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Исследование организации учета и контроль операций по движению основных средств (на примере ВысоковскогоДРСУ №137 )

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 22.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 24. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ» 

 
     Кафедра бухгалтерского учета,  контроля и финансов
     Специальность Бухгалтерский учет и контроль в промышленности 
 

                                                         Допущена к защите
                                                                Заведующий кафедрой
                                                                    _______С.К. Маталыцкая
                                                                «____»________2011 г. 
 
 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
на тему: Исследование  организации учета и контроль операций по движению основных средств
(на  примере ВысоковскогоДРСУ №137 ) 
 
 
 

Слушатель
КТЦ, ПБУ/п                                                                              Т. Л. Мягкая 
 

Руководитель                                                                        
Ст. преподаватель                                                                    И. Н. Тарасевич 
 

                                                           

Нормоконтролер                                                                       Х.Х. ХХХХХХХ                                                        
 
 
 
 

МИНСК 2011 
 
 
 

АННОТАЦИЯ
     Дипломная работа: 112 с., 10 рис., 8 табл., 31 источник, 21 прил.
     ОСНОВНЫЕ  СРЕДСТВА, УЧЕТ, ИЗНОС, КЛАССИФИКАЦИЯ, ОЦЕНКА, КОНТРОЛЬ, ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ, ПЕРЕОЦЕНКА
     Объектом  исследования является ДРСУ № 137 гор. Высокое КУП «Брестоблдорстрой».
     Предметом исследования -  исследование организации учета и контроль операций по движению основных средств.
     Цель  работы: исследовать организацию учета и контроль операций по движению основных средств, дать оценку состояния учета основных средств ДРСУ № 137 гор. Высокое КУП «Брестоблдорстрой», внести предложения и рекомендации  по его совершенствованию.
     Методы  исследования: методы системного, функционального и статистического анализа, группировок, экспертных оценок, анкетирования, обобщения, табличный метод, сравнение, а также специальные методы и приемы бухгалтерского учета и анализа хозяйственной деятельности.
     Исследования  и разработки: изучены перспективные направления развития учета основных средств, дана оценка организации учета и контроля операций по движению основных средств в ДРСУ № 137 гор. Высокое КУП «Брестоблдорстрой».
     Область возможного практического  применения: строительные организации Республики Беларусь.
     Автор работы подтверждает, что приведенный  в ней расчетно-аналитический  материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения  и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
     (подпись  студента)
 

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 5
1 Основные средства как объект  учета и финансово – хозяйственного    контроля 
9
1.1 Основные средства и их роль  в функционировании  организаций 9
1.2 Нормативно – правовая база учета и контроля основных средств 18
1.3 Краткая  финансово – экономическая характеристика  ДРСУ №137 гор. Высокое  25
1.4 Особенности  классификации, оценки и контроля  основных средств в       зарубежной практике
36
2 Учет движения основных средств  51
2.1 Документальное  оформление операций по движению  основных средств 51
2.2 Учет  поступления основных средств 54
2.2.1 Приобретение  за плату у других субъектов  хозяйствования и          физических лиц
54
2.2.2 Прочие поступления основных средств 57
2.3 Учет износа и расчет  амортизации  основных средств 60
2.4 Учет  расходов на восстановление  объектов  основных средств 68
2.5  Учет выбытия   основных средств 72
2.5.1 Выбытие  в результате ликвидации, списания, продаж и первичного          уставного фонда
72
2.5.2 Выбытие  в результате безвозмездной передачи 73
2.6 Направления  совершенствования  учета операций  по движению        объектов основных средств
75
2.7  Инвентаризация и  переоценка основных средств  76
3 Контроль операций по движению основных средств 83
3.1 Цели проверки и источники информации для проведения контроля 83
3.2 Программа проверки операций по движению основных средств 85
3.3 Проверка правильности документального оформления поступления        основных средств
88
      Проверка операций по амортизации основных средств
94
3.5 Проверка  операций по восстановлению  основных  средств 96
3.6 Проверка  правильности документального оформления, выбытия        основных средств
101
3.7 Проверка  обособленности переоценки   основных  средств 103
3.8 Оценка  состояния учета основных средств  и предложения по        совершенствованию
104
Заключение 111
Список  использованных источников 113
Приложение  А. Положение о филиале  114
Приложение  Б. Структура предприятия 115
Приложение  В. Учетная политика 2011 год 116
        Приложение  Г. Бухгалтерский баланс за 2010 год
117
        Приложение  Д. Отчет о прибылях и убытках  за 2010 год
118
Приложение  Ж. Приложение к балансу Форма  №5 за 2010 год 119
        Приложение  И. Бухгалтерский баланс за 2009 год
120
        Приложение  К. Отчет о прибылях и убытках  за 2009 год
121
Приложение  Л. Приложение к балансу Форма  №5 за 2009 год 122
        Приложение  М. Бухгалтерский баланс за 2008 год
123
        Приложение  Н. Отчет о прибылях и убытках  за 2008 год
124
Приложение  П. Приложение к балансу Форма  №5 за 2008 год 125
Приложение  Р.  ТН 126
Приложение  С.  Договор купли - продажи 127
Приложение  Т. Ведомость переоценки 128
Приложение  У. Акт на списание ОС 129
Приложение  Ф. Платежное поручение и ТН 130
Приложение  Х. Договор купли - продажи 131
Приложение  Ц. Инвентаризационная ведомость 131
Приложение  Ш. Программа проверки 132
Приложение  Я. Акт проверки 133

     ВВЕДЕНИЕ

     Основное  звено единого народно-хозяйственного комплекса Республики Беларусь составляют организации и предприятия различных  форм собственности (государственные, кооперативные, общественные, совместные и другие). Каждая из них работает на полном хозяйственном расчете, используя  принципы самостоятельного планирования, самофинансирования и самоуправления, и не может существовать, если ее деятельность убыточна или малорентабельна.
     Осуществляя предпринимательскую деятельность, участники имущественного оборота  предполагают, что по мере проведения хозяйственных операций они не только возвратят вложенные средства, но и получат доходы.
     Для привлечения иностранного капитала, создания свободных экономических  зон, выхода на внешнеэкономические  связи, а так же, чтобы избежать поражения в конкурентной борьбе, банкротства, а затем и ликвидации, организациям необходимо рационально  использовать материальные, трудовые и финансовые ресурсы и получать прибыль.
     Огромная  роль в этом принадлежит основным средствам, так как они в своей  совокупности образуют производственно-техническую  базу и определяют производственную мощь организации. Их состояние и  эффективное использование прямо  влияет на конечные результаты хозяйственной  деятельности организации, а рост и развитие являются важнейшим условием повышения качества и конкурентоспособности продукции, а также конкурентоспособности самой организации.
     Условия развивающейся экономики побуждают  товаропроизводителей к постоянному  поиску резервов повышения эффективности  использования всех материально-вещественных факторов производства, в том числе  и основных средств.
     Показатели  эффективности использования основных средств могут быть улучшены за счет:
     1) совершенствования организации производства и труда, ликвидации внеплановых простоев;
     2) сокращения времени и повышения качества ремонтов;
     3) вовлечения в работу бездействующих основных средств;
     4) модернизации и автоматизации оборудования;
     5) повышения квалификации кадров;
     6) совершенствования техники и технологии.
     Более полное и рациональное использование  основных средств и производственных мощностей организации способствует улучшению всех ее технико-экономических  показателей: росту производительности труда, повышению фондоотдачи, увеличению выпуска продукции, снижению ее себестоимости, экономии капитальных вложений.
     Эффективному  использованию и сохранности  основных средств способствует осуществление действенного контроля за состоянием и использованием этих объектов.
     Все вышеперечисленное определило актуальность темы данной дипломной работы.
     Целью дипломной работы является исследование организации учета и контроль операций по движению основных средств  на примере деятельности ДРСУ № 137 гор. Высокое КУП «Брестоблдорстрой».
     Для достижения поставленной цели в дипломной  работе решены следующие задачи:
     1) рассмотрена экономическая сущность основных средств и их роль в процессе производства;
     2) рассмотрены особенности классификации, оценки и контроля основных средств;
     3) дана экономическая характеристика основных средств ДРСУ № 137 гор. Высокое;
     4) рассмотрена организация документального оформления операций по движению основных средств в ДРСУ № 137 гор. Высокое;
     5) рассмотрена организация инвентаризации и переоценки основных средств предприятия;
     6) изучен контроль операций и проведение проверок по движению основных средств в ДРСУ № 137 гор. Высокое;
     7) дана оценка состояния основных средств ДРСУ № 137 гор. Высокое и разработаны предложения по их совершенствованию;
     8) определены пути реализации предлагаемых мероприятий.
     Основным  источником практического материала  для изучения учета и контроля операций по движению основных средств в ДРСУ № 137 гор. Высокое, использованного при написании дипломной работы, являются отчетные данные, методические разработки, плановые расчеты, журналы – ордера, ведомости, инвентаризационные описи и другие документы по вопросам учета наличия и движения основных средств ДРСУ № 137 гор. Высокое КУП «Брестоблдорстрой».
     Источниками информации для проведения анализа  основных средств ДРСУ № 137 гор. Высокое в соответствии с Инструкцией по анализу и контролю за финансовым состоянием и платежеспособностью субъектов предпринимательской деятельности, утвержденной постановлением Министерства финансов, Министерства экономики и Министерства статистики и анализа от 27.04.2007 года № 69/76/52 являются: бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, приложение к бухгалтерскому балансу (форма 5) и другие бухгалтерские документы.
     В процессе организации учета операций по движению основных средств была изучена специальная учебная  литература под изданием таких авторов, как: Ладутько Н.И., Ванкевич В.Е., Тишков И.Е., Савицкая Г.В., Стражев В.И., Дробышевский Н.П., Левкович О.А., Ермолович Л.Л., Панков Д.А., Чечеткин А.С. и др.
     Так, по мнению Ладутько Н.И. достоверность и правильность информации о состоянии объектов основных средств на предприятии зависит от правильной организации бухгалтерского учета в зависимости от экономической отрасли, вида деятельности и специфики производства, то есть на базе типовых форм необходимо разрабатывать рабочие формы учетных регистров, разрабатывать рабочий план счетов, программное обеспечение и так далее.
     Панков  Д.А. придерживается направления организации  бухгалтерского учета в целом, в  том числе и основных средств, с учетом международных стандартов и требований. Это касается, прежде всего, двухуровневой структуры  бухгалтерии, а затем – непосредственно процесса отражения операций на счетах бухгалтерского учета.
     При этом все авторы считают, что организация  учета операций по движению основных средств на предприятиях и в организациях не должна противоречить действующему законодательству.
     Следует подчеркнуть важность и необходимость  учебной литературы и в процессе проведения анализа состояния и  использования основных средств.
     Так, в учебнике под изданием Савицкой Г.В. приведена подробная методика проведения анализа состава, структуры  и эффективности использования  основных средств на предприятиях и  в организациях
     В дальнейшем, полученная информация по итогам проведенных проверок и анализа, даст полную картину о состоянии  учета операций по движению основных средств, позволит принять правильные управленческие решения.

     1 Основные средства как объект учета и финансово-хозяйственного контроля

     1.1 Основные средства и их роль в функционировании организаций

 
 
     В производственно–хозяйственной деятельности организаций наравне с предметами труда используются средства труда, то есть основные средства. Основные средства в отличие от предметов труда  участвуют в процессе производства длительное время, сохраняя при этом свою первоначальную форму. Однако в  процессе производства они постепенно изнашиваются, перенося свою стоимость  на вновь создаваемый продукт [16].
     Процесс расширенного воспроизводства требует  непрерывного пополнения и обновления основных средств. Он характеризуется  беспрерывным вводом в действие зданий, сооружений, оборудования и других объектов.
     Основные  средства поступают в организацию  в результате сооружения или изготовления; приобретения за плату у других субъектов  хозяйствования и физических лиц; получения  по договору дарения от других субъектов  хозяйствования и физических лиц  безвозмездно; внесения учредителями в счет их вкладов в уставный фонд по оценке экспертной комиссии. Неучтенные объекты основных средств могут  быть выявлены и оприходованы в результате инвентаризации [16].
     Организация имеет право владения, пользования  и распоряжения основными средствами: безвозмездной передачи или реализации другим организациям, обмена, сдачи  в аренду, принадлежащих ей зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств, инвентаря, списывать с  баланса, если они изношены или морально устарели, независимо от того, полностью ли они амортизированы или нет.
     Положение по бухгалтерскому учету основных средств устанавливает единый порядок формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах, находящихся на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления для коммерческих и некоммерческих организаций.
     Согласно  Положению по бухгалтерскому учету основных средств к основным средствам относятся активы организации:
     – имеющие материально-вещественную форму;
     – используемые в течение срока службы продолжительностью свыше двенадцати месяцев;
     – стоимость единицы которых на момент приобретения превышает величину, определяемую Министерством финансов Республики Беларусь в установленном порядке (за исключением сельскохозяйственных машин и орудий; строительного механизированного инструмента; рабочего, племенного и продуктивного скота (независимо от вида животных); библиотечных фондов (по-прежнему не являющихся амортизируемым имуществом); сценическо - постановочные средства и оборудование, которые считаются основными средствами независимо от их стоимости [16].
     Организация в соответствии с учетной политикой имеет право понижения указанной величины, определенной Министерством финансов Республики Беларусь.
     Важными задачами учета основных средств  в организации являются:
     1) обеспечение контроля за сохранностью основных средств при их поступлении, хранении, использовании, внутреннем перемещении и выбытии.
     2) точное и своевременное начисление и отражение в учете амортизации и износа основных средств.
     3) контроль над расходами по ремонту основных средств.
     4) правильное определение результатов от выбытия и ликвидации основных средств.
     5) своевременное проведение инвентаризации и переоценки.
     На  протяжении длительного периода  использования основные средства изнашиваются в результате эксплуатации. Износ  представляет собой потерю потребительских  свойств как в процессе эксплуатации, так и при их бездействии, т. е. под влиянием физических сил, технических и экономических факторов основные средства постепенно утрачивают свои потребительские свойства и приходят в негодность. Это значит, что они не могут выполнять свои функции по каким–либо техническим причинам или в силу экономической невыгодности.
     Экономическим выражением процесса физического и (или) морального износа является процесс  амортизации – процесс постепенного переноса стоимости основных средств на готовый продукт и накопление амортизационного фонда для замены изношенных экземпляров.
     Задача  амортизации – распределить стоимость материальных активов длительного пользования на издержки в течение предполагаемого срока эксплуатации на основе применения систематических и рациональных записей, т. е. это процесс распределения, а не оценки.
     В Республике Беларусь многое сделано  по совершенствованию амортизационной  политики. В частности, приняты программа  ее совершенствования и пакет  документов по реализации этой программы, Положение о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, Республиканский классификатор основных средств и нематериальных активов и сроков их службы, ведомственные регламентирующие документы по начислению амортизации, формированию и использованию амортизационного фонда.
     Высокий уровень износа активной части основных средств – свидетельство того, что техника находится в заключительной фазе производственного цикла, и для нее характерны обвальное нарастание издержек, связанных с поддержанием ее в работоспособном состоянии, простои и снижение производительности труда.
     Фактически  изношенные основные средств можно  частично восстановить, производя их ремонт, реконструкцию или модернизацию.
     Однако  приходит время, когда затраты на ремонт не окупаются и становятся бесполезными. Следовательно, периодически возникает необходимость заменять основные средства, прежде всего их активную часть, новыми, более современными экземплярами.
     Кроме того, устаревшие машины и механизмы, как правило, являются носителями устаревших технических решений и технологий, что не позволяет добиваться экономии материальных и энергетических ресурсов, обеспечивать рост производительности труда.
     Денежные  средства, необходимые для воспроизводства основных средств, то есть замены износившихся экземпляров новыми, могут быть получены только из выручки за реализуемые товары и услуги. В стоимость товаров, поступающих в обращение, включается и частичное погашение стоимости действующих основных средств в соответствии с новым положением участия объектов в хозяйственной деятельности.
     В Республике Беларусь структура инвестиционных ресурсов далека от рыночной. Доля собственных средств, включая кредиты, колебалась в последние годы в источниках финансирования инвестиций в пределах 49,5–53,9 %, то есть примерно половина инвестиционных источников приходились на различного рода субсидии, внутри и межотраслевую безвозмездную передачу средств.
     Замена  собственных средств безвозмездными субсидиями и кредитами банков, полученными  под гарантии правительства, снижает  эффективность капитальных вложений: планируемые цели зачастую не достигаются, доля незавершенного строительства остается высокой, имеет место невозврат полученных кредитов.
     Есть  проблемы в формировании и использовании  собственных источников инвестиционных ресурсов, главным из которых является амортизационный фонд.
     В условиях кризиса платежей и расчетов отечественные субъекты хозяйствования вынуждены порой прерывать процесс  накопления амортизации, используя  ее не по прямому назначению, а для  уплаты налогов, выплаты заработной платы, направлять на пополнение собственных  оборотных средств. Другими словами, средства, предназначенные на обеспечение  воспроизводства, используются на текущие  потребности. В результате процесс  начисления амортизации не прерывается, а ее накопление отсутствует, что  уже стало типичным явлением для  многих организаций.
     Существует  точка зрения, что амортизационный  фонд, формируемый субъектами хозяйствования за балансом, не является источником капитальных  вложений, ибо в качестве такового не могут рассматриваться какие-либо средства по забалансовым счетам.
     При подобном искажении процессов формирования и использования амортизационного фонда, как правило, возникают проблемы в привлечении другого источника  собственных средств – прибыли, получении льгот по налогу на прибыль, что не позволяет в полной мере использовать возможности этого источника, не заинтересовывает организации в ее привлечении для обновления производства.
     Таким образом, напрашивается вывод об ухудшении состояния основных средств и негативном влиянии этого фактора на положение реального сектора экономики, а также о неполном использовании возможностей наращивания объемов инвестиций и совершенствования структуры источников их финансирования.
     Противоречия  и диспропорции, существующие в инвестиционной сфере, обусловлены рядом объективных  и субъективных причин. Одними из таких  причин являются противоречия в организации  процессов переноса стоимости изнашиваемых основных средств в соответствующие компенсационные фонды (амортизационный фонд), обеспечение сохранности вложенных в основные фонды средств. Эти процессы в современной  экономике из-за инфляции, кризиса платежей и расчетов либо затормозились, либо не происходят вовсе.
     В условиях рынка помимо основной функции – формирования источника потенциального восстановления объекта основных средств – амортизация так же, как устойчивые пассивы (задолженность по налогам и отчислениям в бюджет, заработной плате) используется для погашения текущих обязательств и платежей. Механизм их задействования в хозяйственном обороте базируется на несовпадении времени начисления этих затрат и времени соответствующего платежа. В частности, отчисления по зарплате и налогам содержатся в цене товара, а необходимость их уплаты наступает один – два раза в месяц. То же происходит и в отношении амортизации, но сроки инвестирования менее жесткие и определяются самим товаропроизводителем.
     При командно-административной системе  использование амортизационных  отчислений для внутреннего кредитования субъектов хозяйствования происходило  в ограниченных пределах. Предприятия  и организации вынуждены были перечислять в бесспорном порядке  амортизационные отчисления на счета  Промстройбанка СССР. Подобная схема  в условиях инфляции и кризиса  платежей, разницы в доходности вложения в реальный сектор и банковскую сферу  исчерпала себя.
     При внедрении в Республике Беларусь новой амортизационной политики все же удалось решить ряд важных задач – предприятия и организации получили право самостоятельно, с учетом состояния основных средств и финансового положения, выбирать методы начисления и использования амортизации (эти механизмы уже сегодня положительно зарекомендовали себя на финансово-устойчивых предприятиях и организациях). Это создает предпосылки внедрения в нашей переходной экономике методов налогового менеджмента.
     Для достижения перелома в организации  инвестиционных проектов рядом специалистов высказывается мнение о необходимости  осуществления радикальных мер  по совершенствованию управления собственными инвестиционными ресурсами – отмене начисления и использования амортизационного фонда, льготирования всей прибыли, направляемой предприятиями на финансирование капитальных вложений.
     В то же время льготирование всей прибыли, направляемой на инвестиции, заслуживает  внимания в контексте обеспечения  взаимосвязей инвестиционных процессов  и налогообложения, складывающихся в условиях рынка.
     Кроме того, было бы не верным отказываться от использования главного ресурса новой амортизационной политики – учета условий и особенностей работы организаций при начислении амортизации (нелинейные методы, применение диапазонных норм амортизации и тому подобное) и оценки основных средств. В пользу такого выбора свидетельствует опыт ряда организаций.
     Например, на предприятиях и в организациях республики, где удается добиваться высокой конкурентоспособности  и рентабельности продукции (РУП  «МТЗ», «Белорусский металлургический завод», ОАО «Техноприбор», ОАО «Гомельобои») преимущества новых методов начисления амортизации неоспоримы: она не только начисляется наиболее целесообразными методами, но и, как правило, полностью используется.
     Исходя  из этого, первой задачей совершенствования  амортизационной политики должно стать  создание в организациях и на предприятиях экономической ситуации, позволяющей  аккумулировать амортизацию наиболее рациональным способом и обеспечивать ее целевое использование.
     Важным  инструментом повышения эффективности  инвестиционных процессов может  стать использование преимуществ  лизинга, франчайзинга, ориентированных на осуществление значительных по объемам инвестиций в рассрочку.
     Несомненно, повысит эффективность инвестиционных процессов максимальное использование  возможностей современных информационных технологий, в частности, компьютерной сети Интернет. Необходимо создавать  условия ознакомления всех желающих с возможностями белорусских  субъектов хозяйствования.
     На  активизацию инвестиционной деятельности в 2011 году также может повлиять прогнозируемое Национальным банком укрепление белорусского рубля к корзине иностранных  валют по итогам 2010 года. Кроме того, основными направлениями денежно-кредитной политики Беларуси на 2011 год предусматривается снижение ставки рефинансирования до 9–12 % годовых к концу года, а ставки по кредитам изменятся до 12–15 % годовых, что сделает кредитные ресурсы более доступными для организаций, реализующих инвестиционные проекты [26].
     В период укрепления в республике рыночных механизмов и стабильных условий  хозяйствования важное значение приобретает государственная поддержка инвестиционной деятельности. В связи с этим необходимо продолжать оказание государственной поддержки в виде возмещения юридическим лицам части процентов за пользование банковскими кредитами, выданными под реализацию важнейших инвестиционных проектов. В тоже время целесообразно постепенное снижение удельного веса инвестиций в основной капитал, финансируемых за счет республиканского бюджета, в общем их объеме.
     Дальнейшая  активизация процессов инвестиционной деятельности предполагает сочетание  и гармонизацию механизмов рыночного  и государственного регулирования. Правительство и Национальный банк Республики Беларусь должны продолжить работу над либерализацией национального  законодательства с целью формирования в стране условий для иностранных  инвестиций не только выгодных, но и  удобных.
     Для улучшения использования основных средств выделяют следующие пути:
     – технические;
     – организационные;
     – экономические.
     К техническим путям относятся  реконструкция зданий и сооружений, модернизация машин и оборудования, повышение качества их технической  эксплуатации, рост квалификации персонала. Здесь же рассматривается упущенная  выгода от несвоевременной замены технических  средств или приобретения устаревших моделей оборудования.
     Организационное направление включает: во-первых, четкое диспетчирование производства, выявление незагруженного оборудования и помещений, реализацию излишних основных средств, расширение объема производства на имеющихся производственных мощностях и площадях; во-вторых, применение современной оргтехники, позволяющей вести учет движения продукции и всех инвентарных единиц основных средств в реальном режиме времени.
     Экономические пути реализуются через стимулирование субъектов хозяйствования и персонала.
     Основные  из них: сдача в аренду временно незагруженного оборудования; консервация основных средств, которые в среднесрочной перспективе не будут использованы или реализованы; продажа имущества; материальное поощрение персонала, добившегося высокой производительности технических средств. Особое место занимает снижение остаточной стоимости основных средств, которая является объектом налогообложения на недвижимость.
     В заключении можно сделать вывод, что в деятельности любой организации  основным средствам принадлежит огромная роль, так как они в совокупности образуют производственно – техническую базу и определяют ее производственную мощь.

     1.2 Нормативно-правовая база учета и контроля основных средств

 
 
     Для правильного учета и контроля операций по движению основных средств  необходимо руководствоваться соответствующими нормативными и законодательными документами.
     При написании дипломной работы были изучены нормативные и законодательные  акты, законы, постановления, положения  и ведомственные инструкции, касающиеся организации учета и контроля основных средств в организации.
     К ним можно отнести:
     Налоговый Кодекс Республики Беларусь (Общая  часть) от 19 декабря 2002 г. № 166-З.
     Налоговый Кодекс Республики Беларусь (Особенная  часть) от 29 декабря 2009 г. № 71-З.
     Закон Республики Беларусь от 25.06.2001 № 42–3 «О бухгалтерском учете и отчетности», с изменениями и дополнениями от 26.12.2007 года № 302–3.
     Закон определяет правовые и методологические основы организации и ведения  бухгалтерского учета в организации, устанавливает требования, предъявляемые  к составлению и представлению  бухгалтерской отчетности, регулирует взаимоотношения по вопросам бухгалтерского учета и отчетности в Республике Беларусь.
     Действие  Закона распространяется на юридические  лица, зарегистрированные на территории Республики Беларусь, филиалы и представительства, в том числе иностранных организаций, хозяйственные группы, простые товарищества, государственные органы, а также  на индивидуальных предпринимателей.
     В Законе в частности говорится:
     Основными задачами бухгалтерского учета и  отчетности являются:
     – формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, полученных доходах и понесенных расходах;
     – обеспечение при совершении организацией хозяйственных операций внутренних и внешних пользователей своевременной информацией о наличии и движении имущества и обязательств, а также об использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
     – предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление резервов ее финансовой устойчивости.
     Вносимые  изменения и дополнения в Закон  «О бухгалтерском учете и отчетности»  обусловлены необходимостью приведения Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» в соответствие с другими актами законодательства Республики Беларусь, а также необходимостью дальнейшего реформирования национальной системы бухгалтерского учета и отчетности в целях обеспечения ее соответствия международным стандартам финансовой отчетности (МСФО).
     На  основании и во исполнение этого  закона издаются нормативные правовые акты, устанавливающие правовые вопросы и принципы организации и методологии бухгалтерского учета и в то же время использующие все разумное и полезное, содержащееся в международных стандартах финансовой отчетности.
     Указ  Президента от 16.10.2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь». Его положения направлены на повышение имиджа и деловой репутации нашего государства, развитие бизнеса, более активное привлечение инвестиций в экономику страны.
     Указ  устанавливает ряд принципиально  новых подходов в организации  и осуществлении контрольной  и надзорной деятельности в стране. В нем определен перечень государственных  органов и иных организаций, которые  уполномочены осуществлять контрольные  и надзорные функции, а также  сфера их деятельности.
     Положением  о порядке  организации и проведения проверок, утвержденным Указом, установлены  ограничения по проведению встречных  проверок. Если сумма отдельно взятой финансовой операции не превышает 250 базовых  величин для проверяемого субъекта республики или 500 – для субъекта, зарегистрированного за пределами Беларуси, то встречная проверка не проводится. Данное требование не распространяется при осуществлении финансово-хозяйственных операций с использованием бюджетных средств, а также в том случае, если встречная проверка назначена при возбуждении уголовного дела или по поручениям органов уголовного преследования и судов.
     Для снижения контрольной нагрузки на субъекты хозяйствования в Указе предусмотрены  принципы открытости планирования проверок. Например, субъекты будут отбираться в зависимости от группы риска – высокой, средней и низкой. Определены критерии отнесения к соответствующим группам (исходя из статистики степени совершения различных нарушений). Контролирующий орган вправе назначать плановые проверки в отношении проверяемых субъектов высокой группы риска – не чаще раза в течение календарного года, средней – не чаще одного раза в три года, низкой – по мере необходимости, но не чаще одного раза в пять лет.
     Создание  единой и понятной системы планирования проверок позволит своевременно реагировать  на признаки возможного совершения правонарушений и создаст режим наибольшего  благоприятствования для добросовестных субъектов хозяйствования.
     Типовой план счетов бухгалтерского учета и  Инструкция по применению Типового плана  счетов бухгалтерского учета, утверждены Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь № 89 от 30 мая 2003 года (с изменениями от 25.06. 2010 г.).
     Типовой план счетов и Инструкция предназначены  для ведения бухгалтерского учета  в организациях всех форм собственности  и видов деятельности независимо от организационно-правовых форм, ведущих  учет методом двойной записи.
     Типовой план счетов представляет собой систематизированный  перечень синтетических и аналитических  счетов бухгалтерского учета, на которых  происходит регистрация и группировка  фактов хозяйственной деятельности (имущества, обязательств, финансовых, хозяйственных операций и др.) в  бухгалтерском учете. В нем приведены  наименования и номера синтетических  счетов и субсчетов.
     В плане счетов в разделе 1 «Внеоборотные активы» собраны счета для обобщения информации о наличии и движении активов организации, которые в соответствии с правилами бухгалтерского учета относятся к основным средствам, нематериальным активам и другим внеоборотным активам, а также операций, связанных с их строительством, созданием, приобретением и выбытием.
     Инструкция  по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета устанавливает  для коммерческих и некоммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей единые подходы к применению Типового плана счетов бухгалтерского учета  и отражению фактов хозяйственной  деятельности на счетах бухгалтерского учета. В инструкции приведена краткая  характеристика синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов, раскрыты их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых фактов хозяйственной деятельности, порядок отражения наиболее распространенных из них.
     Инструкция  по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь 12.12.2001 года № 118 (с изменениями и дополнениями, в редакции от 25.06. 2010 года №77).
     В данной инструкции отражается сущность основных средств, их классификация, организация  бухгалтерского учета движения объектов основных средств.
     Инструкция  о порядке отражения в бухгалтерском  учете хозяйственных операций с  основными средствами, утвержденная постановлением Минфина РБ от 20.12.2001 г. № 127 (в редакции от 25.06.2010 № 77).
     Инструкция  о порядке начисления амортизации  основных средств и нематериальных активов, утвержденная постановлением Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства статистики и  анализа Республики Беларусь и Министерства архитектуры и строительства  Республики Беларусь от 27.02.2009 № 37/18/6 с учетом изменений от 30.09.2010 № 141/106/28;
     Республиканский классификатор основных средств  и нормативные сроки их службы, утвержденный постановлением Минэкономики РБ от 21.11.2001 № 186 с учетом изменений от 2.11.2009 № 173.
     Указ  Президента Республики Беларусь от 20.10.2006 № 622 «О вопросах переоценки основных средств, не завершенных строительством объектов и не установленного оборудования» с учетом изменений и дополнений от 30.09.2010 г. № 512.
     Постановление министерства экономики Республики Беларусь, министерства финансов Республики Беларусь, министерства архитектуры  и строительства Республики Беларусь от 15 ноября 2010 года № 162/ 131/ 37 (национальный реестр правовых актов Республики Беларусь от 2 февраля 2011 года № 8/23296) «О порядке проведения переоценки основных средств, незавершенных строительных объектов, неустановленного оборудования».
     Инструкция  о порядке составления и предоставления бухгалтерской отчетности, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 14 февраля 2008 № 19 (с изменениями и дополнениями).
     Инструкция  по инвентаризации активов и обязательств, утвержденная постановлением Министерства финансов РБ от 30.11.2007 № 180 с учетом изменений от 22.04.2010 № 50.
     Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 08.12.2003 г. № 168 «Об утверждении типовых унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств и нематериальных активов и Инструкция о порядке заполнения бланков типовых унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств и нематериальных активов» с учетом изменений и дополнений от 3.01.2009 № 3.
     Порядок учета, хранения, использования и  уничтожения бланков строгой  отчетности регулируется Инструкцией  о порядке использования и  бухгалтерского учета бланков строгой  отчетности, утвержденной постановлением Министерства финансов РБ от 18.12.2008 г. № 196.
     Инструкция  по анализу и контролю за финансовым состоянием и платежеспособностью субъектов предпринимательской деятельности, утвержденная постановлением Министерства финансов, Министерства экономики и Министерства статистики и анализа от 27.04.2007 года № 69/76/52.
     Основные  положения по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденные постановлением Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь и Министерством  труда Республики Беларусь от 30.10.2008 г. № 210/161/151.
     Основные  положения разработаны в соответствии с действующим законодательством  и имеют целью обеспечить единообразное  определение состава затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) на предприятиях, объединениях, организациях и учреждениях республики независимо от вида их деятельности, форм собственности и ведомственной подчиненности.
     Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 17 апреля 2002 г. № 62 (с изменениями от 26.05.2008 г. № 85).
     Учетная политика КУП «Брестоблдорстрой» на 2011 год, утвержденная приказом генерального директора КУП «Брестоблдорстрой» 31.12. 2010 года №256.
     Учетная политика представляет собой выбор  организацией определенных способов ведения  и организации бухгалтерского учета, исходя из установленных правил и  особенностей деятельности в конкретных условиях хозяйствования.
     В приказе об учетной политике отражаются основные методологические аспекты  ведения бухгалтерского учета в  организации; утверждается рабочий  план счетов, содержащий применяемые  организацией счета, необходимые для  ведения синтетического и аналитического учета, приводятся формы первичных  учетных документов, применяемые  для оформления фактов хозяйственной  деятельности, по которым не предусмотрены  типовые формы первичных учетных  документов; формы документов для  внутренней бухгалтерской отчетности; оговариваются правила документооборота и технология обработки учетной документации.
     В процессе написания дипломной работы использовались и другие нормативно-правовые акты Правительства Республики Беларусь и республиканских органов государственного управления, работы отечественных и  зарубежных экономистов, включающие вопросы  учета и контроля по движению основных средств. 

     1.3 Краткая финансово-экономическая характеристика ДРСУ № 137 гор. Высокое

 
 
     Высоковское дорожное ремонтно-строительное управление № 137 является обособленным структурным подразделением (филиалом) коммунального унитарного предприятия по проектированию, содержанию, ремонту и строительству местных автомобильных дорог «Брестоблдорстрой» и осуществляет под его руководством производственно-хозяйственную деятельность в соответствии с планом экономического и социального развития на принципах хозрасчета, используя при этом закрепленное за ним государственное имущество.
     ДРСУ  № 137 гор. Высокое создано приказом КУП «Брестоблдорстрой» от 24 августа 2005 года № 64 и осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь, Уставом, и Положением о филиале (Приложение А).
     ДРСУ  № 137 гор. Высокое не является юридическим лицом, но имеет самостоятельный баланс, счет в банке, гербовую печать, угловой штамп, другие печати и штампы со своим наименованием.
     Местонахождение ДРСУ № 137: Республика Беларусь, Брестская область, 225080, г. Высокое, ул. Свердлова, 4.
     Главной задачей ДРСУ № 137 является рациональное развитие сети закрепленных за ним местных автомобильных дорог, обеспечение их нормального технического состояния и качественного уровня строительства, ремонта и содержания, создания благоприятных условий для движения транспорта в целях удовлетворения потребностей народного хозяйства и населения, социальных и экономических интересов трудового коллектива.
     Основной  целью ДРСУ № 137 является хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли.
     Основными видами деятельности ДРСУ № 137 гор. Высокое являются:
     – деятельность по эксплуатации и содержанию автомобильных дорог;
     – строительство дорог, аэродромов и спортивных сооружений;
     – разработка гравийных и песчаных карьеров;
     – производство товарного бетона;
     – производство изделий из битума и аналогичных материалов;
     – земляные работы и землеустройство;
     – общее строительство зданий и инженерных сооружений;
     – устройство покрытий зданий и сооружений;
     – деятельность в области архитектуры, инженерные услуги;
     – деятельность автомобильного грузового транспорта;
     – техническое обслуживание и ремонт автомобилей;
     – монтаж, наладка, ремонт и техническое обслуживание паровых и водогрейных котлов;
     – обработка металлов и нанесение покрытий на металлы;
     – монтаж, наладка, ремонт и техническое обслуживание насосов и компрессоров;
     – ремонт и техническое обслуживание кранов и клапанов;
     – монтаж, наладка, ремонт и техническое обслуживание неэлектрических и электрических печей;
     – монтаж, наладка, ремонт и техническое обслуживание промышленного холодильного и вентиляционного оборудования;
     – ремонт и техническое обслуживание сельскохозяйственных тракторов;
     – монтаж, наладка, ремонт и техническое обслуживание станков;
     – передача и распределение электроэнергии электросетями;
     – производство и распределение газообразного топлива;
     – электромонтажные работы;
     – а так же другие виды деятельности, указанные в Положении о филиале.
     Основными функциями ДРСУ № 137 являются:
     – содержание дорог и дорожных сооружений в технически исправном состоянии, предотвращение их преждевременного износа от воздействия транспортных средств и природных факторов;
     – строительство, реконструкция, капитальный и текущий ремонты автомобильных дорог, производственных баз и жилья;
     – обеспечение непрерывного и безопасного движения транспорта; обеспечение качества строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог и искусственных сооружений в соответствии с действующими техническими нормативными правовыми актами;
     – осуществление постоянного надзора за соблюдением предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами Закона Республики Беларусь «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности»;
     – содержание дорог и дорожных сооружений в технически исправном состоянии, предотвращение их преждевременного износа от воздействия транспортных средств и природных факторов;
     – обеспечение правильного и целевого использования выделенных денежных средств, экономного расходования строительных материалов, топлива, тепловой и электрической энергии, механизмов, оборудования, запасных частей;
     – организация подсобного и вспомогательного производств по добыче и переработке дорожно-строительных материалов, изготовлению железобетонных изделий и элементов обстановки пути, выпуску асфальтобетонной смеси, гравийно-эмульсионной смеси, эмульсии и переработке битума;
     – разработка предложений для составления планов строительства, реконструкции, ремонта и содержания закрепленных участков дорог;
     – осуществление оперативного учета и анализа выполнения планов, результатов экономической деятельности;
     – обеспечение своевременной сдачи балансовых отчетов.
     Имущество ДРСУ № 137 составляют его основные фонды, переданные ему КУП «Брестоблдорстрой», оборотные средства, а также иные ценности, стоимость которых отражается в самостоятельном балансе.
     Имущество относится к областной коммунальной собственности. ДРСУ владеет, пользуется и распоряжается имуществом в  пределах, установленных КУП «Брестоблдорстрой».
     Учет  имущества ДРСУ № 137 ведется в соответствии с нормами бухгалтерского, оперативного, статистического учета и отчетности согласно Закону Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности».
     ДРСУ  № 137 не имеет права осуществлять сделки со своим имуществом без согласия КУП «Брестоблдорстрой».
     Управление  ДРСУ № 137 осуществляется в соответствии с действующим законодательством, Уставом КУП «Брестоблдорстрой» и Положением о филиале.
     Организационная структура ДРСУ № 137 КУП «Брестоблдорстрой» осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь и уставом.
     Организационная структура управления ДРСУ № 137 КУП «Брестоблдорстрой» в рамках системы управления организацией относится к линейно-функциональному типу, то есть, сочетает в себе элементы линейной и функциональной оргструктур управления как наиболее традиционных и распространенных для организаций с несложной технологией производства.
     В рамках существующей оргструктуры ДРСУ № 137 КУП «Брестоблдорстрой» важную роль играют органы управления, в совокупности составляющие аппарат управления, который можно представить схематично (Приложение Б).
     Линейно-функциональная структура – это структура, в основу которой положен принцип построения и специализации управленческого персонала по функциям. Директор  организации четко определяет права и обязанности функциональных руководителей.
     Преимуществами  такой организационной структуры  является:
     – глубокая подготовка планов и решений, связанных со специализацией работника;
     – освобождение директора организации от глубокого анализа проблем;
     – возможность использования консультантов и экспертов в ходе решения управленческих проблем;
     – высокая компетентность специалистов, отвечающих за выполнение отдельных функций;
     – простота управления.
     Основные  недостатки:
     – отсутствие тесной взаимосвязи и взаимодействий на горизонтальном уровне между функциональными подразделениями;
     – снижение гибкости во взаимоотношениях работников аппарата управления из-за многочисленных процедур и правил;
     – чрезмерная подчиненность по иерархии управления;
     – перегрузка информацией;
     К основным критериям при формировании структуры управления ДРСУ № 137 КУП «Брестоблдорстрой» отнесены профессионализм, оперативность, гибкость управления, устранение дублирования функций.
     Непосредственное  управление деятельностью ДРСУ № 137 осуществляет начальник, назначаемый на должность приказом генерального директора КУП «Брестоблдорстрой» на контрактной основе.
     Начальник самостоятельно решает вопросы деятельности ДРСУ в пределах полномочий, предоставленных  КУП «Брестоблдорстрой». Начальник ДРСУ № 137 организует работу организации и несет ответственность за ее результаты.
     Для выполнения своих задач и задач  КУП «Брестоблдорстрой» ДРСУ № 137 осуществляет финансово-хозяйственную деятельность в пределах и на условиях, определенных ему КУП «Брестоблдорстрой».
     ДРСУ  № 137 разрабатывает и осуществляет мероприятия по повышению рентабельности и сохранности государственного имущества, эффективному использованию оборотных средств.
     Организация самостоятельно осуществляет расчеты  с поставщиками, другими кредиторами. Уплата налогов и других обязательных платежей в бюджет производится самостоятельно в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь.
     ДРСУ  № 137 ведет бухгалтерскую и статистическую отчетность в порядке, установленном действующим законодательством Республики Беларусь.
     Для ведения бухгалтерского учета на предприятии ежегодно формируется  учетная политика (Приложение В), утверждаемая приказом начальника ДРСУ № 137. При этом утверждаются рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий аналитические и синтетические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета.
     Статистическая, бухгалтерская и другие формы  отчетности предоставляются КУП «Брестоблдорстрой», а также в налоговые органы и органы государственной статистики по месту нахождения по установленным формам и в установленные сроки.
     Проверка  производственной и финансово-хозяйственной  деятельности ДРСУ № 137 проводится КУП «Брестоблдорстрой» не реже одного раза в два года, а также может осуществляться другими государственными органами в соответствии с действующим законодательством.
     Формирование  внутренних отчетов и экономический  анализ хозяйственной деятельности в ДРСУ № 137 производится в оперативном порядке по мере необходимости в произвольной форме по заданию начальника.
     В ДРСУ № 137 внутрихозяйственный контроль выступает как самостоятельная функция управления внутри организации, отличается глубиной и точностью.
     Главное назначение внутрихозяйственного контроля – непрерывное наблюдение за эффективностью финансово-хозяйственной, снабженческо-сбытовой и производственной деятельностью, обеспечение сохранности денежных средств и материальных ценностей, устранение причин и условий, порождающих бесхозяйственность и хищения.
     Трудовые  отношения работников ДРСУ № 137 регулируются трудовыми договорами (контрактами), коллективным договором, законодательством Республики Беларусь.
     Работники ДРСУ № 137 обязаны выполнять указания начальника и соблюдать Правила внутреннего трудового распорядка КУП «Брестоблдорстрой».
     Работники ДРСУ № 137 подлежат социальному страхованию в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь.
     Результаты  хозяйственной деятельности ДРСУ № 137 за последние три года по данным бухгалтерских балансов и отчетов о прибылях и убытках представлены в таблице 1.1.
 
Таблица 1.1 – Основные экономические показатели хозяйственной деятельности ДРСУ № 137 за 2008–2010 годы
Показатели Годы Отклонение 2010 года от Темпы роста  к 2009 году
2008 2009 2010 2008 2009
Выручка от реализации продукции (без налогов), млн. руб. 8098,6 10562,7 11156,9 3058,3 594,2 105,6
Себестоимость реализованной продукции, млн. руб. 7308,8 9937,0 10443,7 3134,9 506,7 105,1
Прибыль (убыток) от реализации (работ, услуг), млн. руб. 789,8 625,7 713,2 -76,6 87,5 114,0
Общая прибыль, млн. руб. 826,3 664,4 759,6 -66,7 95,2 114,3
Уровень рентабельности продукции, % 10,8 6,3 6,8 -4,0 0,5 107,9
Уровень рентабельности продаж, % 9,7 5,9 6,4 -3,3 0,5 108,5
     Примечание  – Источник: Д, К, Н 

     По  данным таблицы 1.1 можно сделать  следующий вывод.
     ДРСУ  № 137 постоянно увеличивает свою производственную деятельность, о чем говорит рост выручки от реализации за 2008–2010 годы.
     Наглядно  рост выручки от реализации представлен  на рисунке 1.1. 

     

     Рисунок 1.1 – Показатели выручки от реализации ДРСУ № 137 гор. Высокое за 2008–2010 годы
     Примечание  - Источник: собственная разработка 

     На  рисунке 1.1 отчетливо виден рост выручки от реализации за три последних  года.
     В 2010 году выручка от реализации составила 11156,9 млн. руб., по сравнению с 2008 годом  она увеличилась на 3058,3 млн. руб., в сравнении с 2009 годом объем  выручки вырос на 594,2 млн. руб.
     Рост  выручки от реализации опережает  рост себестоимости реализованной  продукции: рост выручки от реализации в 2010 году 105,6 %, рост себестоимости реализованной продукции 105,1 %.
     Наглядно  рост выручки от реализации и себестоимости  ДРСУ № 137 за 2008 –2010 годы представлен на рисунке 1.2.

     Рисунок 1.2 – Выручка от реализации и себестоимость реализованной продукции ДРСУ № 137 за 2008–2010 годы
     Примечание  - Источник: собственная разработка 

     Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) в 2010 году в ДРСУ № 137 получена в сумме 713,2 млн. руб. Если сравнить с 2008 годом прибыль от реализации снизилась на 76,6 млн. руб., в сравнении с 2009 годом рост прибыли увеличился на 87,5 млн. руб. Самый низкий уровень прибыли от реализации, так же как и общей прибыли в 2009 году.
     На  рисунке 1.3 представлены показатели прибыли  от реализации и общей прибыли  за 2008–2010 годы.

     Рис. 1.3 – Показатели прибыли от реализации и общей прибыли ДРСУ № 137 гор. Высокое за 2008–2010 годы
     Примечание  - Источник: собственная разработка 

     Показатели  рентабельности всей реализованной  продукции дают представление об эффективности текущих затрат ДРСУ № 137 и доходности реализуемой продукции. Уровень рентабельности продукции в 2009 году за анализируемое время самый низкий – 6,3 %, в 2008 году уровень рентабельности продукции составлял 10,8 %, в 2010 году – 6,8 %.
     Так как значение данного показателя показывает, сколько прибыли приходится на единицу затрат на производство и сбыт продукции, можно сделать  вывод, что в 2008 году данный показатель прибыли за все три анализируемых года самый высокий (так же, как и значение прибыли от реализации).
     То  же можно сказать и о рентабельности продаж: самый высокий уровень  рентабельности продаж наблюдался в 2008 году –9,7 %, значение  данного показателя в 2009 году - 5,9 %, в 2010 году – 6,4 %.
     На  рисунке 1.4 представлены показатели технического состояния основных средств ДРСУ № 137 гор. Высокое за 2008–2010 годы.

     Рисунок 1.4 – Показатели технического состояния основных средств ДРСУ № 137 гор. Высокое  за 2008–2010 годы
     Примечание  - Источник: собственная разработка 

     По  данным технического состояния основных средств ДРСУ № 137 можно сделать следующий вывод.
     ДРСУ  № 137 гор. Высокое постоянно обновляет свои основные средства, о чем говорит коэффициент обновления, его показания за три года составили 22 %, 13 % и 23 % соответственно.
     Однако  организация имеет еще небольшой  резерв обновления действующих основных средств, так как показатель годности за 2008–2010 годы равен 90 %, 90 % и 91 %.
     Коэффициент выбытия небольшой, в 2008–2010 годах  он составил 1 %.
     Что касается коэффициента прироста, то в 2010 году его значение самое высокое – 29 %.
     Коэффициент обновления выше коэффициента выбытия, что свидетельствует о том, что  в ДРСУ № 137 не только списывается устаревшее оборудование, но  постоянно, по мере возможности, его обновляют, это позволяет не только повысить качество производимой продукции, в результате чего увеличится количество покупателей и объем выпуска продукции, но и повысить производительность труда, при этом незначительно изменяя стоимость производимой продукции.
     Коэффициент износа оборудования составляет не более 10 %: в 2008–2009 годах 10 %, в 2010 году 9 %, видно, что в ДРСУ № 137 на протяжении ряда лет проводится целенаправленная работа по укреплению материально-технической базы, для финансирования которой привлекаются как собственные, так и привлеченные источники. 

     1.4 Особенности классификации, оценки и контроля основных средств в зарубежной практике

 
     Основные  средства разнообразны по своему составу  и назначению.
     Для ведения учета необходима их классификация  по видам, назначению или характеру  участия в процессе производства, отраслям хозяйства, степени использования, принадлежности.
     Классификация основных средств разрабатывается  и утверждается Министерством по анализу и статистике Республики Беларусь.
     На  предприятиях Республики Беларусь применяется  единая типовая классификация основных средств, в соответствии с которой  они группируются: по отраслевому  признаку, по назначению, по видам, по принадлежности, по использованию.
     Состав  и группировка основных средств приведены во временном Республиканском классификаторе амортизируемых основных средств и нормативных сроках их службы, утвержденном постановлением Министерства экономики от 21 ноября 2001 года № 186 (с дополнениями).
     Классификация основных средств по отраслевому признаку (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и так далее) позволяет получить данные о стоимости основных средств в каждой отрасли.
     На  рисунке 1.5 представлена классификация основных средств по отраслевому признаку.
 

     Рисунок 1.5 – Классификация основных средств  
по отраслевому признаку [

     Примечание  - Источник 24 

     По  вещественному составу основные средства делят на инвентарные и неинвентарные.
     На  рисунке 1.6 представлена классификация  основных средств по вещественному  составу.
 

     Рисунок 1.6 – Схема подразделения основных средств  
по вещественному составу

     Примечание  - Источник 24 

     К инвентарным относят основные средства, которые имеют вещественное выражение и поддаются проверке, обмеру и подсчету в натуре;
     К неинвентарным – относятся капитальные вложения в земельные, лесные и водные угодья (кроме сооружений).
     По  признаку использования основные средства подразделяются на находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, на реконструкции и техническом перевооружении.
     На  рисунке 1.7 приведена классификация  основных средств по степени использования.
 

     Рисунок 1.7 – Схема подразделения основных средств  
по степени использования [

     Примечание  - Источник 24 

     По  назначению основные средства подразделяются на:
     – производственные основные средства;
     – непроизводственные основные средства.
     Производственные  основные фонды основной деятельности и вспомогательных производств  постоянно функционируют в процессе производства и участвуют в нем.
     К основным непроизводственным фондам относятся  жилые дома, спортивные сооружения, детские учреждения и другие объекты  культурно-бытового обслуживания.
     В отличие от производственных фондов они не участвуют в процессе производства и не переносят своей стоимости  на создаваемый продукт.
     Но, несмотря на то, что непроизводственные основные фонды не оказывают непосредственного  влияния на объем производства, постоянное их увеличение неразрывно связано с  улучшением благосостояния работников организации и повышением материального  и культурного уровня их жизни, что, в конечном счете, сказывается на результатах деятельности организации.
     На  рисунке 1.8 приведена классификация  основных средств по назначению.
     Жилищное  строительство отнесено к главным  приоритетам социально-экономического развития Республики Беларусь. В соответствии с заданием, установленным на 2010 год, ввод в действие жилых домов был запланирован в объеме 5,8–6,0 млн. м2 общей площади.
     По  итогам 2010 года введено в эксплуатацию 5849 тыс. м2 общей площади жилья, или 97,5 % годового задания, установленного Постановлением Совета Министров и Национального банка Республики Беларусь от 19.12.2009 г. № 1982/19. Ввод жилья по отношению к 2009 г. увеличился на 746,2 м2, или на 14,6 % [26].
     На  строительство жилья в 2010 году использовано 8,9 трлн. руб. инвестиций, или 20,6 % общего объема инвестиций в основной капитал; на возведение объектов инженерно-транспортной инфраструктуры для районов жилой застройки – 1,3 трлн. руб. инвестиций, или 113,4 % задания на 2010 год.
     Для преодоления воздействий мирового кризиса на результаты хозяйственной  деятельности отечественных предприятий  и организаций осуществляется реализация антикризисных мероприятий и  мер, направленных на повышение конкурентоспособности  основных средств на внутреннем и  внешнем рынках. 


     Рисунок 1.8 – Схема классификации основных средств  
по назначению 

     Примечание  - Источник 24 

     По  принадлежности основные средства подразделяются на собственные и арендованные.
     Аренда  основных средств – предоставление имущества во временное пользование за определенную плату на основании договора. Арендные отношения регулируются Гражданским кодексом Республики Беларусь (ст. 577), в котором определено: «По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование».
     Лизинговая  деятельность – это деятельность, связанная с приобретением одним юридическим лицом за собственные деньги или заемные средства объекта лизинга в собственность и передачей его другому объекту хозяйствования на срок и за плату во временное владение и пользование с правом и без права выкупа.
     Лизинг  является одной из разновидностей инвестиционной деятельности.
     На  рисунке 1.9 приведена классификация  основных средств в зависимости от имеющихся прав на объект.
 

     Рисунок 1.9– Схема основных средств в зависимости от имеющихся прав на объект
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.