Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Рынок земли и земельная рента

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 22.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Негосударственное Образовательное Учреждение
     Международный Славянский Институт
     (МСИ) 
 
 
 
 
 

     РЕФЕРАТ
     по дисциплине «Экономическая теория»
     Тема: «Рынок земли и земельная рента» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Москва,2010
 

      Введение

 
     Земля, её недра, леса, животный мир и другие ресурсы составляют основу жизни и деятельности людей. Казахстан обладает уникальными богатствами, созданными самой природой, и эти богатства - её земли.
     Территория Республики Казахстан составляет 272,5 млн. га, и простирается от низовьев реки Волга на западе - до гор Алтая на востоке и от гор Заилийского Алатау Северного Тянь-Шаня на юге - до Западно-Сибирской низменности на севере.
     По площади земель республика занимает девятое место в мире. Протяженность сухопутной Государственной границы республики - 13392,6 км, в том числе: с Российской Федерацией - 7591,0 км, Республикой Узбекистан - 2351,4 км, Кыргызской Республикой - 1241,6 км, Китайской Народной Республикой - 1782,8 км, Республикой Туркменистан - 425,8 км.
     В настоящее время в систему административно-территориального устройства республики входят 14 областей, 2 города республиканского значения, 160 административных районов, 86 городов, 174 поселка, и 7660 сельских населенных пунктов. Распределение земель по категориям в разрезе областей на 1 ноября 2005 года отображено в таблице №1.
     Человек всегда использовал природные ресурсы для удовлетворения своих потребностей. Наличие и разнообразие природных ресурсов во многом определяет возможности государства и помогает ему завоевать достойное место среди других стран мира. В силу этого наряду с трудом, капиталом, наукой, предпринимательской способностью природные ресурсы являются одним из важнейших экономических ресурсов.
     Земля является для человека средой его обитания, источником минеральных и органических ресурсов, сферой приложения труда, капитала и предпринимательского умения. Термин "земля" охватывает все полезности, которые даны природой в определенном объеме и над предложением которых человек не властен, будь то сама земля, водные ресурсы или полезные ископаемые. Для фермера участок земли, служит средством для выращивания определенных сельскохозяйственных культур, для горожанина - территориальной площадкой для размещения жилых и производственных зданий.
     Именно земля первая экономическая ценность, из которой человек научился извлекать для себя прибыль. Так как люди, как и все животные, размножаются в соответствии с наличием у них средств существования, то на предметы питания всегда имеется больший или меньший спрос». Для пищевой промышленности земля служит основным источником поступления сырьевых ресурсов. Землепользование и связанные с ним отношения еще в древние времена заложило основу хозяйственной деятельности человека, и дало толчок развитию производительных сил, углублению общественного разделения труда и его специализации.
 

     1. Рынок земли 

     1.1. История развития 

     Рассмотрение такого вопроса как купля-продажа земли я бы хотела начать с истории развития как земельных отношений вообще, так и земельного рынка в частности.
     В России в девятнадцатом веке земельные отношения развивались ускоренными темпами. Тогда в России можно было усмотреть как феодальные, так и капиталистические отношения. Существовало множество форм собственности и землевладения. Правовое регулирование земель, зачастую находившихся по соседству, но принадлежащих разным ведомствам, происходило разными отраслями права. На этом этапе исторического развития можно было сказать, что рынок земли касался более или менее состоятельных слоев населения, да и только в той её части, где дело касалось уплаты суммы при покупке или продаже земли. Но положение резко изменилось после провозглашения манифеста 19 февраля 1861 году, в котором было объявлено, что крестьяне освобождаются от крепостной зависимости и наделяются землёй. В это время крестьяне узнали, что такое плата за землю, потому что они получили землю не в собственность, а только в пользование, хотя оно и было пожизненным. Крестьяне работали на своих наделах и платили помещику как раз ту самую земельную ренту (речь о которой пойдет ниже), кто деньгами, кто продуктами, а кто работал на помещика, только за то чтобы остаться на своей земле.
     Спустя полвека Россия была уже более развитой в правовом смысле страной и крестьяне, которые работали на земле как сообща (общиной), так и единолично, понимали, что земля нужна им в собственность. Этот факт сразу бы дал огромный стимул и для сохранения плодородия земли и для более бережного её использования. Так земельные отношения в России, к началу двадцатого столетия, стали приобретать иную окраску и перерождаться в более цивилизованные 

     1.2 Земельный рынок и государство 

     Проблема совершенствования правового регулирования земельных отношений в Казахстане в последнее время стала одной из наиболее актуальных и широко обсуждаемых не только среди юристов, законодателей и политиков, но и в обществе в целом. Казахстан перешел на качественно новые отношения, а, следовательно, изменилось и отношение к земле.
     Понятие «рынок земли» на современном этапе было введено после периода, когда про него практически никто не слышал, поэтому его введение породило различные противоречия при освещение этого вопроса. Это в свою очередь возникло из-за того, что долгое время в нашей стране существовал стереотип, как поведения, так и мышления, что всё общественное, а значит ничьё.
     Бесплатность пользования землей являлось одной из главных причин неэффективного использования в сельском хозяйстве, высокой землеемкости в градостроительстве и промышленности.
     Только в этих условиях могла сформироваться ситуация, когда при массовом нерациональном землепользовании, наличии заброшенных и неиспользуемых земель создан искусственный дефицит земли для желающих, получить ее под фермерское хозяйство, личное подворье, сад или огород. При наличии значительных пустующих территорий в городах, территории, занятые малоценной ветхой застройкой, занимаются особо ценные плодородные пригодные земли. Изменение системы ценностей породило некий интерес общества к земельной проблеме.
     Земля наряду с трудом и капиталом является важнейшим фактором производства. Рынок земли является неотъемлемой частью экономики любого развитого государства. Однако рынок земли далек от совершенства и не является гарантом стабильности. Упразднение недостатков и усовершенствование рынка - важнейшая задача государства. В развитых странах с рыночной экономикой принимаются законы, которые стоят на защите любых прав собственности, в том числе и земельной. В рамках этих законодательств землю можно свободно покупать и продавать. Необходимо также отметить, что нигде в мире не существует абсолютно свободного рынка земли. Государство обязано в первую очередь создать условия защиты прав собственности на землю, соблюдения субъектами своих договорных обязательств, целенаправленного и разумного использования земельного фонда страны, при этом политика государства должна базироваться на сочетании интересов всех хозяйствующих субъектов аграрного сектора. Любая государственная система управления должна базироваться на земельном кадастре - систематизированном своде сведений, касающемся земельного фонда страны. Без наличия у государства банка данных о земле невозможно разрешение проблем аграрного сектора.
       Однако бюрократический аппарат отнимает массу времени и влияет на темпы развития земельного рынка, та как документы на покупку передаются от администрации одного уровня власти к другому. Земельный рынок формирует условия, стимулирующие эффективное использование земли, и вынуждает отдельных субъектов отказаться от части земли или от всего участка, если он не функционирует эффективно. Под рынком земли следует понимать не только куплю-продажу земли, но и предоставление ее в аренду, а так же весь рынок сельскохозяйственной продукции, на котором реализуются в той или иной форме отношения собственности на землю. 

     1.3 Особенности рынка земли 

     Рынок земли является неотъемлемой частью экономики любого развитого государства. В развитых странах принимаются законы, которые стоят на защите любых прав собственности, в том числе и земельной.
     За годы независимости в республике с переходом к рыночной экономике преобразованы земельные отношения и создан новый земельный строй. Ликвидирована государственная монополия на землю и введена частная собственность на отдельные категории земель. Осуществлен переход к платному землепользованию. В стране созданы условия для равноправного развития всех видов хозяйствования. Развивается рынок земельной недвижимости.
     Преобразование земельных отношений особенно заметно в аграрной сфере, где задействована основная часть земельного фонда. Земля - основное средство и условие для развития сельскохозяйственного производства. Достаточно сказать, что за негосударственными сельскохозяйственными землепользователями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами закреплено более 96,8 процента земель сельскохозяйственного назначения.
     Заложенные в земельном законодательстве страны правовые нормы приближены или совпадают с аналогичными законами зарубежных стран. Вопрос о земле остается судьбоносным для всех государств без исключения. С ним связаны священные традиции народа и судьбы людей, их ответственность перед будущими поколениями и, наконец, судьба государства.
     Землю можно свободно покупать и продавать, конечно, в рамках этих законодательств. Частная собственность на земли сельскохозяйственного назначения имеется практически во всех странах мира с развитой рыночной экономикой (Швеция, США, Франция, Германия, Япония, Россия, Кыргызстан, Армения). В развитых странах доля земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, составляет 50 и более процентов. Например, в США сейчас насчитывается более 630 тысяч фермерских хозяйств. Они владеют огромным количеством земли на правах собственников и производят примерно 80% всей сельскохозяйственной продукции в стране.
     В последние годы в связи с укреплением экономического положения многих хозяйствующих субъектов обозначились тенденции освоения залежных земель хорошего и среднего качества. В частности, в прошлом году площадь пашни увеличилась на 574 тысячи гектаров (общая площадь пашни в Казахстане 23,2 миллиона гектаров).
     Развивается рынок земель сельскохозяйственного назначения. По состоянию на первое ноября 2005 года продано в частную собственность 6,4 тысячи земельных участков сельскохозяйственного назначения площадью 146,6 тысячи гектаров на 2,9 миллиарда тенге (средняя стоимость одного гектара -- 20,2 тысячи тенге). Из общей площади проданных земель сельскохозяйственного назначения на долю Алматинской, Атырауской и Южно-Казахстанской областей приходится 82 процента, или 96,3 тысячи гектаров.
     На долю основных зерносеющих областей -- Акмолинской, Костанайской и Северо-Казахстанской приходится всего две тысячи гектаров земель сельскохозяйственного назначения, проданных в частную собственность. Что еще раз доказывает правильность выбранной государством политики в сфере земельных отношений, то есть добровольности в выборе форм собственности на землю (собственность или аренда), и платной передачи их в частную собственность. За два года продано всего 0,17 процента земель сельскохозяйственного назначения.
     Земельный рынок - одна из самых прибыльных статей доходов бюджета многих государств.
     Земля является весьма специфичным продуктом, который имеет ряд особенностей. Так как земля предоставлена человеку природой, то зависимость характеристик земли от природно-климатических условий является главным свойством земельных ресурсов. Эти условия влияют на плодородие почвы и её продуктивность, что лежит в основе разделения земельных участков на: лучшие, средние и худшие. Продуктивность земли может быть улучшена на любых участках в результате дополнительных вложений труда и капитала, но рано или поздно интенсивное освоение обеспечивает все меньшую и меньшую отдачу.
     Вследствие фиксированности площади земельных угодий природой, предложение земли характеризуется в общественном масштабе совершенной неэластичностью, хотя для конкретного пользователя предложение земли обладает определенной эластичностью, поскольку имеется возможность увеличить имеющуюся земельную площадь за счет конкурентов.
     В условиях рынка земельные собственники весьма неохотно идут на продажу участков, отдавая предпочтение получению стабильного дохода от сдачи земли в аренду, именно поэтому продается лишь незначительная часть земельного фонда. Этот существенный фактор, а также ограничения со стороны государства на свободную продажу земель, фиксируют объём земельного рынка, что делает его предложение неэластичным. В этом заключается принципиальная особенность рынка земли.
 

     2. Земельное законодательство 

     Совершенствование земельного законодательства с учетом его адаптации к рыночной экономике продолжилось на следующем этапе -- в 1993--1995 годах. В это время приняты два указа Президента, имеющих силу закона, -- «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений» и «О дальнейшем совершенствовании земельных отношений».
     Большую роль в динамичном проведении земельной реформы сыграло введение института продажи права землепользования. Такого инструмента преобразований не было ни в одной из стран СНГ. Впервые в условиях исключительной собственности на землю государство признало объектом гражданско-правовых сделок право землепользования, то есть право крестьянских хозяйств и негосударственных сельскохозяйственных организаций пожизненно наследуемого владения землёй. Земля стала предметом купли-продажи, мены, дарения, залога.
     Эти нормы получили свое дальнейшее развитие в Указе Президента РК имеющем силу закона, «О земле», в котором впервые было признано право частной собственности на отдельные категории земель.
     Начался следующий этап земельной реформы, проведение которого потребовало принятия Закона «О земле» (2001г.) и Земельного кодекса РК (2003г.). Основные изменения затронули правовое регулирование использования земель сельскохозяйственного назначения. Так, право постоянного землепользования негосударственных землепользователей было заменено правом долгосрочного землепользования сроком до 49 лет вместо 99, установлен предельный размер земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и для негосударственных сельскохозяйственных юридических лиц, установлен правовой режим условных земельных долей.
     Созданы законодательные нормы, которые предусматривают возможность передачи земель в частную собственность: статья 3 «Земельного кодекса РК» Собственность на землю «Земля в Республике Казахстан находится в государственной собственности. Земельные участки могут находиться также в частной собственности на основаниях, условиях и в пределах, установленных настоящим Кодексом».
     Такая политика признается во всех цивилизованных странах. Все эти достижения стали возможными благодаря особому вниманию к земельной реформе Главы государства. Утверждение о том, что сельские жители лишились доступа к сельскохозяйственным землям, не имеет под собой никаких оснований.
     Земли колхозов и совхозов уже были распределены среди сельских жителей в период с 1991 по 1997 год. В настоящее время практически устоялся слой сельских предпринимателей, которые работают на земле.
     Действующий Земельный кодекс практически отвечает экономическим и социальным составляющим земельного вопроса, а именно: добровольность в выборе форм собственности на землю, признание как государственной собственности на землю, так и частной. А также бесплатное предоставление права аренды земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства и платность передачи земель в частную собственность, установление предельных (максимальных) размеров земельных участков, которые могут находиться на праве частной собственности в одних руках, отмена субаренды.
     Для того чтобы отказаться от колхозно-совхозного строя и создать негосударственный сектор в сельском хозяйстве, способный обеспечить продовольственную безопасность страны, потребовалось немало времени.
     Именно отмена субаренды нынешним Земельным кодексом дала приоритет в земельном вопросе тем, кто непосредственно трудится на земле. Поэтому сегодня на первый план выдвигаются вопросы качества проводимых мер, а не их количество. Главным критерием остается уровень товарности сельского хозяйства. И это не дань моде, а жесткая необходимость, диктуемая рынком.
 

      3.Рента и арендная плата 

     3.1 Понятие ренты 

     Повсюду, где силы природы могут быть монополизированы и обеспечивают применяющему их промышленнику добавочную прибыль, - будет ли то водопад, или богатый рудник, или богатая рыбой вода, или хорошо расположенное строительственное место, - лицо, признаваемое в силу своего титула на часть земли собственником этих предметов природы, улавливает у функционирующего капитала эту добавочную прибыль в форме ренты. Экономисты по-разному определяют сущность ренты. Одни рассматривают ренту как один из видов доходов на собственность, плата собственников за использование природного ресурса. Другие рассматривают ренту как регулярный доход с капитала или земельного участка, получаемый их владельцами без предпринимательской деятельности. Ренту определяют и как особый вид относительно устойчивого дохода, непосредственно не связанного с предпринимательской деятельностью.
     Анализ образования ренты и позволяет выяснить источники доходов этих двух субъектов арендных отношений, раскрыть влияние природного фактора и юридической формы собственности на механизм возникновения ренты.
     Определение ренты неразрывно связано с понятием земли. Внешне рента представляет собой плату за пользование землей, которую ее собственник получает от арендатора. Очевидно, что она - часть стоимости продукта, полученного предпринимателем. Но природу ее, источники и обстоятельства возникновения покажет теоретический анализ. Прежде всего, он предполагает выяснение двух главных обстоятельств, определяющих ее возникновение: это, во-первых, особенности ценообразования на продукцию сельского хозяйства, в котором природный ресурс имеет определяющее влияние на производительность труда, во-вторых, специфику получения в этой отрасли сверхприбылей и причин устойчивости их воспроизводства. Указанные обстоятельства порождены следующими особенностями, присущими природному фактору производства: 1) земля и многие другие природные ресурсы не являются свободно воспроизводимыми условиями труда, подобно промышленным орудиям труда и материалам; 2) ограниченности земель сельскохозяйственного назначения вообще, а земель лучшего и среднего качества тем более, обуславливает мизерную эластичность предложения земель.  Рента - регулярно получаемый доход с капитала, имущества или земли, не требующий предпринимательской деятельности. Экономисты используют термин "рента" в более узком значении: экономическая рента - это цена, уплачиваемая за использование земли и других природных ресурсов, количество (запасы) которых строго ограничено. Именно фиксированное количество предлагаемой земли - отличает рентные платежи от заработной платы, процента и прибыли. Где бы практически не использовалась земля, ее предложение остается неизменным, она не создается людьми, ее количество ограничено. В большинстве государств земля находится в частной собственности, и условием для образования ренты является аренда земельных угодий.
     Аренда земли возникла вместе с появлением рабовладельческого общества и до сих пор остается основной формой землепользования в слаборазвитых странах. При капитализме получила распространение предпринимательская аренда, при которой предприниматель вкладывает в землю собственный капитал с целью получения прибыли и ведет хозяйство с использованием наемного труда. Такая аренда распространена в США, Великобритании, Франции, Бельгии и многих других государствах.
     Аренда земли - это вид землепользования, при котором собственник передает свой участок на определенный срок другому лицу (арендатору) для ведения хозяйства за определённую плату.
     Рентные отношения складываются между собственниками земли и арендатором по распределению дохода. Одна его часть - в виде обычной прибыли присваивается предпринимателем, а другая передается земельному собственнику. Рента - это излишек (сверхприбыль) над обычной средней прибылью арендатора. Арендная плата за землю, как правило, бывает больше ренты, она учитывает процент на капитал, вложенный в имущество землевладельцами. Это могут быть жилые и хозяйственные постройки, ирригационные сооружения, средства связи и другие средства. Величина арендной платы - это продукт конкурентных торгов двух сторон: земельного собственника и арендатора. 

     3.2 Виды земельной ренты 

     Особой формой ренты является земельная рента, связанная с аграрными отношениями. Земельная рента выступает как часть прибавочного продукта, создаваемого производителями, хозяйствующими на земле. Сущность земельной ренты в том, что она является экономической формой реализации прав собственности на землю. Различным ступеням общественной жизни соответствуют различные формы земельной ренты: выплата ренты в виде части продуктов - продуктовая рента, отработочная рента (барщина). Последней и высшей формой земельной ренты является денежная земельная рента - продуктовая рента, обращённая в денежную форму.
     Земельная рента образуется не только в связи с арендой земли для сельскохозяйственного производства, рента имеет место и в тех случаях, когда земля арендуется предпринимателями для постройки зданий и сооружений, разработки её недр. Земельная рента выступает в двух основных формах - абсолютной и дифференциальной, что обусловлено существованием двух видов монополий на землю: монополии частной собственности на землю и монополии на землю как объект хозяйствования. Размер земельной ренты определяется в результате борьбы между арендатором и земельным собственником.

     3.2.1 Дифференциальная рента

     Естественно, что различные участки земли различаются по плодородности, климатическим особенностям, местоположению, и далеко не все из них пригодны к универсальному использованию. По этой причине не все земельные угодья приносят равные доходы в виде земельной ренты.
     Дифференциальная рента является наиболее распространенной формой земельной ренты. Если учесть неоднородность качества и местоположения земли, то избыток ренты над рентой с худшего из всех используемых участков называют дифференциальной рентой. Образование дифференциальной земельной ренты вызвано различием в плодородии и местоположении земли и эффективности добавочных затрат труда и средств на землю, она возникает как экономическая категория в случае использования любого рода ресурсов, не являющихся полностью однородными. Дифференциация величин земельной ренты выполняет важнейшую экономическую функцию оптимизации распределения земельных участков между возможными сферами их использования
     Дифференциальная рента может выступать в двух формах. Арендатор может получить только часть дифференциальной ренты в случае, когда ее прирост обусловлен произведенным им улучшением земельного участка - повышение экономического плодородия почвы - в период действия арендного договора. Такую дифференциальную ренту, связанную исключительно с осуществляемыми людьми улучшениями земель (вложения труда и личного капитала), выделяют как дифференциальную ренту II рода, в отличие от дифференциальной ренты I рода, появление которой объясняется в свою очередь природными, "естественными", различиями земельных участков. Дифференциальная рента I рода может быть получена только с лучших и средних по своему естественному плодородию земельных участков. В дальнейшем, при заключении нового договора, собственник земли постарается учесть прирост ренты и включить его в состав арендной платы, так как усилиями арендатора земельный участок по своей продуктивности может перейти из разряда худших земель в средние, а то и лучшие. В этой связи арендатор земли заинтересован в максимально длительных сроках действия арендного договора, с целью присвоения добавочной прибыли от монополии на землю как объекта хозяйствования. Земельные собственники прекрасно осведомлены о качестве принадлежащих им земель, и их интерес состоит в обратном: заключении договоров на краткосрочные периоды с целью присвоения дифференциальной ренты II рода. Дифференциальные ренты обоих родов составляют часть издержек сельскохозяйственного предпринимателя. «Наличие дифференциальной ренты II рода указывает на то, что в сельском хозяйстве происходят технико-экономические сдвиги, вызываемые ростом производительной силы труда и капитала, которые проявляются в возрастании продуктивности сельскохозяйственных угодий» (2.,С.363). Дифференциация величин земельной ренты выполняет важнейшую экономическую функцию оптимизации распределения земельных участков между различными возможными сферами их использования 

     3.2.2 Абсолютная рента
     Абсолютная рента является результатом монополии частной собственности на землю. Собственник земли, зная, что земля необходима всем для сельскохозяйственного или промышленного производства, заставит желающего пользоваться землей, платить за неё стабильную арендную плату. Образование абсолютной ренты связано с тем фактом, что в сельском хозяйстве доля переменного капитала (идущего на заработную плату) пропорционально выше, чем в промышленности. Отсюда следует, что прибавочная стоимость, создаваемая в сельском хозяйстве, выше средней прибыли, и стоимость продуктов выше капиталистической цены производства. Пропорциональному распределению прибавочной стоимости, создаваемой в сельском хозяйстве, препятствует земельная собственность, которая, представляя монополию, сама претендует постоянно на часть этой прибавочной стоимости и присваивает разницу между стоимостью и ценой производства. Земельная собственность, таким образом, завышает цену сельскохозяйственных продуктов на сумму, которую она взимает в качестве абсолютной ренты, и которая представляет, следовательно, род налога, накладываемого на общество.
     Объяснение возникновения абсолютной ренты, по К.Марксу, следует из факта более низкого органического состава капитала в сельском хозяйстве по сравнению с промышленностью. В сельском хозяйстве больше задействован труд рабочего, чем средств производства. Именно прибавочный труд наёмных сельскохозяйственных рабочих является источником образования абсолютной ренты. Такой вид ренты получается абсолютно со всех земель: с лучших и средних участков, и без сомнений с худших земельных участков.
     Однако под воздействием технического прогресса происходит постепенное сближение органического состава капитала в промышленности и в сельском хозяйстве. Ведь в интенсивном сельском хозяйстве развитых стран выполнение того же объёма работ, что и в промышленности, требует большей массы средств производства, более высокой технологической вооружённости труда.  

     3.2.3 Монопольная рента
     В сельском хозяйстве есть еще одна разновидность земельной ренты - монопольная рента. Исключительные природные условия порой создают возможности для производства редких сельскохозяйственных продуктов - особых сортов винограда, некоторых видов цитрусовых, чая и прочих сельскохозяйственных продуктов. Такие товары продаются по монопольным ценам, верхний предел которых нередко определяется лишь уровнем платежеспособного спроса. В результате монопольные цены могут значительно превышать индивидуальную стоимость таких продуктов. Это и позволяет землевладельцам получать монопольную земельную ренту.
     Таким образом, в сельском хозяйстве, как и в других отраслях, капиталисты-предприниматели получают равную прибыль на равновеликий капитал. Выплата ренты землевладельцам осуществляется не в нарушение закона стоимости, а в соответствии с ним. Однако поскольку конкуренции не удается преодолеть барьер частной собственности на землю, землевладельцы "перехватывают" у промышленных капиталистов значительную часть прибавочной стоимости в виде ренты. 

     3.2.4 Строительная рента
     Земли, предназначаемые для строительных целей, регулируются этим видом земельной ренты. Она характеризуется преобладающим влиянием местоположения, что очень важно, например, для строительных участков в больших городах, преобладанием монопольной цены во многих случаях.  Строительную ренту повышает не только рост населения и возрастающая вместе с ним потребность в жилищах, но и рост основного капитала, который или присоединяется к земле или размещен на ней: промышленные строения, железные дороги, товарные склады, доки и другие хозяйственные сооружения.  

     3.2.5 Лесная рента
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.