На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Задача и порядок проведения анализа диагностики банкротства и пути его преодоления

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 22.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ 

Введение … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … 3 стр.
І. Экономическое содержание и сущность банкротства … … … … … … 5 стр. 
1.1 Понятие, сущность и причины банкротства предприятия … … … … … .. 5 стр.
1.2.Критерии и  процедура банкротства … … … … … … … … … … … … ... 9 стр.
1.3. Нормативные  документы, регулирующие вопросы банкротства … … .. 20 стр.
1.4. Обзор литературы  … … … … … … … …  … … … … … … … …  … … 23 стр.
ІІ. Анализ диагностики банкротства по данным
      ПФ ООО «РПЦ «Партнер» … … … … … … … … … … … … … … .. 26 стр.
2.1. Экономическая  характеристика предприятия …  … … … … … … … …  26 стр.
2.2. Диагностика вероятности банкротства предприятия … … … … … … .. 28 стр.
2.2.1. Оценка финансовой устойчивости … … … … … … … … … … … … 28 стр.
2.2.2. Оценка показателей ликвидности … … … … … … … … … … … … 33 стр.
2.2.3 Анализ финансовых предпосылок банкротства … … … … … … … … 39 стр.
ІІІ. Пути преодоления банкротства ... ... ... ... … … … … … ... … … … ... 46 стр.
Заключение ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... … … … . 43 стр.
Литература ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... . 48 стр.
Приложение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

              Введение
                «…Возможно, Вы не приобретете богатства, используя всю доступную и полезную информацию, однако, несомненно то, что Вы потеряете все, если не будете этого делать...»
     Дж. Трейнор 

     Мировой финансовой кризис, начавшийся в США  в 2008 году, накрыл, словно цунами, страны Европы и Россию.
     В настоящий момент нашей рыночной экономике присущи такие явления  как спад промышленности, экономический  кризис, отсутствие инвестиций, ужесточение  денежно-кредитных отношений, что, несомненно, приводит к несостоятельности хозяйствующих субъектов. Заголовки газет пестрят новостями о банкротстве  таких гигантов как
     В условиях финансовой и политической нестабильности деятельность предприятий  чревата различными кризисными ситуациями, результатом которых может стать  несостоятельность и банкротство.
      Слово «банкрот» (от итал. banco – скамья, rotta – сломанная) дословно означает сломать скамью, на которой сидел коммерсант, ведущий торговую или финансовую деятельность. Его отказ платить по своим долговым обязательствам из-за отсутствия средств приводил к тому, что скамью ломали. Это обстоятельство служило сигналом прекращения деятельности коммерсанта и предупреждением для остальных.
      Зарождение  института банкротства было обусловлено  развитием хозяйственных, кредитных  отношений и отношений собственности еще во времена Древнего Рима. Тогда невозврат долгов был связан с опасностью лишиться свободы и даже жизни.
      Первые  законы, регулирующие несостоятельность, в России появились гораздо позже, чем в других европейских странах. Наиболее интенсивно институт банкротства начал развиваться с 18 века, что связано с ростом капиталистических отношений после реформ Петра I.
      Институт  банкротства прошел длительный путь развития и окончательно сформировался  к середине 20 века.
     Проблема  прогнозирования возможного банкротства предприятий сегодня чрезвычайно актуальна в Российской Федерации. За последние годы очень многие коммерческие организации всевозможных форм собственности оказались на грани банкротства.
     Суметь  вовремя распознать и заметить неблагоприятные  последствия финансовой деятельности предприятия, а главное правильно оценить их масштаб, чтобы не допустить финансового краха организации, - жизненная необходимость для любого грамотного руководителя.
     В выполнении этой задачи важнейшую роль играет экономический анализ хозяйственной деятельности и диагностика банкротства предприятия – один из наиболее действенных методов управления и основной элемент обоснования управленческих решений.
     Данная  курсовая работа посвящена вопросам банкротства и порядку проведения анализа диагностики несостоятельности предприятия.
     Целью курсовой работы является всестороннее изучение сущности и процедур банкротства, диагностики несостоятельности предприятия по данным бухгалтерской отчетности, выявление недостатков в финансовой деятельности и нахождение резервов улучшения финансового состояния предприятия и его платежеспособности.
     При написании данной работы были поставлены следующие задачи:
     - познакомиться с понятием несостоятельности и последовательностью процедур банкротства;
     - рассчитать показатели, характеризующие финансовое состояние предприятия;
     - дать оценку финансовой устойчивости  предприятия;
     - постараться найти резервы улучшения  финансового состояния предприятия  и его устойчивости;
     - разработать конкретные мероприятия,  направленные на укрепление финансового состояния предприятия. 
 

І. Экономическое содержание и сущность банкротства
1.1 Понятие, сущность и причины банкротства предприятия 

       Переход к рыночной экономике вызвал появление  нового для нашей финансовой практики понятия — банкротства предприятия.
       При проведении анализа финансового состояния организации используются такие понятия, как "кризис", "несостоятельность", "банкротство". Следует отметить, что у ученых и практиков не сложилось однозначного отношения к дифференциации и определению указанных понятий. Иногда их объединяют, иногда строго разграничивают. Если обратиться к словарю С.И. Ожегова, то прочитаем:
        кризис - затруднительное, тяжелое положение;
        несостоятельный - материально не обеспеченный;
        банкротство - несостоятельность, сопровождающаяся прекращением платежей по долговым обязательствам.
       По  семантике рассматриваемые понятия  близки, но, тем не менее, имеются  и различия.
       С позиций финансового менеджмента  банкротство характеризует реализацию катастрофических рисков предприятия в процессе его финансовой деятельности, вследствие которой оно неспособно удовлетворить в установленные сроки, предъявленные со стороны кредиторов требования и выполнить обязательства перед бюджетом.
       Хотя  банкротство предприятия является юридическим фактом (только арбитражный суд может признать факт банкротства предприятия), в его основе лежат преимущественно финансовые причины.
       В современное законодательство Российской Федерации термин  «несостоятельность» (банкротство) введен Законом РФ от 19.10.92 года № 3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий». В процессе обсуждения  данного закона рассматривался вопрос о сходстве и различии понятий «несостоятельность» и «банкротство». В результате было принято решение использовать эти термины как синонимы. Новый закон РФ от 26.10.02 года №127-ФЗ «О несостоятельности  (банкротстве)» сохранил этот подход.
       Столь свободное взаимозамещение терминов «несостоятельность» и  «банкротство»  при обозначении одного и того же явления возникло под влиянием  законодательства и судебной практики стран англосаксонской системы  права. Тем не менее, даже в законодательстве этих государств термин «банкротство» имеет узкое, строго специальное значение, описывающее частный случай  несостоятельности.
       По  существующему законодательству основным  признаком банкротства является неспособность предприятия обеспечить выполнение требований кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления сроков платежей. По истечении этого срока кредиторы получают право на обращение в арбитражный  суд о признании предприятия-должника банкротом.
       В законодательной и финансовой практике выделяют следующие виды банкротства  предприятий:
       1. Реальное банкротство. Оно характеризует полную неспособность предприятия восстановить в предстоящем периоде свою финансовую устойчивость и платежеспособность в силу реальных потерь используемого капитала. Катастрофический уровень потерь капитала не позволяет такому предприятию осуществлять эффективную хозяйственную деятельность в предстоящем периоде, вследствие чего оно объявляется банкротом юридически.
       2. Техническое банкротство. Используемый термин характеризует состояние неплатежеспособности предприятия, вызванное существенной просрочкой его дебиторской задолженности. При этом размер дебиторской задолженности превышает размер кредиторской задолженности предприятия, а сумма его активов значительно превосходит объем его финансовых обязательств. Техническое банкротство при эффективном антикризисном управлении предприятием, включая его санирование, обычно не приводит к юридическому банкротству.
       3. Умышленное банкротство. Оно характеризует преднамеренное создание (или увеличение) руководителем или собственником предприятия его неплатежеспособности; нанесение ими экономического ущерба предприятию в личных интересах или в интересах иных лиц; заведомо некомпетентное финансовое управление. Выявленные факты умышленного банкротства преследуются в уголовном порядке.
       4. Фиктивное банкротство. Оно характеризует заведомо ложное объявление предприятием о своей несостоятельности, с целью введения в заблуждение кредиторов для получения от них отсрочки (рассрочки) выполнения своих кредитных обязательств или скидки с суммы кредитной задолженности. Такие действия также преследуются в уголовном порядке.
       Предпосылки банкротства многообразны - это результат взаимодействия многочисленных факторов как внешнего, так и внутреннего характера. Их можно классифицировать следующим образом.
       Внутренние  факторы – факторы, оказывающие существенное влияние на финансовое развитие предприятия, являются результатом его деятельности. В зависимости от особенностей формирования денежных потоков предприятия эти факторы подразделяются на три подгруппы:
    связанные с операционной деятельностью (неэффективный маркетинг, неэффективная структура текущих затрат, низкий уровень использования основных средств и др.);
    связанные с инвестиционной деятельностью (неэффективный фондовый портфель, высокая продолжительность незавершенного производства, существенный перерасход инвестиционных ресурсов и др.);
    связанные с финансовой деятельностью (неэффективная структура активов, высокая доля заемного капитала, рост дебиторской задолженности и др.)
       К внешним факторам относятся:
    экономические: кризисное состояние экономики страны, общий спад производства, инфляция, нестабильность финансовой системы, рост цен на ресурсы, изменение конъюнктуры рынка, неплатежеспособность и банкротство  партнеров. Одной из причин несостоятельности субъектов хозяйствования может быть неправильная фискальная политика государства: высокий уровень  налогообложения  может  оказаться  непосильным  для  предприятия;
    политические: политическая нестабильность общества,  внешнеэкономическая политика  государства,  разрыв  экономических  связей,  потеря  рынков  сбыта, изменение условий  экспорта  и  импорта,  несовершенство законодательства в области хозяйственного права,  антимонопольной  политики,  предпринимательской  деятельности  и  прочих  проявлений  регулирующей  функции  государства;
    усиление  международной  конкуренции  в  связи  с  развитием  научно-технического  прогресса;
    демографические:  численность,  состав  народонаселения,  уровень  благосостояния  народа,  культурный  уклад  общества,  определяющие  размер  и  структуру  потребностей  и  платежеспособный  спрос  населения  на  те  или  другие  виды  товаров  и  услуг.
       Значение фактора политической стабильности и направленности национального, хозяйственного законодательства очень велико. Этот фактор формируют следующие качественные показатели:
       •   отношение государства к предпринимательской деятельности;
       •   принципы государственного регулирования экономики;
       •   отношения собственности, ее приватизация или национализация:
       •   принципы земельной реформы, поддерживаемые государством:
       • меры, принимаемые к защите потребителя, с одной стороны, и предпринимателя (зашита конкуренции, ограничение монополизма, реализация процедур банкротства и др.) — с другой.
       Предприятие может подвергнуться тяжелым  испытаниям при неожиданных переменах  в сфере государственного регулирования, резких спадах государственного заказа.
       Банкротство  является,  как  правило,  следствием  совместного  действия  внутренних  и  внешних  факторов. 
       По  данным  стран  с  рыночной  экономикой,  устойчивой  экономической  и  политической  системой,  разорение  субъектов  хозяйствования  на  1/3  связано с внешними  факторами и на  2/3 – с внутренними.  Не  без основания можно полагать,  что в современной России  характерной чертой  является  обратная  пропорция влияния этих  факторов.  Экономическая нестабильность,  нарушение механизма  финансового  регулирования  и  отсутствие  конкурентной  среды   следует  отнести  к  наиболее  значимым  факторам,  усугубляющим  кризисную  ситуацию  на  российских  предприятиях. 

1.2. Критерии и процедура банкротства 

       Многие  предприниматели  считают,  что  закон  сегодня  позволяет  «обанкротить»  любую  коммерческую  организацию,  независимо  от  состояния  ее  имущества,  а  основную  причину  этого  усматривают  в  излишне  мягких,  либеральных  критериях  банкротства:  трехмесячная  просрочка  в  исполнении  денежного  обязательства.
       На  самом  деле,  сумма  задолженности  и  длительность  просрочки  исполнения  денежного  обязательства  или  обязанности  по  уплате  обязательных  платежей  не  являются  критериями  банкротства,  а  представляют  собой  лишь  внешние  признаки  возможной  несостоятельности  должника.  Истинным  критерием  банкротства  является  установленная  судом  неспособность  должника  погасить  требования  кредиторов  и  оплатить  обязательные  платежи.  В настоящее время  в  мировой  практике  существуют  два  критерия  банкротства:  критерий  неплатежеспособности  и  критерий  неоплатности.
       При  использовании  критерия  неплатежеспособности вывод о  несостоятельности  должника  строится  на  предположении,  что  должник, не  рассчитывающийся  с  кредиторами  и  не  уплачивающий  налоги,  видимо,  не  имеет  в  достаточном  объеме  ликвидного  имущества,  поскольку  иные  причины  неплатежей  исключаются  действием  принципа  разумности  и  добросовестности  участников  имущественного  оборота.
       При  применении  критерия  неоплатности  основанием  для  признания  должника  банкротом  являются  не  какие-либо  предположения  о  причинах  его  неплатежеспособности,  а  определенное  фактическое  состояние  его  имущества, стоимость которого  составляет  сумму,  меньшую,  нежели  величина  кредиторской  задолженности.  Участие подобных  субъектов,  не  рассчитывающихся  с кредиторами,  разрушительно для имущественного  оборота.  Вот почему  зарубежные  законодатели  отказались  от  использования  критерия  неоплатности  многие  десятилетия  тому  назад. 
       Что  же  касается  критерия  неплатежеспособности  должника,  то  здесь  нужно  определить  внешние  признаки  финансового  состояния  должника, при  наступлении  которых  кредиторы  вправе  строить  предположение  об  имущественной  несостоятельности  должника.  Правда,  и  здесь  не  обойтись  без  разумных  ограничений.
       Прежде  всего,  необходимо  ответить  на  вопрос,  какая  величина  просрочки  может  считаться  не выходящей  за  рамки  нормального  имущественного  оборота.  Например,  в  условиях  специфического  российского  рынка  исполнение  должником  своего  обязательства  перед  кредиторами  в  течение  трех  месяцев  после  наступления  даты  его  исполнения  не  воспринимается  как  нечто  недопустимое,   свидетельствующее  о  несостоятельности  должника,  который  использует  предназначенные  для  этого  деньги  в  качестве  собственных  оборотных  средств.  Поэтому  внешние  признаки  несостоятельности  должника  могут  быть  пересмотрены.  Однако  при  определении  новых  внешних  признаков  несостоятельности  должника  необходимо  помнить,  что  большинство  действующих  на  рынке  юридических  лиц  представляют  собой  мелкие  и  средние  организации, которые при завышенных  признаках несостоятельности могут быть  вообще  исключены из  сферы действия  законодательства  о банкротстве.  Для отдельных категорий должников,  имеющих важное  социально-экономическое значение,  могут быть  установлены  иные  параметры  внешних  признаков  несостоятельности.
       Как  уже  отмечалось, роль  внешних  признаков  банкротства  состоит  в  том,  что  их  наличие  дает  право  кредиторам  должника  лишь  строить  предположение  о  несостоятельности  последнего.
       В  качестве  некоторого  оправдания  такому  упрощенному  механизму  возбуждения  дела  о  банкротстве  могло  служить  стремление  законодателя  к  широкому  применению  реабилитационных  процедур,  направленных  на  восстановление  платежеспособности должника  (внешнее управление,  мировое соглашение),  осуществление которых возможно  лишь  в рамках  процедуры банкротства.  Однако  статистические  данные  свидетельствуют о том,  что дела  с успешно завершенными  реабилитационными процедурами,  примененными  к  должникам,  составляют  лишь  ничтожную  часть  дел  о  банкротстве  в  сравнении  с  числом  дел,  завершившихся  ликвидацией  должника.
       Опыт  развитых  рыночных  стран  свидетельствует  о  том,  что  критерии  банкротства  могут  быть  разные,  однако  их  суть  одна:  они  должны  позволить  установить  точный  «экономический  диагноз»  должника  и  его  способность  платить  по  долгам.
       Процедуры банкротства начинаются с анализа финансового состояния предприятия с целью прогнозирования вероятности банкротства (Приложение 1). В результате анализа выявляются формальные и неформальные признаки банкротства.
       Правом  на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы.
       С целью предупреждения банкротства  предприятия учредители (участники) должника, собственник имущества должника — унитарного предприятия до момента подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом принимают меры, направленные на восстановление платежеспособности предприятия. Эти меры могут быть приняты кредиторами или иными лицами на основании соглашения с должником. В рамках мер по предупреждению банкротства должнику может быть оказана финансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника, т.е. проведена досудебная санация предприятия. Предоставление финансовой помощи может сопровождаться принятием должником или иными лицами обязательств в пользу лиц, предоставивших финансовую помощь.
       Должник вправе подать в арбитражный суд заявление должника в случае предвидения банкротства при наличии обстоятельств, явственно свидетельствующих о том, что он не в состоянии будет исполнить денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей в установленный срок.
       Конкурсные  кредиторы вправе объединить свои требования к должнику и обратиться в суд  с одним заявлением кредитора. Такое  заявление подписывается конкурсными  кредиторами, объединившими свои требования.
       К заявлению уполномоченного органа по обязательным платежам должно быть приложено решение налогового или таможенного органа о взыскании задолженности за счет имущества должника, а также сведения о размере задолженности по обязательным платежам.
       При возбуждении дела о банкротстве  на основании заявления должника арбитражный суд вводит процедуру  наблюдения и утверждает временного управляющего. Определение о введении наблюдения выносится судьей арбитражного суда единолично. В случае если невозможно сразу определить кандидатуру временного управляющего, вопрос о его утверждении может быть рассмотрен в течение 15 дней с момента вынесения определения о введении процедуры наблюдения.
       При подготовке дела к судебному разбирательству арбитражный суд рассматривает заявление, жалобы и ходатайства лиц, участвующих в деле о банкротстве, устанавливает обоснованность требований кредиторов. Арбитражный суд может назначить экспертизу в целях выявления признаков фиктивного или преднамеренного банкротства. В случае если выявлено отсутствие признаков банкротства или в ходе экспертизы установлено фиктивное банкротство, арбитражный суд выносит решение об отказе в признании должника банкротом.
       Временный управляющий при проведении процедуры  наблюдения осуществляет анализ финансового состояния должника, инвентаризацию его имущества, формирует реестр требований кредиторов, готовит предложения о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника. Кроме того он определяет дату первого собрания кредиторов, которое должно состояться не позднее чем за 10 дней до даты окончания процедуры наблюдения, и организует его проведение. К компетенции первого собрания кредиторов относится:
    принятие решения о введении процедуры финансового оздоровления или внешнего управления и об обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством;
    принятие решения об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
    образование комитета кредиторов;
    определение требований к кандидатуре административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего;
    определение саморегулируемой организации, которая должна представить в арбитражный суд кандидатуру арбитражного управляющего;
    выбор реестродержателя.
       Арбитражный суд на основании решения первого  собрания кредиторов выносит определение  о введении финансового оздоровления или внешнего управления, либо принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства и начинает осуществление ликвидационных процедур, либо утверждает мировое соглашение и прекращает производство по делу о банкротстве.
       Арбитражный суд может вынести определение  о введении финансового оздоровления, даже если первое собрание кредиторов приняло другое решение, при условии предоставления ходатайства учредителей (участников) должника, собственника имущества должника — унитарного предприятия, уполномоченного государственного органа, а также третьих лиц и предъявления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности. Сумма, на которую выдана банковская гарантия, должна превышать размер обязательств должника, включенных в реестр требований кредиторов, не менее чем на 20 %. График погашения задолженности должен предусматривать начало погашения задолженности не позднее чем через месяц после вынесения арбитражным судом определения о введении финансового оздоровления и погашение требований кредиторов пропорционально равными долями в течение одного года с даты начала удовлетворения требований кредиторов.
       С даты введения финансового оздоровления, внешнего управления, признания арбитражным судом должника банкротом и открытия конкурсного производства или утверждения мирового соглашения наблюдение прекращается.
       При введении процедуры финансового  оздоровления по инициативе первого  собрания кредиторов арбитражный суд  утверждает срок проведения финансового  оздоровления (не более двух лет), график погашения задолженности, административного  управляющего.
       В ходе финансового оздоровления органы управления должника осуществляют свои полномочия с определенными ограничениями. Должник не вправе без согласия собрания кредиторов совершать сделки, связанные:
       - с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более 5 % балансовой стоимости активов должника;
       - с выдачей займов (кредитов).
       Должник не может самостоятельно принимать  решения о своей реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании).
       Не  позднее чем за месяц до истечения  установленного срока финансового  оздоровления должник обязан предоставить административному управляющему отчет о результатах проведения финансового оздоровления. К отчету прилагаются:
      баланс должника на последнюю отчетную дату;
      отчет о прибылях и убытках должника;
      документы, подтверждающие погашение требований кредиторов.
       В случае, если требования кредиторов не удовлетворены, административный управляющий созывает собрание кредиторов, которое полномочно принять одно из решений об обращении с ходатайством в арбитражный суд:
      о введении внешнего управления:
      о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
       Внешнее управление вводится арбитражным судом на срок до 18 месяцев, который может быть продлен не более чем на шесть месяцев. С даты введения внешнего управления прекращаются полномочия руководителя должника, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего. Вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и по уплате обязательных платежей, сроки исполнения которых наступили до введения процедуры внешнего управления.
       Не  позднее чем через месяц после  своего утверждения внешний управляющий  обязан разработать план внешнего управления и представить его на утверждение собранию кредиторов.
       Планом  внешнего управления могут быть предусмотрены  следующие меры по восстановлению платежеспособности должника:
    перепрофилирование производства;
    закрытие нерентабельных производств;
    взыскание дебиторской задолженности;
    продажа части имущества должника;
    уступка прав требования должника;
    исполнение обязательств должника собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьими лицами;
    увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц;
    размещение дополнительных обыкновенных акций должника;
    продажа предприятия должника;
    замещение активов должника;
    иные меры по восстановлению платежеспособности должника.
       Внешний управляющий обязан представить  на рассмотрение собрания кредиторов свой отчет по результатам проведения внешнего управления, при наличии  оснований для досрочного прекращения  внешнего управления, в случае накопления денежных средств, достаточных для удовлетворения всех требований кредиторов, включенных в реестр, а также по требованию лиц, имеющих право на созыв собрания кредиторов.
       В отчете внешнего управляющего должно содержаться одно из предложений:
    о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами;
    о продлении установленного срока внешнего управления:
    о прекращении производства по делу в связи с удовлетворением всех требований кредиторов в соответствии с реестром;
    о прекращении внешнего управления и об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
       По  результатам рассмотрения отчета внешнего управляющего собрание кредиторов вправе принять одно из его предложений в качестве своего решения и обратиться в арбитражный суд с соответствующим ходатайством.
       В случае, если арбитражный суд принимает  решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного  производства, внешний управляющий  обязан передать дела конкурсному управляющему не позднее чем через три дня с даты утверждения конкурсного управляющего.
       В случае, если внешнее управление завершается  заключением мирового соглашения или  погашением требований кредиторов, внешний  управляющий продолжает исполнять свои обязанности в пределах компетенции руководителя должника до даты избрания (назначения) нового руководителя предприятия.
       Принятие  арбитражным судом решения о  признании должника банкротом влечет за собой открытие конкурсного производства. Конкурсное производство вводится сроком на год и может продлеваться не более чем на шесть месяцев. Одновременно с открытием конкурсного производства арбитражный суд утверждает конкурсного управляющего.
       Конкурсный  управляющий обязан:
    принимать в ведение имущество должника, проводить его инвентаризацию;
    привлекать независимого оценщика имущества должника;
    уведомлять работников должника о предстоящем увольнении не позднее месяца с даты введения конкурсного производства;
    принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника;
    анализировать финансовое состояние должника;
    предъявлять требования к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, о ее взыскании;
    заявлять в установленном порядке возражения относительно требований кредиторов, предъявленных к должнику;
    вести реестр требований кредиторов;
    принимать меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц;
    исполнять иные обязанности, установленные законом.
       Конкурсный  управляющий вправе:
      распоряжаться имуществом должника;
      увольнять работников должника;
      заявлять отказ от исполнения договоров и иных сделок;
      передавать на хранение документы должника;
      предъявлять иски о признании сделок недействительными;
      осуществлять иные права, предусмотренные законом.
       В ходе конкурсного производства конкурсный управляющий проводит инвентаризацию и оценку имущества должника, для чего привлекает независимых оценщиков и иных специалистов с оплатой их услуг за счет имущества должника.
       Все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу. С целью правильного ведения ее учета конкурсный управляющий может привлекать бухгалтеров, аудиторов и иных специалистов.
       Конкурсный  управляющий должен использовать только один счет должника в банке или иной кредитной организации (основной счет должника), а в случае его отсутствия обязан открыть такой счет в ходе конкурсного производства. На основной счет должника зачисляются денежные средства должника, поступающие в ходе конкурсного производства, с него же осуществляются выплаты кредиторам. Отчет об использовании денежных средств должника конкурсный управляющий представляет в арбитражный суд, собранию кредиторов не чаще одного раза в месяц.
       Вне очереди за счет конкурсной массы погашаются следующие текшие обязательства:
    судебные расходы должника;
    расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражному управляющему, реестродержателю;
    текущие коммунальные и эксплуатационные платежи, необходимые для осуществления деятельности должника;
    требования кредиторов;
    задолженность по заработной плате;
    иные связанные с проведением конкурсного производства расходы.
       Требования  кредиторов удовлетворяются в следующей  очередности:
       -  в первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также компенсация морального вреда;
       - во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;
       -  в третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами.
       В течение месяца с даты окончания  проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий обязан представить собранию кредиторов на утверждение предложения о порядке, сроках и об условиях продажи имущества должника. Условия продажи имущества должны предусматривать получение денежных средств за проданное имущество не позднее чем через месяц с даты заключения договора купли-продажи или семь дней с момента возникновения права собственности у покупателя.
       После утверждения порядка продажи  имущества должника конкурсный управляющий  приступает к его продаже на открытых торгах.
       Требования  кредиторов каждой очереди удовлетворяются  после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди. При  недостаточности денежных средств  должника для удовлетворения требований кредиторов одной очереди денежные средства распределяются между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам их требований, включенных в реестр требований кредиторов.
       Конкурсный  управляющий представляет собранию кредиторов отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию не реже одного раза в месяц.
       В случае, если в отношении должника не вводились финансовое оздоровление и внешнее управление, а в ходе конкурсного производства у конкурсного управляющего появились достаточные основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена, конкурсный управляющий обязан созвать собрание кредиторов с целью рассмотрения вопроса об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению. Такое решение принимается большинством голосов от общего числа голосов кредиторов, требования которых включены в реестр и не погашены на дату проведения собрания.
       После завершения расчетов с кредиторами, а также при прекращении производства по делу о банкротстве конкурсный управляющий обязан представить  в арбитражный суд отчет о  результатах проведения конкурсного  производства.
    После рассмотрения арбитражным судом отчета конкурсного управляющего суд выносит определение о завершении конкурсного производства, а в случае погашения требований кредиторов определение о прекращении производства по делу о банкротстве. Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства служит основанием для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника.
 
1.3. Нормативные документы,  регулирующие вопросы  банкротства 

       В условиях современной рыночной экономики институт банкротства стал неотъемлемой частью экономической жизни любого государства.
       В настоящее время к нормативно-правовой базе регулирования механизма банкротства предприятий Российской Федерации относятся следующие документы:
       1.   Гражданский кодекс РФ (введен в действие с I января 1995 г.);
       2. Арбитражный процессуальный кодекс  РФ (принят Государственной Думой 5 апреля 1995 г.);
       3.  Уголовным кодекс РФ от 9 июля 1999 г. № 158;
       4. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «0 несостоятельности (банкротстве)»;
       5. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»;
       6. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 122-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса»;
       7. Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. № 855 «Об утверждении Временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства»;
       8. Постановление Правительства РФ  от 25 июня 2003 г. № 367 «Об утверждении правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа»;
       9. Постановление Правительства РФ от 20 мая 1994 г. № 498 «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий»;
       10. Методические положения по оценке  финансового состояния предприятия и установлению неудовлетворительной структуры баланса, утвержденные распоряжением Федерального управления России по делам о несостоятельности (банкротстве) от 12 августа 1994г. № 31-р;
       11. Методические рекомендации по  выявлению неплатежеспособных предприятий,  нуждающихся в первоочередной государственной финансовой поддержке, а также по определению неплатежеспособных предприятий, подлежащих выводу из числа действующих в связи с неэффективностью, утвержденные Федеральным управлением по делам о несостоятельности (банкротстве) от 24 октября 1994г. № 70-р.
       За  последнее десятилетие Государственная Дума РФ, учитывая важность для экономики страны законодательной базы такого регулирования, трижды занималась разработкой и принятием Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» (от 19 ноября 1992 г. № 3929-1, от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ, от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ).
       Следует отметить, что целенаправленность действия нового Закона претерпела принципиальные изменения. Так, если Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» прежде всего был направлен на защиту интересов кредиторов, то цель Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» существенно изменена. Реализация его положений позволяет решить более широкий и значимый круг задач:
    по оздоровлению экономики путем банкротства неэффективно работающих предприятий;
    защите интересов кредиторов, которые так и не получили от заемщика ожидаемых доходов на вложенный капитал в связи с его нерациональным использованием;
    защите интересов инвесторов;
    восстановлению финансовой устойчивости несостоятельных предприятий, оказавшихся не по своей вине в трудном финансовом положении, хотя многих из них можно отнести к потенциально перспективным хозяйствующим субъектам.
       Федеральным законом № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» понятие банкротства определено следующим образом: «Несостоятельность (банкротство) — признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей» (ст. 3).
       В Законе определены состав участников и их функции в процедурах банкротства. Закон состоит из 12 глав и содержит 233 статьи.
       В нем регулируются порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) предприятий.
       Законодательство о банкротстве предприятий основывается на принципе их неплатежеспособности. Руководство предприятия, столкнувшись с финансовыми затруднениями, должно дать оценку сложившейся ситуации и, оценив степень своих финансовых проблем, принять решение о его дальнейшем функционировании, своевременно выработать меры по предупреждению банкротства либо принять решение о ликвидации предприятия, распродаже его по частям.
       В настоящее время основная задача института банкротства  связана  с сохранением предприятия. Государство  и общество заинтересованы не в ликвидации предприятия-должника, а в восстановлении его платежеспособности посредством специальных процедур, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве) 
 
 
 

1.4. Обзор литературы 

       При написании курсовой работы мною были использованы не только учебный материал, но и актуальные статьи, опубликованные на страницах периодической печати. Большой интерес вызывают следующие работы:
       Учебное пособие под ред. Шамшурина Л.Л. «Развитие законодательства о банкротстве в России. Практика его применения». В данной работе, после небольшой исторической справки исследуется в историко-правовом аспекте развитие законодательства о несостоятельности (банкротстве) в России в современный период ее развития и практики ее применения. В этих целях проводится сравнительно-правовой анализ законодательных актов о несостоятельности (банкротстве) 1992, 1998, 2002 годов, практики их применения арбитражными судами. Исследуются возникающие при этом проблемы, касающиеся оснований возбуждения производства по делу, регулирования отношений лиц, участвующих в арбитражном деле и в арбитражном процессе в ходе подготовительной стадии производства по делу, реабилитационных и ликвидационных процедур банкротства, позиция законодателя в обеспечении баланса интересов должника и кредиторов на различных стадиях процесса.
       Однако  следует сразу заметить, что автор  не ставил перед собой трудновыполнимую задачу исследования в рамках данной работы всех существующих проблем, возникающих в теории и практике применения законодательства о несостоятельности (банкротстве), да это вряд ли возможно. Сделана лишь попытка рассмотреть некоторые проблемы регулирования отношений, связанных с несостоятельностью (банкротством) юридических лиц и предпринимателей, встречающиеся в судебно - арбитражной практике на всех стадиях судопроизводства.
       Следует отметить учебное пособие Федоровой  Г.В. «Учет и анализ банкротств»  Основная цель этой книги — помочь российскому специалисту (руководителю, бухгалтеру, аудитору, эксперту) не только изучить теоретические аспекты  учета и финансового анализа  неплатежеспособных организаций в Российской Федерации, но и сделать первый шаг к практическому применению данных аспектов.
       Наиболее  полно методика расчета финансовых предпосылок несостоятельности  организации описаны в учебном  пособии под ред. Любушина Н.П. «Анализ финансово-экономической деятельности предприятия» и учебном пособии Селезневой Н.Н. «Финансовый анализ. Управление финансами». В данных работах представлена система критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации № 498 от 20.05.1994 г. Все коэффициенты приводятся с учетом изменения бухгалтерской отчетности на основе Приказа Министерства финансов РФ от 13.01.2000 г. № 4н.
       На  страницах периодической печати тема несостоятельности организаций и диагностика их банкротства живо обсуждается в профессиональном сообществе.
       В своей статье Маслова И.А. «Методы диагностики вероятности банкротства» делится с читателями о проблемах выбора метода оценки банкротства. По мнению автора методик, позволяющих с достаточной степенью достоверности прогнозировать неблагоприятный исход, практически нет. «…Вопросы организации и методологии проведения анализа процедур банкротства недостаточно изучены. Практически отсутствуют и нормативные документы, регламентирующие порядок проведения и ответственность за достоверность результатов анализа...» Автор статьи призывает обратить пристальное внимание на проблемы использования методик диагностики несостоятельности (банкротства) предприятия, так как они относятся к числу наиболее актуальных вопросов экономической теории и современной хозяйственной практики. «…Различные методики предсказания банкротства, как принято называть их в отечественной практике, предсказывают различные виды кризисов. Именно поэтому оценки, получаемые с их помощью, нередко столь сильно различаются. Все эти методики можно было бы назвать кризис-прогнозными…»
       Тему  несовершенства критериев диагностики банкротства поднимает  кандидат экономических наук А.А. Макаров в свой статье «К проблеме выбора критериев анализа состоятельности организации». Автор в своей статье сетует на то, что «… свыше 90% ошибок в управлении хозяйствующими субъектами допускается из-за отсутствия критериев, некорректной их формулировки…»
       Нельзя  обойти вниманием работу М.В. Евстропова – главного специалиста управления экономики г. Орска «Оценка эффективности моделей прогнозирования банкротства предприятий». В своей статье автор провел оценку известных зарубежных и отечественных моделей прогнозирования несостоятельности организаций. Для проведения исследований были выбраны 16 крупных и средних предприятий обрабатывающей промышленности г. Орска Оренбургской области, в отношении 10 из которых согласно данным Арбитражного суда Оренбургской области открывались процедуры банкротства в период с 2003-2006 гг., завершившиеся признанием их банкротами. В результате проделанной работы, было установлено, что все методики и модели позволяют прогнозировать возникновение кризисной ситуации предприятия заранее, еще до появления ее очевидных признаков. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ІІ. Анализ банкротства  по данным ПФ ООО  «РПЦ «Партнер»
2.1. Экономическая характеристика  предприятия
       Общество  с ограниченной ответственностью «Регистрационно-процессинговый центр «Партнер» было создано  в 2002 г. Общество является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс; круглую печать, содержащую её полное наименование на русском языке; бланки; штампы; фирменный знак; расчётный счёт в банке. Организация имеет право от своего имени заключать договора, приобретать имущественные и личные неимущественные права. Общество несёт ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, но оно не отвечает по обязательствам своих участников.
       Высшим  органом управления является Общее  собрание участников общества. Исполнительным органом общества является генеральный директор.
       ООО «РПЦ «Партнер»  создано в целях  извлечения прибыли и реализации на этой основе социальных и экономических  интересов участников и членов трудового  коллектива общества.
       Основным направлением деятельности Центра является развитие технологий в сфере защищенного документооборота «Контур-Экстерн», которая позволяет сдавать налоговую отчетность, отчетность в Пенсионный фонд, органы Статистики.
       Основным  документом, регламентирующим деятельность Центра, является Федеральный Закон "Об Электронной цифровой подписи" от 10.01.2002 г. №1-ФЗ. Этот документ декларирует равнозначность индивидуальной Электронной Цифровой Подписи (ЭЦП) и личной подписи и печати на бумажном носителе и условия применимости ЭЦП.
       С 2003 года прямыми абонентами Центра стали более 4000 предприятий. А если учесть, что многие из них имеют филиалы или являются уполномоченными представителями ряда других фирм, то общее количество предприятий, отчетность которых передается по защищенным каналам связи, уже превысило 30500 организаций-налогоплательщиков.
       В настоящее время ООО «РПЦ «Партнер»  имеет свои представительства в  трех регионах России.
       С июня 2004 года работает представительство  в г. Балаково, а в сентябре свершилась регистрация Пензенского филиала РПЦ "Партнер", который  предоставляет услуги защищенного документооборота на территории г. Пензы и Пензенской области. В 2007 году открылись филиалы в г. Москве и г. Самаре.
       Пензенский  филиал начал оказывать информационные услуги в рамках «пилотного» проекта с июня 2005 г. С сентября 2005 г. программа была запущена в эксплуатацию. В настоящее время абонентами ПФ ООО «РПЦ «Партнер» стали более 2000 предприятий г. Пензы и Пензенской области: Пензенский Государственный Университет, ОАО «Пензаспиртпром», ГУ «Управление Капитального Строительства Пензенской области», ОАО «Пензамясопром» и др.
       ООО «РПЦ «Партнер» предлагает гибкую тарифную сетку, которая подстраивается под требования, как индивидуальных предпринимателей, так и крупных холдингов с развитой филиальной сетью. В перспективе ООО "РПЦ Партнер" планирует организовать передачу специальных форм отчетности в Пенсионный фонд, органы статистики и органы социального страхования.
       Основные  экономические показатели Пензенского филиала ООО РПЦ «Партнер» можно представить в виде таблицы 1.
Таблица 1
Основные  экономические показатели ПФ ООО «РПЦ «Партнер»
№ п/п Наименование  показателя 1 квартал  2008 года
1 квартал  2009 года
1 Товарооборот (за год, без НДС, т. руб.) 1760 5348
2 Валовый доход, (руб.) 1567 5307
3 Валовый доход, (%) 89,03 99,23
4 Бухгалтерская прибыль 693 4025
5 Численность работников 12 16
6 Средняя заработная плата (в руб.) 12 385 14 676
 
 
2.2. Диагностика вероятности  банкротства предприятия
2.2.1. Оценка финансовой устойчивости
       Финансовая  устойчивость — одна из характеристик  соответствия структуры источников финансирования в структуре активов. В отличие от платежеспособности, которая оценивает оборотные  активы и краткосрочные обязательства  предприятия, финансовая устойчивость определяется на основе соотношения разных видов источников финансирования и его соответствия составу активов.
       Наиболее  обобщающим показателем финансовой устойчивости предприятия является излишек или недостаток источников средств для формирования запасов и затрат. Этот излишек или недостаток образуется в результате разницы величины источников средств и величины запасов и затрат, при этом имеется в виду обеспеченность запасами и затратами определенными видами источников. Расчет сводится в таблицу, после чего определяется трехкомпонентный показатель ситуации, который показывает степень финансовой устойчивости предприятия.
       По  степени финансовой устойчивости предприятия  можно выделить 4 типа ситуации:
    Абсолютно устойчивое финансовое состояние (наблюдается при условии: с ? 0, t ? 0, w ? 0);
    Нормальная устойчивость ( с < 0, t ? 0, w ? 0);
    Неустойчивое финансовое состояние ( с < 0, t < 0, w ? 0);
    Кризисное финансовое состояние ( с < 0, t < 0, w < 0).
     Проведем  анализ абсолютных показателей финансовой устойчивости по данным баланса ООО «РПЦ «Партнер» и представим их в таблице 2. 
 
 
 
 

Таблица 2
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.