На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Банковская система России в условиях финансового экономического кризиса-основные направления повышенной эффективности

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 22.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


План работы. 

     Введение
Глава 1. Банковская система: ее функции, механизм функционирования, структура
1.1 Понятие банковской системы
1.2 Сущность и основные функции банков
1.3 Роль и функции центрального банка в банковской системе
Глава 2. Функции ЦБ РФ и кредитных банков
2.1 Функции ЦБ РФ (Банка России)
2.2 Эффективность инструмента деятельности ЦБ РФ
2.3 Эффективность деятельности коммерческого банка
Глава 3. Банковская система России в условиях финансового экономического кризиса-основные направления повышенной эффективности
Заключение
Список литературы
    
       
 
 
 
 
 

Ведение
В данной работе исследуется  роль банков и банковской системы в современной
экономике.
Цель  данной работы заключается  в рассмотрении банковской системы, функций
центрального  банка и кредитных банков и особенности развития банковского
сектора в Российской Федерации. Поставленная задача была выполнена путем
анализа экономической литературы и журналов посвященных  экономической
тематике. Из литературы хочется  выделить учебные  пособия по экономике
Эриашвили Н.Д. «Банковская  система в России», Куликова Л. «Банки и  их роль в
экономике»  и работу Глазьева С. «ЦБ РФ: цена «независимость»  увидевшую свет в
российском  экономическом журнале  в №№5-6 за 2001 год.
Актуальность  заданной темы обуславливается тем, что одним из важнейших
атрибутов рыночной экономики  является банковская система, которая  выступает
своего  рода генератором, аккумулирующими  снабжающим государство  и всех членов
общества  финансовыми средствами. Еще одним неотъемлемым элементом рыночной
экономики, которая все более  и более проникает  во все сферы нашей
хозяйственной жизни, являются расчетные  и кредитные правоотношения,
составляющие  значительный объем  отношений между  предпринимателями  —
физическими и юридическими лицами. При этом ведущей формой кредитных
отношений в рыночной экономике  является банковский кредит, который в  качестве
экономической категории выступает  одним из способов движения ссудного
капитала.
Первая  глава рассматривает  банковскую систему, ее функции, структуру  и
механизм  функционирования. Во второй главе работы рассматриваются  функции ЦБ
РФ  и кредитных банков. Последняя, третья глава, показывает особенности
развития  банковской системы  России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Банковская система: ее функции, механизм функционирования, структура.
1.1 Понятие банковской  системы.
Если  в стране в достаточном  количестве имеются  действующие банки, кредитные
учреждения, а также все  те экономические  организации, которые  выполняют
отдельные банковские операции, то можно говорить о наличии банковской
системы. Помимо них, в банковскую систему входят также  специализированные
организации, не осуществляющие банковских операций, но обеспечивающие
деятельность  банков и кредитных  учреждений: расчетно-кассовые и клиринговые
центры, фирмы по аудиту банков, дилерские фирмы по работе с ценными бумагами
банков, организации, определяющие рейтинги банков, обеспечивающие их
специальным оборудованием и  информацией, специалистами  и т. д. При этом банки
и кредитные учреждения в разнообразных  формах и регулярно взаимодействуют со
своими  клиентами—субъектами экономики, с центральным  банком, другими органами
государственной власти и управления, друг с другом и  со вспомогательными
организациями.
Считается, что в рыночно  развитых странах - Великобритании, Швейцарии,
Японии, Германии, США и  др.—банковские системы  возникли и созрели  давно,
находясь  в разные периоды  ближе или дальше от своего идеального состояния.
Банковская  система в качестве составной органической части входит в  большую
систему—экономическую систему страны. Это значит, что деятельность и развитие
банков  следует рассматривать  в тесной связи  с производством, обращением и
потреблением  материальных и нематериальных благ.
В жизни банки органично  вплетены в общий  механизм регулирования  хозяйственной
жизни, тесно взаимодействуя с бюджетной и  налоговой системой, системой
ценообразования, с политикой цен  и доходов, с условиями  внешнеэкономической
деятельности. Это означает, что  успех социально-экономических  преобразований
в стране во многом зависит  от функционирования банковской системы, от умелой
синхронизации ее усилий с действием  других звеньев общественно-хозяйственного
механизма.
Действующие в стране банки  могут иметь одноуровневую  и двухуровневую
организацию.
Одноуровневый вариант может  быть реальным, когда в стране еще нет
центрального  банка либо есть только одни центральные  банки. В этом случае
говорить  о банковской системе  еще рано. Банковская система как элемент
цивилизованной  рыночной экономики  может быть только двухуровневой. Один
уровень, или ярус, первый, верхний,— это центральный банк. Другой уровень,
или ярус, второй, нижний, базовый,—коммерческие  банки и кредитные  учреждения.
При этом центральные  банки являются главным  звеном денежно-кредитных  систем
практически всех стран, имеющих  банковские системы. Особое место и .роль
центрального, банка в финансовой системе современного государства
определяются  уровнем и характером развития рыночных отношений. Выделение из
общего  ряда банков одного из них на роль центрального означает начало
формирования двухуровневой банковской системы, на верхнем уровне которой
располагается центральный банк.
Необходимость создания двухуровневой  системы банков обусловлена
противоречивым  характером рыночных отношений. С одной  стороны, они требуют
свободы предпринимательства и распоряжения финансовыми средствами, и это
обеспечивается  элементами нижнего  уровня—коммерческими банками. С другой
стороны, этим отношениям необходимо определенное регулирование, контроль и
целенаправленное  воздействие, что  требует особого, института в виде
центрального  банка. Создание центральных  банков с функцией регулирования
кредитно-денежных отношений позволило  эффективно обуздать стихию рынка при
сохранении  свободы частного предпринимательства.
В разных странах на центральный банк могут возлагаться различные функции,
однако  он всегда является органом регулирования, сочетающим черты  банка и
государственного  ведомства. Центральный  банк — это прежде всего посредник,
осуществляющий  связь между государством и остальной экономикой через банки. 

1.2 Сущность и основные функции банков.
Банки — непременный  атрибут товарно-денежного  хозяйства. Исторически  они шли
«рука об руку»: начало обращения  денежной формы стоимости  можно считать  и
началом банковского дела, а степень зрелости, развития банковской
деятельности всегда так или иначе соответствовала степени развитости товарно-
денежных  связей в экономике.
Банки возникли не вдруг  на какую-то конкретную историческую дату. Элементы
развития  банковской деятельности в той или иной мере отмечаются в  Италии,
Греции, Египте и других странах задолго до новой эры. Первоначально
банковские  операции сводились  к покупке, продаже  и размену монет, учету
обязательств  до наступления срока, управлению клиентскими  имениями, приему
вкладов, выдаче ссуд, ипотечным  и ломбардным операциям, советам по
составлению актов и др. Позднее  кредиторы начинают по распоряжению своих
клиентов  выполнять расчеты  и другие операции. Банки, таким образом,—следствие
развития  кредита, а кредит является фундаментом  по отношению к  банкам. Можно
утверждать, что банк—это такая ступень развития кредитного дела, при которой
кредитные, денежные и расчетные  операции в совокупности концентрируются  в
едином  центре. Считается, что  начало банковской деятельности в России было
положено  в первой половине XVIII в.
Банк  — кредитная организация, которая имеет  исключительное право  осуществлять
в совокупности следующие  банковские операции: привлечение во вклады денежных
средств физических и юридических  лиц, размещение указанных  средств от своего
имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие
и ведение банковских счетов физических и  юридических лиц.
Сущность  банка полнее раскрывают его функции. Каковы основные функции  банка?
Первой  и основной функцией банка является функция  собирания, аккумуляции
временно  свободных денежных средств. При этом необходимо учитывать  ряд
особенностей  такой аккумуляции. Дело в том, что  банк собирает не столько
свои, сколько чужие  временно свободные  средства. Собранные  денежные ресурсы
используются  им не на свои, а на чужие потребности. Собственность на
аккумулируемые  и перераспределяемые ресурсы остается у первоначального
кредитора (клиентов банка). Аккумуляция  средств становится одним из основных
видов деятельности банка. На ее проведение в  современных условиях требуется
специальное разрешение — лицензия.
Вторая  функция банка  — функция регулирования  денежного оборота. Банки
выступают центрами, через которые  проходит платежный  оборот различных
хозяйственных субъектов; Благодаря  системе расчетов банки создают  для своих
клиентов  возможность совершать  обмен, оборот денежных средств и капитала.
Через банки проходит оборот как отдельно взятого  субъекта, так и  экономики
страны  в целом. Через  них осуществляется перелив денежных средств и капиталов
от  одного субъекта к  другому, от одной отрасли народного хозяйства к другой.
Третья  функция банка  — посредническая функция. Под ней  понимается
деятельность  банка как посредника в платежах. Через  банки проходят платежи
предприятий, организаций, населения. Находясь между клиентами, совершая по их
поручению платежи, банк выполняет  тем самым посредническую миссию. Однако это  —
не  примитивная, элементарная посредническая деятельность. Банк может по
крупицам  аккумулировать небольшие  размеры временно свободных денежных средств
многих  клиентов и направить огромные денежные ресурсы только одному субъекту.
Банк  может брать деньги у клиентов на короткий срок, а выдать их на длительное
время. Он может аккумулировать ресурсы в одном  секторе экономики  какого-либо
региона, а перераспределить их в другие отрасли и совершенно другие регионы.
Находясь  в центре экономической  жизни, банк, таким  образом, получает
возможность трансформировать или  изменять размер, сроки  и направления  капиталов
в соответствии с возникающими потребностями хозяйства. Посредническая функция с
учетом  всего этого становится скорее функцией трансформации  ресурсов.
Разумеется, банки не имеют  реальной возможности, да и не имеют права
увеличивать кредит всякому клиенту, который в нем  нуждается, поскольку  они
сами  работают преимущественно на чужих деньгах. К тому же повышенный риск
невозврата  кредита, связанный  прежде всего с  недостаточно эффективной  работой
предприятий, обязывает банк проводить  сдержанную кредитную  политику. 

1.3 Роль и функции  центрального банка  в банковской системе.
Главным звеном банковской системы любого государства является центральный
банк  страны. В различных  государствах эти  банки называются по-разному:
государственные, народные, эмиссионные, резервные — Федеральная  резервная
система (США), Банк Англии, Банк Японии, Банк Италии и др. Центральные банки
возникли  как коммерческие банки, наделенные правом эмиссии банкнот.
В конце XIX—начале XX в. в большинстве  стран эмиссия  всех банкнот была
сосредоточена в одном эмиссионном  банке, который стал называться центральным
эмиссионным, а затем просто центральным банком. В самом названии отражается
роль  банка в кредитной  системе любой  страны: центральный  банк становится
центром кредитной системы. Создание центрального эмиссионного банка  было
обусловлено процессами концентрации и централизации капитала, переходом к
единым  национальным денежным системам. Первичная  обязанность центрального
банка в рыночной экономике—защищать стоимость и покупательную  способность
денег и помогать нормальному  функционированию финансовых рынков.
Центральный банк чаще всего является собственностью государства.. Осуществляя
свою  деятельность на макроуровне, он отражает общенациональный интерес,
проводит  политику не в интересах  того или иного  региона, той или  иной группы
отраслей  народного хозяйства  или предприятий, а в интересах государства в
целом. При этом; центральный  банк не ставит своей  задачей получение  прибыли.
Традиционно центральный банк выполняет четыре основные функции: осуществляет
монопольную эмиссию банкнот, является банком банков, банкиром правительства,
проводит  денежно-кредитное  регулирование и  банковский надзор.
За  центральным банком как представителем государства законодательно
закреплена  эмиссионная монополия  в отношении банкнот, т.е. общенациональных
кредитных денег. Следует отметить, что в промышленно развитых странах
банкноты  составляют незначительную часть денежной массы, поэтому функция
эмиссионной монополии ЦБ в  таких странах  несколько снижена. Чем выше доля
наличного обращения в стране, тем важнее значение банкнотной эмиссии.
Центральный банк не имеет дела непосредственно с предпринимателями и
населением. Его главной клиентурой являются коммерческие банки, выступающие
как бы в роли посредников  между экономикой и центральным  банком. Последний
хранит  свободную денежную наличность коммерческих банков, т.е. их кассовые
резервы. Эти резервы исторически  помещались коммерческими  банками в
центральный банк в качестве гарантийного фонда для погашения  депозитов.
Принимая  на хранение кассовые резервы коммерческих банков, центральный  банк
оказывает им кредитную поддержку. Для коммерческих банков он является
кредитором  последней инстанции, т.е. кредитором на крайний  случай. Обычно его
кредиты предоставляются  банкам по ставке более  высокой, чем рыночная, и
потому  банки обращаются за поддержкой к центральному банку только в случае
отсутствия  иной возможности  получить кредит.
Центральный банк тесно связан с государством. В  качестве банкира
правительства центральный банк выступает его  кассиром и кредитором, в нем
открыты счета правительства  и правительственных ведомств. Центральный банк,
как правило, осуществляет кассовое исполнение государственного бюджета.
Доходы  правительства, поступившие  от налогов и займов, зачисляются на
беспроцентный счет казначейства (министерства финансов) в центральном  банке,
с которого покрываются  правительственные  расходы.
В условиях хронического дефицита государственных  бюджетов многих стран
усиливается функция кредитования государства и  управления государственным
долгом. Под управлением  государственным  долгом понимаются операции
центрального  банка по размещению и погашению займов, организации выплат
доходов по ним. При этом центральный  банк использует различные  методы
управления  государственным  долгом: покупает или  продает государственные
.обязательства  с целью воздействия на их курсы и доходность, изменяет условия
продажи, различными способами  повышает привлекательность  государственных
обязательств  для частных инвесторов.
Центральный банк от имени правительства  регулирует резервы  иностранной валюты
и золота, является традиционным хранителем государственных  золотовалютных
резервов. Он осуществляет регулирование  международных расчетов, платежных
балансов, участвует в операциях  мирового рынка ссудных  капиталов и золота.
Центральный банк представляет свою страну в международных  валютно-кредитных
организациях.
Необходимо  подчеркнуть, что  все функции центрального банка взаимосвязаны.
Кредитуя  государство и банки, центральный банк создает тем самым кредитные
орудия  обращения. Осуществляя  выпуск и погашение  правительственных
обязательств, он воздействует на уровень ссудного процента. Перечисленные
функции центрального банка  создают реальные предпосылки для выполнения им
функций регулирования всей денежно-кредитной  системы страны, а  тем самым и
регулирования экономики. Функция  денежно-кредитного регулирования и
банковского надзора является на современном этапе  важнейшей функцией
центрального  банка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Функции ЦБ РФ и кредитных банков.
2.1. Особенности построения  банковской системы  в России.
До  проведения банковской реформы 1987—1990 гг. в  бывшем СССР утверждалась в
основном  следующая структура  банковской системы: центральный государственный
банк  с широкими функциями (эмиссионный  центр, главный государственный
кредитный, расчетный и кассовый инструмент страны); государственный  банк,
обслуживающий сферу капитального строительства; банк для внешней торговли.
Характерными  чертами банковской системы страны были: концентрация банковского
дела  в немногих кредитных  учреждениях, централизация  управления банками  на
основе  планомерной организации : кредита, расчетов, государственной  валютной
монополии. Центральные государственные  банки выступали в качестве
универсальных кредитных институтов, которые выполняли  большинство функций,
присущих  различным звеньям  банковской системы  экономически развитых стран.
Курс  на жесткую централизацию, концентрацию экономической  власти,
соответствующий общей направленности хозяйственного механизма, естественно,
породил монобанковскую систему, основанную на функционировании только одного
банка и нескольких соподчиненных  банков. Принятая в 1990 концепция разрушения
.монополизма,  децентрализации  управления экономикой потребовала иной' схемы
банковской  системы, основанной на деятельности нескольких самостоятельных
банков. Именно такая схема  принята в мировой, западной практике, где наряду с
центральным банком действуют  многочисленные частные  и государственные
кредитные институты. Банковская система, состоящая, с одной стороны, из
центрального  эмиссионного банка (банка  банков), не обслуживающего клиентов
(за  исключением других  банков), и с другой  стороны, деловых  (коммерческих)
банков, кредитующих предприятия, организации и  население, характерна для всех
развитых  стран с рыночной экономикой. Данная практика ^соответствует  задачам
создания  нового экономического механизма России, и она была реализована.
Разделение  банковских функций  дало возможность  Центральному банку  Российской
Федерации сосредоточиться  на эмиссионной деятельности, поддержании
стабильности  банковской системы, денежно-кредитном  регулировании экономики,
осуществлении законотворческой деятельности. Центральный банк сохраняет за
собой функцию «кредитора в последней инстанции».
Что касается коммерческих банков, то они находятся  ближе к интересам  клиента,
полнее  координируют с ним  свою деятельность. Они могут оперативнее решать
конкретные  задачи, которые возникают  перед ними в процессе хозяйственной
практики.
В России был создан также Сберегательный банк с целью привлечения  временно
свободных денежных средств  населения и их эффективного размещения на условиях
возвратности, платности, срочности  в интересах вкладчиков банка и развития
народного хозяйства. Банк занимается кредитно-платежным  обслуживанием
хозяйственных структур, осуществляет валютные операции по расчетам клиентов с
иностранными  партнерами. С переходом страны к рыночным отношениям
Сберегательный  банк РФ способствует инвестированию сбережений населения в
экономику через участие  в рынке ценных бумаг либо напрямую путем приобретения
средств производства и самостоятельной  предпринимательской  деятельности.
Сберегательный  банк России сосредоточивает  значительный объем  депозитов и
выполняемых операций, имеет широкую  сеть учреждений, филиалов, значительную
численность персонала.
К основным функциям Сбербанка  России относятся  следующие:
·        мобилизация временно свободных и не используемых на текущее
потребительские цели денежных средств  населения и предприятий;
·        размещение привлеченных средств в экономику  и в операции - с ценными
бумагами;
·        кредитно-расчетное  обслуживание предприятий и организаций; -
·        кредитование потребительских  нужд населения;
·        осуществление денежных расчетов и платежей в хозяйстве и  с населением;
·        выпуск, покупка, продажа  и хранение векселей, чеков, сертификатов и
других  ценных бумаг;
·        консультирование и предоставление экономической и финансовой
информации;
·        совершение валютных операций и международных  расчетов.
Что касается инвестиционных и ипотечных банков России, то их. формирование и
развитие  находятся еще  в начальной стадии.
В современных условиях развития экономических  методов хозяйствования роль
банков  значительно повысилась, они стали центрами хозяйственной жизни,
осуществляя регулирование денежного  оборота и ссудного фонда, необходимым
звеном  управления экономикой. Мировая банковская история не знает аналога
тому, что произошло  в России. За кратчайший срок в стране возникло более 2500
самостоятельных банков, немало кредитных  организаций, осуществляющих
банковские  операции. Для сопоставления  отметим, что США, чтобы создать 1000
бачков, потребовалось около 80 лет—с 1781 по 1860 г., в  других странах банков
до  сих пор намного  меньше.
В России в настоящее  время функционируют  разнообразные виды банков, в том
числе с различной формой собственности: государственной, частной,
кооперативной, смешанной (включая  иностранный капитал). Возможны варианты
смешанных банков: государственно-частный, государственно-кооперативный,
частно-кооперативный. Наибольшее количество банков—около 45%—сосредоточено в
Центральном районе, главным образом в Москве. Наименьшая концентрация банков
приходится  на Центрально-Черноземный  регион—менее 1,5%.
По  масштабу деятельности банки классифицируются по размеру их капитала.
Большинство российских коммерческих банков продолжают оставаться небольшими,
а потому суммарный объем капитала российских банков относительно невелик.
Ограничен по сравнению с  мировой практикой  набор предоставляемых  ими
банковских  операций и услуг. Тем не менее в  последние годы российские банки
выходят на мировую арену  и начинают составлять реальную конкуренцию
признанным  лидерам: японским, американским, швейцарским, английским банкам. В
1994 г. впервые в  число, тысячи  крупнейших банков  мира дошли пять  российских
банков - Внешторгбанк, Сбербанк, Токобанк, Инкомбанк  и банк «Империал».
Таким образом, можно выделить следующие особенности банковской системы России.
Первый  этап реформирования банковской системы  отличался быстрым  ростом
кредитных организаций. Однако перестройка деятельности банков была обеспечена
в основном в организационном  плане. Коренное же изменение качественных
показателей работы банков, их отношений  с предприятиями, организациями и
населением  еще не произошло  и находится лишь в начальной стадии становления.
В сочетании с инфляцией, кризисом системы  платежей и другими  факторами это
обстоятельство  является крупным  тормозом на пути успешного  функционирования
большинства банков. В результате за последние годы свое существование
прекратило  больше банков, чем  было создано новых, а общая численность
коммерческих  банков существенно  сократилась. Это значит, что динамику
создания  и прекращения  деятельности коммерческих банков в настоящее  время
можно оценить как завершение экстенсивного этапа  развития банковской системы.
Несмотря  на быстрый рост банков, общая численность  банков в России в расчете
на 100 тыс. человек еще  недостаточна. Особенно мало их в сельской местности и
отдаленных  районах. Практически  отсутствуют некоторые  виды банков. В
частности, только начинают зарождаться  инвестиционные, ипотечные  и
муниципальные банки, поскольку  для их создания отсутствует правовая база.
С принятием в 1990 г. законов «О центральном  банке РФ» и  «О банках и
банковской  деятельности» были созданы законодательные  основы функционирования
современной банковской системы  России. В 1995 и 1996 гг. эти законы были
приняты Государственной  думой в новой  уточненной редакции. В новой редакции
«Закона о банках и банковской деятельности» закреплен  принцип либерализации
ведения банковской деятельности, предусмотрено усиление мер по обеспечению
устойчивости  банковской системы.
Вместе  с тем еще не приняты такие  важные для дальнейшего  развития банковской
практики  законы, как «Об  обязательном страховании  банковских вкладов
граждан», «О банкротстве (несостоятельности) кредитных организаций», «О
фондовом  рынке» и др.
Общая сложная экономическая ситуация в стране порождает ряд проблем в
банковской  сфере. Кризис платежеспособности клиентов банков, низкое качество
кредитных портфелей, рисковая инвестиционная политика, введение валютного
коридора, ужесточение резервных  требований и другие факторы привели к резкому
снижению  доходности банковской деятельности, банкротству  ряда банков.
2.2 Эффективность  инструмента деятельности ЦБ  РФ
(ЦБ)- главный банк государства,  эмиссионный центр,  основное звено  кредитной системы,  орган проведения денежно-кредитной политики, а также банковского регулирования и надзора. Основные цели деятельности ЦБ: защита и обеспечение устойчивости рубля, его покупательной способности и поддержание стабильного курса по отношению к иностранным валютам, развитие и укрепление банковской системы, организация эффективной системы расчетов. Получение прибыли не является целью деятельности ЦБ.ЦБ действует на основании Конституции РФ и ФЗ РФ от 26 апреля 1995 г. № 65-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", который является новой редакцией Закона РСФСР от 2 декабря 1990 г. № 394-1 "О Центральном банке РСФСР (Банке России)".ЦБ — юридическое лицо, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и своим наименованием. С юридической точки зрения ЦБ обладает особой правосубъектностью. Это связано с двойственной природой, присущей всем национальным банкам в государствах с рыночным типом экономики. С одной стороны, ЦБ выступает в роли властного органа, осуществляющего от лица государства экономическую политику посредством только ему присущих инструментов и методов, с другой — в роли обычного субъекта коммерческой деятельности. Таким образом, он совмещает в себе черты учреждения публичного права с чертами организации частного права.Обладая особой правовой природой, ЦБ учреждается и в особой организационной форме,которая не сводится к известным гражданскому праву РФ организационно-правовым формам. ЦБ не является государственным банком и обладает определенной степенью независимости от государства. ЦБ лишь уполномочивается последним осуществлять свою деятельность в интересах всего общества. Независимость ЦБ, как и любого иного национального банка,является системообразующим институтом для всего комплекса отношений, связанных с деятельностью ЦБ. Принцип независимости, закрепленный в ст. 75 Конституции РФ, конкретизируется в ФЗ о ЦБ. Сводится он к следующему: а) правоспособность ЦБ вытекает не из управленческого акта государства, а непосредственно из закона; б) государство и ЦБ не отвечают, по обязательствам друг друга;в) ЦБ подотчетен нижней палате парламента, а не Правительству РФ: г) ЦБ независим в проведении денежно-кредитной политики от решений исполнительных органов власти, им запрещено вмешиваться в его деятельность; д) кредитование расходов Правительства РФ осуществляется ЦБ исключительно в размерах, формах и порядке, установленных законом; е) представители Правительства РФ, принимая участие в заседаниях Совета директоров ЦБ, обладают лишь правом совещательного голоса.Государство наделяет ЦБ основным капиталом. Уставный капитал и иное имущество ЦБ является федеральной собственностью, но при этом ЦБ осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению этим имуществом. Изъятие и обременение обязательствами имущества ЦБ без его согласия не допускаются. ЦБ осуществляет свои расходы за счет собственных доходов и не регистрируется в налоговых органах.ЦБ — орган, который во взаимодействии с Правительством РФ определяет и проводит единую денежно-кредитную политику в РФ. Ее основные инструменты: процентные ставки по операциям ЦБ;резервные требования; операции на открытом рынке; рефинансирование банков; валютное регулирование; установление ориентиров роста денежной массы; прямые количественные ограничения. В рамках своей правоспособности ЦБ наделен правом осуществлять все виды банковских операций с российскими и иностранными кредитными организациями, Правительством РФ, представительными и исполнительными органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, воинскими частями и военнослужащими, служащими ЦБ. ЦБ не вправе осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не имеющими лицензии на проведение банковских операций, и физическими лицами, за исключением случаев, указанных в законе. При этом ЦБ может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить кредитную политику без фиксации процентной ставки. Одним из основных методов денежной политики является резервирование кредитными организациями денежных средств в ЦБ для поддержания на заданном уровне денежной массы в обороте. Учитывая, что для ЦБ данная операция является элементом денежно-кредитной политики, она носит безвозмездный характер. Указанные средства возвращаются после отзыва лицензии на осуществление банковских операций.Операции на открытом рынке, под которыми понимаются сделки ЦБ с государственными ценными бумагами, также являются важным источником неинфляционного финансирования федерального бюджета и покрытия государственного внутреннего долга. ФЗ о ЦБ предоставляет ему право рефинансировать банки в формах, порядке и на условиях, определяемых ЦБ. Под рефинансированием понимается кредитование банков, в том числе учет и переучет векселей с целью поддержания на необходимом уровне ликвидности банковской системы. Для обеспечения устойчивости рубля ЦБ осуществляет политику валютного регулирования посредством определения курса рубля к иностранным валютам. По закону ЦБ имеет право осуществлять валютные интервенции для воздействия на курс рубля и суммарный спрос и предложение денег. В исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством РФ ЦБ вправе применять прямые количественные ограничения, под которыми понимается установление лимитов на рефинансирование банков, проведение кредитными организациями отдельных банковских операций.ЦБ осуществляет банковское регулирование и надзор. Он устанавливает одинаковые для кредитных организаций правила совершения банковских операций, ведения бухгалтерского учета и статистической отчетности, осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций. При этом ФЗ о ЦБ допускает возможность осуществления банковского надзора посредством специально создаваемого органа. Главной целью банковского надзора является поддержание стабильности банковской системы в интересах вкладчиков и кредиторов. В то же время ЦБ запрещено вмешиваться в оперативную деятельность кредитных организаций. ЦБ имеет довольно широкие полномочия в рамках надзора: право запроса информации о деятельности кредитной организации:право предъявления квалификационных требований к руководству кредитной организации:право установления обязательных нормативов; право регулирования порядка учета открытой позиции по валютному, процентному и иным видам рисков; право проведения проверок, кредитных организаций. Данные полномочия корреспондируют с соответствующими мерами воздействия на кредитные организации, которыми располагает ЦБ. Особое внимание уделяется процедуре санации кредитных организаций, которые оказались в нестабильном финансовом состоянии.ЦБ осуществляет регистрацию кредитных организаций в Книге государственной регистрации кредитных организаций и выдает им лицензии на совершение банковских операций, а также отзывает их. ФЗ о банках и банковской деятельности подробно регламентирует процедуру лицензирования банковской деятельности, содержит исчерпывающий перечень оснований отказа в выдаче лицензии, а также перечень оснований, по которым может быть отозвана лицензия на совершение банковских операций.Как эмиссионный центр ЦБ осуществляет эмиссию наличных денег, организует их обращение и изъятие из обращения. Банкноты и монеты являются безусловными обязательствами ЦБ и обеспечиваются всеми его активами. Решение о выпуске новых банкнот и монет, а также об изъятии из обращения старых принимается Советом директоров ЦБ. Одна из основных функций ЦБ — организация безналичных расчетов. ЦБ устанавливает правила, формы, сроки и стандарты их осуществления, разрабатывает и внедряет новые расчетные системы.ЦБ в пределах своей компетенции имеет право принимать нормативные акты, которые обязательны для органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физическихлиц. ЦБ не наделен правом законодательной инициативы и поэтому вносит законопроекты в ГД через представителей депутатского корпуса или Правительства РФ. Ежегодно в ЦБ проходят аудиторские проверки, заключения по которым предоставляются в ГД. ЦБ возглавляет Совет директоров — коллегиальный орган, состоящий из 12 членов, работающих на постоянной основе. Члены Совета директоров назначаются на должность сроком на 4 года ГД по представлению Председателя ЦБ, согласованному с Президентом РФ. Совет директоров обязан проводить заседания не реже 1 раза в месяц, хотя традиционно заседания проводятся каждую неделю. Заседание назначается Председателем ЦБ, лицом, его замещающим, или по требованию не менее 3 членов Совета директоров. Возглавляет работу Совета Председатель ЦБ, который назначается на должность ГД сроком на 4 года. Кандидатуру на пост Председателя ЦБ предлагает ГД Президент РФ. Одно и то же лицо не может занимать должность председателя ЦБ более 3 сроков подряд. ЦБ образует единую централизованную систему с вертикальнойструктурой управления. В нее входят:центральный аппарат,территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предприятия, учреждения и организации. в том числе подразделения безопасности. Территориальные учреждения ЦБ не имеют статуса юридического лица и не вправе принимать решения, носящие нормативный характер, они действуют на основании Положения. Полевые учреждения ЦБ предназначены для банковского обслуживания воинских частей, учреждений и организаций Минобороны, а также иных государственных органов и юридических лиц, обеспечивающих безопасность РФ и физических лиц, проживающих на территориях объектов, обслуживаемых полевыми учреждениями.Классифицируя национальные банки, следует выделить три основные формы, в которых они могут быть образованы: а) акционерное общество, например, в Австрии и Швейцарии', б) юридическое лицо публичного права — Германия и Франция, в) особое объединение эмиссионных банков — США. С точки зрения традиции континентальной системы права наибольший интерес представляет собой Федеральная резервная система (ФРС), действующая в качестве национального банка США. ФРС была создана Законом о ФРС в 1913 г. для более безопасной и гибкой банковской и кредитно-денежной системы, получения процентов по коммерческим кредитам и улучшения контроля за банковской системой. ФРС не представляет собой единую организационную структуру; скорее это весьма сложный конгломерат из различных органов, объединенных общей целью деятельности:Совет управляющих ФРС; Комитет по операциям на открытом рынке ФРС:12 федеральных резервных банков. В ФРС также входит несколько консультативных советов. Совет управляющих ФРС состоит из 7 членов, назначаемых президентом США и утверждаемых Сенатом сроком на 14 лет. Председатель и вице-председатель Совета назначаются сроком на 4 года президентом США из числа членов Совета. Основной функцией Совета является формирование кредитно-денежной политики; установление резервных требований; контроль и регулирование деятельности банков;надзор за деятельностью банков. Совет управляющих осуществляет общее руководство за деятельностью 12 4)едераль-ных резервных банков. Их основными функциями являются: установление дисконтной ставки; предоставление банкам ссуд посредством "дисконтного окна":выпуск наличных денег в обращение;осуществление инкассации и расчетные операции; работа с долгом Правительства США. Совет управляющих и федеральные резервные банки образуют Комитет по операциям на открытом рынке. В Комитет входят 7 управляющих от Совета управляющих и президенты 5 резервных банков.Лубенченко К.Д
2.3 Эффективность  деятельности коммерческого банка
Эффективность работы банка определяется рентабельностью  проводимых им операций и его способностью максимизировать  прибыль при соблюдении необходимого уровня рисков. Рентабельность отражает положительный  совокупный результат  деятельности банка в хозяйственно-финансовой и коммерческих сферах.Прибыль - это главный показатель результативности работы банка. Разность между доходами и расходами коммерческого банка составляет его валовую прибыль. Именно показатель валовой прибыли (т.е. без учета уплаты налогов и распределения остаточной прибыли) дает характеристику эффективности деятельности коммерческого банка.Потребность в максимизации прибыли от собственной деятельности диктуется необходимостью покрытия всех издержек банка (в том числе убытков, связанных с невозвратом банковских активов), формирования дивидендов для выплаты акционерам, а также необходимостью создания внутрибанковского источника роста собственного капитала банка.Кроме того, прибыльная деятельность банка является показателем успешности его работы и, следовательно, может послужить важным фактором формирования его репутации, что не только будет способствовать привлечению новых акционеров, но и укрепит доверие клиентов.Результаты деятельности коммерческих банков, все произведенные расходы и полученные доходы в истекшем финансовом году учитываются по счету прибылей и убытков.Данный документ позволяет исследовать структуру и соотношение отдельных статей доходов и расходов банка, а также их групп, провести анализ доходности конкретных операций банка и пофакторный анализ прибыли коммерческого банка.
В доходной части можно  выделить три группы статей:
1) доходы от операционной  деятельности банка  (от межбанковских  операций, операций  с клиентами, ценными  бумагами, лизинговых  операций). Они, в  свою очередь, делятся на: процентные доходы (полученные по межбанковским ссудам или поступившие по коммерческим ссудам) и непроцентные доходы, в том числе: доходы от инвестиционной деятельности (дивиденды по ценным бумагам, доходы от участия в совместной работе предприятий и организаций и пр.); доходы от валютных операций; доходы от полученных комиссий и штрафов;
2) доходы от побочной  деятельности, т.е.  от сдачи в аренду  служебных и других  помещений, оборудования, временно оказавшихся  свободными, а также  предоставление услуг небанковского характера;
3) доходы, отраженные  по ряду статей  и не заработанные  банком, использованные  резервы, результаты  от переоценки  долгосрочных вложений. 

Расходная часть счета прибылей и убытков может  быть сгруппирована  следующим образом:
1) операционные расходы,  к которым относятся  проценты и комиссионные, выплаченные по  операциям с клиентами  (включая банки), по  привлечению долгосрочных  займов на финансовых  рынках и др.;
2) расходы, связанные  с обеспечением  функционирования  банка, включающие административно-хозяйственные расходы и амортизационные отчисления по установленным нормам;
3) расходы на покрытие  банковских рисков, к которым относится  создание резервов  на покрытие кредитных  потерь и прочих  убыточных операций.
Если  группировать валовые доходы и расходы банка
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.