На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Бухгалтерский учет инвентаризации производственных запасов

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 22.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление 

Введение
Глава I. Теоретические основы учета материально-производственных ценностей
1.1. Материально-производственные запасы, их классификация, оценка, задачи учета
1.2. Синтетический и аналитический учет материально-производственных запасов
1.3. Инвентаризация материально-производственных запасов
Глава II. Бухгалтерский учет инвентаризации производственных запасов на примере ОАО «Золото Якутии»
2.1. Экономическая  характеристика ОАО «Золото Якутии»
2.2. Рекомендации совершенствования учета инвентаризации производственных запасов.
Заключение 
Список  использованных источников и литературы
Приложения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
Материально-производственные запасы – это часть имущества:          
а) используемая при производстве продукции (сырья и основные материалы);
б) предназначенная для продажи;
в) используемая для управленческих нужд организации (вспомогательные
материалы топливо, запасные части и другое).
Основная  часть материально-производственных запасов используется в качестве предметов труда в производственном процессе. Они целиком потребляются в каждом производственном цикле и полностью переносят свою стоимость на стоимость производственной продукции.
Материалы - вид запасов. К материалам относятся сырье, основные и вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, топливо, тара, запасные части, строительные и прочие материалы.
В настоящее  время определяющее значение приобретают качественные показатели, такие, как снижение удельных затрат сырья, материалов и топлива. Это значит, что необходимо увеличить применение прогрессивных конструкционных материалов, заменить дорогостоящие материалы более дешевыми, синтетическими без снижения качества продукции; сократить отходы производства. Необходимо комплексно использовать природные и материальные ресурсы, максимально устранять потери и нерациональные расходы. Широко вовлекать в хозяйственный оборот вторичные ресурсы, а также попутные продукты. Понятно, что использование таких основных направлений экономии ресурсов, как внедрение новых технологий, повышение качества сырья и материалов, снижение отходов, использование вторичных ресурсов, позволяет создать надежно действующий противозатратный механизм функционирования народного хозяйства. С целью экономии материалов и ресурсосбережения необходимо шире применять в практике такой экономический стимул, как премирование рабочих. Для этого необходимо внедрение системы лицевых счетов экономии на рабочих местах и строгое нормирование расхода материалов, чему способствует переход на нормативный метод планирования и учета производственных затрат и калькулирования себестоимости продукции.
Занимаются  этими вопросами технологические  службы предприятия, материально-технического снабжения и бухгалтерского учета - как контролирующий орган.
Данные  бухгалтерского учета должны содержать  информацию для изыскания
резервов  снижения себестоимости продукции  в части рационального использования материалов, снижения норм (расхода, обеспечения надлежащего хранения материалов, их сохранности).
Основные  задачи бухгалтерского учета в этой области:
·      контроль за сохранностью материальных запасов в местах их хранения и на всех этапах их движения;
·      систематический контроль за соблюдением установленных норм запасов;
·   своевременное осуществление расчетов с поставщиками материалов, контроля за материалами, находящимися в пути, неотфактурованными поставками.
·     формирование фактической себестоимости запасов;
·   правильное и своевременное документальное оформление операций и обеспечение достоверных данных по заготовлению, поступлению и отпуску
запасов;
·  своевременное  выявление ненужных и излишних запасов с целью их возможной продажи или выявления иных возможностей вовлечения их в оборот;
·   проведение анализа эффективности  использования запасов. 

1.1. Материально-производственные запасы, их классификация, оценка, задачи учета.
Для осуществления  основной деятельности помимо помещения и оборудования и других основных средств,  предприятию необходимо иметь определенные производственные запасы.
Производственные  запасы (сырье, материалы, топливо и  др.), являясь предметами труда, обеспечивают вместе со средствами труда и рабочей силы
производственный  процесс предприятия, в котором  они используются однократно.
Себестоимость их полностью передается на вновь  созданный продукт.
В процессе производства материалы используются различно. Одни из них
полностью потребляются в производственном процессе (сырье и материалы),
другие  — изменяют только свою форму (смазочные материалы, краски), третьи —входят в изделия без каких — либо внешних изменений (запасные части),четвертые — только способствуют изготовлению изделий.
К производственным запасам относятся:
·        сырье и основные материалы;
·        вспомогательные материалы;
·        покупные полуфабрикаты;
·        возвратные отходы;
·        топливо;
·        тара и тарные материалы;
·        запасные части.
Сырье и основные материалы — это  те предметы, из которых изготавливают
продукт. К сырью относят продукцию  добывающей промышленности (зерно, полезные ископаемые, скот, продукты животноводства и т.п.). К материалам относится продукция обрабатывающей промышленности (ткань, мука, пластик и т.п.).
Вспомогательными  называют материалы, которые используют для воздействия на сырье и основные материалы, для придания продукции определенных потребительских свойств (пищевые красители, вкусовые добавки) или для обслуживания и ухода за орудиями труда (смазочные материалы).Покупные полуфабрикаты — это сырье и материалы, прошедшие определенные стадии обработки, но не являющиеся еще готовой продукцией, которые приобретаются у других предприятий и организаций. Их роль в производственном процессе идентична роли сырья и основных материалов.
Возвратные  отходы производства — это остатки сырья и материалов, образовавшиеся в процессе их переработки в готовую продукцию и утратившие полностью или частично потребительские свойства исходного сырья и материалов (опилки, стружка и т.п.).
Топливо подразделяется на технологическое (для технологических целей),
двигательное (горючее) и хозяйственное (для отопления).
Тара  и тарные материалы — предметы, используемые для упаковки и транспортировки, хранения различных материалов и продукции (мешки, ящики, бочки, коробки).
Запасные  части служат для замены износившихся деталей машин и механизмов.
Кроме того, материалы классифицируют по техническим свойствам и делят на группы: черные и цветные металлы, прокат, трубы и др.
Указанные классификации производственных запасов используют для построения синтетического и аналитического учета, а также составления государственного статистического наблюдения (отчета) об остатках, поступлении и расходе сырья и материалов в производственно-эксплутационной деятельности.
Учет  производственных запасов регламентируется Положением о бухгалтерском учете материально-производственных запасов, утвержденным приказом Минфина РФ от 09.06.01 №44н (далее — ПБУ 5/01).
Для успешного  выполнения задач, стоящих перед  бухгалтерским учетом
материалов, необходимо:
·        иметь номенклатуру — ценник;
·        установить четкую систему документации и документооборота;
·        проводить в установленном порядке  инвентаризацию и контрольные
выборочные  проверки остатков материалов, своевременно отражать в учете их результаты.
Внутри  каждой из перечисленных групп производственные запасы подразделяют на виды, сорта, марки, типоразмеры.
Для правильной организации учета материалов на предприятиях разрабатывается номенклатура-ценник.
Номенклатура  — систематизированный перечень наименований материалов,
полуфабрикатов, запасных частей, топлива и других материальных ценностей, используемых на данном предприятии. Номенклатура материальных ценностей должна содержать следующие данные о каждом материале: технически правильное наименование (в соответствии с общесоюзными стандартами — ГОСТ); полную характеристику (марка, сорт, размер, единица измерения и пр.); номенклатурный номер — условное обозначение, заменяющее по существу перечисленные признаки.
Если  же в номенклатуре указана учетная  цена каждого вида материалов, то она называется номенклатурой-ценником.
Впоследствии  при выписке каждого документа по движению материалов в нем указывается не только наименование материала, но и его номенклатурный номер, что позволяет избежать ошибок и при записях в складском и бухгалтерском учете материалов.
     Требования к учету МПЗ.
Основными требованиями, предъявляемыми к бухгалтерскому учету материально - производственных запасов являются:[1]
1.      Сплошное, непрерывное и полное  отражение движения (прихода, расхода, перемещения) и наличия запасов. По общему правилу все операции по движению (поступление, перемещение, расходование) запасов должны оформляться первичными учетными документами;
2.      Учет количества и оценка запасов;
3.      Оперативность (своевременность)  учета запасов;
4.      Достоверность;
5.      Соответствие синтетического учета  данным аналитического учета  на
начало  каждого месяца (по оборотам и остаткам);
6.      Соответствие данных складского  учета и оперативного учета  движения
запасов в подразделениях организации данным бухгалтерского учета.
В соответствии с п.8 Методических указаний, утвержденных Приказом Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н применение организациями программных продуктов по учету запасов должно обеспечить получение необходимой информации на бумажных носителях, включая показатели, содержащиеся в регистрах бухгалтерского учета, внутренней отчетности организации и других документах.
При построении учета материальных запасов следует учитывать необходимые предпосылки действенного контроля за сохранностью запасов, которые предусмотрены п.9 Методических указаний, утвержденных Приказом Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н:
·        наличие должным образом оборудованных  складов и кладовых или
специально  приспособленных площадок (для запасов  открытого хранения);
·        размещение запасов по секциям складов, а внутри их по отдельным
группам и типо - сорто - размерам (в штабелях, стеллажах, на полках и т.п.)
таким образом, чтобы была обеспечена возможность их быстрой приемки, отпуска и проверки наличия; в местах хранения каждого вида запасов следует прикреплять ярлык с указанием данных о находящемся запасе;
·       оснащение мест хранения запасов весовым хозяйством, измерительными
приборами и мерной тарой;
· применение централизованной доставки материалов со складов организации в цеха (подразделения) по согласованным графикам, а на стройках от поставщиков, базисных складов и комплектовочных участков непосредственно на объекты строительства по комплектовочным ведомостям; сокращение излишних промежуточных складов и кладовых;
·        организация, там где это необходимо и целесообразно, участков централизованного раскроя материалов;
·        определение перечня центральных (базисных) складов, складов (кладовых), являющихся самостоятельными учетными единицами;
·        установление порядка нормирования расхода запасов (разработка и
утверждение норм, соблюдение норм при отпуске материалов в подразделения организации);
·        установление порядка формирования учетных цен на запасы и порядка  их пересмотра;
·        определение круга лиц, ответственных за приемку и отпуск запасов (заведующих складами, кладовщиков, экспедиторов и др.), за правильное и
своевременное оформление этих операций, а также  за сохранность вверенных им запасов; заключение с этими лицами в установленном порядке письменных договоров о материальной ответственности; увольнение и перемещение материально ответственных лиц по согласованию с главным бухгалтером организации;
В организации  должен быть установлен контроль за поступлением материалов (за отгрузкой поставщиками), а также за производством расчетов с поставщиками и покупателями (п.56 Методических указаний, утвержденных Приказом Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н). Контроль за своевременным оприходованием прибывших грузов осуществляется согласно решению руководителя организации соответствующими подразделениями (службой снабжения, бухгалтерской службой и т.п.) и (или)
должностными  лицами (п.56 Методических указаний, утвержденных Приказом Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н).
·        определение перечня должностных  лиц, которым предоставлено право
подписывать документы на получение и отпуск со складов запасов, а также
выдавать  разрешения (пропуска) на вывоз запасов  со складов и иных мест
хранения  организации;
·        наличие списка лиц, имеющих право  подписи первичных документов,
утверждаемого руководителем организации по согласованию с главным бухгалтером (в списке указываются должность, фамилия, имя, отчество и уровень компетенции (тип или виды операций, по которым данное должностное лицо имеет право принятия решений).
Единица бухгалтерского учета материально - производственных запасов выбирается организацией самостоятельно таким образом, чтобы обеспечить формирование полной и достоверной информации об этих запасах, а также надлежащий контроль за их наличием и движением.[2] В зависимости от характера материально - производственных запасов, порядка их приобретения и использования единицей материально - производственных запасовможет быть:
·        номенклатурный номер,
·        партия,
·        однородная группа и т.п.. 

    1.2. Первичные документы по учету материалов.
    Учет  производственных запасов осуществляется на основании следующих первичных документов: приходного ордера, доверенности, акта о приемке материалов, лимитно-заборной карты, требований, накладной на внутреннее перемещение, накладной на отпуск материалов, карточки складского учета материалов, ведомости учета остатков материалов на складе.
    Унифицированные первичные учетные документы утверждены Постановлением Госкомстата РФ от 30.10.97 № 71а «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве».
    Доверенность (формы № М-2 и № М-2а) применяются для оформления права лица выступать в качестве доверенного лица организации при получении материальных ценностей, отпускаемых поставщиком по наряду, счету, договору, заказу, соглашению.
    Форму № М-2а применяют организации, у которых получение материальных
    ценностей по доверенности носит массовый характер. Выдачу этих доверенностей регистрируют в заранее пронумерованном и прошнурованном журнале учета выданных доверенностей.
    Приходный ордер (форма № М-4) применяется  для учета материалов, поступающих от поставщиков или из переработки. Приходный ордер в одном экземпляре составляет материально ответственное лицо в день поступления ценностей на склад. Приходный ордер должен выписываться на фактически принятое количество ценностей (см. Приложение №1).
    Письмом Минфина России от 29.10.2002 № 16-00-14/414 разъясняется порядок оформления поступающих материалов.
    В соответствии с Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденными приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н, вместо приходного ордера (типовая межотраслевая форма № М-4 утверждена постановлением Госкомстата России от 30.10.97 № 71а) приемка и оприходование материалов может оформляться проставлением на документе поставщика (счете, накладной и т.д.) штампа, в оттиске которого содержатся те же реквизиты, что и в приходном ордере. Такой штамп приравнивается к приходному ордеру. Порядок оформления документов по приемке и оприходованию материалов должен быть закреплен в учетной политике организации.
    Акт о приемке материалов (форма №  М-7) применяется для оформления приемки материальных ценностей, имеющих количественное и качественное расхождение, а также расхождение по ассортименту с данными сопроводительных документов поставщика; составляется также при приемке материалов, поступивших без документов; является юридическим основанием для предъявления претензии поставщику, отправителю.
    Лимитно-заборная карта (форма № М-8) применяется при наличии лимитов отпуска материалов для оформления отпуска материалов, систематически потребляемых при изготовлении продукции, а также для текущего контроля за соблюдением установленных лимитов отпуска материалов на производственные нужды и является оправдательным документом для списания материальных ценностей со склада.
    Для сокращения количества первичных документов там, где это целесообразно, рекомендуется оформлять отпуск материалов непосредственно в карточках учета материалов (форма № М-17). В этом случае расходные документы на отпуск материалов не оформляются, а сама операция производится на основании лимитных карт, выписываемых в одном экземпляре, и не имеющих значения бухгалтерских документов. Лимит отпуска можно указать и в самой карточке. Представитель структурного подразделения при получении материалов расписывается непосредственно в карточках учета материалов, а в лимитно- заборной карте расписывается кладовщик.
    По  лимитно-заборной карте ведется также учет материалов, не использованных в производстве (возврат). При этом никаких дополнительных документов не составляется.
    Сверхлимитный отпуск материалов и замена одних  видов материалов другими допускается только по разрешению руководителя организации, главного инженера или лиц, на это уполномоченных.
    Изменение лимита производится теми же лицами, которым предоставлено право его установления.
    Требование  — накладная (форма № М-11) применяется  для учета движения
    материальных  ценностей внутри организации между структурными подразделениями или материально ответственными лицами.
    Накладная на отпуск материалов на сторону (форма  № М-15) применяется для учета отпуска материальных ценностей хозяйствам своей организации,
    расположенным за пределами ее территории, или сторонним организациям, на основании договоров и других документов.
    Карточка  учета материалов (форма № М-17) применяется для учета движения материалов на складе по каждому сорту, виду и размеру; заполняется на каждый номенклатурный номер материала и ведется материально ответственным лицом (кладовщиком, заведующим складом). Записи в карточке ведут на основании первичных приходно-расходных документов в день совершения операции.
    Акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и
    демонтаже зданий и сооружений (форма № М-35), применяется для оформления оприходования материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений, пригодных для использования при производстве работ.
    Карточка  учета малоценных и быстроизнашивающихся предметов (форма № МБ-2) применяется для учета малоценных и быстроизнашивающихся предметов, выданных под расписку работнику для длительного пользования.
    Акт выбытия малоценных и быстроизнашивающихся предметов (форма № МБ-4) применяется для оформления поломки и утери малоценных и быстроизнашивающихся предметов.
    Акты  выбытия впоследствии прикладываются к актам на списание (форма № МБ-8). Ведомость учета выдачи спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлений (форма № МБ-7) применяется для учета выдачи спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлений работникам в индивидуальное пользование. (Применяется при автоматизированной обработке учетных данных.)
    Акт на списание малоценных и быстроизнашивающихся предметов (форма № МБ-8) применяется для оформления списания изношенных и непригодных для дальнейшего использования малоценных и быстроизнашивающихся предметов.
    Жизненный цикл производственных запасов на предприятии  состоит из трех
    этапов: поступление — выдача в производство — возврат из него.
    В этой связи в учете производственных запасов выделяются следующие группы учетных операций:
    ·        учет поступления
    ·        учет отпуска в производство и  возврата из него
    Учет  материальных ресурсов на любом производственном предприятии возложен на материально ответственное лицо или бригаду материально ответственных лиц.
    Материально ответственным лицом может быть как заведующий складом, так и любой другой работник, достигший 18-летнего возраста, с которым заключен договор о полной материальной ответственности. Перечень лиц, с которыми можно заключать договор о полной материальной ответственности и типовой договор о полной индивидуальной материальной ответственности, утвержден постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 28.12.77г. № 447/24 «Об утверждении Перечня должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми предприятием, учреждением, организацией могут заключаться письменные договоры о полной материальной ответственности за необеспечение сохранности ценностей, переданных им для хранения, обработки, продажи (отпуска), перевозки или применения в процессе производства, а также типового договора о полной индивидуальной материальной ответственности».
    Если  численность работников Вашего предприятия  невелика и номенклатура
    производственных  запасов небольшая, можно не содержать штатных складских работников, а их функции по приемке и отпуску материалов, обеспечению сохранности производственных запасов возложить на работников, чья деятельность непосредственно связана с использованием материалов в порядке совмещения.
    С этими работниками необходимо заключить  договор о полной материальной ответственности. По мере поступления материалы закрепляются за материально ответственным лицом. 

    1.3. Синтетический и аналитический учет материально-производственных запасов
    Для учета наличия и движения производственных запасов используются следующие счета бухгалтерского учета: 10 «Материалы», 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей».
    
    Счет 10 «Материалы» активный имеет следующую  структуру:
    На  счете 10 «Материалы» учитываются  только материалы, принадлежащие
    предприятию на праве собственности, полного  хозяйственного ведения,
    оперативного  управления. Материалы, находящиеся на ответственном хранении, учитываются на забалансовом счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение», сырье и материалы заказчиков, принятые на переработку, но не оплачиваемые (давальческое сырье), учитываются на забалансовом счете 003 «Материалы, принятые в переработку».
    Учет  материалов ведется по субсчетам: 10-1 «Сырье и материалы», 10-2 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции, детали», 10-3 «Топливо», 10-4 «Тара и тарные материалы», 10-5 «Запасные части», 10-6 «Прочие материалы», 10-7 «Материалы, переданные в переработку на сторону», 10-8 «Строительные материалы», 10-9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности» и другим по видам материалов.
    Материалы учитываются на счете 10 «Материалы»  по фактической себестоимости их приобретения (заготовления) или учетным ценам. Аналитический учет по счету 10 «Материалы» ведется по местам хранения материалов и отдельным их наименованиям (видам, сортам, размерам и т.д.).
    В зависимости от принятой предприятием организации учета поступление материалов может быть отражено с использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».
    Счет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» имеет структуру:
    
    Счет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» предназначен для обобщения информации о заготовлении и приобретении материальных ценностей, относящихся к средствам в обороте.
    В дебет счета 15 «Заготовление и  приобретение материальных ценностей» относится покупная стоимость материальных ценностей, по которым на предприятие поступили расчетные документы поставщиков. При этом записи
    производятся  в корреспонденции со счетами 60 «Расчеты с поставщиками и
    подрядчиками», 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и т.п. в зависимости то того, откуда поступили те или иные ценности, и от характера расходов по заготовке и доставке материалов на предприятие.
    В кредит счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» в
    корреспонденции со счетом 10 «Материалы» относится  стоимость фактически поступивших на предприятие и оприходованных материальных ценностей.
    Сумма разницы в стоимости приобретенных  материальных ценностей, исчисленной в фактической себестоимости приобретения (заготовления) и учетных ценах, списывается со счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» на счет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».
    Счет 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей» имеет следующую структуру:
    
    Счет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» предназначен для обобщения информации о разницах в стоимости приобретенных материальных ценностей, исчисленной в фактической себестоимости приобретения (заготовления) и учетных ценах. Этот счет используется предприятиями, которые учитывают материалы на счете 10 «Материалы» по учетным ценам.
    Сумма разницы в стоимости приобретенных  материальных ценностей, исчисленной в фактической себестоимости приобретения (заготовления) и учетных ценах, списывается в дебет или кредит счета 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» со счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей».
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.