На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Общая характеристика особенностей общения подростка

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 22.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Форма ТК-1 
 
 

Современная Гуманитарная академия 

Филиал (представительство) Благовещенский 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 

по дисциплине Психология развития и возрастная психология 
 

                      Тема: Общая характеристика особенностей общения подростка 
 
 
 

Выполнил  студент: Скурихина Татьяна Владимировна
                           фамилия, имя, отчество
№ контракта  07800070704255 

Направление  Психология 

№ группы  ВзП 709-01 

Подпись студента _________________ Дата сдачи работы «____» _________ 2009 г. 
 
 

Курсовая  работа к аттестации допущена 

Руководитель  Посунько Ирина  Александровна               __________________________
               ф.и.о.                                    подпись 
           

                                    «_____» _________2009 г. 
                 

Работа  принята Ворона Лариса Викторовна , менеджер БФ СГА__          ________________
                      ф.и.о. ответственного лица, должность                 подпись 
         

«___» __________ 2009 г. 

 


Форма ИЗ-1 
 

СОВРЕМЕННАЯ  ГУМАНИТАРНАЯ  АКАДЕМИЯ 
 

Филиал (представительство) Благовещенский 
 
 
 

Задание на курсовую работу 

      по  дисциплине Психология развития и возрастная психология    
 
 

      Студента  Скурихина Татьяна Владимировна
фамилия, имя, отчество
      № контракта 07800070704255,  группа ВзП 709-01, направление Психология 

        1. Тема: Общая характеристика особенностей общения подростка 
 

      2. Срок сдачи курсовой работы: ____________________
      3. Краткое содержание курсовой работы: Обзор литературы по проблеме общения в целом, его значение в формировании личности, общая характеристика психофизиологических особенностей подросткового возраста,  рассмотрены  особенности межличностных отношений подростков со сверстниками, взрослыми, проблемы семейных взаимоотношений и их влияние на личностное развитие  подростка, необходимость   изучения проблемы общения в подростковом возрасте.
      4. Дата выдачи темы: ____________________________________________________________ 
 
 

Задание выдано          Ворона Лариса Викторовна, менеджер БФ СГА    ______________________
                        ф.и.о. ответственного лица, должность      подпись
  «___» ___________ 2009 г.
 

НОРМОКОНТРОЛЬ

курсовой  работы (КР) студента СГА 

      Нормоконтролю подлежит чистовой вариант курсовой работы на соответствие требованиям  к оформлению, установленным в  СГА общих методических указаний по письменной курсовой работе.
      Заполненный и оформленный лист нормоконтроля представляется преподавателю вместе с ПКР для последующей проверки и получения допуска к аттестации. 

Тема  КР:  Общая характеристика особенностей общения подростка 
 

Студент(ка): Скурихина Татьяна Владимировна
                                             фамилия, имя, отчество 

Учебный центр Благовещенский       Группа ВзП 709-01 

Недостатки, выявленные при нормоконтроле
п/п
Перечень недостатков Присутствует: + Отсутствует: ___
1 Работа представлена не в оригинале, а в виде ксерокопии  
2 Набор текста не соответствует требованиям СГА  к оформлению  
3 Наименование  темы работы не соответствует ранее  утвержденному  
4 Отсутствуют обязательные структурные части (содержание, введение, заключение, глоссарий, библиографический список, приложения)  
5 Структурные части  работы (включая главы) набраны в  подбор, а не начинаются с новой страницы  
6 Главы и параграфы  неправильно пронумерованы, наименования не соответствуют содержанию  
7 Заголовки структурных  частей, включая заголовки глав, набраны строчными буквами, расположены не посредине страницы. Расстояние между заголовками и текстом не соответствуют 3 интервалам  
8 Страницы пронумерованы  неверно  
9 Приложения, таблицы (рисунки) в тексте работы оформлены  неверно  
10 Работа не сброшюрована, отсутствует подпись студента  
 
Курсовая  работа допускается  к аттестации после  устранения  
всех выявленных недостатков.
 

Нормоконтролер  Ворона Лариса Викторовна     ________________
                                             фамилия, имя, отчество                            подпись 

С результатами нормоконтроля ознакомлен:
автор КР - студент            ___________________________                                                                                  подпись
     Форма РР-2 

     Рецензия-рейтинг
         курсовой работы  студента СГА 

Дисциплина, тема: Психология развития и возрастная психология,  
 Общая характеристика особенностей общения подростка 

Студент _ Скурихина Татьяна Владимировна
                                     (Фамилия, имя, отчество) 

Филиал, ПДО  Благовещенский                           Группа ВзП 709-01,          № контракта 07800070704255 

Руководитель  курсовой работы    Посунько Ирина  Александровна                                                                                                                                            
                                                                                             (Фамилия, имя, отчество) 

    РАЗДЕЛ 1. Критерии, при наличии  одного из которых  работа не подлежит рецензированию и возвращается студенту на доработку
(данную  оценку осуществляет нормоконтролер* учебного центра проставлением  отметки в правой графе значком  ‘V’)
1. Тема курсовой работы не соответствует дисциплине  
2. Объем работы менее 20 страниц машинописного (компьютерного) текста  
3. Содержание  курсовой работы не структурировано (отсутствует  обязательное разбиение на структурные  части - содержание, введение, главы  и параграфы, заключение, глоссарий, библиографический список, приложения)  
4. Отсутствует нумерация  страниц  
5. Библиографический список содержит менее 10 библиографических  описаний документальных и литературных источников  
6. В работе отсутствуют  ссылки и сноски на использованные литературные и документальные источники  
7. В работе отсутствуют приложения (копии документов, логические схемы, графики и т.д.)  
8. Работа не сброшюрована, отсутствует подпись студента  
Нормоконтролер  Ворона Лариса Викторовна, менеджер БФ СГА
                                                                                                          (Фамилия, имя, отчество, должность)
«__» ___________ 2009 г.   Подпись ___________ 

    РАЗДЕЛ 2. Рейтинг работы**
             (заполняется преподавателем-экзаменатором  Аттестационного центра по результатам  аттестации курсовой работы студента)
№ пп Наименование  показателя Шкала оценок (в баллах)
3 «уд.» 4 «хор.» 5 «отл.»
1. Соответствие  содержания курсовой работы заявленной теме. В случае, если содержание не соответствует заявленной теме, работа возвращается с неудовлетворительной оценкой
  пп. 2-7 заполняются  только при полном соответствии содержания и темы      
2. Самостоятельность подхода к написанию курсовой работы.***      
3. Последовательность  и логика изложения материала, язык, стиль и грамматический уровень работы      
4. Степень раскрытия  темы      
5. Полнота охвата научной литературы      
6. Использование документальных источников (нормативных  актов, материалов юридической практики (для юристов), архивных документов и т.п.)      
7. Качество оформления курсовой работы      
   

Всего баллов:

* Нормоконтролер  – это ответственное лицо учебного  центра, осуществляющее контроль  за правильностью оформления  письменных студенческих работ  на основе методических указаний  СГА.
** Если  нормоконтролером учебного центра не выставлены или неверно выставлены отметки в разделе 1 или хотя бы один из пунктов раздела не выполнен студентом, то работа может быть возвращена в учебных центр как не аттестованная.
*** Работа  заимствованная из Internet, переписанная из учебных материалов или работ других авторов, оценивается на “неудовлетворительно”. 

Общая оценка работы:
от 18 до 21 балла   – «удовлетворительно»
от 22 до 26 баллов – «хорошо»
от 27 до 30 баллов – «отлично»
    РАЗДЕЛ 3. Дополнительные замечания
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________ 

Оценка (прописью)  _________________________________________________________________________ 

Преподаватель-экзаменатор  _________________________________________________________________
          (Фамилия,  имя, отчество, ученая  степень, ученое  звание)
               
                  ____________________                «____» _______________  2009 г.
                    (Подпись) 
             

С критериями рецензии-рейтинга курсовой работы ознакомлены:
Автор курсовой работы – студент Скурихина Татьяна Владимировна     _______________
                                                   (Фамилия, И.О.)                                                                                                    (Подпись) 

Руководитель  курсовой работы  Посунько Ирина  Александровна                   ______________
                                                      (Фамилия, И.О.)                                                                                                  (Подпись) 

      ПримечаниЯ: 1. Информационные реквизиты рецензии заполняются студентом. Раздел 1 рецензии рейтинга заполняется непосредственно в учебном центре СГА нормоконтролером. Нормоконтролер осуществляет также проверку информационных реквизитов. Заполненный бланк рецензии прикладывается к курсовой работе студента и направляется в  Аттестационный центр СГА. При отсутствии рецензии-рейтинга курсовая работа возвращается в учебный центр.
      2. Разделы 2 и 3 заполняются преподавателем-экзаменатором  Аттестационного центра СГА. После  выставления оценки рецензия-рейтинг  отсылается в филиал СГА вместе  с экзаменационной ведомостью  группы. 
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

      Содержание 

      Введение……………………………………………………………………………3
      1 Общие характеристики общения и подросткового возраста………...………..6
      1.1 Общение как категория в психологии………………………………………..6
      1.2 Значение общения в жизни человека……………………………………........9
      1.3 Психофизиологические особенности подросткового возраста…….……...12
      2 Межличностные отношения в подростковом возрасте………………………17
      2.1 Особенности взаимоотношений подростка со сверстниками…………...…17
      2.2 Проблемы взаимоотношений подростка со взрослыми……………………23
      2.3 Стили семейных взаимоотношений и влияние их выбора на личностное развитие подростка………………………………………………………………………28
      Заключение………………………………………………………………………..30
     Глоссарий …………………………………………………………………………32
     Список  использованных источников ……………………………………………34
     Приложение  А …………………………………………………………………….36
     Приложение  Б …………………………………………………………………….40
     Приложение  В……………………………………………………………………..44 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение 

      Проблема  общения относится к числу  важнейших для подростка сфер жизнедеятельности. Все психологи  едины в признании значения общения в формировании личности подростковом  и юношеском возрасте. Эти периоды весьма существенны для формирования основных структурных компонентов личности.
      Переориентация  по отношению к сверстникам и  взрослым составляет существенное содержание подросткового возраста. Её важным моментом является изменение референтности окружающих для школьников: разным периодам развития его личности в известной мере соответствуют различные группы окружающих,  которые приобретают для него психологическую значимость.
      Актуальность данного исследования состоит, прежде всего, в практическом его применении. Бесспорным фактором является то, что активизация воздействия на подрастающее поколение необходима. Одним из важнейших путей такого воздействия является социальная среда подростка, внутрисемейные отношения. Можно предполагать, что именно семья отвечает за развитие личности и способна воздействовать на человека на протяжении всей его жизни. Воспитание ребенка в семье можно рассматривать как «вкладывание» в него пусковых механизмов развития личности. Результатом воспитания детей в семье может явиться и социально приемлемое, и социально неодобримое поведение. Особенности взаимоотношений в семье влияют на то, в каких социальных группах и с кем реализуется у ребенка потребность в общении.  Как хорошо известно, в подростковом возрасте общение со сверстниками обладает особой притягательностью. В отношениях исходного возрастного равенства подростки проходят особую школу социальных отношений.
      Выделяясь в сферу собственного личного  мира подростка,  общение с ровесниками нередко приобретает для него столь большую значимость, что может уменьшить привлекательность общения с близкими родственниками. В соответствии с этим необходимо, прежде всего, научное исследование данного явления с целью оптимизации его влияния на развитие личности.
      Цель  работы состоит в изучении особенностей межличностных отношений в подростковом возрасте. В связи с этим были поставлены следующие задачи:
      - изучить накопленный теоретический  материал по проблеме общения  в целом и в частности,  в подростковом возрасте;
      - рассмотреть психологические особенности  подросткового возраста и их  влияние на формирование социальных  установок личности;
      - охарактеризовать такую важную для подростка сферу жизнедеятельности, как общение со сверстниками;
      - проследить, какие  изменения  происходят в отношениях между  мальчиками и девочками в подростковом  возрасте;
      - выявить проблемы, возникающие во  взаимоотношениях между подростком  и взрослыми;
      - изучить, как выбор стиля семейных  взаимоотношений влияет на личностное развитие подростка;
      - на основе исследования сферы  межличностных отношений подростка  и его восприятия внутрисемейных  отношений выявить приоритеты  подростка во взаимоотношениях  с окружающими.
      Гипотеза: в подростковом возрасте одной из важнейших особенностей является высокий уровень потребности в общении при недостаточно сформированных коммуникативных и организаторских качествах и навыках. Значение общения в жизни подростков огромно и продолжает расти, от него все в большей мере зависят успешность профессиональной деятельности, активность в общественной жизни и, наконец, личное счастье каждого. Общение - основа межличностных отношений, которые являются наиболее приоритетным видом общения у подростков.
      Объект  исследования: подросток (подростковый возраст).
      Предмет исследования: процессы общения в подростковом возрасте.
      В работе были использованы следующие  методы – анализ литературных источников по проблеме исследования, обобщение  полученных знаний.
      В связи с логикой исследования в работе  выделяются две главы. Первая глава посвящена обзору психологической литературы по проблемам общения в целом, его значения в формировании личности и рассмотрению мнений известных учёных в этой области, а также дана общая характеристика психофизиологическим  особенностям подросткового возраста. Во второй главе раскрыты особенности межличностных отношений подростков со сверстниками, взрослыми, рассмотрены проблемы семейных взаимоотношений и их влияние на личностное развитие  подростка.
        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1 Общие характеристики общения и подросткового возраста 
 

      1.1 Общение как категория  в психологии 
 

      Общение изучается  различными науками: социологией, философией, медициной, педагогикой. В  виду сложности и емкости феномена общения толкование его как понятия зависит от исходных теоретических и критериальных оснований. В психологическом словаре под редакцией А.В. Петровского и                М.Г. Ярошевского дается следующее определение общению: общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми и группами, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера) [7, с.229].
        В самом общем виде общение  выступает как форма жизнедеятельности.  Социальный смысл общения состоит  в том, что оно выступает  средством передачи форм культуры  и общественного опыта. Специфика  общения определяется тем, что  в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого.
    В общении человек самоопределяется и самопредъявляется, обнаруживая  свои индивидуальные особенности. По форме  осуществляемых воздействий можно  судить о коммуникативных умениях  и чертах характера человека, по специфике организации речевого сообщения – об общей культуре и грамотности.
    Общение пронизывает всю жизнедеятельность  личности. Формы общения крайне многообразны. Однако, в конечном счете, они определяются объективными условиями, прежде всего характером общественно-экономической формации. Каждое поколение людей застает как нечто данное определенную сумму производительных сил, капиталов и социальных отношений. Общение, выраженное в непосредственных межиндивидуальных связях людей, всегда соответствует определенным исторически сложившимся и социально необходимым формам коммуникации и реализуется в соответствии с нормами социально приемлемого поведения.
    У разных авторов существуют свои определения  понятию «общение»:
    М.С. Каган рассматривает общение как один из видов человеческой деятельности, которому присущи соответствующая структура и атрибуты.
    Л.П. Буева  предполагает, что «общение есть непосредственно наблюдаемая  и переживаемая реальность и конкретизация  общественных отношений, их персонификация, личностная форма. Общественные отношения при этом составляют содержание процесса (действия объективных общественных законов и отношений), а общение – его индивидуализированные формы».
    В.М. Соковнин анализирует человеческое общение как коммуникацию, как деятельность, как отношение, как взаимопонимание и взаимовлияние.
    С точки зрения А.Н. Леонтьева, общение  следует рассматривать как определенную сторону деятельности, ибо оно  присутствует в любой деятельности в качестве ее элемента. Саму же деятельность можно рассматривать как необходимое условие общения [10].
    Попытку интегрировать в рамках единой концепции  различные социально-психологические  подходы к проблеме общения предприняла  Г.М. Андреева. Характеризуя общение, она  выделила в нем три взаимосвязанные стороны: коммуникативную (обмен информацией между общающимися), интерактивную (организация взаимодействия общающихся) и перцептивную (процесс восприятия друг друга партнерами и установление на этой основе взаимопонимания) [1].
    Анализ  исследований психологов приводит к выводу о том, что независимо от того, признает это сам исследователь или нет, но фактически почти все исследования общения ориентированы на одно из вышеназванных теоретических направлений.
      Ключевыми словами в понимании сущности общения являются следующие: контакт, связь, взаимодействие, обмен, способ объединения. Наиболее точным словом для обозначения общения как социально-психологического феномена является слово контакт, то есть соприкосновение. Контакт между людьми осуществляется посредством языка и речи. Речь является основным средством общения. Она может быть рассмотрена как объективация человеческого сознания посредством знаковой системы.
      Практически общение выступает как совокупность этих компонентов.
        Содержанием общения могут быть  сведения о внутреннем мотивационном или эмоциональном состоянии живого существа. Люди обмениваются друг с другом информацией, представляющей знания о мире, передавая богатый, прижизненно приобретенный опыт, знания, способности, умения и навыки. Человеческое общение многопредметно, оно самое разнообразное по своему внутреннему содержанию.
      Цель  общения - это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. Целью общения для человека является передача и получение объективных  знаний о мире, обучению и воспитанию, согласование разумных действий в совместной деятельности, установлении и прояснении личных и деловых взаимоотношений. У человека цель общения представляет собой средства удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития и ряда других.
      Не  менее существенны отличия средств  общения. Средства общения можно  определить как способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки  информации, передаваемой в процессе общения одного живого существа другому.
      В зависимости от содержания, цели и  средств общения можно разделить  на несколько видов. По содержанию оно  может быть представлено как материальное (обмен предметами и продуктами деятельности), когнитивное (обмен знаниями), кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями), мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, потребностями), деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками). При материальном общении субъекты, будучи занятыми индивидуальной деятельностью, обмениваются её продуктами, которые служат средством удовлетворения их актуальных потребностей. При кондиционном общении люди оказывают влияние друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести друг друга в определённое физическое или психическое состояние. Мотивационное общение имеет в своём содержании передачу друг другу определённых побуждений, установок или готовности к действиям в определённом направлении. Иллюстрацией когнитивного и деятельностного общения может служить общение, связанное с различными видами познавательной или учебной деятельности.
      По  целям общение делится на биологическое  и социальное. Биологическое - это  общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма. Социальное общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида.
      Важнейшими  видами общения у людей являются вербальное и невербальное. Невербальное общение не предполагает использование звуковой речи, это общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты. Вербальное общение присуще только человеку и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка. По своим коммуникативным возможностям оно гораздо богаче всех видов и форм невербального общения, хотя в жизни не может полностью его заменить. 
 

      1.2 Значение общения  в жизни человека 
 

      Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность.
      Если  бы с рождения человек был лишен  возможности общаться с людьми, он никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитым гражданином, был бы до конца жизни обречен оставаться полуживотным, лишь внешне, анатомо-физиологически, напоминающим человека.
      Особенно  большое значение для психического развития ребенка имеет его общение  со взрослыми на ранних этапах онтогенеза. В это время все свои человеческие, психические и поведенческие  качества он приобретает почти исключительно через общение, так как вплоть до начала обучения в школе, а еще более определенно - до наступления подросткового возраста, он лишен способности к самообразованию и самовоспитанию.
      Психическое развитие ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому младенец получает необходимую для его индивидуального развития информацию.
      В общении сначала через прямое подражание (викарное научение), а затем  через словесные инструкции (вербальное научение) приобретается основной жизненный опыт ребенка. Люди, с которыми он общается, являются для ребенка носителями этого опыта, и никаким другим путем, кроме общения с ними, этот опыт не может быть приобретен. Интенсивность общения, разнообразие его содержания, целей и средств являются важнейшими факторами, определяющими собственное развитие детей.
      Выделенные  выше виды общения служат развитию различных сторон психологии и поведения  человека. Так, деловое общение формирует  и развивает его способности, служит средством приобретения знаний и навыков. В нем же человек совершенствует умение взаимодействовать с людьми, развивая у себя необходимые для этого деловые и организаторские качества.
      Личностное  общение формирует человека как  личность, дает ему возможность приобрести определенные черты характера, интересы, привычки, склонности, усвоить нормы и формы нравственного поведения, определить цели жизни и выбрать средства их реализации.
      Разнообразное по содержанию, целям и средствам  общение также выполняет специфическую функцию в психическом развитии индивида. Например, материальное общение позволяет человеку получать необходимые для нормальной жизни предметы материальной и духовной культуры, которые выступают в качестве условия индивидуального развития. Когнитивное общение непосредственно выступает как фактор интеллектуального развития, так как общающиеся индивиды обмениваются и взаимно обогащаются знаниями.
      Кондиционное  общение создает состояние готовности к научению, формулирует установки, необходимые для оптимизации других видов общения. Тем самым оно косвенно способствует индивидуальному, интеллектуальному и личностному развитию человека. Мотивационное общение служит источником дополнительной энергии для человека. Приобретая в результате такого общения новые интересы, мотивы и цели деятельности, человек увеличивает свой психоэнергетический потенциал, развивающий его самого. Деятельностное общение, которое мы определили как межличностный обмен действиями, операциями, умениями и навыками, имеет для индивида прямой развивающий эффект, так как совершенствует и обогащает его собственную деятельность.
      Биологическое общение служит самосохранению организма  в качестве важнейшего условия поддержания  и развития его жизненных функций. Социальное общение обслуживает общественные потребности людей и является фактором, способствующим развитию форм общественной жизни: групп, коллективов, организаций, наций, государств, человеческого мира в целом.
      Непосредственное  общение необходимо человеку для  того, чтобы обучаться и воспитываться в результате широкого использования на практике данных ему с рождения самых простых и эффективных средств и способов научения: условно-рефлекторного, викарного и вербального. Опосредованное общение помогает усвоению средств общения и совершенствованию на базе их способности к самообразованию и самовоспитанию человека, а также к сознательному управлению самим общением.
      Благодаря невербальному общению человек  получает возможность психологически развиваться еще до того, как он усвоил и научился пользоваться речью (около 2 - 3 лет). Кроме того, само по себе невербальное общение способствует развитию и совершенствованию коммуникативных возможностей человека, вследствие чего он становится более способным к межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для развития. Вербальное общение связано с усвоением речи, а она, как известно, лежит в основе всего развития человека. 
 

      1.3 Психофизиологические особенности подросткового возраста 
 

      В физиологическом плане границы подросткового возраста примерно совпадают с обучением детей в 5-8 классах средней школы и охватывают возраст от 11-12 до 14-16 лет. Особое положение подросткового периода в цикле развития отражено в других его названиях: «переходный», «трудный», «критический» -  в них зафиксирована сложность и важность происходящих в этом возрасте процессов развития, связанных с переходом от одной эпохи жизни к другой.
      Подростковый  возраст является одним из главных  периодов роста и формирования организма; в это время совершается перестройка деятельности всех органов и систем.
      Специфическими  моментами физического развития являются рост в длину, увеличение веса и окружности грудной клетки, появление  вторичных половых признаков (пубертатный  скачок в росте). Увеличение массы  мышц и мышечной силы идёт наиболее интенсивно в конце периода полового созревания. Развитие мускулатуры у мальчиков происходит по мужскому типу, а мягких тканей у девочек - по женскому типу; это сообщает представителям каждого пола соответственно черты мужественности или женственности. Благодаря этому изменяется облик подростка по сравнению с обликом ребёнка, общие пропорции тела приближаются к пропорциям, характерным для взрослого. Однако перестройка моторного аппарата сопровождается потерей гармонии в движениях, появляется неумение владеть собственным телом (обилие движений, недостаточная их координация, общая неловкость, угловатость). Наряду с диспропорциональным ростом частей тела это может порождать неуверенность, неприятные переживания, принимающие иногда патологические формы. Возрастное несоответствие в развитии сердечно-сосудистой системы (отставание развития кровеносных сосудов от роста сердца) часто приводит к временным расстройствам кровообращения, повышению кровяного давления. Следствие этого - головокружение, учащённое сердцебиение, головные боли, быстрая утомляемость и т. д. Особенности развития сердечно-сосудистой системы и начало интенсивной деятельности желёз внутренней секреции приводят к некоторым временным нарушениям в деятельности нервной системы подростка. У него может наблюдаться повышенная возбудимость, раздражительность, вспыльчивость, которые иногда выражаются в склонности к бурным и резким реакциям типа аффектов. Нервная система подростка ещё не всегда способна выдерживать сильные и длительно действующие монотонные раздражители и под влиянием их часто переходит в состояние торможения или, наоборот, в состояние сильного возбуждения [13].
      Важность  подросткового возраста определяется тем, что в нем закладываются  основы и намечаются общие направления формирования  моральных и социальных установок личности. Психологические особенности подросткового возраста  получили название  «подросткового комплекса». Подростковый комплекс включает: чувствительность к оценке посторонних своей внешности, способности, умения сочетаться с крайней самонадеянностью и безаппеляционными суждениями в отношении окружающих; внимательность порой уживается  с  поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью; желание быть признанным и оцененным другими с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами с обожествлением случайных кумиров, а чувственное фантазирование с сухим мудрствованием. Одной из основных причин психологических трудностей этого возраста является половое созревание, которое предопределяет неравномерность развития по различным направлениям. Характерной чертой этого возраста является пытливость ума, стремление к познанию, подросток жадно стремится овладеть как можно большим количеством знаний, не обращая при этом должного внимания на их систематичность. Этот возраст характеризуются  эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения. Наиболее аффективные  бурные реакции возникают при попытке ущемить самолюбие.
      Специфическим новообразованием является возникновение у подростка представления о том, что он уже не ребёнок - чувство взрослости, действенная сторона этого представления проявляется в стремлении быть и считаться взрослым. Это новообразование самосознания является стержневой особенностью личности, её структурным центром, т. к. выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к людям и миру, определяет специфическое направление и содержание его социальной активности, систему новых стремлений, переживаний и эмоциональных реакций.
      Для нравственного развития в подростковом возрасте характерно формирование нравственных убеждений, которыми подросток начинает руководствоваться в своём поведении  и которые формируются под  влиянием окружающей среды (семьи, товарищей  и др.) в процессе учебно-воспитательной работы. В тесной связи с формированием убеждений и мировоззрения складываются нравственные идеалы подростков.
      Важным  этапом созревания является  процесс  формирования самосознания. В его  основе лежит способность человека отличать себя от своей  жизнедеятельности,  осознанное отношение к своим потребностям и способностям, влечениям, переживаниям и мыслям.
      У подростков субъективный образ «я»  складывается в большей степени  от мнения окружающих. Обязательным компонентом  самосознания является самооценка. Часто у подростков самооценка неадекватна: она либо имеет склонность к повышению, либо самооценка значительно снижена. [4, с.12]
      В связи с развитием самосознания у старшеклассников возникает стремление к доверительности во взаимодействии с окружающими людьми. Доверительность становится качеством общения со взрослыми, а «исповедальность» - со сверстниками, что в первую очередь предполагает глубокое самораскрытие. Доверие к сверстнику реализуется в сфере интимно-личностного общения, главная цель которого - понимание и самораскрытие. В доверительном общении со взрослыми ситуация несколько меняется, важным становится не только познание своего «сегодняшнего», «реального Я», но и познание себя с точки зрения личных жизненных перспектив, своего «желаемого», «будущего Я» [17, с. 28].
      Для подростка характерно стремление к  самостоятельности, но в проблемных жизненных ситуациях он старается  не брать на себя ответственность  за принимаемые решения и ждет помощи со стороны взрослых.
      Ведущей деятельностью в этом возрасте является коммуникативная. В первую очередь со своими сверстниками  подросток получает необходимые знания о жизни. Очень важным для подростка является мнение о нем группы, к которой он принадлежит. Сам факт принадлежности к определенной группе придает ему дополнительную уверенность в себе. Положение подростка в группе, те качества,  которые он приобретает в коллективе, существенным образом влияют  на его поведенческие мотивы. Изолированность подростка от группы может быть фактором повышенной тревожности.
      Психологически  этот возраст очень противоречив, для него характерны диспропорции уровней и темпов развития.
      Выдающийся педагог В.А Сухомлинский обобщил главные черты подростка:
      1) непримиримость ко злу, эмоциональное  неприятие его с одной стороны,  сочетается с неумением разобраться в сложных явлениях жизни – с другой;
      2) подросток хочет быть хорошим,  стремится к идеалу, но он не любит, когда его прямолинейно воспитывают, его раздражают словесные назидания.
      Подростки чётко улавливают воспитательную фальшь, болезненно реагируют на несправедливость. Неопытность подростка может привести к тому, что из добрых побуждений он может совершить и нечто предосудительное;
      3) подростку хочется быть личностью, совершить что-нибудь героическое, романтичное. При наличии потребности к действию и желанию самоутвердиться подросток ещё не знает, как этого можно добиться, и может попасть в беду;
      4) у подростка выражено противоречие  между богатством желаний и  ограниченностью сил, отсюда множественность и непостоянство увлечений.
      Прежде  чем найти, обнаружить свои способности, необходимо проверить их в деятельности – это ещё и поиск себя. Подросток боится обнаружить свою несостоятельность, он слишком самолюбив и может прикрываться показной уверенностью, решительностью, за которыми скрывается беспомощность, но он не терпит снисходительных советов и часто поступает наперекор им;
      5) в подростке сочетаются грубые  выходки, а также и романтическая  восторженность, восхищение красотой и ироническое отношение к ней.
      Подросток стыдится своих чувств. Тонкие человеческие чувства кажутся ему детскими. Он опасается, что его будут считать чересчур чувствительным, и поэтому он прикрывается грубостью. Прилив физических сил побуждает к деятельности. Но если нет нравственной культуры, можно растерять добрые чувства, приобретенные в детские годы.
      Конечно, не у каждого подростка проявляется  весь набор противоречий, но их нельзя игнорировать. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2 Межличностные отношения в подростковом возрасте 
 

      2.1 Особенности взаимоотношений подростка со сверстниками 
 

      Одна  из главных тенденций переходного возраста – переориентация    общения с родителей, учителей и вообще старших на ровесников, более или менее равных по положению. В отношениях исходного возрастного равенства подростки отрабатывают способы взаимоотношений, проходят особую школу социальных отношений. Различные виды совместной деятельности вырабатывают  необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время   отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными.
      Для подросткового возраста  характерно противоречивое  переплетение  двух потребностей: обособления и аффилиации. Обособление  чаще всего проявляется  в эмансипации от контроля старших. Однако оно  действует и в отношениях со сверстниками. Усиливается потребность в социальной, пространственной, территориальной автономии, неприкосновенности. Подростки значительно чаще людей старшего возраста чувствуют себя одинокими и непонятными. Это чувства одиночества и неприкаянности, связанное с возрастными трудностями становления личности, порождает у подростков  неутолимую жажду общения и группирования со сверстниками, в обществе которых они находят или надеются найти то, в чем им отказывают взрослые: спонтанность, эмоциональное тепло, спасение от скуки и признание собственной значительности.
      Школьный  класс – важная группа принадлежности подростка. Но ученический коллектив - явление двойственное. С одной стороны,  это функция педагогических усилий взрослых, с другой стороны, класс – спонтанно развивающееся явление, т.к. дети нуждаются  в общении и вступают в общение отнюдь не только по установленным взрослым рецептам. Эта двойственность находит свое выражение в двойственной структуре коллектива: формальной, определяемой через заданную  организационную структуру, систему делового общения, набор деятельностей  и неформальной, складывающейся   в процессе свободного общения детей.
      Любой школьный класс дифференцируется на группы и подгруппы по разным признакам. Во-первых, существует социальное расслоение, проявляющееся как в неравенстве материальных возможностей, так и в характере жизненных планов, уровне притязаний. Иногда эти группы практически не общаются  друг с другом. Во-вторых, складывается особая внутришкольная и внутриклассная иерархия, основанная на  официальном статусе учащихся, их учебной успеваемости  или принадлежности к «активу». В-третьих, происходит дифференциация  авторитетов, статуса и престижа  на основе неофициальных ценностей, принятых в самой ученической среде.
      Так же существуют подростковые клубы или объединения по интересам. Они могут быть самыми разными: спортивными, научными, художественными. В общем, подростковые группы и объединения можно сравнивать и оценивать по нескольким автономным параметрам.
      По  их юридическому статусу и месту  в социальной системе подростковые группы делятся на:
      официальные, т.е. признанные обществом и неофициальные, существующие сами по себе;
      организованные, созданные и руководимые взрослыми, и самодеятельные;
      институционализированные, имеющие некоторую организационную структуру, и спонтанно-стихийные.
      По  их социально-психологическому статусу  они делятся на группы принадлежности, в которых индивид состоит  реально, будь то школьный класс или дружеская компания, и референтные группы, к которым личность не принадлежит, но на которые мысленно ориентируется.
      По  численности они делятся на большие  и малые.
      По  степени стабильности, длительности своего существования группы могут  быть постоянными, временными, эфемерными, одноразовыми, случайными.
      По  социально-пространственной локализации они могут быть внутришкольными, внешкольными, дворовыми и т.д.
      По  типу лидерства они могут быть демократическими или авторитарными. [9, с.55]
      Подростковые  группы удовлетворяют в первую очередь  потребность в свободном общении. Принадлежность к компании повышает уверенность подростка в себе и дает возможности  самоутверждения. В группе происходит познание друг друга, выбор товарища и друга.
      Дружеские отношения у подростков возникают  обычно на основе  их взаимной привлекательности, психологической совместимости или общих интересов. Найти настоящего друга и быть для него тоже единственным другом – мечта каждого подростка. Идеал дружбы подростков – «всегда вместе, все пополам!». Под этим подразумевается  не только  абсолютное  соблюдение норм товарищеских отношений, но и вхождение одного во все стороны  жизни другого, помощь и сотрудничество. Подростки стремятся быть постоянно вместе.
      Равенство является идеалом дружеских отношений  подростков, но реально оно существует далеко не всегда. Есть пары и группы, в которых один из подростков занимает преимущественное положение, фактически командует, подчиняя себе товарища. Такие отношения подростки не считают настоящей дружбой, и они, как правило, бывают  более или менее временными. Исключительная важность  дружеских отношений заключается в том, что подростки воспитывают друг друга. В дружеских отношениях формируются чуткость, отзывчивость, сопереживание, сочувствие и проникновение во внутренний мир друг друга (эмпатия). Овладение нормами дружбы – важнейшее приобретение ребенка в подростковом возрасте.
      Проявляющееся в отрочестве чувство взрослости    толкает подростка к тому, чтобы  освоить новые для  себя «взрослые» виды взаимодействий. Этому способствует бурное телесное развитие и, следовательно, идентификация подростка со взрослыми.
      Отмеченные  факторы существенно влияют на изменение  отношений между мальчиками и  девочками. Появляется интерес друг к другу, желание нравиться, а  в связи с этим – интерес  к своей внешности, забота о собственной  привлекательности. Во всем этом девочки опережают  однолеток-мальчиков.
      В начале подросткового возраста у  многих мальчиков интерес к девочкам проявляется специфическим для  младшего подростка способом – в  «задирании» девочек. Девочки нередко  жалуются на мальчиков, но мотивы подобных действий понимают правильно и поэтому серьезно не обижаются. Позже отношения меняются: теряется непосредственность, появляется скованность, стеснительность, робость. У одних это проявляется  прямо, у других все скрыто под напускным равнодушием, «презрением» к другому полу. Поведение имеет специфическую особенность: интерес друг к другу сосуществует с обособленностью мальчиков и девочек. Однако они с большим любопытством относятся к возникающим отношениям, особенностям их развития.
      В YI-YII классе многих, особенно девочек занимает вопрос о том, кто кому нравится. Хотя о собственном отношении  подростки обычно рассказывают  только другу или близкому товарищу, но знают об этом, как правило, многие одноклассники: они наблюдательны, обмениваются новостями.
      В Y-YI классе  романтическая дружба между мальчиками и девочками возникает редко, а в YII-YIII классе – чаще, и взаимная привязанность может быть очень эмоциональной, занимать большое место в жизни. Безответная симпатия  уже нередко бывает источником сильных переживаний. Романтические отношения могут развиваться по типу товарищеских, когда есть какие-то общие содержательные интересы или увлечения, а если их нет, то основное место могут занимать свидания, прогулки, посещения кино, парков и т.п.
      Интерес к сверстнику противоположного пола имеет немаловажное значение для развития личности подростка. Возникает не только стремление  к постоянному общению с тем, кто нравится, но и повышенная чуткость  ко всем, даже незначительным проявлениям отношения, развивается склонность замечать тонкие изменения в поведении, поступках, настроениях, переживаниях симпатичного сверстника. Появляется внимание к собственным внутренним состояниям, желание понять их. Во внутренней жизни подростка появляется совершенно новый эмоциональный пласт. [4, с.38].
      Романтическая симпатия вызывает желание и стремление быть лучше, побуждает сделать приятное, помочь. Она становится одним из мотивов самосовершенствования.
      Романтические отношения побуждают к мечте, к фантазиям, где осуществляются самые невероятные замыслы и сбываются надежды. Подросток учится действовать в своих фантазиях, но отрабатывает свои действия и поступки по-настоящему, переживая их и рефлексируя на все возможные ситуации.
      В подростковом возрасте у многих ребят  появляется личный дневник. В него записывается самое важное, волнующее, никому  невысказанное.
      У старших подростков дружба между  мальчиком и девочкой может быть особого типа: она основана на высокой  оценке достоинств друг друга и нередко  сосуществует наряду  с романтической привязанностью к кому-то еще. Эти разные по характеру дружбы не мешают друг другу, а часто, наоборот, помогают. Каждый становится помощником и советчиком не только в разнообразных делах и вопросах, но и в романтических отношениях тоже: выступает в роли посредника, помогает наладить или разорвать отношения. Некоторые мальчики считают, что в таких вопросах девочка больше понимает и лучше посоветует, чем мальчик – друг. Таким доверием дорожит каждый. Оно считается показателем и проявлением настоящей дружбы.
      Между мальчиком и девочкой может возникнуть влюбленность, которая, как правило,  редко перерастает в истинную любовь. Первые чувства оказывают  на юную душу очень сильное воздействие.
      В подростковом возрасте начинают формироваться сексуальные влияния к противоположному полу, которые характеризуются определенной недиференцированностью и повышенной возбудимостью (обычно это состояние подростка называют гиперсексуальностью). Подросток может легко возбудиться под влиянием сюжета и зрительного восприятия кинофильма, рассказов о сексуальных действиях сверстника, собственных фантазий. При этом возникает внутренний конфликт между стремлением подростка установить новые для себя формы поведения, например, физические контакты, и запретами, как внешними – со стороны родителей, так и собственными внутренними табу. Подростки при этом часто не решаются выступить инициаторами физических контактов. Приемлемой  формой таких контактов считаются танцы, где приглашение партнера требует от подростка определенной уверенности в себе. Танцы становятся особенно значимыми.
      Психологическая фиксация  на сексуальных переживаниях может быть направлена на мечту, на взрослого человека, на сверстника своего и другого пола. Поэтому  в подростковом возрасте под влиянием комплекса весьма разнообразных ситуаций могут возникать девиации сексуального поведения. В этом отношении наиболее подвержены сексуальным провокациям с недостаточно развитым чувством моральных запретов, бездуховные, развитые физически, но неспособные при этом давать несексуальный выход своей энергии. Отставание в развитии психологической зрелости и  быстрое физическое созревание открывают путь половому влечению у одних, неадекватное же представление о взрослости подогревают стремление к сексуальным контактам у других [5, с.98].
      В подростковой культуре нередко пользуются популярностью рассказы о своих  любовных победах. Обычно подростки рассказывают друг другу прочитанные, подсмотренные и преувеличенные подлинные истории. Иногда подростковая гиперсексуальность приводят к реальным сексуальным взаимоотношениям, когда одни подростки могут совращать других. В более резких формах подростки могут совершать насилие над сверстниками.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.