На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Психологическая диагностика свойства личности

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 22.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление

 
Введение 3
Глава 1. Теоретические  положения психологической  диагностики структурных  свойств личности 5
   1.1 Диспозиционная теория  личности (Г.У.Оллпорт) 5
   1.2 Пятифакторная модель  личности 8
   1.3 Факторные теории  личности 10
     1.3.1 Факторная теория  Кеттелла 14
     1.3.2 Теория Айзенка 20
     1.3.3 Теория Дж.П.Гилфорда 22
   1.4 «Мотивационная»  концепция (Д.К.Мак-Клелланд) 23
   1.5 Методики исследования  объекта 24
Глава II. Пример психологической диагностики свойств личности 25
Заключение 34
Приложение 36
Список  использованной  литературы 38
 

Введение

     Черты личности — устойчивые, повторяющиеся  в различных ситуациях особенности  поведения индивида. Обязательными  свойствами черт личности являются степень  выраженности их у разных людей, трансситуативность (Черты личности индивида проявляются  в любых ситуациях) и потенциальная  измеримость (Черты личности доступны измерению с помощью специально разработанных для этого опросников и тестов). В экспериментальной  психологии личности наиболее широко исследованы такие черты личности, как экстраверсия — интроверсия, тревожность, ригидность, импульсивность. В современных исследованиях  принята точка зрения, согласно которой  описание черт личности недостаточно для понимания и предсказания индивидуальных особенностей поведения, поскольку в них описываются  лишь общие аспекты проявлений личности.
     Американец  Гордон Олпорт определили личностную черту как образующий блок психологической  организации, служащий объединению  реакций на различные стимулы. Наиболее часто изучаемые черты – экстраверсия – интроверсия, тревожность, ригидность.
     Олпорт  различил отдельные черты, позволяющие  сравнивать людей между собой, персональные диспозиции, представляющие собой уникальные для каждого человека сочетания  отдельных черт.
     В английском языке существует 18000 слов, с помощью которых можно охарактеризовать поведение. Олпорт поставил задачу сокращения размерности этого словаря. Ему  удалось свести его до 4500 слов, наиболее четко характеризующих поведение. Последующие успехи в этом направлении  принадлежит Раймонду Кэттеллу. Сначала  он сократил список Олпорта до 200 слов, убрав из него низкочастотные слов и синонимы. Затем с помощью  факторного анализа Кэттелл выделил 16 факторов общего значения. Следующий  шаг принадлежит Гансу Айзенку. Его подход был аналогичен логике Кеттела. Однако он применил более прогрессивный  вид факторного анализа и получил еще более компактное пространство признаков. Ведущими в этом пространстве оказались факторы экстраверсия-интроверсия, фактор нейротизм и фактор психотизм.
     Вопрос  о числе факторов, определяющих личностные особенности еще далеко не закрыт. Разные исследователи, используя разные методы, называют разные числа: Спирмэн  – 1, Терстоун -7, Гилфорд – более 150.
     Объект: диагностика черт личности.
     Предмет: надежность шкал «Q2 – самостоятельность-внушаемость»,  «E –независимость-подчиненность» в опроснике 16PF Р.Б. Кеттелла.
     Задачами  курсовой  работы являются:
     1. Проанализировать литературу по  диагностике черт личности.
     2. Провести исследование.
     3. Построить модель надежности  данных шкал.
     4. Определить валидность шкал
     Гипотеза: шкалы “Q2 ” и “E” достаточно надежны для исследованний.
 

Глава 1. Теоретические положения психологической диагностики структурных свойств личности

1.1 Диспозиционная теория  личности (Г.У.Оллпорт)

     Оллпорт определяет личность как реальную сущность каждого конкретного человека, уникального  в своем своеобразии. Личностью  ученый называет то, что лежит за конкретными поступками человека внутри него самого. «Личность – это динамическая организация тех психофизических систем внутри индивидуума, которые определяют характерное для него поведение и мышление»1. Она не является статичной сущностью, хотя и имеет основополагающую структуру, постоянно эволюционирует.
     Наряду  с интеллектом и физической конституцией темперамент – это первичный  генетический материал, из которого строится личность. Он особенно важный наследственный аспект эмоциональной природы человека (наряду с легкостью эмоционального возбуждения, преобладающим фоном  настроения, колебаниями настроения, интенсивностью эмоций). Характер является понятием этическим и традиционно  ассоциируется с неким моральным  стандартом или системой ценностей, в соответствии с которыми оцениваются  поступки личности. По формулировке Оллпорта, характер – это оцененная личность, а личность – это неоцененный  характер.
     Наиболее  важной единицей анализа того, что  представляют собой люди и как  они в своем поведении отличаются друг от друга, является личностная черта. Оллпорт определяет ее как нейропсихология, структуру, способную преобразовывать  функционально эквивалентные стимулы, стимулировать и направлять эквивалентные (в значит, степени устойчивые) формы  адаптивного и экспрессивного поведения. Черта – это предрасположенность  вести себя сходным образом в  широком диапазоне ситуаций. Совокупность черт обеспечивают стабильность поведения  человека, его узнаваемость, предсказуемость. Разнообразные стимулы вызывают одинаковые ответные реакции, так же как и реакции в форме чувств, ощущений, интерпретаций, поступков имеют одинаковое функцией, значение. Черты личности не пребывают в дремлющем состоянии. Ситуации, в которых личность оказывается чаще всего, – это, как правило, именно те самые, в которые она активно стремится попасть.
     В поздних работах Оллпорта черты  получили название диспозиций, среди  которых можно выделить три типа: кардинальные, центральные и вторичные. Кардинальной диспозицией, или главной  страстью, обладают очень немногие люди. Это в высшей степени генерализованная диспозиция, настолько пронизывающая  поведение, что почти все поступки чел. можно свести к ее влиянию. Среди  личностей с такой диспозицией  можно назвать Дон Жуана, Жанну  д'Арк, Альберта Швейцера. Центральные  диспозиции являются строит, блоками  индивидуальности и представляют собой  такие тенденции в поведении  человека, которые легко обнаруживаются окружающими и упоминаются в  рекомендательных письмах (например, пунктуальность, внимательность, ответственность). Вторичные  диспозиции менее заметны, менее  устойчивы, менее обобщенные черты, такие как предпочтения в еде  и одежде, ситуационно обусловленные  характеристики, особые установки.
     Личность  не является набором разрозненных диспозиций, она предполагает единство, интеграцию всех структурных элементов индивидуальности. Существует некий принцип организации  оценок, мотивов, склонностей, ощущений в единое целое, который Оллпорт  предлагает называть проприумом. Проприум представляет собой позитивное, творческое, стремящееся к росту и развивающееся  свойство человеческой природы, осознаваемое как наиболее важное и центральное. Речь идет о такой части субъективного  опыта, как «мое», о самости. Проприум есть некая организующая и объединяющая сила, назначение которой – формирование уникальности человеческой жизни.
     Оллпорт выделяет семь аспектов самости, участвующих  в развитии проприума с детства  до зрелости, называя их проприотическими функциями. В результате их окончательной  консолидации формируется «Я» как объект субъект, познания и ощущения. Стадии развития проприума: 1) ощущение своего тела, образующее телесную самость, которая остается на протяжении всей жизни опорой для самоосознания; 2) ощущение самоидентичности, значимым моментом которой выступает осознание себя посредством речи в качестве определенности, и важного лица, появление чувства целостности и непрерывности «Я», связанное с именем ребенка; 3) чувство самоуважения как чувство гордости по поводу того, что некие действия уже выполняются самостоятельно; важнейший источник повышения самооценки на протяжении всего детства; 4) расширение границ самости, возникающее по мере осознания детьми того, что им принадлежит не только их физическое тело, но и определенные значимые элементы внешнего мира, включая людей; 5) образ себя, когда ребенок начинает ориентироваться на ожидания значимых близких, представляя себе, что такое «Я хороший» и «Я плохой»; 6) рациональное управление самим собой, является стадией выраженного конформизма, морального и социального послушания, когда ребенок учится рационально решать жизненные проблемы, догматично полагая, что семья, ровесники и религия всегда правы; 7) проприативное стремление, является постановкой перспективных жизненных целей, ощущение того, что жизнь имеет смысл.
     Над проприумом стоит познание самого себя, синтезирующее перечисленные онтогенетические стадии и представляющее собой субъективную сторону «Я», осознающую «Я-объективное». На заключительной стадии проприум соотносится с уникальной способностью человека к самопознанию и самоосознанию.
     Индивид представляет собой динамичную (мотивированную) развивающуюся систему. Адекватная теория мотивации, по мнению Оллпорта, должна рассматривать перспективные  цели человека, его намерения. Ключом к пониманию человека является ответ на вопрос: «Что ты хочешь делать через пять лет?». По Оллпорту, личность свободна от прошлого-связи с прошлым исторические, а не функциональные.
     Созревание  человека – это непрерывный, продолжающийся всю жизнь процесс становления. Поведение зрелых субъектов, в отличие  от субъектов невротичных, функционально  автономно и мотивировано осознанными  процессами. Зрелый человек характеризуется  такими чертами: 1) имеет широкие границы «Я»; 2) способен к теплым, сердечным социальным отношениям; 3) демонстрирует эмоциональную неозабоченность и самопринятие; 4) имеет здоровое чувство реальности; 5) обладает способностью к самопознанию и чувством юмора; 6) имеет цельную жизненную философию.

1.2 Пятифакторная модель  личности

     В факторных теориях личности рассматривается  как состоящая из стабильных внутренних факторов, обусловливающих индивидуальные различия. В этой теоретической рамке  работали Оллпорт, Айзенк, Кэттелл, Р. Норман, Л. Голдберг.
     Создание  пятифакторной модели личности, как  и работы упомянутых авторов, базировались на лексическом подходе: выделении  критериев для описания личности из анализа естественного языка  и последующей научной таксономизации. Типичная процедура исследования в  рамках данной модели выглядит так. Подготовленные эксперты выделяют в словаре прилагательные, которые описывают индивидуальные различия в поведении. Затем выбираются понятия по критерию релевантности, употребимости, естественности и классифицируются по категориям личностных качеств. структура  черт подвергается тщательному анализу. Для получения окончательной  таксономической структуры проводится факторный и кластерный анализ данных исследований, построенных как процедура  оценивания и самооценки.
     В результате проведенной работы выделились пять факторов, обнаруживших устойчивость на разных выборках, в т.ч. и в разных социокультурных условиях. Предложенная на основе исследований П. Коста и  Р. Мак-Кра структура личности, в 1961 г. получила название Big Five (Большая пятерка). Она состоит из следующих измерений (в скобках приводятся прилагательные, получившие наибольшие нагрузки по факторам):
     1. Экстраверсия-интроверсия (общительный,  ассертивный, энергичный, активный).
     2. Уживчивость (добродушный, сотрудничающий, доверяющий).
     3.Конформность (добросовестный, ответственный, дисциплинированный).
     4. Эмоц. стабильность (спокойный, не  невротичный, не подавленный).
     5. Открытость (интеллект., блестящий,  независимо мыслящий).
     На  основе пятифакторной модели личности разработан личностный опросник NEO PI-R. В настоящее время наиболее дискутируемыми вопросами является воспроизводимость полученных измерений, выяснение причин их универсальности, количество факторов и их содержание, необходимость выделения категорий средего уровня. Проблема состоит в том, что полученные факторы могут отражать не структуру личности, а быть результатом метода. На это указывает сходство факторов с измерениями семантического дифференциала.
     В качестве критического замечания следует  отметить, что в теории не уделяется  достаточного внимания проблеме развития (за исключением обсуждения отдельных  лонгитюдинальных исследований и сравнения  данных, полученных на разновозрастных  выборках). По содержанию пятифакторная  модель личности – структура индивидуальных различий, а не структура личности, которая позволяет понять и предсказать  динамику развития, причины нарушений  и т. п. Предметом изучения являются наблюдаемое поведение, а не его  причины и факторы. За пределами  внимания оказались мотивационная система, эмоции, структура интеллект, качеств личности.

1.3 Факторные теории  личности

     Основные  идеи факторного анализа были предложены Спирменом (Spearman, 1904), выдающимся английским психологом, более всего известным  по своей работе в области умственных способностей (Spearman, 1927). Он выдвинул положение, согласно которому при изучении двух связанных тестов способностей можно  ожидать открытия двух типов факторов, влияющих на результат выполнения теста. Первый – генеральный фактор (например, вербальная беглость, общий интеллект, уровень образования), важный для  обоих тестов. Второй – специфический  фактор (например, зрительная память, восприятие пространства, специфическая информация), уникальный для каждого теста. Метод  факторного анализа был разработан как средство определения существования  генеральных факторов и помощи в  их выявлении. Методика изолирования факторов, предложенная Спирменом, была пересмотрена в связи с тем, что Терстоун (Thurstone, 1931) ввел многофакторный анализ. Это открыло дорогу решению более  сложных проблем и до сей поры остается основным методом факторного анализа. Убедительность аргументов Терстоуна, вкупе с открытиями в собственной  лаборатории Спирмена, привели к  тому, что почти все работники  этой области признали, что внимательный взгляд открывает существование  не только генеральных факторов, общих  для всех тестов или измерений, и  специфических факторов, ограничивающихся одним тестом, но и существование  групповых факторов, включенных в  более чем один тест, но при этом не генеральных в собственном  смысле. Именно этим групповым факторам уделяет особое внимание нынешний факторный  анализ. Исходя из целей нашей главы, детальное понимание факторного анализа необязательно; важно, однако, чтобы читатель понял общую логику, стоящую за этой методикой. Теоретик, придерживающийся факторного подхода, в типичном случае начинает исследование поведения с получения большого количества данных относительно каждого из большого числа субъектов. Данные могут быть получены на основе опросников, оценок, ситуационных тестов или любого другого источника, обеспечивающего существенные и поддающиеся количественной оценке показатели поведения. В идеале эти показатели должны относиться к различным сторонам поведения. Получив эти поверхностные показатели, исследователь применяет методику факторного анализа для того, чтобы выявить лежащие в глубине факторы, определяющие или контролирующие вариации поверхностных переменных. Так, он надеется определить небольшое число базовых факторов, действие которых ответственно за большую часть вариаций в огромном количестве показателей, с которых начинает исследователь. Факторный анализ не только позволяет изолировать фундаментальные факторы, но позволяет также установить, насколько в каждый показатель или систему оценок вносит вклад каждый их этих факторов. Это обычно обозначается как факторная нагрузка или насыщенность и просто является указанием на то, насколько вариация каждого конкретного показателя может быть отнесена на счет каждого из факторов. Психологическое значение фактора и то наименование или ярлык, который ему приписывается, во многом определяется природой конкретных показателей, имеющих высокую нагрузку по этому фактору. Выявление этих базовых факторов дает теоретику возможность попытаться разработать средства измерения этих факторов, более эффективные по сравнению со средствами исходных измерений. Итак, теоретик факторной ориентации начинает со множества поведенческих показателей, определяет стоящие за ним факторы и затем пытается сконструировать более эффективные средства их оценки. Представление факторного аналитика о факторах немногим отличается от представлений о компонентах или базовых переменных в понимании других теоретиков личности. Оно лишь отражает попытку сформулировать представление о переменных, ответственных за разнообразие и сложность внешнего поведения. Новизна подхода – в методе определения этих переменных. Читателю следует помнить, что хотя групповые или общие факторы представляют особый интерес для представителей факторного анализа личности, типы факторов этим не ограничиваются. Барт (Burt, 1941) предложил широко принятое описание видов факторов, которые можно выявить на основе факторного анализа. Он полагает, что существуют универсальные или генеральные факторы, определяющие проявления по всем показателям, а также частные или групповые факторы, играющие роль в описании более, чем одного показателя, но не всех. Далее, существуют единичные или специфические факторы, относящиеся лишь к одному показателю, и, наконец, есть случайные или ошибочные факторы, появляющиеся при единственном проявлении одного показателя, и их следует отнести на счет ошибки измерения или отсутствия экспериментального контроля. Следует упомянуть еще один вопрос, породивший среди сторонников факторного анализа некоторую дискуссию – вопрос о различении ортогональных и неортогональных систем факторов и связанном с этим признании факторов второго порядка. Можно сказать, что в факторном анализе выявляемые факторы не должны коррелировать друг с другом (в геометрическом смысле, находиться друг к другу под прямым углом или быть «ортогональными»), или же им позволительно коррелировать, то есть возникают «неортогональные» факторы. Первой позиции придерживался ряд специалистов по факторному анализу личности, например, Гилфорд (Guilford, 1959) – в связи с ее простотой и эффективностью. Однако другие, включая Кеттела, отстаивают правомерность неортогональных факторов на основании того, что истинные каузальные влияния в мире личности вполне могут интеркоррелировать, и лишь признание неортогональных факторов позволит сохранить картину неискаженной. Использование неортогональных факторов подразумевает и иное. Если факторы коррелируют друг с другом, возможно повторное применение факторного анализа по отношению к корреляции между факторами, что даст нам так называемые факторы второго порядка. Например, факторизация тестов способностей часто приводит к таким факторам первого порядка, как «вербальная беглость», «способность счета», «пространственная визуализация» и т.д., которые сами имеют тенденцию к взаимосвязи. Тогда можно продолжить факторизацией корреляций между этими факторами первого порядка, вследствие чего возможно выявление единственного фактора второго порядка типа «общего интеллекта» или, возможно, «вербального» и «невербального» факторов и т.п. Как и любой другой процедурой, факторным анализом можно злоупотреблять, и мудрые исследователи в этой области специально подчеркивают, что он – не замена хорошим идеям и детальному знанию изучаемого феномена. Так, Терстоун (Thurstone, 1948), обсуждая работу своей психометрической лаборатории, утверждает:

     «...мы потратили больше времени на конструирование экспериментальных тестов для факторного исследования, чем на всю работу по подсчетам, включая корреляции, факторизацию и анализ структуры. Если у нас несколько гипотез относительно постулируемых факторов, мы создаем новые тесты, которые могут решительно различаться соответственно гипотезам. Это абсолютно психологическая работа без всяких подсчетов. Она требует стольких психологических инсайтов, сколько возможно у студентов и преподавателей. Часто мы обнаруживаем, что были не правы, но иногда результаты обнадеживают. Я упоминаю этот аспект факториальной работы, чтобы развеять впечатление о том, что факторный анализ занимается алгеброй и статистикой. Они должны лишь служить нам в разработке психологических идей. Если у нас нет психологических идей, мы навряд ли откроем что-то интересное, потому что, даже если результаты факторного анализа чисты и ясны, интерпретация должна быть столь же субъективной, как в любой другой научной работе»2.

1.3.1 Факторная теория  Кеттелла

     В лице Раймонда Кеттелла мы находим  исследователя, чей глубокий интерес  к количественным методам не сузил  спектра его интересов к психологическим  данным и проблемам. Факторный анализ для него был средством, которое  он использовал, чтобы разобраться  со множеством проблем. Его теория представляет попытку собрать и систематизировать  открытия, совершенные в рамках факторных  исследований личности. Он уделяет  некоторое внимание открытиям исследователей, использовавших иные методы, хотя главное  в его позиции лежит в факторном  анализе, именно здесь он выявляет переменные, которые полагает важнейшими при  рассмотрении человеческого поведения. Он напоминает Гордона Олпорта в  том, что его позиция может  быть точно обозначена как «теория черт», и Курта Левина – своей способностью переводить психологические идеи в ясные математические формулы. Однако из теоретиков, обсуждавшихся в этой книге, Кеттел более всего напоминает, вероятно. Генри Мюррея. У обоих широкий взгляд на личность, оба создали большие, объемные теоретические системы, включающие много различных классов переменных. Обоих интересовала возможность составления эмпирической карты широких пространств личностной сферы, и в обоих случаях это привело к появлению большого количества конструктов, операционально связанных с данными; часто эти конструкты носят странные названия. Кроме того, оба теоретика особое внимание уделяют мотивационным конструктам – у Мюррея это потребности, у Кеттела – динамические черты; оба используют психоаналитические формулировки; наконец, оба систематически обсуждали теоретический статус и среды, и личности. Явным же различием между ними выступает, конечно же, внимание Кеттела к частной статистической методологии, факторному анализу.
     Как и все другие теоретики, обращающиеся к методу факторного анализа, Кеттел многим обязан пионерской работе Спирмена и обширным разработкам Терстоуна. Его теоретические построения тесно  связаны с построениями Мак-Даугалла, чей глубокий интерес к выявлению глубинных измерений поведения и внимание к проблемам самоотношения видны в современных работах Кеттела. Детали многих теоретических положений Кеттела, особенно относящихся к развитию, тесно связаны с положениями Фрейда и последующих психоаналитиков.
     Общую панораму развития разнообразных психологических  интересов Кеттела можно увидеть  в шестидесяти двух статьях, собранных в издании «Personality and social psychology» (1964). Кеттел также является автором многочисленных психологических тестов, включая «Свободный от культуры тест интеллекта» (The culture free test of intelligence, 1944), «Тестовая батарея O-A» (The О-А Personality Test Battery, 1954) и «Шестнадцатифакторный личностный опросник» (совместно с Saunders D.R., Stice G.F., 1950)3. Предложенная Кеттелом система конструктов – одна из наиболее сложных из всех обсуждаемых нами теорий. Хотя эти понятия получают свой характерный «привкус» и, во многих случаях, эмпирические дефиниции на основании исследований с использованием факторного анализа, некоторые из них отражают экспериментальные находки или просто наблюдения за поведением. Такое положение дел, однако, представляется Кеттелу удобным, что показывает следующая цитата:
     «Наше знание динамической психологии в основном пришло благодаря клиническим и натуралистическим методам, и во вторую очередь – благодаря контролируемому эксперименту. Открытия, совершенные благодаря первым и даже последнему, сейчас находятся в процессе более надежного обоснования на основе применения более чистых статистических методов. В частности, эксперименты и клинические заключения необходимо заново обосновать на базе реальных концепций, где черты (особенно влечения) образуют реальное единство, а это требует факторно-аналитических исследований»4.
     Кеттел  считает, что детальное определение  личности возможно лишь после полной спецификации понятий, которые теоретик предполагает использовать при изучении поведения. Таким образом, он умышленно  дает лишь очень общее определение:
     «Личность – это то, что позволяет предсказать, что сделает человек в данной ситуации. Цель психологического исследования личности – установить законы, по которым люди ведут себя во всех видах социальных ситуаций и общих ситуациях среды... Личность... связана со всем поведением индивида, как внешним, так и внутренним»5.
     Ясно, что упор на том, что исследование личности включает «все» поведение – не выступление против необходимого абстрагирования или сегментации, имеющих место при обычном эмпирическом исследовании. Это лишь напоминание о том, что смысл малых сегментов поведения может быть полностью понят лишь при взгляде на более широкую систему целостного функционирования организма.
     Кеттел  рассматривает личность как сложную  и дифференцированную структуру  черт, где мотивация по преимуществу зависит от субсистемы так называемых динамических черт. Когда мы изучим представления Кеттела о разнообразных  чертах и определенные соотнесенные с этим понятия, такие, как спецификационное выравнивание и динамическая решетка, мы сможем охватить его концепцию  личности достаточно широко. Обсуждение подхода к развитию личности, рассмотрение взглядов на социальный контекст личности и краткий обзор некоторых  типичных методов исследования дополняет  картину. Черта – наиболее важное из понятий Кеттела. Фактически, дополнительные понятия, которые мы обсудим, по большей  части рассматриваются как особые случаи этого общего понятия. За исключением, возможно, Гордона Олпорта, Кеттел рассмотрел это понятие и его отношение к другим психологическим переменным более детально, чем любой другой теоретик. Для него черта есть «ментальная структура», нечто, что подразумевается за наблюдаемым поведением и отвечающее за регулярность и согласованность этого поведения.
     Центральным для Кеттела является различение между поверхностными чертами, представляющими  кластеры открытых или внешних переменных, которые кажутся сопутствующими друг другу, и исходными чертами, представляющими лежащие в основе переменные, определяющие множественные  поверхностные проявления. Таким  образом, если мы обнаруживаем ряд поведенческих  событий, которые кажутся сопутствующими друг другу, мы можем предпочесть  рассматривать их как одну переменную. В медицине это назвали бы синдромом, но здесь это обозначается как  поверхностная черта. С другой стороны, исходная черта определяется только посредством факторного анализа, позволяющего исследователю оценить переменные или факторы, являющиеся основой  поверхностного поведения.
     Очевидно, что Кеттел считает исходные черты  более важными, чем поверхностные. Это следует не только из того, что  исходные черты обещают больше экономии в описании, поскольку их предположительно меньше, но, что более важно, потому, что:
     «...исходные черты обещают быть реальными структурными силами, стоящими за личностью, которые нам необходимо знать, чтобы справляться с проблемами развития, психосоматики, проблемами динамической интеграции... как теперь показывают исследования, эти исходные черты соответствуют реальным унитарным силам – физиологическим, темпераментальным факторам; степеням динамической интеграции; открытости социальным институтам – относительно которых можно обнаружить много больше, когда они определены»6.
     Поверхностные черты – продукт взаимодействия исходных черт, и в целом можно  ожидать, что они менее стабильны, чем факторы. Кеттел признает, что  поверхностные черты скорее представляются поверхностному наблюдателю как  более валидные и осмысленные, чем  исходные черты, поскольку они соответствуют  типам обобщений, которые можно  сделать на базе простых наблюдений. Однако при внимательном рассмотрении именно исходные черты оказываются  более полезными при оценке поведения.
     Разумеется, любая изолированная черта может  представлять следствие действия факторов среды, наследственности или некоторой  смеси того и другого. Кеттел полагает, что в то время, как поверхностные  черты могут представлять результат  смешения этих факторов, для исходных черт возможно, как минимум, различение тех, что отражают наследственность, или, более широко, конституциональных факторов, и тех, что выводятся  из факторов среды. Черты, являющиеся результатом  действия условий окружения, называются «черты, формируемые средой»; отражающие наследственные факторы – «конституциональные черты».
     «Если, как предполагают полученные данные, обнаруженные посредством факторизации, исходные черты независимы, то исходная черта не может быть обязана и наследственности, и среде, но должна вытекать из того или другого... Структуры, берущие начало во внутренних условиях или влияниях, мы можем назвать конституциональными исходными чертами. Мы избегаем термина «врожденный», поскольку все, что мы знаем – это то, что источник лежит в области физиологии и внутри организма, что означает врожденность лишь в некоторых случаях. С другой стороны, структура может привносится в личность чем-то внешним... Такие исходные черты, проявляющиеся как факторы, мы можем назвать чертами, формируемыми средой, поскольку их начало – в формирующем действии социальных институтов и физических реалий, составляющих культуральную структуру» 7.
     Черты можно также различать с точки  зрения модальности выражения. Если они приводят в действие в направлении  некоторой цели, то это – динамические черты; если они связаны с эффективностью достижения индивидом цели, то это  – черты-способности. Или же они  могут быть связаны с конституциональными  аспектами реакций, такими, как скорость, энергичность, эмоциональная реактивность, и в этом случае они называются темпераментальные черты. Помимо этих трех основных модальностей, Кеттел в  последних работах уделял особое внимание более преходящим и флуктуирующим  структурам личности, включая состояния  и роли. При обсуждении взгляда  Кеттела на структуру личности удобнее  обсудить сначала относительно стабильные и устойчивые черты – способности  и темпераментальные черты, затем  динамические черты, занимающие по стабильности промежуточное положение, и наконец  более изменчивые роли и состояния.
     Способности и темпераментальные черты. С  точки зрения Кеттела, есть три основных источника данных о личности: записи о жизни, или L-данные, самооценочный  опросник, или Q-данные, и объективный  тест, или Т-данные. Первые из них, L-данные, могут в принципе включать реальные записи относительно поведения человека в обществе, например, в школе  или во время ухаживания, хотя на практике Кеттел обычно предпочитал  оценки, осуществленные других лицом, знающим индивида в реальных жизненных  ситуациях. Самооценка (Q-данные), напротив, включает собственные утверждения  человека о своем поведении, и, таким  образом, добавляет «ментальный интерьер» ко внешней регистрации, воплощенной в L-данных. Объективный тест (Г-данные) базируется на третьей возможности, создании специальных ситуаций, в которых поведение человека может быть оценено объективно. Этими ситуациями могут быть рукописные задания, или же они могут осуществляться с помощью разнообразной аппаратуры. Кеттел и его сотрудники были исключительно плодовиты в разработке и адаптации тестов; компендиум включает перечень из 400 тестов.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.