На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Демократия как разновидность политического режима

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 22.08.2012. Сдан: 2010. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      Оглавление
      Введение……………………………………………………………….........3
     Глава 1: Понятие политический режим. Виды политических режимов……………………………………………………………………………5
        Понятие политический режим…………………………….5
        Виды политических режимов……………………………10
          Глава 2: Демократия, как форма государственно-политического                       устройства……………………………………………………………………..…17                                       
            2.1 Определение демократии…………………………………..17
                     2.2 Основные формы демократии………………………...……19
                     2.3 Достоинства и недостатки демократии……………………23
      Заключение………………………………………………………………..30
      Список  использованных источников информации……………………..32 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение 

      Термин  «демократия» существует уже более двух тысяч лет. В разное время этому термину давалось неоднозначное толкование. По мере изменения политической обстановки и наслоения на нее политических доктрин, демократия приобретала самые различные интерпретации. Понятие “демократии” затрагивали во все времена как в Древнем мире, так и в современном обществе. Про нее писали лучшие умы всех времен, а именно такие как: Геродот,  Платон, Аристотель, Руссо, Дж. Локк, Т. Гоббс, Брайс, Шерер, Гирншоу и многие другие известные ученые. Эта проблема существует и сегодня и будоражит огромное количество ученых, и я думаю, что и в дальнейшем она будет занимать одно из главных мест во многих науках.
     Для того чтобы рассматривать данную тему, нужно сначала разобраться в самом термине «демократия».  Понятие «демократия» в современном политическом языке – одно из наиболее распространенных. Его сегодняшнее значение вышло далеко за пределы первоначального смысла (demos  – народ,  kratos – власть). Этот термин впервые упоминается в трудах Геродота. Тогда демократию рассматривали и понимали как особую форму государственной власти, принадлежащую всем гражданам, которые пользуются правами по управлению государством. С того времени содержание этого термина значительно расширилось, и сегодня оно имеет различные значения. А. Линкольн определил демократию как: «Правление народа, для народа, посредством народа».
     Каждая  демократическая система существующая в разных странах является индивидуальной. В мире никогда не будут существовать двух одинаковых демократий, так как  на политический режим влияет огромное количество различных факторов.1
      В наше время выявлена закономерность в том, что демократические политические системы оказываются более жизнеспособными и результативными, нежели антидемократические. Всё это идеально отражается в высказывании У. Черчилля, суть которой заключается в том, что демократия - это плохая форма управления, но ничего лучшего на свете ещё не придумано.
           Актуальность данной темы заключается в том, что форма государства играет огромную роль в развитии и жизни этого государства. Демократический политический режим является одним из самых хрупких, но в то же время, мы сделали вывод, что он лучше существующих сегодня других политических систем. По моему мнению, именно поэтому демократия и вызывает интерес  к себе.
      Целью моей курсовой работы является изучение теоретических аспектов демократии в частности и имеющихся научных данных касающихся политического режима вообще.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1: Понятие политический режим. Виды политических режимов
      1.1 Понятие политический  режим 

       Термин «Политический режим» стал появляться на рубеже в 1960-1970 гг. Это связанно с тем, что именно в эти годы в юридической литературе появились издания, в которых этот термин употребляется, (например Денисов А. И.), и разрабатывается его понятие, (например Петров В. С.) – эти авторы подробно разрабатывали и развивали тему сущности и формы государства, хотя их точки зрения по вопросу политического режима не совпадали.
        В работе Денисов А.И. подробно  рассматриваются такие вопросы  как: типы государства, сущность государства. Также  он рассматривает государство с исторической точки зрения и говорит о первоначальном значении этого понятия.
       В разделе: «Форма государства»  он дает определение форме  государства: «Под формой государства  понимается в широком смысле образ правления и государственное устройство, а в узком смысле – только форма правления»2.
       Политический режим он к «Форме  государства» не относит. О  нем Денисов А. И. пишет следующее: «От формы правления государственного устройства отличается политический режим. Термин политического режима в теории государства и права, применяется для обозначения любой классовой сущности государства, и в этом смысле он тождественен термину диктатура, либо того или иного метода осуществления классового господства»3.
        Через какое то время  появляется  работа Петрова, в которой он  рассматривает в основном методологию  и объясняет классификацию государств  с точки зрения философии. Также  этот автор вводит понятие политического режима в триаду формы государства.
        «Под формой государства понимают организацию политической власти в государстве, взятию в единстве ее трех основных элементов (или сторон) – формы правления, формы государственного устройства и политического режима»4.
          Интерпретируя так форму государства, он раскрывает понятие её элементов: «Форма правления – это организация верховной власти в государстве, которая характеризуется ее источником и принципами взаимоотношения органов власти между собой и с населением.
         Форма государственного устройства – это административно территориальная и национально   государственная организация власти, которая характеризуется принципами взаимосвязи составных частей государства и их органов между собой и с государством в целом.
          Политический режим – это конкретное проявление государственной организации, которая выражается в состоянии и характере демократии и политической свободы в обществе»5.
         Его точка зрения стала основополагающей  в теории государства и права,  но она не является единственно верной, как и многие другие вопросы, которые изучаются в этой дисциплине. В этом вопросе теоретики государства и права разделились на два лагеря. Одни придерживаются мнения Петрова В. С., и считают, что политический режим это форма государства, а другие близки к мнению Денисова А.И., который относил политический режим к сущности государства.
          Такие термины как «форма правления» и «форма государственного устройства» не дают ответы  на вопросы о том, как и с помощью чего  осуществляется взаимодействие политической власти, каков статус различных общественных организаций, как проявляется действие классовых сил, какую роль выполняет государство по отношению к населению.
          Многие ученые считают, что  термин «политический режим»  должен рассматриваться в качестве синонима формы государства. Другие ученые выдвигают мнение о том, что этот термин должен быть исключен из состава формы государства, потому что функционирование государства характеризует именно государственный режим. Все эти споры и дали начало двум подходам к рассмотрению   политического (государственного) режима. Существует широкий и узкий подходы.
     Узкий подход относит политический режим к достояниям лишь государства, потому что более углубленно он рассматривает другие элементы формы государства. Широкий – делает его явлением политической жизни и к политической системе общества в целом.
     Эти подходы в рассмотрении политического  режима просто необходимы, потому как  это соответствует сегодняшнему пониманию политических явлений, которые сейчас проходят в государственной и общественно-политической сферах. Оба подхода необходимы также потому, как всё это должно соответствовать и характеру политической системы, которая включает в себя государство и другие общественно-политические организации.
     Государство оказывает значительное влияние  на все составные части политической системы, в зависимости от сущности данного государства, характера  его функций, форм и методов деятельности. Также и общественно политические организации сильно влияют на государство, то есть существует обратная связь. Это влияет на всю сущность государства, на форму государства, а именно на политический режим.
     Таким образом, для характеристики формы  государства имеет важное значение политический режим как в узком  смысле слова (совокупность приемов и способов государственного руководства), так и в широком понимании (уровень гарантированности демократических прав и политических свобод личности, степень соответствия официальных конституционных и правовых форм политическим реалиям, характер отношения властных структур к правовым основам государственной и общественной жизни).6
     В этой характеристике формы государства  отражаются внеправовые или правовые способы осуществления власти, методы использования «материальных» придатков  государства: тюрем, иных карательных учреждений, диктаторские или демократические приемы воздействия на население, идеологическое давление, обеспечение или, наоборот, нарушение свободы личности, защиты прав граждан, участия в народа, политических партий, мера экономической свободы, отношение к тем или иным формам собственности и т. д.
     Существует  много разновидностей политических режимов, и объясняется это тем, что на них оказывают влияние  следующие факторы: законодательный  процесс, форма государственного устройства, характер и фактические действия государственных органов, экономическое состояние государства, уровень жизни населения, соотношение общественно-политических сил, а также огромное количество других факторов.
     Помимо  выше перечисленных факторов на вид  политического режима также оказывает своё влияние исторические традиции страны, а в более широком смысле – своего рода общественно-политическая «атмосфера», складывающаяся подчас вопреки пожеланиям господствующего в государстве слоя или вразрез с директивными прогнозами. А также на вид политического режима может оказывать своё влияние и международная обстановка в целом. В разное время формируются различные политические режимы, они неодинаковы в конкретных государствах одного и того же времени.
     Один  из критериев определения вида политического режима правовая форма применения тех или иных способов государственной власти. Идет ли этот процесс государственного властвования в установленной правовой форме или царит сплошной произвол, своекорыстное усмотрение «власть предержащих», направлена ли эта правовая форма на защиту основных социальных ценностей, прав и свобод граждан, взаимной органов государства и граждан, или служит лишь фасадом, прикрытием чудовищных злоупотреблений властей, которые за этим фасадом фактически, в интересах самого аппарата государства, его руководителей или даже одного лидера.
     Обычно  понятие политического режима является политико-правовым режимом, и это  не в коем случае нельзя не брать  в рассмотрение. При рассмотрении политического режима нужно учитывать, в каких правовых или антиправовых формах представляется это определение. Именно определенная правовая система в содержании своих правоустановительных и правоприменительных актов, в организации политической и судебной власти, закрепленной роли армии и других характеристиках позволяет достаточно точно определять вид политического режима, прогнозировать его динамику.
          Вывод о неразрывной связи  политического режима и его  правовой формы, которая подкреплена  историческим анализом и научными фактами в рамках имеющейся сегодня информации, обладает огромным значением, как для науки, так и для практики. По виду политического режима можно определить и сущность самого государства, так как политический режим показывает основные направления в работе государственной власти.
     Политический  режим любой страны определяет её социальную сущность, а не только политические направления в развитии общества и социально-классовую ситуацию этого государства. Во  времена  рабовладельческого общества политический режим любой страны, в любом случае, был связан с делением людей на свободных и подневольных, что определяло их в статусе рабов, а также показывало отношение к ним со стороны общества и государственной власти; во времена феодального общества  этот же статус получали на тот момент люди, которые назывались крепостными; при демократическом политическом режиме все люди признаются равными перед законом, но притом, что они не равны по отношению к личной собственности; в социальном же обществе в конституции прописано равенство всех его членов, как в политической, духовной, так и социально-экономической сферах.
     Исторические  типы государств, как правило, не совпадали  с типами политических режимов. В  рамках одного и того же типа государства  и одной и той же формы правления могли существовать разные политические режимы. Афинское и Римское государства в Древнем мире были рабовладельческими республиками, но по характеру политических режимов существенно отличались друг от друга: если в Афинах активное участие в политической жизни принимали все свободные граждане, то в Римской республике фактическая власть была сосредоточена в руках рабовладельческой верхушки.7 

     1.2 Виды политических режимов 

     Один  из известнейших философов Аристотель классифицирует политические режимы по двум основным признакам:  
    по тому, в чьих руках власть
    по тому, как эта власть используется
          Классификация и виды политических  режимов определяются не только  социальными факторами какой-либо  страны, но и моральными, нравственными,  мировоззренческими условиями общества. Так, демократический политический подразумевает под собой признание таких общегуманистических ценностей, как  свобода убеждений, совести,  слова, политический плюрализм и т.д.
        Нравственная природа авторитарного  режима, в отличие от демократического, наоборот, единая навязываемая всем идеология, подавляющая все возможности вольнодумия и самостоятельности личности, а также плюрализм мнений, которая господствует над правом и обществом. Эта идеология стремится унифицировать и контролировать духовную и культурную сферы деятельности, вплоть до мышления и вкусов граждан, гарантируясь репрессивными органами. Такой тип государства, как авторитарное, а в особенности тоталитарное, напрямую вторгается и подавляет не принадлежащую ему сферу внутренней жизни личности.
      Все исследования различными учёными существовавших ранее и сегодняшних политических режимов доказывают то, что ни один из них никогда не существовал  в чистом виде, и мало вероятно, что  когда-нибудь  будет существовать. Существует большое количество «промежуточных» политических режимов.
      Всё в мире постоянно видоизменяется, не является исключением и политические режимы, эволюционирующие постоянно. Смена  или обновление политического режима разрешается путём революционных  мер, либо правящими элитами через проведение реформ или переворотов.8 

Типология политических режимов: 

    демократический политический режим
    авторитарный политический режим
    тоталитарный политический режим
 
Тоталитарный политический режим
         В переводе  "тоталитарный" означает "относящийся к целому". Смысл тоталитаризма обосновал идеолог итальянского фашизма Дж. Джентиле, который призвал к тотальному подчинению человека государству и растворению индивида в политической истории, поскольку все человеческое и духовное теряет ценность вне государства. В политический лексикон этот термин вошел после речи Б. Муссолини в 1925 г., в которой он использует само понятие "тоталитарное государство". В дальнейшем оппоненты фашизма употребляют этот термин в негативном смысле - как противоположность демократии. Первоначально под тоталитаризмом понимали фашистский режим в Италии и национал-социалистическое движение в Германии, но после публикации в газете "Таймс" (1929 г.) этот термин стали применять к политическому режиму в СССР.
         Хотя еще в конце 30-х гг. были сделаны попытки научного осмысления тоталитаризма, наибольшее влияние на общественное представление о сущности этого явления оказали знаменитые романы-антиутопии Е. Замятина, О. Хаксли и Дж. Оруэлла. Роман Замятина "Мы" - это прогноз развития общества, построенного на началах коллективизма, где рационально обоснованы все стороны жизни, но где отсутствует важнейший элемент общества - личность (вместо номер). О. Хаксли в романе "О дивный новый мир" показал полностью заорганизованный мир, в котором стремление к достижению совершенной эффективности не оставило места для личной свободы. В наиболее яркой литературной форме технология тоталитарной власти была раскрыта в романе Дж. Оруэлла "1984".
         С начала 50-х гг. появляются научные  работы, посвященные политологическому и социологическому анализу тоталитарных режимов: исследование Х. Арендт "Происхождение тоталитаризма", совместная монография К. Фридриха и З. Бжезинского "Тоталитарная диктатура и автократия".
    Вышеупомянутая  модель тоталитаризма требует дополнительной расшифровки. Установление диктатуры одной партии приводит к слиянию партийных структур с государственными и к формированию своеобразного феномена "государство-партия". Сама партия монополизирует право выступать от имени всего общества. Одновременно происходит "растворение" гражданского общества в государстве, все разрешенные общественные организации (профсоюзы, молодежные, женские) обязаны выступать своеобразными "приводными ремнями" в механизме власти партии, проводить ее генеральную линию в жизнь. Вершина пирамиды тоталитарной власти представлена харизматической фигурой вождя (фюрера, дуче, лидера партии). Действия вождя и партийная догма не подлежат критике. Например, во всех школах Италии висел портрет Б. Муссолини с надписью "Муссолини всегда прав".
         Тоталитарная власть распространяет  контроль на все стороны жизни  человека, включая семейные отношения  и сферу досуга. Как заметила  Х. Арендт, при тоталитаризме был  реализован принцип: "Частным  лицом остается только спящий". Таким образом, для тоталитаризма характерна всеобщая этатизация - государство-партия осуществляет тотальный контроль над всеми сферами жизнедеятельности общества в целом и отдельного индивида в том числе. Поэтому среди политологов утвердилось и более краткое определение тоталитаризма: это закрытая система, в которой все - от воспитания детей до выпуска продукции - контролируется из единого центра.
         Тоталитарные режимы традиционно  разделяют на "левые" и "правые" формы. Правый или праворадикальный  режим получил развитие в Италии с 1922 г. и в Германии с 1933 г. после прихода к власти А. Гитлера. Леворадикальный (коммунистический) тоталитаризм утвердился в СССР (классическая модель - период сталинизма с середины 20-х гг. до середины 50-х гг.), в странах Восточной Европы и Азии, на Кубе. Наиболее яркий пример тоталитаризма в Азии - Китай периода политики "большого скачка" и "культурной революции" (50-е - середина 70-х гг.), когда во главе руководства страны стоял Мао Цзэдун.9
     Две формы тоталитаризма различаются характером идеологий (фашизм, национал-социализм, коммунизм), в том числе целями, которые ставят перед массами партии-гегемоны: достижение "народного капитализма" и завоевание мирового господства либо построение коммунистического общества и мировая революция. Есть и другое отличие: левый тоталитаризм был более "достроен": партия обладала монополией не только на политическую, но и на экономическую власть, что проявилось в полной или частичной ликвидации частной собственности, сосредоточении в руках государства основных средств производства, ликвидации рынка. В праворадикальных режимах сохранилась свобода предпринимательства, однако это не исключало прямого государственного вмешательства в экономическую сферу, подчинения ее задачам военного производства, централизованного распределения рабочей силы.
         Ряд политологов выделяют третью, теократическую, форму тоталитаризма, видя пример последнего в Иране периода правления исламского лидера аятоллы Хомейни (1979-1989 гг.), и в режиме, установленном талибами в Афганистане. 

Авторитарный политический режим 

      Авторитаризм (от лат. auctor - зачинатель, основатель, творец и auctoritas - мнение, решение, право) понимается как режим, смысл правления при  котором заключается в концентрации власти в руках одного или нескольких лидеров, не уделяющих внимания достижению общественного согласия относительно легитимности их власти. Тоталитаризм иногда рассматривается как крайняя форма авторитарного режима. Но наличие ряда общих черт (произвол лидеров, значительный репрессивный аппарат, ограничение прав человека, использование силы при разрешении конфликтных ситуаций, отсутствие реального разделения властей, формально свободный характер выборов в законодательные органы, отсутствие альтернативности выбора) не дает оснований для их отождествления.
      Современные авторитарные режимы могут иметь ряд черт переходного режима - занимать промежуточное положение между демократией и тоталитаризмом. Они обладают большими шансами, нежели тоталитаризм, для перехода к демократии. Здесь существует потенциал для политической самоорганизации гражданского общества, т.к. уже проявляются независимые от государства экономические интересы, на базе которых могут сформироваться политические интересы. При переходе от тоталитаризма к демократии необходимы не только политические реформы, но и комплексная экономическая реформа, требующая создания институтов рыночной экономики, реформы собственности и формирования на этой основе новых социальных слоев.
        Авторитаризм может существовать в самых разнообразных формах. В историческом прошлом он выступал в форме древних тираний, деспотий, абсолютных монархий и различных аристократических режимов.10
      Остановимся на типологии современных форм авторитаризма. В зависимости от того, на какие социальных групп и институты опирается власть, можно выделить следующие формы авторитарного режима:
      - военные диктатуры, предполагающие опору на армию. В условиях неразвитого гражданского общества и слабых демократических традиций военные выступают наиболее организованной силой, обладающей ресурсами для захвата власти (обычно путем государственного переворота). Подобные режимы - достаточно частое явление в Африке, Латинской Америке, на Ближнем Востоке. Подавляя политические свободы, военные могут выступить инициаторами экономической модернизации общества (военная диктатура генерала А. Пиночета в Чили);
      - теократический - с опорой на духовенство и религию. В качестве примера можно привести современный Иран, где с середины 90-х гг. наметилась тенденция к либерализации режима;
      - олигархический - власть принадлежит определенным корпоративным кланам;
      - вождистский (режим личной власти), опирающийся на авторитет сильного лидера. Сам режим может иметь поддержку народа. Почвой для возникновения подобных режимов может стать ощущение внешней угрозы для страны. Сами лидеры часто используют националистические лозунги, идеи независимости или "модернизационного прорыва" (быстрого решения проблем экономической отсталости и бедности) для консолидации населения вокруг собственной власти;
      - смешанные, сочетающие в себе элементы разных режимов. Так, режим, установленный С. Хуссейном в Ираке, обладает свойствами военного, вождистского и частично теократического режимов одновременно. Военный режим, установленный в 1973 г. в Чили, позже трансформировался в режим личной власти А. Пиночета.
      Как видим, формы современного авторитаризма  представляют собой пеструю картину. Наряду с вышеуказанными, выделяют однопартийные и многопартийные, президентские и парламентские, традиционные и мобилизационные  формы авторитаризма. Наконец, авторитарный режим может выступать в форме реакционной диктатуры или быть более либеральным. Последние формы авторитаризма представляют собой своеобразный симбиоз авторитарных демократических тенденций. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2: Демократия, как  форма государственно-политического устройств
2.1 Определение демократии
         
      Термин  «демократия» существует уже много тысячелетий и имеет свою многовековую историю. Демократию можно рассматривать как результат развития западной цивилизации, у истоков которого стоят греческое и римское государства. Данный термин получил свое начало от греческого слова demokratia (demos– это слово дарийского происхождения, обозначающее народ, который проживает на определенной территории и связан с историей этой местности, полиса, системой социальных, профессиональных и этнических отношений, kratos – власть, правление).
           На сегодняшний день в мире  существует около 500 разнообразных  определений термина «демократии».
      Изучив  некоторую имеющуюся информацию можно дать следующее определение: демократия – один из типов политического режима или форма государственной власти, характеризующаяся официальным признанием:
      1) народа в качестве источника  власти;
      2) принципа подчинения меньшинства  большинству; 
      3) политической свободы и равноправия граждан.
      Определения термину «демократия», которые встречаются  в справочниках, являются не совсем точными. Для наглядного  примера  можно рассмотреть следующее  определение: демократия – «форма государственного устройства, при котором осуществляется правление народа»11.  К этому определению нужно относиться критически, как минимум, потому что:
      – во-первых, в политической науке понятие «форма государственного устройства»  прочно закрепилось за территориальным или национально-территориальным устройством государства;
      – во-вторых, как правило, демократия является властью политической элиты, то есть власть от имени народа,  иногда – для народа, но почти никогда – самого народа;
      – в-третьих, «правление народа», то есть непосредственное управление всем народом практически невозможно или возможно только в далёком будущем.
      Либеральной демократии предшествовал идейно-политический либерализм. Его основателями являются Ш.Л Монтескье и Дж. Локк. Они  сформулировали принципы, которые являются основополагающими для политического либерализма, такие как разделение властей, приоритет индивидуальной свободы, который базируется на принципах права и отделение государства от гражданского общества. Основными направлениями в теории либерализма является единое равенство для всех и представительное правление.
      В либеральных концепциях центральное  место занимают идеи о правах человека на жизнь, свободу, частную собственность  и тому подобное. Свобода это необходимое  условие для того, чтобы личность могла самореализоваться,  а частная здесь рассматривается как основа гражданской свободы. Отсюда и вытекают функции государства, которые связаны с защитой частной собственности, свободы и неприкосновенности личности. и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.