На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Этнополитические конфликты

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 22.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ВВЕДЕНИЕ
     Я выбрал данную тему потому что считаю ее актуальной. На мой взгляд этнополитические конфликты одни из самых опасных, поскольку без своевременного вмешательства государства они способны разрастаться и в последствии разрушить территориальное единство того или иного государства.
     Чаще  всего такого рода конфликты происходят между меньшинством и доминирующей этнической группой, контролирующей власть и ресурсы в государстве. Адекватное и эффективное исследование этнополитического  конфликта для выявления наиболее оптимальных путей его урегулирования требует учета целого комплекса  взаимодействующих между собой  кризисных факторов – экономических, политико-правовых, идеологических, социо-культурных.
     При написании данной работы я поставил себе цель: выявить роль этнополитических конфликтов в современном мире. И для достижения данной цели я поставил задачи:
    Выявить сущность этнополитических конфликтов
    Рассмотреть типы и виды этнополитических конфликтов
    Рассмотреть особенности урегулирования этнополитических конфликтов
     Для написания данной работы я пользовался научной литературой Гроха M. От национальных движений к полностью сформировавшейся нации: процесс строительства наций в Европе; Сикевича В. Проблема этнического риска и национальные меньшинства в постсоветских государствах // Расы и народы; Тишкова В. А. Межэтнические отношения и конфликты: перспективы нового тысячелетия, а так же использовал интернет. 
 

1. Понятие и сущность этнополитических конфликтов
     Национально-этническая дифференциация и идентичность –  это социальная реальность, но такая  реальность, которая не остается неизменной: сами по себе национальные чувства, сплачивающие людей в некую единую группу, амбивалентны. Каждый человек имеет этнический потенциал, т. е. все мы говорим на определенном языке, имеем расовые признаки, принадлежим к этнической общности, которая имеет свою особую историю, и т. д. Но этот этнический потенциал активизируется только при определенных условиях. Уровень актуализации этого потенциала, интенсивность национальных чувств во многом зависит от политики, от степени ее открытости по отношению к другим народам или же, наоборот, от меры концентрации на собственных проблемах и поиске внешнего врага, который якобы остается ответственным за беды и несчастья данной социальной общности. При определенных условиях (системный кризис общества, распад государственности, изменение социального статуса этнической группы и др.) происходит политизация этничности, использование ее как мотивационной политической силы, основы резкого политического размежевания и средства достижения политических целей. То есть возникает феномен, получивший в научной литературе название «этнополитической мобилизации», которая является неизбежным следствием возникновения (реактуализации) этнополитических конфликтов. Для «запуска» процесса мобилизации необходима противостоящая сторона/стороны, мешающая достижению желаемой цели, ибо «социальный конфликт существует в том случае, когда две или большее количество сторон убеждены в том, что цели их деятельности несовместимы» и/или имеют несовместимые с «нашими» интересы или ценности.
     «Одна из важнейших характеристик эпохи  постмодерна, – отмечает известный американский исследователь Д. Элазар, – состоит в этническом возрождении, появлении вновь представления об исконных связях как центрального для формирования индивидуальной идентичности. Эти тенденции имеют свое политическое отражение в формировании охватывающего весь мир движения от классово-фундированной к этнически-фундированной политике»
     В 90-е гг. ХХ столетия в России, как  и на всем посткоммунистическом пространстве, феномен этничности также становится одним из основных механизмов политической мобилизации и важнейшей причиной конфликтных противостояний. При  этом процесс актуализации этнического  самосознания, нацеленного прежде всего на групповую солидарность и противостояние этнически «чуждым», практически неизбежно вступал в противоречие с параллельно осуществляемыми попытками демократизации посткоммунистических государств. В этих условиях, по мнению М. Губогло,
«выявление  и типологизация факторов и важнейших тенденций и процессов этнической мобилизации в республиках России и в некоторых странах ближнего зарубежья на двух уровнях – институциональном и личностном – в нынешней ситуации представляется чрезвычайно важной задачей, так как в ходе противостояния реформационных и консервативных сил последовательно сокращается выбор вариантов общественного развития и возникает новая угроза перехода от более или менее выраженного курса демократического развития к авторитаризму, лишающему каких-либо надежд на утверждение прав и свобод граждан и народов»
     Этнополитические  конфликты представляют собой столкновение субъектов политики в их стремлении реализовать свои интересы и ценности, связанные с достижением или  перераспределением политической власти, определением ее символов, а также  группового политического статуса  и приоритетов государственной  политики, в которых этнические различия становятся принципом политической мобилизации, и по крайней мере одним из субъектов является этническая группа
     Этнополитический  конфликт– частная форма социально-политического конфликта, но обладает при этом своими специфическими особенностями:
     Во-первых, подавляющее большинство этнических конфликтов имеют политическую составляющую, т. е. в большей или меньшей степени они являются этнополитическими. Следует различать горизонтальные этнополитические конфликты – конфликты между этническими группами (например, конфликт в Ферганской долине между узбеками и турками-месхетинцами или конфликт между крымскими татарами и остальным населением Крыма), и вертикальные– конфликты между этнической группой и государством (например, чеченский, карабахский, косовский конфликты). Эти различия достаточно условны, поскольку и в горизонтальные конфликты рано или поздно вмешивается государство либо в качестве посредника умиротворителя, либо в качестве субъекта конфликта.
     Во-вторых, важно учитывать, что в одних  случаях этничность может быть лишь «камуфляжем» политической борьбы, например, борьба за «национальное самоопределение» народов Севера, которую вели в 90-е  гг. XX столетия политические лидеры некоторых  автономий российского Севера, на деле преследуя цели увеличения «объема» своей власти. В других же случаях  речь может идти об «обратном камуфляже», когда за политическими лозунгами  и декларируемыми целями скрывается острый этнический конфликт. Например, декларируемая руководством Республики Молдова борьба против «прокоммунистического  бастиона» в Приднестровье скрывала острую проблему статуса русского и  украинского населения этой части  республики, причем проходило все  это на фоне активного обсуждения гипотетической возможности присоединения  Молдовы к Румынии в 1-й половине 90-х гг. прошлого века.
     В-третьих, этнополитические конфликты в большинстве  случаев имеют статусную природу: предметом таких конфликтов чаще всего бывает политический статус этнической группы, поэтому одной из важнейших  причин развертывания конфликта  становится изменение взаимодействия этнических групп или среды этого  взаимодействия, при котором экономический  или политический статус одной из них будет восприниматься ее членами как неприемлемый. Причем причиной конфликта может служить не только борьба за повышение статуса или борьба против дискриминации, но также опасение утратить имеющийся статус.
     В-четвертых, этнополитические конфликты – не только и не столько конфликты  интересов, сколько конфликты идентичностей, так как участие в конфликте  преимущественно на основе групповых  мотивов обязательно предполагает отождествление человека с группой, участвующей в конфликте, его  этническую идентификацию.
     Это порождает феномен  «конкурирующих культурных традиций», чаще всего – противоборство национальных или этнических традиций в рамках многонационального социума; борьбу за «историческое наследие» (конструктивисты  не без оснований пишут о том, что не существует объективных исторических фактов, они изменчивы и, по сути, являются продуктом интерпретации  тех, кто имеет большие или  меньшие права на их легитимную номинацию) или конфликты между традициями представителей различных социальных групп. Возможно острое соперничество  и религиозных, и этнических традиций в мультиконфессиональном или мультиэтническом обществе, противостояние региональных традиций и т. д.
     В-пятых, политический конфликт в процессе его развертывания может приобрести этническое основание. Так, конфликты политических элит разного уровня, например государственной и региональной, могут возникнуть как ресурсные. Однако в случае их игнорирования или неудачных попыток разрешения они могут превратиться в конфликты идентичностей. При этом чем дольше будет продолжаться конфликт, тем большее число людей будет в него вовлекаться, связывая с его разрешением сохранение/повышение своего достоинства, престижа, статуса и т. д.
     В-шестых, вследствие чрезмерной эмоциональной  составляющей этнической идентичности этнополитические конфликты отличаются высокой степенью иррациональности, которая выражается в огромном потенциале агрессивности, ненависти и враждебности, далеко выходящих за рамки рационального осознания интересов сторон конфликта и выбора стратегии взаимодействия.
     В-седьмых, специфической характеристикой  динамики этнополитического конфликта, связанной с его иррациональностью, является большой потенциал эскалации  конфликта и, как правило, быстрая  его эскалация.
     В-восьмых, для этнополитических конфликтов характерно полное доминирование деструктивного потенциала над его конструктивной составляющей, поскольку стороны  конфликта, как правило, существуют в разных системах «ценностных координат».
     В-девятых, практически во всех случаях этнополитические конфликты многофакторные, имеют  несколько объектов конфликта и  проблемных зон, например территориальный  спор, проблемы политического или  социально-экономического статуса  этнической группы и этноконфессиональные противоречия. Даже такой социальный ресурс, как образование, заключает в себе и материальную, и нематериальную символическую составляющую. С одной стороны, доступ к образованию непосредственно связан с возможностью повышения социального статуса членов группы. С другой стороны, сам факт наличия национальных школ и университетов важен для этнической общности в символическом плане. Свой университет – предмет гордости группы, важная составляющая ее символического капитала. Неслучайно поэтому закрытие университета часто служит поводом для этнополитического конфликта или даже поворотным пунктом в его эскалации. Так случилось в начале 1990-х гг. в Сухуми (Абхазия) и в конце того же десятилетия – в Приштине (Косово). Поэтому критической рефлексии требуют как экономикоцентричные, так и культуроцентричные модели этнополитического конфликта, объясняющие возникновение конфликтов одним «решающим» фактором.
     В-десятых, в силу названных и неназванных  причин этнополитические конфликты  трудно поддаются разрешению, поскольку  возникает чрезвычайно сложная задача найти пути удовлетворения как нематериальных интересов, так и требований повышения статуса, возврата «исконных» территорий, расширения экономических возможностей, большего доступа к политической власти и т. д. Поэтому скорее можно говорить об урегулировании, «замораживании» или преобразовании в менее деструктивную форму этнополитических конфликтов, чем об их разрешении.
     Все сказанное позволяет определить этнополитический конфликт как разновидность  социально-политического конфликта, субъекты которого идентифицируют себя и противоположную сторону в  этнических категориях и содержанием  которого является борьба за обладание  политической властью вплоть до образования  собственного национального государства 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Классификация этнополитических  конфликтов 

Конфликты внутри государства:
1. Конфликты  с вовлечением в них аборигенных  меньшинств (например лезгин в Азербайджане и Дагестане);
2. Конфликты  с вовлечением в них общин  пришлого населения; 
3. Конфликты  с вовлечением насильственно  перемещенных меньшинств (крымские  татары);
4. Конфликты,  возникающие в результате попыток  пересмотра отношений между бывшими  автономными республиками и правительствами  государств-преемников (Абхазии в  Грузии, Татарстана в России)
     Профессор Гарвардской школы права (США) У. Юри рассматривает межнациональные конфликты по следующим категориям:
1) «насильственные», т. е. вылившиеся в реальные  акции насилия;
2) «насильственные», но управляемые, т. е. поддающиеся  контролю и урегулированию;
3) «чреватые  насилием», то есть готовые  вот-вот вылиться в реальные  насильственные действия;
4) «потенциально  насильственные», т. е. не проявившие  себя как таковые, но имеющие  в глубине своей предпосылки  к насилию; 
5) «ненасильственные» 
     Наиболее  полный вариант типологии межнациональных  конфликтов предложил, на наш взгляд, Я. Этингер. С большей или меньшей степенью условности он сводит их к нескольким основным типам:
1. Территориальные  конфликты, часто тесно связанные  с воссоединением раздробленных  в прошлом этносов. Их источник  – внутреннее, политическое, а нередко  и вооруженное столкновение между  стоящими у власти правительством и каким-либо национально-освободительным движением или той или иной ирредентистской и сепаратистской группировкой, пользующейся политической и военной поддержкой соседнего государства. Классический пример – ситуация в Нагорном Карабахе и отчасти в Южной Осетии;
2. Конфликты,  порожденные стремлением этнического  меньшинства реализовать право  на самоопределение в форме  создания независимого государственного  образования. Таково положение  в Абхазии, Гагаузии, отчасти в Приднестровье:
3. Конфликты,  связанные с восстановлением  территориальных прав депортированных  народов. Яркое тому свидетельство- спор между осетинами и ингушами из-за принадлежности Пригородного района
4. Конфликты,  в основе которых лежат притязания  того или иного государства  на часть территории соседнего  государства. Например, стремление  Эстонии и Латвии присоединить  к себе ряд районов Псковской  области, которые, как известно, были включены в состав этих  двух государств при провозглашении их независимости, а в 40-е годы перешли к РСФСР;
5. Конфликты,  источниками которых служат последствия  произвольных территориальных изменений,  осуществляемых в советский период. Это прежде всего проблема Крыма и в потенции – территориальное урегулирование в Средней Азии;
6. Конфликты  как следствие столкновений экономических  интересов, когда за выступающими  на поверхность национальными  противоречиями в действительности  стоят интересы правящих политических  элит, недовольных своей долей  в общегосударственном федеративном  «пироге». Думается, что именно эти  обстоятельства определяют взаимоотношения  между Грозным и Москвой, Казанью  и Москвой; 
7. Конфликты,  в основе которых лежат факторы  исторического характера, обусловленные  традициями многолетней национально-освободительной  борьбы против метрополии. Например, конфронтация между Конфедерацией  народов Кавказа и российскими  властями:
8. Конфликты,  порожденные многолетним пребыванием  депортированных народов на территориях  других республик. Таковы проблемы  месхетинских турок в Узбекистане,  чеченцев в Казахстане;
9. Конфликты,  в которых за лингвистическими  спорами (какой язык должен быть государственным и каков должен быть статус иных языков) частоскрываются глубокие разногласия между различными национальными общинами, как это происходит, например, в Молдове, Казахстане.
Конечно, в «чистом виде» трудно вычленить  каждый из этих типов конфликтов. Зачастую конфликты возникают в результате целого комплекса противоречий: этнических, территориальных, политических, экономических, религиозных .
     Для России сегодня типичны следующие  конфликты:
– «статусные»  конфликты российских республик  с федеральным прави- тельством, вызванные стремлением республик добиться большего объема прав и стать вообще независимыми государствами – субъектами международного права;
– территориальные  конфликты между субъектами федерации;
– внутренние (происходящие внутри субъектов федерации) этнополитические конфликты, связанные  с реальными противоречиями между  интересами различных этнических групп. В основном это противоречия между  называемыми титульными нациями  и русским (русскоязычным), а также  и «нетитульным» населением в республиках .
     Этот  перечень типов конфликтов можно  расширить. По мнению Л. Дробижевой, сегодня в Российской федерации в основном прослеживаются три типа конфликтов этнополитического характера.
     Во-первых, это конституционные конфликты. Некоторые республики приняли конституции, которые противоречат прошлой и  теперешней конституции РФ: Саха (Якутия), Тыва, Татарстан, другие. Первое противоречие заключается в том, что в конституциях говорится о главенстве законов  республик над федеральными, второе связано с контролем за использованием родных ресурсов, третье – с непосредственным выходом на международную арену.
     Второй  тип конфликтов – территориальные  конфликты. Спорных зон час на территории России 180. Вокруг некоторых  из них уже идут локальные военные  действия.
Третий  тип конфликтов – межгрупповые конфликты.
Социальная  нестабильность, экономическая депривация, политические противоречия внутри республик  и между республиками и Центром  стимулируют такие конфликты, напряжение существует в отношениях между чеченцами  и казаками, ингушами и осетинами, кабардинцами и балкарцами, в молодежных группах в Якутии, Тыве и др. Недостаточное  внимание к этническим конфликтам чревато  тем, что конфликтов будет больше и они будут острее.  Данная классификация определяет три основных типа конфликтов России.
     Вместе  с тем, было бы в корне неверно  считать, что она исчерпывает  многообразие происходящих в России конфликтов. Статусные конфликты  это не только конфликты, связанные  с интересами каких-либо этнических образований, а это конфликты, в  основе которых лежат требования расширения административно-управленческих полномочий в том или ином регионе. Таким конфликтом может быть конфликт, связанный с провозглашением  Уральской республики. Нам думается, что можно выделить еще один тип  конфликтов – это конфликты, порожденные  в ходе проводившихся в прошлом  репрессий. А также теми событиями  и мероприятиями, которые были проведены  в ходе реабилитации.
Ряд зарубежных и отечественных исследователей считает, что межэтнические конфликты  в России происходят часто между  двумя главными типами цивилизаций, характеризующими евразиатскую сущность страны – западным христианским в своей основе и южным исламским (11). Этот тезис требует отдельного рассмотрения.
     Исследователи отмечают, что в последние годы по признаку конфликтное все болевые  точки России классифицируются по следующим  основаниям:
– зоны острых кризисных (военных конфликтов или балансирования на их грани) –  Северная Осетия – Ингушетия;
– потенциально кризисные ситуации (Краснодарский  край). Здесь основным фактором межнациональной  конфликтогенности являются миграционные процессы, в результате которых обостряется обстановка;
– зоны сильного регионального сепаратизма (Татарстан, Башкортостан);
– зоны среднего регионального сепаратизма (Республика Коми);
– зоны вяло текущего сепаратизма (Сибирь, Дальний  Восток, ряд республик Поволжья, Карелии и пр.).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Особенности урегулирования этнополитических конфликтов
Процессы этнополитической мобилизации обратимы, т. е. наряду с мобилизацией возможна и этнополитическая демобилизация. В этом случае исключительную роль играют:
• фактор времени: кратковременное доминирование этнополитических установок в массовых ориентациях и представлениях людей, как правило, в период обострения межгрупповых отношений;
• субъективный фактор: готовность политических элит к компромиссу, маргинализация «этнических предпринимателей», своевременность и содержание принятых политических решений по разрешению возникшего кризиса, их реальное осуществление и т. д.
Выделяют  пять основных способов урегулирования этнополитических конфликтов:
• консоциация – т. е. инкорпорация этнических групп и прежде всего их элит в политическую и административную структуру государства;
• синкретизм – культурное представительство этнического разнообразия (предоставление права на «национально-культурную автономию») при фактической деполитизации этничности;
• федерализация – децентрализация и разделение власти по вертикали, предполагающая передачу части властных полномочий региональным (т. е. территориальным), а фактически этническим общностям;
• переход от определения гражданства «по крови» к определению его «по почве», что предполагает получение гражданства любым человеком, родившимся на территории данного национального государства;
• символическая политика – поиск общих исторических символов, общих героев, общих лояльностей, изъятие из публичной речи понятий, которые приобрели в языке устойчивый негативный смысл («лица кавказской национальности») и замена их нейтрально окрашенными.
     Однако  для того, чтобы добиться успеха в урегулировании этнополитических конфликтов, необходим целый ряд  благоприятных предпосылок. Этничность должна быть максимально деполитизирована, подчинена приоритету прав человека и свободы личности. Национализм должен не переходить в этнонационализм, а базироваться на общегражданской солидарности и патриотизме. В системе политических отношений этнический фактор не должен играть большой роли и в идеале вообще должен быть исключен из политической сферы как самостоятельный и самоценный фактор при обязательном возрастании его роли в культуре.
     Следует помнить, что недопущение открытых этнополитических конфликтов, превентивные меры по их урегулированию – гораздо  более эффективная стратегия, чем  попытки (чаще всего безуспешные) сформировать конструктивное взаимодействие сторон в рамках уже открытой, манифестной фазы этнополитического конфликта.
     Однако  для большинства мультиэтничных стран мира практическая реализация этих принципов и задач – дело более или менее отдаленного будущего. Несомненно, консолидированные демократии имеют относительно больший успех в предотвращении и урегулировании этнополитических конфликтов, тем не менее даже они не имеют иммунитета против этнического насилия, и политика идентичностей не всегда легко нивелируется и в плюралистических демократических обществах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
     При написании данной работы я пришол к выводу, что данная тема очень объёмная, по одной только классификации этнополитических конфликтов можно написать отдельную работу, но есть определенные стандарты,  которые заставляют выделить лишь самое главное. Эта тема очень интересна и познавательна, поэтому я даже не смогла выделить параграф, который представлял бы для меня наибольший интерес.
     Подводя итог данной работе я сделал вывод, что этнополитическим конфликтам способствует этнополитическая мобилизация, т.е. процесс, посредством которого группа, принадлежащая к одной этнической категории (приписывающая себе принадлежность к таковой), в борьбе за политическую власть и лидерство с членами другой/других этнических групп или государством манипулирует этническими обычаями, ценностями, мифами и символами в политических целях, используя их как главный ресурс во имя обретения общей идентичности и политической/государственной организации группы.
     Таким образом можно сделать вывод, что этнический фактор, став однажды влиятельным политическим фактором, отличается большой стабильностью и воспроизводимостью, поскольку закрепляется во властно-политических позициях, запечатлевается в исторической памяти народа, передается из поколения в поколение. Деполитизация этноса и межэтнических отношений происходит очень медленно, даже если ее пытаются ускорить, не случайно многие этнополитические конфликты приобретают затяжной характер.
     В политической науке этнополитические конфликты оцениваются как организованные политические действия, массовые беспорядки, сепаратистские выступления и даже гражданские войны, в которых  противостояние проходит по линии этнической общности. Борьба в этнополитических конфликтах разворачивается не просто вокруг материальных или властных проблем, но ради защиты культуры группы, ее статуса и идентичности. И если государство не будет эти конфликты регулировать то массовые беспорядки могут перелиться в гражданскую войну, а затем просто разрушить государство из вне. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Грох M. От национальных движений к полностью сформировавшейся нации: процесс строительства наций в Европе // Нации и национализм. М., 2002. С. 121–145. 
2. Сикевич  В. Проблема этнического риска и национальные меньшинства в постсоветских государствах // Расы и народы. Ежегодник. № 24. Современные этнические и расовые проблемы. М., 2002. С. 277.

3. Тишков В. А. Межэтнические отношения и конфликты: перспективы нового тысячелетия // Антропология власти. Хрестоматия по политической антропологии: В 2 т. / Сост. и отв. ред. В. В. Бочаров. Т. 2. Политическая культура и политические процессы. СПб., 2006. С. 483.
4. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Article/Amelin_Konflikt.php
5.http://fictionbook.ru/author/kollektiv_avtorov/politicheskaya_konfliktologiya
6.http://ru.wikipedia.org/wiki

      
 


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.