На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


автореферат Гуманизация педагогичского взаимодйствия в военном ВУЗе

Информация:

Тип работы: автореферат. Добавлен: 22.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


На  правах рукописи 
 
 

ШИПЯКОВА Алла Александровна 
 
 

ГУМАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО  ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
В ВОЕННОМ ВУЗЕ 
 
 

13.00.01 –  общая педагогика, история педагогики  и образования 
 
 
 

АВТОРЕФЕРАТ 

диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук 
 
 
 
 

Рязань  – 2006 
 
 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ 

     Актуальность  проблемы исследования обусловлена тем, что совершенствование современного образования немыслимо без дальнейшего углубления процесса его гуманизации. Вхождение отечественного образования в европейское образовательное пространство в соответствии с Болонской декларацией актуализирует проблему гуманизации высшей школы. Особое место в системе высшего образования занимают военные вузы, специфика образовательного процесса в которых усложняет решение этой острой проблемы.
     Наблюдения  за практикой показывают, что в  решении данного вопроса у ряда руководителей и преподавателей военных вузов сформировалась выжидательная позиция, молчаливое противодействие внедрению инновационных технологий и приверженность традиционным методам обучения, результаты которых далеко не всегда соответствуют современным требованиям к профессиональной подготовке офицера.
     Имеющее место несоответствие системы подготовки военных кадров требованиям демократизации и гуманизации общества отражает актуальнейшее противоречие между  современными требованиями реорганизации Армии на гуманистических и демократических принципах и косностью, инертностью ряда армейских структур в плане практических шагов в данном направлении. Поиск оптимальных путей разрешения данного противоречия приводит к идее гуманизации педагогической системы военного вуза «изнутри» в соответствии с идеями синергетики – через его субъектов (Л.А. Байкова).
     Решению названной проблемы способствует накопленный  педагогической наукой потенциал разработок общетеоретического и практического  характера, связанных с осмыслением  сущности гуманизации, поиском соответствующих оснований организации образовательной системы, технологий, приемов, средств гуманизации в средней школе и гражданских вузах (Ш.А. Амонашвили, Л.А. Байкова, Е.Н. Барышников, М.Н. Берулава, Б.М. Бим-Бад, Е.Н. Бондаревская, М.А. Вейт, В.Б. Ежеленко, В.А. Караковский, И.А. Колесникова, Л.М. Лузина, А.В. Мудрик, Н.Д. Никандров, М.М. Поташник, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.).
     В исследованиях образовательного процесса военного вуза позиции нового видения сущности обучения курсантов представлены работами И.В. Биочинского, А.К. Быкова, С.П. Желтобрюха, А.И. Каменева, А.К. Кротова, В.Г. Михайловского, Г.А. Шабанова, Л.Д. Шарова, Г.И. Шпака, общий смысл которых – создание условий для целостного проявления и развития личностных структур. Важное теоретическое и практическое значение имеют исследования отдельных аспектов личностно-ориентированного обучения (Н.Т. Волков, С.Б. Югова) и интеллектуально-творческого развития курсантов (Н.М. Игошина, Н.П. Лепетанов, Е.Г. Плотникова, Н.Е. Хрипунова), нравственного становления (А.И. Сопочкин, В.И. Шадрин) и активизации самостоятельной деятельности будущих офицеров (Т.С. Куликова, Н.П. Пономаренко). Практически во всех работах имеются ссылки на происходящие в Армии процессы демократизации и гуманизации, но ни в одной из работ не ставилась цель исследовать гуманизацию образования в военном вузе и найти оптимальные условия осуществления данного процесса. Значительную роль в изучении проблемы гуманизации педагогического взаимодействия в военном вузе играют исследования отдельных аспектов данного вопроса: формирования коммуникативных умений профессионального и межличностного общения курсантов (С.Н. Афанасьев, М.В. Бирюкова, О.В. Ченцов); формирования гуманистического (Т.А. Родионова) и диалогического (О.П. Пронина) мышления курсантов. Очевидно, что педагогическая система военного вуза нуждается в дальнейшем теоретическом и практическом исследовании с целью определения оптимальных условий и средств ее гуманизации.
     Основным  методологическим основанием осуществления  процесса гуманизации является антропоцентрический подход, одна из центральных идей которого – идея духовности человека и роли рефлексии в развитии его субъектности, его уникальной способности определять жизненные перспективы, искать смысл жизни, определять для себя нравственные ценности и ориентиры. Рассмотрение рефлексии как системообразующего фактора самоопределения, становления, самосовершенствования личности человека (И.В. Байер, А.В. Лосев, И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов) приводит к идее рефлексивного подхода как основы гуманизации обучения.
     Анализ  современных исследований рефлексивных аспектов в образовании показывает достаточную теоретическую и практическую разработанность данного вопроса в средней школе и гражданском вузе (Б.З. Вульфов, Г.П. Звенигородская, Е.В. Ильина, С.В. Кривых, И.Г. Курбатова, М.В. Лукьянова, Т.А. Морозова, И.Б. Ольбинский, Н.Я. Сайгушев и др.) и значительное отставание в исследованиях его применительно к образовательному процессу военного вуза. Исследователи отмечают рефлексию в качестве показателя успешности военно-профессионального становления. Г.И. Шпак (1999) в качестве одного из принципов построения образования в военном вузе называет принцип рефлексивной позиции оценки готовности к ведению боевых действий. Рефлексивный метод называется в числе других методов организации личностного взаимодействия (И.А. Бисько, 2002) и совершенствования профессиональной подготовки курсантов (О.Г. Соколов, 1998). Принцип личностно-рефлексивного подхода учтен А.В. Фадеевым (2004) при исследовании процесса профессионального самосовершенствования будущего офицера. Однако, как системообразующий принцип гуманизации педагогического взаимодействия в военном вузе принцип личностно-рефлексивного подхода не получил глубокого исследования.
     Анализ  научно-педагогической, психологической  литературы и актуальных тенденций развития образования, а также состояния теории и практики образования в военных вузах свидетельствует о существовании противоречий:
     – между необходимостью гуманизации  образовательного процесса в военном вузе и отсутствием (неразработанностью) оснований осуществления данного процесса, отвечающих современным требованиям к образованию;
     – между необходимостью активизации рефлексии курсантов в процессе педагогического взаимодействия, как средства его гуманизации, совершенствования профессиональной подготовки будущего офицера, и отсутствием методик организации рефлексивной деятельности курсантов, учитывающих специфику военно-образовательного процесса.
     Указанные противоречия определили проблему исследования: каковы педагогические условия гуманизации педагогического взаимодействия в военном вузе.
     Цель  исследования: выявить совокупность педагогических условий гуманизации педагогического взаимодействия в военном вузе.
     Объект  исследования – гуманизация педагогического взаимодействия в военном вузе.
     Предмет исследования – педагогические условия гуманизации педагогического взаимодействия в военном вузе.
     Гипотеза  исследования. Гуманизация педагогического взаимодействия в военном вузе будет эффективно осуществляться при личностно-рефлексивном подходе к организации образовательного процесса, если:
     – будут соблюдаться такие требования, как расширение круга субъектов  педагогического взаимодействия за счет включения офицеров-командиров; обязательность рефлексивной компоненты всех видов деятельности субъектов; организация рефлексивной деятельности курсантов, обращенной на военную специальность;
     – будет использоваться комплекс активизирующих рефлексию курсантов общепедагогических методов коллективного анализа  и оценки, самоанализа и самооценки, анализа содержания учебного материала, адекватных организационных форм и средств.
     Задачи  исследования:
     1. Уточнить понятия «педагогическое  взаимодействие в военном вузе»,  «гуманизация педагогического взаимодействия в военном вузе» и «личностно-рефлек-сивный подход» с учетом специфики данного образовательного учреждения.
     2. Выявить и научно обосновать педагогические условия процесса гуманизации педагогического взаимодействия в военном вузе с учетом его специфических особенностей.
     3. Разработать теоретическую модель гуманизации педагогического взаимодействия в военном вузе на основе личностно-рефлексивного подхода.
     4. Экспериментально проверить построенную теоретическую модель гуманизации педагогического взаимодействия в военном вузе и доказать ее эффективность на практике.
     5. Разработать методические рекомендации по реализации личностно-рефлексивного подхода как средства гуманизации педагогического взаимодействия в военном вузе.
     Для решения поставленных задач использовались следующие методы научного исследования:
     – теоретические: анализ, синтез, сравнение, обобщение, интерпретация, абстрагирование, моделирование и конкретизация в процессе изучения философской, психологической и научно-педагогической литературы по проблеме, выдвижение и теоретическое обоснование гипотезы, теоретическое моделирование;
     – эмпирические: наблюдение, изучение педагогического  опыта военных вузов, анкетирование, тестирование, беседа, изучение продуктов  деятельности курсантов; педагогический эксперимент;
      методы математической обработки результатов исследования.
     Теоретико-методологической основой исследования являлись идеи антропоцентрического подхода (К.Д. Ушинский, Б.М. Бим-Бад, Л.А. Байкова), идеи рефлексивного подхода в образовательной сфере (Н.Г. Алексеев, Л.А. Байкова, Г.П. Звенигородская, В.И. Слободчиков), рефлексивной практики творческого развития (С.Ю. Степанов), культурно-историческая концепция Л.С. Выготского, общепсихологическая теория деятельности (А.Н. Леонтьев).
     В соответствии с характером задач  исследования определялась логика и 
этапы проведения исследования.
     Первый  этап – проблемно-поисковый (2001-2002 гг.) – включал изучение философской, психологической, научно-педагогической и методической литературы по вопросам гуманизации образования, опыта гуманизации образовательного процесса в гражданском вузе, исследований образовательного процесса в военном вузе. Выявлено проблемное поле исследования, определены объект и предмет исследования, сформулированы цель и задачи исследования; выдвинута гипотеза, построена теоретическая модель и определена программа экспериментальной работы.
     Второй  этап – экспериментальный (2002-2005 гг.) – характеризовался подготовкой  и проведением констатирующего  и формирующего экспериментов, анализом результатов, осмыслением и апробированием результатов работы через публикации и выступления на конференциях.
     Третий  этап – обобщающий (2005-2006 гг.) – характеризовался обобщением результатов педагогического эксперимента и проведением анализа накопленного материала, обобщением и систематизацией результатов исследования. Сформулированы выводы по результатам исследования, систематизированы и описаны полученные результаты, оформлены материалы исследования, изложенные и апробированные через выступления и публикации, разработаны методические рекомендации по гуманизации педагогического взаимодействия в практике высших военно-учебных заведений.
     Базой опытно-экспериментальной  работы послужило Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова (РВВДКУ). В констатирующем эксперименте участвовали 203 курсанта семи взводов. В формирующем эксперименте приняли участие 55 человек 2 и 3-го взводов 6-й роты 2-го учебного батальона курсантов, преподаватели кафедры математики и физики, офицеры-командиры курсантских подразделений.
     Научная новизна исследования: выявлены, научно обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия реализации личностно-рефлексивного подхода как средства гуманизации педагогического взаимодействия в военном вузе; определена логика развития рефлексивных умений курсантов для разработки методик и технологий.
     Теоретическая значимость исследования:
     – уточнены понятия «педагогическое  взаимодействие в военном вузе», «гуманизация педагогического взаимодействия в военном вузе», «личностно-рефлексивный подход» с учетом особенностей данного образовательного учреждения;
     – отобран и теоретически обоснован  комплекс методов, организационных  форм и средств активизации рефлексии  курсантов, способствующей гуманизации педагогического взаимодействия;
     – теоретически обоснована и практически  доказана возможность гуманизации и повышения эффективности образовательного процесса в военном вузе на основе личностно-рефлексивного подхода, стимулирующего качественное изменение педагогического взаимодействия.
     Практическая  значимость исследования:
     – разработаны методические рекомендации для педагогов и офицеров военных вузов, учебно-методические пособия для курсантов;
     – создана специальная педагогическая «Программа рефлексивного роста  курсантов» с учетом логики развития рефлексивных умений;
     – отобранная система методов, форм и  средств активизации рефлексии  курсантов применяется преподавателями военных вузов при изучении гражданских и военных дисциплин, в работе командиров курсантских подразделений;
     – результаты исследования позволяют расширить и углубить материалы учебных курсов и курсов по выбору по педагогике и психологии для подготовки будущих учителей в педагогических вузах, в системе повышения квалификации преподавателей гражданских и военных вузов.
     Достоверность и обоснованность научных результатов обеспечена: теоретическим и практическим обоснованием исходных методологических позиций, включающих обращения к смежным областям (философии, психологии), их соответствием поставленной проблеме; совокупностью взаимосвязанных методов исследования и их адекватностью целям, задачам, объекту и предмету; продолжительностью экспериментальной работы и возможностью повторения результатов, репрезентативностью исследовательской выборки; опытом личного участия автора в проведении эксперимента.
     Основные  положения, выносимые  на защиту:
     1.   Педагогическое взаимодействие в военном вузе – это целенаправленный, вербальный или невербальный, личный контакт курсантов и преподавателей, имеющий следствием взаимные, регламентируемые уставным характером отношений субординации и требованиями социального заказа военному вузу, изменения поведения, деятельности, отношений и установок его субъектов.
     2.   Гуманизация педагогического взаимодействия в военном вузе – это процесс постепенного, неразрушительного и неуклонного перехода педагогического взаимодействия от нормативного характера отношений в пространство гуманистических ценностей (человек как самоценность и субъект жизнедеятельности, трансцендентное развитие человека, свобода выбора, субъект-субъектное взаимодействие) при соблюдении уставной формы отношений субординации.
     3.   Личностно-рефлексивный подход, как основное требование к осуществлению гуманизации педагогического взаимодействия в военном вузе, заключается в систематической организации рефлексивной деятельности его субъектов, обращенной на их внутренний мир, нравственные отношения между ними, общение и совместную предметную деятельность, военную службу в соответствии с нравственными нормами, педагогическими требованиями и требованиями воинских Уставов.
     4.   Педагогическими условиями гуманизации педагогического взаимодействия на основе личностно-рефлексивного подхода в военном вузе являются:
     –  расширение круга субъектов педагогического  взаимодействия за счет включения в  него, наряду с курсантами и преподавателями, офицеров-командиров;
     –  последовательность и постепенность  включения в рефлексивную деятельность на всех уровнях педагогического взаимодействия;
     –  обязательность рефлексивной компоненты во всех видах деятельности субъектов  в процессе педагогического взаимодействия;
     –  организация специальной рефлексивной деятельности сержантского состава, курсантов, обращенной на формирование значимых профессиональных качеств, характер и результативность субординационного взаимодействия;
     –  использование системы методов, форм и средств активизации рефлексии курсантов (методов коллективного анализа и оценки, самоанализа и самооценки, анализа содержания учебного материала, историко-генетического и научно-практического анализа учебного материала, анализа глобальных образовательных конструктов, предъявления образца рефлексивного мышления, теоретического моделирования, проблематизации; организационных форм индивидуальной работы с самопроверкой, работы в парах, занятия-практикума, «мозгового штурма», «общественного смотра знаний» и средств организации обучения таких как рейтинговая система оценок, «Рабочая тетрадь курсанта», карточки рефлексивной направленности).
     Апробация и внедрение результатов  исследования осуществлялись в образовательном процессе РВВДКУ. Материалы исследования были представлены для обсуждения на заседаниях кафедры педагогики РГУ имени С.А. Есенина, на Российской научно-методической конференции «Воспитательное пространство образовательного учреждения» (Рязань, 2003), межвузовской научно-практической конференции «Методическое обеспечение качества учебно-воспитательного процесса» (Рязань, 2005), международной научно-практической конференции «Психология на службе мира» (Сочи, 2005), научно-практической конференции «Проблемы формирования личности в современном обществе» (Рязань, 2005), международной научно-практической конференции «Актуальные социально-психологические проблемы развития личности в образовательном пространстве ХХI века» (Кисловодск, 2006), межрегиональной научно-практической конференции «Психология здоровья: методология, теория и практика» (Рязань, 2006), заседаниях Ученого Совета РВВДКУ и предметно-методических комиссий преподавателей РВВДКУ, РВВКУС (Рязанского филиала высшего Военного университета связи) и РВАИ (Рязанского военного автомобильного института), на занятиях с курсантами I-II курсов РВВДКУ.
     Изданные  автором методические рекомендации и «Рабочая тетрадь курсанта» используются в учебном процессе РВВДКУ, работе других военных вузов г. Рязани.
     Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 316 наименований, и 7 приложений. Основной текст диссертации изложен на 174 страницах, содержит одну схему, 19 таблиц и 4 гистограммы.
 

     
ОСНОВНОЕ  СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ 

     Во  введении обоснована актуальность темы исследования и раскрыта степень ее разработанности; определены проблема, цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования; представлена теоретико-методологическая основа, показана научная новизна, теоретическая и практическая значимость; содержатся сведения об апробации и достоверности результатов исследования.
     В первой главе «Теоретические основы гуманизации педагогического взаимодействия в военном вузе» на основе анализа педагогических и психологических исследований, особенностей педагогической системы военного вуза уточнены понятия «педагогическое взаимодействие в военном вузе», «гуманизация педагогического взаимодействия в военном вузе»; раскрыта сущность и педагогические условия реализации принципа личностно-рефлексивного подхода как системообразующего в осуществлении гуманизации педагогического взаимодействия в военном вузе.
     Как самостоятельное понятие, педагогическое взаимодействие входит в научный оборот с конца 1960-х годов, хотя часто заменяется синонимами (взаимосвязь, сочетание и т.д.); первоначально разрабатывалось в области теории обучения (С.П. Баранов, М.А. Данилов, И.Я. Лернер, М.Р. Скаткин и др.). В 1970-е годы акцент в осмыслении педагогического взаимодействия смещается в область воспитательной работы к «воспитательным взаимодействиям», к «воспитательным системам школы» (В.А. Караковский, Х.И. Лийметс, Л.И. Новикова, А.Н. Тубальский, Н.Е. Щуркова и др.). В конце 1980-х – начале 1990-х годов разрыв науки и практики преодолевался через целенаправленную интеграцию педагогики с другими науками (Л.А. Беляева, И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, Н.И. Шевандрин и др.) и актуализацию научного потенциала (В.С. Безрукова, В.И. Загвязинский, Л.И. Новикова и др.), в поиске новых подходов к философии образования в целом и педагогическому взаимодействию в частности.
     Из  многочисленных подходов к рассмотрению педагогического взаимодействия в контексте данного исследования требовался такой, который позволял бы выявлять специфику протекания и условия гуманизации его в любом конкретном образовательном учреждении.
     Мы  рассматривали педагогическое взаимодействие с позиций системного подхода  – как педагогическую систему, являющуюся центральной подсистемой образовательного учреждения. В докторской диссертации  Л.А. Байковой рассмотрены три взаимосвязанных уровня педагогического взаимодействия, находящихся в вертикальной иерархической зависимости друг от друга: непосредственный личный контакт «педагог – воспитанник»; совместная деятельность педагога и воспитанников; целостный педагогический процесс образовательного учреждения (в основе которого лежит взаимодействие всего педагогического коллектива с коллективом обучающихся). Педагогическое взаимодействие осуществляется в пространственно-временном поле образовательного учреждения, и каждый уровень характеризуется расширением пространства, времени и особенностями осуществления педагогического взаимодействия.
     Мы  опирались на данный подход, поскольку  он позволяет на каждом из уровней  педагогического взаимодействия: сопоставлять сущностные черты нормативно-формирующей и гуманистической парадигм; выявлять специфику протекания и преобладающую парадигму образовательного процесса; определять стратегию и тактику его коррегирования в любом образовательном учреждении, в том числе и в военном вузе. Как метод анализа состояния педагогической системы образовательного учреждения, этот подход позволил нам выявить в ходе исследования типичные для военного вуза характеристики педагогического взаимодействия:
     1) преобладание нормативно-формирующей  парадигмы в педагогической системе  военного вуза на всех трех  уровнях педагогического взаимодействия: «ролевой» характер общения; авторитарный  стиль руководства совместной  деятельностью (через приказ командира); ограниченность свободы педагогических инноваций (вследствие жестких регламентаций и контроля) в учебно-образовательном процессе;
     2) ограниченность гуманизации педагогической системы военного вуза, обусловленная нормативной формой отношений субординации и рамками требований социального заказа военному вузу;
     3) актуальное противоречие в системе  военного образования – между  потребностью в реорганизации Армии на гуманистических принципах и инертностью армейских структур в плане практических шагов в данном направлении, которое может разрешаться, если осуществлять инновационную деятельность по гуманизации не сверху, административно, а «изнутри», через субъектов педагогического взаимодействия – в соответствии с идеями синергетики.
     Данный  момент определил характер наших  исследовательских установок и  понимания педагогического взаимодействия и гуманизации в военном вузе.
     Педагогическое  взаимодействие в военном вузе –  это целенаправленный, вербальный или невербальный, личный контакт курсантов и преподавателей, имеющий следствием взаимные, регламентируемые уставным характером отношений субординации и требованиями социального заказа военному вузу, изменения поведения, деятельности, отношений и установок его субъектов.
      Гуманизация педагогического взаимодействия в  военном вузе – это процесс постепенного, неразрушительного и неуклонного перехода педагогического взаимодействия от нормативного характера отношений в пространство гуманистических ценностей (человек как самоценность и субъект жизнедеятельности, трансцендентное развитие человека, свобода выбора, субъект-субъектное взаимодействие) при соблюдении уставной формы отношений субординации.
      Качественное  изменение педагогического взаимодействия и педагогической позиции преподавателя в соответствии с гуманистическими принципами представлены в диссертации на каждом из трех иерархических уровней.
      Показатели  процесса гуманизации в военном  вузе отражают последовательность осуществления данного процесса и характеризуют изменения на каждом уровне педагогического взаимодействия: первый уровень – безусловное принятие педагогом курсанта как самоценности и устойчиво положительное отношение к нему, диалогичность общения, благоприятный психологический микроклимат, снижение уровня тревожности; второй уровень – совместная деятельность как сотрудничество преподавателя с курсантами, преподавателя с каждым отдельным курсантом, курсантов между собой с установкой на обучение и воспитание курсанта – будущего офицера, как субъекта военно-профессиональной деятельности, готового к адаптационным изменениям условий жизнедеятельности; удовлетворенность совместной деятельностью, мотивация на саморазвитие, профессиональный рост; третий уровень – направленность целостного образовательного процесса военного вуза на творческое развитие, саморазвитие и самосовершенствование личности будущего офицера, готового к преобразующим изменениям своей жизни и условий жизнедеятельности – субъекта гуманистического и демократического преобразования Армии; адекватная позитивная самооценка курсанта, готовность к саморазвитию.
     Универсальным «методом» гуманизации всех трех иерархических уровней педагогического  взаимодействия в военном вузе может  стать рефлексия как универсальное  средство установления отношений, организации, корректировки и развития деятельности, саморазвития личности. Рефлексия –  родовая сущность человека, поэтому развитие рефлексивности субъектов педагогического взаимодействия – естественный, природосообразный путь его гуманизации, а значит, системообразующий гуманистический принцип в военном вузе.
     На  основе анализа различных аспектов феномена рефлексии в философской, психологической и научно-педагогической литературе (гносеологических подходов к рассмотрению, различных оснований классификаций, результатов практических исследований) в работе приводятся обоснования рефлексивного подхода в образовательной сфере (Н.Г. Алексеев, О.С. Анисимов, И.С. Ладенко, С.Н. Семенов, С.Ю. Степанов, Г.П. Щедровицкий и др.) и обозначаются значимые для нашего исследования разработки основ личностно-рефлексивного подхода (Л.А. Байкова, С.Ю. Степанов, А.В. Фадеев). Однако эти идеи не в полной мере используются в системе военного образования.
     На  основе анализа педагогических и  психологических исследований нами уточнена сущность личностно-рефлексивного  подхода как основного требования к организации образовательного процесса с целью гуманизации педагогического взаимодействия в военном вузе. Личностно-рефлексивный подход заключается в систематической организации рефлексивной деятельности субъектов образовательного процесса, обращенной на их внутренний мир, нравственные отношения между ними, общение и совместную предметную деятельность, военную службу в соответствии с нравственными нормами, педагогическими требованиями и требованиями воинских Уставов.
     Личностно-рефлексивный подход сочетает принципы личностно-деятель-ностного подхода с практикой рефлексивного  развития. Реализация данного подхода направлена развитие способностей субъектов педагогического взаимодействия входить в активную исследовательскую позицию к осуществляемой деятельности и к себе с целью критического анализа, осмысления, оценки и, при необходимости, перепроектирования деятельности и себя, совершенствования характера межличностных отношений на гуманистических принципах
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.