На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Право в системе нормативного регулирования общественных отношений. Соотношение права и морали

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 22.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
МОСКОВСКАЯ  ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
КАФЕДРА ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа 

Тема: «ПРАВО В СИСТЕМЕ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ  ОБЩЕСТВЕННЫХОТНОШЕНИЙ. СООТНОШЕНИЕ  ПРАВА И МОРАЛИ» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил: Научный руководитель:
студент 1-го курса (11 гр.) Т.В. Калугина
Института правоведения
Бугай С.В. 
 
 
 
 

Магадан 2008 
 

П Л А Н : стр.
Введение………………………………………………………………………………………... 3 - 4
1. Система нормативного регулирования общественных отношений………………… 5
1.1 Понятие системы нормативного регулирования общественных отношений. Характеристика и структура…………………………………………………………… 5 - 6
2. Социальные  и технические нормы…………………………………………………….. 6
2.1 Социальные  нормы: понятие, принципы, функции и  классификация……………… 6 - 9
2.2 Технические нормы: понятие, характеристика, содержание и их классификация…. 9 - 12
2.3 Их взаимосвязь  и различия…………………………………………………………...... 12 - 13
3. Соотношение права  и морали………………………………………………………….. 13 - 15
3.1 Единство права  и морали………………………………………………………………. 15 - 16
3.2 Различие права и морали……………………………………………………………….. 16 - 20
3.3 Взаимодействие  права и морали……………………………………………………….. 20 - 21
3.4 Противоречия  права и морали…………………………………………......................... 21 - 23
4. Право и другие социальные нормы: их взаимосвязь и различия……………………. 24 - 29
Заключение……………………………………………………………………........................... 30 - 31
Список  литературы…………………………………………………………….......................... 32
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение. 

    Общество - это сложный организм, это целая система разнообразных отношений. Эти отношения нуждаются в упорядочении и регулировании. Именно поэтому в обществе складывается система нормативных регуляторов, то есть система правил поведения: обычай, нормы морали, норма права и другое. А поскольку именно право является важнейшим регулятором общественных отношений в государстве,  поддерживается и охраняется им. То в данном случае   нас интересует  право в системе нормативного регулирования общественных отношений. А также соотношение права и морали как двух видов социальных норм, которые представляют собой два различных, но и в тоже время  очень важных и взаимосвязанных  типа общественных регуляторов. Не случайно, темой моей курсовой работы является: «Право в системе нормативного регулирования. Соотношение права и морали».
    Актуальность  темы исследования. Актуальность темы исследования  - определена чрезвычайной общественной значимостью изучаемого и анализируемого в работе явления, так как именно благодаря знанию о праве в системе нормативного регулирования общественных отношений и системы нормативного регулирования в целом, можно наиболее точно понять, какие регуляторы наиболее эффективны в обществе. А также позволяет законодателю  точнее выработать такие нормы, которые будут  четче  регулировать общественные отношения.
    Анализ  изученности темы курсовой работы в  научной литературе. Проведя анализ изученности темы курсовой работы в научной литературе, я могу сделать вывод что, выбранная мною тема курсовой работы оптимально разработана во многих источниках литературы. Поэтому я выбрал проблемно-хронологический анализ, который предполагает вычленение внутри темы спектра составляющих ее частных проблем и хронологический анализ каждого из выявленных сюжетов.
    Определение главной цели и промежуточных задач исследования. Основная цель моей курсовой работы является изучение системы нормативного регулирования общественных отношений и соотношение права и морали, как двух наиболее важных вида социальных норм, а также определения места и роли права в данной системе.
    Достижение  основной цели в моем исследовании осуществляется через решение промежуточных задач:
    1. Определение системы нормативного  регулирования общественных отношений. 
    2. Анализ социальных и технических  норм.
    3. Выявление соотношения права и морали. 
    Характеристика  источников и используемой литературы. Литература,  используемая в данной курсовой работе,  по моему мнению, в полной степени  раскрывает основные задачи исследования и позволяет сделать полный анализ всех аспектов затронутых данной темой курсовой работы. Сделав классификацию источников литературы, можно в целом  подразделить их  на следующие основные типы:
    Учебная литература по теории государства и права: Теория государства и права: Учебник / Под ред. проф. В.К. Бабаева. - М.: Юристъ, 2003 и т.д.
    Периодические издания юридического профиля: «Правоведение», «Вестник МГУ. Серия 11. Право», «Государство и право».
    Учебно-методические пособия: Учебно-методическое пособие по курсовым работам   А. И. Широкова.
    Объект  и предмет исследования. Проведя анализ данной курсовой работы, я могу выделить  объект и предмет исследования:
    - объектом  моего исследования являются социальные нормы,  как часть системы нормативного регулирования общественных отношений; 
    - предметом  же являются нормы права, как часть социальных норм, так как предмет – это феномен, находящийся в границах объекта.
    Новизна исследования. Научная новизна настоящей курсовой работы определяется,  прежде всего, тем, что  я пытаюсь обобщить в курсовой работе  материал по данной теме за последние пять лет, а также показать те изменения, которые произошли за последнее время с правом и моралью, то есть их соотношение.
    Методологические  принципы исследования. Методы исследования. В данной курсовой работе я выбрал  такой методологический принцип исследования, как принцип научности. Он заключается в том, что исследователь обязан строить свои суждения исключительно на  источниках, подлинность и точность которых проверены. Одновременно, любой ученый должен строить свои выводы только на основании строгой логичности доказательств, определений и выводов. Что и было сделано мной  в настоящей курсовой работе.
    Метод исследования, который я использую в своей работе, является библиографический метод. Его применение в исследовательской работе обуславливается,  тем обстоятельством, что я занимаюсь сбором и анализом научной литературы, посвященной изучаемой мной проблеме.
    Практическое  значение результатов  исследования. Выводы, наблюдения  и результаты моего исследования могут быть использованы при составлении основных и специальных учебных курсов по Теории государства и права, а также могут быть использованы на различных конференциях, где затрагиваются основные аспекты настоящей курсовой работы. Нельзя не учесть, что данная курсовая работа может быть использована на практических занятиях, то есть на семинарских занятиях для более точного раскрытия той темы, которая затронута этой работой.   
 
 
 

Глава 1. Система нормативного регулирования общественных отношений.

1.1 Понятие системы  нормативного регулирования общественных отношений. Характеристика и структура.
    Поскольку общество это сложный организм, который  постоянно развивается  и становится более сложным, с ним  совершенствуется и система регулирования общественных отношений, которая действует в данном обществе. В этой связи используется понятие нормативного регулирования. Нормативное регулирование – это упорядочение отношений между людьми, их  поведения посредством создания и реализации  различных норм. Такое регулирование выражает объективную потребность общества в упорядочении  поведения  людей, в подчинении их определённым правилам.
    Нормативное регулирование включает следующие  моменты:
    выработку норм (образцов поведения);
    реализацию этих норм в деятельности индивидов, организаций;
    использование мер воздействия (убеждения, принуждения) в случае нарушения установленных правил.
    Для понимания природы действующих  в обществе норм необходимо различать два смысла термина норма. Во-первых,  норма есть естественное состояние некоторого объекта, иначе естественная норма. Во-вторых, «норма – это руководящее начало, правило поведения, связанное с сознанием и волей людей,  возникающее в процессе культурного развития  и социальной организации общества – социальная норма»1.
    Реально действующие в жизни людей нормы нельзя однозначно отнести к естественным или социальным. Так, естественно нормы могут быть переведены в систему технических правил (правила работы с техническими или природными объектами), стать основанием социального нормирования (например, установление срока признания отцовства после смерти супруга), а социальные нормы – сформировать характер объекта, качественное состояние.
    Таким образом, в зависимости от соотношения  естественной нормативности и
социального нормирования можно выделить, как минимум, четыре группы действующих в обществе нормативных регуляторов:
    естественные нормы, существующие в виде сформулированного знания о нормальном, естественном состоянии объекта, определяемом его природой. Такие нормы формирует, например, наука;
    разработанные на основе знания естественных норм правила работы с техническими и породными объектами. Подобные правила принято называть техническими нормами;
    правила поведения, базирующиеся на естественных нормах или складывающиеся в связи с их действием. Сюда относится большинство социальных норм;
    правила поведения, содержание которых определяется не столько естественной нормативностью, сколько целями и задачами, стоящими перед обществом, или потребностями конкретной его сферы. Это некоторые юридические процессуальные нормы, ритуалы и тому подобное.
    При обсуждении роли права в системе  нормативного регулирования значение имеют нормы третей и четвёртой  группы. Они не просто существуют и  действуют в обществе, а регулируют общественные отношения, поведение  людей, регулируют жизнь общества.              
    Вывод: таким образом, можно сказать, что система нормативного регулирования общественных отношений – это совокупность разнообразных правил поведения, то есть норм, направленных на регулирование отношений внутри общества.
    В юридической науке все действующие  в обществе нормы подразделяются, прежде всего, на две большие группы - социальные и технические. Это наиболее общее деление, имеющее как бы первичное, исходное значение. Далее обе группы норм классифицируются по различным основаниям на многочисленные виды и разновидности. Правоведы как гуманитарии не занимаются техническими нормами - это не их задача. Они соприкасаются с ними лишь постольку, поскольку это необходимо в своей области знаний. Но им важно четко отграничить технические нормы от социальных, установить здесь объективные критерии, отличительные
черты, особенности. Рассмотрим же их поподробнее.    

Глава 2. Социальные и технические  нормы.
2.1 Социальные нормы:  понятие, признаки, функции и классификация.
    Важнейшим средством организации общественных отношений являются социальные нормы: нормы права, нормы морали, нормы традиций, обычаев, ритуалов и так далее. Эти нормы обеспечивают наиболее целесообразное и гармоничное функционирование общества в соответствии с потребностями его развития.
    Потребность в социальных нормах возникла на самых  ранних ступенях развития человеческого  общества в связи с необходимостью урегулирования поведения людей  общими правилами. При помощи социальных норм достигаются наиболее целесообразное взаимодействие людей, решаются задачи, которые не под силу отдельному человеку.
    Социальным  нормам присущи следующие  признаки:
    1. Они являются общими правилами.  Это означает, что социальные  нормы устанавливают правила  поведения в обществе, то есть определяют, каким может или должно быть поведение субъектов с точки зрения интересов общества. При этом социальные нормы действуют непрерывно во времени, обладают  многократностью действия и обращены к неопределенному кругу лиц (не имеют конкретного адресата).         
    2. Данные нормы  возникают в  связи с волевой, сознательной деятельностью людей. Одни социальные нормы создаются в процессе целевой деятельности, другие повторяются в многократно повторяющихся актах поведения, не отделяются от самого поведения и выступают как его образцы и стереотипы, третьи формируются в виде принципов, закрепляющихся в общественном сознании, и т.д. Иначе говоря, анализируемые нормы по-разному соотносятся с волей и сознанием людей, однако всегда возникают в связи с ними.
    3. Названные нормы регламентируют формы социального взаимодействия людей, т.е. направлены на регулирование общественных отношений.
    4. Они возникают в процессе исторического развития (как его фактор и результат) и функционирования общества. Социальные нормы, будучи элементом общества, отражают процесс его развития, влияют на их темпы и характер, словом, имеют свое место в истории общества, свою историческую судьбу.
    5. Эти нормы соответствуют типу культуры и характеру социальной организации общества. Характер же организации общества в большей мере влияет на значимость того или иного вида норм в обществе, на связи норм в социальной нормативной системе.
    Так, в не государственно-организованных обществах доминируют обычаи, традиции, а в государствах – мораль и право.
    Таким  образом, «социальные нормы представляют собой связанные с волей и сознанием людей общие правила регламентации формы их социального взаимодействия, возникающие в процессе исторического развития общества, соответствующие типу культуры и характеру его организации»2.
    Иначе дается  определение в учебнике «Теория государства и права» Хропанюка В.Н.:
    «Социальные нормы – это правила, регулирующие поведение людей и деятельность организаций в их взаимоотношении»3
    Из  приведенных определений видно, что в юридической литературе социальные нормы рассматриваются как регуляторы общественных отношений.  Но их роль этим не ограничивается. Исходя из изложенного, можно назвать, по меньшей мере, три функции социальных норм.
    Регулятивная. Эти нормы устанавливают правила поведения в обществе, регламентируют социальное взаимодействие. Социальные нормы поддерживают определенную системность общества, условия его существования как единого организма.
    Оценочная. Социальные  нормы выступают в общественной практике  основанием оценки социально значимого поведения конкретных субъектов (моральное – аморальное, правомерное – неправомерное)
    Трансляционная. Можно сказать, что в социальных нормах сконцентрированы достижения человечества в организации общественной жизни, опыт(в том числе негативный) общественного устройства. В виде социальных  норм этот опыт, культура не только сохраняются, но и «транслируются» в будущее, передаются следующим поколениям (через образование, воспитание.)
    Анализируемые нормы имеют различное содержание, зависящее от характера отношений, которые они регулируют. Кроме того, разные социальные нормы могут возникать различными способами и на разной основе. Некоторые нормы, будучи первоначально непосредственно включены в деятельность, не выделяются из поведения и являются его элементом. Установившиеся в практике образцы такого поведения, получая общественное осознание, оценку, могут трансформироваться в сформулированные правила, а могут сохраняться в виде привычек и стереотипов. Другие нормы формируются на основе доминирующих  в общественном сознании идей об основаниях и принципах социальной организации. Третьи формируются как наиболее целесообразные, оптимальные для данного общества правила (например, процедурные нормы). В этой связи, как для теории, так и для практики немаловажна классификация социальных норм.
    Классификация социальных норм. Социальные нормы весьма многочисленны и разнообразны, что связано с богатством и неоднородностью самих общественных отношений - предмета регулирования. В юридической науке подразделяют указанные нормы, в основном исходя из таких критериев, как способы формирования, сферы действия, социальная направленность. С этой точки зрения выделяются:
1) правовые нормы; 2) моральные; 3) политические; 4) эстетические; 5)религиозные; 6) семейные; 7) корпоративные; 8) нормы обычаев, традиций, привычек; 9) деловые обыкновения; 10) правила этикета, корректности, приличия, обрядов, ритуалов.
    По  сферам действия различают нормы экономические, политические, религиозные и д.р.
    Границы между ними проводятся в зависимости от сферы жизни общества, в которой они действуют, от характера общественных отношений, т.е. предмета р6егулирования.
    По  способу формирования различают нормы закрепленные государством (нормы морали) и нормы созданные государством (правовые нормы, корпоративные нормы и т.д.), а также нормы, которые образованные, закреплены самим обществом  (нормы обычаев, традиций, привычек, правила этикета, корректности, приличия и многие другие).
    Это общепринятая и наиболее распространенная классификация Объединяющим началом здесь служит то, что все эти нормы носят социальный характер. Несмотря на их различия, они тесно взаимосвязаны, ни одни из них не действуют изолированно от других.
      Как сказано выше, «социальные нормы - общепризнанные или достаточно распространенные эталоны, образцы, правила поведения людей, средства регуляции их взаимодействия»4. Они «страхуют», предохраняют общественную жизнь от хаоса и самотека, направляют ее течение в нужное русло. Социальные нормы - это объективно необходимые правила совместного человеческого бытия, указатели границ должного и возможного.
    Право сложилось намного позже других нормативных систем и главным  образом на их основе. Оно стало  более жестко и целенаправленно регулировать экономические и иные отношения. Равно как и вместо прежней общественной власти появилась публичная власть, уже не совпадающая с интересами всего общества и опирающаяся на особый аппарат, готовый за нарушение официально установленных и строго обязательных норм применить принуждение.
    Появление социальных норм и сознательного  нормативного регулирования связано с переходом от животной стадности людей к человеческому обществу, с процессом социализации отношений, с поведением человека как особого природно-биологического и общественного существа. Этот переход был длительным и постепенным, эволюция заняла несколько миллионов лет. Таков генезис социальных норм.
    Вывод: социальные нормы регулируют не всякие, а наиболее типичные, массовые отношения. Случайные связи, поступки, действия не могут отразиться в норме. Норма - это всегда стереотип.
    Кризисное состояние нашего общества требует  последовательного соблюдения всех социальных норм, и особенно таких, как правовые, нравственные, политические. Ибо именно отступление от них, т.е. от веками выработанных основ бытия, явилось, в конечном счете, одной из причин возникших трудностей. Были отброшены те приоритеты и ориентиры, которых придерживается весь мир.  

2.2 Технические нормы:  понятие, характеристика, содержание и их классификация.
    Другим видом  норм, которые  регулируют немало важную часть общественных отношений, являются  технические нормы.
    «Технические нормы – это правила наиболее целесообразного обращения людей с предметами природы, орудиями труда, различными техническими средствам»5.
    Назначение  технических норм  в правильном использовании сил природы, техники  наиболее экономичным и экологически безвредным способом.
    Особо важное значение технические нормы  имеют в современной общественной жизни. Широкое внедрение в производство сложной и  высокоточной техники значительно повышает производительность труда, уровень материального обеспечения людей. Использование достижений научно-технического прогресса в интересах общественного развития требуют строгого соблюдения правил эксплуатации технических средств. Правовое государство вынужденно постоянно заботиться о внедрении в производство материальных благ научно обоснованных, прогрессивных норм эксплуатации технических средств.
    К техническим нормам относятся правила  выполнения строительных работ, инструкций по эксплуатации машин и механизмов, норм расхода сырья, топлива, электроэнергии.
    Технические нормы имеют социальный характер.  Но в отличие от социальных норм, которые регулируют  отношения непосредственно между людьми, технические нормы регулируют поведение людей в связи с использованием техники. Специфика технических норм выражается, таким образом, в том, что они выступают в качестве социальных норм  с техническим  содержанием. Социально-технические нормы являются регулятором той стороны  общественной жизни, которая связана с использованием техники.
    Содержание  технических норм обусловлено объективными закономерностями развития природы, законами естествознания. Поэтому многие технические нормы являются требованиями объективной необходимости. Они приобретают разные формы: правовую,  моральную, форму обычаев.
    Нормы различаются по своему содержанию. «Одни из них – технологические  – адресованы конкретному лицу в  рамках его должностных обязанностей, другие – производственные и строительные – адресованы как обязанному субъекту, так и его партнерам, третьи устанавливают количественные показатели операций – квоты, объемы, статьи, отчетность и т.п., четвертые содержат нормативы (ориентиры и пределы) действий»6.
    Среди технических норм есть такие, которые получают закрепление в правовых актах и таким образом приобретают юридическую силу. Их можно назвать технико-правовыми. Это в основном нормы, действующие в материально-производственной и управленческой сфере (правила противопожарной безопасности, эксплуатации всех видов транспорта, атомных станций, строительных работ, энергоснабжения, хранения и перемещения взрывчатых и токсических веществ, обращения с оружием, особенно ядерным, разного рода госстандарты и т.п.). Некоторые из них снабжены санкциями. Не случайно их иногда именуют подвидом социальных норм.
    Подобные  нормы, не теряя своего организационно-технического характера, приобретают качественные признаки правовой нормы: они исходят от государства, выражают его волю, обеспечиваются возможностью государственного принуждения, закрепляются в специальных нормативных актах, регулируют, хотя и специфические, но весьма важные отношения. Свою регламентирующую функцию они осуществляют в совокупности с другими правовыми нормами и в этом смысле играют дополнительную роль. Наиболее тесно они связаны с бланкетными нормами.
    Как и традиционные нормы права, технико-юридические  нормы защищены законом. В Трудовом кодексе РФ «закреплены обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда, в частности проверка знаний работниками соответствующих инструкций, наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования в данной сфере (ст. 213)». «Более строгие меры ответственности за нарушение технико-юридических норм установлены в КоАП РФ». Таковы составы административных правонарушений в промышленности, строительстве и энергетике (нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензии, государственных стандартов, технических условий, проектов норм или правил строительства, эксплуатации машин и оборудования, нарушение правил пользования тепловой и электрической энергией, правил пользования электроустановками) (ст. 9.1 – 10.14). Средством обеспечения технико-юридических норм являются и статьи Уголовного кодекса, «устанавливающие ответственность за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств (гл. 27), за производство и сбыт немаркированных товаров и продукции (ст. 171.1), нарушения правил изготовления и использования государственных пробирных клейм (ст. 181), сдачи государству драгоценных металлов и камней (ст. 192)»7.   
    Остальные технические нормы, в частности, действующие в бытовой сфере, не поддерживаются правом и, следовательно, их нарушение не ведет к какой-либо юридической ответственности (например, правила обращения с различными домашними приборами: телевизорами, холодильниками, магнитофонами, стереосистемами и т.д., правила приема лекарств).
    В эпоху научно-технической революции роль технических норм многократно возрастает. От их соблюдения или несоблюдения в буквальном смысле слова зависит жизнь, судьба, здоровье людей. Именно из-за нарушения подобных правил, инструкций происходят разного рода аварии, крушения (типа чернобыльской катастрофы) и другие ЧП.
    В практической жизни мы нередко выражаем недовольство по поводу всевозможных инструкций, которые, на первый взгляд, излишне жестко и скрупулезно определяют характер и порядок некоторых наших действий в определенных ситуациях. Подобное роптание стало, чуть ли не «признаком хорошего тона». Особенно это относится к лицам, выполняющим те или иные служебные функции. Однако не всякий запрет и не всякая инструкция - зло. Многие из них разумны и необходимы, особенно сейчас, когда, как уже говорилось, от тех, кто стоит у штурвалов, пультов и кнопок, зависит многое, если не все.
    Возражать надо не против инструкций вообще, а  против устаревших, надуманных, бюрократических  правил. Кроме того, за протестами по поводу «мешающих» и «связывающих»  ограничений очень часто стоит стремление освободиться от всякого контроля и регулирования, получить возможность действовать при известных обстоятельствах по личному разумению, что, как правило, и приводит к печальным последствиям.  
    Сюда же также относятся военно-технические нормы. Они представляют правила целесообразного использования военной техники и боевого оружия. Данные нормы закрепляются  в актах военного законодательства: уставах, постановлениях, положениях, инструкциях. 
    Вывод: простая ошибка, оплошность, невнимательность, а тем более недобросовестность, грубое игнорирование заданных технологических процессов грозят непоправимыми последствиями. Это касается как гражданской сферы, так и военных областей. Век «кнопочной» технологии налагает на человека особую ответственность: знать и уметь применять на практике соответствующие определенному технологическому процессу технико-юридические нормы (ГОСТы, СНиПы, СанПиНы, ГНы, ЕНиРы, НБП, ВНТП, ВСНы и т.д.). «Пришло время коренным образом изменить взгляд на техническое регулирование и свойственные ему правила. Это вызвано усиленной технизацией, электронизацией и информатизацией многих сторон общественной жизни и закономерностями глобализации, включая правовую сферу»8. Опасности, связанные с техногенными и природными катастрофами, служат дополнительными аргументами. Признание роли технико-юридических норм и включение их в систему права позволит лучше понять и использовать такой эффективный регулятор социально-экономических процессов.   

2.3 Их взаимосвязь  и различия.
    Граница между социальными и техническими нормами проходит главным образом по предмету регулирования. Если социальные нормы регулируют отношения между людьми и их объединениями, иными словами, социальную жизнь, то технические нормы - отношения между людьми и внешним миром, природой, техникой. Это отношения типа «человек и машина», «человек и орудие труда», «человек и производство».
    Технико-юридические  предписания имеют ярко выраженный публичный характер и обращены к  неопределенному кругу лиц. Регулируя конкретные операции с материальными объектами, они формируют правоотношения с одним «обязанным» субъектом и рассматривают «сквозь призму операций и индикаторов»9 их социальные последствия – положительные и отрицательные.
    Разумеется, технические нормы нельзя отождествлять  с законами природы как объективно существующими, устойчивыми, повторяющимися связями между явлениями. Первые создаются людьми, вторые не зависят от воли человека.
    Социальные  и технические нормы помимо предметов  различаются также по их содержанию, конструкции, способам фиксации, степени  общности, формальной определенности и некоторым другим параметрам. Общее у технических и социальных норм то, что они имеют дело с человеческой деятельностью, а различия - в объектах и методах регулирования.
    Отторжение  технических норм от правовых приобрело  в 20 – 30-х годах устойчивый характер и сохранилось поныне. Почти все учебники по теории государства и права не включают технические нормы в число источников права, то есть нормативных правовых актов, нормативных договоров, правовых обычаев и судебного прецедента. Правда, их стали нередко называть технико-юридическими. В административном праве к источникам также относят чаще всего нормы, «регулирующие общественные отношения в сфере деятельности общественных организаций и негосударственных организаций, предприятий и учреждений при осуществлении ими отдельных властных полномочий. В классификации обязывающих, запретительных, разрешительных и иных норм не находят места технические нормы, хотя они обладают бесспорно, административно-регулирующим характером»10.     
    Для полного понимания различий между социальными и техническими нормами можно увидеть в их определениях: технические нормы - это правила наиболее целесообразного обращения людей с предметами природы, орудиями труда, различными техническими средствами. Социальные нормы - общепризнанные или достаточно распространенные эталоны, образцы, правила поведения людей, средства регуляции их взаимодействия.
    Вывод: проанализировав данные понятия и вышеизложенный материал, можно сделать вывод, что они различаются по нескольким наиболее важным признакам:
    1. Социальные нормы – это правила поведения людей, а технические нормы – это правила обращения людей с предметами, различными техническими средствами.
    2. По их содержанию: в социальные нормы входят: 1) правовые нормы; 2) моральные; 3) политические; 4) эстетические; 5)религиозные; 6) семейные; 7) корпоративные; 8) нормы обычаев, традиций, привычек; 9) деловые обыкновения; 10) правила этикета, корректности, приличия, обрядов, ритуалов. В технические нормы входят: 1) правила выполнения строительных работ, 2) инструкций по эксплуатации машин и механизмов, 3) норм расхода сырья, топлива, электроэнергии.
    Общее же в них в том, что они взаимосвязаны  друг с другом и не могут действовать  друг без друга. Так, как они не могут существовать раздельно.  

Глава 3.   Соотношение  права и морали.
    В учебных и практических целях  очень важно выявить как тесную взаимосвязь всех видов социальных норм, так и их специфику. Особенно это касается права и морали, представляющих для юридической науки приоритетный интерес.
    Юристы  по роду своей деятельности изучают, толкуют, применяют, прежде всего, правовые нормы - это их специальность. Но они для оценки поведения субъектов правовых отношений и правильного разрешения возникающих коллизий постоянно обращаются и к этическим критериям, ибо в основе права лежит мораль.
    Русские правоведы (B.C. Соловьев, И.А. Ильин и др.) неизменно подчеркивали, что «право есть лишь минимум нравственности или юридически оформленная мораль. Право - средство реализации нравственно-гуманистических идеалов общества. Без уроков нравственности, морали, этики право немыслимо»11.
    Позитивисты подчеркивают независимость права  от морали. Кельзен писал, что «закон не может быть хорошим или плохим, он может быть только действующим». Крупнейший представитель юридического позитивизма в Англии ХХ в. Х. Харт считал, что «нет связи между существом закона и его моральной оправданностью». Тем самым он продолжал традицию одного из основателей позитивизма в Англии Дж. Остина, выносившего нравственную оценку права за рамки юридической тории. Но в то же время Харт не только признавал, что действующие законы можно критиковать с моральной точки зрения, с чем согласился бы и Остин, но и говорил о «минимальном объеме естественного права»12. Это шаг к взаимопониманию, к признанию легитимности понятия «естественное право». 
    Мораль - важнейший социальный институт, одна из форм общественного сознания. Она представляет собой известную совокупность исторически складывающихся и развивающихся жизненных принципов, взглядов, оценок, убеждений и основанных на них норм поведения, определяющих и регулирующих отношения людей друг к другу, обществу, государству, семье, коллективу, классу, окружающей действительности.
    Приведенное определение отражает лишь наиболее общие черты морали. Фактически же содержание и структура этого явления глубже, Богаче и включает в себя также психологические моменты: эмоции, интересы, мотивы, установки и другие слагаемые. Но главное в морали - это представления о добре и зле.
    Честь, достоинство, доброе имя охраняются законом - это важнейшие социальные ценности. Честь - дороже жизни. Когда-то из-за чести шли на дуэль, в таких поединках погибли Пушкин, Лермонтов. Представления о честном и бесчестном - еще один стержень морали. Высшим законом и высшим судом для личности является собственная совесть, которая по праву считается самым полным и самым глубоким выражением нравственной сущности человека.
    Мораль  имеет внутренний и внешний аспекты. Первый - выражает глубину осознания индивидом своего собственного «Я», меру ответственности, духовности, общественного долга, обязанности. Еще древние говорили: «Нет ни одного момента в жизни человека, свободного от долга». Здесь проявляется известный кантовский «категорический императив»13.
    Смысл этого императива прост: поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой. Он ставит границы собственному  произволу, себялюбию, эгоизму. Так гласит и одна из христианских заповедей. По Канту, две вещи поражают наше воображение — звездное небо над нами и нравственные законы внутри нас. Последнее и есть императив.
    Все это составляет понятие совести, т.е. способности человека к самооценке и самоконтролю, к суду над самим  собой. Цицерон видел в совести главное украшение человека. Эта мысль отразилась и в народной мудрости: «Если хочешь крепко спать, возьми с собой в постель чистую совесть».
    Второй  аспект морали - конкретные формы внешнего проявления указанных выше качеств, ибо мораль не может быть сведена к голым принципам. Эти две ее стороны тесно переплетены.
    Только  поступки могут раскрыть его действительную сущность. Но поступки - плоды помыслов.
    Право же - это система нормативных установок, опирающаяся на идеи человеческой справедливости, выраженная по большей части в законодательстве и регулирующая общественные отношения. Отсюда правовые нормы – это правила поведения, установленные и поддержанные государством.
    Вывод: соотношение между правом и моралью сложное, оно включает в себя четыре компонента: единство, различие, взаимодействие и противоречия. Внимательное сопоставление права и морали, выяснение взаимосвязей между ними позволяют более глубоко познать оба эти явления. 

3.1 Единство права  и морали.
    Единство  права и морали состоит в том, что:
    во-первых, они представляют собой разновидности  социальных норм, образующих в совокупности целостную систему нормативного регулирования и в силу этого обладают некоторыми общими чертами, у них единая нормативная основа;
    во-вторых, право и мораль преследуют, в конечном счете, одни и те же цели и задачи - упорядочение и совершенствование общественной жизни, внесение в нее организующих начал, развитие и обогащение личности, защиту прав человека, утверждение идеалов гуманизма, справедливости;
    в-третьих, у права и морали один и тот же объект регулирования - общественные отношения (только в разном объеме), они адресуются к одним и тем же людям, слоям, группам, коллективам; их требования во многом совпадают;
    в-четвертых, право и мораль в качестве нормативных  явлений определяют границы должных  и возможных поступков субъектов, служат средством выражения и гармонизации личных и общественных интересов;
    в-пятых, право и мораль в философском  плане представляют собой надстроечные категории, обусловленные, прежде всего экономическими, а также политическими, культурными и иными детерминирующими факторами, что делает их социально однотипными в данном обществе или в данной формации;
    в-шестых, право и мораль выступают в  качестве фундаментальных общеисторических ценностей, показателей социального  и культурного прогресса общества, его созидательных и дисциплинирующих начал. Цель права - «установить совместную жизнь людей так, чтобы на столкновения, взаимную борьбу, ожесточенные споры тратилось как можно меньше душевных сил». Таково же, в сущности, и назначение  морали. Ведь право - возведенная в закон нравственность.
    Однако  наряду с общими чертами право  и мораль имеют существенные различия, обладают своей спецификой. Учет своеобразия  этих феноменов имеет, пожалуй, более  важное значение, чем констатация  их общности. Именно поэтому онтологические статусы и признаки права и морали заслуживают пристального сравнительного анализа.
    Вывод: отмеченные моменты единства свидетельствуют  об общности регулятивных функций морали и права, присущей им нормативности, об их определенном «родстве».  

3.2 Различие права и морали.
    1. Право и мораль различаются, прежде всего, по способам их становления, формирования. Как известно, правовые нормы создаются  либо санкционируются государством и только государством им же отменяется, дополняются, изменяются. В этом смысле государство является юридическим творцом права; правотворчество - его исключительная прерогатива. Поэтому право выражает не просто волю народа, а его государственную волю и выступает не просто регулятором, а особым, государственным регулятором.
    «Конечно, процесс правообразования идет не только «сверху», но и «снизу», вырастает из народных глубин, обычаев, традиций, юридической практики, прецедентов, но, в конечном счете правовые нормы «преподносятся» обществу все же от имени государства как его официального представителя»14.
    По-другому  формируется мораль. Ее нормы создаются  не государством непосредственно, и они вообще не являются продуктом какой-то целенаправленной специальной деятельности, а возникают и развиваются спонтанно,  в процессе практической деятельности людей. Для того чтобы нравственная норма получила право на существование, не нужно согласия властей; достаточно, чтобы она была признана, «санкционирована» самими участниками социального общения - классами, группами, коллективами, теми людьми, кто намерен ею руководствоваться. В отличие от права мораль носит неофициальный (негосударственный) характер.
    В любом государстве действует  только одно, им же создаваемое право, в то время как мораль не является единой и однородной, она дифференцируется в соответствии с классовым, национальным, религиозным, профессиональным и иным делением общества. Это лишний раз показывает генетическую связь права с государством и отсутствие таковой у морали, хотя и мораль, несмотря на указанную выше социальную дифференциацию, в целом все же соответствует определенному типу общества, государства или формации (рабовладельческой, феодальной, буржуазной и т.д.).
    2. Право и мораль различаются  по методам их обеспечения, если право создается государством, то оно им и обеспечивается, охраняется, защищается. За правом стоит аппарат принуждения, который «следит  за соблюдением правовых норм и наказывает тех, кто их нарушает, ибо норма права властное требование, веление, предписание, обращенное ко всем членам общества и подкрепляемое в их же интересах возможностью принудить, заставить»15. Иными словами, юридические нормы носят общеобязательный, непререкаемый характер. Угроза санкций - потенциальна, на случай конфликта с законом. Ведь большинство граждан соблюдает правовые нормы добровольно, а не под страхом наказания. Используются, конечно, и методы убеждения, воспитания, профилактики, дабы побудить субъектов к правопослушанию. Реализация права - сложный процесс.
    По-иному  обеспечивается мораль, которая опирается  не на силу государственного аппарата, а на силу общественного мнения. Нарушение нравственных норм не влечет за собой вмешательства государственных органов. В моральном отношении человек может быть крайне отрицательной личностью, но юридической ответственности он не подлежит, если не совершает никаких противоправных поступков. Само общество, его коллективы решают вопрос о формах реагирования на лиц, не соблюдающих моральные запреты. При этом моральное воздействие может быть не менее действенным, чем правовое, а иногда и более эффективным.
    3. Право и мораль различаются  по формам  их выражения, фиксации. Если правовые нормы закрепляются в специальных юридических актах государства (законах, указах, постановлениях), группируются по отраслям и институтам, систематизируются (сводятся) для удобства пользования в соответствующие кодексы, сборники, уставы, составляющие в целом обширное и разветвленное законодательство, то нравственные нормы не имеют подобных четких форм выражения, не учитываются и не обрабатываются, а возникают и существуют в сознании людей - участников общественной жизни. Их появление не связано с волей законодателей.
    При рассмотрении форм фиксации правовых и моральных норм обращают на себя внимание различные формы их существования. Правовые нормы как институциональные регуляторы закреплены в строго определенных документальных формах (нормативные акты, судебные   решения,   нормативные  договоры  и  т. д.). Способы их фиксации должны отвечать строго установленным требованиям с позиций и характера текстов и их атрибутов.  Достаточно конкретен и круг субъектов, которые формируют юридические тексты, содержащие нормы права (органы правосудия, законодательные органы, субъекты договорных отношений и т. д.).  Разумеется, различного рода высказывания, претендующие на статус правовых, могут содержаться и в иных текстах - философских, научных, литературных. Однако независимо от их культурной и социальной значимости, влияния на общественное сознание и других факторов юридического статуса они не имеют.
    Моральные нормы - это не только неписаные заповеди и требования. Многие из них содержатся  в программных и уставных документах различных общественных объединений, литературных и религиозных памятниках, исторических летописях, хрониках, манускриптах, запечатлевших правила человеческого бытия.
      Тем не менее, в отличие от права, которое представляет  собой логически стройную и структурированную систему, мораль - относительно свободное, внутренне несистематизированное образование.
    4. Право и мораль различаются  по характеру и  способам их воздействия на сознание и поведение людей. Право регулирует взаимоотношения между субъектами с точки зрения  юридических прав и обязанностей; правомерного — неправомерного, законного - незаконного, наказуемого - ненаказуемого, то мораль подходит к человеческим поступкам с позиций добра и зла, похвального и постыдного, честного и бесчестного, благородного и неблагородного, совести, чести, долга и т.д. Иными словами, у них разные оценочные критерии, социальные мерки.
    В связи с этим нормы права содержат в себе более или менее подробное описание запрещаемого или разрешаемого действия, точно указывают нужный вариант поведения, отличаются четкостью, формальной определенностью, властностью, как правило, заранее устанавливают санкцию за нарушение данного предписания, тогда как нравственные нормы не имеют такой степени детализации и не предусматривают заблаговременно объявляемый вид ответственности.
    5. Право и мораль различаются  по характеру и порядку ответственности за их нарушение. Противоправные действия влекут за собой реакцию государства, то есть не государственную ответственность, а особую, юридическую ответственность, причем порядок ее возложения строго регламентирован законом - он носит ярко выраженный характер. Его соблюдение столь же обязательно, как и соблюдение материальных правовых норм. Человек наказывается от имени государства, поэтому к юридической ответственности нельзя привлечь в произвольной форме.
    Иной  характер носит «воздаяние» за нарушение  нравственности. Здесь четкой процедуры  нет. Наказание выражается в том, что нарушитель подвергается моральному осуждению, порицанию, к нему применяются меры общественного воздействия (выговор, замечание, исключение из организации и т.п.). Это - ответственность не перед государством, а перед обществом, коллективом, семьей, окружающими людьми. Мораль не располагает тем набором средств принуждения, который имеется у права - заранее продуманная и широко известная система санкций.
    6. Право и мораль различаются  по уровню требований, предъявляемых к поведению человека. Этот уровень значительно выше у морали, которая во многих случаях требует от личности гораздо больше, чем юридический закон, хотя он и предусматривает за некоторые противоправные действия весьма суровые санкции. Например, мораль безоговорочно осуждает любые формы нечестности, лжи, клеветы и т.д., тогда как право пресекает лишь наиболее крайние и опасные их проявления.
    Нравственность  «выверяет поступки людей категорией совести, повелевает блюсти не только закон, но и долг, внутренние побуждения, считаться с мнением окружающих сограждан. Она более требовательна к поведению индивида». Право не в состоянии заставить человека «быть всегда и во всем предельно честным,  правдивым, справедливым, отзывчивым, благородным, идти на самопожертвование, совершать героические поступки и т.д»16. Этого законом не предпишешь. Мораль же призывает и к этому. Она ориентирует человека не на средний уровень, а на идеал.  Мораль - эталон права.
    7. Право и мораль различаются  по сферам действия. Моральное пространство гораздо шире правового, границы их не совпадают. Право, как известно, регулирует далеко не все,  а лишь наиболее важные области общественной жизни (собственность, власть, труд, управление, правосудие), оставляя за рамками своей регламентации такие стороны человеческих отношений, как, например, любовь, дружба, товарищество, взаимопомощь, вкусы, мода, личные пристрастия, и т.д.
    Вторжение его в эти зоны было бы, во-первых, невозможным в силу неподверженности их внешнему контролю; во-вторых, ненужным и бессмысленным с точки зрения государственных интересов; в-третьих, просто недемократичным, антигуманным, «тоталитарным». Здесь действуют моральные, этические и другие социальные нормы, традиции, привычки, обыкновения. Нравственность в отличие от права проникает во все поры и ячейки общества, ее оценкам поддаются в принципе все виды и формы взаимоотношений между людьми.
    Однако  следует помнить, что сферы действия права и морали не совпадают лишь частично. В главном же своем объеме они перекрывают друг друга. Это значит, что решающий круг общественных отношений составляет предмет регулирования как права, так и морали. Соотношение здесь такое: все, что регулируется правом, регулируется и моралью, но не все, что регулируется моралью, регламентируется правом.
    8. В философском плане различие между правом и моралью стоит в том, что последняя выступает одной из форм общественного сознания (наряду с политикой, идеологией, наукой и искусством и т.д.).  Законодательство обычно рассматривается как атрибут государства, один из его институтов, инструментов, а не как идеи, суждения, представления, хотя, конечно, они тесно переплетаются, поскольку в законах как раз и воплощаются господствующие в обществе правовые воззрения. Впрочем, вопрос этот в литературе спорный, его решение зависит от того, как трактуется право - в узком или широком смысле.
    9. Наконец, у права и морали  различные исторические судьбы. Мораль «старше по возрасту», древнее, она всегда существовала и будет существовать в человеческом обществе, тогда как право возникло лишь на определенной ступени социальной эволюции и в будущем их судьбы также, возможно, разойдутся, Не в том смысле, что право «отомрет», а в том, что оно будет все ближе приближаться к нормам морали.
    Вывод: таковы общие и отличительные черты права и морали. При этом само собой разумеется, что границы, соединяющие и разъединяющие эти два явления, не остаются статичными, раз навсегда данными. Они подвижны, изменчивы, смещаются в ту или иную сторону в ходе общественного развития под влиянием происходящих перемен. То, что в одно время регулируется правом, в другое - может стать объектом лишь морального воздействия и наоборот. Даже в пределах одного типа общества, но на разных этапах его развития соотношение между правом и нравственностью меняется. 

        Взаимодействие права и морали.
    Из  тесной взаимосвязи указанных регуляторов вытекает такое же тесное их социальное и функциональное взаимодействие. Они поддерживают друг друга в упорядочении общественных отношений, позитивном влиянии на личность, формировании у граждан должной юридической и нормативной культуры правосознания.
    Мораль  осуждает совершение правонарушений и  особенно преступлений. В оценке таких деяний право и мораль едины. «Мораль требует, чтобы, прежде всего, было соблюдено право и лишь после того, как оно исчерпано, вступают в действие нравственные определения» (Гегель)17.
    Конечно, истина конкретна, поэтому могут  быть такие деяния, по отношению  к которым мораль либо индифферентна, либо даже не порицает их, например недоносительство, отказ давать свидетельские показания против родственников и т.д. Но в принципе право и мораль по абсолютному большинству правонарушений занимают единую позицию.
    Всякое  противоправное поведение, как правило, является также противонравственным. Право предписывает соблюдать законы, того же добивается и морально многих статьях ныне действующей Конституции, Декларации прав и свобод человека, других важнейших актах оценки права и морали сливаются. Это и не удивительно - ведь право, как уже говорилось, основывается на морали. Оно не может быть безнравственным.
    Не  случайно право нередко представляют в виде юридически оформленной нравственности, ее норм и принципов. Такие заповеди христианской морали, как «не убий», «не укради», «не лжесвидетельствуй», берутся под защиту правом, которое карает за их нарушение. Как видим, взаимодействие права и морали нередко выражается в прямом тождестве их требований, обращенных к человеку, в воспитании у него высоких гражданских качеств.
    В процессе осуществления своих функций  право и мораль помогают друг другу  в достижении общих целей, используя для этого свойственные им методы. Там, где право отказывается давать какие-либо предписания, выступает со своими велениями нравственность; там, где нравственность бывает не способна одним своим внутренним авторитетом сдерживать проявления эгоизма, на помощь ей приходит право со своим внешним принуждением. Как видим, они объективно нужны друг другу.
    Задача  заключается в том, чтобы сделать  такое взаимодействие возможно более  гибким и глубоким. Особенно это  важно в тех отношениях, где проходят грани между юридически наказуемым и общественно порицаемым, где правовые и нравственные критерии тесно  переплетены.
    Известно, что разного рода криминогенные  элементы в ряде случаев пытаются обойти закон или даже прикрыться им, создать видимость правомерной деятельности. Здесь как раз и призвана в полной мере заявлять о себе мораль, ибо для подобных субъектов самое неприятное - это свет, гласность, моральное разоблачение, бойкот окружающих.
    Сегодня моральные основы нашего бытия подорваны, процветает не только правовой, но и нравственный нигилизм. Преодоление этих явлений - важнейшая предпосылка социального и духовного возрождения России. С нарастанием негативных процессов усиливается и степень непримиримости к ним людей, которые хотели бы видеть юридические и моральные рычаги более действенными и результативными в борьбе за оздоровление общества.
    Вывод: правовые нормы служат и должны служить проводниками морали, закреплять и защищать нравственные устои общества. И эффективность права во многом зависит от того, насколько полно, адекватно оно выражает эти требования. Сила законов во сто крат увеличивается, если они опираются не только на власть (особый аппарат), но и на мораль. В свою очередь, действие морали, как и других социальных норм, в немалой степени зависит от четко функционирующей юридической системы. Ведь все эти регуляторы составляют единое нормативное поле.  

3.4 Противоречия между правом и моралью.
    Тесное  взаимодействие  норм права и  морали не означает, что процесс  этот ровный, гладкий, бесконфликтный. Между ними могут возникать и довольно часто возникают острые противоречия, коллизии, расхождения. Нравственные и правовые требования не всегда и не во всем согласуются, а нередко прямо противоречат друг другу.  Эти нестыковки, противоречия имеют как социальное, так и диалектическое происхождение, вытекают из действия закона единства и борьбы противоположностей.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.