На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Пути снижения издержек производства и реализации продукции на примере предприятия ОАО «Хлебокомбинат» г. Обнинск

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 22.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 23. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ФИЛИАЛ  ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО  ИНДУСТРИАЛЬНОГО  УНИВЕРСИТЕТА В Г. ВЯЗЬМЕ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ 
(ВФ ГОУ  МГИУ) 
 
 
 
 
 
 

     КУРСОВОЙ   ПРОЕКТ 
 

на тему: «Пути снижения издержек производства и реализации продукции на примере предприятия ОАО «Хлебокомбинат» г. Обнинск»
Дисциплина: «Экономика предприятия»
Специальность: 080507 «Менеджмент организации»
Группа: Вз08М21
Студент: Шарко Ольга Владимировна
Преподаватель: Ханадеева Елена Анатольевна 
 
 
 
 
 
 

      2011 г.
 

СОДЕРЖАНИЕ
 

     ВВЕДЕНИЕ

 
     Затраты на производство являются одним из важнейших показателей, характеризующих деятельность предприятия. Их величина оказывает влияние на конечные результаты деятельности предприятия и его финансовое состояние. Определенный уровень затрат, складывающийся на предприятии, формируется под воздействием процессов, протекающих в его производственной, хозяйственной и финансовой сферах.
     Основной  целью  предприятия является получение максимальной прибыли, это разность между полученными средствами за отгруженную продукцию и затратами на их производство и продажу. Таким образом, затраты предприятия непосредственно влияют на формирование объема прибыли. Чем меньше себестоимость производимой продукции, тем более конкурентоспособно предприятие, доступней продукция для потребителя и тем ощутимей экономический эффект от ее продажи.
     Одной из главных задач предприятий является занятие устойчивых позиций на внутреннем и международном рынках. Чтобы выдержать острую конкуренцию и завоевать доверие покупателей предприятие должно выгодно выделяться на фоне предприятий того же типа. Хорошо известно, что покупателя интересует качество продукции и ее цена. Чем выше качество и ниже цена, тем лучше и выгоднее для покупателя.
     В настоящее время на коммерческих предприятиях особое внимание уделяется снижению и оптимизации затрат на производство и продажу. Это требует систематического контроля издержек производства. Для контроля издержек нужна информация о затратах по местам их использования, по видам продукции, по предприятию в целом, и для этого применяют учёт затрат, который может быть осуществлён в различных методах как традиционных, так и современных.
     Актуальность  выбранной темы обусловлена тем, что учет затрат – важнейший инструмент управления предприятием. Знание затрат на производство, анализ этих затрат позволяет гибко регулировать производственный процесс. Изучение затрат позволяет произвести более правильную оценку уровня показателей прибыли и рентабельности, достигнутых на предприятии.
     Целью курсового проекта является определение возможных путей совершенствования затрат с целью улучшения финансовых результатов предприятия.
     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
     - рассмотреть теоретические основы издержек предприятия;
     - провести анализ затрат производства;
     - рассмотреть влияние различных факторов на затраты производства;
     - определить пути снижения затрат в ОАО «Покровский хлеб»
     Объектом  исследования является производственное предприятие ОАО «Покровский хлеб».
     Предметом исследования является затраты на производство и их особенности в ОАО «Покровский хлеб».
     В процессе работы были использованы финансовая и бухгалтерская отчетность ОАО  «Покровский хлеб» .
 

     ГЛАВА 1 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИЗДЕРЖЕК ПРОИЗВОДСТВА

        Понятие издержек, затрат, их виды и взаимосвязь
 
     Понятия «затраты», «расходы» и «издержки». Затраты – это денежная оценка стоимости материальных, трудовых, финансовых, природных, информационных и других видов ресурсов на производство и реализацию продукции за определенный период времени. Важное свойство затрат: если затраты не вовлечены в производство и не списаны (не полностью списаны) на данную продукцию, то затраты превращаются в запасы сырья, материалов и т.д. [9]
     Расходы – это затраты определенного  периода времени, документально подтвержденные, экономически оправданные (обоснованные), полностью перенесшие свою стоимость на реализованную за этот период продукцию. В отличие от затрат расходы не могут быть в состоянии запасоемкости, не могут относиться к активам предприятия. Они отражаются при расчете прибыли предприятия в отчете о прибылях и убытках.
     Понятие «издержки» используется в экономической  теории и практике в качестве понятия  «затраты» применительно к производству продукции (работ, услуг) в целом или его отдельным стадиям. [9]
     В бухгалтерском учете, согласно Положению по бухгалтерскому учету, расходы предприятия дифференцируются на:
     - расходы по обычным видам деятельности: на приобретение сырья, материалов, прочих товарно-материальных запасов (МПЗ); выполнения работ и оказания услуг, продажи товаров; расходы по оплате труда; социальные и амортизационные отчисления; 
     - прочие расходы, включающие операционные (расходы, связанные с предоставлением активов другим организациям во временное пользование; связанные с участием в уставном капитале других организаций; связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов; связанные с оплатой услуг, оказываемые кредитными организациями), внереализационные (штрафы, пени, возмещение убытков, причиненных организацией; убытки прошлых лет, признанные в отчетном г.; сумма дебиторской задолженности; сумма уценки активов (кроме внеоборотных). [10]
     Существует следующая классификация затрат. [14]
     По  первичным элементам, характеризует разделение себестоимости продукции на простые общепринятые элементы затрат:
     - материальные затраты (стоимость сырья, основных материалов (за вычетом возвратных отходов), комплектующих изделий и полуфабрикатов, приобретаемых со стороны для производства продукции, а также затраты на топливо и энергию всех видов)
     - на оплату труда (основную и дополнительную, всего персонала, а также работников, не состоящих в штате предприятия);
     - социальные отчисления (в процентном отношении к оплате труда, включают единый социальный налог, социальное страхование);
     - амортизация;
     прочие  затраты (которые не могут быть отнесены ни к одному из перечисленных элементов: командировочные расходы, налоги и сборы, оплата услуг связи и т.д.).
        По способу отнесения на себестоимость продукции выделяются прямые (непосредственно связаны с изготовлением конкретных видов продукции и по установленным нормам относятся на их себестоимость (сырье, материалы, топливо, энергия) и косвенные расходы (включаются в себестоимость отдельных видов продукции косвенно (условно). [10]
       По функциональной роли в формировании себестоимости продукции различают основные и накладные расходы. Основные расходы непосредственно связаны с технологическим процессом изготовления изделий (на сырье, материалы (основные), технологические топливо и энергию, основная заработная плата производственных рабочих). К накладным расходам относятся затраты, связанные с созданием необходимых условий для функционирования производства, с его организацией, управлением, обслуживанием. Накладными являются общепроизводственные и общехозяйственные расходы. [10]
     По  степени зависимости от изменения объема производства затраты делятся на пропорциональные и непропорциональные. Пропорциональные затраты (условно-переменные) – это затраты, сумма которых зависит непосредственно от изменения объема производства (заработная плата производственных рабочих, затраты на сырье, материалы и т.п.). Непропорциональные затраты (условно-постоянные) – это затраты, абсолютная величина которых при изменении объема производства не изменяется или изменяется незначительно (амортизация зданий, топливо для отопления,  заработная плата управленческого персонала). [14]
          В зависимости от времени возникновения и отнесения на себестоимость продукции затраты могут быть текущими (возникают преимущественно в данном периоде и относятся на себестоимость продукции этого периода), будущих периодов (производятся на данном отрезке времени, но относятся на себестоимость продукции последующих периодов в определенной доле) и предстоящими (еще не возникшие затраты, на которые резервируются средства в сметно-нормализованном порядке (оплата отпусков, сезонные расходы и т.п.).
 

1.2 Классификация издержек производства

 
     Существует  множество классификационных признаков, по которым проводится разделение издержек производства на различные виды. Прежде всего, выделяют экономические издержки и бухгалтерские издержки. Экономические издержки подразделяются на альтернативные издержки в форме внешних (явных) и внутренних (неявных) издержек.
     К внешним, или явным издержкам  относятся те затраты, которые предприятие несет в результате осуществления платежей за необходимые ему ресурсы и услуги.[6; с.392]
     К таким затратам относятся, например, заработная плата наемным работникам, выплата процентов по кредиту, рента  за аренду земли, плата за сырье и материалы, и т.д. В обобщенном виде можно сказать, что это те затраты, которые подкрепляются платежными документами и проходят учет бухгалтерских документах.
     Внутренние, или неявные (скрытые) издержки включают в себя затраты ресурсов, принадлежащих предприятию. Это расходы, которые выступают в форме денежных платежей поставщикам факторов производства . [6; с.392].
     Оценка  внутренних издержек осуществляется с помощью приравнивания стоимости собственных ресурсов к рыночным ценам идентичных ресурсов, которые пришлось бы оплатить, если бы предприятие не располагало ими.
     К внутренним издержкам относится  также и возмещение усилий, сопряженных  с реализацией предпринимательского таланта, риском, управлением предприятием [6; с.393].
          Бухгалтерские издержки отличаются от экономических тем, что они не включают альтернативную стоимость факторов производства, принадлежащих владельцам производства. Иными слова, бухгалтерские издержки включают в себя только явные затраты или издержки.
     На  учет издержек производства существенное влияние оказывает фактор времени – тот период, за который происходит оценка как осуществленных затрат, так и полученных результатов. Поэтому, исходя из учета фактора времени, издержки производства следует анализировать отдельно в краткосрочном и долгосрочном периодах. При этом применение этих понятий не должно ассоциироваться со строго определенным промежутком времени. Для каждой отдельной отрасли эти понятия изменяются в довольно широком диапазоне. Поэтому для разделения краткосрочного и долгосрочного периодов используется критерий неизменности или изменяемости условий производства. Краткосрочный период – это период фиксированных производственных мощностей. Он разный для предприятий различных отраслей. Например, в растениеводстве в умеренном поясе – это год; в металлургии – где-то пять лет и более; в розничной торговле – это могут быть недели или даже дни, и т.п. Долгосрочный период – период изменяющихся мощностей, т.е. период, связанный с реорганизацией, модернизацией, реконструкцией производства. Следовательно, в этом случае изменяются и все виды издержек как результат изменения стоимостной оценки каждого из используемых ресурсов.
     Любые издержки производства зависят от количества используемых ресурсов и цен на услуги факторов производства. Связь между выпуском продукции и минимально возможными затратами, необходимыми для его обеспечения, описывается функцией издержек. Функция издержек связана с производственной функцией.
     В краткосрочном периоде при стабильности основополагающих условий производства его издержки подразделяются на постоянные и переменные. Это связано с тем, что обеспечения постоянных затрат определяют постоянные издержки, соответственно, переменных затрат – переменные издержки. К постоянным издержкам (FC – fixed cost) относятся те затраты, которые не изменяют своей величины с изменением (сокращением или увеличением) объема выпускаемой продукции [6; с. 396].
     К таким издержкам относятся затраты, связанные с использованием зданий, сооружений, машин, оборудования, т.е. амортизация, а также затраты на содержание персонала, рента и процент. Эти издержки предприятие вынуждено нести независимо от степени задействования производственных мощностей, сокращения или расширения объема выпускаемой продукции. Зависимость динамики постоянных издержек в ответ на изменение объема выпуска продукции модно представить на графике следующим образом (Рисунок 1.2). 

     
     Рисунок 1.2 - Постоянные издержки
     К переменным издержкам (VC – variable costs) относятся  те затраты, которые изменяются вместе с изменением объемов выпускаемой продукции. К ним относятся затраты, связанные с приобретением сырья, материалов, оплатой труда. Если предприятие увеличивает объемы выпускаемой продукции, то для этого необходимо больше закупить сырья и материалов, выплатить большую сумму заработной платы наемным рабочим. Зависимость изменений переменных издержек в ответ на изменение объема выпуска в графической форме можно представить следующим образом (Рисунок 1.3).  

     

     Рисунок 1.3 - Переменные издержки 

     Постоянные  и переменные издержки в сумме составляют общие (TC – total costs), или валовые, издержки производства. Графически зависимость общих издержек от динамики выпуска продукции может быть показана путем наложения друг на друга графиков постоянных издержек и переменных издержек (Рисунок 1.4).
     

     Рисунок 1.4 - Общие издержки 

     В совокупности постоянные и переменные издержки равны сумме внутренних и внешних издержек. Составляющие и постоянных, и переменных издержек могут быть отнесены либо к внутренним, либо к внешним издержкам.
     Предельные  издержки – это такие издержки, которые обусловлены затратами  на производство дополнительной единицы  продукции по отношению к ранее  выпушенному ее объему. Это обусловливается  тем, что вовлечение дополнительно  того или иного ресурса, на который осуществляются затраты, в различных ситуациях может вызвать весьма неравновеликие приращения объема выпускаемой продукции. Поэтому необходимо знать величину предельного продукта, который представляет собой приращение выпуска продукции, вызванное вовлечением в производство дополнительной единицы того или иного ресурса при неизменном объеме использования других ресурсов. Следовательно, предельные издержки можно получить путем деления приращения полных общих издержек, затраченных на привлечение дополнительной единицы ресурса, на величину физического предельного продукта [6; с. 398].
     Изменение предельных издержек происходит подобно  изменениям средних общих и средних  переменных издержек. По мере увеличения количества производимой продукции  предельные издержки, аналогично средним общим и средним переменным издержкам, сначала имеют тенденцию к снижению и только по достижении определенного уровня объема производства начинают возрастать. При этом стадия возрастания предельных издержек имеет более ярко выраженный характер и более высокие темпы роста, чет средние общие, средние постоянные и средние переменные издержки.
 

      1.3 Группировка затрат по статьям калькуляции, методы начисления калькуляции

 
     Калькулирование (от лат. calculatio – счет, подсчет) –  это система расчетов, с помощью которых определяется себестоимость всей проданной продукции и ее частей, себестоимость конкретных видов изделий, сумма затрат отдельных подразделений предприятия на производство и продажу продукции. [10]
     Калькуляция себестоимости необходима для определения цены единицы продукции, соизмерения затрат предприятия с результатами его производственно-хозяйственной деятельности, определения уровня эффективности работы предприятия и др. Объектами калькулирования в зависимости от особенностей выпускаемой продукции и характера технологического процесса могут быть: технологический передел; деталеоперация; деталь; сборочная единица (узел); изделие в целом; заказ на изготовление нескольких изделий и т.д.
     Для калькулирования себестоимости  единицы продукции затраты классифицируются по статьям расходов, в которых объединяются затраты по признаку места их возникновения и назначения.[11]
     Калькуляции можно разделить на предварительные (плановые, сметные, проектные, нормативные) и последующие (отчетные, хозрасчетные).[14] Можно выделить пять основных способов калькулирования: прямой расчет; суммирование затрат; исключение затрат; распределение затрат; нормативный.
     Прямой  расчет заключается в определении  затрат по калькуляционному объекту  и делении их на число калькуляционных единиц по статьям себестоимости или элементам. Этот способ универсален, он применяется в сочетании с другими (кроме классического суммирования затрат) для исчисления себестоимости калькуляционной единицы.
     Суммирование  затрат –  себестоимость калькуляционного объекта и единицы определяют суммированием затрат, локализованных по временным периодам, отдельными частями продукта, процессам, переделам.
     Исключение  затрат применяют для размежевания затрат на основную и побочную продукцию, получаемую в одном процессе, когда локализация соответствующих затрат в аналитическом учете невозможна.
     К распределению затрат прибегают  при исчислении себестоимости продукции  комплексного производства [14] при получении нескольких продуктов в ходе одного процесса, а также при организации аналитического учета по группам однородных изделий.
     Нормативный способ калькуляции сводится к алгебраическому  суммированию нормативной себестоимости  с отклонениями от норм и их изменениями, учтенными по объектам калькулирования.
     Методы  учета затрат и калькулирования  себестоимости продукции — это  совокупность способов и приемов  исчисления себестоимости по всей продукции  в целом, по видам и единицам продукции. Применяются следующие основные методы учета и калькулирования фактической себестоимости продукции: нормативный (расчетно-аналитический метод); позаказный; попередельный; попроцессный (простой).
     Нормативный метод[10] основан на составлении нормативной калькуляции по действующим на начало календарного периода нормам и последующем выявлении отклонений от этих норм и нормативов в течение производственного цикла изготовления изделий. Применяется на предприятиях с массовым и серийным характером производства.
     Позаказный  метод применяется в индивидуальном и мелкосерийном производстве сложных изделий, а также при производстве опытных, экспериментальных, ремонтных и других работ. [10] Объектом учета является отдельный производственный заказ, выдаваемый на заранее определенное количество продукции (изделий). Фактическая себестоимость изделий, изготовляемых по заказу, определяется после его выполнения.
     Попередельный метод применяется на предприятиях с однородной по исходному материалу и характеру обработки массовой продукцией. Под переделом понимают совокупность технологических операций по выработке промежуточного продукта. Поэтому затраты учитываются по цехам (переделам, фазам, стадиям) и статьям расходов.
     Попроцессный  метод применяется на предприятиях с массовым характером производства одного или нескольких видов продукции, кратким периодом технологического процесса, при отсутствии или незначительном объеме незавершенного производства. При попроцессном методе по окончании отчетного периода затраты учитываются по установленным статьям калькуляции по всему производственному процессу или по отдельным стадиям процесса производства/
     Статьи  затрат: [10]
     - сырье и материалы (основное и вспомогательное);
     - возвратные отходы (отнимаются);
     - покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера;
     - топливо и энергия на технологические цели (все виды топлива и энергии, расходуемые в процессе производства, получаемые со стороны и вырабатываемые сами);
     - затраты на оплату труда основных рабочих (основная, дополнительная);
     единый  социальный налог и отраслевой страховой взнос на заработную плату основных рабочих;
     - расходы на подготовку и освоение производства (пусковые, подготовительные работы и освоение производства новых видов продукции);
     - общепроизводственные расходы (заработная плата аппарата управления; амортизация и затраты на текущий ремонт и содержание зданий общецехового назначения; опыты, исследования и рационализацию цехового характера; на мероприятия по охране труда; потери от простоев в цехах);
     - общехозяйственные расходы (заработная плата административного персонала; командировочные, служебные, почтовые расходы; амортизация и затраты на текущий ремонт и содержание зданий общезаводского назначения; на подбор рабочей силы и расстановку кадров; налоги, сборы, отчисления и оплату охраны предприятия);
     - прочие производственные расходы (гарантийное обслуживание и ремонт; представительские расходы; расходы на НИОКР и опытные работы, т.д.);
     - потери от брака; продукции на складах; на доставку продукции, рекламу и прочие, связанные со сбытом). [10]
     - коммерческие расходы (тара и упаковка)
     Сумма первых 8 статей – неполная производственная себестоимость (цеховая); 11 статей –  производственная себестоимость (фабрично-заводская, себестоимость товарной продукции); 12 статей – себестоимость реализованной  продукции.  

 

     ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ИЗДЕРЖЕК ПРОИЗВОДСТВА НА ПРЕДПРИЯТИИ ОАО «ХЛЕБОКОМБИНАТ»

     2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО  «Хлебокомбинат»

 
     Как акционерное общество предприятие  существует с 1994 г. В настоящее время ОАО «Хлебокомбинат» входит в горизонтальный холдинг, с головным предприятием в г. Калуга. Является членом Гильдии пекарей и кондитеров России.
     ОАО "Хлебокомбинат" г. Обнинска входит в состав 5000 ведущих предприятий, имеющих статус "Лидер Российской Экономики".
     Юридический адрес ОАО «Хлебокомбинат»:
     249039, Калужская область, г. Обнинск,  ул. Курчатова, 51
     Уставной  капитал ОАО  «Хлебокомбинат» г. Обнинск составляет 1861300 акций номиналом 0,01.
     Количество  акционеров – 3.
     Органами  управления общества являются:
     - общее собрание акционеров;
     - генеральный директор (единоличный исполнительный орган).
     В подчинении директора находится  главный инженер занимающийся вопросами  производства продукции. Главному инженеру непосредственно подчиняются механическая, технологическая и производственная служба. Так же главному инженеру подчиняются начальники следующих цехов, входящих в производственную службу:
     - начальник кондитерского цеха;
     - начальник цеха диетических и профилактических изделий;
     - начальник цеха хлебопечения.
     Организационная структура ОАО «Хлебокомбинат» г. Обнинск приведена на рисунке 1.1
 

     
       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рисунок 1.1 - Организационная структура ОАО «Хлебокомбинат» г. Обнинск
     ОАО «Хлебокомбинат» имеет 5 производственных цехов, производительностью 10 тонн в сутки:
     - кондитерский цех;
     - хлебный цех;
     - цех штучных булочных изделий;
     - сухарно-бараночной цех;
     - цех диетических и профилактических изделий.
     ОАО «Хлебокомбинат» является одним из крупнейших производителей Калужской области, который поддерживает и приумножает традиции российского пекарского искусства, используя только натуральные компоненты. В ассортименте предприятия присутствует более 100 наименований хлебобулочной и кондитерской продукции. Ежедневно поставка продукции ОАО «Хлебокомбинат» осуществляется как в районы Калужской области, так и соседние области.
     Основным  видом деятельности ОАО «Хлебокомбинат» является производство и реализация хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий и прочих товаров народного потребления.
     Деятельность  предприятия осуществляется экономическими методами на основе договоров, заключенных с потребителями продукции и поставщиками материальных ресурсов.
     Для выполнения производственной программы  предприятие заключает договора на поставку сырья с поставщиками.
     Основными постоянными поставщиками ОАО «Хлебокомбинат» являются:
     - ОАО «Московский дрожжевой завод»;
     - ОАО «Калужский мелькомбинат»;
     - ООО «Обнинский ХРУП»;
     - ООО «Калугагорторг»;
     - ЧП Смирнов А.С.
     Основными потребителями продукции ОАО "Хлебокомбинат" являются:
     - ООО «Виват»;
     - ООО «Леспромторг»;
     - ООО «Евромарка» и частные  предприниматели, такие как Гайдук А.В., Васильев В.В., Кренделева Р.С., Казаков И.М. и др.
     Конкурентами  ОАО "Хлебокомбинат" являются пекарни: «Армянский хлеб», «Дока-пицца», Обнинское  райпо, ОАО «Калугахлеб»,  ОАО «Тулахлеб».
 

2.2 Анализ основных технико-экономических показателей деятельности предприятия ОАО «Хлебокомбинат»

 
     Для осуществления своей деятельности предприятие должно располагать набором экономических и технических ресурсов. Для того чтобы изучить уровень оснащенности предприятия такими ресурсами необходимо рассчитать и проанализировать основные технико-экономические показатели.
     Анализ  технико-экономических показателей  предприятия ОАО «Хлебокомбинат» представлен в таблице 2.1.
     По  данным таблицы 2.1 в результате оценки технико-экономических показателей ОАО «Хлебокомбинат» наблюдаются следующие изменения: производственная мощность предприятия не изменилась по своей величине на протяжении 2007-2009г.г. Это объясняется в отсутствии у предприятия как достаточно определенной долговременной перспективы, так и финансовых средств, требуемых для его дальнейшего производственно-технического развития.
     Выпуск  продукции в натуральном выражении  в 2008г. по сравнению с 2007г. увеличился на 292 т., и в 2009г. увеличился на 292 т., что свидетельствует о нестабильности выпуска продукции.
     Коэффициент использования производственной мощности колеблется в пределах 0,48 - 0,52. Такое  использование производственных мощностей  в настоящих условиях, когда предприятие  имеет постоянный, непрерывный характер работы, следует признать положительным.
     Показатель  товарной продукции в сравнении  с показателем выпуска продукции  в натуральном выражении позволяет  проследить динамику инфляционных процессов, а в сочетании с показателем  реализованной продукции оценить следование предприятия тенденциям спроса и предложения на потребительском рынке. В ОАО «Хлебокомбинат» наблюдается тенденция увеличения товарной продукции в 2008г. по сравнению с 2007г. на 8406 тыс.руб. и увеличение в 2009г. по сравнению с 2008г. на 286 тыс.руб.
     Таблица 2.1 – Анализ основных технико-экономических  показателей ОАО «Хлебокомбинат» за 2007-2009г.г.
Показатели 2007г. 2008г. 2009г. Отклонение  в абсолютном выражении 2008г. к 2007г. Отклонение  в абсолютном выражении 2009г. к 2008г.
1.Производственная мощность, т. 14600 14600 14600 - -
2.Выпуск  продукции в натуральном выражении,  т. 7008 7300 7592 +292 +292
3.Коэффициент  использования производственной  мощности 0,48 0,50 0,52 +0,02 +0,02
4.Товарная  продукция, тыс.руб. 28698 37104 37390 +8406 +286
5.Реализованная  продукция, тыс.руб. 28698 37104 37390 +8406 +286
6.Стоимость  основных производственных фондов, тыс.руб. 7615 8682 9789 +1067 +1107
7.Фондоотдача,  руб. 3,77 4,27 3,82 +0,50 -0,45
8.Численность  промышленно-производственного персонала, чел. 135 142 142 +7 -
9.Производительностьтруда,  тыс.руб. 212,58 261,30 263,31 +48,52 +2,014
10.Среднемесячная  оплата труда, руб. 5056,17 5816,31 6403,17 +760,14 +586,86
11.Полная  себестоимость товарной продукции,  тыс.руб. 25692 33648 33120 +7956 -528
12.Прибыль  (убыток) от реализации (продаж) продукции,  тыс.руб. 3006 3456 4270 +450 +814
13.Прибыль  (убыток) до налогообложения, тыс.руб. 2228 2390 2952 +162 +562
14.Затраты  на рубль реализованной (проданной)  продукции, руб. 0,90 0,91 0,89 +0,01 -0,02
15.Рентабельность  продукции в целом, % 11,7 10,3 12,9 -1,4 +2,6
 
     Причиной  увеличения товарной продукции является рост цен на продукцию. При этом динамика показателя реализованной продукции  повторяет динамику показателя товарной продукции, то есть в 2008г. произошло увеличение продукции на 8406 тыс.руб., а в 2009г. на 286 тыс.руб. Показатель стоимости основных производственных фондов предприятия в 2008г. по сравнению с 2007г. увеличился на 1067 тыс.руб., в 2009г. по сравнению с 2008г. увеличился на 1107 тыс.руб. Основной причиной увеличения показателей стоимости основных производственных фондов является приобретение основных фондов непроизводственного назначения. Предприятием были приобретены два грузовых автомобиля для доставки готовой продукции по магазинам.
     Показатель  фондоотдачи увеличился в 2008г. по сравнению с 2007г. на 0,50 руб. за счет повышения товарной продукции, а в 2009г. по сравнению с 2008г. уменьшился на 0,45 руб.
     Показатель  численности промышленно-производственного  персонала позволяет оценить наличный кадровый потенциал предприятия. В ОАО «Хлебокомбинат» численность персонала в 2007г. составила 135 чел., а в 2008г. увеличилась на 7 чел. и составила 142 чел., в 2009г. численность на предприятии не изменилась по сравнению с 2008г.. Это свидетельствует о том, что на предприятии не меняются объемы хозяйственной деятельности и выполняются свойственной им регулирующей функции по отношению к численности занятых работников.
     Показатель  реализованной продукции в расчете  на одного работника – производительность труда в 2008г. увеличивается на 48,7 тыс.руб. по сравнению с 2007г., причиной увеличения является значительный рост товарной продукции, в 2009г. наблюдается увеличение показателя на 2,01 тыс.руб., то есть производительность труда в 2009г. увеличивается незначительно по сравнению с 2008г., причиной этого явилось увеличение товарной продукции небольшими темпами, а численность работников практически не изменилась.
     Среднемесячная  оплата труда на протяжении 2007-2009г.г. имеет динамику увеличения, в 2008г. она увеличилась на 760,14 тыс.руб., в 2009г. по сравнению с 2008г. – на 586,86 тыс.руб., что свидетельствует о финансовом оздоровлении предприятия. Причиной увеличения среднемесячной оплаты труда является повышение цен на потребительском рынке, в результате инфляционных процессов повышается уровень оплаты труда.
     Показатель  полной себестоимости товарной продукции  отражает затраты предприятия, связанные  с его основной производственной деятельностью, указывает на его  товарную направленность. За период с  2007г. по 2008г. происходит возрастание себестоимости товарной продукции на 7956 тыс.руб., а в 2009г. по сравнению с 2008г. происходит уменьшение на 528 тыс.руб., причиной увеличения себестоимости в 2008г. является рост товарной продукции, то есть товарная продукция имеет аналогичную тенденцию увеличения.
     Показатель  прибыли от реализации продукции  в 2008г. по сравнению с 2007г. увеличивается на 450 тыс.руб., а в 2009г. по сравнению с 2008г. увеличилась на 814 тыс.руб. Это связано с увеличением выручки от продажи продукции.
     Прибыль до налогообложения, также как и  прибыль от реализации, на протяжении 2007-2009г.г. имеет динамику увеличения, в 2008г. она увеличилась на 162 тыс.руб., а в 2009г. по сравнению с 2008г. на 562 тыс.руб., при этом прибыль до налогообложения меньше прибыли от продаж. Это вызвано тем, что предприятие имеет большие операционные и внереализационные расходы, проценты к уплате.
     В рассматриваемом периоде затраты  на рубль реализованной продукции  имеют нестабильный показатель, если в 2007г. затраты составляют 0,90 тыс.руб., то в 2008г. они увеличиваются на 0,01 тыс.руб., а в 2009г. опять снижаются до 0,89 тыс.руб. Увеличение затрат на рубль реализованной продукции в 2008г. вызвано увеличением себестоимости товарной продукции. Причиной снижения затрат на рубль реализованной продукции в 2009г. является то, что помимо увеличения себестоимости товарной продукции значительно возрастает реализованная продукция.
     Завершая  обобщенную оценку, акцентируем внимание на том, что рентабельность продукции  в целом – это итоговый показатель, характеризующий результативность производственной деятельности пищевого предприятия. Показатель рентабельности в ОАО «Хлебокомбинат» в 2008г. по сравнению с 2007г. уменьшился на 1,4 %, а в 2009г. по сравнению с 2008г. увеличился на 2,6 %.
     Финансовый  результат деятельности предприятия  выражается в изменении величины его собственного капитала за отчетный период. Способность предприятия  обеспечить неуклонный рост собственного капитала может быть оценена системой показателей финансовых результатов. [17]. Обобщенно наиболее важные показатели финансовых результатов деятельности предприятия представлены в форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках».
     Для оценки финансового состояния предприятия  ОАО «Хлебокомбинат» проанализируем финансовые результаты его хозяйственной деятельности за 2007-2009г.г. Для анализа используем данные формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках» за 2007-2009г.г. (приложения Г, Д, Ж).
     Анализ  финансовых результатов деятельности предприятия ОАО «Хлебокомбинат» представлен в таблице 2.2.
     Из  таблицы 2.2. следует, что на предприятии  ОАО «Хлебокомбинат» показатель чистой прибыли в 2008г. имеет тенденцию к увеличению по сравнению с 2007г. на 43 тыс.руб., а в 2009г. показатель увеличился на 225 тыс.руб. по сравнению с 2008г. Это связано с динамикой увеличения прибыли до налогообложения в 2008г. на 162 тыс.руб. по сравнению с 2007г. и увеличением прибыли до налогообложения в 2009г. по сравнению с 2008г. на 562 тыс.руб.
     Отложенные  налоговые активы и отложенные налоговые  обязательства не сыграли существенной роли на размер чистой прибыли, так как отложенные налоговые активы имели место только в 2007-2008г.г. – 1 тыс.руб., а отложенные налоговые обязательства только в 2009г. и составили 2 тыс.руб. В свою очередь на формирование прибыли до налогообложения важное значение имеет тенденция изменения следующих статей «Отчета о прибыли и убытках»: проценты к получению в 2008г. увеличились по сравнению с 2007г. на 20 тыс.руб., а в 2009г. по сравнению с 2008г. произошло уменьшение данного показателя на 63 тыс.руб.
     Также существенную роль имеет значение операционных доходов и операционных расходов в формировании прибыли.
     Таблица 2.2 - Анализ финансовых результатов  хозяйственной деятельности ОАО «Хлебокомбинат» за 2007-2009 г.г.
Показатели 2007 г. 2008 г. 2009 г. Отклонение  в абсолютных величинах 2008 г. к 2007г. Отклонение  в абсолютных величинах 2009г. к 2008г.
Чистая  прибыль (убыток) отчетного периода, тыс.руб. 1510 1553 1778 +43 +225
Налог на прибыль, тыс.руб. 362 372 355 +10 -17
Отложенные  налоговые активы 1 1 - - -1
Отложенные  налоговые обязательства - - 2 - +2
Прибыль (убыток) до налогообложения, тыс.руб 2228 2390 2952 +162 +562
Проценты  к получению 43 63 - +20 -63
Прочие  доходы, тыс.руб. 92 54 38 -38 -16
Прочие  расходы, тыс.руб. 913 1183 1356 +270 +173
Прибыль (убыток) от продаж, тыс.руб. 3006 3456 4270 +450 +814
Выручка от реализации продукции, тыс.руб. 28698 37104 37390 +8406 +286
Коммерческие  расходы тыс.руб. 685 898 883 +213 -15
Производственная  себестоимость, тыс.руб. 25007 32750 32237 +7743 -513
Полная  себестоимость, тыс.руб 25692 33648 33120 +7965 -528
     Прочие доходы уменьшаются в 2008г. по сравнению с 2007г. на 38 тыс.руб. и уменьшаются в 2009г. по сравнению с 2008г. на 16 тыс.руб., в то время, как прочие расходы имеют тенденцию к увеличению в 2008г. по сравнению с 2007г. на 270 тыс.руб., а в 2009г. по сравнению с 2008г. на 173 тыс.руб.
     Прибыль от продаж имеет тенденцию увеличения в 2008г. на 450 тыс.руб. по сравнению с 2007г., а в 2009г. на 814 тыс.руб. по сравнению с 2008г. Это обусловлено следующими изменениями: выручка от реализации продукции имеет тенденцию к увеличению, в 2008г. по сравнению с 2007г. она увеличивается на 8406 тыс.руб., в 2009г. по сравнению с 2008г. увеличивается на 286 тыс.руб. Существенную роль на формирование прибыли от продаж, а также на конечный финансовый результат оказали управленческие, коммерческие расходы и себестоимость продукции. В 2008г. наблюдается увеличение коммерческих расходов по сравнению с 2007г. на 213 тыс.руб., и уменьшение в 2009г. по сравнению с 2008г. на 15 тыс.руб. Именно это повлияло на увеличение прибыли от продаж в 2007-2009 г.г. Полная себестоимость продукции также увеличивается в 2008г. по сравнению с 2007г. на 7965 тыс.руб., а в 2009г. уменьшается на 528 тыс.руб. по сравнению с 2008г.
     В результате сравнительного анализа  можно сделать вывод, что финансовый результат деятельности предприятия  ОАО «Хлебокомбинат» за период 2007-2009 г.г. имеет положительное значение, но в 2009г. наблюдается значительное уменьшение данного показателя за счет увеличения расходов, уменьшения доходов предприятия, процентов к уплате.
     Основным  источником прибыли ОАО «Хлебокомбинат» является выручка от реализации готовой продукции, несмотря на увеличение коммерческих и прочих реализационных расходов и себестоимости продукции.
     Расчет  удельного веса каждого из показателей  отчета произведен по отношению к  выручке от реализации продукции. Чистая прибыль предприятия по отношению  к выручке в 2008 г. уменьшается на 1,07%, в 2009 г. увеличивается на 0,57%. Отложенные активы имели место только в 2007-2008 г.г., по отношению к выручке они составили в 2007 г. – 0,0035%, а в 2008 г. – 0,0027%. Отложенные налоговые обязательства имели место только в 2009 г. и составили 0,005%. Прибыль до налогообложения в 2008 г. по сравнению с 2007 г. уменьшилась на 1,32%, а в 2009 г. по сравнению с 2008 г. увеличилась на 1,47%. На динамику прибыли до налогообложения оказывают влияние следующие показатели: проценты к получению в 2008 г. увеличиваются по отношению к 2007 г. на 0,02%, а в 2009 г. по сравнению с 2008 г. уменьшаются на 0,17%. Проценты к уплате в 2008 г. и 2009 г. не имели места. Значение операционных расходов и доходов по отношению к выручке от реализации аналогично расчету по абсолютному отклонению, то есть операционные доходы в 2009 г. уменьшаются на 0,04%, операционные расходы увеличиваются на 0,36%. Показатели внереализационных расходов и доходов по отношению к выручке имеют следующие значения: внереализационные доходы в 2008 г. по отношению к 2007 г. не изменились, а в 2009 г. отсутствуют. Внереализационные расходы в 2008 г. уменьшились на 0,21%, в 2009 г. увеличились на 0,07%.
     Показатель  прибыли от продаж по отношению к  выручке в 2008 г. по сравнению с 2007 г. уменьшился на 1,16%, в 2009 г. по сравнению с 2008 г. увеличился на 2,11%, что показывает о значительном возрастании выручки. Коммерческие расходы в 2008 г. к 2007 г. увеличиваются на 31% и уменьшаются на 9,8%, в 2009 г.
     Таким образом, проведенный анализ финансовых результатов хозяйственной деятельности ОАО «Хлебокомбинат» показывает, что деятельность предприятия в 2007г. была наименее позитивной, чем в 2008-2009г.г. Значительное увеличение коммерческих и управленческих расходов, себестоимости продукции повлияло на прибыль от продаж, а также в целом на финансовый результат предприятия.
     Для совокупной оценки финансового состояния  предприятия используется система  относительных показателей [17] – финансовых коэффициентов, которые по значимости и экономическому содержанию сгруппированы в шесть блоков и представлены в таблице 2.3. Для обобщенной оценки финансовой устойчивости ОАО «Хлебокомбинат» используем данные формы № 1 «Бухгалтерский баланс» по состоянию на 01 января 2008 г. (приложение В).
     Коэффициенты, образующие первый блок, отражают степень  финансовой самостоятельности предприятия.
     Коэффициент автономии характеризует финансовую независимость предприятия от заемных  средств, степень покрытия предприятия  собственными средствами.
     Рост  коэффициента свидетельствует о  финансовой независимости предприятия. В ОАО «Хлебокомбинат» значение коэффициента автономии на начало 2008г. равно 0,83, на конец – 0,86. Из этого следует, что предприятие обладает высокой степенью финансовой самостоятельности.
     Коэффициент соотношения заемных и собственных  средств находится в зависимости  от коэффициента автономии. Это отношение обязательств предприятия к величине его собственных средств.
     На  предприятии данный коэффициент  на начало отчетного периода составляет 0,2, на конец – 0,16, что меньше нормативного значения, равного 1, то есть отношение заемных средств к собственным средствам настолько незначительно, что подтверждает ранее сделанный вывод о практической независимости предприятия от внешних источников финансирования.
 

      Таблица 2.3 - Обобщенная оценка финансовой устойчивости ОАО «Хлебокомбинат» по состоянию на 01 января 2008 г.
Финансовые  коэффициенты Нормальные  ограничения На начало отчетного  периода На конец  отчетного периода Отклонение  в абсолютном выражении (+/-)
1.Коэффициент  автономии (Кавт) >0,5 0,83 0,86 0,03
2.Коэффициент  соотношения заемных и собственных средств (Кз/с) <min(1,Км/и) 0,20 0,16 -0,04
3.Коэффициент  соотношения мобильных и иммобилизованных  средств (Км/и) - 0,74 0,83 0,09
4.Коэффициент  маневренности (Кмн) =0,5 0,31 0,36 0,05
5.Коэффициент  ликвидности оборотных средств (Клос) - 0,16 0,18 0,02
6.Коэффициент  обеспечения запасов и затрат  собственными источниками формирования (Коб зап) >0,6-0,8 0,99 1,13 0,14
7.Коэффициент  автономии источников формирования  запасов и затрат (Кавт зап) - 1 1 -
8.Коэффициент  имущества производственного назначения (Кипн) >0,5 0,79 0,787 -0,003
9.Коэффициент  долгосрочного привлечения заемных  средств (Кдзс) - - 0,002 0,002
10.Коэффициент  краткосрочной задолженности (Ккрат  зд) - 1 1 -
11.Коэффициент  кредиторской задолженности и  прочих обязательств (Ккред зд) - 1 1 -
12.Коэффициент  абсолютной ликвидности (Кал) >0,2-0,7 0,4 0,4 -
13.Коэффициент  ликвидности (Кл) >0,8-1,0 0,95 1,24 0,29
14.Коэффициент  покрытия (Кл) >2 2,4 3,16 0,76
 
     Коэффициент соотношения мобильных и иммобилизованных средств отражает маневренность мобильных средств. Из расчетных данных видно, что коэффициент соотношения заемных и собственных средств меньше коэффициента мобильных и иммобилизованных средств на начало периода – 0,74, а на конец отчетного периода – 0,83 соблюдается, значит, предприятие имеет достаточное количество мобильных средств для исполнения обязательств.
     Коэффициенты, образующие второй блок, раскрывают способность  предприятия использовать собственные  средства. Коэффициент маневренности  на начало отчетного периода равен 0,31, а на конец отчетного периода – 0,36, что меньше нормативного значения, равного 0,5. Значит, недостаточная часть собственных средств находится в мобильной форме, позволяющей свободно маневрировать собственными средствами, несмотря на то, что предприятие в целом независимо от внешних источников финансирования. Коэффициент ликвидности оборотных средств позволяет оценить структуру мобильных средств, на начало отчетного периода он составляет 0,16, на конец периода – 0,18. Наблюдается увеличение коэффициента, оборотные средства предприятия в основном сосредоточены в запасах и дебиторской задолженности. Значение этого коэффициента указывает на свободную наличность, поэтому ОАО «Хлебокомбинат» не нуждается в заемных средствах для пополнения оборотных средств.
     Коэффициенты, образующие третий блок, характеризуют  способность предприятия формировать  запасы и затраты за счет собственных  оборотных средств.
     Коэффициент обеспеченности запасов и затрат собственными источниками формирования – отношение величины собственных оборотных средств к стоимости запасов предприятия. Значение данного коэффициента на начало отчетного периода – 0,99, на конец отчетного периода – 1,13. Норма составляет (0,6-0,8), значит запасы и затраты больше собственных оборотных средств, то есть собственных оборотных средств недостаточно для формирования запасов и затрат.
     Коэффициент автономии источников формирования запасов и затрат показывает долю собственных оборотных средств  в общей сумме основных источников формирования запасов и затрат. Значение коэффициента составляет на начало и конец отчетного периода – 1.
     Коэффициент, входящий в четвертый блок, характеризует  степень соответствия состава имущества  предприятия его уставной (производственной) деятельности.
     Коэффициент имущества производственного назначения определяется как отношение суммы  стоимостей основных средств, незавершенного строительства, запасов в виде сырья, затрат в незавершенном производстве к валюте баланса. Значение коэффициента на начало отчетного периода составляет 0,79, на конец отчетного периода – 0,787 и указывает на сохранение предприятием своей основной деятельности.
     Коэффициенты, образующие пятый блок, характеризуют  структуру заемных средств, их использование при формировании запасов и затрат.
     Коэффициент долгосрочного привлечения заемных  средств на начало отчетного периода  составляет 0, а на конец отчетного  периода равен 0,002. Значение коэффициента свидетельствует о небольших  долгосрочных займах и кредитах.
     Коэффициент краткосрочной задолженности отражает долю краткосрочных обязательств в  общей сумме всех обязательств. Коэффициент  на начало и конец отчетного периода  составляет 1.
     Коэффициент кредиторской задолженности и прочих обязательств показывает долю обязательств предприятия в общей сумме обязательств. Коэффициент на начало и конец отчетного периода равен 1. Это означает, что краткосрочные кредиты и займы использовались по назначению, предприятие уделяет достаточное внимание для погашения своих обязательств.
     Коэффициенты, включаемые в шестой блок, рассматриваются  в качестве источников покрытия краткосрочных  обязательств для оценки платежеспособности предприятия. [17]
     Коэффициент абсолютной ликвидности – это  отношение наиболее ликвидных активов  к наиболее срочным обязательствам предприятия. Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, какую часть краткосрочной задолженности предприятие может погасить в ближайшее время. Из расчетных значений следует, что коэффициент не изменился и составляет 0,4 и находится в норме (0,2-0,7). Предприятие ОАО «Хлебокомбинат» на протяжении года имеет возможность мобилизовать денежные средства для покрытия обязательств.
     Коэффициент ликвидности, в числителе в состав ликвидных средств включается дебиторская  задолженность и прочие оборотные активы, отражает прогнозируемые платежные возможности предприятия при условии своевременного проведения расчетов с дебиторами. Значение коэффициента на начало отчетного периода – 0,95, на конец периода – 1,24, что соответствует нормативному значению, равному 0,8-1,0.
     Коэффициент покрытия отражает платежные возможности  предприятия при условии погашения  дебиторской задолженности, при  благоприятном сбыте готовой  продукции. На начало отчетного периода  значение коэффициента равно 2,4, что  говорит о существенных платежных возможностях предприятия, на конец отчетного периода значение коэффициента увеличивается на 0,76 и равен 3,16, что выше нормы, значит у предприятия ОАО «Хлебокомбинат» достаточно собственных средств для погашения всех его обязательств.
     Рассчитанные  коэффициенты указывают на то, что  наблюдается тенденция увеличения платежеспособности предприятия ОАО «Хлебокомбинат» на конец отчетного периода. У предприятия достаточно ресурсов в виде сырья, материалов, готовой продукции, дебиторской задолженности для погашения краткосрочных обязательств.
     Таким образом, по данным показателям следует, что предприятие ОАО «Хлебокомбинат» является финансово-устойчивым, что предполагает стабильность его деятельности в будущем году. Устойчивое финансовое положение предприятия является важнейшим фактором его застрахованности от возможного банкротства.

2.3 Анализ затрат  на производство  на предприятии  ОАО  «Хлебокомбинат»

 
     Существенным  моментом управления деятельностью  предприятия является контроль за соблюдение сметных (плановых) значений затрат на производство продукции. [16]
     В процессе контроля необходимо проанализировать структуру затрат и выявить их отклонения от сметных значений по экономическим элементам. При этом проверяется соблюдение смет, плановых калькуляций по видам расходов, характеризующим их экономическое содержание.
       Использование аналитических процедур  в контроле за изменениями  затрат по экономическим элементам  помогает определить основные  направления поиска резервов  снижения себестоимости продукции, выявить возникающие в процессе производства отклонения фактических расходов от нормативных (плановых).
     При этом следует учесть, что сметные  значения затрат пересчитываются на фактический объем выпущенной продукции.
     Структура затрат на производство продукции в ОАО  «Хлебокомбинат» за 2007-2009 г.г. представлена в таблице 2.4.
     В таблице 2.5 представим данные о затратах на производство продукции.
     Анализ  данных таблицы 2.5 за 2009 г. показал, что  резерв по общехозяйственным расходам составил 64 тыс.руб., а по общецеховым -  20  тыс.руб., тогда как по всем другим статьям калькуляции отклонение фактических значений от плановых показывает значительный перерасход средств.
     Отмеченные  отклонения фактических затрат от их плановых значений повлияли и на изменение их структуры. В частности, доля материальных затрат в 2009 г. по сравнению с 2008 г. возросла на 0,7 %, доля  прочих затрат возросла на 0,6 %, отчислений на социальны нужды на 0,4%, что обусловлено перерасходом по ним сравнении со сметными значениями.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.