Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат «Просвещенный абсолютизм»: предпосылки, содержание, противоречия

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 22.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки Российской Федерации
Тверской  государственный технический университет 

Кафедра истории и политологии 
 
 
 

Тема: «Просвещенный  абсолютизм»: предпосылки, содержание, противоречия. 
 
 
 

Студент 1 курса ЗФ
ТМС группы
Кошкин  А.Ф. 

Работу  проверила Смолик С.Ю. 
 
 
 
 
 
 

Тверь
2010 
Содержание
 

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие и сущность политики "Просвещенного абсолютизма"…….4
1.1.Содержание и задачи политики……………………………………………...4
1.2. Предпосылки возникновения абсолютизма в России……………………...6
Глава 2. Особенности политики "Просвещенного абсолютизма"……………..9
2.1. Просвещенный абсолютизм Екатерины II………………………………….9
2.2. Итоги проведения политики просвещенного абсолютизма……………...17
Заключение…………………………………………………………………….…20
Список  используемой литературы……………………………………………...21
 

Введение
     Смысл просвещенного абсолютизма состоит  в политике следования идеям Просвещения, выражающейся в проведении реформ, уничтожавших некоторые наиболее устаревшие феодальные институты (а иногда делавшие шаг в сторону буржуазного развития). Мысль о государстве с просвещенным монархом, способным преобразовать общественную жизнь на новых, разумных началах, получила в XVIII веке широкое распространение. Сами монархи в условиях разложения феодализма, вызревания капиталистического уклада, распространения идей Просвещения вынуждены были встать на путь реформ.
Развитие  и воплощение начал просвещенного  абсолютизма в России приобрело  характер целостной государственно-политической реформы, в ходе которой сформировался новый государственный и правовой облик абсолютной монархии. При этом для социально-правовой политики было характерно сословное размежевание: дворянство, мещанство и крестьянство. Внутренняя и внешняя политика второй половины XVIII века, подготовленная мероприятиями предшествующих царствований, отмечена важными законодательными актами, выдающимися военными событиями и значительными территориальными присоединениями.
     Политика  Екатерина II по своей классовой направленности была дворянской. В 60-е годы Екатерина II прикрывала дворянскую сущность своей политики либеральной фразой (что характерно для просвещенного абсолютизма).
     Для выполнения работы на данную тему необходимо решить следующие задачи:
     - изучить содержание и задачи  политики  просвещенного абсолютизма;
     - рассмотреть особенности политики  просвещенного абсолютизма в  России;
     - определить итоги проведения политики просвещенного абсолютизма.
 

Глава 1.Сущность политики просвещенного абсолютизма
1.1. Содержание и задачи политики
     Смысл “просвещенного абсолютизма” состоит в политике следования идеям Просвещения, выражающейся в проведении реформ, уничтожавших некоторые наиболее устаревшие феодальные институты (а иногда делавшие шаг в сторону буржуазного развития).
     " Просвещенный абсолютизм " - одна из форм государственной политики многих стран Европы, возникшая на определенной стадии их развития в результате укрепления позиций новых общественных сил (буржуазии, интеллигенции), боровшихся за свои права с существующими абсолютистско-феодальными режимами.
     Он  складывался под влиянием идей Просвещения , осуждавших сословное неравенство, произвол власти, католическую церковь  и обосновывающих "естественные права" человека - свободу, равенство, право на частную собственность, а также принцип разделения властей, верховенство закона и др. Философы-просветители полагали, что "просвещенные монархи" с либеральными взглядами, проводя реформы, утверждая "разумные законы" и способствуя распространению знаний, смогут осуществить идеал "общего блага", т.е. добиться экономического процветания, социальной гармонии и безопасности для своих народов.
Эти идеи получили широкое распространение  в Европе и оказывали непосредственное влияние на государственную политику.
В России политика "просвещенного абсолютизма" порождалась целым комплексом факторов:
     - стремлением верховной власти привести существующие систему управления, уровень социально-экономического и культурного развития в соответствие с "духом времени";
     - остротой социальных противоречий,
     - необходимостью принятия таких мер, которые бы смягчали недовольство низов;
     - притязаниями России на ведущую роль в системе международных отношений.
     Однако  незрелость социальных и духовных предпосылок (практическое отсутствие национальной буржуазии, непросвещенность основной массы дворянства, патриархальность городского населения и крестьянства) приводила к тому, что политика "просвещенного абсолютизма" носила поверхностный и крайне противоречивый характер, сочеталась с реакционными мероприятиями правительства.
     В отечественной историографии существует направление, сводящее политику "просвещенного абсолютизма" к лицемерию императрицы и ее окружения, призванному обмануть просвещенное общественное мнение Европы и скрыть продворянский, крепостнический характер политики Екатерины II. Более того, считается, что после подавления восстания Пугачева эта политика, сбросив налет просвещенности, стала откровенно реакционной.
     Задачи  политики "просвещенного абсолютизма" в России сводились к:
     - укреплению самодержавия за счет модернизации и совершенствования системы управления, устранению наиболее архаичных ее элементов;
     - расширению прав и свобод русского дворянства в целях его превращения в подлинно привилегированное и просвещенное сословие, способное не за страх, а за совесть служить интересам государства и всего общества;
     - проведению мер, направленных, с одной стороны, на усиление власти помещиков над своими крестьянами, а с другой - призванных смягчить социальную напряженность;
     - созданию условий для экономического развития страны, принятию законов способствующих предпринимательству ( политика "экономического либерализма ");
     - распространению знаний, развитию европейских форм культуры и образования в стране;
     -повышению авторитета России за границей, укреплению ее международного положения.
     1.2. Предпосылки возникновения абсолютизма в России
     В России реализация политики Просвещенного  абсолютизма не была вызвана внутренними  причинами, аналогичными западноевропейским. В России церковь практически  не вмешивалась в дела государственной  власти, не занималась охотой на ведьм и не учреждала инквизиции. Соответственно, наступление на церковь привело в XVIII веке только к разрушению сложившихся веками моральных ценностей российского общества. Освобождение власти от влияния церкви с одновременным разделением общества на просвещенных дворян и непросвещенных крестьян раскололо народ и подорвало едва сложившийся монархический строй (что выразилось в 75-летнем периоде переворотов и фиктивных правлений цариц после смерти Петра I). Просвещенный класс говорил сначала на немецком языке, затем перешел на французский, и при этом глубоко презирал непросвещенных русскоязычных крестьян, рассматривая их исключительно как субъект применения абсолютной власти. Соображения морали, человечности и справедливости были забыты наряду с церковными предрассудками, позитивная же программа Просвещения выполнялась в исключительно узком кругу избранных дворян и только в их интересах. Поэтому результатом Просвещения в России стало крепостное право, превратившееся в чистое рабовладение при Екатерине II, а также формирование самодостаточной бюрократической системы, традиции которой до сих пор дают о себе знать.
     Существуют  различные мнения о том, когда  абсолютизм возникает в нашем  государстве. Самая ”ранняя” точка  зрения - уже при Иване IV в 16-ом веке, другая точка зрения - начало 18-го века при Петре I, а конец абсолютизма при Николае I.
     Для того чтобы рассмотреть абсолютизм в России на начальном этапе нужно  найти социальную опору абсолютизма. В 17-ом веке трудно найти капиталистические ростки, последующие развитие капитализма в России имело существенную специфику, разбогатевшие предприниматели вкладывали капитал в землю, становились феодалами и боролись за получение дворянского титула, вместо того, чтобы вкладывать капитал в дело и формировать реальную политическую силу в стране. Посадское население было оформлено в сословия ещё Соборным Уложением 1649-го года. Внутри посада была сформирована привилегированная группа (торговая и суконная сотня), что затрудняло жизнь посада и осознание им своих интересов.
     Во  второй половине 18-го века в России наблюдается резкий рост бюрократического аппарата, этому способствовало введение отраслевого управления, оно становится более специализированным, требовались  новые люди. Также в этот период наблюдается обострение классовой борьбы.
     Для абсолютной монархии характерны:
     Наличие сильного профессионального бюрократического аппарата, сильной постоянной армии, ликвидация сословно-представительных органов и учреждений. Все эти  признаки были присущи и российскому абсолютизму, но у него были свои особенности.
     Если  абсолютная монархия в Европе складывалась в условиях развития капиталистических  отношений и отмены старых феодальных отношений (крепостного права), то абсолютизм в России совпал с развитием крепостничества.
     Российский  абсолютизм опирался в основном на крепостническое дворянство, служилое сословие.
     Особое  положение феодальной аристократии (боярства) уже в конце XVII в. резко  ограничивается, а затем и ликвидируется. Важным шагом в этом направлении  стал акт об отмене местничества (1682 г., служба для дворянина была обязанностью и продолжалась до конца его жизни).
     Утверждение абсолютизма в России не вызвало  сопротивления сторонников старой политической системы. Сословно-представительные институты сами постепенно угасают, единственный прецедент - восстание стрельцов, но это скорее был факт борьбы за власть.
 

Глава 2. Особенности политики "Просвещенного абсолютизма"
2.1. Просвещенный абсолютизм Екатерины II
     Время царствования Екатерины II называют эпохой просвещенного абсолютизма. Когда в 1762 г. на российский престол взошла Екатерина II, она не скупилась на обещания, изданный ею манифест обещал России законы, указывающие пределы деятельности всем государ­ственным учреждениям, и провозглашал, что на смену всевластному императорскому произволу придет начало законности. Здесь же можно было прочитать: «Самодержавное самовластие есть зло, пагубное для государства». Понятно, что новая императрица не осуждала самодержавие.
     Екатерина видела Россию страной европейской, то есть такой, которая отличается от азиатских деспотий «свободою в отношении подданных к правительствам». Самые общие рамки она наметила быстро: во-первых «Вольность есть право все то делать, что законы дозволяют»; во-вторых, «в государстве вольность не может состоять ни в чем ином как в возможности делать то, что каждому надлежит хотеть, и чтоб не быть принужденным делать то, чего хотеть не должно»; и, в-третьих, «надлежит быть закону такому, чтобы один гражданин не мог бояться другого, а боялись бы все одних законов», «равенство всех граждан состоит в том, чтобы все подвержены были тем же законам».
     14 декабря 1766 г. увидел свет екатерининский  манифест - о созыве депутатов  в Комиссию для сочинения проекта  нового уложения.
Торжественная церемония открытия заседания комиссии в Грановитой палате Кремля началась с пышной встречи самой императрицы и долгого чтения ее Наказа.
     В некоторых статьях Наказа предлагались отдельные меры по стимулированию труда  земледельцев; было сформулировано положение: «Законы могут учредить нечто полезное для собственного рабов имущества». Это положение Наказа весной 1768 г. стало поводом к острой дискуссии в Комиссии. Противодействие дворянства вызвало проводимое тогда же (1766–1768 гг.) Вольным экономическим обществом обсуждение конкурсной темы о целесообразности «ради общего благоденствия» предоставить крестьянам право какой-нибудь собственности, темы, постановка которой была воспринята как проблематичность крепостного права вообще.
     Деятельность  Комиссии привела Екатерину к выводу о невозможности согласования интересов различных сословий, а также смягчения крепостничества без риска потерять престол. В то же время ее созыв произвел благоприятное впечатление на Европу, укрепил авторитет власти, позволил Екатерине ознакомиться с "состоянием умов" в обществе. Убедившись, что ее правлению ничто не угрожает, недовольная резкостью критики в адрес дворянства, прозвучавшей в некоторых публичных выступлениях, а также осознав неготовность общества к радикальным переменам в духе идей Просвещения, императрица распустила Комиссию под предлогом начавшейся в 1768 г. войны с Турцией. Комитеты же Комиссии продолжили свою работу по взаимному согласованию множества законов, часто противоречивших друг другу.
     Тем не менее, важнейшие екатерининские преобразования претворялись в жизнь с учетом мнений депутатов 1767— 1768 гг. В результате Россия получила организацию местного управления, просуществовавшую почти сто лет, и административное деление, которое в модернизированном виде (как система «область-район») дожило до нашего времени.
     По  проекту вся Россия делилась на 50 губерний вместо прежних 23. Основной фигурой  в губернии являлся отныне губернатор, стоявший во главе «губернского правления». Главной функцией этого правления  являлось широкое объявление законов и правительственных распоряжений, надзор за их выполнением и право отдачи под суд нарушителей закона. Губернскому правлению подчинялись все местные суды и полиция. Всеми расходами и доходами в губернии, её промышленностью и сбором налогов ведала казённая палата. Совсем новым учреждением был «приказ общественного призрения». В его функции входила охрана порядка в интересах господства дворян. Приказ общественного презрения был помощником губернской полиции, хотя ведал он и народным образованием, и охраной здоровья населения, и общественной благотворительностью, и смирительными домами. Наконец, в губернии был губернский прокурор и целая система судебных учреждений. Самыми высшими из судов были две палаты: палата гражданских дел и палата уголовных дел, имеющие право пересмотра дел губернских и уездных судов. Сами же губернские суды были сословными, т.е. для дворян был свой суд, он назывался «верхний земский суд», для купцов и мещан свой – «губернский магистрат», для государственных крестьян – «верхняя расправа». В каждом из этих судов были два департамента с двумя председателями – по уголовным и гражданским делам.
В каждой губернии стало в среднем по 10-15 уездов. Главным исполнительным органом  был здесь так называемый «низший  земский суд». Важнейшими функциями этого учреждения являлись наблюдения за выполнением законов, исполнение распоряжений губернских властей, исполнение судебных решений и розыск беглых крестьян. Во главе низшего земского суда стоял капитан-исправник, имевший всю полноту власти в уезде, что давало ему право принимать любые меры для восстановления в нём порядка. Избирался капитан-исправник и 2-3 заседателя низшего земского суда только дворянами и только из местных помещиков. В состав низшего земского суда входили «уездный суд» для дворян и «нижняя расправа» для государственных крестьян. О дворянских вдовах и сиротах заботилась «дворянская опека».
     Город по реформе 1775г. стал самостоятельной  административной единицей. Основными  учреждениями в городе были: городской  магистрат и совестный суд, в функции которого входили примирение сторон и контроль над арестами. Компетенция городового магистрата с городским головой во главе была аналогична компетенции уездного суда, а состав городского магистрата выбирался местным купечеством и мещанством.
     Такова  была система местных учреждений Екатерины II. Вводя децентрализацию  управления, царица сохранила вместе с тем мощный и действенный  контроль центральной власти над  губерниями. Над каждыми 2-3 губерниями Екатерина поставила наместника или генерал-губернатора с неограниченными полномочиями. В связи с передачей большей части дел текущего управления на места, в губернские учреждения, роль коллегий резко снизилась, и в 80-х годах назрела необходимость их ликвидации. Из коллегий продолжали сохранять прочное положение лишь три – Иностранных дел, Военная и Адмиралтейская. Сохранил своё положение в качестве одной из коллегий и Синод, но теперь Синод находился в полнейшем подчинении светской власти.
     В итоге всех этих преобразований окрепла  самодержавная власть абсолютного  монарха, окрепла и диктатура  дворянства на местах, создана была прочная полицейско-бюрократическая  система учреждений, просуществовавшая  вплоть до эпохи падения крепостного  права.
     Пик политики просвещенного абсолютизма пришелся на 80-е годы XVIII столетия, когда были обнародованы и воплощены в жизнь многие важнейшие законодательные акты. Строго говоря, принципиального различия между внутренней политикой Екатерины в 60-х и 80-х годах не было: она оставалась дворянской, крепостнической и в то же время предполагала совершенствование человеческой натуры и смягчение нравов. Различия между двумя периодами носили скорее количественный, нежели качественный характер: позднейшие акции императрицы на ниве просвещения оказались более масштабными.
     Первым  в ряду важнейших законодательных  актов этого времени явился Устав  благочиния или полицейский, обнародованный в апреле 1782 г.
Наиболее  рельефно просветительские устремления  императрицы отразились в специальном разделе «Правила добронравия». Она полагала, что всякий подданный может достичь совершенства, беспрекословно исполняя заповеди следующего содержания: «не чинить ближнему, чего сам терпеть не можешь»; «на зло отвечать добром; если сотворил обиду, то по возможности удовлетвори обиженного; помогай в беде; «веди слепого, дай кровлю неимущему, напои жаждущего... с пути сошедшему указывай путь». Устанавливая нормы поведения в храме, Устав не упоминал о жестоком наказании, но предписывал входить в церковь «с благоговением и вести себя в церкви и во время хода с крестами благочинно». По сравнению с Соборным уложением 1649 года Устав был выдержан в традициях веротерпимости.
     Основой семейной жизни подданных Екатерина  провозглашала главенство мужского начала. Муж обязан жить с супругой «в согласии и любви», извинять ее недостатки, «облегчать ее немощи, обеспечивать ее пропитанием». Как и Домострой XVI в., Устав ставил жену в подчиненное положение: она «пребывает в любви, почтении и послушании к своему мужу» и оказывает ему всяческое «угождение». Положение потомства в семье тоже сродни домостроевскому: «родители суть властелины над своими детьми».
     Устав благочиния был рассчитан на подданных  из числа горожан. Для выполнения предписанных им норм создавались специальные учреждения, главным из которых была Управа благочиния под председательством городничего. На попечении управы находились благоустройство города и спокойствие горожан. Не предусмотренные указами новации преследовались. Управа рассматривала мелкие уголовные преступления и иски на сумму не свыше двадцати рублей. Если дело не решалось полюбовно, оно передавалось в обычный суд. Исполнителями решений управы выступали квартальные надзиратели, а в городах, разделенных на две и более частей, — частные приставы.
     21 апреля 1785 года императрица обнародовала две жалованные грамоты.
       Отныне дворянство следовало  именовать не иначе, как «благородным».  Дворянам было даровано право  раз в три года, собираться  на губернские съезды, в ходе  которых они выбирали губернского предводителя дворянства и прочих должностных лиц. Губернским собраниям дозволялось подавать прошения на имя наместника, Сената и императрицы. Дворянское общество могло исключить из своей среды лиц, опороченных судом или дискредитировавших себя в личной жизни. Только суд мог лишить дворянина дворянского достоинства, чести, жизни, имения. Решение суда о казни дворянина должно было быть подтверждено Сенатом и конфирмовано императрицей. Грамота впервые в русской истории устанавливала принцип: «телесное наказание да не коснется благородного». От этих наказаний освобождались и дворяне, служившие в армии рядовыми.
     Грамота предписывала составлять в каждом наместничестве дворянскую родословную книгу, что  явилось завуалированной формой чистки «благородного сословия». Она обязывала предоставить доказательства принадлежности к дворянскому роду.
     Вторая  грамота — Грамота на права  и выгоды городам Российской империи, ставила на первое место интересы не городских обывателей, а населенных пунктов и призвана была объяснить выгоды, «от устроения городов происходящие». Подтверждая предшествующие привилегии горожан (в редких случаях совпадавшие с дворянскими), грамота предусматривала ведение в каждом городе городовой обывательской книги. В зависимости от размера имущества горожане делились на шесть разрядов. Привилегированную группу составляли так называемые именитые граждане (купцы с капиталом не менее 50 тыс. руб., банкиры, ворочавшие не менее 100 тыс. руб., а также городская интеллигенция — архитекторы, живописцы, композиторы, ученые). Они освобождались от телесных наказаний и в третьем поколении могли возбуждать ходатайство о присвоении дворянства.
     Большие привилегии получало также гильдейское  купечество. Купцы первых двух гильдий (капитал от 5 до 50 тыс. руб.) освобождались от телесных наказаний и казенных служб (продажа вина, соли). В Уложенной комиссии депутаты от городов домогались дворянского права носить шпагу. Екатерина отказала им, но ввела градацию по средствам передвижения. Купец первой гильдии ездил в карете, запряженной парой лошадей; купец второй гильдии тоже мог запрягать пару, но ездил в коляске; в коляске же, но с одной лошадью восседал купец третьей гильдии. Подробно говорилось в Грамоте городам о цеховом устройстве и отношениях между мастерами, подмастерьями и учениками, которые должны были строиться на основе «домашней тишины и согласия».
     Последней значительной мерой политики просвещенного  абсолютизма стал обнародованный в  августе 1786 года «Устав о народных училищах». От первой до последней строки этот документ был подчинен основе основ просветительской идеологии — вере в то, что за внедрением просвещения последуют все прочие благотворные результаты: исчезнут нравственные и социальные пороки, будет положен конец рабству, невежеству, суевериям.
     Устав о народных училищах предусматривал создание главных народных училищ по одному в каждом губернском городе, а также малых — в городах губернских и уездных. Срок обучения в первых — четыре года, во вторых — два. В каждый класс малого народного училища определялся один учитель, в главном их должно было быть шесть. Учащимися могли стать представители всех сословий, в том числе дети дворовых. Первые два года обучали чтению, письму и «христианскому добронравию». Со второго класса учили рисованию. В третьем и четвертом классах вводились новые предметы; всеобщая история, география, землеописание Российского государства, основы физики, механики геометрии, естественной истории и латыни.
Народные  училища торжественно открылись 22 сентября 1786 г. в 25 российских губерниях. Через несколько лет первая же проверка выявила убогое состояние новооткрытых учебных заведений. Полиция в городах отлавливала детей школьного возраста на улицах и принудительно волокла в училища. Тем не менее, результат оказался впечатляющим (если учесть, что дело начиналось фактически с нуля): к концу XVIII в. в 45 губерниях России работало 49 главных и 239 малых училищ с 22220 учениками и 760 учителями.
     Казалось  бы, логика требовала и издания  «Жалованной грамоты крестьянству»: она бы завершила процесс укрепления охраняемых законом сословий. Такая грамота была подготовлена. Но вольность понималась в XVIII в. как удовольствие за счет других, и дворяне, перестав быть крепостными государства, резко возражали, чтобы за их счет стали вольными крестьяне. Ведь потеря имения, толкавшая на службу или в предпринимательство, ограничивала экономическую основу их собственной вольности. От равенства в бесправии сословий Россия перешла к неравенству в правах. Крепостничество оставалось самым консервативным элементом екатерининской политики. В этом более всего убеждает структура государственного бюджета: основную часть постоянно возраставших доходов казны (с 1763 по 1796 год они увеличились более чем вчетверо) приносили не прямые, а косвенные налоги. Львиная доля доходов от крепостного труда оседала не в казне, а в карманах помещиков, у которых были все основания до небес возносить императрицу при жизни и долго с благодарностью вспоминать после ее смерти.
     Важной  составной частью «просвещенного абсолютизма» была передача в государственное управление церковных и монастырских земель (так называемая секуляризация). Буржуазные революции в XVII-XVIII вв. в Европе нарушили безраздельное господство церковной идеологии, которая отрицала за человеком право на свободу личности, слова, действий и высказываний. К тому же, в России, где совокупный прибавочный продукт едва достигал допустимого минимума, проблема увеличения доходов казны за счет церкви была особенно актуальна. Так Екатерина II завершила начатое ещё Петром I подчинение церкви государству. Указом 26 февраля 1764 года монастырские и церковные владения с населявшими их крестьянами передавались в ведомство Коллегии экономики. Это лишило духовенство экономической базы, монастыри и епархии стали полностью зависимыми от государства, которое брало их на свое содержание. Ещё один важный результат проявился в облегчении положения крестьян, ранее принадлежащих духовным помещикам. В целом, церковь оказалась интегрированной в государственную структуру, что уменьшило её влияние на общество.
2.2. Итоги проведения политики просвещенного абсолютизма.
     Политика просвещенного абсолютизма, несмотря на свою неопределенность, оказала значительное влияние на развитие науки и культуры в России.
     Оценивая их развитие, следует сказать о М.В. Ломоносове и других деятелях науки и техники середины XVIII в. На базе созданной в 1725 г. по указу Петра Академии Наук был предпринят ряд больших географических экспедиций. Исторические труды создает В.Н. Татищев, литературные произведения А.Д. Кантемир и В.К. Тредиаковский.
     Во  второй половине XVIII в. начинает развиваться  школьное образование. В 1758 г. была открыта гимназия для дворян и для разночинцев в Казани. В 1764 г. создается первое женское учебное заведение «Воспитательное общество благородных девиц» при Смольном монастыре в Петербурге. Возникает ряд других учебных заведений. Все эти мероприятия в области образования были связаны с именем И.И.Бецкого. В области точных наук и техники русские ученые добивались значительных успехов. В стенах Академии Наук работали талантливые ученые. И.И.Ползунов изобрел паровую машину, И.П. Кулибин создал много научных приборов высокого качества, разработал замечательный проект одноарочного моста через Неву. К сожалению, в условиях той бюрократической системы, которая уже тогда возникла в России, многие из этих изобретений остались невостребованными.
            Делала успехи и историческая  наука. В семи томах своей  «Истории Российской» М.М. Щербатов  создает цельную и полнокровную  концепцию русской истории, которая,  правда, еще основывалась на провинденциалистическом подходе, на мысли о союзе самодержавия и дворянства. Шаг вперед в понимании закономерности исторического процесса сделал И.И. Болтин, автор «Критических примечаний на историю Щербатова» и на тенденциозную книгу о России французского писателя Леклерка.
            В условиях российской действительности  второй половины XVIII в. появляется  критика наиболее жестких форм  крепостничества, деспотизма самодержавия. Русские мыслители проявляют  огромный интерес к идеям Просвещения.  Другая часть дворянской интеллигенции подпадает под влияние масонства. Явление это, получившее во второй половине XVIII в. в Европе широкое распространение, существовало в форме полуконспиративных организаций с торжественным и мистическим ритуалом. в России было до 100 масонских лож. Одним из крупнейших масонов был Н.И.Новиков. С его именем связано также создание первых ярких сатирических журналов «Трутень», «Живописец», «Кошелек». Н.И.Новиков разворачивает широкую книгоиздательную деятельность, которая определялась просветительскими целями.
     В общественной мысли России формируется  и крайне левое радикальное крыло  — течение дворянской революционности. Возникновение его связано с  именем А.Н. Радищева, примыкавшего по своим взглядам к французским  материалистам XVIII в. Основным его произведением стало знаменитое «Путешествие из Петербурга в Москву», в котором он постарался передать весь ужас крепостнической жизни в России. В книге содержались прямые призывы к насильственному уничтожению существующих порядков. Это хорошо почувствовали и власть предержащие.
     Русские литература и искусство второй половины XVIII в. развивались в сложных условиях борьбы различных стилей и направлений, которые отражали разные взгляды  и мировоззренческие установки. Господствующим направлением в литературе был классицизм. Классицизм формировался во всех странах как литературное направление эпохи абсолютизма (родился в Италии в середине XVI в.). На формировании русского классицизма отложило свой отпечаток историческое развитие страны. В условиях торжества новой государственности литература становится важнейшим средством утверждения новых идей — идей гражданственности, обоснованных на строгом соблюдении отдельной личностью принципа «общей пользы». Особенностью русского классицизма было то, что он начал развиваться с комедии сатиры.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.