На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Особенности психологического консультирования детей

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 22.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Тема: Особенности  психологического консультирования детей.
 

    Содержание 

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Психологическое  консультирование детей «группы  риска», его особенности……………………………………………………………………….6
2. Особенности психологического консультирования детей – жертв насилия…………………………………………………………………………...11
Заключение………………………………………………………………………19
Список литературы……………………………………………………………....21 
 

 

Введение
     В наше непростое, стремительно изменяющееся время человеку требуется большая  внутренняя сила. Ему необходимо найти свое место в новых социально-экономических условиях, определить смысл своей, уникальной, жизни среди общей размытости ценностных ориентации, крушения старых идеалов, не дать охватить себя депрессивным тенденциям, сохранить в себе веру, стремление, радость жизни. А если не хватает этой внутренней силы? Тогда неминуем уход в апатию, болезнь.
     Можно сказать, что современная жизнь  изобилует трудными или критическими ситуациями, с которыми человек не всегда может справиться самостоятельно. Поэтому с особой остротой встает вопрос организации психологической поддержки людям разного возраста.
      А дети - наименее защищенная категория общества, поэтому тема нашей контрольной работы, об особенностях психологического консультирования детей, актуальна в современном мире. В нашей работе мы рассмотрим особенности психологического консультирования в работе с детьми «группы риска» и с детьми, пострадавшими от насилия, т.к. эта категория детей требует особого внимания и психологической помощи.
     Психологическое консультирование – один из видов психологической помощи, выделившийся из психотерапии. Данная профессиональная деятельность возникла в ответ на потребности людей, которые, не имея клинических нарушений, искали психологическую помощь. Именно поэтому, специалисты по психологическому консультированию помогают, прежде всего людям, испытывающим трудности в повседневной жизни, деятельности, общении и т. д.
     Цели  психологического консультирования зависят  от конкретной психологической школы.
     Бихевиорально-ориентированное направление в консультировании ставит своей целью изменение поведения человека.
     Для экзистенциального направления, цель психологического консультирования нацелена на поиск собственного направления  в жизни. Данный процесс подразумевает  осмысление целей и намерений человека, а также его общего отношения к жизни.
     Объектом нашей работы выступает психологическое консультирование как один из видов психологической поддержки.
     Предметом являются особенности психологического консультирования детей.
     В данной работе рассматривается использование методов психологического консультирования в работе с детьми «группы риска» и с детьми, пострадавшими от насилия.
     Ребенок редко склонен сам рассказывать о своих проблемах чужому взрослому, а кроме того, он не всегда понимает, что является источником его бед.
     В большинстве случаев в основе детского поведения, по поводу которого обращаются с жалобой взрослые, лежат  отрицательные аффективные переживания  ребенка, в основе которых лежит  неудовлетворенность каких-либо жизненно важных для ребенка потребностей или конфликт между ними.
     Как правило, аффективные переживания  устраняются у детей только после  того, как меняется ситуация, провоцирующая  эти переживания. Но бывает так, что  изменить ситуацию невозможно в силу каких-то объективных причин. Тогда психолог должен суметь изменить личностный смысл ситуации для ребенка и тем самым изменить его переживания.
     Изменить  личностный смысл возможно в том  случае, если консультант покажет  ребенку ситуацию не с привычной  для него точки зрения, а совершенно с другой, новой позиции. Причем эта новая позиция, которую консультант предлагает занять ребенку, должна быть привлекательной для консультируемого и соответствовать его личностным притязаниям.
     Изменение личностного смысла ситуации позволяет  сгладить, а иногда и совсем устранить аффективные переживания, вызываемые данной ситуацией, и соответственно добиться изменения поведения ребенка.
     Найти новую точку видения событий  психолог может с помощью выхода из состояния поглощения жизнедеятельностью в некую внешнюю позицию, откуда данная ситуация предстает в совершенно ином виде. Выход в рефлексивную позицию позволяет консультанту провести анализ существующего положения дел и понять, с какой стороны подать ситуацию ребенку, чтобы она приобрела бы для него новый личностный смысл.
 

      1. Психологическое  консультирование  детей «группы  риска»,
     его особенности
     К «группе риска» относится категория  детей, которые обладают слабой сопротивляемостью  к факторам социального риска  в силу возрастных и психологических  особенностей.
     Они объективно (добровольно или нет) находятся в зоне реального или  потенциального риска, проявляют различные  формы социальной дезадаптации, выражающейся главным образом в педагогической запущенности и трудновоспитуемости  вследствие нарушения их социализации. [7]
     Детей, относящихся к «группам риска», можно  условно объединить в следующие  группы (табл.1): [9]
     Таблица 1.
     Классификация и характеристика детей «групп риска»
Группа Характеристика Причины (в семье)
Дети из неблагополучных  семей
    Дети из социально-дезадаптированных, дисфункциональных семей.
    Основной критерий: неблагоприятный социально-психологический климат в семье, негативное отношение к детям.
    Негативный опыт родителей в детстве.
    Деструктивные особенности личности родителей.
    Низкий уровень образования, многодетность как следствие низкой моральной культуры, бедность чувств, узость социальных связей, хаотичность ролей и др.
Дети с проблемами
в развитии
    Проблемы в физическом и умственном развитии, и как следствие проблемы в обучении.
    Дети-инвалиды, дети с задержкой психического и интеллектуального развития, дети с хроническими заболеваниями, подростки с акцентуациями характера.
    Особенности развития ребёнка, формирование характера (невропатии, энцефалопатии, нарушение общения).
    Соматические и психические заболевания, инвалидизация.
    Школьная дезадаптация.
    Дефекты и дефициты в развитии.
Дети-сироты и дети,
оставшиеся
без попечения  родителей
    Дети имеющие статус сироты – воспитанники детских домов и школ-интернатов
    Дети у которых статус сироты не определён (воспитанники приютов, центров реабилитации, «дети улицы» - скрытые сироты).
    Родительское забвение
    Различные виды депривации и сепарация
    Социальная дезадаптация
    Серьёзные нарушения процесса социализации
    Негативный семейный опыт или отсутствие опыта жизни в семье.
Дети  из семей находящихся в трудной
жизненной
ситуации 
Дети из:
    бедных семей;
    неполных семей;
    многодетных семей;
    опекунских и приёмных семей;
    семей беженцев и эмигрантов.
    Экономические проблемы
    Демографические факторы
    Проблемы воспитания
    Проблемы адаптации к новой социальной и культурной среде.
 
     Для детей дошкольного возраста характерны следующие ситуации повышенного  риска:враждебное жестокое отношение  в семье к ребёнку; эмоциональное отвержение ребёнка; недостаток надзора и ухода за ребёнком; родители фактически находятся в состоянии развода; чрезмерные требование к ребёнку, гиперопека; появление нового члена семьи (мачеха, отчим, брат, сестра); противоречивое воспитание или смена его типа; чуждое окружение за рамками семьи (язык, культура).
     Для детей школьного возраста помимо перечисленных ситуаций психотравмирующими могут стать: невозможность соответствовать ожиданиям семьи (быть отличником, рекордсменом); переживание чрезмерной ответственности за других членов семьи (младших братьев, сестёр); неприятие ребёнка педагогом, сверстниками; неспособность справиться с учебной нагрузкой; отрыв от семьи, смена школьного коллектива, перемена места жительства; травма, серьёзное соматическое заболевание; ситуации связанные с насилием над ребёнком. [7]
     Комплексное сопровождение детей «группы  риска» должно включать в себя ряд  взаимосвязанных и дополняющих  друг друга видов деятельности: правовая защита и правовое образование; педагогическая поддержка; социальная помощь; психологическое сопровождение индивидуального развития; обучение детей навыкам социальной компетентности (умениям общаться, справляться со стрессом, разрешать конфликты, работать в команде, преодолевать препятствия и др.).
     Психологическая работа с детьми может осуществляться в форме: профилактической индивидуальной беседы; интервью; психологического консультирования; индивидуальной психотерапии; групповой психокоррекции. [8]
     Психологическое консультирование – это нестандартный  процесс. Его протяженность, форма, глубина будут определяться, прежде всего, необходимостью и достаточностью для разрешения затруднений консультируемого. [4]
     В силу наибольшей распространенности остановимся  на психологическом консультировании детей и подростков, входящих в  «группы риска» (табл. 2).
     Таблица 2. Особенности психологического консультирования детей «группы риска»
Назначение Психологическое обеспечение оптимальной адаптации  и самореализации за счет актуализации ресурсных возможностей для преодоления  возникших затруднений.
Предмет Внутренний  психологический мир подростка: само отношение, эмоционально-волевое регулирование, цели, ценности, ситуация жизнедеятельности и развития и т. д.
Условия использования
Желание консультироваться - получать помощь в решении вопросов (затруднений), обусловленных психологическими причинами. Готовность консультируемого принять ответственность за изменение себя ради изменения своей жизненной ситуации.
Характер Совместная  деятельность психолога-консультанта и подростка, направленная на достижение цели, сформулированной в ходе затруднительной для клиента ситуации.
Цель Решение актуальных личностных, жизненных, социальных задач  и трудностей подростка за счет преодоления  психологических затруднений.
Профессиональные (психологические)
задачи
Меры (шаги), планируемые  для достижения поставленной цели (задачи) конкретного консультирования, обусловливаются поставленной целью, индивидуальными особенностями, в том числе уровнем и характером девиации и возможностями подростка
Результат Изменения (разница) во внутреннем психологическом мире, произошедшие в ходе (в результате) психологического консультирования, способствующие адаптации и самореализации подростка. Результатом конкретной консультации могут быть повышение информационности, понимание причин затруднений, снятие накопившегося напряжения, выработка нового взгляда на себя и ситуацию, поиск и актуализация собственных ресурсов - сил и средств поведения в сложных ситуациях, повышение (изменение) самооценки, самоуважения, освоение новых способов поведения, способов самостоятельного решения сложных жизненных вопросов, разрушение негативных установок и норм поведения, формирование новых целей, ценностей, перспектив
     Вместе  с тем можно выделить ряд типичных этапов психологического консультирования. Рассматриваемые далее этапы  консультирования можно также назвать блоками, так как в конкретной консультационной ситуации последовательность решения консультационных задач может меняться.
     Успешное  решение задач предыдущего этапа  является условием для перехода к  следующему этапу. Однако в ряде случаев решение задач последующих этапов требует возвращения к задачам предыдущего этапа. Иногда продвинувшись в исследовании или поиске решений, приходится вернуться к уточнению ролей консультанта и консультируемого или коррекции состояния. [3]
     Соблюдение правила субъективности, как мы уже отмечали, предполагает, что консультируемый активен, осуществляет деятельность по разрешению собственного затруднения с помощью психолога.
     Основные  этапы (блоки) консультирования: [3]
     1. Подготовка; 2. Установление контакта; 3. Исследование ситуации;
     4. Постановка цели; 5. Поиск решений; 6. Подведение итогов.
     При оказании психологической помощи детям  «группы риска» следует помнить, что одни ситуации решаются быстро, а другие требуют времени и  терпения.
     Оказывая  помощь таким детям в разрешении затруднительного для них вопроса, можно использовать различные способы. Тактичность, чувствительность, гибкость, изобретательность, умение отказаться от неработающих способов или модифицировать их – залог успешности воздействия.
     Существует большой арсенал методов работы психологов разных школ при оказании психологической помощи. Многие из них могут быть успешно применены при индивидуальной и групповой работе с детьми «группы риска»: информирование, метафора (метод аналогий), установление логических взаимосвязей, проведение логического обоснования, самораскрытие, конкретное пожелание, парадоксальная инструкция, убеждение, эмоциональное заражение, помощь в ликвидации неконструктивных эмоций, релаксация, повышение энергии и силы, переоценка, домашнее задание, позитивный настрой, ролевое проигрывание, анализ ситуаций, внутренние переговоры, трансформация личной истории, целеустроение, наполнение смыслом «обыденных» жизненных событий, социальные пробы, оказание помощи в поисках идентичности. [8]
     Конкретные  действия, упражнения и процедуры, которые  выбирает психолог для оказания психологической  поддержки, всегда ситуативны. Они обусловлены, прежде всего индивидуальными характеристиками детей и направлены на повышение  социализации за счет устранения причин, препятствующих разрешению актуальных жизненных задач. 

     2. Особенности психологического консультированиея детей – жертв насилия
     В процессе консультирования таких детей  – жертв насилия чрезвычайно  важно для психолога установить контакт с ребенком, причем акцент следует сделать на постоянной демонстрации заботы о ребенке. [2]
     Задачи, стоящие перед психологом:способствовать в уменьшении у ребенка чувств стыда, вины, бессилия; помочь в укреплении чувства собственной значимости; сформировать новые поведенческие паттерны; способствовать дифференцированному взаимодействию с окружающими людьми; способствовать развитию самоопределения ребенка, восприятия собственного «Я» в том числе и физического образа «Я». [5]
     Специалисты в области работы с детьми, подвергшимися сексуальному или физическому насилию, полагают, что кризисное вмешательство и краткосрочное психологическое консультирование эффективны в случае единичного инцидента, при длительном насилии необходима длительная работа не только с ребенком, но и со всей семьей.
     Наиболее  эффективными в работе с такими детьми считаются: визуализация, когнитивно-поведенческая  терапия, гештальт-терапия, психодрама, арттерапия, музыкотерапия, танцевальная терапия.
     Наиболее  подходящим вариантом работы с детьми, пережившими насилие, является модель консультирования, в которой сочетаются три основных психотерапевтических направления: работа с мыслями, работа с эмоциями, работа с поведением. [5]
     Выбор конкретного метода в практической работе зависит от:
    возраста ребенка;
    стадии консультирования, то есть над чем в данный момент идет работа (над мыслями, эмоциями или поведением);
    уровня когнитивного развития ребенка.
     Консультирование  лучше проводить в игровой  или неформально обставленной комнате, нежели в кабинете или классе. Это способствует снятию напряжения, усиливает чувство безопасности и контроля над ситуацией. Считается, что процесс консультирования идет успешнее, если дети могут контролировать дистанцию между собой и взрослым, поскольку взрослые бывают чересчур агрессивными, инициируя разговор с ребенком. Консультант должен служить примером обязательности для ребенка, не опаздывать и, по возможности, не переносить время встреч, поскольку это может быть интерпретировано как отсутствие интереса или рождает беспокойство, раздражение. Консультант должен быть готов отдать ребенку все свое внимание, освободившись от посторонних мыслей и забот. Вполне естественно, что ребенок – жертва насилия испытывает особый страх при встрече с незнакомым взрослым, при посещении нового места. Иногда он даже не знает, куда и зачем ведут его родители или учителя. Это может вылиться в изначальное недоверие к психологу и формирование негативных ожиданий.
     Обычно  мотивация встретиться с психологом у ребенка отсутствует. Даже получив травму, ребенок стремится испытывать позитивные мысли и чувства и избегает негативных, поэтому визит к специалисту вряд ли станет для него приятным. Исключение составляют те случаи, когда дети уже знакомы со школьным психологом, с которым уже сформированы доверительные отношения. [5]
     Дети, пережившие сексуальное насилие, обычно являются гораздо более трудными клиентами, чем дети, пережившие физическое или эмоциональное насилие. Тем  не менее, все они научились не доверять окружающим, поскольку испытали сильную боль от тех, кого они любили. Эго означает, что первичное установление контакта специалиста с ребенком и дальнейшее формирование доверительных отношений будет нескорым и непростым.
     Выбор подхода к психологическому консультированию жертв насилия зависит от того, какие у детей существуют проблемы в когнитивном, аффективном и поведенческом плане. У жертв насилия чаще всего наблюдаются отклонения во всех вышеуказанных сферах, в частности: [5]
    когнитивный уровень: низкая самооценка; иррациональные, разрушительные мысли; проблемы с принятием решения; проблемы с поиском выхода из сложных ситуаций;
    аффективный уровень: гнев, злость; тревожность; чувство вины; страх отвержения; фобии; депрессия;
    поведенческий уровень: драки; слезы; низкая учебная успеваемость; ночные кошмары; изоляция от окружающих; конфликты с окружающими.
     Дети  избирают следующие формы сопротивления: отказываются говорить; отрицают, что  проблема насилия существует; отказываются говорить на больную тему; говорят о чем-то несущественном; избегают контакта глаз; опаздывают или пропускают встречи; невербально закрываются и разговаривают враждебно; не идут на контакт с психологом (например, прячутся за мебель) и т. п.
     Специалисту потребуется немало терпения и устойчивости к фрустрациям при работе с такими детьми, особенно если ребенок рассматривает психолога как часть системы (как часть мира взрослых или школы), которая причиняет боль. Основная задача специалиста – стать заодно с ребенком, чтобы помочь ему.
     При консультировании детей, подвергшихся насилию, существуют следующие общие  рекомендации. [2]
    Определение проблемы посредством активного слушания. Для установления контакта с ребенком важно, как психолог слушает. Нужно помнить о свободной, расслабленной позе тела: это помогает ребенку начать говорить. Когда становится очевидно, что ребенок готов обсуждать проблему, важно услышать три момента:
      в чем состоит проблема, которая не разрешена;
      что чувствует ребенок в отношении этой проблемы;
      чего ребенок ждет от специалиста.
    Уточнение ожиданий ребенка. Психологу необходимо объяснить ребенку, каким ожиданиям клиента он может соответствовать. Например, психолог не может сам покарать насильника. Тем не менее, нужно проинформировать ребенка и его родителей или опекунов о том, что в состоянии сделать психолог, и дать им возможность самим решить, готовы ли они продолжать работу с данным специалистом. Если семья отказывается от помощи, психолог может предложить им обсудить другие варианты получения желаемой ребенком помощи.
    Уточнение шагов, которые уже были сделаны для решения проблемы. Необходимо помнить о том, что больше информации можно получить, задавая вопросы открытого типа, а не закрытого. Рекомендуется вместе с ребенком на бумаге записать перечень тех поступков, которые тот совершал, чтобы решить свою проблему. Подобный прием важен в том случае, когда специалист хочет помочь ребенку отказаться от поступков, которые оказались бесполезными или, хуже того, разрушительными.
    Поиск новых путей решения проблемы. Следующим шагом может стать сессия, на которой психолог, используя метод мозгового штурма, предлагает ребенку придумать как можно больше новых путей решения проблемы; в данном случае важно не качество, а количество придуманных способов.
    Заключение договоренности с ребенком о претворении одной из идей решения проблемы в действие. Договориться с ребенком попробовать какие-либо новые шаги бывает трудно, хотя если это удается, то нередко первые же попытки ребенка предпринять новые действия приносят успех. Важно, чтобы поставленные цели были реалистичны, и особенно важно, чтобы ребенок знал: результаты он обязательно будет обсуждать с психологом. Если что-то не получается, специалист помогает ребенку искать другие пути выхода из ситуации до тех пор, пока ситуация не разрешится.
    Завершение сессии состоит в том, что специалист просит ребенка подытожить, что происходило во время их встречи, к каким важным идеям они пришли, какие планы на будущее составили. Обычно обобщение занимает 2-4 минуты. Рекомендуется просить ребенка в начале каждой последующей сессии вспомнить, что происходило на предыдущей. Это позволяет обучить ребенка уделять внимание процессу консультирования, а психологу проверить собственную эффективность.
     В процессе консультирования специалисту важно выяснить не столько то, что именно сказал ребенок, а что он при этом чувствовал. Вся история произошедшего может стать совершенно ясной, если вместо задавания вопросов применять технику активного слушания и давать ребенку обратную связь в виде предположительных утверждений (гипотез) о том, какие важные мысли и проблемы его занимают.
     Иногда  в желании помочь ребенку психологи  задают чересчур прямые, директивные  вопросы, что вызывает у клиента  желание закрыться и уйти от контакта. Безусловно, в психотерапии есть моменты, когда необходимо задавать директивные вопросы с целью уточнения или разъяснения. В таком случае вопросы открытого типа более уместны. Они дают возможность ребенку выбран, то, что для него значимо, и не ограничивают свободы выражения своего мнения.
     Например, открытый вопрос: «Расскажи мне о  своей семье» подразумевает потенциальные  ответы на такие вопросы, как «Живешь  ли ты с обоими родителями?»; «Кого  ты включаешь в свою семью?»; Как  ты относишься к членам своей семьи?»
     Необходимо  осторожно относиться к вопросу «Почему?», так как он часто ассоциируется с обвинением «Почему же ты это сделал?» Ребенок может интерпретировать подобный вопрос следующим образом: «Почему же ты сделал такую глупость (или ошибку)?» В таком случае ребенок начинает защищаться, как будто от него требуют дать логическое объяснение своему поступку, хотя на самом деле ответ лежит на уровне подсознания, а задача психолога - помочь ребенку осознать свои мотивы. Обычно ответ на подобные вопросы позволяет понять только одно: как ребенок использует защитный механизм в виде рационализации, пытаясь сознательно объяснить причины своих действий.
     Garbarino и Stott (1989) [5] подчеркивают, что Вопросы должны быть адекватны уровню развития ребенка, и предлагают следующие рекомендации для постановки вопросов дошкольникам:
      использовать предложения с количеством слов, не превышающим 5;
      использовать чаще имена, чем местоимения;
      использовать терминологию ребенка;
      не говорить: «Ты понял, о чем и спрашиваю?», а попросить ребенка повторить слова психолога;
      не повторять те вопросы, которые ребенок не понимает, а вместо этого перефразировать вопрос;
      не задавать несколько вопросов одновременно;
      после полученного ответа лучше обобщить, что сказал ребенок, а не задавать следующий вопрос, чтобы побудить ребенка продолжить обсуждение, расширить свой ответ.
     Обобщая, можно сказать, что прежде, чем  задавать вопросы, специалисту следует  определить, насколько эти вопросы  уместны:
      насколько поставленный вопрос позволяет понять ребенка и его проблему;
      насколько поставленный вопрос способствует раскрытию и самовыражению клиента.
     Несмотря  на то, что большинство профессионалов сообщают о валидности детских воспоминаний о насилии, тем не менее, всегда нужно  учитывать склонность детей к  преувеличению с целью вызвать к себе симпатию и привлечь внимание. Следует учитывать, что родители могут использовать обвинения в насилии в бракоразводных процессах и при вынесении судебных решений об опекунстве над ребенком.
     Существует  два источника ложной памяти: средства массовой информации и навязывание психологом своих гипотез. Ребенок получает информацию о насилии над детьми с экрана телевизора или из разговоров взрослых. Родители могут постоянно предупреждать ребенка об опасности встречи с насильником. 
     Психолог, со своей стороны, может непреднамеренно внести свой вклад в формирование ложной памяти, задавая вопросы, которые как бы подталкивают клиента к утвердительному ответу, или интерпретируя фантазии ребенка в заданном направлении. К сожалению, специалисты не имеют прямого инструментария, который бы определял правдивость маленьких клиентов. Тем не менее, существует ряд рекомендаций, которые могут помочь: не нужно спешить с выводами и опираться только на один какой-то метод при определении, имело ли место насилие; не стоит задавать наводящие вопросы; не следует надеяться только на собственную память, особенно если обсуждается болезненная проблема, но фиксировать происходящее посредством записей или аудио- и видеотехнологий; в случае неясной ситуации консультироваться со специалистами; полезно использовать метод свободных ассоциаций; сомневаясь, говорит ли ребенок правду, можно попросить: «Расскажи мне об этом подробнее». [5]
     Очевидно, что психотерапевтический процесс  необходимо заканчивать, когда цель, поставленная совместно психологом и клиентом, достигнута. На последней сессии обязательно обсуждается следующее: что происходило с ребенком в процессе консультирования; какая цель была поставлена, достигнута ли она; какие изменения ощущает ребенок, что реально в его жизни изменилось (отношение к себе и отношения с окружающими); как ребенок будет решать ситуацию в следующий раз, если она возникнет; какие у ребенка планы на ближайшее будущее, чем он собирается заниматься, чего хочет достигнуть.
     Ребенку необходимо дать понять, что забота о нем психолога не заканчивается вместе с окончанием консультирования, поэтому специалист обсуждает время и возможность последующих встреч с клиентом, чтобы узнать о его жизни.
     Можно попросить ребенка позвонить  или написать либо договориться о  кратком визите – обычно подобное отслеживание результатов консультирования происходит через 1 месяц или позже, но не позднее чем через полгода. Помимо этого, психолог при прощании всегда говорит о том, что, если будут возникать какие-то проблемы, дверь всегда открыта: ребенок и его родители всегда могут обратиться за помощью. [3]
     Таким образом, мы можем сказать, что самой  главной особенностью психологического консультирования детей – жертв насилия является  установление контакта и доверительных отношений психолога с ребенком, причем акцент делается на постоянной демонстрации заботы о ребенке.
 

      Заключение
     В ходе анализа литературы мы выяснили, что основная задача психолога в ходе психологического консультирования с детьми «группы риска» состоит в изменении структуры их личностных отношений через преодоление рассогласованности путем формирования адекватной самооценки, адекватных отношений к людям, адекватного уровня притязаний и мотивации достижения успеха в деятельности.
     Дети, пережившие сексуальное насилие, обычно являются гораздо более трудными клиентами, чем дети, пережившие физическое или эмоциональное насилие. Тем не менее, все они научились не доверять окружающим, поскольку испытали сильную боль от тех, кого они любили. Это означает, что первичное установление контакта специалиста с ребенком и дальнейшее формирование доверительных отношений будет нескорым и непростым. Основная цель работы психолога с жертвами насилия заключается в уменьшении и ликвидации последствия травматических переживаний.
     Общие рекомендации при консультировании детей, подвергшихся насилию:
    Определение проблемы посредством активного слушания.
    Уточнение ожиданий ребенка.
    Уточнение шагов, которые уже были сделаны для решения проблемы.
    Поиск новых путей решения проблемы.
    Заключение договоренности с ребенком о претворении одной из идей решения проблемы в действие.
    Завершение сессии состоит в том, что специалист просит ребенка подытожить, что происходило во время их встречи, к каким важным идеям они пришли, какие планы на будущее составили.
     В процессе консультирования специалисту важно выяснить не столько то, что именно сказал ребенок, а что он при этом чувствовал. Отсюда первоочередная задача консультанта – «нащупать» проблему и понять источник ее возникновения, иными словами, поставить диагноз. Поставив диагноз, консультант должен наметить план решения существующей проблемы и приступить к его реализации. В случае правильных действий консультанта и сотрудничества с ним заинтересованных взрослых положительный эффект не заставит себя ждать.
     Таким образом, цель психологического консультирования – помочь детям в решении их проблемы. Осознать и изменить малоэффективные модели поведения, для того, чтобы принимать важные решения, разрешать возникающие проблемы, достигать поставленные цели, жить в гармонии с собой и окружающим миром.
     А среди особенностей процесса консультирования детей, в общем виде  можно выделить следующее:
    Дети почти никогда не обращаются за помощью сами, обычно в связи с их проблемами обращаются к консультанту взрослые;
    Психотерапевтический эффект должен быть достигнут очень быстро, так как одна проблема порождает новые, что в детском возрасте существенно отражается на психическом развитии ребенка в целом;
    Консультант не может возложить на ребенка ответственность за решение существующих у него проблем, поскольку мышление и самосознание в детском возрасте еще недостаточно развиты, а кроме того, жизнь ребенка почти полностью зависит от взрослых.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.