На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Интерактивные методы обучения на уроках математики в 7-8 классах

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 22.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное автономное образовательное  учреждение
Северо-восточный  Федеральный университет  им. М.К.Аммосова
Институт  математики и информатики
Кафедра методики преподавания математики 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа
На  тему: «Интерактивные методы обучения на уроках математики в 7-8 классах»  
 
 
 
 

                Выполнил: студентка IV курса ИМиИ, гр. МПО-07-1 Босоева Мария Степановна
                Научный рук-ль: Винокурова Светлана Захаровна 
                 
                 

Якутск 2010г.
Содержание: 

Содержание……………………………………………………………………..…2
Введение……………………………………………………………………..…….3
Цель  и задача……………………………………………………………………..4
Актуальность……………………………………………………………………..5
Глава1. Основная часть………………………………………………………….6
      Интерактивные методы обучения…………………………………...6
      Интерактивные технологии…………………………………………8
      Описание системы работы………………………………………….12
      Методы обучения……………………………………………………13
      Организация учебного пространства……………………………..13
      Формирование групп……………………………………………….14
      Организация групповой работы…………………………………..15
Глава2. Практическая часть………………………………………………..……18
      Мое практическое начало по интерактивному методу обучения…………………………………………………………………..18
      Заключение………………………………………………………………….…....23
Использованная  литература…………………………………………………….24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение: 

   Передовая педагогика наших дней написала на своих знаменах слова "антропоцентризм", "гуманистическая направленность", "личностная ориентация". Актуальной задачей современной школы является реализация компетентностного подхода  в образовании, а именно, формирование ключевых компетентностей, обобщенных и прикладных предметных умений, жизненных  навыков.
   Вопросы активизации учения школьников относятся  к   числу  наиболее значимых  проблем современной педагогической науки и  практики.  Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т.к. обучение  и развитие  носят  деятельностный  характер   и   от   качества   учения   как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания школьников.
   Современные учебники, пособия для учителей позволяют  при должной подготовке строить  урок так, чтобы развивать у учащихся мышление, внимание и другие виды познавательной деятельности. Продуктивный урок должен формировать не только глубокие и  прочные знания, но и умения использовать их в различных ситуациях, самостоятельно добывать знания, формировать опыт решения проблем. В связи с  этим остро стоит вопрос о целенаправленной работе по развитию учащихся – интеллектуальных, физических, эмоционально-волевых, познавательных умений. Наилучшие результаты при  решении этой проблемы можно получить только при наличии активной позиции  учащихся в учебном процессе.
   Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим подразумевается  такое качество деятельности, которое  характеризуется высоким уровнем  мотивации, осознанной потребности  в усвоении знаний и умений, результативности и соответствием социальным нормам. Такого рода активность сама по себе возникает  нечасто, она является следствием целенаправленного  взаимодействия  и организации педагогической среды, т.е. применения педагогической технологии (системы работы учителя). В последние года разработаны технологии, которые призваны решать ряд проблем, возникающих перед учителем.
   К таким технологиям можно отнести:
       - технологию гуманно-личностного  образования Ш.А. Амонашвили; 
    - интенсивного развивающего обучения Л.В. Занкова; 
    - проблемного обучения А.М. Матюшкина.

   Каким же образом нужно построить обучение, чтобы процесс познания стал обоюдно  интересным, значимым и для педагога и для учащегося?
   Педагогика  предлагает различные пути: воспитание ответственности, развитие мотивации, адаптирование учебного материала  к учебным возможностям учащего  и др. Современная образовательная  ситуация требует поиска и освоения новых форм учебных взаимодействий между участниками процесса обучения.
   В русле этих поисков десять лет  назад в пространстве педагогики начало разрабатываться еще одно направление – учебный диалог. Сегодня появился новый  подход – интерактивное обучение (inter – между, aktio – действие). Этот подход оказался для меня наиболее реальным путем обеспечения положительной мотивации учащихся к изучению математики, формирования устойчивого познавательного интереса учащихся к предмету, повышения качества знаний, создания педагогических условий для развития способностей учащихся. 

   Цель  и задачи: 

      Описать систему  педагогической деятельности по использованию  интерактивных методов обучения, способствующих формированию познавательной активности учащихся на первой ступени  обучения;
      воспитание интереса к математике через игровую деятельность;
      продолжить формирование интереса к математике, обобщить и систематизировать полученные знания через положительные эмоции и соревнование, которое повышает самоконтроль учащихся, приучает их к соблюдению установленных правил, а главное хорошо активизирует мыслительную деятельность;
      Развивать мышление, наблюдательность, взаимопомощь, сообразительность и чувство товарищества.
 
   Актуальность: 

   Динамическое  развитие страны требует от школы  формирования личности активной, организованной и ответственной, стремящейся к  постоянному самообразованию и  совершенствованию, с творческим подходом к любому делу, способной быстро переучиваться. Главную роль в приобретении этих качеств играет обучение учащихся умениям планировать свою деятельность, свободно ориентироваться в потоке информации, работать не только индивидуально, но и в коллективе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Глава1. Основная часть
      Интерактивные методы обучения
   Интерактивное обучение – это обучение, погруженное  в общение. При этом "погруженное" не означает "замещенное". Интерактивное  обучение сохраняет конечную цель и  основное содержание образовательного процесса. Оно  видоизменяет формы с транслирующих на диалоговые, т.е. включающие в себя обмен информацией, основанной на взаимопонимании и взаимодействии.
   Общение - сложный, многоплановый процесс  установления и развития контактов  между людьми, порождаемый потребностями  в совместной деятельности и включающий в себя обмен информации, выработку  совместной стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого  человека.
   Традиционно выделяется три стороны общения.
       –       информативную (обмен информацией);
       –       интерактивную (выработка стратегии и координация совместных действий индивидов);
       –       перцептивную (адекватное восприятие и понимание друг друга).
   Общение полноценно, когда в нем присутствуют все три названные стороны.
   Общение может проходить как на вербальном, так и невербальном уровне.
   Психологами было установлено, что в условиях учебного общения наблюдается повышение  точности восприятия, увеличивается  результативность работы памяти, более  интенсивно развиваются такие интеллектуальные и эмоциональные свойства личности, такие как - устойчивость внимания, умение его распределять; наблюдательность при восприятии; способность анализировать  деятельность партнера, видеть его  мотивы, цели; воображения (в данном случае имеется в виду умение ставить  себя на место других). В условиях общения активно протекают процессы самоконтроля, отчетливее осознаются "провалы" и "сомнительные места" (те части материала, которые не один из партнеров не может воспроизвести). В процессе общения происходит воспитание культуры чувств и эмоций, развитие способности к сочувствию, сопереживанию, способностей управления своим поведением, познать самого себя.
   Сотрудничество  рассматривается психологией как  особая форма человеческих взаимодействий, требующая учета многих факторов (уровня сплоченности коллектива, наличия  действенной обратной связи, реакции  на конфликтные ситуации, готовности к взаимообмену, взаимопомощи и т.д.).
   Психические механизмы совместной деятельности опираются на фундаментальные личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении. В возрастной периодизации детей Д.Б. Эльконина особая роль отведена ведущей деятельности, имеющей  для каждого возраста свое содержание. В каждой ведущей деятельности возникают  и формируются соответствующие  психические новообразования. Значимость общения со сверстниками является ведущим  видом деятельности для подростков 10-15 лет.    
   Структуру учебных взаимодействий можно рассматривать  с разных точек зрения. Прежде всего, взаимодействие учителя и ученика  связаны с формой организации учебной деятельности индивидуальной, фронтальной и групповой.
   В первых двух случаях построение аналогичное (учитель     ученик), отличие в масштабе реализации. Групповая форма организация  учебной деятельности имеет более сложную структуру. Здесь в процессе учебных взаимодействий устанавливаются продуктивные связи не только между педагогом и учащимися, но и внутри ученического коллектива. Таким образом, с точки зрения интерактивности именно групповая форма оказывается более эффективной и насыщенной, хотя это по-разному может сказаться на результативности учебного процесса.
   Групповая работа как форма коллективной учебной  деятельности есть способ организации  совместных усилий учащихся по решению  поставленной на уроке учебно-познавательной задачи.
   Групповая форма обучения должна одновременно решать три основных задачи:
       ·        конкретно-познавательную, которая связана с непосредственной учебной ситуацией;
       ·        коммуникативно-развивающую, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри и за пределами данной группы;
       ·        социально-ориентационную, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в сообществе.  

          Интерактивные технологии
 
   Интерактивная модель на уроках математики своей  целью ставит организацию комфортных условий обучения, при которых  ученики активно взаимодействуют  между собой. Организация интерактивного обучения предполагает моделирование  жизненных ситуаций, использование  ролевых игр, формирования у учеников положительной мотивации к математике, осознания значимости этой науки  в практической деятельности.
     Интерактивные технологии применяют  приёмы и методы, которые позволяют  сделать урок необычным, более  насыщенным и интересным, качественно  осваивать учебный материал и  включать мотивационную сферу  ученика. Интерактивную работу  можно применять и на уроках  усвоения материала и на уроках  по применению знаний, на специальных  уроках, а также вместо опроса  или обобщения. Формы интерактивной  работы могут быть групповыми, парными и др. Так как в малой  группе учащийся находится в  более благоприятных условиях  чем при фронтальной работе, часто  используется работа в парах,  которая заключается в том,  что все дети имеют возможность  высказаться, обменяться идеями  со своим напарником, а только  потом огласить их всему классу. Примерами такой работы являются  обсуждение решения текстовой  задачи, мозговой штурм по изучению  нового материала, анализ математического  диктанта и др. От учителя требуется  умение быстро распределить учеников  по парам, дать задание и  оценить результаты работы пары.  

   Аналогична  деятельность учеников, которые объединяются в ротационные тройки. Этот вариант  кооперативного обучения способствует активному анализу и обсуждению нового материала с целью его  осмысления и усвоения. Каждой тройке даётся вопрос (одинаковый для всех), только он должен иметь неоднозначные  ответы, а ученики каждый по очереди  отвечают на вопрос, затем происходит перемещение всех учеников. Следующим  методом обучения математике, который  используется для развития умения общаться в группе, умения убеждать и вести  дискуссию, является метод «два – четыре – все вместе». Он заключается в том, что учащимся даётся гипотетическая ситуация и 1-2 минуты для обдумывания индивидуального ответа или решения. Затем ученики объединяются в пары и проводят обсуждение своих идей друг с другом. Далее происходит высказывание каждого в паре и общее обсуждение, обязательным является то, что пары должны прийти к консенсусу в отношении ответа. Затем учитель объединяет пары в четвёрки по своему усмотрению и происходит дальнейший поиск ответа, только теперь к общему решению должна прийти вся четвёрка. Таким образом, можно плавно перейти к коллективному обсуждению вопроса и все дети активно работают, обсуждая и заодно активно усваивая материал.
   Совершенно  новое качество идея интерактивного обучения приобретает с использованием компьютерных технологий. Здесь интерактивность  достигается за счёт специальной  организации обучающих компьютерных программ, а также использованием таких технических средств обучения, как интерактивная доска, интерактивный  планшет и интерактивная система  тестирования. Одной из таких новых  интерактивных технологий в обучении математике в настоящее время  является применение интерактивной  доски, дающей возможность использовать различные стили обучения: визуальные, слуховые, кинестетические, обеспечивая  живое взаимодействие учителя и  ученика и постоянный обмен информацией  между ними. Работая с интерактивной  доской, учитель всегда находится  в центре внимания, обращен к ученикам лицом и поддерживает постоянный контакт с учениками класса. Преподаватель  рассуждая вслух, комментируя свои действия, постепенно вовлекает учащихся в дискуссию и побуждает их записывать свои идеи на доске, позволяя тем самым осмысленно понять изучаемый  материал. Информация на интерактивной  доске становится центром внимания для всего класса. Благодаря наглядности  и интерактивности, все учащиеся в классе вовлекается в активную работу, обостряется восприятие, повышается концентрация внимания, улучшается понимание  и запоминание материала, закрепляются и совершенствуются приобретаемые на уроках речевые навыки.
   Интерактивная доска –это визуальный ресурс, который  помогает преподавателю излагать новый  материал очень живо и увлекательно, позволяет представить информацию с помощью различных мультимедийных ресурсов, упростить объяснение схем и помочь разобраться в сложной  проблеме.
   Математика  отличается абстрактностью объектов, а исследовательская деятельность с математическим содержанием носит  преимущественно мыслительный характер. С помощью заданий на интерактивной  доске можно сделать видимыми, наглядными изучаемые процессы, сложные  для понимания. При обучении математике задания, выполняемые на интерактивной  доске, больше всего подходят для  развития исследовательского умения устанавливать  влияние изменения условий на изменение объекта, они хороши тем, что позволяют ученику видеть, как вводимые им данные влияют на ситуацию, к каким изменениям они приводят Главное отличие таких моделей  в том, что они могут быть динамическими. Их использование вместе с другими  моделями позволяет ученикам наблюдать  процесс изменения и фиксировать  его результат. Выполнение заданий  направлено не столько на применение имеющихся знаний, сколько на открытие новых, на обобщение знаний. [Использование  интерактивной доски вносит в  учебный процесс обучения математике новое качество, так как программное  обеспечение, поставляемое вместе с  интерактивной доской, позволяет  несколькими прикосновениями маркера  рисовать прямую линию, треугольник, прямоугольник  или круг. При необходимости можно  изменить размеры фигуры, перевернуть  или перенести на другой участок  доски. На уроках геометрии можно, разобрав задачу, сделать быстро цветной, аккуратный, четкий чертеж, а потом решать задачу, записывая решение, выделяя главное  на чертеже; используя шаблоны, можно  моментально начертить координатную прямую, координатную плоскость; показать измерение с помощью линейки и транспортира, использовать интерактивную доску для проверки домашних заданий и выполнения устных упражнений. При проверке домашнего задания можно дать не только правильные ответы, но и образец решения, отсканировав верно выполненную домашнюю работу. Применение интерактивной доски на уроках математики дает целый ряд следующих преимуществ как учителю, так и учащимся: обеспечение более ясной, эффективной и динамичной подачи материала за счет использования презентаций и других ресурсов, возможности рисовать и делать записи поверх любых приложений, сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени; развитие мотивации учащихся благодаря разнообразному увлекательному и динамичному использованию ресурсов; обеспечение хорошего темпа урока; предоставление возможности сохранения использованных файлов в школьной сети для организации повторения изученного материала; упрощение проверки усвоенного материала на основе сохраненных файлов; обеспечение многократного использования педагогами разработанных материалов, обмена материалами друг с другом .
   Таким образом, интерактивное обучение –  несомненно, интересное, творческое, перспективное  направление методики обучения математики.
          Описание системы работы
   Важно оптимально сочетать в зависимости  от целей урока, формы организации  познавательной деятельности, методы обучения и содержание учебного материала.
   Изучение  новой темы начинаю со знакомства учащихся с планом изучения данной темы  или совместного планирования (в зависимости от  конкретного класса). Например, 7 класс  тема «Уравнения с одним неизвестным» -10 часов.
   Из  таблицы учащиеся  видят, на каких уроках будет осуществляться изучение нового материала, отработка ЗУНов, контроль, рефлексия, коррекция; где работа будет организованна в группе, индивидуально, фронтально. На каких уроках отметки получат все. Самостоятельные работы обязательно составляю дифференцированно.  Учащиеся оценили доступность такой информации.
      Методы обучения
 
   Организация интерактивного обучения осуществляется на любом этапе изучения темы, в  зависимости от содержания учебного материала, уровня подготовки класса используются различные методы обучения. Но, как  правило, при изучении нового материала  чаще всего использую для формирования теоретических знаний – проблемно-поисковые  методы, для формирования фактических  знаний – репродуктивные методы, так  как для организации работы необходимы базовые знания по теме. На этапе  формирования знаний, умений и навыков  репродуктивные методы  постепенно заменяю начастично поисковые, так как необходимо формирование умений учащихся использовать полученные знания в нестандартной, измененной ситуации. Кроме того, на этом этапе, а также на этапе обобщения и систематизации знаний и умений использую проблемные и исследовательские методы, метод проектов.  

          Организация учебного пространства
 
   При интерактивном обучении важнейшим  условием является организация учебного пространства. Традиционная расстановка  парт, когда дети видят затылки  впередисидящих и только одно лицо – лицо  учителя, здесь не уместна. Необходимо искать оптимальные варианты расстановки учебных мест в зависимости от количества групп, числа учащихся в каждой группе. При входе в класс, где учебное пространство организованно иначе, чем обычно, у учащихся возникает ответная реакция: готовность включиться в соответствующие обстановке формы учебных взаимодействий. Внутренняя готовность учащихся сокращает время, необходимое им для настройки на форму и содержание интерактивного обучения.
          Формирование групп
 
   Особое  внимание  уделяю формированию групп. Существует два основных принципа формирования – свободное (по желанию) и организованное учителем. Предпочтение отдаю организованным группам т.к. симпатии учащихся не позволяют сформировать группы необходимые для работы на уроке (с учетом содержания материала, планируемых форм организаций их деятельности), но при этом учитываю и мнение учащихся,  называю это полуорганизованными группами.
   Пример  способа формирования:
       ·        называю количественный состав группы, даю две - три минуты на сбор групп, иногда распределяю только «лидеров», остальных они набирают сами;
       ·        учащиеся при входе берут карточки, определяющие их место в группе;
       ·        на столе заданием вниз  лежат карточки, которые объединены общей темой. Задание учащимся - быстро организовать тематические группы.
   Организованное  распределение происходит следующим  образом:
       ·        на столах заранее подготовлен список участников микрогруппы;
       ·        при входе в класс раздают учащимся карточки-пропуски к тому или иному учебному столу;
       ·        учащиеся знают, что на столе с литерой "А" находятся более сложные задания, на столе с литерой "В" - более легкие, поэтому каждый выбирает себе задание по силам, а вместе с ним и номер группы, в которой он будет работать.
   По  моему мнению, лучше всего организовывать группу с обязательным, но сменным  составом, предотвращая возможность  возникновения соперничающих друг с другом  внутриклассных группировок.   

          Организация групповой работы
 
   При организации групповой работы придерживаюсь  следующих этапов, рекомендуемых  Г.К.Селевко:
         1.    Подготовка к выполнению группового задания:
         · постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);
         · выработка правил, инструктажа о последовательности работы (лучше, если вырабатывается самими учащимися);
         · раздача дидактического материала по группам.
         2.    Групповая работа:
         · знакомство  с материалом, планирование работы в группе;
         · распределение заданий внутри группы;
         · индивидуальное выполнение задания;
         · обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;
         ·     обсуждение общего задания (замечания, уточнения, дополнения, обобщения);
         ·        подведение итогов группового задания, выводы.
         3.    Заключительная часть:
         · презентация группового решения поставленной задачи в рамках, определенных педагогом;
         · анализ познавательной задачи; рефлексия;
         · общий вывод о работе в группе и достижении поставленной задачи;
         · дополнительная информация учителя на группу.
   Формирование  групповой общности можно начать со своеобразной разминки – эмоциональной, интеллектуальной, коммуникативной  и т.д. Учащимся можно предложить кратко ответить на вопросы: «Что ты ждешь  от урока, занятия?», «Что тебе уже  известно по теме?», хорошо помогают созданию нужной ауры выбор эпиграфа к уроку, необычное приветствие учителя и т.д.
   В процессе поиска решения задачи при  интерактивном обучении происходит столкновение различных точек зрения учащихся. Поэтому необходимо познакомить  учащихся с нормами поведения  при интерактивном общении*.
   При проведении рефлексии использую  прием написания синквейна*, заполнения таблицы ЗУХ*,  предлагаю учащимся закончить предложения:
   Сегодня на уроке…
   Работа  в группе мне …
   Хочется пожелать, чтобы… и др.  

   Опыт  показывает, что если вводную часть  взять за единицу времени, то групповая  работа должна продолжаться приблизительно 6 единиц, заключительная часть – 2 единицы.
   Во  время групповой работы учитель  выполняет разнообразные функции:
         - контролирует ход работы в  группах; 
      - отвечает на вопросы; 
      - регулирует споры, порядок работы; 
      - в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе. 

   Численный состав групп также важен, поэтому  при первичном закреплении теорем, определений, свойств, т.е. при отработке  основных понятий, проведении тренинга учебных умений и навыков, использую  учебную пару (диаду). Характер такой  деятельности – репродуктивный, это  формы* работы: "Эхо", "Домино", "Диспетчер и контролер"*. Можно использовать пары постоянного и переменного состава, статические и динамические. Последняя форма особенно нравится детям 5-6 класса ("Хоровод", "Ручеек").  Для учителя оценить работу 10-15 пар учащихся проблематично, поэтому использую ее небольших по количеству учащихся в классах. При формировании знаний умений и навыков по теме использую "Триады", "Квартеты", которые на теоретические вопросы могут отвечать совместно, а практические задания решают индивидуально (сразу с проверкой учителя), причем можно задания написать на разном цвете карточках в зависимости от сложности; выполнил верно, – добавляешь баллы в групповую копилку. Групповые и частные результаты заносятся в "экран достижений" фломастером, цветом соответствующим карточке (синий, зеленый, красный). Ценность данного  урока (урок "Улей") - в активной позиции учащегося, в формировании уверенности, что каждый его шаг значим для общего дела, итоги открыты для всех, что стимулирует групповую работу. Учитель на данном уроке может оценить работу и каждого ученика отдельно и работу группы.
   Совместная  деятельность учащихся эффективна не только для уроков формирования знаний или умений, не менее эффективно применение групповых форм для повторительно  – обобщающих уроков. Изученный  материал дает обширную информацию для  повторного анализа, уточнений, систематизации, выводов по теме. Использую формы  групповой работы: уроки-конференции, математический бой, уроки-консультации.  Наиболее сложная, но зато и наиболее эффективная форма на этом этапе изучения темы - дискуссия.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.