На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Разработка программы профилактики стресса для студентов специальности "Управление персоналом"

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 22.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Аннотация 

    В курсовом проекте рассмотрены современные  теоретико-методологические подходы к проблеме стресса, проанализированы результаты исследования уровня выраженности стресса у студентов специальности «Управление персоналом», разработана программа профилактики стресса.
    Страниц – 66, таблиц – 2, рисунков – 4, библиография – 15 источников.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Содержание: 

    Введение……………………………………………………………………...4
    1 Современные теоретико-методологические подходы к проблеме стресса……………………………………………………………………………………6
    1.1 Современные модели стресса…………………………………………...6
    1.2 Особенности стресса, связанного с учебной деятельностью………..20
    2 Исследование уровня выраженности стресса у студентов специальности «Управление персоналом»………………………………………………….31
    2.1 Методы исследования стресса………………………………………...31
    2.2 Анализ результатов исследования уровня выраженности стресса у студентов…………………………………………………………………………38
    3 Разработка программы профилактики стресса для студентов специальности Управление персоналом………………………………………………….42
    3.1 Методы профилактики учебного стресса…………………………….42
    3.2 Оценка эффективности программы профилактики стресса у студентов…………………………………………………………………………………54
    Заключение…………………………………………………………………57
    Список  использованной литературы…………………………………..….59
    ПРИЛОЖЕНИЕ 1…………………………………………………………..60
    ПРИЛОЖЕНИЕ 2…………………………………………………………..63
 

    
    Введение 

    Слишком часто студенческая жизнь ассоциируется  со студенческими обществами, различными мероприятиями и весельем. Она  кажется беззаботной и легкой для многих студентов. Для других, однако, это всего лишь очередное изменение в жизни, к которому необходимо приспосабливаться. Студенты молоды и потому могут переживать множество проблем, свойственных молодым людям; но они могут быть и уже взрослыми, тогда на них и так уже лежит слишком много ответственности, что мешает наслаждаться студенческими годами; у них могут быть свои проблемы, мешающие сконцентрироваться на занятиях. В любом случае обучение в высшем учебном заведении - это стресс для многих студентов.
    Существует  большое количество подтверждений  тому, что хронический стресс - спутник  студенческой жизни. Стресс, испытываемый студентами, может сказываться на обучении (приобретении, применении и  переработке знаний), что препятствует академической успеваемости. Трудности  с успеваемостью в свою очередь также создают дискомфорт, в результате чего общий стресс усиливается. Некоторые исследователи отметили у студентов и проблемы с финансами, жильем, безопасностью и весом.
    Студенту  необходимо преодолеть переходные трудности, освоить новые роли и модифицировать старые, в результате чего они также  могут испытывать стресс.
    Цель  нашей работы: разработать программу  профилактики стресса для студентов  специальности «Управление персоналом».
    Объектом  изучения являются студенты группы УПБ-313 факультета «Управление персоналом».
    Предметом исследования является профилактика учебного стресса у студентов.
    Методы  исследования: анализ литературы, тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона и комплексная оценка проявлений стресса Ю. В. Щербатых.
    В исследовании мы поставили следующие  задачи:
    Рассмотреть современные модели стресса;
    Изучить особенности стресса, связанного с учебной деятельностью;
    Рассмотреть методы исследования стресса;
    Исследовать уровень выраженности стресса у студентов;
    Предложить методы профилактики учебного стресса у студентов специальности Управление персоналом;
    Дать оценку эффективности программы профилактики стресса у студентов.
 
 

    
    1 Современные теоретико-методологические подходы к
    проблеме  стресса
    1.1 Современные модели стресса 

    В психологическом словаре, составленном Л.А. Карпенко, понятие «стресс» определено как состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах [8]. Указано также, понятие «психическая напряженность» часто совпадает c понятием «психологический стресс». Отмечено, что понятие «стресс» используется для обозначения обширного круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия.
    Эксперименты  на животных, проведенные Г. Селье, показали, каким образом стресс связан с постепенным истощением резервов организма, который старается приспособиться к новым условиям. Он назвал этот комплекс реакций общим синдромом адаптации и описал три этапа этого синдрома.
    Признаки  проявления стресса можно разделить  на три группы:
    - физические (анорексия, бессонница, головные боли, дрожь, нервный  тик, мышечные боли, сексуальные  расстройства, слабость, тошнота, рвота,  частые простуды);
    - эмоциональные (агрессивность, повышенная  возбудимость, депрессия, ночные  кошмары, плохое настроение, раздраженность, невротическое поведение);.
    - поведенческие (злоупотребление  алкоголем, поиск у себя заболеваний,  привычка теребить волосы, грызть  ногти, скрежетание зубами, хроническое  откладывание дел на завтра).
    В настоящее время принято говорить о мобилизующей и расслабляющей  тревожности. Расслабляющая тревога  парализует личность в ответственные  моменты, а мобилизующая как бы дает действиям человека дополнительный импульс. В последнем случае человек может сделать даже то, что ранее не смог бы. Это обусловлено рядом причин.
    Во-первых, эмоциональное состояние зависит  от силы и интенсивности воздействия  фактора. Относительно небольшое психическое  напряжение, до определенной пороговой  величины, сказывается на деятельности человека положительно и улучшает параметры  деятельности. При увеличении интенсивности и силы свыше этого порога происходит резкое ухудшение состояния личности, и результативность его деятельности падает.
    Во-вторых, состояние человека зависит и  от его психической подготовленности к действиям в напряженных ситуациях. В этом случае также существует некая пороговая градация, зависящая от уровня подготовки, силы и интенсивности воздействующих факторов.
    В-третьих, психическое состояние личности определяется и некоторыми устойчивыми индивидуальными особенностями его личности, которые получили название «свойств психологической надежности». К ним относят устойчивость в ситуациях опасности и неудач, помехоустойчивость, оптимальное состояние тревожности, устойчивость к перенапряжению и т.д.
    В-четвертых, указанное эмоциональное состояние зависит от актуального состояния личности (усталость, подавленность, радость, печаль).
    Приведенные выше обстоятельства свидетельствуют  о том, что одни и те же факторы  экстремальных ситуаций в силу психологических причин могут быть для одних людей дезорганизующими, а для других - нет. Психическая напряженность высокой интенсивности приводит к негативным изменениям в личностной сфере и снижает качество деятельности.
    Стресс - это интегральный (глобальный) ответ организма и личности на экстремальные воздействия (стрессоры) или на повышенную нагрузку. Он представляет собой явление, имеющее множество биохимических, физиологических, психологических, социально-психологических и социальных проявлений.

    Интенсивность стресса зависит не только от физической силы воздействия, а от предыстории и личностной значимости действующего фактора, психологических особенностей человека.[9, с. 8]

    Ученые, психологи, физиологи изучающие  стресс по-разному трактуют это понятие. У каждого свой подход к изучению. Рассмотрим несколько определений  стресса и попытаемся наиболее глубже понять, что же именно в себе заключат данное определение.
    Таблица 1. Определение стресса разных авторов.
                                          Автор                              Определение 
    Фресс (Fraisse) Поль - французский психолог, специалист по экспериментальной психологии.     Стресс  – это особый вид эмоциогенных ситуаций, в которых могут появиться нарушения адаптации.
    Немов Роберт Семенович (р. 1941), доктор психологических наук, профессор, действительный член АПСН, специалист по проблемам социальной психологии и психологии личности.     Стресс - стойкое, эмоционально отрицательное  психологическое состояние человека, возникающее в результате фрустрации, серьезных, постоянно преследующих его, жизненных неудач, и крайне неблагоприятно сказывающееся на его психологии, поведении и состоянии здоровья.
    Ганзен Владимир Александрович (1927-1997) - доктор психологических наук, профессор Ленинградского Государственного Университета, автор методики системного описание целостных объектов.     Стресс - полидетерминированное,  интегральное качество личности, как целостная реакция на внешние и внутренние стимулы, направленная на достижение полезного результата.
    Леонид  Александрович Китаев-Смык - психолог, академик Всемирной экологической академии. Старший научный сотрудник Российского Института Культурологии РАН. Заслуженный испытатель космической техники Федерации космонавтики России.     Стресс - широкий круг изменений психических и поведенческих проявлений, сопровождающихся выраженными неспецифическими изменениями биохимических, электрофизиологических показателей и другими реакциями.     
    Т.Сох (1978)     Предлагает рассматривать стресс как часть динамической системы взаимодействия личности с окружающей средой при осознании человеком трудности выполнения предъявляемых требований или их несоответствия имеющимся возможностям.
    Горизонтов  Петр Дмитриевич - советский патофизиолог, академик АМН СССР (1962).     Стресс - как неспецифическая реакция организма на действие чрезвычайного (по силе влияния на организм) раздражителя, вызывающего включение нервных и гормональных звеньев адаптации.
    Ф.З.Меерсон (1986-1988)     Стресс - стандартная  реакция организма  на любой новый фактор окружающей среды, выражающуюся активацией гипофизарно-адреналовой и адренергической систем организма и являющуюся необходимым звеном более сложного процесса адаптации.
    Федоров Б.М. 1979     Стресс - генерализованная реакция напряжения, возникающая в связи с действием факторов, угрожающих благополучию организма или требующих интенсивной мобилизации его адаптационных возможностей со значительным превышением диапазона повседневных колебаний.
    Ч. Д. Спилбергером     Стресс - предлагается использовать для обозначения степени распространения или величины объективной опасности, связанной со свойствами раздражителя в данной ситуации. Иначе говоря, термин «стресс» должен использоваться исключительно для обозначения условий окружающей среды, которые характеризуются определенной степенью физической или психологической опасности.
 
    Итак, мы выяснили что стресс – это комплексный процесс, он всегда включает и физиологические, и психологические компоненты. С помощью стресса организм как бы мобилизует себя целиком на самозащиту, на приспособление к новой ситуации, приводит в действие защитные механизмы, обеспечивающие сопротивление воздействию стресса или адаптацию к нему. Положительное влияние стресса умеренной силы проявляется в ряде психологических и физиологических свойств - улучшения внимания (объёма и устойчивости), повышении заинтересованности человека в достижении поставленной цели, в положительной окраске процесса работы. Психологический стресс как особое психическое состояние является своеобразной формой отражения субъектом сложной, экстремальной ситуации, в которой он находится. Специфика психического отражения обусловливается процессами деятельности, особенности которых (их субъективная значимость, интенсивность, длительность протекания и т. д.) в значительной степени определяется выбранными или принятыми ее целями, достижение которых побуждается содержанием мотивов деятельности. В процессе деятельности мотивы «наполняются» эмоционально, сопрягаются с интенсивными эмоциональными переживаниями, которые играют особую роль в возникновении и протекании состояний психической напряженности. Не случайно последняя часто отождествляется с эмоциональным компонентом деятельности. Отсюда рядоположное употребление таких понятий, как «эмоциональная напряженность», «аффективное напряжение», «нервно-психическое напряжение», «эмоциональное возбуждение», «эмоциональный стресс» и другие. Общим для всех этих понятий является то, что они обозначают состояние эмоциональной сферы человека, в которой ярко проявляется субъективная окрашенность его переживаний и деятельности. Нервно-психическое напряжение, возникающее у человека в стрессовой ситуации, напрямую зависит и от функционирования центральной нервной системы. Каждый человек в стрессовой ситуации будет проявлять индивидуальное поведение. Стресс может повергнуть человека в длительную депрессию, из которой сложно будет выбраться. Нужно всегда контролировать свои эмоции, уметь во время найти выход из конфликтной ситуации. Заранее планировать свои действия.       Эмоции захватывающие человека начинают им управлять. Каждое определение содержит в себе это понятие. Огромная роль приписывается «эмоциональным компонентам». Разум и эмоции кажется две равно зависимые друг от друга категории. Первое заставляет думать нас рационально, но когда наступает момент экстренного реагирования, человек способен адаптироваться к сложившейся ситуации при осознании всего критического момента лишь наполовину разумно. Поэтому реакция организма в случае угрозы не всегда бывает верной. Стресс – это не просто нервное напряжение. Стресс необходимо считать общим знаменателем всех стрессоров, активизирующих физиологический аппарат, ответственный за эмоциональное возбуждение, возникающее при проявлении угрожающих или неприятных факторов в жизненной ситуации, взятой в целом.
    Таким образом, существуют различные определения  стресса; ученые по-разному пытаются раскрыть природу психической напряженности  через «объективные», физические характеристики стимуляции.  
    Далее речь пойдет о видах стресса. В обыденной жизни Г. Селье выделил два вида стресса: эустресс и дистресс. Эустресс предполагает возникновение желательного, т.е. положительного эффекта, а дистресс - отрицательного.
    В. Ромек и другие по типу воздействия на человека стрессы подразделяют на следующие виды: системные стрессы, отражающие напряжение преимущественно биологических систем (отравление, воспаление тканей, ушибы и т.п.); психические стрессы, возникающие при любых видах воздействий, вовлекающих в реакцию эмоциональную сферу [3].
    В.А. Толочек в зависимости от вида стрессора различает стресс физиологический и психологический. Психологический стресс подразделяет на эмоциональный (появляется в ситуации угрозы, опасности, обиды и т.д.) и на информационный (возникает в ситуациях информационных перегрузок, когда субъект не справляется с задачей, не успевает принимать решения в требуемом темпе, при высокой ответственности за последствия решений)[4].
    По  Р. Лазарусу, изучение стресса требует учета интеллектуальных и личностных особенностей, позволяющих человеку анализировать значение действующего раздражителя и решать вопрос о его возможном вреде. В психологии распространено понимание стресса как состояния, возникающего в ответ на ситуацию, в которой человек вынужден решать трудную задачу, превышающую его психические и интеллектуальные возможности. Таких ситуаций в современных условиях социально-экономической нестабильности общества множество, поэтому в психологии выделяется такое же множество разновидностей стресса и стрессовых состояний.
    В литературе встречается описание таких  стрессов, как стресс профессиональный, психологический, межличностный, стресс достижений, индустриальный, боевой, информационный, мотивационный, семейный, неизжитый стресс и др.
    В последние десятилетия стали  выделять и травматический стресс, или посттравматическое стрессовое расстройство (JITCP), как особую форму общей стрессовой реакции, которая превышает психологические, физиологические, адаптационные возможности человека и разрушает его защиту.
    Современные концепции стресса опираются прежде всего на когнитивно-феноменологический подход Р. Лазаруса, который, если рассматривать и физиологические аспекты стресса, представляется как общий адаптационный синдром. В данном подходе стрессовую реакцию рассматривают как результат определенных отношений между характеристиками выдвинутого требования и имеющимися в распоряжении человека ресурсами. Качество этих отношений опосредуется через когнитивные процессы оценки. Стрессорами могут оказаться не только внешние, но и внутренние требования - цели, ценности, оценки. Если они игнорируются или не реализуются, то это может иметь для человека негативные последствия. Благодаря так называемой первичной оценке организм, когда он бодрствует постоянно настороже в отношении того, не происходят ли какие-либо изменения, к которым надо адаптироваться, чтобы сохранить благополучие. Если событие сочтено незначительным, то оно не приводит ни к каким другим процессам, кроме ориентировочной реакции. Другой тип событий, также не вызывающий адаптивных процессов, - приятные ситуации, преодолевать которые не нужно (например, удачный исход дела). Третий тип характеризуется потребностью в адаптации.
    Итог  оценки представляет собой результат  взаимодействия между первичной и вторичной оценками ситуации. К внутренним ресурсам относятся индивидуальные особенности: способность к сопротивлению, эмоциональная стабильность и т.д. К ресурсам окружающего мира принадлежат, например, свойства социальной сети. Если соотношение между требованиями и способностями кажется человеку уравновешенным, то ситуация оценивается как вызов, что соответствует определению эустресса. Когда стрессор оценивается как вызывающий ущерб или потерю, то нарушается чувство собственной ценности и появляются такие эмоции, как печаль или, возможно, гнев. Если же ситуация оценивается как опасная, то следствием будет страх. Стрессовые эмоции направленно мобилизуют человека, изменяя его готовность к действию, для реализации определенных адаптивных реакций.
    Современное изучение динамики мобилизации адаптационных резервов человека позволили выделить в первой стадии стресса три периода адаптации к устойчивым стрессогенным воздействиям: разрушение имевшейся «функциональной системности»-1; становление новой «функциональной системности»- 2; фаза неустойчивой адаптации - 3 (рисунок 1.1, график Б).
    А - стадии развития стресса по Г. Селье: «аларм» - реакция (1); фаза резистентности (2); истощение адаптационных резервов (3).
    Б - фазы адаптации при стрессе: разрушение имевшейся «функциональной системности» (1); становление новой «функциональной системности» (2); фаза неустойчивой адаптации (3); фаза устойчивой адаптации (4); фаза разрушения «функциональной системности» (истощения) (5).
    В - динамика смены форм адаптационной  активности при стрессе: эмоционально-поведенческая активность (1); эмоционально-поведенческая пассивность (2); превентивно-защитная вегетативная, активность (3); усиление умственной активности «положительное» (4) и «отрицательное» (5); активизация общения — «положительная» (6) и «отрицательная» (7).
    

    Рисунок 1.1 - Схемы развития стресса. 

    В стрессе у человека изменяются и  физиологические компоненты.
    Стадия декомпенсации при стрессе, приводящая к «болезням адаптации», по мнению Г.Н. Кассиля, формируется следующим образом. «При длительных и угрожающих жизни стресс-воздействиях кортикостероиды (КС) связываются с особым белком крови - транскортином (Т). Соединение КС + Т задерживается гемато-энцефалическим барьером. В мозг перестает поступать информация о содержании КС в крови, что приводит к нарушению обратной связи и расстройству регуляции функций. Непрерывное поступление КС в кровь приводит к истощению коры, а впоследствии и мозгового слоя надпочечников. Фазу истощения следует рассматривать как нарушение механизма саморегуляции вследствие блокады гемато-энцефалическим барьером информации о переизбытке в организме кортикостероидов» [6, с. 184].
    В заключительной стадии истощения «возникает стадия супер- и гиперкомпенсации, в которой уже необратимо подавлены защитные механизмы, истощены, сведены на нет эрготропные функции живой системы и начинают доминировать трофотропные факторы, неизбежно приводящие (если только не вмешиваются внешние силы) организм к коллапсу, шоку и гибели» [6, с. 184].
    Реакция лимфоидной ткани при стрессе  в виде сморщивания тимуса (вилочковой железы) и лимфатических узлов  входит в «триаду» основных признаков  стресс-реакции. Уменьшение тимуса обусловлено: а) деструкцией лимфоцитов; б) замедлением их воспроизводства в результате угнетения метаболических процессов. Наряду со значительным уменьшением количества лимфоцитов в корковом слое тимуса их число несколько увеличивается в мозговом слое этой железы, что Селье охарактеризовал как «инверсию».
    Впоследствии  ученые обратили внимание на то, что  указанные реакции характерны для стресса, приводящего животное к гибели. Такие реакции обнаруживались при моделировании стресса путем введения соответствующих, гормонов в дозах, во много раз превышающих их физиологический уровень.
    В предложенной теории Г. Селье оставалось неясным, почему при стрессе наблюдается уменьшение числа лимфоцитов в крови (лимфопения).
    В настоящее время установлено, что в условиях физиологической нормы так называемые тимусзависимые лимфоциты в костном мозге отсутствуют и появляются там при стрессе. Проникая в костный мозг, они участвуют в увеличении его иммунной активности, поэтому измерение содержания в крови ее форменных элементов используется как один из объективных показателей интенсивности стресса.
    Определено, то, что отрицательно сказывается на одном человеке, не обязательно будет таким же образом действовать на другого. Иными словами, один и тот же стресс-фактор для кого-то окажется вредным, а для кого-то - безболезненным. Это обусловлено индивидуальными механизмами восприятия и оценки окружающей действительности личностью.
    В современной научной литературе термин «стресс» применяется, по крайней мере, в трех значениях. Во-первых, понятие стресс может определяться как напряжение или возбуждение под влиянием любых внешних стимулов или событий. В настоящее время эти стимулы и события чаще стали называть «стрессорами», «стресс-факторами». Во-вторых, стресс может относиться к субъективной реакции, и в этом значении он отражает внутреннее психическое состояние напряжения и возбуждения. Это состояние интерпретируется как эмоции, оборонительные реакции и процессы преодоления, происходящие в самом человеке. Такие процессы могут содействовать развитию и совершенствованию функциональных систем, а также вызывать психическое напряжение. Наконец, в-третьих, стресс может быть физической реакцией организма на предъявляемое требование или вредное воздействие [6].
    Поток новых экспериментальных данных, касающихся стресса, рождает новые схематизированные представления о нем. Эти схемы еще далеки от завершающей обобщенности.
    Основные теории и модели стресса.
    Формирование  концепции стресса нашло свое отражение в целом ряде его теорий и моделей, существенно различающихся между собой и в то же время в чем-то друг друга дополняющих и развивающих.
    Теория  общего адаптационного синдрома Г. Селье. В данной теории стресс рассматривается с позиции физиологической реакции на физические, химические и органические факторы. [9, с. 23] Основное содержание теории может быть обобщено в четырех положениях:
    1) Все биологические организмы имеют врожденные механизмы поддержания состояния внутреннего баланса или равновесия функционирования своих систем. Сохранение внутреннего равновесия обеспечивается процессами гомеостазиса. Поддержание гомеостазиса является жизненно необходимой задачей организма.
    2) Стрессоры, т.е. сильные внешние  раздражители, нарушают внутреннее равновесие. Организм реагирует на любой стрессор, приятный или неприятный, неспецифическим физиологическим возбуждением. Эта реакция является защитно-приспособительной.
    3) Развитие стресса и приспособление  к нему проходит несколько  стадий. Время течения и перехода на каждую стадию зависит от уровня резистентности организма, интенсивности и длительности воздействия стрессора.
    4) Организм имеет ограниченные  резервы адаптационных возможностей  по предупреждению и купированию  стресса – их истощение может  привести к заболеванию и смерти. [9, с. 16]
    Дальнейшее  развитие учения о стрессе сопровождалось формированием новых концепций, теорий и моделей, отражающих общебиологические, физиологические, психологические взгляды и установки на сущность этого состояния, причины его развития, механизмы регуляции, особенность проявления.
    К числу основных, этапных теорий и  моделей стресса, которые более подробно освещены в работе [9], можно отнести следующие.
    1. Генетически конституциональная теория. Суть ее сводится к положению, что способность организма сопротивляться стрессу определяется предопределенными защитными стратегиями функционирования (генотипа) вне зависимости от текущих обстоятельств.
    2. Модель предрасположенности (diathesis) к стрессу - основана на эффектах взаимодействия наследственных и внешних факторов среды. Она допускает взаимное влияние предрасполагающих факторов и неожиданных, сильных воздействий в развитии реакций напряжения.
    3. Психодинамическая модель. Основана на положениях теории Зигмунда Фрейда. В своей теории он описал два типа зарождения и проявления тревоги, беспокойства: а) сигнализирующая тревога возникает как реакция предвосхищения реальной внешней опасности; б) травматическая тревога развивается под воздействием бессознательного, внутреннего источника. Наиболее ярким примером причины возникновения данного типа тревоги является сдерживание сексуальных побуждений и агрессивных инстинктов.
    4. Модель H.G. Wolff, автор которой рассматривает стресс как физиологическую реакцию на социально-психологические стимулы и устанавливает зависимость этих реакций от позиций, мотивов поведения индивида, определенности ситуации и отношения к ней.
    5. Междисциплинарная модель стресса. Стресс возникает под влиянием стимулов, которые вызывают тревогу у индивидов, и приводит к ряду физиологических, психологических и поведенческих реакций, в ряде случаев патологических, но, возможно, и приводящих к высшим уровням функционирования и новым возможностям регулирования.
    6. Теории конфликтов. Одна из теорий конфликта полагает, что предупреждение стресса должно основываться на предоставлении членам общества благоприятных условий для развития и большой степени свободы в выборе жизненных установок и позиций, распределения экономических благ и услуг в обществе, межличностное взаимодействие во властных структурах.
    7. Модель D. Mechanik. Центральным элементом в этой модели, является понятие и механизмы адаптации, которая определена автором как способ, которым индивид борется с ситуацией, со своими чувствами, вызванными этой ситуацией, и которая имеет два проявления: 1) борьба с ситуацией, 2) борьба с чувствами, вызванными ситуацией.
    8. Стресс как поведенческие реакции на социально-психологические стимулы. В данной модели стресс рассматривает как состояние организма, в основе которого лежат как адаптивные, так и неадаптивные реакции. Под стрессорными реакциями понимаются социальные по своей природе факторы (экономические, семейные неудачи).
    9. Системная модель стресса. Отражает понимание процессов управления (поведения, адаптации и т.п.) на уровне системной саморегуляции и осуществляется путем сопоставления текущего состояния системы с его относительно стабильными нормативными значениями.
    10. Ингегративная модель стресса. Способности человека в решении возникающих перед ним проблем зависят от ряда факторов: 1) ресурсов человека — его общих возможностей по разрешению различных проблем, 2) личного энергетического потенциала, необходимого для решения конкретной проблемы, 3) происхождения проблемы, степени неожиданности ее возникновения, 4) наличия и адекватности психологической и физиологической установки на конкретную проблему, 5) типа выбранного реагирования — защитного или агрессивного. Значение и учет этих факторов определяет выбор стратегии поведения для предотвращения стресса.[9, с. 24]
    В рамках нашего курсового проекта  нами была выбрана общая модель профессионального стресса M.J. Smith, показанная на Рисунке 1.2. 

      
    Рисунок 1.2. Общая модель профессионального стресса (M.J. Smith) 

    Общая модель трудового стресса (M.J. Smith) отражает содержание и характер взаимосвязи основных ее компонентов. В целом факторы системы труда могут вызывать прямые стрессовые реакции, которые регулируются личностными и когнитивными характеристиками. Если эти краткосрочные стрессовые реакции становятся хроническими, они могут привести к значительным негативным последствиям для здоровья и работы.[9, с 44-45] 
 

    1.2 Особенности стресса, связанного с учебной деятельностью 

    Студенческая  жизнь полна чрезвычайных и стрессогенных ситуаций, поэтому студенты часто испытывают стресс и нервно-психическое напряжение. В основном у студентов стресс развивается из-за большого потока информации, из-за отсутствия системной работы в семестре и, как правило, стресс в период сессии.
    Эмоциональное напряжение у студентов начинается по крайней мере за 3-4 дня до начала сессии и сохраняется на всем ее протяжении даже в самые спокойные дни. Наличие эмоционального напряжения и в межэкзаменационные дни свидетельство того, что экзаменационная сессия сопровождается непрерывным, хроническим стрессом. Последствием такого стресса может являться невроз, т.е. функциональное заболевание нервной системы. Тогда страдает, в первую очередь, нервная система, ее ресурсы истощаются, заставляя работать организм на пределе. Что же расшатывает нервную систему, приводит ее к срыву и возникновению болезни? Принято считать, что невроз возникает тогда, тогда, когда человек длительное время находится в состоянии стресса. Невроз - это не болезнь, а разновидность "нормальных" реакций личности в необычных стрессовых условиях. В свою очередь, к стрессу приводят ссоры, неудачи и другие события жизни, которые психиатры обозначают как психические травмы. Период обучения оказывает значительное влияние на формирование личности, поэтому проблемы психического здоровья студентов весьма актуальна.
    Можно выделить 3 группы студентов: 1-я группа - с невротическими расстройствами; 2-я группа - с риском их развития; 3-я группа - здоровые. Уровень невротических  расстройств возрастает с каждым годом обучения. Студенты с невротическими расстройствами не умеют организовывать свой режим, а это усугубляет их астенизацию (т.е. снижает функциональные возможности центральной нервной системы, проявляющиеся в ухудшении работоспособности, психической утомляемости, ухудшении внимания, памяти, повышенной реактивности с раздражительной слабостью). Студенты с невротическими расстройствами недосыпают, некоторые из них не используют выходные дни для отдыха. Заболевания неврозом ведет к значительному снижению успеваемости. Среди студентов группы риска большинство употребляют алкоголь с целью облегчения общения, улучшения настроения и в трудных жизненных ситуациях.
    Валеологический подход к стрессу предполагает перевод стрессовой ситуации в состояние тренировки, когда организм работает в сознательно определенных пределах негативных факторов среды. В результате организм оказывается подготовленным, натренированным к стрессовой ситуации. Т.е. напряженная работа у студентов во время семестра будет сопровождаться успешной сдачей экзаменов в сессию. Наблюдения показывают, что основная масса студентов совершенно не придерживаются этого правила.
    Проблема  стресса сложна и многогранна. Стресс в учебном процессе необходимо регулировать.
    Интенсивность и напряженность современной  жизни провоцирует на психологическом  уровне возникновение негативных эмоциональных  переживаний и стрессовых реакций, способных привести к формированию выраженных и длительных стрессовых состояний.
    Стресс - это часть нашей повседневной жизни. Он воздействует на нас, начиная  с утренней суматохи до позднего вечера и даже во время сна. Стресс может  быть и полезен, и разрушителен: полезный прибавляет энергии, а разрушительный проявляется в виде головной боли, гипертонии, язвы желудка, хронической бессонницы, психических расстройств или других болезней.
    Для современного студента, как и для  любого человека вообще, стресс является несверхъестественным явлением, а скорее реакцией на скопившиеся проблемы, на бесконечный процесс борьбы с повседневными трудностями. Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации или событиями в личной жизни человека.
    Для студента вуза проблемами и трудностями, вызывающими стресс, могут быть следующие:
    недостаток сна;
    несданные во время и незащищенные работы;
    не выполненные или выполненные неправильно задания;
    большое количество пропусков по какому-либо предмету;
    отсутствие на нужный момент курсовой работы или проекта по дисциплине;
    недостаточно полные знания по дисциплине;
    плохая успеваемость по определенной дисциплине;
    перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка студента, т.е. задание, которое следует завершить за конкретный период времени;
    конфликт ролей. Он может возникнуть в результате различий между нормами неформальной группы и требованиями формальной организации (преподавателя). В этой ситуации студент может почувствовать напряжение и беспокойство, потому что хочет быть принятым группой, с одной стороны, и соблюдать требования преподавателя - с другой;
    отсутствие интереса к дисциплине или предлагаемой студенту работе;
    плохие физические условия (отклонение в температуре помещения, плохое освещение или чрезмерный шум и др.).
    Основные  виды стресса, возникающие у студентов: в первую очередь естественно  будет информационный стресс (из-за несистемной работы в течение семестра, напряжения от подготовки к сессии, большие объемы информации), физиологический стресс (головные боли, вредное и несистематическое питание), психологический стресс (расстройства от несданного вовремя предмета, опасность не сдать сессию) и наконец эмоциональный стресс (личные проблемы вне университета: ссоры с друзьями, проблемы в семье, потеря партнера и пр.).
    Самый первый стресс студента – это поступление на первый курс университета. Это непривычная среда, незнакомые люди, необходимость адаптироваться на новом месте к новым порядкам, потеря прочности союза с бывшими одноклассниками, привычным кругом общения. Все это грозит случаями изолированности от нового коллектива или вовлечься в конфликтную ситуацию.
    При первых же непривычных обстоятельствах  может возникнуть личностный кризис, связанный с нежеланием становиться взрослым, сделать шаг вперед из школьного детства. Для некоторых это колоссальный стресс.
    Процесс адаптации как специфический  момент в развитии и становлении личности студента имеет особое значение. Во-первых, потому, что в ходе адаптации важно дать правильную ориентацию в системе поведения. Ибо подобная ориентация надолго определяет «лицо» студента, судьбу его развития. Во-вторых, потому, что в ходе этого процесса совершается важнейшее событие: формируется социально-психологическая общность студенческого коллектива. Считают, что адаптация происходит на протяжении всех лет обучения. Стихийно лишь к третьему курсу формируются значимые для  студента навыки самоконтроля, организованности, ответственности. Многочисленные исследования показывают, что наиболее «хрупкими» и уязвимыми во многих отношениях являются именно студенты первого курса. Поэтому именно в первом семестре первого курса максимально необходима и возможна помощь первокурснику. Адаптация личности студента к обучению – это сложный, длительный, а порой острый и болезненный процесс. Он обусловлен необходимостью отказа от привычного, неизбежностью преодоления многочисленных и разноплановых адаптационных проблем и профессиональных затруднений.
    Следующий фактор воздействия на стрессоустойчивость студентов - питание. Студенческое время характерно сбоем режима питания, т.е. студенты могут питаться как раз в день, так и, наоборот, три-четыре. Причем характер пищи тоже не стабильный. Все это вызывает изменения в пищеварении и состоянии здоровья, что также может служить поводом для стресса.
    Иностранные студенты, приезжающие на учебу в  нашу страну, должны адаптироваться не только к вузу, как российские студенты, не только к жизни в общежитии, но и к жизни в чужой стране. Эти условия адаптации оказываются для них зачастую экстремальными.  Они приезжают из разных стран мира, то есть из разных климатических зон, являются представителями разных социумов с совершенно различными культурами, традициями, системами норм и ценностей. Кроме того, они, как и все люди, обладают индивидуально-психологическими особенностями, которые также могут проявляться в адаптационном процессе. 
    Студенческая  жизнь полна чрезвычайных и стрессогенных ситуаций, поэтому студенты часто испытывают стресс и нервно-психическое напряжение. В основном у студентов стресс развивается из-за большого потока информации, из-за отсутствия системной работы в семестре и, как правило, стресс в период сессии. Главная проблема, с которой сталкиваются студенты, является  проблема переживания экзаменационных стрессов. Подготовка и сдача экзаменов сопряжена с чрезвычайно большими нагрузками для организма студентов. Интенсивная умственная деятельность и повышенная статическая нагрузка, нарушение режима отдыха и сна, эмоциональные переживания — все это приводит к перенапряжению нервной системы, отрицательно влияет на общее эмоциональное и физическое состояние личности студентов. Экзаменационный стресс нередко обусловливает так называемый экзаменационный невроз и занимает одно из первых мест среди многих причин, вызывающих психическое напряжение обучаемых. Эмоциональное напряжение у студентов начинается по крайней мере за 3-4 дня до начала сессии и сохраняется на всем ее протяжении даже в самые спокойные дни. Наличие эмоционального напряжения и в межэкзаменационные дни свидетельство того, что экзаменационная сессия сопровождается непрерывным, хроническим стрессом.
    В последние годы получены убедительные доказательства того, что экзаменационный стресс оказывает негативное влияние на нервную, сердечнососудистую и иммунную систему студентов. В другом исследовании было показано, что экзаменационный стресс, особенно в сочетании с употреблением кофеина, может приводить в последующем к стойкому повышению артериального давления у студентов. По данным российских авторов, в период экзаменационной сессии у студентов и школьников регистрируются выраженные изменения вегетативной регуляции сердечнососудистой системы. Длительное и весьма значительное эмоциональное напряжение может приводить к активации симпатического или парасимпатического отделов нервной системы, а также к развитию переходных процессов, сопровождающихся нарушением вегетативного гомеостаза и повышенной лабильностью реакций сердечнососудистой системы на эмоциональный стресс.
    К неблагоприятным факторам периода  подготовки к экзаменам можно  отнести:
    Интенсивную умственную деятельность;
    Повышенную статическую нагрузку;
    Крайнее ограничение двигательной активности;
    Нарушение режима сна;
    Эмоциональные переживания, связанные с возможным изменением социального статуса студентов.
    Все это приводит к перенапряжению вегетативной нервной системы, осуществляющей регуляцию  нормальной жизнедеятельности организма. Многочисленные исследования показывают, что во время экзамена значительно повышается частота сердечных сокращений, возрастают артериальное давление, уровень мышечного и психоэмоционального напряжения. После сдачи экзамена физиологические показатели не сразу возвращаются к норме, и требуется несколько дней для того, чтобы параметры артериального давления вернулись к исходным величинам. Таким образом, по данным большинства исследователей, экзаменационный стресс представляет собой серьезную угрозу здоровью студентов и школьников, причем особую актуальность проблеме придает массовый характер данного явления, ежегодно охватывающего сотни тысяч учащихся в масштабах нашей страны.
    В то же время следует отметить, что  экзаменационный стресс не всегда носит  вредоносный характер, приобретая свойства «дистресса». В определенных ситуациях психологическое напряжение может иметь стимулирующее значение, помогая учащемуся мобилизовать все свои знания и личностные резервы для решения поставленных перед ним учебных задач. Потому речь идет об оптимизации (коррекции) уровня экзаменационного стресса, т. е. снижении его у сверхтревожных учеников с чрезмерно лабильной психикой и, возможно, некотором повышении его у инертных, маломотивированных учащихся. Коррекция уровня экзаменационного стресса может достигаться разными средствами - при помощи фармакологических препаратов, методами психической саморегуляции, оптимизацией режима труда и отдыха, при помощи системы биологической обратной связи и т.д. В этом случае перед школьным психологом встает проблема прогноза стрессовых реакций того или иного ученика на процедуру экзамена. Ее решение невозможно без детальной проработки как физиологических, так и психологических составляющих экзаменационного стресса с обязательным учетом индивидуальных личностных особенностей. При правильно организованном педагогическом процессе учеба может приносить радость, а экзамены служить средством самоутверждения и повышением личностной самооценки. Пока же субъективные тревожные переживания и сопутствующие им вегетативные реакции во время подготовки и сдачи экзаменов соответствуют классическому описанию дистресса.
    Опираясь  на стадии, описанные в концепции  развития стресса Г. Селье, можно выделить три «классические» стадии, отражающие процесс психологического напряжения, связанного со сдачей экзаменов:
      Первая стадия (стадия мобилизации или тревоги) связана с ситуацией неопределенности, в которой находиться студент перед началом экзамена. Психологическое напряжение в этот период сопровождается избыточной мобилизацией всех ресурсов организма, учащением частоты сердечных сокращений, общей перестройкой метаболизма.
      На второй стадии (адаптации), которая наступает после получения билета и начала подготовки к ответу, организму удается за счет предшествующей мобилизации успешно справляться с вредными воздействиями. При этом перестройка вегетативной регуляции организма приводит к усиленной доставке кислорода и глюкозы к головному мозгу, однако такой уровень функционирования организма является энергетически избыточным и сопровождается интенсивной тратой жизненных резервов.
      Если организму в течение определенного времени не удастся приспособиться к экстремальному фактору, а ресурсы его истощились (например, билет попался очень трудный или возникла конфликтная ситуация с экзаменатором), то наступает третья стадия - истощения.
    В принципе, эти три фазы развития стресса можно проследить и на большем временном отрезке - на протяжении всей сессии, где фаза тревоги развивается  в течение зачетной недели, предшествующей экзаменам, вторая фаза (адаптации) обычно наступает между вторым и третьим  экзаменом, а третья фаза (истощения) может развиться к концу сессии. Важно отметить, что интенсивность  развивающейся адаптационной реакции  у человека, как правило, зависит  не столько от характеристик стрессора, сколько от личностной значимости действующего фактора. Поэтому один и тот же экзамен может у различных студентов приводить к разнообразным психофизиологическим и соматическим проявлениям. Данная сторона стрессорных реакций на социогенные факторы подчеркивает необходимость личностного подхода к данной проблеме. У некоторых студентов процедура экзаменов может оказывать значительное травмирующее воздействие на психику вплоть до появления у них невротических расстройств. Известно, что кратковременное эмоциональное напряжение даже значительной силы достаточно быстро компенсируется нейрогуморальными механизмами организма, в то время как относительно небольшое, но длительное стрессовое воздействие может приводить к срыву нормальных психических функций мозга и вызывать необратимые вегетативные нарушения.
    Длительность  учебной сессии продолжается две-три  недели, что при определенных условиях достаточно для возникновения синдрома экзаменационного стресса, включающего в себя нарушения сна, повышенную тревожность, стойкое увеличение артериального давления и другие показатели. Условно-рефлекторным путем все эти негативные явления могут связываться с самим процессом обучения, вызывая в дальнейшем страх экзаменов, нежелание учиться, неверие в собственные силы. Поэтому некоторые специалисты высшей школы вообще подвергают сомнению необходимость экзаменов, предлагая заменять их или программированной формой обучения, или же аттестационной системой с определением итоговой отметки студента по результатам промежуточных результатов. 
    Если  обратиться к экзаменационному стрессу  как наиболее резко выраженной форме учебного стресса, то можно отметить, что ожидание экзамена и связанное с этим психологическое напряжение могут проявляться у студентов в виде различных форм психической активности: в виде страха перед экзаменатором, либо негативной оценкой или в виде более диффузной, мало обоснованной неопределенной тревоги за исход будущего экзамена, причем оба эти состояния сопровождаются достаточно выраженными вегетативными проявлениями. В особых случаях эти явления могут перерастать в невроз тревожного ожидания, особенно у студентов, для которых уже в преморбидном периоде были характерны черты тревожной мнительности и эмоциональной лабильности. Однако гораздо чаще у студентов наблюдаются не неврозы, а острые невротические реакции, которые имеют сходную картину, но протекают в более ограниченном временном отрезке (часы - дни - недели). Клинически на экзамене эти невротические реакции могут проявляться:
      В затруднении выполнения привычной функции или формы деятельности (речь, чтение, письмо);
      В чувстве тревожного ожидания неудачи, которое приобретает большую интенсивность и сопровождается полным торможением соответствующей формы деятельности или нарушением её.
    Традиционно тревожность относят к негативным явлениям, так как она проявляется  в виде беспокойства, напряженности, чувства страха перед предстоящими экзаменами, мнительности и т. д. С другой стороны, отмечается, что существует оптимальный уровень тревожности, при котором достигается наибольшая успешность деятельности. Также показано, что высокие показатели успеваемости демонстрируют студенты, обладающие одновременно высоким уровнем способностей и высоким уровнем личной тревожности.
    Поводом к возникновению невроза ожидания является иногда даже незначительная неудача или заболевание, вызвавшее преходящее изменение какой-либо функции. Развивается неадекватная тревога, ожидание повторения неудачи; чем более внимательно и пристрастно больной следит за собой, тем это ожидание действительно затрудняет нарушенную функцию - таким образом, реализуются так называемые «самосбывающиеся негативные прогнозы», когда ожидание какого-либо несчастья закономерно повышает вероятность его реализации. Человек, страдающий неврозом тревожного ожидания, создает в своем сознании негативную «модель мира», для построения которой из всего многообразия сигналов окружающей среды он отбирает только те, которые отвечают его установке видеть все только «в черном цвете». В случае экзаменационного стресса студент, склонный к данному типу реагирования, мысленно перебирает в уме все негативные факторы, согласно которым его может ожидать неудача на экзамене: строгий преподаватель, пропущенные лекции, неудачный билет и пр. Сконструированный таким образом неблагоприятный прогноз будущих событий пугает невротика, вызывая у него страх перед будущим, и он даже не догадывается, что сам является автором этого «безнадежного» и «ужасного» будущего. Таким образом, «вероятность» неблагоприятного события превращается в сознании человека в реальную «возможность» его наступления.
      В свою очередь, к стрессу  приводят ссоры, неудачи и другие  события жизни, которые психиатры  обозначают как психические травмы. Период обучения оказывает значительное  влияние на формирование личности, поэтому проблемы психического здоровья студентов весьма актуальна.
    Не  стоит также сбрасывать со счетов личностные факторы. Сюда можно отнести  болезнь члена семьи, изменение  числа друзей, конфликты с одногруппниками и близкими людьми, переезд, значительные личные достижения, изменение финансового положения и другие факторы.
    Итак, стресс - это неотъемлемая часть  повседневной жизни каждого студента. Реакция на стресс, как и начало трудового дня, режим питания, двигательная активность, качество отдыха и сна, взаимоотношения с окружающими, являются составными частями образа жизни. От самого студента зависит, каким будет его образ жизни - здоровым, активным или же нездоровым, пассивным, а, следовательно, как часто и продолжительно он будет находиться в стрессовом состоянии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2 Исследование уровня выраженности  стресса у студентов специальности «Управление персоналом»
    2.1 Методы исследования стресса 

    Сложности, существующие в области изучения стрессового поведения, отразились на подходах к классификации методов психодиагностики стресса. Из множества представленных в науке и практике методик, предлагаемых специалистами по работе в области стресса, можно выделить, в соответствии с целью и предметом исследования, несколько классов:
    1. Методики на определение актуального  уровня стресса, выраженности  нервно-психической напряженности  и тревожности. 
    К этой группе методик можно отнести:
    опросник Т. А. Иванченко, М. А. Иванченко, Т. П. Иванченко «Инвентаризация симптомов стресса»;
    методику для выявления подверженности стрессу Т. А. Немчина и Дж. Тейлора;
    шкалу психологического стресса PSM-25 Лемура-Тесье-Филлиона;
    тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона;
    комплексную оценку проявлений стресса Ю. В. Щербатых;
    тест «Степень напряженности» И. А. Литвинцева;
    методику экспресс-диагностики уровня психоэмоционального напряжения (ПЭН) и его источников О. С. Копниной, Е. А. Суслова, Е. В.Заикина и др.
    Поскольку стресс сопровождается переживанием тревоги  и нервно-психического напряжения, в эту же группу можно отнести  блок методик, направленных на диагностику  тревожности:
    опросник Т. А. Немчина «Определение нервно-психического напряжения»;
    шкала самооценки тревоги В. Цунга;
    шкала ситуативной тревожности Ч. Д. Спилбергера;
    опросник иерархической структуры актуальных страхов (ОАС) Ю. В. Щербатых.
    2. Методики, помогающие прогнозировать  поведение человека в экстремальных условиях.
    Такие методики разрабатываются, как правило, для профотбора специалистов, будущая профессиональная деятельность которых предполагает работу в сложных напряженных ситуациях (летчики, моряки и др.). Данные методики позволяют выявить нервно-психическую неустойчивость и предрасположенность к невротическим расстройствам. Наиболее широко используются для этих целей следующие инструменты:
    симптоматический опросник «Самочувствие в экстремальных условиях» А. Волкова, Н. Водопьяновой;
    методика склонности к срывам в стрессовой ситуации «Прогноз» В. А. Баранова.
    3. Методики, позволяющие выявлять  негативные последствия дистресса.
    Известно, что существование в длительных стрессовых ситуациях или переживание  острого (травматического) стресса  приводит к истощению адаптационной  энергии организма. Результатом  данного процесса является ухудшение  различных показателей физического  здоровья и психологического самочувствия. К методикам этого класса можно отнести:
    Гиссенский опросник;
    шкала клинических жалоб SCL Р.Л. Дерогатис;
    шкалу оценки влияния травматического события (ШОВТС) и др.
    К последствиям стресса причисляют и  развитие депрессивных состояний. Возникновение депрессии имеет сложный патогенез, однако очевидно, что переживание фрустрации или хронических стрессов может провоцировать появление депрессивных состояний и депрессивных симптомов. Методики, направленные на выявление депрессивных симптомов, синдрома и депрессии как заболевания, таковы:
    «Опросник суицидального риска»;
    методика «Дифференциальная диагностика депрессивных состояний» В. Зунга, адаптация Т. И. Балашовой;
    методика «Дифференциальная диагностика депрессивных состояний» В. Жмурова;
    опросник «Уровень депрессии» А. Бека и др.
    4. Диагностика профессиональных стрессоров.
    В настоящее время проблема стрессов на рабочем месте актуальна для  большинства работающих людей. Знание факторов стрессогенности в деятельности персонала и руководителей является целью организационной диагностики. Н. Водопьянова считает, что «организационная диагностика стресса - необходимая составляющая стресс-менеджмента». Стресс на работе может быть связан как с особенностями организационной культуры, так и с профессиональными стресс-факторами методики данного класса можно разбить на несколько групп:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.