На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Роль инициации и табу в первобытном обществе

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 22.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 
 

Введение………………………………………………………….…………………3
Глава I. Роль обряда инициации в первобытном обществе………...……………4
    Половозрастная инициация подростков…………………………………4-6
    Ритуалы посвящения в тайные общества……………………………..……6
    Шаманская инициация………………………………………………….…...7
Глава II. Роль табу в первобытном обществе…………………………………8-10
Заключение………………………………………...…………………………..11-12
Библиографический список……………………………………………………....13 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 

       В первобытном обществе широко распространились обряды перехода человека на новую ступень развития. Эти особенные обряды получили название инициация, что на латинском языке звучит «initiatio» и переводится как совершение таинства, посвящение.
       В первоначальном смысле, инициация – это распространённая в родовом обществе система обычаев, связанных с переводом юношей и девушек в возрастной класс мужчин и женщин. В более широком смысле, инициация знаменует становление и посвящение индивидуума в рамках какой-либо социальной группы или мистического общества. Различают следующие категории посвящения – три типа перехода:
    коллективные обряды, которые знаменуют переход от детства или юношества к совершеннолетию (проводятся с 6-ти или с 12–ти лет), это могут быть ритуалы, проходящие индивидуально или в узких группах;
    обряды вступления в тайное общество или братство;
    подтверждение мистического призвания шамана или вождя.
       Обряд инициации первобытных обществах проходил неодинаково, но всегда сопровождался определёнными заданиями или торжественными тайными обрядами, часто с мучительными испытаниями. Сущность и цель инициации были неизменны у всех племён, различают лишь способы её адаптации к месту и времени. По существу, обряды инициации всегда заключались в приобщении подростков к хозяйственной, общественной и идеологической жизни полноправных членов общины.
       Ещё одним показателем развития общественных отношений в первобытном обществе является табу. Разберёмся в данной терминологии. В учебном пособии по культурологии трактуется следующее понятие: «табу — это абсолютный запрет, накладываемый на какое-либо действие, слово, предмет. Оно регламентировало важнейшие стороны жизни человека: обеспечивало соблюдение брачных норм, охраняло от опасностей. Табу послужило основой многих позднейших социальных и религиозных норм».1
       Сам термин «табу» был заимствован из религиозно-обрядовых установлений Полинезии, сейчас принят в этнографии и социологии для обозначения  системы специфических религиозных  запретов. Черты данной системы под  различными названиями найдены у  всех народов. В первобытном обществе табу рассматривается вообще как  всякий запрет, нарушение которого обычно предусматривалась как угроза обществу. 

       Целью реферативной работы являются изучение сути обряда инициации и табу, определение их роли в первобытном обществе. 

Глава I. Роль обряда инициации в первобытном обществе 
 

1. Половозрастная инициация подростков 
 

       В первобытном обществе с более  или менее формализованными половозрастными  группами большое значение придавалось  рубежу перехода из категории детей  в категорию взрослых людей. Целью данной инициации являлась подготовка молодёжи к производственной, общественной и семейной жизни. Подобный обряд сопровождался тренировками, мучительными испытаниями, различными операциями (обрезание, рубцевание, выбивание зубов), посвящением в тайны и мифы племени.
       «Выражение  «ритуал перехода» показывает, что человек перешел с одного уровня своего опыта на другой. Совершение ритуала перехода говорит о социально признаваемом праве на изменение или трансформацию – праве вступить на новый уровень своего развития».2 Иными словами, как бы сдать экзамен на новый уровень своей личностной и социальной зрелости, также получить новые инструкции для правильного прохождения обретённой стадии жизни. Инициацию взросления проходили все подростки мужского и женского пола данного сообщества.
       Примерный ход традиционной инициации состоял следующим образом. Всё начиналось с разрыва – это разрыв с миром детства, с состоянием безответственности. При достижении возраста инициации всех мальчиков племени забирают из семей. Затем подростки (неофиты) помещались в неизведанный ими мир на достаточно большой промежуток времени, иногда до года. Мальчиков уводят в глухое место в лесу, джунглях или дикой местности, там их собирают в группы под руководством специального наставника – посвятителя. Они живут в особой хижине, им запрещено с кем-либо общаться и заниматься привычными делами до окончания инициации.
       Во  многих племенах в этот период налагались множественные табу: лишение пищи, немота, жизнь в темноте. В столкновении с трудностями и болью, мальчик получал послание о том, что больше не может вернуться домой прежним. Посвящение обычно включало тройное откровение: священного, смерти и сексуальности. Все три вида опыта у ребенка отсутствуют, поэтому во время ритуала посвящаемый узнает о них и затем включает их в структуру своей взрослой жизни.
       Лес, мрак и джунгли являются символом потусторонности и смерти. Подросток должен символически умереть как ребенок и родиться как взрослый, тем самым начать новый цикл. Хижина для посвящения выступает здесь как символ утробы матери, в ней проходит часть тяжелых испытаний и обучение мифам о происхождении мира, секретным традициям племени, тайным именам богов, которые известны только взрослым.
       Главной темой инициации является переживание посвятительной смерти, и нередко посвящаемых закапывают в землю или заваливают сухими деревьями, делают им соответствующую раскраску, в некоторых племенах инициируемые даже имитирую поведение мертвых. С этим переживанием связаны суровые, жестокие испытания, которые должен вынести каждый посвящаемый. К ним относятся ритуальные пытки: бичевание, избиения, обрезание, вырывание зубов, отрубание пальцев, голодание, лишение сна, нанесение татуировок, насечек, надрезов на коже, символизирующих смерть и воскрешение. Затем следует переживание возрождения, нового рождения, рождения себя в другом качестве. Посвящаемым дают новые имена, обучают новым, секретным словам, языку, иногда их заново учат ходить, кормят как маленьких, то есть имитируют поведение новорожденных. В процессе этого испытания подростки должны были доказать силу воли и духа, что должно было означать их присутствие в мире и ответственность. Смерть при посвящении одновременно означала конец детства. Только после обрядовых испытаний подросток признавался ответственным членом общества, становился взрослым, со всеми присущими правами и обязанностями в сообществе.
       На  церемонию собираются многие кланы, ведь всё сообщество должно узнать о трансформации. Так как суть обряда заключается в обретении  нового статуса, поэтому необходимо объявить об этом всем. Здесь речь идет не только о внутренней трансформации, но и о внешней, все должны узнать об этом.
       Завершается инициация праздником, на котором  сообщество приветствует и почитает своих новых членов, обращается с  ними как со зрелыми, взрослыми, социализируя и утверждая их новую роль, новую  идентичность.
       Обычно  инициация для каждого пола происходила  в отдельности. Женские инициации получали намного меньшее развитие, чем мужские. Каждую девочку также забирают из семьи и помещают в отгороженный темный угол, где с ней никто не общается. Ее, как правило, не подвергали тяжелым испытаниям, лишь заставляли соблюдать некоторые пищевые табу, затем объясняли ей, как она должна вести себя по вступлении в брак, учили песням и мифам, совершали над ней различные религиозные церемонии.
       Одной из составных частей инициации была подготовка к брачной жизни. «Для этого посвящаемым сообщали связанные с этим обычаи и производили над их половыми органами различные операции – обрезание и подрезание юношей, обрезание и искусственную дефлорацию девушек». 3 Возможно, таким способом инициируемых заставляли временно воздерживаться от половой жизни. «Отрезали то, что выступало, продырявливали перегородки, обрабатывали плоские поверхности. Среди всех этих обрядов обрезание — один из самых простых и наименее важных»4. Считается, сто членовредительство — это средство окончательной дифференциации, до которой были и другие виды атрибуции, например, ношение специального костюма или маски, нанесение на тело рисунков.
       Не  выдержавшего инициации, ждали позор и в лучшем случае повторное испытание. Не прошедшие обряда, не имели права вступать в брак, заводить хозяйство, какое-либо имущество, такой человек считался ребёнком. 
 
 

2. Ритуалы посвящения в тайные общества 
 

       Каждая  первобытная община обладала собранием мистических традиций, своей «концепцией мира», которая постепенно открывается новичку в процессе посвящения. Неофит становится достойным духовного звания только к концу духовной подготовки. Мир для него — это творение сверхъестественных существ, создание божественное и, следовательно, священное в своей основе. Мир — это священная история — мифология — является образцовым примером: она рассказывает о природе вещей, она устанавливает все поведенческие, социальные и культурные нормы.
       Первобытные общества претерпевали очень незначительные исторические изменения. Именно к этому традиционному знанию получали доступ посвященные. Их долго обучают наставники, они присутствуют при тайных обрядах, проходят ряд испытаний и впервые встречаются со священным. Многие испытания, которые входят в обряд посвящения, также предполагают ритуальную смерть с последующим воскресением или новым рождением. К жизни он возвращается новым человеком, подготовленным к другому способу существования.
       «Все обряды нового рождения, воскресения и символы, которые они содержат, указывают на то, что новичок допускается к другой форме существования, недоступной тем, кто не подвергался испытаниям посвящения, кто не узнал смерть. Смерть в посвящении необходима как «начало» духовной жизни. Ее функция определяется тем, что она готовит рождение к более высокой форме жизни, к высшему предназначению. Эта неотступная идея «начала» диктуется в целом идеей абсолютного начала, то есть космогонии».5  
 
 
 

3. Шаманская инициация 
 

      К инициациям, проводящихся для избранных или для нового статуса относится посвящение в шаманы. Отличительная особенность этой категории: более сильное религиозное переживание, по сравнению с тем, которое выпадает на долю других членов сообщества. Шаманом можно было стать в некоторых случаях:
    по спонтанному призванию («зов», «избранничество»);
    по наследственной передаче «профессии» шамана;
    по личному решению или, реже – по воле клана.
       Иногда  посвящение производится публично и  включает яркий и волнующий обряд. Но отсутствие подобного обряда не означает отсутствие посвящения: оно может произойти во сне или во время экстатического переживания посвящаемого.
       Каким бы ни был способ отбора, шаманом признается лишь тот, кто получил двойное наставление:
       1) экстатического порядка (сны,  видения, транс и т. д.) и
       2) традиционного порядка (шаманская техника, имена и специализация духов, мифология и генеалогия клана, тайный язык).
       Во  многих традициях считается, что  шаманизм, независимо от того, наследственный он или спонтанный, всегда – дар богов или духов. Шаман начинает свою новую истинную жизнь через инициацию или духовный кризис, вмещающий особый трагизм и красоту. Избрание шамана сопровождается особой «шаманской болезнью», которая является как бы мостом к другой реальности, и позволяет перейти человеку от одного мировосприятия, к другому, более полному и совершенному; адаптироваться физически и духовного к жизни в двух мирах.
       Сны, необычные состояния сознания, которые  испытывает будущий шаман при  посвящении, имеют определенную структуру, традиционную модель, которая хорошо известна в истории религии, лишена беспорядочных галлюцинаций или  фантазий. Эти переживания почти  всегда включают одну или несколько  основных тем: расчленение тела, обновление органов, вознесение на небеса и общение с богами или духами, нисхождение в преисподнюю, разговор с богами и душами умерших, а также разнообразные откровения шаманской и религиозной природы. Отсутствие тех или иных элементов в посвящении указывает на определенную религиозную ориентацию шаманских техник, а также будущих задач, стоящих перед шаманом. Как правило, шаманы демонстрируют нормальную нервную конституцию: они умеют концентрироваться с интенсивностью, недоступной простым смертным и способны на изнурительные усилия. Память и способность самоконтроля у шамана выше средних, а в интеллектуальном отношении он часто превосходит свою среду. 

Глава II. Роль табу в первобытном обществе 
 

       Табу  была распространённой в древнем  обществе системой запретов, считалось, что её нарушение карается сверхъестественными  силами. «Впервые обычай табу описал Дж. Кук в 1771 году у аборигенов островов Тонга в Полинезии. У полинезийцев табуированным было всё, что относилось к богам и духам, всё принадлежавшее жрецам и вождям».6  Табу регламентировало важнейшие стороны жизни человека, прежде всего соблюдение брачных экзогамных норм. Широко распространены также пищевые табу.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.