На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Понятие, сущность, структура, построение, подходы и аналитическое представление платежного баланса. Анализ формирования и состояния платежного баланса Республики Беларусь, его сравнение с платежным балансом России, а также перспективы развития в 2009 г.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Междун. отношения. Добавлен: 17.10.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


62
Содержание
1. Сущность и структура платежного баланса………………………………......2
1.1 Происхождение и развитие понятия «платежный баланс»…………...……2
1.2 Концептуальные основы построения платежного баланса………………...9
1.3 Методологические подходы……………………………………………...…22
1.4 Аналитическое представление платежного баланса………………......…..29
2. Анализ формирования платежного баланса Республики Беларусь………..38
2.1 Становление и развитие статистики платежного баланса в Республике Беларусь……..........................................................................................................38
2.2 Анализ состояния платежного баланса Республики Беларусь за 2007 г...47
2.3 Платежный баланс Республики Беларусь за январь-июнь 2008 г…..........57
2.4 Платежный баланс Республики Беларусь с Российской Федерацией…....58
2.5 Перспективы развития платежного баланса Республики Беларусь в 2009 году…….............................................................................................................…59
Список литературы………………...........................................………………….62
1. Сущность и структура платежного баланса
1.1 Происхождение и развитие понятия «платежный баланс»
Начало практического использования какого-либо термина вызвано, как правило, двумя причинами. Во-первых, наличием явления или процесса, которое данное понятие призвано описывать. Во-вторых, существованием конкретного «потребителя» информации.
Появлению универсального понятия, которое охватывало бы весь спектр внешнеэкономических операций, предшествовал значительный подъем внешнеэкономической деятельности и становление мирового хозяйства в ходе великих географических открытий [8, с. 33]. Резкое увеличение территории, знакомой европейцам, повлекло за собой значительное расширение рынков сбыта продукции. Технические нововведения были востребованы и получили быстрое внедрение. Важную роль в ускорении данных процессов сыграло развитие транспорта и связи. Рост производства повышал уровень жизни населения, что благотворно сказывалось на развитии науки, искусства.
Вышеназванные процессы также отразились и на изменении структуры общества в целом. Происходило разложение феодального строя и развитие товарно-капиталистического хозяйства. На фоне временного паритета сил феодалов и буржуазии государственная власть концентрировалась в одних руках -- шло становление абсолютной монархии. Роль государства в экономических процессах страны постоянно росла -- появился экономический агент, которому была необходима полная, точная и достоверная информация о состоянии внешней сферы страны в целом.
В средние века из всех форм международных экономических отношений наибольшее развитие получила внешняя торговля. Перемещение товара между странами, уступка прав собственности и встречное движение капитала во времени практически совпадали. Поэтому государственным органам (в понимании того времени) для получения сведений о состоянии внешней сферы достаточно было знать товарооборот с другими странами. И первоначальное составление торговых балансов хозяйствующих субъектов преследовало преимущественно фискальную цель -- обложение экспорта импорта товаров налогами.
Данные внешней торговли отдельных фирм в аналитических целях начинают использовать с развитием доктрины «торгового баланса» [4, с. 9] у меркантилистов, начиная с XVI в. Эта доктрина возникла в процессе борьбы торгового капитала против политики «денежного баланса». Предлагаемые меры экономической политики были нацелены на ослабление жесткого регулирования движения денег и валютного курса.
Началом зарождения понятия «платежный баланс», согласно его современному пониманию, можно считать появление термина «торговый баланс». Впервые он был использован Э. Мисселденом в трактате «Круг торговли» (1623 г.) [6, с. 35], где делаются первые расчеты торгового баланса для Англии за 1621 г.
Дальнейшее развитие понятие «торговый баланс» получает в работах Томаса Манна. В книге «Богатство Англии во внешней торговле» (1664 г.) [2] автор вводит понятие «общий торговый баланс», характеризующий отношения данной страны со всеми странами в совокупности, противопоставляя его частным торговым балансам, которые отражают отношения с отдельными странами. Т.Манн отмечает, что дефициты во внешней торговле с одними странами могут компенсироваться положительным сальдо с другими государствами, поэтому оценку внешнеторговой деятельности следует проводить на основе общего торгового баланса.
Термин «платежный баланс» впервые был использован Д. Стюардом в его работе «Исследования о принципах политической экономии» (1767 г.) [1, гл. VIII]. Он первым указал и подробно рассмотрел взаимосвязь между внешней торговлей и движением капитала. Д. Стюард определяет платежный баланс как самостоятельное понятие, которое состоит из:
1. Расходов граждан за рубежом.
2. Платежей по долгам, основной суммы долга и процентов иностранцам.
3. Предоставления денежных займов другим странам.
Совокупность платежного баланса и торгового баланса давала «общий баланс с миром».
Таким образом, изначально и в течение более чем 150 лет, термин «платежный баланс» был связан только с международным движением финансовых активов и отделялся от торгового баланса. Определение платежного баланса того времени можно сформулировать как совокупность платежей, полученных из-за границы и произведенных в пользу других стран за определенный промежуток времени (или на определенную дату). И хотя в дальнейшем в экономической литературе постоянно затрагивались и освещались проблемы внешнего сектора, его роль и влияние на экономику стран, содержание самого понятия «платежный баланс» в указанный промежуток времени не претерпело существенных изменений.
Государственными органами термин «платежный баланс» впервые был использован в 1819 г. в Англии в докладе парламентской комиссии, исследующей состояние международных расчетов страны. Под платежным балансом понималась стоимость золотых монет (золота), поступивших в страну или вывезенных из страны в течение года [5, с. 35; 56, с. 22]. Однако систематические публикации платежного баланса были начаты в Англии только столетие спустя.
Развитие внешнеэкономической деятельности происходило не только количественно, т.е. через увеличение объемов внешнеторговых сделок, но и качественно (в своей практике хозяйствующие субъекты начинали использовать различные виды внешнеэкономических операций). После достижения некоторого определенного стоимостного объема данные виды операций требовали самостоятельного учета, описания и интерпретации. В первую очередь это относится к финансовым потокам, которые стали не только обслуживать внешнюю торговлю, но и получили самостоятельное значение. Данная проблема решалась путем разработки отдельных понятий.
Таким образом, для характеристики внешнего сектора в конце XIX -- начале XX в. сложилась определенная система балансов международных расчетов. Они могли составляться как за определенный промежуток времени (год), так и на определенную дату.
Торговый баланс -- соотношение между стоимостью ввезенных в страну и вывезенных из страны товаров. Он являлся составной частью расчетного баланса. Торговый баланс того времени соответствует статье «экспорт/импорт товаров» современного платежного баланса.
Расчетный баланс (или общий торговый баланс) -- соотношение всех обязательств и требований данной страны по отношению к другим странам независимо от сроков поступлений и выплат платежей по соответствующим обязательствам и требованиям. По своей структуре он близок к «Счету текущих операций» современного платежного баланса и состоял из торгового баланса, баланса услуг и факторных доходов, некоммерческих переводов, экспорта и импорта золота и прочих доходов и расходов (кроме кредитных).
Баланс движения капиталов и кредитов отражает движение финансовых ресурсов между государствами, а также кредиты выданные и полученные страной в течение определенного периода времени. Баланс движения капиталов и кредитов описывает те же явления, что и финансовый счет современного платежного баланса, но отличается по структуре. Баланс движения капиталов и кредитов делит финансовые ресурсы на долго- и краткосрочные, в то время как платежный баланс -- подразделяет по функциональным типам инвестиций.
Для полного анализа внешнего сектора экономики любого государства того времени должны были использоваться все вышеприведенные балансы. Так, положительное сальдо расчетного баланса показывало превышение экспорта товаров и услуг, доходов над импортом, в результате чего в рассматриваемой стране наблюдался приток иностранных активов (золота) из-за рубежа. Это создавало предпосылки для инвестирования за рубежом и (или) уменьшения внешней задолженности. Отрицательное сальдо расчетного баланса отражало увеличение внешней задолженности и (или) снижение инвестиций за рубеж.
Основное различие платежного и расчетного баланса состояло в следующем: в платежном балансе отражались операции, по которым были фактически произведены платежи, в то время как в расчетном балансе показывались все требования и обязательства в независимости от того, приводят ли они к увеличению обязательств (т.е. непогашенные) или по ним был совершен платеж. Активный платежный баланс соответствовал увеличению иностранных активов, а пассивный -- вывозу иностранных активов. Сальдо движения кредитов за определенный срок должно было равняться сальдо расчетного баланса за тот же период.
Как правило у стран-кредиторов платежные балансы, особенно по текущим операциям, пассивны, в то время как расчетный баланс активен. У стран-должников, соответственно, наоборот -- активные платежные балансы соответствовали пассивным расчетным балансам.
Следует отметить, что эти показатели носили оценочный характер. Хотя данные термины и получили распространение в экономической литературе, статистика того времени не могла предоставить необходимую информацию для составления соответствующих балансов, и проводились лишь экспертные работы по оценке данных показателей различными авторами. Это приводило к отсутствию единой трактовки терминов у различных авторов.
По окончании первой мировой войны произошли существенные изменения в мировой экономической системе. Во-первых, Англия потеряла свой статус резервного центра для мировых денежных рынков, лишившись значительных объемов краткосрочного иностранного капитала. Ведущим банкиром-кредитором становятся США. Во-вторых, возник вопрос о выработке более гибкой системы валютных курсов, поскольку неустойчивое состояние валютного рынка, вызванное прежде всего инфляционными процессами, значительно увеличивало риски стран-кредиторов. Требовала решения проблема учета межгосударственных потоков капиталов, связанных с репарациями и военными долгами. Это привело к значительному повышению интереса к платежному балансу, росту исследований и публикаций по вышеназванным вопросам. Правительства отдельных государств начинают регулярно публиковать официальные данные платежных балансов.
Первой страной, начавшей составлять и издавать платежный баланс, была Англия.
В 1919 г. английское министерство торговли представило первый ежегодный платежный баланс. Этому примеру вскоре последовали США, где американский департамент торговли начал публиковать данные о платежном балансе с 1922 г.
Разработку единообразного подхода к платежному балансу, выработку определений и общей методологии его составления взяла на себя Экономическая комиссия Лиги Наций. С 1924 г. Лига Наций начинает публикации платежных балансов отдельных стран, составляемых на основе данных предоставленных правительствами этих стран по единой методологии. В 1924 г. сборник платежных балансов содержал в себе платежные балансы 13 стран. В последующие годы количество публикуемых платежных балансов в данном сборнике колеблется от 25 до 35 [5, с. 46; 55, с. 29].
После доработки Лигой Наций первоначальной схемы совместно с комиссией Международной торговой палаты в 1928 г. была представлена новая схема платежного баланса. Важным изменением в структуре платежного баланса было введение равенства между текущими статьями и движением капиталов. Сальдо текущего счета должно быть эквивалентным сальдо счета движения капиталов с обратным знаком. Несоответствие между указанными статьями закрывалось статьей «Пропуски и ошибки». Движение золота более не рассматривалось в качестве балансирующей статьи. Таким образом, произошел отход от понятия платежного баланса, отражающего только движение платежей, и начинается выработка нового по своему экономическому содержанию термина. Доработанная структура платежного баланса представляла собой сочетание статей расчетного баланса и движения капиталов и кредитов. Охват экономических процессов, регистрируемых платежным балансом, значительно расширился.
Лига Наций в своем обзоре за 1934 г. отметила, что «надо обратить внимание на тот факт, что приведенные материалы представляют по возможности наиболее точный текущий отчет о произведенных интернациональных денежных трансакциях, но представляется сомнительным, что они должны называться платежным балансом. Комиссия продолжает пользоваться этим термином вследствие отсутствия другого общепризнанного термина, выражающего действительную природу отчета» [11, с. 35].
По просьбе Лиги Наций Советский Союз предоставил платежные балансы за 1935--1936 гг. Платежные балансы СССР представляли по своей сути отчеты по движению валюты Госбанка СССР.
Монополия на внешнеэкономические операции Советского Союза повлекла в дальнейшем к засекречиванию данных по платежному балансу.
После второй мировой войны в 1947 г. ООН опубликовала схему платежного баланса, разработанную еще Лигой Наций. Однако в дальнейшем функции по разработке методологии платежного баланса, определению его концептуальной основы, принципов составления и компиляции были переданы Международному валютному фонду (МВФ), который осуществляет их по настоящее время.
Согласно изначальному определению МВФ, платежный баланс представляет собой систематический отчет о всех экономических трансакциях в течение определенного периода времени между жителями данной страны и жителями других стран [11, с. 83]. Таким образом, термин «платежный баланс» стал статистическим отчетом, в котором отражаются все внешнеэкономические операции. Использование термина «платежный баланс» в этом понимании подверглось многочисленной критике, но было принято принципиальное решение его сохранить.
Публикуемые МВФ руководства по платежному балансу являются единым международным стандартом по составлению платежных балансов для стран. Всего таких руководств было выпущено пять -- в 1948, 1950, 1961, 1977 и 1993 гг.
Таким образом, содержание понятия «платежный баланс» прошло уникальную эволюцию. За время своего существования этот термин существенно расширил охват регистрируемых процессов, происходящих во внешней сфере. В настоящее время платежный баланс отражает не только платежи, с которыми ассоциируется название данного статистического отчета и было связано его первоначальное понимание. Он включает в себя все внешнеэкономические операции, совершенные страной за определенный промежуток времени. Полный и всесторонний учет движения реальных и финансовых активов между странами делает платежный баланс незаменимым инструментом при анализе внешнего сектора страны.
1.2 Концептуальные основы построения платежного баланса
Одним из основных требований, предъявляемых к платежному балансу как статистическому отчету, является то, что он должен включать в себя и отображать все многообразие внешнеэкономической деятельности страны, учтенной по единым правилам. Также необходимо, чтобы данные платежного баланса согласовывались со статистикой внутренних секторов экономики, системой национальных счетов. Важным условием выступает сопоставимость внешнеэкономической статистики стран-партнеров. Эти требования и особенности осуществления внешнеэкономической деятельности, наложили опечаток на практику составления платежного баланса, его структуру.
В настоящее время под платежным балансом понимается «статистический отчет, где в систематизированном виде приводятся суммарные данные о внешнеэкономических операциях данной страны с другими странами мира за определенный период времени» [9, п.13, с. 21].
Внешнеэкономическая деятельность осуществляется непосредственно не самим государством как таковым, а хозяйствующими субъектами данного государства. Экономика государства может рассматриваться с точки зрения деятельности хозяйствующих субъектов на определенной территории. Поэтому важно определить принадлежность экономического агента к экономике страны, что позволяет выяснить влияет ли рассматриваемая экономическая операция на экономику страны или нет. Это в свою очередь приводит к необходимости оперировать такими понятиями, как «экономическая территория страны», «резидент» и «нерезидент».
Под экономической территорией страны понимается «географическая территория страны, находящаяся под юрисдикцией правительства данной страны, в пределах которой могут свободно перемещаться факторы производства: рабочая сила, капитал, а также товары. В морских державах в нее включаются острова, принадлежащие данной стране, которые подчиняются тем же фискальным органам и органам денежно-кредитного регулирования, что и основная территория; перемещение товаров и рабочей силы между материком и островами осуществляется свободно без каких-либо таможенных или иммиграционных формальностей» [9, п. 59, с. 38].
Исходя из условия беспрепятственного перемещения факторов производства, экономическая территория страны также включает:
-«воздушное пространство, территориальные воды и ту часть континентального шельфа, в отношении которой страна пользуется исключительным правом или распространяет свою юрисдикцию на право осуществлять рыбную ловлю или добычу топлива и других полезных ископаемых, залегающих ниже уровня моря;
-территориальные анклавы, представляющие собой участки с четко очерченными границами, являющиеся собственностью правительств иностранных государств или арендуемые ими для дипломатических, военных, научных или иных целей с официального политического согласия правительства страны, на территории которой расположены эти анклавы;
-свободные зоны и приписные (таможенные) склады и предприятия, эксплуатация которых осуществляется оффшорными предприятиями под контролем таможенных органов» [10, с. 23].
Необходимо отметить, что в платежном балансе концептуально заложен принцип, согласно которому одним из условий регистрации операции является то, что она совершается между резидентом и нерезидентом, это не всегда выполнимо. В ряде случаев не представляется возможным установить контрагентов операции. Исключение из правила «резидент-нерезидент» касается только операций, совершаемых с иностранными финансовыми активами или внешними обязательствами, между различными секторами экономической системы данного государства и, что является совсем редким, между нерезидентами.
В платежном балансе выделяют два вида институциональных единиц:
* домашние хозяйства и физические лица, которые являются членами этих хозяйств;
* юридические и социальные единицы. Они подразделяются на предприятия (корпорации и квазикорпорации), некоммерческие организации и органы государственного управления данной страной.
Одной из ключевых категорий, используемых в платежном балансе, является «операция». Под операциями понимается создание, преобразование, обмен или ликвидация активов, имеющих экономическую стоимость.
Следует отметить, что в платежном балансе регистрируются изменения в объеме активов или обязательств, которые произошли в результате осуществления операции, т.е. платежный баланс связан с потоками, а не с запасами. Изменения же в стоимости активов или обязательств в результате переоценки, например, вследствие изменения валютных курсов, котировок (цен) на фондовых или иных биржах и других корректировок не находят отражения в платежном балансе.
В Руководстве по платежному балансу МВФ выделяет три вида операций: обменные операции, трансферты и миграция. Обменные операции представляют собой вид операций в платежном балансе, под которыми понимается обмен между участниками (хозяйствующими субъектами) активами, имеющими равную экономическую стоимость. Они являются наиболее характерными и распространенными.
Трансферты означают односторонние движения активов от одного хозяйствующего субъекта к другому. Причем данная операция может носить как добровольный, так и обязательный характер.
Миграция связана со сменой места постоянного жительства физического лица за пределы данной страны. При этом физическое лицо меняет свой статус резидента на статус нерезидента, что влечет за собой увеличение внешних обязательств страны на сумму активов физического лица, остающуюся в стране, и уменьшение активов на величину вывезенного имущества. Операции, сопутствующие миграции, показываются как трансферты.
Одним из важных концептуальных принципов построения платежного баланса является принцип двойной записи -- все операции, регистрируемые в платежном балансе, представлены двумя записями равной стоимостью по модулю, но с противоположными знаками. Уже само слово «баланс» в названии термина «платежный баланс» предполагает наличие левой и правой части баланса и строгое соответствие между ними. В результате применения принципа двойной записи разница между суммой всех кредитовых и дебетовых записей должна равняться нулю. Стандартное (или нейтральное) представление платежного баланса предполагает нулевое сальдо платежного баланса.
Эволюция понятия «платежный баланс» наложила определенный отпечаток на методику его составления. Основной первоначальной целью составления платежного баланса был учет непосредственных финансовых результатов экономических операций или их предполагаемого результата, а не отображение движения активов в материальном выражении. Учитывая, что платежный баланс составлялся на основе банковской статистики, то левая часть платежного баланса, называемая кредитом, отражает потенциальный источник иностранной валюты и показывается со знаком плюс. Дебет -- это правая часть платежного баланса, где отражается потенциальное расходование валюты, она регистрируется со знаком минус. Таким образом, кредит означает отток активов к нерезидентам или увеличение обязательств перед ними, а дебет -- увеличение активов или уменьшение внешних обязательств.
Регистрация операций в платежном балансе должна осуществляться на основе принципа начисления. Поскольку операция состоит из двух записей (по кредиту и дебету), информация по которым может поступать из разных источников, особую важность приобретает определение времени, когда соответствующие кредитовые и дебетовые записи должны быть отражены в платежном балансе.
Здесь ключевое значение приобретает установление точного времени перехода права собственности на экономические активы. Во многих случаях это требует того, чтобы статистические органы владели информацией о детальных условиях контрактов и бухгалтерской отчетности компаний, что невозможно вследствие объективных причин. Данная проблема остается одной из самых сложных и трудно разрешимых с начала зарождения платежного баланса.
Важным элементом является стоимостная оценка операций. В Руководстве по платежному балансу рекомендуется использовать рыночные цены, под которыми понимаются цены каждой конкретной операции при условии свободного назначения цен сторонами, их независимости и совершение операции, исходя из коммерческих соображений. Однако на практике имеют место операции, когда данные условия не соблюдаются. Примером могут служить трансфертные цены при передаче активов материнской компанией дочерней. В этих случаях следует применять эквивалентную рыночную цену, которая представляет собой рыночную цену, сложившуюся при совершении операции в максимально схожих условиях с теми же активами.
В качестве расчетной единицы при составлении платежного баланса МВФ рекомендует использовать ту расчетную единицу, которая применяется данной страной во внутреннем учете [9, п. 131, с. 56]. Однако при значительных колебаниях валютного курса национальной денежной единицы по отношению к валютам третьих стран аналитическая ценность платежного баланса снижается вследствие искажения реальной динамики внешнеэкономических потоков. Например, при значительной девальвации (обесценении) национальной валюты происходит искусственное завышение показателей, выраженных в национальной денежной единице. Для удобства проведения международных сопоставлений платежные балансы нередко пересчитываются в твердые валюты. В качестве таковой наиболее часто используется доллар США.
При составлении платежного баланса используется «принцип несвязанной системы» -- информация по операциям поступает из разных источников и в разные сроки. Это может приводить к неравенству стоимостных оценок операций по дебету и кредиту. Для устранения данного несоответствия используется статья «Чистые ошибки и пропуски», которая равна сальдо между суммами всех кредитовых и дебетовых записей с обратным знаком. Согласно международным стандартам, величина данной статьи не должна превышать 10 % от стоимости импорта товаров и услуг. Постоянный знак статистических расхождений на протяжении значительного времени указывает на то, что предположительно существует неполнота статистического охвата определенных внешнеэкономических операций.
Платежный баланс состоит из двух основных групп счетов:
* счет текущих операций;
* счет операций с капиталом и финансовых операций.
Большинство операций счета текущих операций регистрируется на валовой основе, а по счету операций с капиталом и финансовых операций -- на чистой основе, т.е. в платежном балансе показывается только сложившееся дебетовое или кредитовое сальдо по соответствующей статье.
В основу современной классификации была положена исторически сложившаяся структура, которая используется в большинстве стран. Счет текущих операций состоит из счетов «Товары», «Услуги», «Доходы» и «Текущие трансферты».
Счет «Товары» отражает движение движимого имущества (товаров) между странами и состоит из 5 субсчетов:
* экспорт/импорт товаров -- охватывает экспортно-импортные операции между резидентами и нерезидентами, в результате которых происходит фактическая или условная смена владельцев движимого имущества (товаров);
* товары для дальнейшей обработки -- перемещение товаров между странами с целью их дальнейшей обработки без смены владельца. После обработки товар возвращается в страну, откуда был экспортирован;
* ремонт товаров -- показывается стоимость ремонта передвижного оборудования, например, морских и воздушных судов;
* товары, приобретаемые в портах транспортными организациями -- отражает приобретение товаров (горючее, продовольствие, другие материальные запасы) транспортными организациями-резидентами за рубежом;
* немонетарное золото -- экспорт или импорт золота, которое выступает в качестве средства накопления или служит для промышленного использования и не является резервным активом органов денежно-кредитного регулирования.
Счет «Услуги» (или как его еще называют в экономической литературе нефакторные услуги) отражает оказание различных услуг резидентами нерезидентам и наоборот. В настоящее время МВФ выделяет 160 различных видов услуг, основными из которых считаются транспортные услуги и поездки. Под транспортными услугами понимаются «грузовые и пассажирские перевозки любыми видами транспорта, а также другие виды доставки и вспомогательных услуг, включая аренду транспортного оборудования вместе с экипажами» [9, п. 158, с. 64].
Счет «Поездки» показывает расходы нерезидентов, находящихся в данной стране, и резидентов, пребывающих за рубежом, на приобретение товаров и услуг для использования в деловых и личных целях в соответствующих странах. Время потребления данных товаров и услуг и непосредственные потребители выходят за рамки учета платежного баланса.
Счет «Доходы» соответствует термину «факторные доходы» и отражает поступления (выплаты) от экспорта (импорта) факторов производства, а не стоимость произведенных на их основе товаров и услуг (в отличие от счетов «Товары», «Услуги»). Поскольку владение землей относится к основным признакам резидентства, то в счете «Доходы» рассматриваются только доходы, полученные (выплаченные) в качестве оплаты труда и от инвестиций капитала за рубеж.
Вместе счета «Услуги» и «Доходы» эквивалентны используемому ранее термину «невидимая торговля», который был введен английским ученым Р. Гиффеном.
На счет «Текущие трансферты» заносятся все компенсирующие записи, которые отражают переход права собственности на реальные или финансовые ресурсы между резидентами и нерезидентами, за исключением капитальных трансфертов, которые показываются по счету «Капитальные трансферты», «Счета операций с капиталом».
Размещение счетов «Доходы» и «Текущие трансферты» в текущем счете, а не в «Счете операций с капиталом и финансовых операций» объясняется тем, что операции по ним не предусматривают создание новых обязательств, которые в дальнейшем нужно будет погашать.
«Счет операций с капиталом и финансовых операций» включает в себя два счета: «Счет операций с капиталом» и «Финансовый счет». В свою очередь, «Счет операций с капиталом» состоит из счетов «Капитальные трансферты» и «Приобретение/продажа непроизведенных нефинансовых активов».
Капитальные трансферты -- это операции, которые предусматривают:
* передачу права собственности на основной капитал;
* передачу средств, которые каким-либо образом обусловлены или связаны с приобретением или продажей основного капитала;
* аннулирование долга кредитором, которое не влечет последующего получения в обмен какого-либо стоимостного эквивалента [9, п. 295, с. 105].
К операциям с непроизведенными нефинансовыми активами относят «операции с теми материальными активами, которые могут быть использованы или необходимы для производства товаров и услуг, однако сами такие активы не являются результатом производства (например, земля и ее недра), также операции с непроизведенными активами нематериального характера (например, патенты, авторские права, торговые знаки, права в системе «франчайз» и т.д., договоры о лизинге и другие рыночные контракты)» [9, п. 312, с. 110].
Структура «Финансового счета» в отличие от «Счета текущих операций» более подвижна, что связано с динамичным развитием мирового финансового рынка, постоянным появлением новых инструментов на нем. Концептуальная основа построения «Финансового счета» подчинена следующей логике: на первом уровне все финансовые потоки подразделяются по видам (функциональному назначению) инвестиций. На втором уровне происходит деление на активы и обязательства. Третий уровень дезагрегирования представляет собой тип финансового инструмента. Четвертый уровень представлен секторами внутренней экономики и на последнем, пятом, уровне разбиение происходит по первоначальному сроку погашения долгового обязательства. В платежном балансе выделяют четыре вида инвестиций.
Прямые инвестиции -- это вложение средств с целью приобретения устойчивого влияния над предприятием, которое является объектом вложения средств и расположено вне территории страны расположения инвестора. В качестве достаточного условия для приобретения устойчивого влияния служит критерий владения не менее 10 % обычных акций или голосов акционеров для корпорированных юридических лиц или эквивалент такого участия для некорпорированных хозяйствующих субъектов. Прямые инвестиции могут быть осуществлены в качестве акционерного капитала, реинвестированных доходов и прочего капитала (межфирменные операции с долговыми обязательствами).
Портфельные инвестиции представляют собой вложения в ценные бумаги, которые обращаются или могут обращаться на финансовом рынке. Отличительной чертой портфельных инвестиций от прямых является то, что они служат, в первую очередь, для получения дохода, размер которого не зависит от каких-либо действий инвестора.
Другие инвестиции -- «это оставшаяся группа инвестиций, в которую включаются все финансовые операции, не вошедшие в прямые инвестиции, портфельные инвестиции и резервные активы» [9, п. 411, с. 133].
Резервные активы -- это высоколиквидные иностранные финансовые активы, находящиеся в распоряжении или под прямым контролем органов денежно-кредитного регулирования данной страны, которые могут быть использованы для проведения интервенций на валютном рынке с целью воздействия на валютный курс и урегулирования платежного баланса. Резервные активы представлены монетарным золотом, специальными правами заимствования, резервной позицией в МВФ, иностранной валютой и другими требованиями (активами).
Активы представляют собой финансовые требования к нерезидентам, а обязательства показывают задолженность перед нерезидентами.
В счете «Прямые инвестиции» активы и обязательства показываются исходя из направления движения инвестиций. Поэтому активам соответствует счет «За границу», а обязательствам -- счет «Во внутреннюю экономику».
Особенностью счета «Резервные активы» является то, что в нем отображаются только активы.
Для классификации таких видов инвестиций, как «Портфельные инвестиции» и «Другие инвестиции» используется тип финансового инструмента. В счете «Портфельные инвестиции» выделяют следующие типы финансовых инструментов:
* ценные бумаги, обеспечивающие участие в капитале и представляющие собой «любые документы или записи, которые (после того, как были удовлетворены финансовые претензии всех кредиторов) выступают в качестве требований на оставшееся имущество корпорированных предприятий» [9, п. 388, с. 127]. Это, как правило, акции, паи и аналогичные документы;
* долговые ценные бумаги, которые состоят из облигаций и других долговых обязательств, инструментов денежного рынка и производных финансовых инструментов.
Счет «Другие инвестиции» на третьем уровне дезагрегирования (тип финансового инструмента) состоит из следующих компонентов:
* коммерческие кредиты, которые свидетельствуют о расхождении момента оплаты товаров и услуг со временем перехода права собственности на данные товары и услуги и представляют собой стоимостное выражение операции, при которой поставщик предоставляет кредит непосредственному покупателю товаров и услуг, либо покупатель осуществляет предварительную оплату еще не начатых или незавершенных работ;
* ссуды -- это финансовые активы, которые не имеют хождения на рынке и являются результатом предоставления определенной суммы денежных средств кредитором заемщику. Например, ипотечные кредиты, договоры о финансовом лизинге и т.п.;
* наличные деньги и депозиты -- включают в себя банкноты и монеты, находящиеся в обращении и используемые для платежей, а также депозиты;
* прочие активы (обязательства) -- все те операции, которые не вошли в вышеперечисленные статьи, и чаще включают сомнительную и просроченную задолженность.
В основу отнесения институциональных единиц к определенному сектору положен функциональный признак. В платежном балансе отдельно выделяют четыре сектора внутренней экономики -- органы денежно-кредитного регулирования, органы государственного управления, банковский сектор и другие секторы.
Сектор «Органы денежно-кредитного регулирования» включает, прежде всего, центральный банк, а также охватывает часть деятельности других учреждений (в том числе и коммерческих), связанных с эмиссией денег, хранением и управлением международными резервами страны и организацией работы фондов валютной стабилизации.
Сектор «Органы государственного управления» для Республики Беларусь представлен государственными органами страны, функционирующими на каждом уровне управления (центральном, региональном и местном).
«Банковский сектор» представлен всеми резидентами, основным видом деятельности которых является финансовое посредничество. Отличительной чертой таких резидентов является то, что их обязательства представлены депозитами или финансовыми инструментами, схожими с депозитами. Рассматриваемые операции данных хозяйствующих субъектов не вовлечены в функции сектора государственного управления и органов денежно-кредитного регулирования.
«Другие сектора» «охватывают нефинансовые корпорации (включая частные корпорации, государственные корпорации и квазикорпорации), страховые компании, пенсионные фонды, других финансовых посредников, не относящихся к депозитным учреждениям, а также частные организации и домашние хозяйства» [9, п. 517, с. 196].
В качестве признака, который служит для определения принадлежности каких-либо финансовых активов к долго- или краткосрочным, является исходный (первоначальный) срок погашения данного актива, установленный в контракте. Так, к долгосрочным инвестициям относят те, у которых исходный срок погашения более года или не определен вообще в силу характерных особенностей инвестиций. Краткосрочные инвестиции включают в себя финансовые активы, имеющие первоначальный срок погашения менее одного года или же те, которые должны быть погашены по первому требованию. К краткосрочным финансовым активам относят также наличные деньги. Следует отметить, что данное деление используется только для счетов «Портфельные инвестиции» и «Другие инвестиции».
Платежный баланс в полной мере выполняет требования, предъявляемые к статистическому отчету такого уровня. Использование четких и однозначных определений, критериев, понятий позволяет получать сопоставимую информацию как в территориальном, так и во временном разрезах. Определенная гибкость, заложенная в структуре платежного баланса, позволяет составлять платежные балансы с учетом особенностей внешнеэкономической деятельности разных стран. Это особенно важно, когда в результате интеграционных процессов растет взаимозависимость стран и требуется проведение скоординированной макроэкономической политики между ними.
Платежный баланс дает возможность проанализировать состояние внешнего сектора страны, оценить сбалансированность движения реальных и финансовых ресурсов между странами. Тесная связь между платежным балансом и системой национальных счетов, банковской статистикой и статистикой государственных финансов позволяет проводить глубокие исследования, направленные на выявление связей между показателями внутреннего и внешнего секторов, строить макроэкономические модели различной сложности. И на основе полученных данных вносить корректировки в экономическую политику страны.
Платежный баланс может использоваться хозяйствующими субъектами в качестве важного источника информации. Его применение довольно обширно. Он помогает предсказать и оценить эффективность государственной экономической политики (например, интервенций на валютных рынках, политики стерилизации), привлекательность стран для осуществления иностранных инвестиций, прогнозировать динамику валютного курса в средне- и долгосрочной перспективе и т.д.
Проведение глубокого и всестороннего анализа внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов страны на основе только нейтрального (стандартного) представления платежного баланса является сложным. Отражение большинства операций «Счета операций с капиталом и финансовых операций» на чистой основе приводит к потере некоторой части аналитической информации. Поэтому возникает необходимость использовать различные методики сальдирования платежного баланса и составлять аналитическое представление платежного баланса.
1.3 Методологические подходы
В соответствии с Банковским кодексом Республики Беларусь составление платежного баланса Республики Беларусь относится к основным функциям Национального Банка Республики Беларусь. Платежный баланс Республики Беларусь входит в число информационных ресурсов, имеющих государственное значение, его разработка осуществляется на основании методических рекомендаций МВФ, содержащихся в пятом издании Руководства по платежному балансу (МВФ, Вашингтон, 1993 г.), других изданиях МВФ методологического характера.
По каждой статье платежного баланса Республики Беларусь разрабатывается методика ее составления, которая утверждается Начальником Главного управления платежного баланса и банковской статистики. Внесение изменений и уточнений в методику осуществляется, при необходимости, Начальником Главного управления платежного баланса и банковской статистики по представлению начальника управления платежного баланса. По статье платежного баланса "резервные активы" (международные резервы) Правила расчета международных резервов Республики Беларусь утверждаются Правлением Национального банка Республики Беларусь.
1. Общие положения
1.1. Платежный баланс Республики Беларусь - это статистический отчет, в котором в систематизированном виде отражаются суммарные данные о внешнеэкономической деятельности страны за определенный период времени. В платежном балансе фиксируются все операции между резидентами и нерезидентами Республики Беларусь, связанные с движением товаров, услуг, доходов, трансфертов, финансовых активов и обязательств.
1.2. Хозяйственная единица (юридические лица и домашние хозяйства) считается резидентом Республики Беларусь, если, располагаясь на экономической территории страны, она имеет центр экономического интереса, ведет и намеревается продолжать хозяйственную деятельность или экономические операции в течение неопределенно долгого или определенного, но достаточно продолжительного (более одного года) времени.
1.3. К экономической территории Республики Беларусь относится географическая территория страны, которая находится под юрисдикцией правительства и в пределах которой могут свободно перемещаться рабочая сила, товары и капитал. Экономическая территория страны включает воздушное пространство, территориальные анклавы в других странах (четко отмеченные земельные участки, которые находятся в других странах и принадлежат или арендуются правительством Республики Беларусь в дипломатических, военных, научных или других целях, свободные зоны и таможенные склады и предприятия, эксплуатация которых осуществляется под контролем таможенных органов). Экономическая территория Республики Беларусь не включает анклавов иностранных правительств и международных организаций, которые расположены в пределах географической территории Республики Беларусь.
1.4. Операции платежного баланса представляют собой результат внешнеэкономических операций, совершаемых между резидентами Республики Беларусь и нерезидентами. В платежном балансе регистрируются изменения в объеме активов и обязательств, которые произошли в результате осуществления операций. К операциям платежного баланса относятся операции, как сопровождаемые фактическими платежами, так и не предполагающие денежных платежей.
1.5. Счет текущих операций охватывает любые внешнеэкономические операции с экономическими ценностями (за исключением операций с финансовыми активами). К основным классификационным разделам данного счета относятся: товары, услуги, доходы, текущие трансферты.
1.6. Счет операций с капиталом и финансовых операций охватывает любые внешнеэкономические операции с капитальными трансфертами и финансовыми активами и обязательствами и состоит из двух счетов: счета операций с капиталом и финансового счета. Счет операций с капиталом состоит из капитальных трансфертов и приобретения (продажи) непроизведенных нефинансовых активов. Компоненты финансового счета классифицируются согласно типу инвестиций или выполняемой ими функциональной роли. Это прямые инвестиции, портфельные инвестиции, другие инвестиции и резервные активы.
1.7. Основным концептуальным принципом построения платежного баланса является принцип двойной записи, при котором каждая отражаемая в учете операция представляется двумя записями, имеющими одинаковое стоимостное выражение, но с противоположными знаками (по кредиту и дебету). В результате применения принципа двойной записи разница между суммой всех кредитовых и дебетовых записей должна равняться нулю. В том случае, когда происходит безвозмездное предоставление экономических ценностей (товаров, услуг или финансовых активов), для того, чтобы отразить такую операцию в счетах дважды, в платежный баланс вводится особая статья "Трансферты".
По кредиту регистрируются: экспорт реальных ресурсов (счет текущих операций), операции по уменьшению иностранных активов и увеличению внешних обязательств (счет операций с капиталом и финансовых операций).
По дебету регистрируются: импорт реальных ресурсов (счет текущих операций), операции по увеличению иностранных активов и снижению внешних обязательств (счет операций с капиталом и финансовых операций).
1.8. При оценке операций платежного баланса должны использоваться фактические рыночные цены.
1.9. Время регистрации операций определяется на основе принципа начисления. Регистрация операций осуществляется в тот момент, когда экономическая стоимость создается, преобразуется, обменивается, передается или ликвидируется. Возникновение финансовых требований и обязательств связано с переходом права собственности на какие-либо ресурсы от одного участника внешнеэкономической операции к другому. Такой переход может быть оформлен юридически, а может предполагать фактическую передачу ресурсов или установление контроля над этими ресурсами другой стороной. Если переход права собственности не очевиден, считается, что он происходит в тот момент, когда оба участника операции делают соответствующие записи в своих бухгалтерских книгах или счетах.
1.10. Платежный баланс для обеспечения международной сопоставимости рассчитывается в долларах США. Для разработки Министерством статистики и анализа национальных счетов, потребностей Министерства экономики и Министерства финансов платежный баланс рассчитывается также в белорусских рублях.
1.11. При оценке операций платежного баланса используется информация из разных источников, поступающая в разные сроки. Это может приводить к неравенству стоимостных оценок операций по дебету и кредиту. Для устранения данного несоответствия вводится статья платежного баланса "Статистические расхождения", которая равна сальдо между суммами всех кредитовых и дебетовых записей с обратным знаком.
1.12. Операции платежного баланса делятся по следующим секторам экономики:
- сектор органов денежно-кредитного регулирования включает органы, владеющие и управляющие международными резервами государства и, как правило, осуществляющие денежную эмиссию. В Республике Беларусь к ним относится Национальный банк;
- сектор органов государственного управления включает все учреждения и правительственные органы на центральном, региональном и местном уровнях, расположенные на территории Беларуси, а также посольства, консульства, военные учреждения и другие единицы государственного управления, расположенные за границей;
- финансовые предприятия или банковский сектор охватывает банки Республики Беларусь, а также другие институциональные единицы, занятые оказанием финансовых услуг (за исключением Национального банка Республики Беларусь);
- другие секторы включают нефинансовые предприятия (занимающиеся производством товаров и услуг), в т.ч. домашние хозяйства, которые обладают и распоряжаются реальными и финансовыми активами и обязательствами, вовлеченными во внешнеэкономическую деятельность;
1.13. Стандартное представление платежного баланса описывает в соответствии со стандартной классификацией операций потоки товаров, услуг, доходов, текущих и капитальных трансфертов и движение финансовых ресурсов в страну и за границу.
1.14. В аналитическом представлении платежного баланса определяется его общее сальдо, равное сложившемуся изменению официальных международных резервных активов страны.
Аналитическое представление получается из стандартного представления путем выделения из финансового счета платежного баланса операций, связанных с изменением официальных резервных активов Республики Беларусь.
2. Информационное обеспечение платежного баланса
2.1. Основными источниками информации, используемыми при разработке платежного баланса, являются:
- банковская система отчетности о внешнеэкономической деятельности, которая находится в компетенции Национального банка Республики Беларусь;
- система отчетности предприятий-резидентов о внешнеэкономических операциях;
- другие официальные источники информации Республики Беларусь;
- информация Центрального банка Российской Федерации.
2.2. При разработке и анализе данных платежного баланса для перекрестной сверки используются данные международной банковской статистики и зеркальная статистика стран-партнеров, получаемая как от разработчиков платежных балансов других стран, так из сборников, публикуемых международными финансовыми организациями.
2.3. Система банковской отчетности охватывает два типа респондентов:
- банки Республики Беларусь, которые отчитываются как об внешнеэкономических операциях своих клиентов - резидентов Республики Беларусь, так и своих собственных внешнеэкономических операциях;
- предприятия-резиденты Республики Беларусь, имеющие счета вне банковской системы страны.
Информация в системе банковской отчетности собирается согласно формам, разработанным специалистами управления платежного баланса в соответствии со стандартной классификацией пятого издания Руководства по платежному балансу.
2.4. Система отчетности предприятий-резидентов используется Министерством статистики и анализа Республики Беларусь при сборе информации о международной торговле товарами и услугами, о взаимных обязательствах предприятий республики с внешнеэкономическими партнерами по экспортно-импортным операциям, при сборе информации о привлечении иностранных инвестиций в экономику страны и предоставлении белорусских инвестиций за границу.
2.5. Официальные источники информации Республики Беларусь, к которым относятся Министерство статистики и анализа, Министерство финансов, Министерство иностранных дел, Государственный таможенный комитет другие республиканские и местные органы управления, представляют информацию Национальному банку в соответствии со специальными формами отчетности на месячной или квартальной основе.
2.6. Информация Центрального банка Российской Федерации получается ежеквартально на основе согласованного регламента обмена информацией между Главным управлением платежного баланса Центрального банка Российской Федерации и Департамента платежного баланса и банковской статистики Национального банка Республики Беларусь.
3. Периодичность, сроки разработки и распространения данных платежного баланса
3.1. Платежный баланс разрабатывается на ежеквартальной основе. Для оперативных целей основные показатели платежного баланса могут разрабатываться на ежемесячной основе.
3.2. Платежный баланс разрабатывается на 75 день после отчетного периода.
3.3 Платежные балансы направляются руководству Национального банка, высшим органам государственного управления страны, министерствам и ведомствам, международным финансовым и статистическим организациям, центральным банкам стран-партнеров во внешнеэкономической деятельности, другим организациям, а также по индивидуальным запросам юридическим и физическим лицам на основании действующего законодательства 3.4. Платежные балансы публикуется в представительстве Национального банка в сети Интернет (nbrb.by/statistics/BalPalBelarus/start.asp), на национальной странице сводных данных ССРД Международного валютного фонда (belstat.gov.by/homep/en/specst/np.htm), в информационно-аналитическом и научно-практическом журнале Национального банка Республики Беларусь "Банкаускi веснiк", "Экономической газете", в изданиях Международного валютного фонда - сборниках "International Financial Statistics" ("Международная финансовая статистика") и "Balance of Payments Statistics. Yearbook" ("Статистика платежных балансов. Ежегодник").
1.4 Аналитическое представление платежного баланса
Анализ внешнего сектора должен отвечать на вопрос, какие взаимосвязи имеют место между различными операциями хозяйствующих субъектов и, соответственно, отдельными статьями платежного баланса между собой и другими макроэкономическими показателями. Поэтому при проведении исследований важно точно определить время обмена активами, имеющими экономическую стоимость, между сторонами, выделяя последовательность, в которой он совершается. Основная идея таких действий -- установить первоначальную операцию, в результате которой у принимающей стороны возникает обязательство перед резидентом другой страны, которое в дальнейшем должно быть обязательно погашено. Погашение данного обязательства происходит через совершение отдельной индуцированной (вторичной) операции.
Основной целью, которая преследуется при составлении платежного баланса, является предоставление необходимой информации о состоянии внешнего сектора для принятия решений. Использование стандартного представления платежного баланса в этих целях затруднено тем, что применение принципа «несвязанной системы» не дает возможности точно определить соответствующие взаимосвязи между статьями платежного баланса и тем более выделить в нем отдельные операции.
При изучении результатов внешнеэкономической деятельности резидентов страны были сформированы и сейчас используются в практических целях различные методические принципы анализа платежного баланса:
* выделение наиболее значимых отдельных статей платежного баланса или их групп для самостоятельного анализа;
* составление аналитического представления платежного баланса.
Аналитическое представление платежного баланса представляет собой структурную перегруппировку определенных операций и статей платежного баланса, отличную от стандартной формы представления платежного баланса. В аналитической форме представления платежного баланса выделяются и отдельно группируются автономные (основные) и компенсирующие (балансирующие) операции, между которыми проводится условная черта. Структура аналитического представления платежного баланса зависит от целей анализа.
В автономные операции, которые помещаются «над чертой», включаются первичные операции, итоговая сумма по которым называется сальдо платежного баланса. Данное сальдо характеризует только определенную группу статей платежного баланса, а не весь платежный баланс, который всегда сбалансирован. Таким образом, сальдо платежного баланса -- это структурный показатель. Если объем операций по кредиту автономных операций превышает их стоимостную оценку по дебету, то наблюдается положительное сальдо платежного баланса (профицит платежного баланса). Если же стоимостной объем дебетовых операций больше кредитовых, то это свидетельствует о наличии отрицательного сальдо (дефицит платежного баланса).
Балансирующие операции, размещающиеся «под чертой», представляют собой вторичные операции. Сумма по операциям «под чертой» равна сумме по операциям «над чертой» с противоположным знаком. В качестве балансирующих операций, как правило, испо и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.