На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Государственная власть: понятие и признаки

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 22.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Основные данные о работе

Версия  шаблона 2.1
Филиал Магаданский филиал СГА
Вид работы Курсовая работа
Название  дисциплины Теория государства  и права
Тема Государственная власть: понятие и признаки
Фамилия студента  
Имя студента  
Отчество  студента  
№ контракта  
 

     Содержание

Введение……………………………………………………………..........................3 стр.
Глава 1. Государственная власть и ее механизм…………………………………5 стр.
1.1.Понятие государственной власти и ее соотношение с государством…………………………………………...............................................5 стр.
1.2 Структура  государственной власти……………………………………………8 стр.
1.3 Механизм  государства и государственной  власти…………………………..10 стр.
Глава 2. Разделение государственной власти……………….…...........................14 стр.
2.1 Законодательная власть………………………………………………………..14 стр.
2.2 Исполнительная  власть………………………………………………………...15 стр.
2.3 Судебная  власть………………………………………………………………...17 стр.
Глава 3. Легитимность государственной власти и модернизации концепции разделения властей…………………………………………………………………18 стр.
3.1 Легитимность  государственной власти……………………….........................18 стр.
3.2 Правовые  формы осуществления государственной  власти………………….22 стр.
3.3 Модернизация  концепции разделения власти………………………………...24 стр.
Заключение………………………………………………………………………….32 стр.
Глоссарий……………………………………………………………………………34 стр.
Список  использованных источников………………………………………………37 стр.
Приложения…………………………………………………………………………38 стр.

     Введение

     Вопросы государственной власти всегда были и остаются в центре внимания науки теории государства и права, однако в учебной литературе пока не получили должного отражения. Поэтому цель курсовой работы рассмотреть понятие и признаки государственной власти. Для реализации цели в работе были поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотреть  понятие государственной власти  и ее соотношение с государством;
- изучить  структуру и механизм государственной  власти;
- охарактеризовать принцип разделения власти и ее такое свойство как легитимность.
     Государство - это организация политической власти, содействующая осуществлению конкретных общественных интересов в пределах определенной территории. Неотъемлемыми признаками государства являются наличие публичной власти, суверенитета, гражданства, строго ограниченной территории, аппарата управления и принуждения. Жизнь и работа права невозможны без государства и его важнейшего атрибута - власти. И хотя ясно, что власть не должна нарушать ею самой установленное право, все же необходимо, чтобы власть была и эта власть была сильной.
     На  вопрос о том, чем философы превосходят остальных людей, Аристипп ответил: «Если все законы уничтожатся, мы одни будем жить по-прежнему» (Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979. С.125.) К сожалению, философов значительно меньше, чем обычных людей. Поэтому без обеспечительной силы власти закон станет листом бумаги, а право - сотрясением воздуха. И тогда искусство «разработки юридических вопросов» утратит всякий смысл и значение и окончательно выродится в стряпчество. (Арсеньев К.К. Заметки о русской адвокатуре. СПб., 1875. С.134.) Все это прекрасно понимал идеолог «борьбы за право» Рудольф фон Йеринг. Исследуя, что есть цель права, и определяя право как систему общественных целей, гарантируемых принуждением, Йеринг приходит к мысли о том, что организация принудительной власти выполняется: 1) в установлении внешнего механизма власти, каковая задача разрешается в форме государственной власти; 2) в установлении дисциплины применения власти, каковая задача достигается посредством права. (Йеринг Р. Цель в праве. СПб., 1881. С.232-233)
     Следовательно, оба понятия друг друга обусловливают: власть нуждается в праве, для  права необходима власть. За истекшее столетие Россия дважды переживала смуту. Для выхода из первой смуты власти и обществу пришлось пойти на неслыханные издержки. К чему должна быть готова власть и общество после выхода из смуты 90-х?
      Для ответа на этот вопрос особый интерес  представляет суждение Йеринга о  государственной власти «Абсолютным, обусловленным целью самого государства требованием представляется что, чтобы государственная власть являлась в пределах государства высшей преобладающей над всякой другой властью. Всякая другая власть, будет ли она исходить от отдельного лица, или будет принадлежать многим, должна быть под государственной властью, последняя должна быть над ней. Все остальные предъявляемые к государству требования перед этим отступают на задний план; пока это требование не будет выполнено, все остальные преждевременны, потому что для их исполнения необходимо, чтобы прежде всего сложилось само государство, а оно может быть названо существующим лишь по разрешении вопроса о власти в вышеуказанном смысле. Бессилие, немощь государственной власти - смертный грех государства, не подлежащий отпущению, который общество не прощает, не переносит: государственная власть без власти - непримиримое в самом себе противоречие». (Йеринг Р. Цель в праве. СПб., 1881. С. 18)

     Основная  часть

 
Глава 1. Государственная власть и ее механизм 

1.1 Понятие государственной  власти и ее соотношение с государством
      Остановимся прежде всего на понятии государственной  власти. В государствоведении этот вопрос не имеет однозначного решения, в связи с чем можно столкнуться  с самыми разными определениями  государственной власти. Например, одни в государственной власти видят определенную функцию, другие - волевое отношение, выступающее как властеотношение между властвующими и подвластными, третьи - способность властвующих навязывать свою волю подвластным, четвертые - организованную силу, способную подчинять себе волю подвластных, пятые - управление, связанное с принуждением, и т.д. Безусловно, это не способствует уяснению того, что следует понимать под государственной властью, поскольку разобраться в обилии высказанных в научной литературе точек зрения по данному вопросу и определиться в них - задача не из легких. (Исаев И.А. История государства и права России. - М.: Юристъ. 2005, С. 96-99)
      Известно, что понятие складывается из основных, существенных черт и признаков тех  явлений, которые отражаются в данном понятии. Поэтому чтобы раскрыть понятие государственной власти, нужно рассмотреть и охарактеризовать те черты, признаки, которые присущи государственной власти. Как представляется, они заключаются в следующем. (Приложение № 1)
      Во-первых, государственная власть, как и любая власть, - это способность или возможность при помощи каких-либо средств воздействовать на чье-то поведение, распоряжаться или управлять кем-то, подчинять своей воле других. Именно так или почти так чаще всего определяется власть. И хотя ее иногда отождествляют с государственной властью, рассматривая в качестве либо политического господства, либо системы государственных органов, либо облеченных властными полномочиями государственных служащих, власть тем не менее понятие достаточно широкое, поскольку этим понятием охватываются самые разные виды власти, включая и государственную.
      Во-вторых, государственная власть является разновидностью социальной власти, т.е. власти общественной, власти, которая возникает и проявляется  в отношениях между людьми. Как разновидность социальной власти государственная власть - это способность или возможность воздействовать не вообще на чье-то поведение, а на поведение людей, распоряжаться или управлять не вообще кем-то, а людьми и их объединениями, подчинять своей воле не вообще кого-то, а опять же людей.
      В-третьих, государственная власть - это публичная  власть, т.е. власть, которая носит  не частный, а всеобщий, всенародный  характер. Она распространяется на общество в целом, на всех его членов и все их объединения. Нередко государственную и публичную власть отождествляют, полагая, что публичная власть - это и есть власть государственная. Между тем государственная власть - не единственная разновидность публичной власти. К последней следует отнести, например, власть первобытного общества, которая тоже носила всеобщий, всенародный характер, являлась властью всего общества и распространялась на всех его членов. Поэтому отдельные государствоведы предпочитают называть государственную власть особой публичной властью (публичной властью особого рода). Но так или иначе государственная власть - это власть публичная, т.е. ее нужно рассматривать как способность (возможность) осуществлять управление, руководство обществом.
      В-четвертых, государственная власть - это власть политическая. Ее политический характер выражается в том, что она является властью государства, организации политической, и функционирует в социально неоднородном обществе, обществе, разделенном на различные социальные группы: классы, сословия, страты и т.д. (Венгеров А.Б. Теория государства и права. М.: Юридическая литература, 2008. - С. 115-117)
      В научной и учебной литературе государственную и политическую власть часто отождествляют, подчеркивая, что политическая власть - это и  есть власть государственная. Определенные основания для такого отождествления существуют, поскольку политическая власть первоначально возникает как власть государственная и долгое время пребывает только в этом качестве. Связано это с тем, что государство явилось исторически первой политической организацией, просуществовавшей в единственном числе достаточно длительное время. Однако постепенно в обществе сформировались и другие политические организации (например, политические партии), власть которых тоже приобрела политический характер. Поэтому государственная и политическая власть - это, как представляется, не совсем одно и то же, поскольку кроме государственной существуют и могут существовать другие формы политической власти. Однако вне зависимости от того, как решается вопрос о соотношении государственной и политической власти, государственная власть всегда была и остается властью политической, исходя из чего ее следует рассматривать как способность или возможность осуществлять политическое руководство обществом.
      В-пятых, государственная власть - это легитимная власть. Легитимность государственной власти, как принято считать, выражается прежде всего в признании этой власти населением страны в качестве публичной. Поскольку государственная власть является властью общества, общество, население страны должно признавать эту власть в качестве таковой, считать ее своей властью и подчиняться ей. В случае, если общество не признает существующую государственную власть, отвергает ее, эта власть не имеет права на дальнейшее существование и должна быть заменена другой государственной властью. Поэтому государственная власть должна иметь кредит доверия у населения.
      В-шестых, государственная власть - это власть территориальная. Как и государство, она действует только в пределах территории страны. При этом центральная власть действует в пределах всей территории страны, региональная - в пределах территории соответствующего региона (например, в пределах территории субъекта федерации), местная - в пределах территории соответствующих административно-территориальных образований (города, района, села и т.д.).
      В-седьмых, государственная власть - это суверенная власть, власть, обладающая суверенитетом. Суверенитет государственной власти выражается в ее верховенстве внутри страны и независимости на международной  арене. Верховенство проявляется в том, что государственная власть как бы возвышается над любой другой социальной властью в стране и при определенных обстоятельствах (например, в случае нарушения действующего законодательства) может эту власть запретить. Верховенство государственной власти проявляется и в том, что только она может распространять свое действие на всю территорию страны и всех, кто на этой территории проживает (находится). Независимость государственной власти состоит в ее праве самостоятельно решать все вопросы международного характера.
      В-восьмых, государственная власть - это власть, которая осуществляется при помощи различных, в том числе и специальных, средств и методов. Государственная  власть, как и любая власть, может  осуществляться, используя самые различные средства и методы. Это могут быть сила авторитета, традиции, идеология, религия, пропаганда, поощрительные меры и т.д. Вместе с тем государственная власть располагает и своими, специальными средствами и методами, которых нет ни у одной другой социальной власти. К специальным средствам осуществления государственной власти относятся органы государства, в своем единстве образующие государственный аппарат, и нормы позитивного права, т.е. правила поведения, установленные или санкционированные государством. К специальным методам осуществления государственной власти относятся разнообразные методы государственного принуждения, вплоть до применения физического насилия и подавления. (Венгеров А.Б. Теория государства и права. М.: Юридическая литература, 2008. - С. 123)
      Рассмотрев  основные черты, признаки государственной  власти, подытожим вопрос о ее понятии  определением. Оно может быть, например, таким: государственная власть - это  способность или возможность  государства осуществлять политическое руководство обществом при помощи различных, в том числе и специальных, средств и методов. Хотя в данном определении не все из отмеченных признаков получили отражение, его, тем не менее, можно использовать в качестве рабочего определения государственной власти.
      Теперь  рассмотрим соотношение государственной  власти и государства. Дело в том, что понятия «государственная власть»  и «государство» очень часто  отождествляют, не проводя между  ними никакого различия. В то же время  эти понятия нужно различать, так как за ними стоят хоть и взаимосвязанные, но все же разные явления. В отечественной науке вопрос о соотношении государственной власти и государства относится к числу малоисследованных и не имеет однозначного решения. Например, одни ученые, как только что было отмечено, отождествляют государственную власть и государство, исходя из того, что государственная власть как бы материализуется в органах государства и ими представлена. Другие полагают, что государственная власть и государство соотносятся как содержание и форма, где власть является содержанием, а государство формой. Третьи рассматривают государственную власть в качестве признака государства. Четвертые считают, что государство - это средство осуществления государственной власти. Пятые предлагают проводить соотношение государственной власти и государства с учетом того, что понимается под государством. Последний подход представляется наиболее предпочтительным, так как соотношение государственной власти и государства действительно будет зависеть от того, что мы будем понимать под государством. В научной литературе государство принято трактовать либо в широком, либо в узком смыслах. При этом под государством в широком смысле понимается определенным образом организованное общество (государственно организованное общество), а под государством в узком смысле - определенная организация, управляющая обществом. (Венгеров А.Б. Теория государства и права. М.: Юридическая литература, 2008. - С. 124-127)
      Говоря  о соотношении государственной  власти и государства в широком  смысле, государственную власть следует рассматривать в качестве неотъемлемой принадлежности государства, его важнейшего признака, потому что государство в широком смысле - это политико-территориальный союз людей, управляемый государственной властью и находящийся под ее защитой.
      Иначе будет выглядеть соотношение  государственной власти с государством в узком смысле. Здесь государство  рассматривается уже не в качестве определенным образом организованного  общества, а в качестве определенной политической организации, функционирующей в обществе. (Исаев И.А. История государства и права России. - М.: Юристъ. 2005, С. 96-99) Эта организация выражена в разветвленной системе органов, которые олицетворяют собой государственную власть. Иначе говоря, государство в узком смысле - это определенным образом организованная публичная власть - государственная власть. В этой связи государственную власть, думается, надо рассматривать в качестве содержания государства, а органы государства в качестве ее внешней формы. Государство же (в узком смысле) будет представлять собой единство содержания (государственной власти) и формы (органов, в которых выражена государственная власть). 

1.2 Структура государственной  власти
      Вопрос  о структуре государственной  власти - это вопрос о ее внутреннем строении, о тех элементах, из которых она состоит. Как представляется, структуру государственной власти необходимо рассматривать с разных позиций, с разных точек зрения. Это позволит получить более глубокие представления о самой государственной власти и элементах, ее составляющих.
      Прежде  всего рассмотрим структуру государственной  власти с точки зрения структуры  власти вообще. При этом мы отвлечемся от того, что власть находится в  постоянном движении, функционировании и будем рассматривать ее в  состоянии покоя, статике. В научной литературе при таком подходе принято выделять два структурных элемента власти: волю и силу. Воля - определяющий элемент власти. Любая власть всегда есть проявление чьей-то воли: воли отдельного человека, коллектива людей, класса, народа и т.д. Властвовать - значит претворять свою волю в жизнь, кому-то ее навязывать, кого-то ей подчинять. Государственная власть - это тоже чья-то воля. В настоящее время считают, что это либо воля народа, либо воля тех или иных классов, либо воля каких-то социальных групп.
      Второй  структурный элемент власти - сила. Сила как бы подкрепляет волю, способствует ее претворению в жизнь. Без силы воля не способна утвердиться, не способна воздействовать на поведение других. Сила власти может быть выражена в  ее авторитете, в идеологическом воздействии, в принуждении, в насилии. Сила государственной власти наиболее ярко проявляется в государственных органах, прежде всего в органах принуждения - армии, полиции и др. Когда авторитета государственной власти недостаточно для утверждения государственной воли, в действие, как правило, вступает механизм государственного принуждения в лице соответствующих органов. (Государственное право Российской Федерации: Учеб./под ред. О.Е.Кутафина - М.: Юридическая литература, 2001, С. 75-79)
      Иначе будет выглядеть структура государственной  власти, если государственную власть рассматривать в динамике, действии. Здесь государственная власть предстает  уже как определенное отношение, складывающееся между властвующими и подвластными, как претворение в жизнь воли властвующих и подчинение этой воле подвластных.
      В структуре государственной власти, если рассматривать ее в динамике, можно выделить, как представляется, следующие элементы: субъекты власти, объекты власти, властеотношения, средства и методы осуществления власти.
      Субъекты  власти - это носители государственной  власти, те, кому может принадлежать государственная власть. Обычно в  их качестве называют социальные или  национальные общности, классы или  народ в целом, т.е. тех, чью волю, чью интересы выражает в данный момент государство. Вместе с тем иногда в качестве субъектов государственной власти рассматривают или государство в целом, или его органы.
      Объекты власти - это подвластные, те, в отношении  кого осуществляется государственная  власть. К объектам власти обычно относят отдельных индивидов, их объединения (организации), социальные и национальные общности, классы, народ в целом.
      Властеотношения - это отношения, которые возникают  между субъектом и объектами  власти в процессе ее осуществления, реализации. Такие отношения выражаются в том, что, с одной стороны, имеет место проявление воли субъекта власти вплоть до ее навязывания объектам власти, а, с другой, подчинение объектов власти субъекту власти. (Юридический энциклопедический словарь/отв. ред. М.Н.Марченко. - М.: Проспект. 2006, - С. 715-718)
      Средства  осуществления власти - это то, на что опирается государственная  власть в процессе своего функционирования, то, с помощью чего она реализуется, претворяется в жизнь. Выше уже отмечалось, что специфическими средствами осуществления государственной власти являются государственные органы (государственный аппарат) и нормы позитивного права. Вместе с тем для осуществления своей власти государство может использовать и другие средства, например, различные негосударственные объединения, средства массовой информации, ту или иную идеологию, нормы морали и другие неюридические нормы, религию и т.д. То есть арсенал средств, на которые может опираться государственная власть, весьма разнообразен и зависит от конкретных условий ее осуществления.
      Наконец, методы осуществления власти - это  те приемы, которые использует государственная  власть в целях подчинения своей  воле поведение и деятельность подвластных. Традиционно государственная власть использует два основных метода - метод убеждения и метод принуждения, как правило, сочетая их. Метод убеждения основан на использовании идейно-нравственных средств воздействия на поведение человека. Он предлагает целенаправленную культурно-воспитательную работу, связанную с разъяснением государственной политики, идеологическую обработку населения, другие приемы привлечения подвластных на свою сторону. Метод принуждения связан с психологическим, материальным или физическим воздействием государственных органов и должностных лиц на поведение людей с целью заставить их действовать по воле властвующих субъектов. В отличие от метода убеждения он носит более жесткий характер и выражается в применении организованной силы государства. Государственное принуждение всегда связано с ограничением свободы человека, с безусловным навязыванием ему государственной воли.
      Структуру государственной власти можно рассматривать  и с других позиций. Например, с  учетом принципа разделения властей, который  нашел свое воплощение в практике многих современных государств, в том числе и нашего, в структуре государственной власти можно выделить такие элементы (ветви), как законодательную власть, исполнительную власть и судебную власть. С учетом территориальной организации государственной власти можно выделить центральную (верховную) власть, которая распространяет свое действие на всю территорию страны, и местную власть, действие которой ограничено территорией соответствующих административно-территориальных образований. В государствах с федеративным устройством кроме центральной (федеральной) и местной власти следует выделять также региональную власть, т.е. власть субъектов федерации. (Государственное право Российской Федерации: Учеб./под ред. О.Е.Кутафина - М.: Юридическая литература, 2001, С. 75-79)  

1.3 Механизм государственной власти
      Структуру государственной власти можно охарактеризовать еще с одной стороны: с точки  зрения ее внешнего оформления, внешней  организации. Государственная власть как способность или возможность  государства осуществлять политическое руководство обществом всегда организационно оформлена и так или иначе выражена вовне. В этой связи возникает вопрос о механизме государственной власти, так как свое организационное выражение государственная власть находит именно в определенном механизме.
      Что же следует понимать под механизмом государственной власти? На этот вопрос не существует однозначного ответа, поскольку сам механизм государственной власти изучен в отечественной науке достаточно слабо. Между тем уяснение вопроса о механизме государственной власти поможет четко представить, в чем находит свое организационное выражение государственная власть, кто может быть ее непосредственным носителем, кем она практически может осуществляться.
      В отечественной литературе механизм государственной власти, как правило, отождествляют либо с государственным аппаратом, либо с механизмом государства, либо с тем и другим сразу, поскольку между государственным аппаратом и механизмом государства нередко не проводят никакого различия. Чтобы в этом разобраться, посмотрим, что же представляют собой государственный аппарат и механизм государства и совпадают ли они с механизмом государственной власти . (Исаев И.А. История государства и права России. - М.: Юристъ. 2005, С. 102)
      Государственный аппарат чаще всего определяют как совокупность или систему государственных органов, с помощью которых выполняются задачи и функции государства. Иными словами, государственный аппарат - это взятые в единстве все государственные органы, которые, выполняя собственные функции, обеспечивают выполнение функций государства в целом. Иногда государственный аппарат рассматривают в узком значении, понимая под ним лишь органы исполнительной власти и государственных служащих, работающих в этих органах. В этом случае органы законодательной и органы судебной власти понятием «государственный аппарат» не охватываются.
      В современной научной и учебной  литературе наряду с понятием «государственный аппарат» широко используется понятие  «механизм государства». Трактуется оно неоднозначно. Одни этим понятием обозначают органы государства (государственный аппарат) в единстве с другими государственными организациями - государственными учреждениями и государственными предприятиями, которые органами государства не являются, но наряду с ними входят в состав государства и выполняют его экономические, социально-культурные и прочие задачи и функции. При этом в структуре механизма государства выделяют три элемента: органы государства (государственный аппарат), государственные учреждения и государственные предприятия. Другие считают, что механизм государства - это и есть государственный аппарат, т.е. система государственных органов, но взятый в динамике. Третьи, тоже отождествляя понятия «механизм государства» и «государственный аппарат», включают в механизм государства (государственный аппарат) наряду с государственными органами государственные учреждения и предприятия, но рассматривают последние в качестве своеобразных вещественных придатков государственных органов. Встречаются и другие высказывания по данному вопросу. (Государственное право Российской Федерации: Учеб./под ред. О.Е.Кутафина - М.: Юридическая литература, 2001, С. 81-82)
      Как представляется, понятия «государственный аппарат» и «механизм государства» при всей их связанности все же нужно различать. Причем во избежание путаницы в этом вопросе данным понятиям нужно придать строго определенное значение. Полагаю, что под государственным аппаратом целесообразнее всего понимать систему только государственных органов, а под механизмом государства систему всех государственных организаций: органов государства, государственных учреждений и государственных предприятий. При такой трактовке данных понятий государственный аппарат тоже является механизмом государства, но это не весь государственный механизм, а только основная его часть. Другой, вспомогательной его частью являются государственные учреждения и предприятия, которые обладают относительной самостоятельностью, хотя и подчинены органам государства. Включать их в государственный аппарат наряду с органами государства нет достаточных оснований, так как они качественно отличаются от органов государства. Органы государства - это организации, которые олицетворяют собой государственную власть и осуществляют управление или всем обществом, или какой-нибудь его частью, а государственные учреждения и предприятия государственную власть собой не олицетворяют и их руководящие органы осуществляют управление только трудовыми коллективами данных учреждений и предприятий. (Юридический энциклопедический словарь/отв. ред. М.Н.Марченко. - М.: Проспект. 2006, - С. 642-643)
      Определившись с понятиями «государственный аппарат» и «механизм государства», рассмотрим как соотносится с ними понятие  «механизм государственной власти». Поскольку под государственным  аппаратом мы условились понимать взятые в единстве органы государства, эту часть государственного механизма бесспорно следует отнести к механизму государственной власти. Именно органы государства олицетворяют собой государственную власть и прежде всего именно в них государственная власть получает свое организационное выражение. Ведь не случайно государственную власть определяют иногда как систему государственных органов. Но только ли в органах государства государственная власть получает свое организационное выражение? Только ли они выступают в качестве механизма государственной власти? Может быть этими качествами обладает также и другая часть государственного механизма - государственные учреждения и предприятия?
      В отечественной литературе бытует мнение, что государственные учреждения и предприятия - это организации, которые не обладают властными полномочиями и не участвуют в осуществлении государственной власти, хотя способствуют решению задач государства и выполняют определенные его функции. В этой связи не совсем понятно, как можно способствовать решению задач государства и выполнять его функции, не обладая властными полномочиями и не участвуя в осуществлении государственной власти. Государственные учреждения и предприятия - это определенные организации. В них, как и во всяких организациях, существует власть, которая выражена в их руководящих органах, именуемых администрацией. Чью власть выражает и осуществляет администрация государственных учреждений и предприятий? Ответ напрашивается сам собой: администрация государственных учреждений и предприятий выражает и осуществляет государственную власть. Однако в отличие от власти органов государства эта власть не выходит за пределы данных организаций. Она носит локальный характер и распространяется только на членов (работников) данных организаций. Поэтому можно утверждать, что государственные учреждения и предприятия обладают определенными властными полномочиями в лице своих руководящих органов. (Исаев И.А. История государства и права России. - М.: Юристъ. 2005, С. 112-114)
      Таким образом, государственная власть получает свое организационное выражение не только в системе органов государства, т.е. в государственном аппарате, но и в системе государственных учреждений и предприятий, руководящие органы (администрацию) которых, как и органы государства, можно считать органами государственной власти. Но они являются достаточно специфическими органами государственной власти, так как их властная деятельность ограничена рамками только трудовых коллективов государственных учреждений и предприятий и за пределы данных коллективов не выходит. Это, однако, не дает оснований не включать государственные учреждения и предприятия в механизм государственной власти. Они, как и органы государства, входят в его состав и занимают в нем соответствующее место. А это значит, что механизм государства целиком и полностью должен быть включен в состав механизма государственной власти.
      Но  совпадает ли механизм государственной  власти с механизмом государства, тождественны ли эти понятия? Как отмечалось выше, такая точка зрения высказывается в литературе и с ней можно было бы согласиться, если бы не одно обстоятельство. Дело в том, что в практике отдельных государств имеют место случаи, когда те или иные негосударственные организации начинают выполнять функции государственных органов. Происходит это обычно в результате делегирования отдельных полномочий государственных органов каким-либо негосударственным организациям. Например, в современной Российской Федерации региональные государственные органы (органы субъектов федерации) могут передавать некоторые свои полномочия органам местного самоуправления, которые органами государства не являются и относятся к негосударственным организациям.
      Наделение негосударственных организаций  государственно-властными полномочиями не приводит к превращению их в  государственные организации и включению в состав государства. Они по-прежнему остаются негосударственными организациями, но, обладая государственной властью, начинают ее осуществлять и выполнять определенные функции государства. Вследствие этого подобные негосударственные организации тоже следует включить в состав механизма государственной власти, поскольку они становятся носителями государственной власти и государственная власть тоже получает в этих организациях определенное организационное выражение. (Государственное право Российской Федерации: Учеб./под ред. О.Е.Кутафина - М.: Юридическая литература, 2001, С. 83-87)
      Итак, механизм государственной власти - понятие более широкое, чем механизм государства и государственный  аппарат. Механизм государственной  власти складываются из механизма государства, главной составной частью которого является государственный аппарат, и негосударственных организаций, обладающих государственно-властными полномочиями. Поэтому механизм государственной власти можно определить как совокупность или систему государственных и негосударственных организаций, в которых государственная власть находит свое организационное выражение и с помощью которых государство выполняет свои задачи и функции. В структуре же механизма государственной власти можно выделить три элемента: органы государства, в своем единстве образующие государственный аппарат (главный элемент), государственные учреждения и предприятия и негосударственные организации, обладающие государственно-властными полномочиями (дополнительные, вспомогательные элементы). 
 
 
 

Глава 2. Разделение государственной власти
2.1 Законодательная  власть
      Законодательная власть представительная. На основе выборов  народ передает власть своим представителям и таким образом уполномочивает представительные органы осуществлять государственную власть. В этом смысле можно говорить о первичности представительных органов в механизме государственной власти, их приоритете и верховенстве. Как отмечал Дж. Локк, «законодательная власть по необходимости должна быть верховной, и все остальные власти в лице каких-либо членов или частей общества проистекают из нее и подчинены ей». (Макуев Р.Х. Теория государства и права: Учеб. - М.: Изд-во ОРАГС. 2005, С. 21-23)
      Верховенство - и это важно для сегодняшней  российской действительности - не означает и не должно означать полновластия законодательных органов. Имеются сущностные и политико-юридические ограничения этой власти. Сущностные ограничения вытекают из ее делегированности (только народ обладает всей полнотой государственной власти), определяются принципиальной зависимостью от воли избирателей. Политико-юридические ограничения связаны с тем, что любой закон, дабы не оставаться набором фраз на бумаге, должен соответствовать политическим и юридическим реалиям, а также фундаментальному праву - конституции, иначе органы конституционного надзора могут признать его недействительным.
      Законодательная власть - это делегированная коллегиальная  власть, Дж. Локк писал, что в хорошо устроенных государствах, где принимается  во внимание благо целого, законодательная власть передается в руки различных лиц, которые, собравшись должным образом, обладают сами или совместно с другими властью создавать законы. Название данной ветви «законодательная» не означает, что, кроме законодательной деятельности, представительные органы не выполняют никакой другой. Не менее существенной функцией законодательной власти является финансовая, реализуемая в праве ежегодно утверждать государственный бюджет страны. Есть и определенные «распорядительные» функции, связанные с формированием высших исполнительных и судебных органов. Немаловажную роль в деятельности законодательных органов играет осуществляемый ими контроль за работой правительства, иных должностных лиц исполнительной власти. В отличие от судебной, законодательная власть вправе давать лишь политическую оценку тем или иным представителям исполнительной власти и на этой основе привлекать их к политической ответственности (импичмент).
      Таким образом, законодательная власть - это  делегированная народом своим представителям государственная власть, реализуемая коллегиально путем издания законодательных актов, а также наблюдения и контроля за аппаратом исполнительной власти, главным образом в финансовой сфере. Законодательная власть реализуется избираемым (иногда частично назначаемым) парламентом («parlare» - «говорить») - высшим представительным органом государства. Парламент обычно включает в себя две палаты: верхнюю и нижнюю. Двухпалатная структура, как уже говорилось, предохраняет парламент от поспешных решений нижней палаты. Как правило, срок полномочий верхней палаты более длителен, чем нижней, ее депутаты имеют более высокий возрастной ценз, она реже обновляется и формируется на основе косвенных (непрямых) выборов. В большинстве стран досрочному роспуску подлежат только нижние палаты. (Макуев Р.Х. Теория государства и права: Учеб. - М.: Изд-во ОРАГС. 2005, С. 21-23)
      Руководство парламентом осуществляется единолично председателем, коллегиальные органы (президиумы) крайне редки. Председатель представляет парламент во взаимоотношениях в другими органами, руководит прениями, голосованием, координирует работу внутрипарламентских органов и т.д.
      Парламент и каждая палата на весь срок своих  полномочий образуют комиссии (постоянные, временные, смешанные). Наиболее распространенной комиссией является согласительная, ее задача - выработка согласованных решений палат. Основное назначение комиссий состоит в предварительном рассмотрении законопроектов. Комиссии могут также обладать правом законодательной инициативы, контроля за правительством и аппаратом государственного управления.
      Парламент обладает большими полномочиями в сфере  законотворчества (издавать законы самостоятельно или совместно с главой государства). Он вправе устанавливать налоги, принимать  государственный бюджет, участвовать во внешнеполитическом процессе, решать вопросы обороны. Парламент может осуществлять и определенные судебные функции: привлекать президента, членов правительства к судебной ответственности (импичмент).
      Порядок работы парламента определяется его регламентом, в котором также закрепляются основные стадии законодательного процесса: законодательная инициатива, обсуждение законопроекта на пленарных заседаниях и в комиссиях, принятие и утверждение, опубликование. 

2.2 Исполнительная власть
      В отличие от законодательной власти, носящей первичный, верховенствующий характер, исполнительная (административная) власть имеет по своей сути вторичный, производный характер. Это, кстати, вытекает из этимологии понятия «администрация» («administrare» - «служить для»; «ministrare» - глагол, производный от «ministris» - «слуга»). Корень «минус» свидетельствует, что администрация всегда находится в подчиненном положении, над ней есть некто, кому принадлежит власть. Задачи администрации остаются неизменными по своей природе и состоят в исполнении поручений, данных ей носителями власти, и в разрешении сообразно с этим частных вопросов. (Макуев Р.Х. Теория государства и права: Учеб. - М.: Изд-во ОРАГС. 2005, С. 25)
      Исполнительная  власть носит подзаконный характер. Все действия и акты соответствующих органов основываются на законе, не должны ему противоречить, направлены на исполнение закона. Отсюда их название - исполнительные. Существенные признаки исполнительной власти - это ее универсальный и предметный характер. Первый признак отражает тот факт, что исполнительная власть, ее органы, действуют непрерывно и везде, на всей территории государства. Этим они отличаются от законодательных и судебных органов. Другой признак означает, что исполнительная власть, также в отличие от законодательной и судебной, имеет другое содержание, поскольку опирается на людские, материальные, финансовые и иные ресурсы, использует инструмент служебных продвижений и систему поощрений. В руках исполнительной власти находится весьма грозная сила, ведь существование государственной власти находит свое выражение именно в ее чиновниках, армии, администрации, судьях. Среди этой силы особая роль принадлежит вооруженным формированиям: армии, органам безопасности, милиции (полиции). Указанные признаки, и особенно предметный, «силовой» характер исполнительной власти, составляют объективную основу для возможной узурпации всей полноты государственной власти именно исполнительными органами. Здесь чрезвычайно важны действенные механизмы сдержек и противовесов, эффективные рычаги политической ответственности как со стороны законодательной власти (через развитое законодательство - правовые законы), так и со стороны судебной власти (через судебный контроль и конституционный надзор). (Павлов С.Н. Государственное устройство и система государственной власти в РФ// «Ориентир» №1 2007 г. - С. 45-49)
      Значит, исполнительная власть - это вторичная  подзаконная ветвь государственной  власти, имеющая универсальный, предметный и организующий характер и направленная на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти.
      Исполнительная  власть реализуется государством через  правительство (президента) и его  органы на местах. Правительство (президент) осуществляет верховное политическое руководство и общее управление делами общества. Правительственная власть может составлять прерогативу одного лица (в президентских республиках) или коллегиального органа. В первом случае правительство выступает как группа ближайших советников главы государства - президента, а полномочия правительства являются производными от его полномочий. Во втором случае правительство формируется на основе специальной процедуры с участием парламента. Оно должно по общему правилу пользоваться поддержкой парламентского большинства и обладать собственными полномочиями. Правительство призвано обеспечивать охрану существующего публичного порядка, защиту внешних интересов государства, осуществление экономических, социальных и иных функций в сфере госуправления. Правительство (президент) назначает на высшие военные и гражданские должности, в его ведении находится административный аппарат.
      Наиболее  значимые решения, порождающие юридические  последствия и ответственность  за их исполнение, правительство издает в форме регламентарных актов. Помимо собственно регламентарной власти правительство может иметь право на издание актов делегированного законодательства. Правительства (премьер-министры) большинства стран обладают правом законодательной инициативы и могут оказывать решающее воздействие на законодательный процесс. (Зорькин В.Д. Россия и ее Конституция//Журнал российского права. 2003 № 11. С. 3-7)
      За  проводимый курс и осуществляемую управленческую деятельность правительство несет, как правило, солидарную политическую ответственность. Отказ правительству  в доверии выражается в строгой юридической форме и путем специальной парламентской процедуры. Вотум недоверия приводит к отставке правительства и по общему правилу к его замене новым. Однако потерпевшее поражение правительство (в целях уравновешивания властей) может, не выходя в отставку, прибегнуть к досрочному роспуску парламента (нижней палаты) и проведению внеочередных всеобщих выборов. Во всех странах предусматривается возможность привлечения главы правительства или его члена к судебной ответственности за совершение преступных деяний. При этом обвинение предъявляется парламентом или нижней палатой, а рассмотрение и решение дела отнесено к юрисдикции или конституционного суда, или верхней палаты парламента.
      Исполнительная  власть на местах осуществляется посредством либо назначаемых центром местных органов исполнительной власти (местной администрации), либо выборных органов местного самоуправления. Обычно руководство местными делами поручается назначаемому представителю центральной власти - губернатору, префекту. Он возглавляет аппарат местного управления, который составляет часть аппарата государственного управления. В случае когда управление реализуется выборными органами, они имеют определенную самостоятельность по отношению к центральным органам исполнительной власти. Система местного самоуправления, или муниципальная система, включает как выборные органы самоуправления, так и административные службы, находящиеся в их ведении. Эти службы образуют коммунальную, или муниципальную, администрацию, содержание которой обеспечивается за счет местного бюджета. 

2.3 Судебная власть
      Органы, отправляющие правосудие, - третья ветвь  государственной власти, которая, как  уже говорилось, играет особую роль как в механизме государственной  власти, так и в системе сдержек  и противовесов. Особая роль суда определяется тем, что он - арбитр в спорах о праве. Только судебная власть, но никак не законодательная или исполнительная, отправляет правосудие. В этом гарантии и независимости суда, и прав и свобод граждан и государственности в целом. Важно, что суд не только реализует принцип справедливости в правоприменительной практике, но и выступает как своеобразный арбитр в процессе законотворчества (чего не было в советское время). Тем самым суд выступает в качестве «сдержки и противовеса» по отношению к двум другим ветвям власти. Причем у суда есть определенные преимущества по сравнению с законодателем в оперативности приведения правопорядка в соответствие с требованиями жизни. Суд, обращаясь к толкованию конституции и права, может использовать аналогию закона и аналогию права, т.е. принимать решения, руководствуясь не только буквой, но и духом закона, аксиомами и принципами права. Речь идет прежде всего об экстремальных, исключительных ситуациях, особенно в процессах, обеспечивающих такое распределение и баланс двух других ветвей власти, которые в конечном счете гарантировали бы господство права и справедливости в обществе. (Основы государства и права: учеб. пособие/под ред. акад. О.Е. Кутафина - 7-е изд. перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2000, С. 287-289)
      Необходимо  отметить, что в советском обществе суд рассматривался лишь как орган, призванный охранять социалистическое общество, государство и граждан  от неправомерных действий, ответственности  же государства перед своими гражданами не придавалось должного значения. Прерогативы суда были ограничены точным применением закона, суд был не вправе устранить даже вполне очевидные недостатки издаваемых нормативных актов, особенно подзаконных актов в сфере прав и свобод личности.
      Существенная  особенность судебной власти, которая и определяет ее справедливость, состоит в особой процедуре (методах) осуществления. Она сводится к тому, чтобы, как писал видный русский государствовед Б.Н. Чичерин, держать весы, равные для обеих сторон, разобрать права и требования каждой и окончательно постановить свой приговор. Отсюда такие признаки судебной власти, как гласность, состязательность, независимость, коллегиальность. Судебная власть, таким образом, - специфическая независимая ветвь государственной власти, осуществляемая путем гласного, состязательного, как правило, коллегиального рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях споров о праве. Роль судебной власти в механизме разделения властей состоит в сдерживании двух других властей в рамках конституционной законности и права прежде всего путем осуществления конституционного надзора и судебного контроля за этими ветвями власти.
      Систему органов правосудия могут составлять судебные органы, действующие в сфере  конституционной, общей, хозяйственной, административной и других юрисдикции.
      Принцип разделения властей не абсолютен, государственно-правовые формы его реализации зависят от национальных традиций в широком смысле, от конкретной социально-экономической и политической ситуации. Подводя итог рассмотрению механизма государства, построенного на основе принципа разделения властей, можно сформулировать следующие организационно-правовые черты:
1) единая  суверенная власть принадлежит  народу;
2) отсутствует  орган, в котором концентрировалась  бы вся полнота государственной  власти - законодательной, исполнительной  и судебной;
3) независимость  трех ветвей государственной  власти и реализующих ее государственных  органов относительна;
4) система  «сдержек и противовесов» ограничивает  власть каждого органа государства  и препятствует сосредоточению  власти в рамках какой-либо  ветви власти в ущерб двум другим ветвям. (Павлов С.Н. Государственное устройство и система государственной власти в РФ// «Ориентир» №1 2007 г. - С. 45-49) 

Глава 3 . Легитимность государственной власти и модернизации концепции разделения властей 

3.1 Легитимность государственной власти
      Легитимность - сущностное свойство государственной  власти. Термин «Легитимность» исторически  возник в начале XIX в. во Франции для  характеристики государственной власти как власти законной (при этом власть Наполеона рассматривалась как власть самочинно узурпированная и, значит, нелегитимная). С течением времени объем содержания этого термина расширился. Легитимность стала означать не только законность происхождения и способа установления власти, но и такое состояние власти, когда граждане (подданные) государства признают (согласны, убеждены) право данной власти предписывать им тот или иной способ поведения. Из последнего также следует, что существующие государственные институты по крайней мере не хуже, чем любые другие возможные институты, и поэтому им нужно подчиняться. (Павлов С.Н. Государственное устройство и система государственной власти в РФ// «Ориентир» №1 2007 г. - С. 45-49)
      Большой вклад в теоретическую разработку понятия легитимности внес Макс Вебер. Согласно разработанной им и ставшей классической теории Легитимность характеризуют два фундаментальных признака: признание власти, реализуемой существующими институтами государства, и обязанность индивидов ей подчиняться. Одновременно с этим сущностная характеристика легитимности состоит в том, что это именно представление (убеждение) граждан о государственной власти, присутствующее в их сознании.
      Макс  Вебер выделял три основных типа легитимности:
      - Легитимность, базирующаяся на традиции («традиционная», например монархическая,  власть);
      - легитимность, основанная на харизме  (священном даре), которой обладает  лидер, вождь;
      - легитимность, основанная на рациональном (демократическом) устройстве и  процедурах государственной власти.
      В традиционной легитимности власти обычно выделяют геронтологическую (власть старейшин), патриархальную (власть вождя племени), патримониальную (власть монарха) и другие разновидности .
      Харизматическая власть базируется на личной преданности  людей вождю, пророку (Будда, Мухаммед, Цезарь, Наполеон, Ленин, Сталин, Гитлер, де Голль), убежденных в их необыкновенном даре. Власть харизматического лидера чаще не подкреплена легальным (установленным законом) правом на обладание неограниченной властью, что вынуждает его постоянно подтверждать гражданам свою харизму.
      Рациональная  легитимность - это легитимность государственной  власти, при организации и реализации которой строго соблюдаются права  человека, общие правовые принципы и правопорядок в целом. Здесь  также выделяются демократическая  легитимность (власть соответствует волеизъявлению управляемых) и технократическая легитимность (власть сообразуется со способностями управляющих). (Патюлин В.А. Государство и личность в СССР / М.: изд-во «Просвещение» 1974, - С. 55-57)
      Очевидно, что в чистом виде ни один из указанных типов легитимности не существует. Каждому государству соответствует то или иное сочетание типов легитимности.
      Сегодня веберовская типология имеет, скорее, историко-познавательную ценность и  не является в полной мере актуальным инструментарием современных исследований государства и политической системы. Ушли в прошлое монархические режимы времен Вебера и XIX века. Современные монархии, хотя и продолжают олицетворять единство нации, сколько-нибудь существенной политической роли не играют (исключение составляют исторически переломные моменты, как это было в нашем веке в Испании или Бельгии), закончился (надеемся) и период широкого распространения харизматических лидеров. Исторический опыт убедительно показал, что харизматические вожди очень быстро перерождаются в тиранов, а их харизма - в хорошо организованный культ возвеличивания лидера. (Патюлин В.А. Государство и личность в СССР / М.: изд-во «Просвещение» 1974, - С. 55-57)
      Одновременно  со сказанным современная рациональная (легальная) легитимность оказывается далеко не однозначным/ но многогранным и многоплановым явлением. Обычно в последнем выделяются четыре разновидности:
      - плюралистические демократии, которые  признаются большинством граждан  как легитимные;
      - авторитарно-бюрократические режимы, где основные права и свободы соблюдаются лишь частично;
      - тоталитарные режимы, не поддерживаемые  большинством граждан государства;
      - режимы, относительно которых не  существует ни признания, ни  неприятия тех, кому принадлежит  власть. Это беднейшие страны  Азии и Африки, где бессмысленно даже ставить вопрос о легитимности власти, поскольку эта проблема отсутствует в сознании людей.
      Наряду  с типологией обычно выделяются основания (источники) легитимности власти. К  ним относятся:
      - идеологические принципы и убеждения  граждан в государственной власти (политическом строе) как самой справедливой и передовой;
      - привязанность к структурам (механизму)  и нормам государственной власти, которая базируется на доверии  к традиционной и устоявшейся  системе власти (традиции парламентаризма в Великобритании, к примеру);
      - преданность власти благодаря  положительной оценки личных  качеств субъектов власти (президента, премьер-министра); в отличие от  харизматической легитимности, здесь  в основу кладется рациональный  расчет граждан в их отношении к политическому лидеру (президент США должен обладать персональной легитимностью, но совсем не обязательно быть харизматическим вождем);
      - политическое (или государственное)  принуждение; оно существует при  любом политическом режиме, но, очевидно, чем ниже уровень легитимности, тем сильнее принуждение; в то же время есть граница в использовании силы, перейдя которую государственная власть обретает силу не как источник легитимности, а наоборот, как фактор ее неминуемого падения.
      Можно говорить о степени (уровне) легитимности государственной власти. Очевидно, что власть не может быть одинаково легитимна для всех слоев населения, во всех своих проявлениях (субъектах, действиях). Причем чем ниже уровень легитимности, тем больше насилия необходимо для удержания власти. Режим может оставаться легитимным при выраженном недоверии к отдельным институтам или руководителям государства. Сам президент может быть непопулярным, но это отнюдь не означает недоверия к институту президентства. Если президент избран в соответствии с закрепленными в Конституции демократическими процедурами, то реализуемая им государственная власть легитимна, несмотря на степень доверия к нему населения. Сказанное означает необходимость разграничения понятий легитимности власти и доверия к политическим (государственным) институтам или популярности их руководителей. Интересно, что по результатам опроса, проведенного в США в 1988 г., парламентарии внушали меньше доверия, чем риэлтеры, журналисты-газетчики, владельцы похоронных бюро, но больше доверия, чем коммивояжеры и мелкие торговцы недвижимостью. (Патюлин В.А. Государство и личность в СССР / М.: изд-во «Просвещение» 1974, - С. 62-63)
      С понятием легитимности тесно связаны  проблемы делегитимации государственной  власти, особенно актуальные для сегодняшней России. Основные предпосылки делигитимации российской власти лежат, как представляется, в сфере духа, имеют идейные подтексты. Суть происходящих процессов состоит в нарушении консенсуса, который традиционно лежал в фундаменте нашего государства и власти. «Новые русские» вестернизируются, ускоренными шагами идут в европейский дом, в то время как подавляющая часть населения оказывается за чертой бедности, в обстановке бесправия. Властвующая элита и связанные с нею немногочисленные социальные группы замыкаются в себе и в итоге теряют поддержку населения. Любовь к Отечеству со стороны элиты, в том числе культурной, ставится в зависимости от того, насколько страна соответствует мировым демократическим стандартам. Отсюда недалеко и до оправдания применения насилия власти над «непросвещенным» народом, не желающим добровольно идти по пути «прогресса». В результате все чаще наблюдается разрыв между идеями демократии и социально-политической практикой, склоняющейся к авторитарному режиму. Политико-правовой фон, на котором обостряются проблемы делегитимации - нарастающая бюрократизация, коррумпированность чиновничества, криминализация общества в целом. Ввиду неразвитости институтов гражданского общества в стране практически не действует контроль «снизу» за исполнительной властью. К этому добавляется затянувшаяся реформа судебной власти. В итоге открылась и активно эксплуатируется возможность «конверсии власти в богатство». Сказанное свидетельствует, скорее, не о делегитимации, а кризисе власти. (Никитин А.Ф., Суворова Н.Г. Право и политика - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004, С. 11-13)
      Еще одну фундаментальную причину делегитимации  власти необходимо назвать. Это подрыв нашей национально-государственной  безопасности, имея в виду гуманитарный аспект последней. Некогда единое духовное пространство разрывается по национально-конфессиональному принципу. Национализм и этнический сепаратизм отвергают правомерность федеральной власти и провозглашают верховенство конституций субъектов Российской Федерации над федеральными законами. В результате не только ослабляется легитимность государственной власти, но и крепнут тенденции, направленные на подрыв целостности нашего государства, стремление отдельных частей единой России к сепаратному вхождению в «европейский дом», «тюркский дом», «тихоокеанский дом» и т.п.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.