На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Мировая история предпринимательства и менеджмента

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 22.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………..С. 3-5
Глава 1. Предпосылки и закономерности эволюции предпринимательства и  менеджмента
1.1. Сущность  и особенности предпринимательства  и менеджмента……………………………………………………………….……С. 6-7
1.2. Основные  факторы становления и развития  предпринимательства и менеджмента………………………………………………………………….....С. 8-10
1.3. Эволюция  теории предпринимательства и  менеджмента………………С. 11-15
Глава 2. Особенности развития предпринимательства  и менеджмента в разных странах
2.1. Сравнительный  анализ предпринимательства и  менеджмента в США и Японии…………………………………………………………………………С.16-20
2.2. Особенности  развития предпринимательства и  менеджмента в России и СССР…………………………………………………………………………….С. 21-25
2.3.Становления  предпринимательства и менеджмента  в Республике Беларусь………………………………………………………………………..С.26-28
Заключение……………………………………………………………………...С.29-30
Библиографический список………………………………………….………..С.31-32
Приложения……………………………………………………………………С.33-35 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

    Актуальность  темы. Любая отрасль деятельности человека имеет свою историю. «Без прошлого нет будущего», а без ясного представления истории какой-либо отрасли человеческой деятельности нельзя ни понять её сегодняшнее состояние, ни предсказать пути её развития. Сегодня со словами «предпринимательство» и «менеджмент» знаком каждый, но не все знают, что именно вкладывается в эти понятия. Чтобы лучше понять, важно пристальнее всмотреться в предпринимательское прошлое, проанализировать реалии опыта, накопленного предпринимательством за века его истории.
    Главная цель работы рассмотреть особенности мировой истории развития предпринимательства и менеджмента.
    Задачи  курсовой работы:
    Выявить сущность и особенности предпринимательства и менеджмента
    Ознакомиться с основными факторами становления и развития предпринимательства и менеджмента
    Рассмотреть эволюцию теории предпринимательства и менеджмента
    Проанализировать и сравнить предпринимательство и менеджмент в США и Японии
    Выявить особенности развития предпринимательства и менеджмента в России и СССР
    Рассмотреть становления предпринимательства и менеджмента в Республике Беларусь
    Объект  исследования: предпринимательство и менеджмент.
    Предмет исследования: факторы становления, эволюция теорий предпринимательства и менеджмента, особенности развития в разных странах.
    Методы  исследования используемые для решения поставленных целей и задач:
    эмпирическое исследование (наблюдение, описание);
    теоретическое исследование (анализ, синтез, интерпретация, объяснительный метод);
    сравнительный анализ (изучение специальной литературы по теме исследования, сравнение различных точек зрения на предмет исследования и его интерпретаций);
    Основным  источником информации для написания курсовой работы служили книги по данной тематике и электронные ресурсы. Наиболее полезными и значимыми стали следующие:
    1. «История менеджмента» А.И. Кравченко, Москва 2000 - в книге рассматривается история мировой науки управления с древнейших времен до наших дней. Автор освещает проблемы античного менеджмента, управленческих революций, концепцию лидерства Маккиавелли, классическую школу управления, взгляды Фредерика Тейлора, Макса Вебера, Анри Файоля и др.
    2. «Основы менеджмента» Д. Д. Вочугова, Москва 2005 - в учебнике рассматриваются основные положения "менеджмента" применительно к российским условиям. Важное место отведено анализу развития теории и практики управления в процессе развития рыночной экономики в стране, даны современные западные концепции управления, освещены психологические аспекты управления личностью и коллективом, руководства организацией в целом.
    3. «История российского предпринимательства» Новиков, А. А. Учебный курс/электронное издание, Москва 2007– в данном издании автор подробно излагает историю российского предпринимательства со времён образования Древней Руси до периода распада СССР.
    4. «Международная экономика: открытая экономика и макроэкономическое программирование» Киреев, А.А., Москва 2001  - настоящее издание представляет собой оригинальный учебник по международной экономике, делающий особый акцент на реальности России и других стран с переходной экономикой.
     Курсовая  работа состоит и Введения, двух глав, Заключения, Библиографического списка, и Приложения.
     В главе I, состоящей из трех частей, рассказывается о сущности предпринимательства и менеджмента, сходствах и различиях этих понятий. Рассматривается становление и развития предпринимательства и менеджмента и эволюция теорий этих дисциплин.
     Во  II главе, состоящей из трех частей, проводится сравнительный анализ предпринимательства и менеджмента в США и Японии, рассматриваются особенности развития предпринимательства и менеджмента в России, СССР и Республике Беларусь.
     В Заключении подводятся итоги проведенного исследования мировой истории предпринимательства и менеджмента.
     В Приложении представлено эволюция терминов «предприниматель» и «предпринимательство» и сравнительные характеристики японской и американской моделей менеджмента. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. ПРЕДПОСЫЛКИ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЭВОЛЮЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И МЕНЕДЖМЕНТА
1.1. Сущность и особенности предпринимательства и менеджмента
    Менеджмент (англ. management) - это управление, заведование и организация производства; совокупность принципов, методов, средств и форм управления, разрабатываемых и применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли.
    Предпринимательство — самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Предпринимательство — важнейший атрибут рыночной экономики, пронизывающий все её институты.
    В наше время понятия «менеджер», «предприниматель» широко употребляют как в обыденной практике, так и в научной и учебной литературе. Такое соседство понятий иногда вносит неясность и путаницу в определение функций этих лиц, поэтому необходимо выяснить «кто есть кто».
    «Предприниматель как мелкий собственник выполняет свои функции самостоятельно, личным трудом создает продукты (услуги), принимает необходимые решения по ходу развития своего дела, сам обеспечивает производственную деятельность ресурсами, реализует продукцию и присваивает результаты собственного труда.
    Дело  выглядит иначе, когда возрастают масштабы производства, возникают его побочные виды, организуются филиалы, дочерние компании, предприятие выходит со своей продукцией за рубеж. Здесь  уже собственного труда предпринимателя  недостаточно. Каждая из функциональных областей работы предприятия (снабжение, производство, сбыт и т.д.) становится самостоятельным направлением, т.е. происходит разделение функций на производственные и управленческие, что требует профессионального управляющего ими. Вот здесь и появляется на рынке труда рабочая сила соответствующей специальности - профессиональный менеджер.
    Конечно, предприниматель как собственник  может и сам заниматься вопросами  управления, оставив участие в  непосредственном производстве. В данном случае предприниматель и менеджер объединяются в одном лице. Это  характерно в основном для малого бизнеса. Но многие средние, по определенным критериям, предприятия и все  крупные, как правило, управляются  наемными профессиональными управляющими - менеджерами.
    Итак, предприниматель и менеджер - это близкие понятия, но не одно и то же. Предприниматель - это собственник, применяющий свой или заемный капитал в целях получения прибыли или предпринимательского дохода. Слово «менеджер» имеет несколько значений:
    1) наемный профессиональный управляющий;
     2) специалист по управлению производством; 
    3) предприниматель в профессиональном  спорте.
    Таким образом, менеджер - это наемный работник, занимающий определенную должность в данной организации». [3, с. 6-9]
    В работе менеджера и предпринимателя есть общие черты: оба преследуют цели, поставленные перед предприятием; применяют определенные способы управления; планируют, координируют и контролируют деятельность работников предприятия; работают на свой страх и риск. Один рискует своей должностью, второй - собственным капиталом.  
 
 
 
 
 
 

1.2.Основные факторы становления и развития предпринимательства и менеджмента 

    Предпринимательству и менеджменту столько лет, сколько  и самому человечеству. Исторически исходным пунктом предпринимательской инициативы была торговая деятельность. Необходимость в торговле, обмене товара, и при этом, естественно, необходимость управления в политической, экономической, военной, культурной и других сферах деятельности общества возникла на заре истории его развития.
    Впервые понятие предприниматель встречается  на арене истории возникновения  рабства, когда появилась возможность  использовать труд рабов, а война  стала двигателем хозяйственной  предприимчивости: вслед за завоевателями  полководцами пошли завоеватели  – хозяйственники. История сохранила  память о многих предпринимателях, деятельность которых была тесно  связано с воинственными набегами, пиратством и торговлей. Первые предприниматели  промышленники были связаны с  военным делом.
    «Уже древние цивилизации Шумерии, Вавилона, Египта, Ассирии, Персии, Инков и других территорий создали нормальную многоуровневую управленческую структуру с опытными практиками-управленцами. Об этом свидетельствуют их достижения, отдельные из которых не удается воспроизвести даже с применением современных технологий. Начинающие предприниматели того времени были представлены купцами, торговцами, ремесленниками и миссионерами.
    Египетские  пирамиды (3000—2000 гг. до н.э.) — не только памятники культуры, но и свидетельство управленческого искусства древних менеджеров. Можно удивляться и восхищаться четкостью планирования и организации работ, согласованностью действий десятков тысяч рабов, крестьян, чиновников. К примеру, заготовка и доставка каменных блоков велись на основе принципов долгосрочного планирования: их вырубали зимой и весной, затем маркировали, а перевозили в период разлива Нила, чтобы снизить транспортные издержки, и уже на месте строительства пирамид подгоняли друг к другу.
    Еще в Древней Греции существовала система  сдельной оплаты труда, причем особое внимание уделялось специализации. Известный мыслитель Платон отмечал, что человек не может «одновременно  работать и по камню, и по железу, и по дереву», так как нельзя добиться всюду одинаковых успехов.
    Понятие «универсальность управленческой деятельности»  встречается у Сократа. Говоря об обязанностях хорошего промышленника, торговца, военачальника, он отмечает, что в сущности они одинаковы, ибо задача каждого — поставить нужного человека на нужное место и добиться от него исполнения своих указаний.
    Уже в 84 году до н.э. Римский император Диоктелиан ввел трехуровневую организационную структуру управления, что улучшило управляемость в различных сферах деятельности и укрепило империю, которая также прославилась хорошими дорогами и военной системой. Без управленцев такие успехи были бы невозможны.
    В Китае принцип разделения труда  применялся еще в 1850 г. до н.э., а текучесть кадров зафиксирована о 400 года до н.э.
    Итальянский государственный и политический деятель Никколо Макиавелли (1469—1527 гг.) впервые исследовал проблему получения и использования власти. Главные свои управленческие идеи он изложил в трактате «Государь».
    Ярким примером рациональной организации  управления может служить Римская  католическая церковь. Она отличается сильной централизованной властью, и в то же время простой административно-ответственной  системой взаимоотношений, разработанной  еще основателями христианства — папа, кардинал, архиепископ, епископ, приходский священник». [11, с.10-13]
    С середины 16 века действия предпринимателей принимают профессиональный и цивилизованный характер. Стремление к богатству  обусловливает желание получать неограниченную прибыль. В это время появляется акционерный капитал, организуются акционерные общества.
    Бурное  развитие производительных сил во второй половине XIX столетия, технический прогресс, машинное производство требовали четкой организации, стандартизации производственных процессов. Постепенно стало понятно, что организацией, учреждением, фирмой необходимо управлять научно обоснованными методами, систематизировано. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.3.Эволюция  теории предпринимательства  и менеджмента
    История предпринимательства как научная  дисциплина имеет общие корни  с экономической историей. Уже  в конце XIX в. стали складываться предпосылки ее возникновения. В  странах Западной Европы и в Америке  все начиналось с публикаций автобиографий  и биографий известных преуспевающих  предпринимателей. Однако статус научной  дисциплины история предпринимательства  приобрела далеко не сразу и только во второй половине XX в.
    Пока еще не создана общепринятая экономическая теория предпринимательства, хотя потребность в такой теории давно уже стала весьма насущной. «Три волны» развития теории предпринимательской функции — так условно можно охарактеризовать развитие процесса научного осмысления практики предпринимательства.
    «Первая волна», которая возникла еще в XVIII в., была связана с концентрацией внимания на несении предпринимателем риска.
    «Вторая волна» в научном осмыслении предпринимательства связана с выделением инновационности как его основной отличительной черты.
    «Третья волна» отличается сосредоточением внимания на особых личностных качествах предпринимателя (способность реагировать на изменения экономической и общественной ситуации, самостоятельность в выборе и принятии решений, наличие управленческих способностей) и на роли предпринимательства как регулирующего начала в уравновешивающей экономической системе.
    Современный этап развития теории предпринимательской  функции можно отнести к «четвертой волне», появление которой связывается с переносом акцента на управленческий аспект в анализе действий предпринимателя, а следовательно – с переходом на междисциплинарный уровень анализа проблем предпринимательства.
      «Первым теоретиком в области предпринимательства был Ричард Кантильон, работы которого относятся к началу XVIII века. Он первый обратил внимание на расхождения спроса и предложения и нарушения рыночного равновесия, которые позволяют отдельным людям извлекать спекулятивный доход. Он отмечал рисковую деятельность таких людей, гибкость их хозяйственного поведения, нестандартность принимаемых решений.
    Около 1800 года Жан Батист Сэй следующим образом охарактеризовал предпринимателя: «Предприниматель перемещает экономические ресурсы из области с более низкой в область с более высокой производительностью и результативностью».  Адам Смит считал предпринимателем человека, который использует капитал собственника для извлечения дохода.
    В конце XIX века произошло разделение понятий «предприниматель» и «собственник на капитал». В этот период большой вклад в развитие теории предпринимательства внес Й. А. Шумпетер. В своей работе «Теория экономического развития» он рассмотрел экономическую систему не как пассивный процесс обращения фондов, а как постоянно развивающуюся динамическую систему. В основе такого развития лежат новые комбинации факторов производства. Осуществлять эти комбинации и должен предприниматель.
    Следующий этап развития теории предпринимательства - работы Найта  и Фон Тюнена. Их заслуга заключается в подробной характеристике самого предпринимателя, как обладателя особых качеств. Кроме того, они проанализировали  предпринимательский риск и предпринимательский доход. Эти же вопросы рассматривались Мизесом,  Хайеком  и Кришнером.
    Наиболее  полное современное определение  предпринимательства дают Хизреч и Питерс в своей книге «Предпринимательство». Аналогичное определение предпринимательства дано у Стаддарта в книге «Ключи к миру бизнеса». В целом, скомпонованное определение выглядит так:
    «Предпринимательство - это новаторская инициативная деятельность субъектов собственности, направленная на создание экономических и  организационных условий с целью производства материальных благ и услуг и получения прибыли».[6, с. 48]
    Таким образом, основными чертами предпринимательства  являются:
    1. Инициативная деятельность.
    2. Новаторская деятельность.
    3. Деятельность по организации и управлению производством.
    4. Рисковая деятельность.
    5. Получение предпринимательского дохода.
    «Основоположником научного менеджмента (школа научного управления) считают американского ученого Фредерика Уинслоу Тэйлора (1856—1915 гг.). Он первый поставил задачу совершенствования на научной основе существующих методов управления и преуспел в этом. Тэйлор и его сторонники занимались вопросами повышения эффективности труда на конкретных рабочих местах, то есть на доуправленческом уровне.
    Создатель классической административной школы менеджмента француз Анри Файоль (1841—1925 гг.) пытался решить проблему совершенствования управления фирмой в целом. Файоль впервые дал четкую классификацию управленческих функций, выполняемых на фирме. По мнению американцев, именно он является отцом менеджмента.
    Школа научного управления и административная школа не полностью осознавали роль человеческого фактора как основного  элемента в процессе достижения высокой  эффективности работы фирмы. Поэтому  в начале 30-х годов сформировалась и в дальнейшем получило широкое развитие гуманистическое развитие направление в менеджменте. Его первый этап назвали школой человеческих отношений, а второй — школой поведенческих наук.
    Американский  ученый-социолог Мэри Паркер Фоллет (1868—1933 гг.) одна из первых внедрила психологию в бизнес, промышленность, в управление. Именно она первая дала четкое определение менеджменту — обеспечение выполнения работы с помощью других лиц. То есть сущность управления — это координация деятельности подчиненных.
    Но  все же считается, что данная школа  возникла в результате шестилетних  опытов (1926—1932 гг.) группы промышленных психологов во главе с Элтоном Мэйо, профессором Гарвардской школы бизнеса. Исследования проводились на заводе телефонного оборудования в Хоторне близ Чикаго. Они получили известность как «хоторнские эксперименты». На основании полученных результатов Мэйо пришел к выводу, что на производительность труда решающее влияние оказывают не столько материальные, сколько психологические и социальные факторы.
    Тэйлор в свое время указывал только на два стимула к труду — угроза наказания и денежное поощрение. Мэйо же установил, что не менее важным фактором, влияющим на производительность труда, является психологический климат и моральные стимулы.
    Данное  направление получило новый импульс  для развития в результате дальнейшего  совершенствования психологии и  социологии. Ученые исследовали различные  стороны социального взаимодействия, проблемы мотивации, лидерства, изменения  содержания работы, характер власти и  ее авторитета, организационной структуры, коммуникабельности в коллективе. Причем на первом этапе — школа человеческих отношений — основное внимание уделялось  налаживанию межличностных отношений. На втором этапе — школа поведенческих  наук — главной задачей было оказание помощи работнику в осознании  и раскрытии им собственных возможностей. Целью этой школы являлось, прежде всего, повышение эффективности деятельности фирмы за счет роста эффективности ее человеческих ресурсов.
    Количественные, экономико-математические методы в  управлении стали использовать во время Второй мировой войны в военно-транспортных целях при минировании портов, максимальная эффективность военных поставок, для эффективного применения ограниченного количества технических средств. Развитие школы количественных методов получило существенный импульс с появлением персональных компьютеров и введения нового подхода к экономико-математической подготовке менеджеров, особенно в последнее время. Разные количественные методы, сгруппированы под одним общим названием — «исследование операций».
    Согласно  процессному подходу, управление рассматривается как процесс непрерывных взаимосвязанных действий, называемых управленческими функциями. Управление включает в себя функции прогнозирования, планирования, организации производства, сбыта, финансов, учета, работы с кадрами, руководства и контроля за всем происходящим.
    Общим недостатком всех школ и процессного  подхода является концентрация внимания только на каком-то одном важном элементе. Эффективность управления не рассматривается  ими в комплексе. Серьезная попытка  ликвидировать данный недостаток предпринята  в рамках системного и ситуационного  подходов.
    Согласно  системному подходу, фирма рассматривается как система взаимосвязанных и взаимозависимых элементов. Любая открытая система может приспосабливаться к изменениям внешней среды, поскольку получает извне энергию, информацию, материалы, преобразует и выдает конечный результат снова во внешнюю среду.
    Сущность  ситуационного подхода заключается в необходимости учета конкретных обстоятельств, конкретной ситуации в данном конкретном месте и времени. Опираясь на ситуационный подход, предприниматель, менеджер четко выясняет, какие методы и приемы необходимо использовать для достижения намеченных целей, чтобы получить максимальную эффективность в рамках имеющихся ресурсов. Переход в 1970—1980 гг. от универсализма к ситуационному подходу в управлении можно сравнить с переходом от немого черно-белого кино к цветному со стереофоническим звуком.»[11, с. 12-16]
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА  И МЕНЕДЖМЕНТА
2.1. Сравнительный анализ  предпринимательства  и менеджмента  в Японии и США
    Первые  этапы развития предпринимательства  в Америке характеризуются жестокостью, умением любыми средствами добиваться цели. В организациях условий производства не требовали заинтересованности трудящихся в коллективном новаторстве, высоко ценились черты «сильной личности».
    В 80-х гг. в США и других странах  крупные корпорации перешли к  управлению культурой предприятий. Основным инструментом этого явилось  формирование лидерами корпораций стратегии, установление качественных и количественных целей развития фирмы.
    Основные  принципы успеха фирмы:
- уважение  к человеку;
- каждый  покупатель имеет право на  самое лучшее обслуживание;
- основное  условие деятельности - высшее качество;
- руководитель должен быть эффективным организатором, умеющим вовлечь каждого сотрудника в общий трудовой процесс;
- выполнение  обязательств перед акционерами;
- честные  отношения с поставщиками продукции  и услуг.
    Особое  внимание на фирме уделяется человеческим отношениям, руководители постоянно  подчеркивают, что каждый человек - личность.
    «Национальные особенности предпринимательства США связаны с высокой престижностью предпринимательства, уважением к активному деловому человеку, умеющему «делать деньги». Американская мечта - заработать состояние и тем самым добиться независимости и самостоятельности. В условиях современной предпринимательской деятельности наряду с умением бороться, утверждать свое превосходство высоко ценятся такие качества, как лояльность, дипломатичность, умение сотрудничать, ценятся люди, стремящиеся реализовать свои творческие и организаторские способности, принимающие на себя высокую ответственность.
    В США существует разветвленная система  непрерывного обучения и повышения  квалификации не только для руководителей, но и для рядовых сотрудников. Ранее существовала практика глубокого  освоения одной профессии, т.е. подготовка «узких» специалистов, а в настоящее  время готовят специалистов «широкого  профиля», владеющих несколькими  смежными профессиями.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.