На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Совершенствование организации управления ДОУ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 22.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Введение
         В обществе всегда существует потребность развития, изменения. Серьезные преобразования, происходящие в современном мире, не могут не затрагивать сферу образования. В свою очередь, реформирование системы образования в целом и дошкольных образовательных учреждений в частности становится невозможно без оптимизации управленческой деятельности. Следовательно, дальнейшее повышение качества работы дошкольных образовательных учреждений (далее - ДОУ) находится в прямой зависимости от качества управления ими. Поэтому освоение основ научного управления на практике, овладение разнообразными формами и методами внутреннего управления, становится первоочередной задачей каждого руководителя.
       Анализ состояния российской системы дошкольного образования показывает необходимость формирования нового типа руководителя ДОУ, умело сочетающего функции педагога – воспитателя, психолога, менеджера.    Именно поэтому в настоящее время предъявляются высокие требования к руководителю ДОУ, его профессиональной компетентности, организаторским способностям. 
    Система управления ДОУ может функционировать  только тогда, когда все её составные  звенья отвечают требованиям сегодняшнего дня. Следовательно, нужны новые подходы к управлению, они становятся той движущей силой, которая может перевести ДОУ из функционирующего в развивающееся.
    Одним из требований, предъявляемых временем к заведующим ДОУ, является умение решать проблемы качества дошкольного образования. Решение этой проблемы достигается  комплексным, планомерным воздействием на факторы  и условия в рамках программы модернизации российского  образования. Поэтому руководитель должен чётко представлять: картину ДОУ в будущем, слабые и сильные стороны управления, ожидание родителей и коллектива, приёмы своих конкурентов.
    ДОУ сложная социально педагогическая система управление которой должно носить системный характер, кроме  того  ДОУ представляет собой  подсистему общества, которая несёт  перед ним ответственность за свою деятельность, выполняя его социальный заказ и поэтому должна работать в режиме развития опережая время, постоянно  повышая свой статус. Система  не может развиваться без анализа  проблем управления.
      Получение точных данных о состоянии деятельности ДОУ и принятия обоснованных управленческих решений. Информационно – аналитическая система ДОУ представляет собой основу управления по результатам.  Руководитель должен сформулировать эффективно действующую управляемую команду, члены которой могут взять на себя часть полномочий. Необходимо создать модель структуры управления ДОУ, в которой каждый субъект знает функциональные обязанности и имеет конкретные цели.
      Вышло уже довольно много книг о методах и способах по данной теме, в которых рассматриваются различные аспекты управления деятельности руководителя, и с теоретической и практической точки зрения, каждый руководитель пытается найти именно для своего образовательного учреждения наиболее оптимальный вариант системы управления.  Невозможно одну пусть даже замечательную систему управления внедрить в приказном порядке во все учреждения, но можно из многообразия предполагаемых вариантов выбрать то, что подходит для конкретного руководителя и коллектива. [15]
          В настоящее время накоплен определенный научный фонд, характеризующий философские и социальные аспекты теории управления: Н.Т. Абрамова, В.А. Абчук , В.Г. Афанасьев , Д.М. Гвишиани , A.M. Омаров. Г.Х. Попов, Ю.А. Тихомиров и др. Вопросы управления ДОУ рассматривались в работах В.Г. Алямовской , К.Ю. Белой , А.К. Бондаренко , А.И. Васильевой, , Т.С. Комаровой , Л.В. Поздняк , В.П.Беспалько, Ю.А. Конаржевского, М.М.Поташника, П.И.Третьякова, Т.И.Шамовой, О.И. Соловьевой , Л.П. Тарасовой, А.Н. Троян, Л.И.Лукиной.
    Таким образом, руководитель современного ДОУ  должен разработать оптимальную  систему развития учреждения – спланированную систему управленческих действий по достижению желаемой модели учреждения. Систему управленческих действий, заложенных в программу, затрагивающих всех участников педагогического процесса: детей, педагогов, руководителя учреждения, родителей.
    Проблема исследования – необходимость совершенствования деятельности в постоянных меняющихся условиях.
    Объект  исследования – процесс управления деятельностью в дошкольном образовательном учреждении.
         Предмет исследования – организация управления дошкольным образовательным учреждением.
          В связи с этим, целью выполнения работы явилось изучение процесса управления ДОУ в современных условиях, и определение наиболее оптимальных вариантов организации управления дошкольным образовательным учреждением.
Для реализации поставленной цели были определены следующие  задачи:
    1. Подобрать, изучить и проанализировать  источники по теме исследования.
    2.  Определить специфику управления дошкольным образовательным учреждением.
    3.   Выявить наиболее оптимальные процессы управления дошкольным образовательным учреждением.
    Методы  исследования – теоретический анализ, синтез изучения литературы, сравнения, аналогии, наблюдения.  
 

    1. Общие понятия  об управлении
    1.1. Сущность управления ДОУ 

    Первые работы, в которых была сделана попытка научного обобщения накопленного опыта и формирование основ научного управления, появились за рубежом в конце XIX – начале XX века. К середине XX века учёные в области управления изучили влияние различных факторов на повышение производительности труда.
    Основателем школы «научного управления» был инженер – практик и менеджер Ф.Тейлор, в 10-е годы XIX он разработал методологические основы нормирования труда, стандартизировал рабочие операции, внедрил в практику научные подходы подбора, расстановки и стимулирования труда рабочих. Ф.Тейлор сформулировал четыре принципа управления индивидуальным трудом рабочих:
    -  научный подход к выполнению  каждого элемента работы;
    -  научный подход к подбору, обучению и тренировке рабочего;
    -  кооперация с рабочими;
    - разделение ответственности за результаты между управляющими и     рабочими. [13]
    На  базе учения успешного предпринимателя – новатора А.Файоля в 20-е годы XX века было сформировано понятие организационной структуры, элементы которой представляют систему взаимосвязей, серию непрерывных взаимосвязанных действий – функций управления. Он разделил весь процесс управления на пять основных функций, которые мы до сих пор используем в управлении организацией: планирование; организация; подбор и расстановка кадров; руководство (мотивация); контроль.  [6]
    На  ряду, с этим в конце 30-х годов XX столетия в американском менеджменте сформировалась «школа человеческих отношений», основоположником которой стал социолог и психолог Э.Майо. Он предпринял все усилия, чтобы доказать, что все прежние управленческие методы по существу были направлены на достижение максимальной эффективности, окончательно себя исчерпали и что необходимо переходить к сотрудничеству, рассматривая каждое предприятие как определённую социальную систему, обладающей интегрированной социальной структурой.[12]
    По  определению В.И. Даля в словаре великорусского языка, слово -  управление произошло от глаголов: править, справляться. И означает - давать ход, направление, заставлять идти правильным, нужным путём, распоряжаться, заведовать, делать, что - то хорошее, исправно, ладно.[3]
    Далее в наш язык вошли термины «менеджмент», «менеджер». Термин «менеджмент» значает, управление социально - экономическими процессами на уровне организации – управление хозяйственной деятельностью и личностью, персоналом. [9]
      Термин «менеджер» означает наёмный работник, занятый профессиональной, организаторской деятельностью в органах (структурах) управления.[18]
    При этом Ю.Л.Конаржевский считает, что менеджмент – это новая философия управления, выделяющая роль управления и менеджера в общественной жизни, а также социальную значимость профессии управляющего. Это требование даёт возможность считать процесс управления вполне обоснованным, целесообразным.  И составлять планы достижения целей таким образом, чтобы подчинённые работали с осознанием собственного достоинства и получали от работы удовольствие.[8]
    В теории управления рассмотрены различные  подходы к её содержанию, но основными являются:
    - процессный подход основан на том, что управление – это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для формирования и достижения целей организации;
     - системный подход основан на фундаментальном выводе, согласно которому любая организация – это система в наиболее полном, и строгом значении этого понятия. Под системой же понимают определённую целостность, состоящую из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в функционирование целого.
    - ситуационный подход предполагает гибкое реагирование в условиях изменяющихся социальных, экономических, правовых основ в обществе. 
      - классический или традиционный подход  предполагает отдельно рассматривать работу, администрирование, персонал, мотивацию труда, лидерство, организационную культуру. Этот подход характерен тем, что даёт возможность полагать, что управление – это деятельность.
    В механизме управления ДОУ взаимосвязаны  два элемента управления системы (объект управления) и (субъект управления). В качестве объекта управления выступает  ДОУ и его структурные подразделения:
    - педагогический  персонал;
    -педагогические  ресурсы;
    -экономические  ресурсы;
    - образовательный  продукт.
    К субъекту управления ДОУ относятся:
    -   учредитель;
    -   заведующий;
    -  коллегиальный орган управления;
    - органы самоуправления (общее собрание трудового коллектива, педагогический совет и др.).
    Взаимосвязь субъекта и объекта управления реализуется  через совместное функционирование и способно представить предприятие, как систему в её оконченном виде. По форме управления представляет собой  процесс, как совокупность действий, характерных для отдельных его  операций, этапов, стадий.
    Управление  по содержанию представляет собой процесс  для осуществления определенного  типа взаимосвязанных действий по формированию и использованию ресурсов организации  для достижения своих определенных целей.
    Современная система управления, основывается на определённой структуре отношений  между людьми, сознательно установленных  на базе интегральных ценностей, которые  выполняют координирующую функцию  при достижении организационных целей.
      В итоге следует сказать, что управление – это деятельность по достижению определённых целей, в основе которой – взаимодействие людей, согласование их действий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.2 Цель и задачи управления 

      Впервые цель была обозначена  в качестве системообразующего элемента управления в 60 – 70 е. годы XX века, она чаще всего определялась как осуществления воздействия руководителей на подчинённых для координации их деятельности в процессе достижения наилучших результатов производства.
    Постановка  целей является важнейшим исходным моментом процесса управления. Управление такой системой требует определения: всей совокупностей целей и задач, которые она должна решать в своей  повседневной деятельности; ассортимента услуг, какие она будет производить , и рынков которые будет обслуживать; необходимых ресурсов для реализации запланированных целей и способов их достижения.[7]
    По  определению А.Н. Трояна, цель управления – это конкретный охарактеризованный качественно, а где возможно, и количественно, образ желаемого (ожидаемого) результата, которого необходимо достичь к чётко определённому моменту времени.[17] 
    Между тем В.Ю. Кричевский считает, что  цель управления заключается в согласовании субъект – субъектных отношений и действий участников управленческого процесса, обеспечивающих достижение результатов деятельности организации.[3]
    Однако  по определению Л.И. Лукиной главная  цель управления – это желаемый заранее запрограммированный результат, достижимый в будущем.[10]
    Цели  подразделяются на главные,  второстепенные, общие, частные, долгосрочные, краткосрочные, конечные и  промежуточные.
    К главным целям относятся:  выжить, перспективы,  прибыль.
    К частным целям относятся: ресурсы,  производительность труда, потребители услуг (родители), репутация.
    Постановка  целей учреждения должна быть чёткой, конкретной, реальной. Достижение поставленных целей потребует решения комплекса  задач.  Задача – это предписанная работа или её часть, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки.[14]
    Следовательно, для того, чтобы ДОУ изменяясь, могло одновременно функционировать, необходимо найти вариант наиболее рационального перехода к осуществлению поставленной задачи. Традиционное управление на уровне адаптации субъектов образовательного процесса реализует стратегическую составляющую воздействия и посредством нормы – образца актуализирует и определённым образом структурирует имеющийся опыт.
    Стратегия – обобщённый замысел процесса перехода к новому ДОУ.
    Разработка  стратегического плана включает:
    - анализ состояния дел в ДОУ  ( его внутренняя и внешняя среда)
    - определение дерева целей
    - выбрать стратегию реальных целей
    - разработать комплекс задач
    - распределение ресурсов
    Структура и стратегический план включают
    - выбор цели
    - меры по их достижению
    - ресурсное обеспечение
    - совершенствование организационной  структуры 
    Наиболее  важным документом, регламентирующим деятельность образовательных учреждений, является Закон РФ «Об образовании». В законе РФ «Об образовании» содержатся те основные принципы и положения, на основе которых будет строиться  и стратегия и тактика реализации законодательно закреплённых идей развития и образования в России.[5] 
   Закономерности – это требования объективно действующих экономических законов и закономерностей, поэтому и сами являются объективными. Таких принципов множество, но при всех условиях управление персоналом осуществляется на основе следующих традиционно утвердившихся в отечественных организациях принципов: научности, демократического централизма, плановости, первого лица, единства распорядительства; отбора, подбора и расстановки кадров; сочетания единоначалия и коллегиальности, централизации и децентрализации; линейного, функционального и целевого управления, контроля исполнения решений и др.
    Рассмотрим  основные принципы управления:
       - принцип научности управления, дающий возможность руководителю  применять достижения смежных научных дисциплин(психологии, педагогики, экономики и др.), знание закономерностей и объективных тенденций развития общества и на их основе выстраивать управленческий процесс в организации;
      - принцип системности, заключающийся в рассмотрении управленческой деятельности в качестве не арифметической суммы разрозненных действий, а комплекса взаимозависимых, взаимообусловленных и согласованных взаимодействий субъектов управления;
       - принцип социальной обусловленности управления, предполагающий рассмотрение организации, в которой осуществляется управление, в качестве части более крупной социальной системы. Управленческий процесс должен быть социально -  ориентированным, а его результаты – социально -  значимыми и соответствовать потребностям и ценностям и ориентациям человека в обществе;
       - принцип гуманности, в соответствии с которым главной ценностью управления является самобытность, неповторимость человека и их учёт в процессе управления, построение взаимоотношений. Исходя из этого, большое значение уделяется соблюдению интересов сотрудников в организации, создание условий для их личностно – профессионального развития;
       - принцип гибкости управления, требующий построения управленческой деятельности на основе учёта специфических особенностей функционирования и развития объектов управления, наличие множества вариантов решения управленческих задач и зависимости от конкретных условий;
      - принцип оптимальности управления, указывает на необходимость поиска и определения возможных вариантов действий, исходя из условий деятельности (ресурсообеспеченности организации, состояние окружения и т.д.), приводящих к получению максимально желаемых результата.
    Управленческий  труд  - это вид общественного  труда, основной задачей которого является обеспечение целенаправленной, скоординированной  деятельности, как отдельных участков совместного трудового процесса, так и трудовых коллективов в  целом.  Специалисты по общей теории управления утверждают, что наиболее характерной ошибкой в управленческой деятельности руководителей является несвоевременность принятия решения. При этом либо вообще упускается момент, когда решение следует принимать, либо оно принимается слишком рано, когда условия еще «не созрели». Причиной же этого является плохая система информации и обратной связи. Современному руководителю важно выделение принципов управления для дальнейшего освоения менеджмента, исходя из них, будут вырабатываться его цель, предмет, содержание  оцениваться результат. Их сочетание зависит от конкретных условий функционирования системы управления персоналом в организации.
    Таким образом, можно сказать, что принцип – это внутренняя убеждённость человека, определяющая его отношение к действительности, нормы поведения и деятельности, основные исходные положения, руководящие идеи, которым следует субъект управления при организации управленческого взаимодействия.
                               2.  ДОУ как объект управления
    2.1 ДОУ как организационная  система 

    Каждое  ДОУ является ступенью системы непрерывного образования и представляет собой  систему дошкольного образования. ДОУ официальная организация, на которую возложена роль обеспечения  удовлетворения потребности населения, семей, имеющих детей дошкольного  возраста, в образовательных услугах.
    Под социальной системой понимают совокупность элементов (различных социальных групп, слоёв, социальных общностей), находящихся  между собой в определённых отношениях и связях и образующих определённую целостность. Наиболее важным считается  выделение системообразующихся связей, обеспечивающих свойство целостности – условие относительно обособленного функционирования и развитие социальной системы.
    Перспективный путь проектирования моделей организации  проходит через целевую структуризацию, т.е. построение блочно -  целевых  структур, формируемых по матричному принципу на основе поиска оптимального соотношения централизации и  децентрализации в системах управления, в формах планирования и контроля. При таком распределении управленческих функций, когда сочетаются интересы личности и коллектива, учитываются  особенности каждой категории работников, детей, их родителей и общественности.[11]
    Организационный процесс – характеризуется выполнением  работниками организации  одной  и тоже работы, в результате чего, проявляются различные образцы  отношений между людьми, из них  впоследствии вырастают традиции, определяющие характер и направленность того, как  люди взаимодействуют в организации. Понимание структуры и процессов  помогает руководителю обеспечить  достижение целей организации. Определить роль и место каждого отдельного человека в организации с точки зрения удовлетворения его индивидуальных целей
    Таким образом, организационная структура  управления – это совокупность управленческих звеньев, расположенных в строгой  соподчинённости и обеспечивающих взаимосвязь между управляющей  и управляемой системами.
    Различают следующие типы организационных  структур:
    - линейная организационная структура  управления, характеризуется тем,  что во главе каждого структурного  подразделения находится руководитель -  единоначальник. Наделённый всеми  полномочиями и осуществляющий  единоличное руководство подчинёнными  ему работниками и сосредоточивающий  в своих руках все функции  управления. Применяется на крупных  предприятиях, достоинством является: высокая квалификация специалистов, чёткая иерархия. Но плохо перестраивается  к условиям изменения внешней  среды. 
    - линейно – функциональная структура  управления, при такой структуре  управления всю полноту власти  берёт на себя линейный руководитель, возглавляющий определённый коллектив.  Более эффективны, там, где аппарат  управления выполняет рутинные, часто повторяющиеся и редко  меняющиеся задачи и функции.  Существенным препятствием к  эффективному использованию этой  структуры является то, что она  не позволяет быстро реагировать  на изменение внешней среды.
    - дивизиональная структура управления характеризуется тем, что ключевыми фигура в управлении становятся не руководители функциональных подразделений, а менеджеры, возглавляющие производственные отделения. Подходит для крупных организаций и в свою очередь обеспечивает более тесную связь производства с потребителями. Но в то же время дублирование функций управления на разных уровнях в конечном счёте приводит к росту затрат на содержание управленческого аппарата.
    - матричная организационная структура, создаётся путём совмещения структур двух видов: линейной и программно – целевой. При функционировании программно – целевой структуры управляющее воздействие направлено на выполнение определённой целевой задачи, в решении которой участвуют все звенья организации. Может распространятся не, на всю организацию а лишь её часть, при этом успех в значительной мере зависит от того, в какой степени руководители проектов обладают профессиональными качествами менеджеров.
    Структура ДОУ предполагает три уровня иерархии:
    - высший уровень – заведующий;
    - средний уровень – руководители  подразделений ДОУ; 
    - нижний уровень – воспитатели,  обслуживающий персонал.
    Централизация и децентрализация – это степень, в которой принятие решения концентрируется  на определённом уровне управления. Централизация - отражает степень концентрации принятия решений на самом высоком уровне организации. Она показывает формальное распределение прав, обязанностей и ответственности по вертикали управления, а ее уровень характеризует, в какой мере члены организации привлекаются к принятию управленческих решений. Управление централизовано, если все ключевые решения принимаются высшим менеджментом, а участие остальных уровней незначительно. Децентрализация -  обеспечивает более быструю реакцию на события и принятие ответных мер. К их реализации привлекается большее количество управленцев, что повышает уверенность в решении проблем. Критерии, по которым можно определить реальный уровень децентрализации в управлении организацией, связаны с оценкой системы отношений между исполнителями и менеджерами, между менеджерами разных уровней, между менеджерами и клиентами и т.п.
    Из  выше сказанного можно отметить, что  организационная структура –  это логическое взаимоотношение  уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достичь целей организации.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.2 Внешняя и внутренняя  среда ДОУ 

    Прежде  всего, нужно сказать, что внешняя среда – это факторы, оказывающие непосредственное влияние на производительность и финансовую деятельность. Подразделяются на факторы прямого и косвенного воздействия.
      К факторам прямого воздействия  относятся: потребители; поставщики  материальных, трудовых и финансовых  ресурсов; конкуренты; законы и государственные  органы; профсоюзы.
      К факторам косвенного воздействия  относятся: состояние экономики;  научно – технический прогресс; политика; социальный фактор; международные  события. 
    Факторы внешней среды:
    -    законодательная база;
    - демографическая ситуация (численность и возрастной состав населения, естественный прирост населения);
    - климат и экологические особенности (отдалённость населённого пункта, национальные особенности, традиции);
    -   состояние здоровья населения;
    -  культурные и образовательные потребности населения.
    Внутренняя  среда организации – это структура  организации, цели, задачи, технологии и персонал. Факторы внутренне  среды:
    - персонал (количество штатных работников  и нештатных работников, продвижение  по карьере, специалисты);
    - производство (оборудование, степень  его использования, износ); 
    - финансы (финансовая прибыль);
    - организационная культура;
    - маркетинг (товарная политика  или формирование ценовой политики).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.