На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Семья как фактор воспитания

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 22.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  им. М. Е. Евсевьева 
 
 
 
 
 
 

Реферат
на  тему:
«Семья как фактор воспитания» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: студентка гр. пдд-208
Добкина Наталья
Проверила: Карпушкина Л.В. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Саранск 2011 

Содержание.
Введение………………………………………………………………………3 

1. Современная  семья………………………………………………………..4 

2. Социализирующие  функции семьи………………………………………6 

3. Семейное  воспитание……………………………………………………...9 

4. Воспитание  детей…………………………………………………………12 

5. Общение родителей с детьми…………………………………………….16 

Заключение…………………………………………………………………...17 

Список  использованной литературы……………………………………….18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.
       Семья – это основанная на  браке или кровном родстве  малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой.[2,6]
       Семья – важнейший институт социализации подрастающих поколений. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Современная семья. 

Параметры семьи:
   · Демографический – структура семьи:
   1. большая, включая других родственников, или нуклеарная, включающая лишь родителей и детей;
   2. полная или неполная;
   3. бездетная, однодетная, мало- или многодетная.
   · Социально-культурный – образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества.
   · Социально-экономический – имущественные характеристики и занятость родителей на работе.
   · Технико-гигиенический – условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни.
       Современная семья существенно отличается от семьи прошлых времен не только иной экономической функцией, но и коренным изменением своих эмоционально-психологических функций. Отношения детей и родителей в течение последних десятилетий меняются, становясь все более эмоционально-психологическими, т.е. определяемыми глубиной их привязанности друг к другу, так как для все большего числа людей именно дети становятся одной из главных ценностей жизни. Но это не упрощает семейную жизнь, а лишь усложняет ее. Тому есть свои причины.
       Во-первых, большое количество семей  однодетны и состоят их двух  поколений – родителей и детей;  бабушки и дедушки, другие родственники, как правило, живут отдельно. В  результате родители не имеют  возможности повседневно пользоваться  опытом и поддержкой предыдущего поколения, применимость этого опыта часто проблематична.
       Во-вторых, при сохранении традиционного  разделения «мужского» и  «женского»  труда, первый в массе семей  сведен к минимуму. Повысился  статус женщины в связи со  ставшей типичной ее руководящей ролью в семье (в домашнем хозяйстве) и внедомашней занятостью.
       В-третьих, поскольку отношения  супругов все более определяются  мерой и глубиной их привязанности  друг к другу, постольку резко  повышается их уровень ожиданий  по отношению друг к другу, реализовать которые многие не могут в силу традиций культуры и своих индивидуальных особенностей.
       В-четвертых, сложнее и проблематичнее  стали отношения детей и родителей.  Дети рано приобретают высокий  статус в семье. Но процесс этот трудный, в первую очередь для родителей. Дети нередко имеют более высокий уровень образования, они имеют возможность проводить большую часть своего свободного времени вне семьи. Это время они наполняют занятиями, принятыми среди сверстников, и далеко не всегда заботятся об одобрении их времяпрепровождения родителями. Авторитет родительской власти сегодня часто не срабатывает - на смену ему приходит авторитет личности родителей. 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Социализирующие  функции семьи. 

       Решающую роль в эффективности развития ребенка со всех сторон на том или ином возрастном этапе играет семья.[2, 37]
   1. Семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие человека. В младенчестве и в раннем детстве семья играет определяющую роль, которая не может быть компенсирована другими институтами социализации. В детском, младшем школьном и подростковом возрастах ее влияние остается ведущим, но перестает быть единственным. Затем роль этой функции уменьшается.
   2. Семья влияет на формирование психологического пола ребенка. В первые три года жизни это влияние определяющее, так как именно в семье идет необратимый процесс половой типизации, благодаря которому ребенок усваивает атрибуты приписываемого ему пола: набор личностных характеристик, особенности эмоциональных реакций, различные установки, вкусы, поведенческие образцы. Существенную роль в этом процессе семья продолжает играть и на последующих возрастных этапах, помогая или мешая формированию психологического пола подростка.
   3. Семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка, а также влияет на отношение детей, подростков и юношей к учебе и во многом определяет ее успешность. На всех этапах социализации образовательный уровень семьи, интересы ее членов сказываются на интеллектуальном развитии человека, на том, какие пласты культуры он усваивает, на стремлении к продолжению образования и к самообразованию.
   4. Семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами, а когда речь идет о нормах, определяющих исполнение им семейных ролей, влияние семьи становится кардинальным. В частности, исследования показывают, что выбор супруга и характер общения в семье детерминированы атмосферой и взаимоотношениями в родительской семье. Родители, которые сами в детстве переживали недостаток внимания или которым не удалось успешно решить в семье свои детские конфликты, или проблемы, связанные с половым созреванием, как правило, не способны установить со своим ребенком тесную эмоциональную связь.
   5. В семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека, проявляющиеся в социальных и межэтнических отношений, а также определяющих его стиль жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения.
       В процессе социального развития  семья играет большую роль в связи с тем, что ее одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на социальных притязаниях человека, помогают ему или мешают искать выходы в сложных жизненных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам его жизни, устоять в меняющихся социальных условиях, ценности и атмосфера семьи определяют и то, насколько она становится средой саморазвития и ареной самореализации ее членов, возможные аспекты и способы того и другого.[3, 24]
       Современные семьи всегда разнообразны, и от этого зависит то, какой персональной средой развития ребенка они являются, каким содержанием наполняется в них социализация, каковы ее результаты.
       В любой семье человек проходит  стихийную социализацию, характер  и результат которой определяются ее объективными характеристиками (составом, уровнем образования, социальным статусом, материальными условиями), ценностными установками (просоциальными, асоциальными, антисоциальными), стилем жизни и взаимоотношений членов семьи.[3,56]
       Принимая во внимание функции семьи, их многообразие и взаимосвязь, можно выделить некоторые наиболее характерные особенности и тенденции развития современной семьи. Их осознание и учет в деятельности учителей и родителей помогут более эффективно реализовать воспитательные возможности семьи.
       1. Существует прямая зависимость:  чем выше образование родителей,  тем более успешно учатся их  дети в школе. Современные родители, как правило, имеют среднее  или неполное среднее образование.  Но современные родители - это  активно работающие люди, и воспитание детей чаще всего возлагается на дедушек и бабушек, образование которых в большинстве случаев значительно ниже. Нередко в семье сталкиваются разные системы воспитания детей - дедушек и бабушек и молодых родителей.
       2. Происходящее в обществе расслоение населения по степени материального достатка определяет различия в семейном воспитании детей, характер взаимоотношений между родителями и детьми. Как правило, на детей в семье затрачивается от 25% до 50% семейного дохода. В семье с большим материальным доходом не исключены случаи пресыщения. Пресыщение - это такое отношение к жизни, материальным и духовным ценностям, созданным людьми, которое проявляется в полнейшем пренебрежении, безразличии к предоставляемым благам.
       3. Идет процесс разукрупнения семьи - выделение молодой брачной семьи (так называемые семьи без бабушек и дедушек). Объективно процесс разукрупнения семьи может быть оценен как положительный. Это обеспечивает ее укрепление и развитие как самостоятельного коллектива. В отделенной семье складывается благоприятный психологический климат для воспитания детей. Однако молодая семья испытывает и известные трудности: бытовая неустроенность, осложнение с определением детей в детские сады и т.д.
       4. Уменьшение численности семьи, сокращение рождаемости детей, увеличение числа однодетных семей. Типичной является семья, воспитывающая одного - двух детей. Причины сокращения рождаемости многообразны и сложны: занятость родителей на работе; недостаточная обеспеченность дошкольными учреждениями; рост материальных затрат на воспитание ребенка; неблагоприятные жилищные, бытовые условия семьи.
       5. Увеличение числа разводов. До 90% разводов падает на супружеские  пары первого года жизни. Они  происходят вследствие неподготовленности супругов к семейной жизни, неустроенности быта. 
 

3. Семейное воспитание. 

       Семейное воспитание – более  или менее осознаваемые усилия, предпринимаемые старшими членами  семьи, которые направлены на  то, чтобы младшие члены семьи  соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть и стать ребенок, подросток, юноша.[1,26]
       Содержание, характер и результаты  семейного воспитания зависят  от ряда характеристик семьи,  в первую очередь, от тех  личностных ресурсов, которые в ней имеются.
       Личностные ресурсы, с одной  стороны, определяются составом  семьи (наличие обоих родителей  или одного из них; старших  братьев или сестер; близких родственников,  включенных в семейную жизнь, - бабушек, дедушек, теток, дядей  и т.д.), а с другой (и главным образом), такими характеристиками старших членов семьи, как состояние здоровья, характер, уровень и вид образования, индивидуальные увлечения, вкусы, ценностные ориентации, социальные установки, уровень притязаний и т.д.
       Одна из важнейших характеристик – отношение старших к младшим и к их воспитанию как к своим безусловным жизненным ценностям, от чего зависит мера их участия в воспитании. Имеющиеся в семье личностные ресурсы могут дополняться в определенные периоды привлечением к воспитанию няни, репетиторов и домашних учителей.
       Личностные ресурсы, в частности  уровень образования старших  членов семьи, их социальный  статус, ценностные ориентации, уровень  притязаний, влияют на цели и  стиль семейного воспитания.
       Цели воспитания в семье могут быть различными по спектру, содержанию и характеру.
       Спектр целей семейного воспитания  включает в себя привитие младшим  гигиенических навыков, бытовых  умений, культуры общения, физическое, интеллектуальное, экспрессивное, личностное развитие; культивирование отдельных способностей (в каких-либо видах спорта, искусства, отрасли знания); подготовку к определенной профессии или сфере деятельности.
       По содержанию могут быть сугубо  инструментальными, направленными  на достижение конкретных результатов, или дополняться определенными духовно-ценностными составляющими. Характер целей семейного воспитания не обязательно соответствует общественно одобряемым установкам.
       Важнейшей характеристикой семейного  воспитания является его стиль, т.е. типичные для старших система приемов и характер взаимодействия с младшими. В зависимости от меры его «жесткости - мягкости» стиль может быть определен как авторитарный или демократический с добавлением промежуточных вариантов.[2,41]
       Авторитарный (властный) стиль характеризуется стремлением старших максимально подчинить своему влиянию младших, пресекать их инициативу, жестко добиваться своих требований, полностью контролировать их поведение, интересы и даже желания. Это достигается с помощью неусыпного контроля жизнью младших и наказаний.
       В ряде семей это проявляется  в навязчивом стремлении полностью  контролировать не только поведение,  но и внутренний мир, мысли  и желания детей, что может  вести к острым конфликтам. Немало родителей, которые фактически рассматривают своих детей в виде объекта, из которых они стремятся «лепить личность». Если же ребенок сопротивляется, его наказывают.
       При таком стиле воспитания  взаимодействие между старшими и младшими происходит по инициативе старших, младшие проявляют инициативу лишь в случае необходимости получить санкцию на какие-либо действия. Коммуникация направлена преимущественно или исключительно от старших к младшим.  Такой стиль, с одной стороны, дисциплинируя младших и формируя у них желательные для старших установки и навыки поведения, с другой стороны – может вызвать у них отчуждение от старших, враждебность по отношению к окружающим, протест и агрессию зачастую вместе с апатией и пассивностью.
       Демократический стиль характеризуется  стремлением старших установить  теплые отношения с младшими, привлекать их к решению проблем,  поощрять инициативу и самостоятельность.  Старшие, устанавливая правила  и твердо проводя их в жизнь,  не считают себя непогрешимыми и объясняют мотивы своих требований, поощряют их обсуждение младшими; в младших ценится как послушание, так и независимость. Доверие к младшим в принципе отличает тип контроля за ними по сравнению с авторитарным стилем воспитания, делает основными средства воспитания одобрение и поощрение. Содержание взаимодействия определяется не только старшими, но и в связи с интересами и проблемами младших, которые охотно выступают его инициаторами. Коммуникация имеет двухсторонний характер: и от старших к младшим, и наоборот. Такой стиль способствует воспитанию самостоятельности, ответственности, активности, дружелюбия, терпимости.
       В реальности авторитарный и  демократический стили воспитания  в чистом виде встречаются  редко. Обычно в семьях практикуются компромиссные варианты, которые ближе к одному или другому полюсу. Кроме того, старшие члены семьи могут реализовывать не идентичные друг другу стили.
       Есть семьи, в которых один  родитель стремится не только  «формировать» личность ребенка,  дисциплинировать его, сколько помогать его индивидуальному развитию, добиваясь эмоциональной близости, понимания, сочувствия. В то же время целью другого родителя является подготовка ребенка к жизни через тренировку его воли, обучение нужным и полезным умениям, согласно его представлениям.
       Определенную роль в семейном  воспитании играют материальные  ресурсы: доход на каждого члена  семьи, затраты на воспитание, продуманное питание, наличие  у младших персональной  территории  в жилище (отдельной комнаты, «угла», «своих» предметов интерьера), соответствующего гардероба, игр и игрушек, домашней библиотеки, периодических изданий, спортивного инвентаря, аудио и видеоаппаратуры, компьютера, необходимых для удовлетворения различных интересов предметов.
4. Воспитание детей. 

         Одну из важнейших функций  семьи составляет физическое  и духовное воспроизводство человека. Эта функция имеет большое  значение как для самой семьи,  для супругов, так и для общества.[1,49]
         В сущности, о семье можно говорить  лишь при наличии в ней ребенка. "Семья начинается с детей", - справедливо заметил А.И. Герцен. Именно появление ребенка по-настоящему скрепляет брачный союз мужчины и женщины, объединяет их общими заботами и радостями, одухотворяет великой и благородной целью воспитания нового гражданина. В детях родители как бы продолжают себя, они имеют возможность воплотить в них свои идеалы, реализовать собственные неосуществленные надежды
         С другой стороны, рождение  ребенка в каждой семье - это  появление нового члена общества, будущего деятеля, защитника Родины, участника общественного прогресса, продолжателя человеческого рода. Хорошо воспитанные и образованные дети составляют главное богатство государства, обеспечивают в дальнейшем материальное, духовное и нравственное развитие общества.
         Появление ребенка в семье  возлагает большую и серьезную  ответственность на супругов, ставит  перед ними важные задачи по  его всестороннему развитию, воспитанию  и обучению, по формированию его  личности в соответствии с  общечеловеческими идеалами.
         Воспитательное влияние семьи  на ребенка обусловлено материальными  и бытовыми условиями ее жизни,  численностью и структурой семейного  коллектива, характером взаимоотношений  его членов, определяющими морально-психологическую  и трудовую атмосферу семьи. Существенное значение имеют образование и жизненный опыт старших членов семьи, особенно родителей, их общая и педагогическая культура.
         Воспитание детей в семье является  органической частью широкого  и сложного процесса воспитания, участниками которого выступают государственные воспитательно-образовательные учреждения, детские и юношеские организации, общественность и трудовые коллективы, литература и искусство, средства массовой информации. При активном взаимодействии семьи с другими институтами достигаются необходимые воспитательные результаты.
         Однако среди всех факторов  воспитания семье принадлежит  особая, весьма важная и ответственная  роль, поскольку в формировании  личности ребенка все начинается  именно с родительского дома. Для семейного воспитания характерна своя специфика. Она выражается в том, что воспитание здесь осуществляется главным образом не как специальный процесс, а в результате повседневной совместной жизни старших и младших. Семейное воспитание строится на эмоциональной основе, так как воспитателями выступают родные и самые близкие ребенку люди, оно по существу непрерывно продолжается до полной самостоятельности детей и сугубо индивидуально. В семейном воспитании преобладают акценты на нравственном и трудовом воспитании подрастающего поколения.
         Успешное семейное воспитание  детей в большой мере зависит  от целости семейного коллектива, наличия в нем отца и матери. Обеспечивая естественную атмосферу  внутрисемейных отношений, умножая  воспитательное влияние на ребенка, родители создают необходимые условия для его нормального развития. Воспитание в семье, как правило, более плодотворно, если в ней растет не один ребенок, а несколько. Это действительно позволяет говорить о семье как о настоящем разновозрастном коллективе, для которого характерны и общие цели, и разнообразные отношения ответственной зависимости между родителями и детьми, между старшими и младшими. Наличие нескольких детей в семье существенно облегчает задачи их воспитания: старшие выступают помощниками родителей, младшие берут с них пример, формируются отношения дружбы и взаимопомощи.
         Родительская любовь - важное условие  надлежащей морально-психологической  атмосферы в семье, эффективного  воспитательного влияния родителей  на детей. Любовь родителей - это естественное чувство, совершенно необходимое детям. Она не только обогащает их эмоциональную жизнь, жизнь всей семьи, но и часто подсказывает родителям верные решения, связанные с воспитанием. Вместе с тем родительская любовь к детям не может быть "слепой", она должна проявляться на разумной основе, с объективным учетом реальных интересов ребенка.[1,21]
         Педагогическая наука утверждает, что ребенка необходимо начинать  воспитывать с первых дней  его жизни. Именно в первые  три-пять лет у детей формируются основы личности. Воспитание новорожденного начинается даже независимо от воли и желания родителей: их отношение к ребенку, вся окружающая его обстановка, режим бодрствования, сна, кормления и многое другое - все это так или иначе влияет на малыша, оставляет следы в его пробуждающихся чувствах и сознании, закладывает определенные "кирпичики" в фундамент формирующейся личности. Долг родителей с самого начала и в дальнейшем - заботиться о том, чтобы ребенок с раннего возраста нормально развивался, получал правильное воспитание, рос настоящим человеком.[2,25]
         Воспитание детей, подростков, юношей  и девушек - непростое дело. Чтобы  успешно его выполнять, добиваться  желаемых результатов, родителям  надо обладать достаточно высокой  общей и педагогической культурой. Это значит, что родителям необходимо отчетливо представлять основные задачи воспитания, знать возрастные, половые и индивидуальные особенности своего ребенка, владеть методами и приемами воспитательной работы с детьми. Кроме того, это предполагает, что родители живут активной общественной жизнью, в курсе всех важнейших общественно-политических событий, а также событий производственной, культурной, спортивной жизни, регулярно читают художественную литературу, бывают в театрах и музеях, посещают выставки и т.п.
         Поскольку объектом семейного  воспитания являются вполне конкретные  дети, живущие в данной семье,  а воспитателями выступают родители, успех воспитательного воздействия  в большой мере зависит от  единства их усилий в этом отношении. Обоим родителям важно заранее договориться об общих требованиях к ребенку, о единой линии влияний, о согласованных воздействиях на воспитанника. Только тогда ребенок сможет почувствовать и осознать искренность добрых намерений родителей и их справедливость, лишь тогда общие усилия отца и матери могут привести к достижению поставленных целей. 

        
 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5. Общение родителей  с детьми. 

         Прежде всего, в процессе непосредственного,  живого общения родители имеют  возможность оказывать воспитательное воздействие на ребенка личным примером, разъясняющим и убеждающим словом, а порой даже и молчанием. Общение позволяет им поддерживать духовную близость с детьми, познавать их внутренний мир, выяснять, чем они живут, интересуются, к чему стремятся.
         В каждой семье за время  совместной жизни супругов складываются  определенные семейные традиции. Это могут быть уважение к  старшим, забота о младших,  взаимопомощь, совместный труд и  отдых, трезвый образ жизни,  гостеприимство и другое. Такие добрые традиции весьма положительно сказываются на детях, благотворно влияют на формирование у них высоких моральных качеств.
         Родители успешно выполняют свои  функции воспитателей, лишь если  пользуются у детей авторитетом.  В раннем возрасте детей этот авторитет обусловлен родительским положением, однако по мере взросления ребенка родителям придется специально заботиться о поддержании и укреплении своего авторитета. Заслужить уважение и доверие детей им помогут высокая требовательность к себе, доброе, справедливое отношение к окружающим и, естественно, к самому ребенку, ответственное отношение к своим обязанностям. Весь образ жизни родителей или укрепляет уважение и доверие ребенка, или подрывает их. Это очень важно понять с первых же дней появления малыша на свет.[2,51] 
 
 
 
 
 
 

Заключение
  Общение  с родителями важно для детей  любого возраста, но особенно  большое значение оно имеет  для дошкольников. С первых дней  жизни ребенок нуждается не  только в заботе взрослого  человека, но и в его внимании, в душевном контакте с ним.
         Одно из главных условий нормальных  взаимоотношений родителей с  детьми - соблюдение педагогического  такта, т.е. чувства меры, помогающего  найти правильный подход к  ребенку. Педагогический такт  предполагает способность предвидеть возможную реакцию ребенка, конкретные результаты воздействия на него родителей. К сожалению, именно его порой не хватает в семье. На овладение педагогическими знаниями и умениями не следует жалеть времени. В основе тактичного отношения - уважительное отношение к ребенку, вера в него, стремление к правде и справедливости. Лишь это укрепит родительский авторитет, обеспечит установление надлежащего взаимопонимания.
         Формирование личности ребенка  в семье происходит в основном  двумя путями: под влиянием образа жизни, общей атмосферы семьи и в результате специального воспитательного воздействия родителей, старших членов семейного коллектива.[3,36]
         
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы. 

1. Сластёнин  В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. "Педагогика". "Академия" Москва 2007 г. 

2. Прошина  Л.В. "Семья: 500 вопросов и ответов"  Москва. 

3. Мудрик  А. В. "Социальная педагогика". "Академия" Москва 1999 г.


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.