На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Характеристика методов музыкального воспитания и обучения

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 22.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Московский  педагогический государственный университет
Кафедра методологии и методики преподавания музыки 
 
 
 
 

Характеристика  методов музыкального                                 обучения и воспитания
(курсовая работа) 
 

                                                                             Научный руководитель:
                                                                                                  Абдулин Э.Б.,
                                                        доктор педагогических наук, профессор 
 
 
 
 

Москва 2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение  ……………………………………………………………………3
Параграф 1. Общедидактические методы музыкального воспитания               и обучения…………………………………………………………………4
Параграф  2. Специальные методы музыкального воспитания и обучения
………………………………………………………………………………16
Заключение………………………………………………………………...27
Список  литературы……………………………………………………….29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                          2
                                        ВВЕДЕНИЕ   
  Искусство, художественное постижение действительности во все периоды истории являлось неотъемлемой стороной человеческой культуры, человеческого способа существования в мире. Уникальность образовательной области «Искусство» связаны с тем, что современной школе предметы, входящие в эту область, развивают эмоционально-нравственную культуру личности, пробуждают способность видеть, ценить и создавать красоту в жизни и искусств. В школе в процессе непосредственного участия в эстетической деятельности закладывается основа художественной культуры современного человека. Эстетическое воспитание - важнейший фактор становления личности школьника, его идеалов, вкусов и потребностей. Уроки музыки в общеобразовательной школе являются основной и самой массовой формой приобщения детей к мировым культурным ценностям. Первоочередная задача учителя музыки – это донести до учеников нравственное восприятие, духовное созерцание произведения. Только высококвалифицированный учитель, владеющий системой знаний, умений и навыков сможет приобщить современных школьников к музыкальному искусству. 
    ЦЕЛЬЮ  данной курсовой работы является характеристика методов музыкального образования в школе. ЗАДАЧАМИ данной курсовой работы являются:
    Охарактеризовать  общедидактические  методы музыкального образования;
    Охарактеризовать  специальные  методы  музыкального образования;
    Сделать сопоставительный анализ  методов музыкального образования в условиях системы общего и дополнительного музыкального образования.
СТРУКТУРА РАБОТЫ.  Курсовая работа состоит  из введения, двух параграфов, заключения и списка литературы.
                                                                                                                         3
 ПАРАГРАФ 1. ОБЩЕДИДАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ МУЗЫКАЛЬНОГО    ВОСПИТАНИЯ    И     ОБУЧЕНИЯ  
       В педагогике музыкального образования метод обучения понимается в широком смысле как совокупность педагогических способов, направленных на решение задач и освоение содержания музыкального образования. В узком смысле метод рассматривается как определённые средства, приёмы, предназначенные для приобретения музыкальных знаний, умений и навыков, развития памяти, мышления, воображения, а также для формирования опыта эмоционально-ценностного отношения к музыке, художественного вкуса, интереса к искусству и потребностей общения с ним. Они строятся на основе активного взаимодействия взрослого и ребёнка. В этом сложном педагогическом процессе ведущая роль отводится взрослому, который, учитывая индивидуальные потребности, интересы и опыт ребёнка, организует его деятельность. Прием по отношению к методу, носит подчиненный характер. Он представляет единичное действие, шаг, ведущий к намеченной цели. Если метод представляет завершенное действие, то прием отличается незавершенностью. Он предстает как частное проявление метода, и имеет одностороннее действие. В своем осуществлении он исходит из правил метода, в состав которого он входит. Одни и те же приемы могут быть использованы в разных методах. И наоборот, один и тот же метод в практике его реализации может включать различные приемы.                                  
    Среди методов музыкального образования можно выделить  общедидактические, получающие свое специфическое преломление на музыкальных занятиях, и собственно музыкальные методы.
     
                                                                                                                           4
     Классификация методов обучения – это  упорядоченная  по  определенному признаку их  система.  В  настоящее  время  известны  десятки  классификаций методов обучения. Однако нынешняя дидактическая мысль созрела  до  понимания того, что не следует стремиться установить единую и неизменную  номенклатуру методов. Обучение – чрезвычайно подвижный, диалектический  процесс.  Система методов должна быть динамичной, чтобы отражать  эту  подвижность,  учитывать изменения, постоянно происходящие в практике применения методов.
      И.П. Подласый выделяет 6 наиболее обоснованных  классификаций методов обучения, которые мы рассмотрим подробнее.
    1. Традиционная  классификация методов обучения,  берущая начало  в древних философских и педагогических  системах  и  уточненная  для  нынешних условий. В  качестве  общего  признака  выделяемых  в  ней  методов  берется источник  знаний.  Таких  источников   издавна   известно   три:   практика, наглядность, слово. В ходе культурного прогресса  к  ним  присоединился  еще один – книга, а в последние десятилетия все сильнее заявляет о  себе  мощный  безбумажный  источник  информации  –   видео   в сочетании   с новейшими компьютерными  системами. В   классификации   выделяется   пять   методов: практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видеометод.
     2. Классификация методов по назначению (М.А. Данилов, Б.П. Есипов).  В качестве общего признака  классификации  выступают  последовательные  этапы, через которые проходит  процесс  обучения  на  уроке.  Выделяются  следующие методы: приобретение знаний; формирование умений и навыков; применение знаний; творческая деятельность; закрепление; проверка знаний, умений, навыков.
   
                                                                                                                         5
  3.  Классификация методов по типу познавательной деятельности (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин). Тип познавательной деятельности – это уровень самостоятельности познавательной  деятельности, которого  достигают  учащиеся, работая  по предложенной учителем схеме обучения. В данной классификации выделяют следующие методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный; проблемное изложение; частично-поисковый (эвристический); исследовательский.
     4. По дидактическим целям выделяется  две группы методов обучения:
     1) методы, способствующие первичному  усвоению учебного материала;
    2) методы, способствующие закреплению и совершенствованию приобретенных знаний (Г.И. Щукина, И.Т. Огородникова и др.)
      К первой группе относятся: информационно-развивающие  методы  (устное изложение учителя, беседа, работа с книгой); эвристические  (поисковые) методы обучения (эвристическая беседа, диспут,   лабораторные   работы); исследовательский метод.
      Ко второй группе относятся:  упражнения (по образцу, комментированные упражнения, вариативные упражнения и др.); практические работы.
     5. Предприняты многочисленные попытки  создания бинарных  и  полинарных классификаций методов обучения, в которых последние группируются на основе  двух  или  более  общих   признаков.   Например,   бинарная классификация  методов  обучения  М.И.   Махмутова   построена   на сочетании: 1) методов преподавания; 2) методов учения. Полинарную  классификацию методов обучения,  в которой в единстве сочетаются источники  знаний,  уровни  познавательной  активности,  а  также логические  пути  учебного  познания,  предложили  В.Ф.  Паламарчук  и  В.И.Паламарчук.                                                                                                                    .                                                                                                                         6
        6.  Наибольшее  распространение  в  дидактике  последних   десятилетий получила  классификация  методов  обучения,  предложенная  академиком   Ю.К. Бабанским. В ней выделяется три большие группы методов обучения:
    1)   методы   организации   и   осуществления    учебно-познавательной
        деятельности;
     2)   методы   стимулирования   и    мотивации    учебно-познавательной
        деятельности;
     3)  методы  контроля  и   самоконтроля   за   эффективностью   учебно-
        познавательной деятельности.
    Ни  одна  из  рассмотренных  классификаций  методов  не  свободна   от недостатков. Практика богаче и сложнее любых самых искусных  построений  и абстрактных схем. Поэтому поиски более  совершенных  классификаций,  которые внесли бы ясность в противоречивую теорию методов и  помогали  бы  педагогам совершенствовать практику, продолжается.
    В научной педагогической литературе cуществуют два основных подхода к определению понятия метода обучения. Они соотносятся между собой как эмпирическое и теоретическое представление о методе, описывающее с различной степенью общности способы осуществления обучения, и методологическое представление, предписывающее нормы его организации.        
    Рассмотрим несколько различных классификаций педагогических методов. Каждая из них строится на определенном основании в зависимости от того, что принимается за ее «стержень» — источник передачи информации.
                                                                                                                          7
      Наиболее распространенной в педагогике и устоявшейся классификацией является деление методов на наглядные, словесные и практические, т. е. деление на основании различных источников передачи и восприятия знаний.
     Словесные методы также древни, как и само обучение. Однако они не утратили своей роли по сей день, так как оказывают значительное влияние на развитие мышления и речи учащихся, на формирование эмоциональной сферы личности ученика. Основное назначение словесных методов - передача учебной информации при введении новых знаний, формулировка целевых установок, актуализация опорных знаний при обобщении и систематизации учебного материала.
      Речь - без нее немыслим процесс  обучения. В этой группе методы  различаются по форме изложения  содержания. Это изложение учебного  материала в монологической речи  преподавателя (лекция, рассказ,  объяснение, разъяснение способов  деятельности и т.д.), это работа  с текстом учебника, книги, электронные  тексты. Используется широко в  обучении и диалогическая форма  - беседа, работа учащихся с вопросами  и заданиями. Очень важна в  процессе обучения коллективная  беседа, являющаяся активным средством  формирования знаний, и необходима  монологическая речь преподавателя,  которая воспринимается учениками  как образец последовательного  стройного изложения основных  мыслей.   
      Применение словесного метода  в познавательной деятельности  учащихся проявляется в речи  учеников, в которой четко прослеживается  самостоятельность в переосмыслении  содержания материала, изложенного  преподавателем или прочитанного  самостоятельно. Большинство учеников  при ответах на вопросы вносят  элемент творчества, проявляющийся  в перестраивании логики изложения, внесении новых фактов, заимствованных из собственного жизненного опыта.
                                                                                                                         8
    Наибольшие возможности для проявления самостоятельной творческой деятельности имеет эвристическая беседа с постановкой проблемных вопросов, ведение дискуссии на семинарах и т.д. Беседа позволяет выявить индивидуальные особенности учащихся: быстроту их реакции, особенности мышления и речи, памяти, уровень имеющихся знаний, интересы, широту кругозора.      
      Словесные методы необходимы для обучения рассуждать, высказывать свое мнение. В связи с выше сказанным очевидна необходимость использования в дистанционном обучении таких технологий, которые позволяют реализовать словесные методы. Видеолекции преподавателя с использованием спутникового телевидения и технологии видеоконференции позволяют представить лекцию преподавателя, слово преподавателя "вживую". Такие сетевые технологии, как телеконференция, чат, электронная почта, когда происходит передача информации в текстовом виде, предоставляют возможность общения. Хотя в такой интерактивной среде "учащийся - компьютер - преподаватель" представление учебного материала должно воспроизводить мысль преподавателя в виде образов, слов. Главным моментом в технологиях дистанционного обучения становится визуализация мысли, информации, знаний.
     В группе наглядных методов, методы различаются по средствам наглядности, отражающим то или иное содержание. В традиционной учебной практике в качестве наглядного материала используются учебные картины, таблицы, рисунки, фотографии, различные модели и т.д. В дистанционном обучении компьютер становится тем мощным средством, дающим широкие возможности представления наглядного материала. Основная функция наглядных методов - обеспечение конкретным образным материалом процессов формирования теоретических знаний, а также демонстрация конкретных объектов, процессов, явлений.
                                                                                                                         9
     Применение наглядных методов играет большую роль в развитии у учащихся наглядно-образного мышления, остроты восприятия, наблюдательности, зрительной памяти. Они благотворно воздействуют на эмоциональную сферу личности. Наглядные методы тесно связаны со словесными методами. Нередко они предшествуют словесным.
     Суть практических методов обучения состоит в том, что преподаватель ставит учебную задачу и организует деятельность учащихся по усвоению способов действий с какими-либо реальными объектами или их моделями. В дистанционном обучении применение практических методов возможно с использованием различных компьютерных тренажеров, виртуальных лабораторий и т.д. Практические методы способствуют связи теории с практикой. Ведущую роль в практических методах, во взаимодействии учителя и учащихся играет деятельность последних. Практические методы применяются не только с целью приобретения новых знаний и их закрепления, но и для приобретения умений, которые необходимы для развития самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
     Классификация методов по источникам знаний отражает связь методов с содержанием учебного материала и не раскрывает внутреннюю сторону деятельности учащихся.
     Методы воспитания многообразны. Они зависят от конкретных учебных задач, от характера различных видов музыкальной деятельности, обстановки, источника информации и т. д. Точную классификацию методов дать трудно. Поэтому остановимся на тех, которые в теории педагогики являются основными: а) убеждение, б) приучение, упражнения.
     
   
                                                                                                                           10
      Рассмотрим вначале, как можно применить метод убеждения, воспитывая маленького ребенка средствами музыкального искусства. Процесс воспитания в этом случае — непосредственное общение с музыкой. Исполнение ее должно быть достаточно ярким, темпераментным и выразительным. Только тогда можно вызвать у детей эмоциональный отклик, эстетические переживания и тем самым добиться нужного педагогического эффекта. Следовательно, выразительное исполнение музыки является необходимым условием  донесения до слушателя особенностей музыкального произведения. Чтобы исполнение было выразительным, искренним и доступным, надо хорошо знать произведение, продумать его содержание, осмыслить характер, почувствовать настроение. Этому поможет предварительное ознакомление в процессе многократного проигрывания. Ребенку необходимо понять, о чем рассказывает музыка, что такое ее хорошее звучание, затем надо выполнить те или иные требования в пении, танце и т. д. Известно, что эстетические переживания составляют единство эмоционального и сознательного. Поэтому убеждать надо не только непосредственным воздействием музыки, но и организацией целенаправленного внимания, разъяснением темы, содержания, выразительных музыкальных средств.
     Таким образом, метод убеждения способствует развитию добрых чувств, хорошего вкуса, правильного понимания исполняемых музыкальных произведений. Осмысленное исполнение оказывает на детей сильное воздействие, вызывая у них различные чувства, обогащает впечатлениями. Сравните, например, широкое и торжественное звучание песни Е. Тиличеевой «Наша Родина», веселое оживление русской народной мелодии «Ах, вы, сени» и легкую, изящную пьесу «Мотылек» С. Майкапара.
    
                                                                                                                         11
      Рассмотрим теперь упражнения как метод организации детской музыкальной деятельности. Чтобы развить эстетическое отношение к музыке, вызвать интерес к ней, потребность общения со звуковыми образами, надо научить детей активно действовать, внимательно слушать, различать и сравнивать характерные особенности звучания, своеобразие ритма, улавливать нюансы. Эта работа ведется последовательно — из года в год, изо дня в день. Овладение первоначальными навыками восприятия и исполнения обогащает чувство прекрасного, развивает инициативу, желание действовать самостоятельно. Приучая детей эстетически относиться к музыке, воспитатель проявляет много повседневных усилий, терпения и настойчивости.
     Методы музыкального воспитания предполагают убеждение и систематическое упражнение во всех видах деятельности, помогающих музыкальному развитию и воспитанию дошкольников.
     Как понятие многомерное и многоаспектное метод обучения имеет множество классификаций: по источникам знания (практический, наглядный, словесный и др.), по формированию различных личностных структур обучающегося (сознания, поведения, чувств и др.), по характеру познавательной деятельности (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный и др.). Э. Б. Абдуллин и Е. В. Николаева выделяют три группы общедидактических методов, широко используемых в практике музыкального образования школьников. Общепедагогические методы обучения имеют в преподавании музыкальных дисциплин своё специфическое преломление. Например, метод сравнения, который представлен в виде:
   1) выявления сходства и различия музыкального материала;
 
                                                                                                                         12
  2) идентификации музыкального материала с конкретными жизненными явлениями и процессами;
   3) перекодирования содержания музыки в другой вид искусства (живопись, скульптуру, литературу и др.).
      Вышеназванными авторами выделяются также методы наглядно-слухового показа (демонстрация музыкальных произведений) и словесные методы (перевод художественно-образного содержания музыки в словесную форму). Определение понятия метод давалось по-разному: как путь для достижения цели, как способы работы учителя и учеников. В современной педагогике скорректировано понимание методов воспитания и обучения. Они рассматриваются как способы взаимосвязанной деятельности учителя и учеников, направленные на решение задач образования, воспитания и развития учащихся.
     Другой подход строится на основе нарастания проблемности в обучении. Известные дидакты И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин предложили свою классификацию методов: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, эвристический (частично поисковый), исследовательский.
     Из названных ими пяти методов первый (объяснительно-иллюстративный) не содержит элементов проблемности. Он предполагает сообщение учащимся определенных сведений, объяснение, рассказ. Учитель организует процесс восприятия и осознания информации (с помощью слова, наглядности), а учащиеся запоминают и усваивают ее.
     Репродуктивный метод применяется для закрепления усвоенного. Воспроизведение (репродуцирование) предполагает повторение. В зависимости от учебных задач этот метод может или содержать элементы проблемности, или не содержать.
                                                                                                                          13
    Различаются задания двух уровней: в одних отрабатываются способы применения знаний по образцу; в других дети выполняют вариативные задания, требующие переосмысления и творческого применения усвоенных знаний.
     Метод проблемного изложения активизирует мыслительную деятельность учащихся. Педагог формулирует проблему и сам решает ее, показывая различные пути достижения цели. Ученики следят за ходом рассуждений учителя, задают вопросы.
    Эвристический (частично поисковый) метод предполагает постановку проблемы и частичное ее решение уже с помощью учащихся. Ученики побуждаются к высказываниям, рассуждениям, сравнениям, сопоставлениям, доказательствам.
     И наконец, исследовательский метод предполагает самостоятельное решение учащимися поставленных перед ними проблем. Различные этапы поисковой деятельности (постановка гипотезы, обдумывание способов ее проверки, формулировка выводов) осуществляются без непосредственного участия педагога, но под его руководством.
   Близкая по содержанию классификация педагогических методов обучения детей дошкольного возраста предложена А.В. Запорожцем и Т.А. Марковой. Ими выделяются методы прямого воздействия, опосредованного педагогического воздействия и проблемного воспитания и обучения.
     Метод прямого воздействия предполагает постановку задачи, которую ребенок решает, имея образец - готовый способ ее решения. Этот метод используется на занятиях для освоения детьми определенных навыков, выработки привычек.
                                                                                                                         14  
     Метод опосредованного педагогического воздействия применяется преимущественно в тех случаях, когда уже имеется некоторый опыт деятельности. Воспитатель не ставит перед детьми какой-либо конкретной задачи и не определяет прямо способа ее решения. Он использует методы опосредованного влияния: изучает склонности, интересы детей, дает советы, косвенно руководит и управляет деятельностью ребят, создает условия для ее успешного осуществления. Этот метод применяется, как правило, при руководстве самостоятельной деятельностью детей.
     Метод проблемного воспитания и обучения предполагает самостоятельное решение детьми поставленных задач на основе имеющихся у них представлений, знаний, умений. Методы проблемного воспитания и обучения активизируют мыслительную деятельность, творческие проявления, самостоятельность. 

   
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                          15
        ПАРАГРАФ 2. Специальные методы музыкального воспитания и обучения.  
    Наряду с общедидактическими методами в педагогике музыкального образования существуют и специальные методы обучения.
     К группе методов, определяемых спецификой музыкального искусства, известные педагоги-музыканты относили и относят:
    - метод наблюдения за музыкой; метод не навязывать музыку, а убеждать ею; не развлекать, а радовать; метод импровизации (Б.В. Асафьев);
   - метод сопереживания (Н.А. Ветлугина);
   - методы музыкального обобщения, забегания вперед и возвращения к пройденному, размышления о музыке, эмоциональной драматургии (Д.Б. Кабалевский и Э.Б. Абдуллин);
   - метод развития стилеразличения у подростков (Ю. Б.Алиев);
   - метод музыкального собеседования (Л.А. Безбородова);
   - метод интонационно-стилевого постижения музыки и моделирования художественно-творческого процесса (Е.Д. Критская и Л.В. Школяр).
     Группу методов разработала О.П. Радынова для музыкального воспитания дошкольников. Это методы контрастных сопоставлений произведений и уподобления характеру звучания музыки, которые способствуют осознанности восприятия музыки, созданию проблемных ситуаций, углубляют эмоциональную отзывчивость на музыку, развивают воображение и творчество детей. В методе контрастных сопоставлений Радынова разработала систему заданий, в которых сравниваются контрастные произведения одного жанра, пьесы с одинаковыми
                                                                                                                       16
названиями, контрастные произведения в пределах одного настроения (определение оттенков), интонации музыки и речи, различные  варианты интерпретации одного произведения (оркестровое звучание и сольное, варианты исполнительской трактовки на фортепиано).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.