На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Налоги как экономическая категория

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 22.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Содержание 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..……4
1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РОЛИ НАЛОГОВ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА………………………………………………………….7
      Налоги как экономическая категория……………………………………...7
      Экономическая сущность и функции налогов…………………………...10
      Проблемы действующей налоговой системы……………………………15
2. РОЛЬ НАЛОГОВ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА……..18
   2.1 Налоги как основной источник  бюджетов различных уровней………...18
   2.2 Налоги как регулирующий фактор экономики…………………………..23
   2.3 Выполнение налогами регулирующей функции………………………...27
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВ В ЦЕЛЯХ ПОВЫШЕНИЯ ИХ РОЛИ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА…………….…..30
4.ПРАКТИЧЕСКАЯ  ЧАСТЬ……………………………………………………35                                                                                                 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….37                                                                                          
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………39                                                      
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….41 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Налоги  являются необходимым звеном экономических  отношений в обществе с момента  возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно- технического прогресса.
     Прежде  чем вести дальнейший разговор о  налогах и налоговой системе  необходимо определиться с соответствующими терминами:
     Налоги - обязательные платежи, уплачиваемые налогоплательщиками в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды на основании федеральных законов о налогах и актах законодательных органов субъектов Российской Федерации, а также по решению органов местного самоуправления в соответствии с их компетентностью.
     Налоговая система - совокупность предусмотренных  налогов и обязательных платежей, взимаемых в государстве, а также  принципов, форм и методов установления, изменения, отмены, уплаты, взимания, контроля.
     Налоги  известны давным-давно, еще на заре человеческой цивилизации. Их появление  связано с самыми первыми общественными  потребностями.
     Адам  Смит сформулировал четыре основополагающих, ставших классическими, принципа налогообложения, желательных в любой системе экономики:
     1) Подданные государства должны  участвовать в содержании правительства  соответственно доходу, каким они  пользуются под покровительством  и защитой государства.
     2) Налог, который обязывается уплачивать  каждое отдельное лицо должен  быть точно определен (срок уплаты, способ платежа, сумма платежа).
     3) Каждый налог должен взиматься  тем способом или в то время,  когда плательщику удобнее всего  оплатить его.
     4) Каждый налог должен быть так  задуман и разработан, чтобы он  брал и удерживал из кармана народа как можно меньше сверх того, что он приносит казне государства.
     Переходя  к проблеме налогов в Российской Федерации, необходимо отметить, что  все 4 принципа находят у нас слабое отражение. Перестройка экономики  привела к резкому спаду производства, росту инфляции, появлению большого числа безработных, существенному сокращению государственного сектора. Предстоит преодолевать эти негативные явления. В настоящее время практически всеми признается, что эффективная реформа налоговой политики и системы налоговых органов в стране — ключевой фактор успеха в деле перевода экономики на рыночные рельсы.
     Проблема  налогов — одна из наиболее сложных  в практике осуществления проводимой в нашей стране экономической  реформы. Пожалуй, нет сегодня другого  аспекта реформы, который подвергался бы такой же серьезной критике и был бы предметом таких же жарких дискуссий и объектом анализа и противоречивых идей по реформированию. С другой стороны, налоговая система 
— это важнейший элемент рыночных отношений и от нее во многом зависит успех экономических преобразований в стране. Поэтому к выдвигающимся предложениям о серьезной ломке созданной к настоящему времени налоговой системы необходимо подходить весьма осторожно, просчитывая не только сиюминутную отдачу от этих преобразований, но и их влияние на все стороны экономики и финансов.

     Естественно, что идеальную налоговую систему  можно создать только на серьезной  теоретической основе, учитывающей  специфику экономических отношений  в обществе, созданный научный  и производственный потенциал.
     Налоговая система должна органически влиять на укрепление рыночных начал в хозяйстве, способствовать развитию предпринимательства  и в то же время препятствовать падению уровня жизни низкооплачиваемых  слоев населения.
          Цель курсовой работы – разобрать пути совершенствования налогов в целях повышения их роли в экономической системе общества.
    В курсовой работе будут рассматриваться  следующие задачи:
    - раскрыть и обозначить основные понятия и сущность налогов;
    - рассмотрение основных элементов налога и раскрыть их содержание;
    - изучить сущность и роль налогов в экономической системе общества:
    - выявить проблемы, существующие на данном этапе налогообложения и определить направления их устранения.
    Актуальность  темы исследования обусловлена тем, что на сегодня наша экономика и налоговая сфера, находятся ещё в неустойчивой стадии формирования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РОЛИ НАЛОГОВ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА 
 

      Налоги  как экономическая категория
     Налоги  представляют собой обязательные платежи, взимаемые государством (центральными и местными органами власти) с юридических и физических лиц в государственный или местные бюджеты[3].
     Налоги, такая же экономическая категория, как цена, кредит, прибыль. Налоги выполняют  целый ряд функций в государстве. Налоги как ни одна экономическая категория подвергаются критике, отрицанию, изменениям. С позиции государственности налоги есть необходимый элемент существования государственных структур и выполнения ими своих задач.
     Известно, что с первых шагов своего существования государство выполняет определенные услуги: охраняет границы; развивает экономику; оказывает помощь населению; развивает науку, культуру, здравоохранение, образование. Налоги — это плата за эти услуги.
     Теоретически  экономическая природа налога заключается в определении источника обложения и того влияния, которое оказывает налог в конечном счете на экономику общества.
     Определенный вклад в теорию налогов внесли ученые  -экономисты  России А. Тривус, Н. Тургенев, А. Соколов.
     Так, по мнению  Н.  Тургенева,  «налоги  суть  средства  к  достижению  цели общества или государства, то есть той цели, которую люди  себе  предполагают при соединении своем в общество, или при составлении государств».
     А. Тривус   считал, что «налог представляет собой принудительное изъятие  от плательщика некоторого количества  материальных  благ  без  соответствующего эквивалента.  Конечно,  в  некотором  отношении  эквивалентом  являются   те услуги, которые оказывает плательщику государственная власть».
     А. Соколов утверждал, что «под налогом нужно  разуметь  принудительный сбор, взимаемый государственной властью с отдельных  хозяйствующих  лиц  или хозяйств для покрытия его  расходов  или  для  достижения  каких-либо  задач экономической политики, без  предоставления  плательщикам  его  специального эквивалента».
     Доктор  экономических наук Д. Черник определяет  сущность  налогов  как «изъятие  государством  в  пользу  общества  определенной   части   валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса».
    Налоговым Кодексом РФ определено, что:
     Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный  платеж, взимаемый  с организаций и физических лиц в форме отчуждения  принадлежащих  им  денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности  государства  и  (или) муниципальных образований.
     На  сегодняшний день в  нашей  стране,  учитывая  специфику  Российской экономики, налоги можно определить как обязательные  и без эквивалентные платежи, уплачиваемые налогоплательщиками в бюджет  соответствующего  уровня и государственные внебюджетные фонды  на  основании  федеральных  законов  о налогах и сборах,  и актов законодательных (представительных)  органов субъектов Российской Федерации,  а  так  же  по  решениям  органов  местного самоуправления в соответствии с их компетенцией.
     Налог представляет собой обязательный, индивидуально-безвозмездный  платеж, взимаемый с организаций  и физических лиц для финансирования деятельности государства или муниципальных  образований.
     Признак обязательности налога закреплен в  Конституции Российской Федерации. В соответствии со статьей 57 каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Рассматривая правовую природу обязанности уплачивать налоги, Конституционный Суд РФ указал, что такая конституционная обязанность имеет публично-правовой, а не частно-правовой (гражданско-правовой) характер, т.е. в исполнении обязанности налогоплательщиков воплощен публичный интерес всех членов общества[11].
     При определении налогового бремени  учитываются следующие факторы:
     1) стоимость услуг государства;
     2) экономический уровень общества;
     3) прожиточный минимум;
     4) политика государства;
     5) социальные факторы.
     У налогов есть определенные позитивные характеристики. Это инструмент:
     - позволяющий собирать доходы  государства;
     -  помогающий более справедливо распределять налоговое бремя;
     -  обладающий стимулирующим воздействием;
     - через систему налогового обложения  государство воздействует на  личное потребление и регулирует  спрос.
     Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, одно из главных мест отводится налогам.
     Налоговая политика используется в качестве регулятора воздействия на негативные явления  рынка (продажа алкоголя, табака, казино). Применение налогов позволяет сочетать общегосударственные интересы с коммерческими интересами предпринимателей.
     Отход от директивных методов управления делает налоги одним из действенных  методов воздействия на субъекты рынка, поэтому знание налоговых  проблем является частью общеэкономической  культуры бизнеса. Известно, что кривая Лаффера тесно увязывает налоговые выплаты с тенденцией экономического развития, и если налоговое бремя переходит объективные границы, начинается спад производства, инвестиций, спроса.
     Всякие  непродуманные налоговые изменения  самым неожиданным образом могут сказаться на экономике страны и жизненном уровне населения. Прежде всего начинается поиск ухода от налогов, переложение налоговой нагрузки на потребителей, клиентов и т.д.
     Опыт  построения налоговых систем развитых зарубежных стран позволяет сделать выводы, что налогообложение строится на следующих принципах:
     1) простоте и ясности построения  налога;
     2) однократности обложения;
     3) социальной справедливости;
     4) адресности обложения;
     5) дифференциале ставок;
     6) льготном обложении.
     Задача  состоит не только в том, чтобы больше собрать налогов, но и чтобы дать возможность предпринимателю развивать и расширять сию предпринимательскую деятельность. Чем богаче страна, тем больше будет и налогов. 
 

      Экономическая сущность и функции налогов
     Налоги  в современном обществе – это основная форма доходов государства. Кроме этой сугубо фискальной функции, налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие НТП.
     Они возникают с разделением общества на классы и появлением государства. Без налогов не обходится ни одно государств. Они нужны государству для того, чтобы формировать государственный бюджет, из которого затем финансируются государственные расходы. Таким образом, по определению К. Маркса и Ф. Энгельса «…в налогах воплощено экономическое выражение существования государства».
     Налоги  являются специфической формой экономических  отношений государства с хозяйствующими субъектами, с различными группами населения с каждым членом общества.[3]
     Сущность  налога состоит в изъятии государством в пользу общества определенной части  валового внутреннего продукта в  виде обязательного взноса. Источником налога является национальный доход, новая  стоимость, созданная в производстве трудом, капиталом, природными ресурсами. Налоги служат инструментом аккумулирования части новой стоимости, которая становится собственностью государства. Таким образом, особенностью налогов является:
     - тесная связь налогов с государственной  властью, для которой они являются важнейшим источником доходов;
     - принудительный характер платежей, осуществляемый на основе законодательства;
     - участие в экономических процессах  общества.
     Налоги  и сборы являются  одним из источников формирования федерального, регионального и местного бюджетов и внебюджетных фондов.
     Экономическая сущность налогов характеризуется  денежными отношениями, складывающимися  у государства с юридическими и физическими лицами, которые  имеют специфическое назначение - мобилизацию средств в распоряжение государства.
     Функция налога – это проявление его сущности в действии, способ выражения его  свойств.
     Фискальная  функция представляет собой основную функцию налога. Она изначально присуща  любому налогу, любой налоговой системе  любого государства. Это естественно, ведь главная задача взимания налога — образование государственного денежного фонда путем изъятия части доходов организаций и граждан для создания материальных условий существования государства и выполнения им собственных функций: обороны страны, защиты правопорядка, решения социальных, природоохранных задач и др. Именно благодаря фискальной функции создаются реальные предпосылки для вмешательства государства в экономические отношения, и именно фискальная функция предопределяет появление других функций налога.
     Как активный участник распределительных  и перераспределительных процессов  налоги не могут не оказывать существенного  воздействия на сам процесс воспроизводства, здесь находит свое проявление стимулирующая  функция налогов. Ее практическая реализация осуществляется через систему налоговых ставок и льгот, налоговых вычетов, налоговых кредитов, финансовых санкций и налоговых преференций. Так, государство, оперируя этими инструментами, вынуждает хозяйствующие субъекты действовать в том направлении, которое выгодно государству.
     Немаловажное  значение в реализации этой функции  имеет и налоговая система  сама по себе: вводя одни налоги и  отменяя другие, государство стимулирует  развитие определенных производств, регионов и отраслей, одновременно сдерживая  развитие других. С помощью налогов государство целенаправленно влияет на развитие экономики и отдельных ее отраслей, структуру и пропорции общественного воспроизводства, накопление капитала. При этом проявляется тесная связь стимулирующей функции налогов с распределительной.
     По  мнению А. Соколова налоги  призваны  выполнять  следующие  функции: собирание  денежных  сумм,  регулирование  денежных  доходов   и   часто   - хозяйственного накопления, перераспределение    полученных    доходов    или прибыли, принудительное  накопление  средств,  равновесие  между  спросом  и предложением.
     Стимулирующая функция имеет подфункцию, которая  называется дестимулирующей. Как правило, используя дестимулирующую функцию  налога, государство увеличивает  налоговое бремя и тем самым может препятствовать развитию отдельных отраслей или социально-экономических процессов. Как правило, действие этой подфункции связано с установлением повышенных ставок налогов. Примером могут служить меры государства, направленные на поддержку внутренних производителей при помощи запретительных импортных таможенных пошлин.
     Регулирующая  функция имеет черты стимулирующей  функции. Изменяя налоговые ставки на прибыль, государство может создавать  или уменьшать дополнительные стимулы  для капиталовложений, а манипулируя уровнем косвенных налогов, может воздействовать на уровень цен, следовательно, и на уровень потребления.
     Благодаря данной функции налога государство  может воздействовать не только на экономические, но и на социальные и  экологические аспекты жизни общества.
     С помощью налогов решаются и проблемы экологии: в свое время промышленность развитых стран сопротивлялась оснащению  автомобилей катализаторами из-за значительного  увеличения продажной цены на них. Тогда  государство снизило налог на автомобили, оснащенные катализаторами, а также акцизный сбор на виды бензина, потребляемого этими автомобилями. Акцизные поступления в доходную часть государственных бюджетов соответственно сократились, однако объем выбросов вредных веществ в атмосферу значительно уменьшился. Так экологическая проблема была решена с использованием налоговых механизмов.
     Наиболее  тесно связана с фискальной функцией налога его распределительная функция, выражающая экономическую сущность налога как инструмента распределительных  отношений. Суть данной функции заключается в том, что с помощью налогов через бюджет и внебюджетные фонды государство перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в социальную (от богатых — к бедным, от работающих — к неработающим), осуществляет финансирование крупных межотраслевых и социальных целевых программ, имеющих общегосударственное значение, в силу чего данная функция иногда называется социальной.
     С распределительной и фискальной функциями тесно связана контрольная  функция. Механизм выполнения этой функции проявляется, с одной стороны, в проверке эффективности хозяйствования, с другой стороны, в контроле за действенностью проводимой экономической политики государства. В условиях острой конкуренции налоги становятся одним из важнейших инструментов независимого контроля за эффективностью финансово-хозяйственной деятельности. При прочих равных условиях из конкурентной борьбы выбывает тот, кто не может рассчитаться с государством. Одновременно нехватка в бюджете финансовых ресурсов сигнализирует государству о необходимости внесения изменений в налоговую, социальную или бюджетную политику [5]. 
 

      Проблемы  действующей налоговой системы
     Налоговая система - наиболее активный рычаг государственного регулирования социально-экономического развития, инвестиционной стратегии, внешнеэкономической деятельности, структурных изменений в производстве, ускоренного развития приоритетных отраслей.
     С самого начала построения налоговой  системы России был взят фискальный ориентир. Налоговая система стала  приобретать конфискационный характер. Через различные налоги у предприятий изымается 85-90% прибыли. Современная российская налоговая система лишена стимулирующего начала, которое в современных условиях развития должно осуществляться при реализации всех функций налогообложения - фискальной, распределительной и регулирующей.
 Основной  целью российской налоговой системы  была определена, прежде всего, ликвидация дефицита бюджета. Это определялось не только преобладанием монетаристского  подхода к ее построению в его  одностороннем понимании без учета конкретных российских условий, но и требованиями международных финансово-кредитных организаций, которые для предоставления кредитов поставили условия - стабилизация рубля и сокращение бюджетного дефицита.
     Основной  недостаток налоговой системы России состоит в том, что она ориентирована на устранение дефицитности бюджета изъятием доходов предприятий. Нет достаточной увязки налоговой системы с развитием экономики и деятельностью непосредственных ее субъектов - предприятий. Потеря такой взаимосвязи привела к тому, что налоговая система развивается сама по себе, а предприятия, испытывая ее чрезмерное давление, - сами по себе. Многие поставлены на грань убыточности и банкротства. При этом предприятия заинтересованы в получении минимальной прибыли, чтобы избежать высокого налогообложения. Налоговая система должна быть повернута к производству, стимулируя его рост и тем самым, увеличивая базу налогообложения.
     Налоговая политика России строится пока исходя из принципа - “чем больше ставка, тем лучше для государства и построения рыночной экономики”. В итоге - недобор налогов (как минимум 20-30% налоговых сумм), сокращение производства товаров, падение инвестиционной активности и отсутствие какой-либо заинтересованности предприятия в развитии производства.
     Налоговая система должна базироваться на оптимальном  сочетании интересов всех социальных слоев общества - предпринимателей, работников, государственных служащих, учащихся, пенсионеров и других, которые имеют большие различия в получаемых доходах. Такая социальная функция налогов имеет большое значение для обеспечения социального равновесия в обществе.
     Налоговая система построена так, что налоговые  платежи возрастают по мере роста  цен. Это очень удобно с точки  зрения фискального содержания системы, но совершенно неприемлемо с позиций обоснованности налогообложения. Создается иллюзия роста доходности бюджета, тогда как на самом деле все это обусловлено инфляционным фактором - идет процесс “накачивания” налоговой массы, но в то же время увеличивается дефицитность бюджета, так как инфляционный фактор еще в большей степени влияет на его расходы.
     Одним из наиболее существенных недостатков  действующей налоговой системы  является то, что она почти не стимулирует формирования в экономике  наиболее важных пропорций развития. Ядром такой пропорциональности является соотношение темпов роста производительности труда и фонда потребления, как на макро - , так и на микроуровне[4].
     Пока  же налоговая система России не ориентирована  на косвенное поддержание указанного соотношения налоговыми методами, хотя и была сделана попытка через налогообложения прибыли предприятий воздействовать на сокращение темпов роста фонда потребления на предприятиях через минимальный необлагаемый его размер. Но такой порядок налогообложения не решает главнейшей проблемы - стимулирования роста производительности труда, вызывая у предприятий желание, найти всевозможные ухищрения для сокрытия фонда заработной платы, и, прежде всего его распределения на большую численность работников, то есть фактически стимулирует непроизводительный труд с минимальной оплатой, падение его производительности.
     Все еще актуальной остается задача обеспечить формирования такой системы налогообложения, которая способствовала бы развитию экономики, формированию полноценных  субъектов рынка с одновременным постепенным решением проблемы сокращения дефицитности бюджета и достижения финансовой стабилизации с последующим переходом к экономическому росту.
     Для оптимизации налоговой системы  России нужно существенно повысить качество планирования и финансирования государственных расходов, укрепить доходную базу бюджетной системы, создать необходимые механизмы контроля за эффективностью использования государственных финансовых ресурсов. Основная задача этого этапа - обеспечение налоговыми доходами минимизации дефицита федерального бюджета с тем, чтобы за счет внутренних и внешних источников и приемлемой степенью надежности финансировать экономическое развитие страны.
     Основные  направления совершенствования  налоговой системы России:
     1) ослабление налогового бремени и упрощение налоговой системы путем отмены низкоэффективных налогов и отчислений во внебюджетные фонды;
     2) расширение налоговой базы благодаря  отмене ряда налоговых льгот,  расширению круга плательщиков  налогов и облагаемых доходов  в соответствии с принципом “налоговой справедливости”;
     3) постепенное перемещение налогового  бремени с предприятий на физических  лиц; 
     4) решение комплекса проблем, связанных  со сбором налогов и контролем  за соблюдением налогового законодательства.  
 
 
 
 
 
 

    РОЛЬ НАЛОГОВ  В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА
 
 
   2.1 Налоги как основной источник  бюджетов различных уровней
     Полномочия  органов власти различных уровней  в области налогообложения определяются Налоговым кодексом РФ. Налоговая  система РФ имеет трехуровневый характер. В соответствии с НК РФ налоги в России подразделяются на федеральные, региональные и местные.
     Федеральные налоги и сборы устанавливаются  НК РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации. Приведем основные из таких налогов:
     - налог на добавленную стоимость;
     - акцизы;
     - налог на доходы физических  лиц;
     - налог на прибыль организаций;
     - налог на добычу полезных ископаемых;
     - водный налог;
     - сборы за пользование объектами  животного мира и за пользование  объектами водных биологических ресурсов;
     - государственная пошлина.
     Таблица1 Структура доходов федерального бюджета 

  2009год 2010год 2011год
млрд.  
руб.
% к ВВП млрд.  
руб.
% к ВВП млрд.  
руб.
% к ВВП
1 2 3 4 5 6 7
Всего доходов 6561,3 17,1 6636,2 15,7 7346,9 15,7
В том числе:            
Нефтегазовые  доходы 2545,8 6,6 2955,0 7,0 3245,2 6,9
     Продолжение таблицы 1  

1 2 3 4 5 6 7
НДПИ (без  ненефтегазовых  доходов)
882,8 2,3 982,9 2,3 1088,0 2,3
Таможенные  пошлины 1663,0 4,3 1972,1 4,7 2157,2 4,6
Ненефтегазовые  доходы 4015,5 10,4 3681,2 8,7 4101,7 8,8
НДС 1943,7 5,1 2148,4 5,0 2430,4 5,2
Налог на прибыль организаций 172,8 0,4 191,5 0,5 192,4 0,4
Акцизы 105,8 0,3 145,1 0,3 182,7 0,4
НДПИ (без нефтегазовых доходов) 11,1 0,0 10,7 0,0 11,2 0,0
Таможенные  пошлины (без нефтегазовых доходов) 506,6 1,3 546,3 1,3 620,7 1,3
 
     Из  таблицы видно, что налог на прибыль  среди всех налоговых доходов  занимает 3 место после НДС и  таможенных пошлин. В 2010 году налог  на прибыль составлял 0,5% к ВВП, в  прогнозируемом 2011 ожидается снижение  доли налога на прибыль на 0,1% и составит 0,4% к ВВП.
     Региональные  налоги и сборы, устанавливаемые  и вводимые в действие в соответствии с Налоговым Кодексом и законами субъектов РФ, обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. При установлении регионального налога законодательными органами субъектов РФ определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному региональному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются НК РФ. При установлении регионального налога законодательными органами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. К таким налогам относятся:
     - налог на имущество организаций;
     - налог на игорный бизнес;
     - транспортный налог.
     Таблица 2 Структура доходов регионального бюджета Республики Башкортостан
Статья  доходов Объем поступлений  в 2011 году, млн. рублей Объем поступлений  в 2010 году, млн. рублей Темпы роста  объема-2011 к объему-2010, %
Доходы  бюджета субъекта федерации всего 81 507 66 110 123
Собственные налоговые и неналоговые доходы 62 228 52 733 118
Налог на прибыль организаций 19 500 16 200 120
Налог на доходы физических лиц 16 905 15 785 107
Акцизы 11 542 9 780 118
Налоги  на имущество 8 460 7 750 109
Безвозмездные поступления из Федерального бюджета 19 279 13 377 144
 
     Из  таблицы видно, что в структуре  доходов Республики Башкортостан из налоговых доходов налог на прибыль  занимает первое место. По сравнению с 2010 годом в 2011 году ожидается увеличение поступлений по налогу на прибыль на 20%.
     Местные налоги и сборы, устанавливаемые  и вводимые в действие в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми  актами представительных органов местного самоуправления, обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются и вводятся в действие законами этих городов. К этим налогам относятся:
     - земельный налог;
     - налог на имущество физических  лиц. 
     Список  налогов России является закрытым. Это означает, что никакой орган  власти, за исключением Федерального Собрания России, не может изменить перечень налогов и ввести налог, не предусмотренный перечнем. Однако так было не всегда. В 1994-1996 гг. в соответствии с Указом Президента РФ № 2268 от 22.12.93 г. "О формировании республиканского бюджета Российской Федерации и взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации в 1994 году" законодательные (представительные) органы власти субъектов Федерации, в том числе органы местного самоуправления, имели право вводить на своей территории любые налоги сверх установленного перечня. Такое, на первый взгляд, демократическое право породило огромную волну произвола и дискриминации налогоплательщиков со стороны субфедеральных структур. Поэтому в целях сохранения единства экономического пространства страны налоговый перечень был "закрыт".
     При рассмотрении роли налогов в формировании доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы необходимо, прежде всего, классифицировать доходы по видам. В соответствии со ст. 41 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ) доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений. Закон Российской Федерации от 7 мая 2002 г. № 51-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О бюджетной классификации Российской Федерации"" внес изменения в БК РФ и предусматривает следующие элементы классификации доходов бюджетов:
     - налоговые доходы;
     - неналоговые доходы;
     - безвозмездные перечисления;
     - доходы целевых бюджетных фондов;
     - доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
     К налоговым доходам относятся  предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги, а также пени и штрафы. Налоговые доходы, как правило, составляют более 90% доходной базы бюджета. 

2.2 Налоги  как регулирующий фактор экономики
     Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место  отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство  широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.
     От  того, насколько правильно построена  система налогообложения, зависит  эффективное функционирование всего  народного хозяйства.
     Объективная необходимость государственного регулирования  экономики общепризнанна и осуществляется во всех странах. Одним из инструментов регулирования являются налоги. Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также форм и методов их построения образует налоговую систему. 
Сегодня налоговая система призвана реально влиять на укрепление рыночных начал в хозяйстве и способствовать развитию предпринимательства.

     Налоги - важная экономическая категория, исторически связанная с существованием и функционированием государства.
     Результативность  налоговой политики в значительной мере зависит от того, какие принципы государство закладывает в ее основу. Различают следующие основные принципы построения налоговой системы:
     - соотношение прямых и косвенных налогов;
     - применение прогрессивных ставок  налогообложения и степень их  прогрессии или преобладание  пропорциональных ставок;
     - дискретность или непрерывность налогообложения;
     - широта применения налоговых  льгот, их характер и цели;
     - использование системы вычетов,  скидок и изъятий и их целевая направленность;
     - степень единообразия налогообложения  для различного рода доходов  и налогоплательщиков;
     - методы формирования налоговой базы.
     Используя указанные принципы, государство в условиях стабильно развивающейся экономики стимулирует расширение объемов производства товаров, работ и услуг, инвестиционную активность, качественные показатели развития экономики. Благодаря применению тех или иных принципов осуществляется структурная и социальная направленность налогообложения. В период кризисной ситуации налоговая политика через использование указанных принципов способствует решению задач, направленных на выход экономики из кризисного состояния.
     Методы  осуществления налоговой политики зависят от тех целей, которых стремится достичь государство, проводя указанную политику. В современной мировой практике наиболее широкое распространение получили такие методы, как изменение налоговой нагрузки на налогоплательщика, замена одних способов или форм налогообложения другими, изменение сферы распространения тех или иных налогов или же всей системы налогообложения, введение или отмена налоговых льгот и преференций, введение дифференцированной системы налоговых ставок.
     Цели  налоговой политики не являются чем-то застывшим и неподвижным. Они формируются под воздействием целого ряда факторов, важнейшими из которых являются экономическая и социальная ситуация в стране, расстановка социально-политических сил в обществе. В современных условиях государства с развитой рыночной экономикой осуществляют налоговую политику для достижения следующих важнейших целей:
     - участие государства в регулировании  экономики, направленном на стимулирование  или ограничение хозяйственной  деятельности, а также в общественном  воспроизводстве;
     - обеспечение потребностей всех  уровней власти в финансовых  ресурсах, достаточных для проведения  экономической и социальной политики, а также для выполнения соответствующими  органами власти и управления возложенных на них функций;
     - обеспечение государственной политики регулирования доходов. Участие государства в регулировании экономики при проведении налоговой политики осуществляется с помощью таких налоговых инструментов, как налоговая ставка, налоговая льгота, налоговая база и некоторые другие. Государство использует при этом как прямые, так и косвенные методы использования налоговых инструментов.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.