На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Нейропсихологическое исследование памяти и внимания детей СДВГ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 22.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ  РАЗВИТИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИМИ
ГОУ ВПО  ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 
 

Факультет клинической психологии
Кафедра клинической психологии и психосоматической  патологии 
 

Холова  Любовь Николаевна 
 
 
 
 
 
 

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ  ИССЛЕДОВАНИЕ ПАМЯТИ И ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ  СДВГ 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  

Допустить к  защите: декан.
Факультета клинической  психологии,
к.м.н. доцент  Н.А. Кравцова
_______________________________ 

Допустить к  защите: зав. кафедрой клинической психологии,
д.м.н., профессор. Н.Д. Белокобыльский
_______________________________ 
 
 
 

                             Владивосток, 2006
Научный руководитель: ассистент 
кафедры клинической  психологии
Гончар Д.С.
______________________________ 

Рецензент: ассистент 
кафедры клинической  психологии
Олесенко О.И. 

_________________________ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       ВВЕДЕНИЕ 

       Работая в школе, психологам приходится отвечать на различные вопросы  родителей, которые жалуются на чрезмерную двигательную активность ребенка, непоседливость, импульсивность, неумение сосредоточиться на выполнении одного дела. Все эти признаки характеризуют гиперактивное поведение. Дети, отличающиеся таким поведением, часто вызывают нарекания со стороны учителей в школе, так как на уроках, не умея ждать своей очереди, выкрикивают; не дослушав вопроса, или дают первый пришедший в голову ответ; не умеют сосредоточиться на выполнении задания. Часто такие дети становятся инициаторами ссор и драк, поскольку не только очень подвижны, но и часто неловки и даже неуклюжи, поэтому нередко задевают, толкают, роняют  окружающие  предметы, а в силу своей импульсивности не всегда могут конструктивно разрешить возникшую ситуацию.
       Своим поведением гиперактивные расторможенные дети  возбуждают класс, затрудняя проведение учебных занятий. По данным разных авторов гиперактивное поведение встречается довольно часто: до 20% учащихся характеризуются чрезмерной подвижностью, расторможенностью.  Среди детей с расстройством поведения медики и психологи выделяют особую группу страдающих незначительными функциональными нарушениями со стороны центральной нервной системы. Эти дети мало, чем отличаются от здоровых, разве что повышенной активностью. Однако постепенно отклонения отдельных психических функций нарастают, что приводит к патологии, которая чаще всего называется "легкая дисфункция мозга". Есть и другие обозначения: "гиперкинетический синдром", "двигательная расторможенность" и так далее. Заболевание, характеризующееся данными показателями, получило название "синдром дефицита внимания с гиперактивностью" (СДВГ). И самое главное не в том, что   гиперактивный ребенок создает проблемы для окружающих детей и взрослых, а в возможных последствиях этого заболевания для самого ребенка. Следует подчеркнуть две особенности СДВГ. Во-первых, ярче всего он проявляется у детей в возрасте от 6 до 12 лет и, во-вторых, у мальчиков он встречается в 7-9 раз чаще, чем у девочек.
       Очень часто у детей, отличающихся гиперактивным  поведением, имеются сложности в усвоении учебного материала, и многие педагоги склонны объяснять это недостаточным интеллектом. Психологическое обследование детей дает возможность определить уровень интеллектуального развития ребенка, а кроме того, возможные нарушения со стороны перцепции, визуально-двигательной координации, внимания. Обычно результаты психологического исследования доказывают, что общий показатель интеллекта таких детей соответствует возрастной  норме.
    Помимо  легкой дисфункции мозга и минимальной  мозговой дисфункции, некоторые исследователи (И.П.Брязгунов, Е.В.Касатикова, А.Д.Кошелева, Л.С.Алексеева) называют причинами гиперактивного поведения еще и особенности темперамента, а также пороки внутрисемейного воспитания.
    Интерес к данной проблеме  не убывает, поскольку если 8-10 лет назад таких детей в классе было по одному - два, то сейчас - до пяти человек и более. И.П. Брязгунов отмечает, что если в конце 50-х годов публикаций на эту тему было порядка 30, то в 1990 году их число возросло до 7000 [3].
    Объект исследования: Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
    Предмет исследования – память и внимание детей с СДВГ.
       Целью данной работы явилось нейропсихологическое исследование особенности памяти и внимания детей с СДВГ.
Для реализации поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
      Провести литературно-информационный поиск по проблеме СДВГ.
      Выдвинуть экспериментальные гипотезы.
      Подобрать методики нейропсихологического исследования.
      Подобрать репрезентативную выборку испытуемых.
      Организовать и провести исследование.
      Интерпретировать  и проанализировать полученные результаты.
      Гипотеза  Ho – Предполагаем, что память и внимание  детей с СДВГ  не отличаются  от здоровых детей.
      Гипотеза  H1 – Предполагаем, что память и внимание    детей с СДВГ отличаются  от здоровых детей.
       Практическая значимость: Данными исследования можно будет пользоваться при работе с гиперактивными детьми, разрабатывая коррекционные  программы. Объективность полученных  данных  обеспечивается  комплексом  использованных   методик   и методами математической обработки.
       Курсовая  работа  представлена на 29 страницах  и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Первая глава посвящена рассмотрению  вопроса об общих теоретических аспектах СДВГ. Вторая глава посвящена процедуре и результатам нейропсихологического исследования  памяти и внимания детей с СДВГ. В заключении подводятся итоги теоретического анализа и проведённого экспериментального исследования. Приложения содержат сводную таблицу первичных результатов исследования и стимульный материал. Список литературы включает 30 источников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ

       1.1. СДВГ. Этиология и патогенез

      "Гипер…" — (от греч. Hyper — над, сверху) — составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово "активный" пришло в русский язык из латинского "activus" и означает "действенный, деятельный"[3, c.32].
      Синдром дефицита внимания с гиперактивностью — дисфункция центральной нервной системы (преимущественно ретикулярной формации мозга), проявляющаяся трудностями концентрации и поддержания внимания, нарушениями обучения и памяти, а также сложностями обработки экзогенной и эндогенной информации и стимулов [27].
      Термин  «синдром дефицита внимания» был выделен в начале 80-х гг. из более широкого понятия «минимальной мозговой дисфункции», история изучения которой связана с работами Е. Kahn c соавторами (1934), хотя отдельные исследования проводились и ранее. Наблюдая детей школьного возраста с такими нарушениями поведения, как двигательная расторможенность, отвлекаемость, импульсивность поведения, авторы высказали предположение, что причиной данных изменений является повреждение головного мозга неизвестной этиологии, и предложили термин «минимальное мозговое повреждение». В дальнейшем в это понятие были включены нарушения обучения, и введён термин «минимальной мозговой дисфункции» [8].
      Этиология изучена недостаточно. Ранее причиной СДВГ считали внутриутробное или постнатальное повреждение головного мозга. Сейчас получены данные о генетической предрасположенности к СДВГ. У однояйцовых близнецов конкордантность по СДВГ выше, чем у двуяйцовых. 20-30% родителей больных страдают или страдали СДВГ [24]. В семьях детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности нередко имеются близкие родственники с аналогичными нарушениями в школьном возрасте. Для выявления наследственной отягощенности необходим длительный и подробный расспрос, так как трудности обучения в школе взрослыми людьми сознательно или бессознательно «стираются». Вероятно, существует генетически детерминированная взаимосвязь нейромедиаторных нарушений в головном мозге при данных патологических состояниях. Предполагают, что СДВГ детерминирован мутациями 3 генов, регулирующих дофаминовый обмен – (отвечающих за синтез, транспорт и усвоение). Обсуждается гипотеза, что носителями мутантного гена являются дети с наиболее выраженной гиперактивностью [27].
      Наряду  с генетическими, выделяют семейные, пре- и перинатальные факторы  риска. К семейным факторам относят низкое социальное положение семьи, наличие криминального окружения, тяжёлые разногласия родителей. Особенно значимыми считают нейропсихиатрические нарушения, в родословных детей с СДВГ часто прослеживают отягощенность по обсессивно-компульсивному синдрому (навязчивые мысли и принудительные ритуалы), тикам. Помимо этого, у родителей чаще, чем среди населения в целом, встречают алкоголизм, особенно алкоголизм и отклонения в сексуальном поведении у матери. Полагают также, что развитию СДВГ могут способствовать перенесенный синдром Рейе, фетальный алкогольный синдром, свинцовое, фосфорное отравления, пищевая аллергия (эти предположения не подтверждены) [24]. Недавно была выявлена связь между СДВГ и нечувствительностью к тиреоидным гормонам — редким состоянием, в основе которого лежит мутация гена бетарецептора тиреоидных гормонов (чаще передаётся по материнской линии) [27]. У таких детей преобладает возбуждение, при этом изменён метаболизм глюкозы, что ведёт к желанию сладостей, особенно шоколада. В некоторых случаях причиной заболевания могут быть нарушения внутриутробного развития. Пре- и перинатальные факторы риска развития синдрома дефицита внимания включают асфиксию новорожденных, употребление матерью во время беременности алкоголя, некоторых лекарственных препаратов [12, 14].
      Предполагают, что в основе патогенеза СДВГ лежат нарушения активирующей системы ретикулярной формации, которая способствует координации обучения и памяти, обработке поступающей информации, спонтанному поддержанию внимания. Нарушения активирующей функции ретикулярной формации, по всей видимости, связаны с недостаточностью в ней норадреналина. Невозможность адекватной обработки информации приводит к тому, что различные зрительные, звуковые, эмоциональные стимулы становятся для ребёнка избыточными, вызывая беспокойство, раздражение, агрессивность. Нарушения в функционировании ретикулярной формации предопределяют вторичные нарушения нейромедиаторного обмена головного мозга. Теория о связи гиперактивности с нарушениями обмена дофамина имеет многочисленные подтверждения, в частности, успешность терапии СДВГ дофаминергическими препаратами. Возможно, что нарушения нейромедиаторного обмена, приводящие к гиперактивности, связаны с мутациями в генах, которые регулируют функции дофарецепторов. Отдельные биохимические исследования у детей с СДВГ свидетельствуют, что в головном мозге нарушен обмен не только дофамина, но и других нейромедиаторов - серотонина и норадреналина [3, 8]. Помимо ретикулярной формации, большое значение в патогенезе СДВГ иметь дисфункция лобных долей (префронтальной коры), подкорковых ядер и соединяющих их проводящих путей. Одно из подтверждений данного предположения - сходство нейропсихологических нарушений у детей с синдромом дефицита внимания у взрослых при поражении лобных долей мозга [8]. 

 
      Клинические признаки заболевания
       СДВГ  проявляется расстройствами внимания, двигательной расторможенностью (гиперактивностью) и импульсивностью поведения. Кроме того, для большинства детей с СДВГ характерны двигательная неловкость, неуклюжесть [20, 24]. 

       Гиперактивное поведение детей отличается следующими признаками:
    1.    Частые  беспокойные движения рук.
    2.    Стремление  покидать свое место в классе, проявляющееся также и             в других ситуациях, которые требуют усидчивости.
    3.    Частые суетливые действия, не соответствующие ситуации.
    4.    Часто  проявляющаяся невозможность играть  или проводить свой досуг спокойно.
    5.    Частое пребывание в движении.
    6.    Стремление  часто и много говорить [14].
       Родители  описывают гиперактивных детей «постоянно двигающимися, как будто бы к ним прикрепили мотор», неспособными усидеть на месте. Их избыточная моторная активность бывает бесцельной, не соответствующей требованиям конкретной обстановки. Гиперактивность проявляется не просто избыточной двигательной активностью (которая может отмечаться даже в часы сна), но также беспокойством, посторонними движениями во время выполнения заданий, требующих усидчивости (ерзает на стуле, не в состоянии удержать неподвижными руки и ноги). У таких детей возможно сочетание чрезмерной двигательной активности и деструктивного поведения. Так, в школе они могут мешать   учителям,   отвлекать   одноклассников   и   провоцировать   их неправильное поведение во время уроков. Важно учитывать то, что, оказавшись в новой обстановке, при встрече с незнакомыми людьми, ребенок с СДВГ обычно не проявляет свойственной ему гиперактивности, она на   какое-то   время   исчезает,   «тормозится»   на   фоне   волнения.   Это обстоятельство может затруднить выявление СДВГ во время консультации специалистом при первой встрече с ребенком и родителями. Следует отметить также, что выраженность гиперактивности среди детей с СДВГ варьирует, и она наиболее типична для них в дошкольном и младшем школьном возрасте. В старшем возрасте она проявляется неусидчивостью, суетливостью, признаками двигательного беспокойства (крутится, вертится, сидя на стуле; постоянно что-то теребит и вертит в руках, трясет ногой и т.д.) [23].
       Импульсивность отличается:
    1.
     Частым проявлением готовности ответить на вопрос, не дослушав его до     конца.
    2.   Частым возникающим нетерпением при ожидании своей очереди.
    3.   Частым стремлением перебивать или вторгаться в ситуации (вмешиваться в разговор или игры) [14].
       Импульсивность  постоянно наблюдается у гиперактивных детей, как в разнообразных повседневных ситуациях, так и при выполнении школьных заданий. Она выражается в том, что ребенок часто действует, не подумав. На уроках он с трудом дожидается своей очереди, перебивает других, на вопросы отвечает невпопад, не выслушивая их до конца. Он может без разрешения вставать со своего места в классе, вмешиваться в разговор или работу находящихся рядом людей, во время игр со сверстниками бывает не в состоянии следовать правилам. Из-за импульсивности дети с СДВГ склонны к травматизации, так как могут попадать в опасные ситуации, не задумываясь о последствиях своих поступков (ввязываются в драки, выбегают на проезжую часть дороги и т.д.). Однако все это дети с СДВГ делают без специального умысла [24].
       При дефиците внимания наблюдаются:
    1.        Часто возникающие трудности в сосредоточении внимания на деталях или совершение «легкомысленных» ошибок в учебе и при выполнении других видов деятельности.
    2.    Часто возникающие трудности  в сосредоточении внимания при  выполнении некоторых заданий или во время игры.
    3.         Неспособность слушать собеседника.
    4.       Невозможность следовать указаниям, выполнять школьные задания, домашнюю работу и свои обязанности.
    5.            Частые трудности в организации своей деятельности.
    6.          Частое уклонение или неохотное выполнение задач, которые требуют продолжительных умственных усилий.
    7.   Частые потери предметов, необходимых для выполнения задания или иной деятельности.
    8.    Частая отвлекаемость под влиянием внешних стимулов.
    9.    Частая забывчивость в повседневных делах.
       Не  менее 6 симптомов дефицита внимания из перечисленных выше должны проявляться устойчиво в течение 6 месяцев и более, достигая такой степени выраженности, которая свидетельствует о дезадаптации и несоответствии этих симптомов уровню развития больного [3].
       Наряду  с гиперактивностью в двигательной сфере у детей с СДВГ обычно обнаруживаются нарушения координации движений, несформированность мелкой моторики и праксиса. Для них характерны сложности при завязывании шнурков, застегивании пуговиц, использовании ножниц, освоении навыков рисования и письма. Трудности, связанные с недостаточной сформированностью координации движений, являются причинами моторной неловкости, неспособности к спортивным занятиям и повышенного риска травматизма [25].
       Дефекты концентрации внимания являются причиной плохого выполнения заданий на уроках в школе. По описанию учителей, дети с СДВГ способны сохранять внимание не более нескольких минут. Они склонны постоянно забывать то, что им нужно сделать, терять свои вещи, необходимые в школе и дома. Дефицит внимания бывает особенно очевидным в новых для ребенка ситуациях, когда ему нужно действовать без посторонней помощи. Хуже всего гиперактивные дети выполняют задания, кажущиеся им скучными, неоднократно повторяющимися, трудными, не приносящими удовлетворения и не подкрепляемыми поощрениями. Наряду с трудностями концентрации внимания детям с СДВГ свойственна выраженная отвлекаемость.
       После поступления в школу проблемы детей с СДВГ, как правило, значительно нарастают. Требования к обучению в школе таковы, что ребенок с СДВГ не в состоянии их выполнить в полной мере. Его поведение не соответствует возрастной норме, в обычной школе ему не удается достичь результатов, соответствующих его способностям. При этом большинство детей с СДВГ имеют хороший общий уровень интеллектуального развития, о чем свидетельствуют результаты специальных исследований [23]. Тем не менее, во время уроков им сложно справиться с предлагаемыми заданиями, так как они испытывают трудности в организации и завершении работы. Наблюдения показывают, что они довольно скоро выключаются из процесса выполнения задания. Навыки чтения и письма у этих детей значительно ниже, чем у их сверстников, и не соответствуют показателям их интеллектуальных способностей. Письменные работы выглядят неряшливо и характеризуются ошибками, которые могут быть результатом невнимательности, невыполнения указаний учителя или угадывания без учета всех возможных вариантов.
       Проблемы  во взаимоотношениях с окружающими, в том числе со сверстниками, педагогами, родителями, братьями и сестрами, постоянно встречаются у детей с СДВГ. В школьных классах они более разговорчивы, чем другие дети, и более склонны к началу общения. Но невнимательность во время игр и других занятий в сочетании с отвлекаемостью, импульсивностью и часто возникающим желанием заняться чем-то другим приводят к тому, что дети с СДВГ оказываются не слишком хорошими партнерами. В их действиях прослеживаются избыточное реагирование, не соответствующее содержанию ситуаций, невосприимчивость к оттенкам межличностных взаимоотношений. В коллективе он служит источником постоянного беспокойства: шумит, не задумываясь, берет чужие вещи, мешает окружающим. Все это приводит к конфликтам, и ребенок становится нежеланным и отвергаемым в коллективе [8].

   1.3. Возрастные и гендерные особенности проявления СДВГ

      Анализ  возрастной динамики показал, что признаки расстройства наиболее выражены в дошкольном и младшем школьном возрастах: «наибольший процент детей с синдромом отмечается в 5—10 лет, что отличается от возраста 11—12 лет. Таким образом, пик проявления синдрома приходится на период подготовки к школе и начало обучения» [3, с.29].
      Это обусловлено динамикой развития высшей нервной деятельности. 5,5—7 и 9—10 лет — критические периоды для формирования систем мозга, отвечающих за мыслительную деятельность, внимание, память. К 7 годам, как пишет Д.А. Фарбер, происходит смена стадий интеллектуального развития, формируются условия для становления абстрактного мышления и произвольной регуляции деятельности.
      В 6—7 лет дети с синдромом не готовы к обучению в школе в связи  с замедлением темпов функционального  созревания коры и подкорковых структур. Систематические школьные нагрузки могут привести к срыву компенсаторных механизмов центральной нервной системы и развитию дезадаптационного школьного синдрома, усугубляемого учебными трудностями. Поэтому вопрос о готовности к школе для гиперактивных детей должен решаться в каждом конкретном случае психологом и наблюдающим ребенка врачом.
      «Всплеск гиперактивности в 12-15 лет (группа риска), и в 14 лет — совпадает с периодом полового созревания. Гормональный "бум" отражается на особенностях поведения и отношении к учебе. "Трудный" подросток (а именно к  этой категории относится большинство детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью) может решиться на расставание со школой» [25, с. 313].
      К концу периода полового созревания гиперактивность и эмоциональная  импульсивность практически исчезают или маскируются другими   личностными чертами, повышается  самоконтроль и регуляция поведения, дефицит  внимания   сохраняется. Нарушение внимания - основной признак заболевания, поэтому именно он определяет дальнейшую динамику и прогноз заболевания синдромом СДВГ [3].
      «Среди  мальчиков 7-12 лет признаки синдрома диагностируются в 2-3 раза чаще, чем среди девочек. Среди подростков это соотношение составляет 1:1, а среди 20 — 25-летних — 1:2 с преобладанием девушек» [18, c.7].
      Корнев  А.Н. отмечает что, преобладание мальчиков — это не только следствие субъективного мнения респондентов, отвечающих на вопросы анкеты. Хотя учителя чаще всего именно в мальчиках видят нарушителей порядка. Высокая частота симптомов заболевания у мальчиков может быть обусловлена влиянием наследственных факторов, а также более высокой уязвимостью плода мужского пола к патогенетическим воздействиям во время беременности и родов. У девочек большие полушария головного мозга менее специализированны, поэтому они имеют больший резерв компенсаторных функций по сравнению с мальчиками при поражении центральной нервной системы [3].
      Кроме того, отмечаются половые различия в структуре и динамике поведенческих  нарушений. У мальчиков симптомы гиперактивности и другие нарушения  поведения появляются с 3 — 4 лет, что заставляет родителей обращаться к врачу ещё до поступления ребёнка в школу.
      Среди девочек гиперактивность встречается  реже, заболевание у них чаще проявляется  в виде нарушений внимания. У девочек  поведенческие отклонения проявляются  более скрыто. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПАМЯТИ И ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ С СДВГ 

      
      Цели, задачи, предмет исследования
    Объект  исследования: Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
    Предмет исследования – память и внимание детей с СДВГ.
       Цель данного исследования – исследовать нейропсихологические особенности памяти и внимания детей с СДВГ.
      Задачи исследования:
    Выдвинуть и проверить экспериментальные гипотезы.
    Сформировать репрезентативную выборку испытуемых.
    Подобрать методики нейропсихологического исследования памяти и внимания детей с СДВГ.
    Организовать и провести исследование.
    Интерпретировать  и проанализировать полученные результаты.
      Гипотеза  Ho – Предполагаем, что память и внимание  детей с СДВГ не отличаются от здоровых детей.
      Гипотеза  H1 – Предполагаем, что память и внимание    детей с СДВГ отличаются от здоровых детей.
          Практическая значимость: Данными исследования можно будет пользоваться при работе с гиперактивными детьми, разрабатывая коррекционные  программы. Объективность полученных  данных  обеспечивается  комплексом  использованных   методик   и методами математической обработки.      

       2.2. Характеристика выборки
       Исследования проводились на базе общеобразовательной школы №28 Ленинского района г. Владивостока.
         Всего было обследовано 20 детей,  из них 9 девочек и 11 мальчиков,  в возрасте от 7 до 11 лет. В исследовании  принимало участие 10 детей с СДВГ и 10 здоровых детей.
            В результате анкетирования  родителей и педагогов были выделены две группы детей 7-11 лет (группа гиперактивных и группа негиперактивных детей). Выбор  данной возрастной группы детей объясняется тем, что именно в этом  возрасте наблюдается наибольший процент проявления гиперактивного поведения. Количество детей в гиперактивной и контрольной группах по 10 человек, в каждой группе по 4 девочки и по 5 мальчиков.   

      2.3. Методы нейропсихологического исследования
      Для формирования групп матерей (контрольной  и исследуемой) необходимо сначала  выделить группу гиперактивных детей  и группу детей, поведение которых  не характеризуется как гиперактивное.  Для этого использовались анкеты, разработанные И.П. Брязгуновым и Е.В. Касатиковой.
      При обработке данных анкет необходимо учитывать следующее: поведение  ребенка можно считать гиперактивным, если общее число баллов в анкете для родителей 8 и более, в анкете для педагогов 11 и более для  девочек, 15 и более  для мальчиков. В анкетировании участвовали родители и классные  руководители  детей.
     Для исследования внимания использовались следующие методики: «Корректурная проба», «Устойчивость внимания по Риссу», «Таблицы Шульте», «Определение не достающих элементов».
     Корректурная  проба направлена на исследование внимания — выявляется способность к концентрации его, устойчивость. Она впервые была предложена В. Вourdon 1895 г. [21]. Исследование производится при помощи специальных бланков с рядами расположенных в случайном порядке букв. Инструкция предусматривает зачеркивание одной или двух букв. При этом каждые 30 или 60 с исследующий делает отметку на том месте таблицы, где в это время находится карандаш испытуемого. Регистрируется также время, затраченное испытуемым на выполнение всего задания.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.