На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Семья и брак в Древнем Риме

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 22.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление 
 

  Стр.
Введение……………………………………………………………………. 3
Глава 1. Семья в римском праве………………………………………….. 4
1.1. Общий  строй римской семьи…………………………………………. 4
1.2. Понятие  агнатического и когнатического  родства………………….. 5
Глава 2. Брак в римском праве……………………………………………. 9
2.1. Понятие  и формы брака………………………………………………. 9
2.2. Заключение  и прекращение брака……………………………………. 11
Заключение…………………………………………………………………. 18
Список  литературы………………………………………………………… 20
 
 


Введение 
 

     Семья - ячейка общества. Семья как элемент социальной организации сообщества проявляется в правовом регулировании в двух качествах: это союз мужчины и женщины и это наличие в семье детей.
     Римский семейный строй Гай считал настолько  нетипичным, что называл его «исключительным  достижением» римского народа. Отличие римской семьи состояло в том, что на первый план выдвигалась не кровная связь между paterfamilias и его подвластными - связь когнатическая, но связь юридическая - по римской терминологии агнатическая.
     Изучение  римского брачного права и его институтов сохраняет актуальность и по сей день, поскольку современное брачное право европейских стран также основывается, прежде всего, на соображениях юридического родства.
     Римское брачное право весьма сложно: не всякая семья, не всякие родственного характера отношения мужчины и женщины признавались, но римскому праву браком, рождающим правовые последствия и связанным с признаваемыми законом взаимоотношениями участников этого союза.
     Неоднозначное правовое происхождение института  брака в целом определило сложность его юридической конструкции в римском праве.
     Целью нашей работы служит исследование вопросов, касающихся семьи и брака как  способа ее создания в древнем  Риме. Задачи таковы:
     1) проанализировать институты семьи и брака в римском праве;
     2) изучить особенности различных видов брака;
     3) определить формы заключения  и прекращения брака.
 

     
Глава 1.Семья в римском праве 
 

1.1. Общий строй римской семьи 
 

     Определение семьи (familia) дал известный римский  юрист Ульпиан. Он указал, что этот термин "имеет различные значения, так как может относиться и к вещам, и к лицам". Он также различал семью в узком, или строгом, смысле (proprio iure) и в широком - семью по общему праву (familia communi iure).
     Ульпиан писал: "Семьей в строгом смысле слова мы называем совокупность лиц, находящихся под властью одного лица, подчиненных ему по рождению или по праву". "Семьей по общему праву (родства) мы называем семью всех агнатов... подчинявшихся власти одного лица, поскольку они происходят из одного дома и рода"[1, с.62].
     Основные  черты семейного строя. Правовой строй римской семьи относится  к числу специфических римских  правовых институтов. Только римский  гражданин мог вступить в римский  брак и основать римскую семью.
     Основные  черты семейного строя были выражены в римском праве с исключительной законченностью и последовательностью, а изменения их знаменовали глубокие изменения и в условиях хозяйственной жизни Рима, и в идеологии его господствующих классов.
     Итак, область семейного права в  Риме начинается с моногамической семьи, в основе которой лежала власть главы семьи и домовладыки (paterfamilias). Все члены в такой семье подчиняются власти одного.
     Это - агнатическая семья, в состав которой кроме главы семьи входили: его жена (in manu mariti), т. е. подчиненная мужней власти, его дети (in patria potestate), жены сыновей, состоявшие в браке cum manu и подчиненные не власти своих мужей, которые сами были подвластны главе семьи, а власти последнего, и, наконец, все потомство подвластных сыновей: внуки, правнуки и т. д. Все подвластные главе семьи члены семьи назывались sui.
     В такой семье лишь домовладыка  был вполне правоспособным лицом (persona sui iuris), а остальные члены семьи  полной правоспособности не имели (personae alieni iuris). Отсюда и пошло выражение, что жена по отношению к мужу находится loco filiae, мать по отношению к детям - loco sororis и т. д. Сыновья и внуки не получают свободы от подчинения отцовской власти даже если получают должность магистрата. Не освобождает от власти главы семьи и никакой возраст подвластных. Она прекращается только со смертью или по воле домовладыки. 
 

1.2. Понятие агнатического и когнатического родства 
 

     В современном понимании родство - это кровная связь между людьми, с наличием которой закон связывает  определенные правовые последствия [6, с.23].
     Римское право различало два вида родства:
     1. Агнатическое родство. Подчинением  власти главы семьи определялось  агнатическое родство, на базисе  которого и основывалась римская  семья. Дочь pater familias, выходившая  замуж, поступала под власть нового домовладыки. Она становилась агнатической родственницей новой семьи и переставала быть агнатической родственницей своего собственного отца и членов своей бывшей семьи. «Агнатами называются те, кто связан законным родством. Законным же родством является такое, которое составляется посредством лиц мужского пола».
     Агнатическое  родство могло быть близким и  далеким. Близкими родственниками считались  лица, находящиеся под властью  определенного домовладыки. Дальние  агнатические родственники - это лица, которые когда-то были под его властью.
     С развитием хозяйства, превращением Рима из общества производите лей  в общество потребителей власть домовладыки стала принимать более определенные границы; родство по крови (когнатическое родство) приобретало все большее значение.
     2. Когнатическое родство. Когнатические родственники - это лица, имеющие хотя бы одного общего предка. Кровные родственники - это:
     а) родственники по прямой или боковой  линии:
     - родственники по прямой линии (linea recta) - лица, происходящие одно от другого (дед, отец, сын). Прямая линия может быть восходящей (linea ascedens) или нисходящей (linea descedens) в зависимости от того, проводится она от потомства к предку либо от предка к потомству;
     - родственники по боковой линии (linea collaterales) - лица, имеющие общего предка, но не состоящие в родстве по прямой линии (братья, сестры, двоюродные братья, племянники и др.);
     б) брачные (legitimi) и внебрачные (spurn) родственники;
     в) полнородные или полуродные родственники:
     - полнородные родственники (germani) происходят от одних и тех же предков;
     - полуродные родственники (consanguinei и uterini) происходят от одного отца и разных матерей (consanguinei), или наоборот, от одной матери и разных отцов (uterini).
     Свойство (affinitas) - это родство между супругом и когнатическими родственниками второго супруга (например, свойство было между мужем и когнатическими родственниками жены).
     Степень родства исчислялась количеством  рождений, на которое сопоставляемые лица отстоят одно от другого: по прямой линии - количество рождений непосредственно между этими лицами по восходящей или нисходящей, а по боковой линии - количество рождений от общего предка. Степень свойств исчислялась таким же образом, как родство супруга (например, муж является свойственником тестя 1-й степени по прямой линии).
     Римская история прошла через развитие семей  от агнатического к когнатическому родству:
     - консорциум (consortium) был самым первым видом семьи - это семейная община, основанная на агнатическом родстве и возникшая после распада рода на отдельные группы. Во главе общины был старейшина, взрослые мужчины решали судьбу общины на общем собрании;
     - патриархальная семья (familia) сменила консорциум;
     - когнатическая семья появилась позднее с улучшением правового положения лиц, не имеющих полной правоспособности (alieni iuris). Когнатическая семья являлась союзом близких, только кровных родственников, живущих совмест но. В когнатическую семью входили обычно глава семьи с женой, детьми и другими близкими родственниками. Власть домовладыки больше не была неограниченной и сводилась к благоразумному наказанию («ad modicam castigationem»).
     С появлением когнатической семьи  стало признаваться, что и рабы могут иметь родственные связи (cognatio servilis); это положение было новым  для римлян. При развитой патриархальной семье, когда рабы были лишь «говорящим орудием», рабы могли только сожительствовать и их семейные связи не признавались.
     Последовательное  ограничение власти домовладыки  во всех ее проявлениях: в отношении  жены, детей и их потомства и параллельно осуществлявшееся постепенное вытеснение агнатического родства родством когнатическим составляют основное содержание процесса развития римского семейного права. Это развитие осуществлялось на основе глубоких изменений экономической жизни Рима, под влиянием хода его политической истории, одновременно с последовательным изменением форм собственности освобождением договорно-обязательственного права от его изначального формализма [2, с.46].
 

     
Глава 2. Брак в римском праве 
 

2.1. Понятие и формы брака 
 

     Семья образуется посредством брака. Брак - это союз мужа и жены, общность всей жизни, единение божественного и человеческого права (определение, данное Модестином в Дигестах Юстиниана).
     Данное  определение не соответствовало  реальному положению вещей, так как даже в классическую эпоху правоспособность женщины была гораздо ограниченней, чем у мужчины [6, с.26].
     Римский юрист Модестин определял брак как  «единение мужа и жены и объединение всего в их жизни, соединение по божественному и человеческому праву» .
     Источники Римского семейного права называют два вида римского брака:
     1) Брак cum manu устанавливающий власть  мужа над женой, при котором  вся собственность жены после  заключения брака является собственностью  мужа;
     2) Брак sine manu, не порождавший власти мужа над женой и первона-чально не устанавливающий вообще юридической связи между мужем и же-ной. Первоначально юридически чужая мужу и своим детям жена пребывала в том же семейном положении, что и до вступления в брак, так как со старой семьей её связывала агнатическая связь. В этом браке супруги имели раздельную собственность .
     Существование двух видов брака в Римском  праве всегда являлось предметом  особого интереса в исследованиях представителей правовой и исторической мысли. Так, удалось установить , что брак cum manu  является более древний , чем sine  manu о котором упоминается лишь в источниках III - II вв. до н.э.. Более того, ряд учёных полагают , что изначально брак  cum manu являлся - браком патрициев, а брак sine manu - браком плебеев, который впоследствии был признан и патрициатом .
     Кроме того, заключение двух видов браков производилось по-разному, несмотря на то , что обоим был свойственен  обряд обручения, который также регулировался Римским законодательством . В более древние времена нарушение "обручения" влекло публичный позор и ограничение права выступать в суде в качестве представителя чужих интересов. В период империи было установлено, что сторона без серьёзных оснований нарушившая "обручение" теряла право на возврат подарков, сделанных другой стороне .
     Брак cum manu заключался с помощью обрядов и при свидетелях. Заключение брака sine manu представляло собой обыкновенное соглашение лиц , вступающих в брак , и сам факт ухода жены на постоянное место жительства к мужу. Согласно Римскому праву, условиями вступления в брак были:  достижение супругами брачного возраста ( женихом 14 лет , невестой - 12; согласие лиц, вступающих в брак (до II в. н.э. согласие на брак должны были давать "отцы семейств" невесты и жениха , причём закон 1 в. н.э. предоставлял право жениху обжаловать необоснованный отказ  своего  "отца  семейства"  на  брак ); наличие у желающих вступить в брак права создавать римскую семью , то  есть  отсутствие  препятствий к браку , которые могли возникнуть  из-за  родственных и агнатических  связей  между женихом и невестой, а  также  из-за  принадлежности их к различным сословиям. Кроме того, были  запрещены браки  между опекуном  и  подопечным, правителем  провинции и её жительницами. Так же запрещался брак между супругом, виновном в прелюбодеянии и его сообщником. 
     Моральная деградация, поразившая римское общество в конце республики, имела своим  следствием кризис семейных устоев, чему способствовала и свобода брачных  отношений. С целью сохранения стабильности семейных отношений, пресечения злоупотреблений свободой развода и стимулирования вступления в брак и деторождения Август издал ряд законов. Так, закон 18 г. до н. э. предусмотрел уголовную ответственность за нарушение  супружеской  верности. В то же время этот закон легализовал внебрачные сожительства лиц, между которыми брак был запрещен законом (например, браки между вольноотпущенниками и представителями сенаторского сословия). Такое сожительство лиц, ни одно из которых не состояло в браке, с намерением создания жизненной общности называлось конкубинатом. Дети, рожденные в конкубинате, хотя и не признавались законными, все же имели некоторые права наследования после родителей, ряд прав был признан и за конкубиной. Тем  самым  конкубинат  отличался от случайных связей, не порождавших никаких правовых последствия. 
 

2.2. Заключение и прекращение брака 
 

     Совершению брака обыкновенно предшествовало обручение (sponsalia). В древнейшее время обручение лиц alieni iuris совершалось их patresfamilias без участия брачующихся. Позднее обручение совершали жених и невеста с согласия patresfamilias обоих. Обручение совершалось в форме двух стипуляций (п. 433): по одной - patresfamilias невесты обязывался передать ее жениху, а по другой - обязывался принять невесту в качестве жены, а в самое древнее время может быть в форме односторонней стипуляций, по которой только patresfamilias невесты обязывался передать ее жениху, не принимавшему на себя никаких обязанностей и имевшему затем право прекратить брак односторонним волеизъявлением. В более позднее время допускалось, по-видимому, совершение обручения и путем неформального соглашения.
     В древнейшее время нарушение sponsalia давало другой стороне право потребовать  возмещения причиненного ущерба. По преторскому  праву нарушение sponsalia влекло за собою только infamia и ограничение права выступать в суде в качестве представителя чужих интересов. В период империи было установлено, что сторона, без серьезных оснований нарушившая sponsalia, теряла право на возвращение сделанных ею по случаю обручения подарков (arrhae sponsaliciae, donatio ante nuptias); другой стороне сделанные ею подарки возвращались. В законодательстве IV в. утрата права на возвращение donatio ante nuptias была связана с христианским обычаем предбрачного поцелуя (osculum): в случае смерти жениха osculo interveniente невеста или ее наследники сохраняли половину предбрачных подарков.
     Способы установления manus. Древнейшее римское  право знало три способа совершения брака или точнее три способа установления manus, неразрывная в то время с браком: a) confarreatio, б) coemptio, в) usus.
     1) Confarreatio, которую ряд историков  считает патрицианской формой  совершения брака, по взгляду  некоторых (Жирар, Пост) никогда  не ставшей доступной плебеям, была религиозным обрядом. Название обряда произошло от panis farreus, особого хлеба, который во время брачной церемонии вкушали брачующиеся, а затем приносили в жертву Юпитеру. Церемония совер-шалась certis verbis в присутствии жрецов - pontifex maximus и flamen Dialis и 10 свидетелей, представлявших, быть может, древнейшие 10 курий (данной трибы). Только человек, рожденный от брака, заключенного per confar-reationem, и состоящий в таком браке, мог занимать должности rex sacrorum и flamen Dialis.
     2) Coemptio является светской и, как  думают, преимущественно плебейской  формой брака. Эта «воображаемая»  покупка жены мужем была, вероятно, пережитком подлинной купли. Она  производилась в тех же формах, в каких покупались наиболее  ценные вещи - а именно земля и рабы, и устанавливались права на лиц in mancipio, а именно в форме mancipatio. Правда слова, которые при этом произносятся, отличны от слов, произносимых при купле в собственном смысле, однако, в остальном это по форме купля. По описанию, которое дает этой форме заключения брака Гай, а также по отдельным замечаниям Цицерона и других писателей, coemptio представляется так:
     В присутствии пяти свидетелей и весовщика, libripens, которые участвовали во всякой mancipatio (п. 196), а также paterfamilias невесты, а равно и жениха, если он persona alieni iuris, жених спрашивает невесту: an tu mihi materfa-milias esse velis и, получив утвердительный ответ, сам отвечал установленными словами на соответствующий ее вопрос, также заданный в точно определенных словах. Ответ невесты, видимо, гласил: ubi tu Gaius, ibi ego Gaia. Затем жених произносил слова, установленные для совершения всякой купли путем mancipatio и передавал paterfamilias невесты, в виде покупной цены, слиток металла, якобы взвешенный весовщиком.
     3) Usus представлял собою своеобразное  применение института приобретательной  давности к области брачных  отношений.
     Из  этих трех форм заключения брака раньше других отпал usus. Если usus еще существовал  во времена Цицерона, то Гай уже  говорит о нем как о форме, отчасти отмененной законом, отчасти просто забытой. По-видимому, в начале I в. н.э. редко встречались уже и браки per confarreationem. По крайней мере Гай, а также Тацит сообщают, что в 23 г. н.э. был издан закон, в силу которого, в целях поощрения браков per confarreationem, с ними стала связываться не светская, а только религиозная manus (единство культа), которой достаточно было для того, чтобы лица, происшедшие от такого брака, могли быть верховными жрецами. Однако, с таким ограниченным кругом действия confarreatio продолжала существовать до падения язычества.
     Coemptio, видимо, существовала еще во времена  Гая. Менее достоверно, чтобы ее  считали действующим институтом  юристы III века, несмотря на упоминания  о ней Папиниана и Павла  (Жирар).
     Параллельно с отмиранием или ослаблением роли старых форм заключения брака шел процесс утверждения неформального совершения брака путем простого соглашении брачующихся (consensus facit nuptias - брак совершается соглашением), за которым должно было, однако, необходимо следовать deductio feminae in domum mariti. Поэтому Павел и указывал: vir absens uxorem nubere potest, femina absens nubere non potest.
     Условия вступления в брак. Для совершения брака с соответствующими правовыми  последствиями надо было, чтобы брачующиеся удовлетворяли определенным условиям. Одни из этих условий были абсолютными, должны были быть в наличии для заключения всякого римского брака. Другие практически играли роль условий относительных, наличие которых было необходимо для совершения брака между лицами, принадлежавшими к разным общественным группам.
     Первым  условием вступления в брак было достижение брачующимися брачного возраста, который, совпадая с возрастом совершеннолетия, после некоторых колебаний был  установлен в 14 лет для мужчин и  в 12 лет для женщин.
     Вторым  условием было согласие на брак. В древнейшее время это было согласие одного только paterfamilias. Жених выражал свою волю, если он был persona sui iuris; невеста sui iuris нуждалась  в согласии опекуна, auctoritas tutoris.
     Однако  постепенно сложился другой взгляд: для вступления в брак лица alieni iuris нужно, прежде всего, его согласие и, наряду с ним, согласие paterfamilias невесты и согласие как paterfamilias жениха, так и лица, под отеческой властью которого жених может оказаться со смертью paterfamilias. Так согласие на брак внука дает не только его paterfamilias, ~ дед, но и отец, подчиненный patria potestas того же деда, ибо после смерти деда внук окажется in patria potestate своего отца, которому сын не вправз навязать наследников, будущих детей от заключаемого брака. Наоборот, внучка, вступая в брак, не только не навязывает наследников своему деду и отцу, но и сама перестает быть их наследницей, вступая в агнатическую семью своего мужа. На выход из старой агнатической семьи и дает согласие невесте ее paterfamilias.
     Таким образом, первоначально все положения  о согласии на брак исходили из той  же идеи власти, на которой покоилась  агнатическая семья вообще. Отец давал  согласие на брак детей не потому, что  он был отцом, а потому что он был paterfamilias, носителем отцовской власти.
     Но  по мере того, как личность детей  начинает эманципироваться от когда-то неограниченной власти paterfamilias, интересы и воля детей начинают все больше приниматься во внимание и в вопросе  о согласии paterfamilias на вступление в брак. Так закон lulia (4 г. н. э.) предоставил нисходящим право обжаловать магистрату неосновательный отказ paterfamilias в согласии на брак. Затем детям было разрешено вступать в брак и без согласия paterfamilias, если он взят в плен или безвестно отсутствует. Был, наконец, и один случай, в котором согласие на брак испрашивалось не у агнатического родственника, а у родственников по крови: женщина sui iuris, которая, состоя под опекой, могла вступать в брак не иначе, как получив auctoritas tutoris, после отпадения опеки над женщинами, была обязана испрашивать разрешение на брак у отца, а за отсутствием отца - у матери или у других близких родственников.
     Третьим условием вступления в римский брак является наличие у брачущихся ius conubii. Препятствия к вступлению в брак за отсутствием этого условия могли возникать либо из принадлежности жениха и невесты к различным слоям общества (позднее сословиям), либо из родственной связи между ними или иногда из других, существовавших между ними отношений. Так, прежде всего до lex Canuleia (445 г. до н. э.) не допускались браки между патрициями и плебеями. До первого брачного закона Августа, lex lulia (18 г. до н. э.), не допускались браки вольноотпущенников со свободнорожденными, а после закона lulia - с лицами сенаторского сословия.
     Далее, родство, и притом как агнатическое, так и когнатическое, служило  препятствием к браку: в прямой линии  без ограничения степеней, в боковых линиях - в древнейшее время, по-видимому, до шестой степени; по упразднении этого правила и до конца республики - между consobnm, т. е. между лицами матери которых были сестрами, а отцы братьями; наконец, в период империи только между лицами, из которых хотя бы одно является нисходящим первой степени общего для обоих предка, например, между дядей и племянницей, теткой и племянником и т. д. В это общее правило императорские постановления не раз вносили изъятия.
     В период империи стало препятствием к вступлению в брак также и  свойство по прямой линии без ограничения  степеней, а при христианских императорах - и в боковых линиях между зятем и золовкой.
     Кроме того, были запрещены браки между  опекуном и подопечной, правителем провинции и жительницами последних. Lex lulia de adultems запретила браки между  супругом, виновным в прелюбодеянии, и его сообщником [4, с.109].
     Прекращался брак, заключенный по всем правовым требованиям, также только по правовым основаниям. Таковыми являлись:
     1. Смерть супруга. 
     2. Заявление об отказе от брачного  союза - развод.
     3. Утрата супругом его гражданского правового качества в связи с изменением его сословного положения, тем более - утратой свободы, или изменением гражданства. 
     Развод  в классическую эпоху был свободным  и допускался как по обоюдному  согласию супругов (divortium), так и по одностороннему заявлению отказа от брачной жизни (repudium). Свобода развода была одним из начал римского брачного права. И, не смотря на множество разводов в конце периода республики и в период империи, не смотря на то, что разводы противоречили учению христианской церкви о браке, свобода развода никогда не была ни отменена, ни даже ограничена, если не считать ряда имущественных последствий для супруга, по инициативе или по вине которого брак был прекращен разводом.
     Брак  признавался ничтожным: между родственниками по прямой линии, а также между теми боковыми родственниками, из которых хотя бы один стоит к общему предку в первой степени родства. Аналогичные правила применялись и к свойственникам. Помимо изложенных условий законности брака предъявлялись еще некоторые специфические требования. К примеру, провинциальный магистрат не мог вступать в брак с гражданкой данной провинции. 
     При всех правовых качествах брака партнеры должны были находиться в подобающем для заключения брака возрасте: мужчины  иметь не менее 14 лет от роду, женщины быть в возрасте, определяемом половой зрелостью, т.е. старше 13 лет (в классическую эпоху - 12 лет). До достижения возраста в 60 лет для мужчин и 55 - для женщин брак полагался для них обязательно-благожелательным институтом, после наступления старческого возраста заключение брачного союза рассматривалось в качестве предосудительного; в эпоху рецепции римского права заключение брака после 80 лет считалось достаточной причиной для ничтожности этого союза в правовом смысле. 
     Не  мог признаваться в качестве брака союз между лицами несоответствующего социального уровня: например, между сенатором и артисткой, между магистратом и женщиной, подпадающей под его должностную власть. Между рабами брака не могло быть: только сожительство (конкубинат).
     При намерении вступить в брак следовало учитывать религиозные различия возможных партнеров: правовой брак может, заключен быть только между лицами единой религии и по правилам одной религиозной процедуры. Кровнородственные связи также были препятствием для заключения брака - правда, в дохристианскую эпоху круг запрещенных для брака степеней был существенно уже, нежели в христианскую [5, с.111].
 

     
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.