На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Проблема застенчивости в межличностных отношениях

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 22.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 
 
 

Введение………………………………………………………….………………….3 
 

Глава 1. Теоретический  анализ проблемы застенчивости 
                 в межличностном общении………………………………………….…6 

1. 1. Определение понятия  застенчивости………………………………...…...6 

1. 2. Подходы к изучению проблемы застенчивости……...……………....….8

1. 3. Особенности проявления  застенчивости в  общении……………….....20

1. 4. Негативные последствия застенчивости…………………...…………...24

 
 
Глава II. Экспериментально-психологическая часть исследования…...….28 

2. 1. Основные этапы и методы исследования……………..………...……...28 

2. 2. Анализ результатов  диагностического  эксперимента……………...…30 
 

Заключение………………………………………………………………………...39 
 

Список  использованной литературы…………...……………………………...41 
 

Приложение…...……..………………………………………………………….....42 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     По  мнению многих психологов и педагогов 80-90х годов застенчивость является одной из самых распространенных и сложных проблем межличностных  отношений.
     Известно, то затруднения при знакомстве с  людьми, возникающие отрицательные эмоциональные состояния в ходе общения, трудности в выражении своего мнения, излишняя сдержанность, неудачное предъявление себя, чрезмерная сосредоточенность на себе, приводит к потере веры в свои силы, в возможность чего-либо достичь. Теряется доверие к другим людям. Это приводит к тому, что человек становится неактивным строителем жизни,  в полной мере реализующем свой творческий потенциал, а пассивным участником событий.
     Известно, что застенчивость – это явление  всеобщее и широко распространенное. Если сказать, что застенчивость присуща всем и каждому, то это может показаться преувеличением. Но для такого суждения есть серьезные основания. Лишь очень немногие утверждают, что никогда не страдали застенчивостью. Для большинства людей застенчивость – это беда, которая не дает им жить полноценной жизнью.
     Застенчивость – это действительно, скрытая  личная проблема, принимающая размеры  настоящей эпидемии, и поэтому  ее с полным основанием можно назвать  социальным заболеванием. Характерные  для нашего общества тенденции указывают на то, что в ближайшие годы положение станет еще более проблематичным, так как действующие в нем силы все больше и больше изолируют нас друг от друга, подстегивают в нас дух соперничества, и мы все сильнее чувствуем одиночество. Чтобы этого не случилось нам нужно понять, что же такое застенчивость, почему мы застенчивы, что она значит для самого стеснительного человека и людей, с которыми он сталкивается, и как она влияет на общество в целом.
     Многим  застенчивость не дает реализовать  свои возможности, радоваться жизни и они использовали бы все возможное, чтобы избавиться от этой проблемы. Но есть и такие, которых не беспокоит их застенчивость, наоборот, они рады, что обладают этим замечательным качеством.
     Исходя  из вышесказанного, можно сделать вывод, что тема застенчивости в межличностном общении является актуальной.
     Изучение  проблемы застенчивости мы решили провести на примере личностных особенностях застенчивых старшеклассников, чему посвящена практическая часть работы. 

     Цель  исследования: теоретический анализ проблемы застенчивости в межличностном общении и практическое изучение проблемы застенчивости на примере застенчивых старшеклассников. 

          Данную цель предполагается решить  с помощью следующих задач:
    Теоретический анализ изучаемой проблемы.
    Рассмотреть основные подходы в отечественной и зарубежной психологии к изучению проблемы застенчивости в межличностном общении.
    Раскрыть понятие застенчивости.
    рассмотреть негативные последствия застенчивости.
    Провести экспериментально-психологическое исследование проблемы застенчивости на примере изучения личностных особенностей застенчивых старшеклассников.
 
 
         Объектом исследования является застенчивость как личностная характеристика. 

          Предметом исследования являются психологические особенности застенчивых подростков. 

     В качестве основной гипотезы нашего исследования выступает следующее предположение: существуют определенные индивидуально-психологические особенности, присущие застенчивым старшеклассникам.
     В процессе исследования были использованы следующие методы:
    Анализ литературных источников.
    Беседа при предварительном знакомстве с потенциальными  участниками исследования с целью установления доверительных отношений и получения дополнительных данных.
    Диагностический и формирующий эксперименты.
    Наблюдение за выполнением заданий участниками исследования.
    Экспериментально-психологические методики
      методика исследования самоотношения (МИС) С. Р. Пантелеева;
      методика многофакторного исследования личности Р. Кэттелла;
      методика диагностики типа акцентуации характера Шмишека.
 
     Эмпирическая  база исследования: средняя школа №68 г. Пенза. В экспериментальном исследовании принимали участие ученики 11 классов в количестве 32 человек. 

      Методологическая  база исследования и  теоретическая значимость работы: в работе даны теоретические обоснования ряда отечественных и зарубежных ученых и практиков в области психологии по разрабатываемой проблеме (Цуканова Е. В Л. Ли, Г. Лассвелл, Ф. Зимбардо, К. Изард, В.Н. Куницына, В. Л. Леви, Е. С. Кузьмин, П. З.Волков, В. Ф. Ломов, А. А. Коломенский, А. А. Климов и др.) 

      Практическая  значимость: данная работа может быть использована педагогами с целью установления правильных взаимоотношений с учащимися, оказания помощи в решении проблемы общения, создания благоприятного климата в коллективе. Работа может иметь прикладное значение при составлении психокоррекционных программ, в частности в деятельности психологов. 
 
 

Глава 1. Теоретический  анализ проблемы застенчивости
в межличностном общении. 

1. 1. Определение понятия застенчивости 

     Застенчивость – понятие растяжимое, у нее  очень много разновидностей. В  Оксфордском словаре английского  языка сказано, что первое письменное употребление данного слова отмечено в англосаксонском стихотворении, написанном около 1000 г. н. э.; там оно означало «легкий испуг». Словарь Уэбстера определяет застенчивость, как состояние «стеснения в присутствии других людей».
     В русском языке слово «застенчивый»  образовано от глагола «застить»  и толкуется словарем В. И. Даля как  «охотник застеняться, не показываться; неразвязный, несмелый; робкий и излишне совестливый или стыдливый; неуместно скромный и робкий; непривычный к людям, робкий и молчаливый» [11, с. 56].
     Быть  застенчивым – значит бояться  людей, особенно тех людей, которые по той или иной причине, негативно воздействуют на наши эмоции: незнакомцев (неизвестно, что от них можно ожидать); начальников (они обладают властью); представителей противоположного пола (они приводят на ум мысли о возможном сближении). Гипертрофированная и спроецированная вовне озабоченность собой и впечатлением, производимым на других, по-английски называется selfcenseiousness, что буквально означает «самосознательность», но чаше переводится как «застенчивость» [3].
     Все же точного определения застенчивости нет, потому что разные люди понимают под этим словом разные вещи. Застенчивость – это сложное комплексное состояние, которое проявляется в разнообразных формах. Это может быть и легкий дискомфорт, и необъяснимый страх, и даже глубокий невроз.
     Больше  всего застенчивость распространена среди школьников, но это не значит, что ей подвержены только дети. Значительная часть взрослого населения так же страдает ею и не может избавиться от стеснительности в течение всей своей жизни. В подростковом возрасте застенчивость больше наблюдается у девочек, нежели мальчиков, вследствие того, что желание быть заметным в школе и быть привлекательным для представителей противоположного пола с большей силой заложено в наших девушках, чем в юношах. Правда это не говорит, что женщины чаще бывают, застенчивы, чем мужчин. Это соотношение может меняться в зависимости от страны или культурного слоя общества.
     Застенчивость существует в жизни каждого из нас. То, что человек считает своим  сокровенным секретом, на самом деле переживает великое множество людей. Составными характеристиками застенчивости являются [7, с. 77 - 78]:
    внешнее поведение человека, сигнализирующее другим «Я застенчив»;
    физиологические симптомы беспокойства, например, красное от волнения лицо и т. д.;
    внутренние ощущения неловкости и смущения, перед которыми отступают все остальные чувства.
     Различают внутренне застенчивого человека и  внешне застенчивого человека. Внешне застенчивые люди необщительны или  малообщительны, им не хватает социальных навыков. Это влияет на их взаимоотношения с другими людьми, что в свою очередь, усугубляет болезненную самооценку и ведет к тому, что человек замыкается в себе. Внешне застенчивые люди часто занимают более низкое положение в обществе, чем этого заслуживают и редко становятся лидерами. По сравнению с внешне застенчивыми интравертами застенчивые экстраверты оказываются в более выигрышном положении. У них более развиты социальные навыки, хорошо заучены навыки общения. Они знают, что нужно делать, дабы угодить другим, быть признанным, продвинуться в своем положении. Если внутренне застенчивые люди талантливы, то они часто делают блестящую карьеру. Правда это стоит им больших эмоциональных затрат [14].
     Влияние застенчивости на наши действия и  поступки очень разнообразны. Наибольшая часть застенчивых людей испытывают страх и неловкость при столкновении с определенными обстоятельствами и определенными людьми, то есть это ситуативно-застенчивые люди. В основном им не хватает социальных навыков и уверенности в себе. Есть хронически застенчивые люди – это те индивидуумы, чей страх перед людьми не знает границ. В худшем случае застенчивость принимает форму невроза – паралича сознания, которое выражается в депрессии и порой может привести к самоубийству.
     Таким образом, можно сказать, что застенчивость – очень распространенное и разностороннее качество личности человека. Она может считаться либо мелким затруднением, либо большой проблемой, а может быть и очарованием юности или совершенством характера. Застенчивость – это часть личного опыта, но ее влияние на себе ощущает все общество. 
 

1. 2. Подходы к изучению проблемы застенчивости в общении 

     Слово «застенчивость» обозначает на самом деле  различные проблемы, состояния и свойства личности. Зимбардо и его сотрудники различают в этой связи 7 различных межличностных проблем:
    трудность знакомиться с людьми, находить новых друзей, наслаждаться новыми отношениями;
    отрицательные эмоциональные состояния, такие, как тревожность, депрессия, и одиночество;
    недостаток напористости, трудности в выражении своего мнения;
    излишняя сдержанность, затрудняющая другим людям оценку истинных качеств и способностей застенчивого человека;
    неумелое представление себя, побуждающее окружающих людей считать застенчивого и сдержанного человека недоброжелательным, высокомерным, не заинтересованным в общении с другими;
    трудности общения и мышления в присутствии других людей, особенно посторонних, или в коллективе;
    чрезмерная рефлексивность, сосредоточенность на самом себе [6, с. 6].
 
     По  мнению профессора Стенфордского университета Ф. Зимбардо, застенчивость – не личностное расстройство, а, скорее всего, определенный паттерн или черта, связанная со стремлением избегать общения или уклоняться от социальных контактов. Вполне возможно, что застенчивость есть проявление своего рода фобии. Отмечается связь застенчивости с одной из темпераментальных тенденций, обнаруживающихся уже у младенцев, которую Дж. Каган назвал «сдерживанием». Предрасположенность к такому типу поведения может затем развиваться в форму социальной тревожности, рассматриваемой как «выученные реакции». Влияние широкого культурного контекста становится решающим фактором в развитии имеющейся предрасположенности, а также в формировании «выученной застенчивости» [15, с. 214].
     В строгом смысле слово «застенчивость» не является научным термином, а широко используется в повседневном языке для обозначения поведенческих и личностных особенностей человека. Застенчивым мы называем человека, который постоянно испытывает смущения неловкость в общении с малознакомыми людьми или в таких ситуациях, где он хотя бы ненадолго становится центром всеобщего внимания. В деловом общении проявления застенчивости крайне редки [9,с. 351].
     В Оксфордском словаре застенчивость  определяется как состояние стеснения  в присутствии других людей. В  «словаре русского языка» С. И. Ожегова застенчивость характеризуется склонностью человека к робкому или стыдливому поведению в общении в поведении. По данным В. Джонса, И. Б, Карпентера (1986), застенчивые люди описывают себя как неуклюжих, боящихся злых языков, не умеющих настаивать на своем, говорят, что они обречены на одиночество. По определению В. Н. Куницыной, застенчивость – это свойство личности, которое возникает у человека, постоянно испытывающего трудности в определенных ситуациях межличностного неформального общения; проявляется в состояние нервно- психического напряжения и отличается разнообразными нарушениями вегетатики, психомоторики, речевой деятельности, эмоциональных, волевых, мыслительных процессов и рядом специфических изменений самосознания.
     Научное определение застенчивости можно  найти в «Кратком словаре системы психологических понятий» К. К. Платонова: «Застенчивость – свойство личности, как правило, тяжко переживаемое, эмоциональное состояние, определяемое наличием выраженного психологического барьера, мешающего нормальному общению, и снижающего коммуникативные способности» [15].
     Это определение является не точным, поскольку  в нем не раскрыто понятие психологического барьера, и неполным, так как акцент делается только на эмоциональное состояние.
     Как показывают исследования (Ф. Зимбардо, К. Изард, В.Н. Куницына, В. Л. Леви), тяжкое эмоциональное состояние, переживаемое человеком, - это лишь часть общего нервно – психического напряжения, которое испытывает застенчивый человек в некоторых ситуациях общения.
     Застенчивость наиболее тесно связана со стыдом – эмоцией, возникающей в ситуациях, которые продуцируют социальную тревожность и имеющей многообразие характерные проявления.
     Кроме обостренного самосознания и специфических  черт восприятие себя, стыд сопровождается временной неспособностью мыслить  логично и эффективно, а нередко  и ощущением неудачи, поражения, затрагивает сферу мыслительных процессов. Стыд обычно возникает в  присутствии других людей, но может возникать и в уединении [9, с.352].
     По  данным В.Н. Куницыной (1995), значительная часть взрослого населения нашей  страны попадают в категорию застенчивых (30% женщин и 23% мужчин). У школьников распространенность застенчивости колеблется от 25 до 35% .
     По  данным Ф. Зимбардо степень застенчивости  различается у представителей разных культур. У японцев и на Тайване, например, она выше. У них же гораздо  больше застенчивых мужчин, чем женщин. В Израиле, Мексике, Индии наоборот, более застенчивы женщины, а в США эти различия отсутствуют [7,с.358].
     К. Платонов выделяет три основных вида проявления застенчивости. Это нарушение  либо в психомоторной, либо в интеллектуальной, либо в вегетативной сфере. Есть еще  один вид застенчивости, когда она проявляется как непонятное чудачество, не свойственная данному человеку резкость, даже грубость. Это так называется гиперкомпенсация застенчивости.
     За  сознательной беззастенчивостью люди пытаются скрыть, спрятать застенчивость.
     Застенчивость, как и любое другое психическое явление, может быть [15]:
    относительно кратковременным психическим процессом;
    более длительным (измеряющимся днями), но также преходящим психическим состоянием, вызванным неблагоприятным условиями, а иногда и заболеванием;
    достаточно стойким качеством личности, даже чертой характера.
 
      Платонов  К. отмечает, что в отличие от других эмоциогенных нарушений застенчивость  – это явление социально обусловленное.
      Чаще  всего застенчивость вызывается чрезмерной скромностью человека, недооценкой своих возможностей. Но это не всегда так. Иногда застенчивость – следствие переоценки своей роли в коллективе, но только тщательно скрываемой переоценки.
      С такой формой застенчивости бороться труднее всего. Человеку с повышенной эмоциональной возбудимостью чаще, чем другим людям, свойственны различные проявления эмоциогенных нарушений деятельности. Иными словами, он будет не только застенчив, но и будет легко теряться, поддаваться страху в самых разных условиях: на работе, в школе, дома. Такому человеку скорее всего надо укрепить свою эмоционально – волевую сферу, в частности эмоционально – моторную устойчивость. Иное дело, если застенчивость проявляется у человека, которому вне взаимоотношений с людьми несвойственны ни растерянность, ни напряженность, здесь лечение должно состоять в том, чтобы сделать эти взаимоотношения привычными и тем  ослаблять социальную силу их воздействия [23, с. 349 - 352].
      Застенчивость как процесс по-разному проявляется  у людей в зависимости орт  возраста и профессии, может усиливаться и ослабевать под влиянием личных воздействий, имеет временные характеристики и определенную интенсивность. Ее можно представить в виде континуума, на одном конце которого будут очень застенчивые люди, страдающие от невозможности быть свободными и раскованными в общении (личностная застенчивость), а на другом – незастенчивые в ситуациях публичного выступления, знакомства. Между этими полюсами находится группа ситуативно – застенчивых. В особую, относительно немногочисленную группу выделяются чрезмерно свободные общительные до навязчивости, бесцеремонные люди - беззастенчивые.
      Под воздействием социальных условий, опыта  общения, воспитания и самовоспитания может происходить «перестановка» компонентов этого процесса: незастенчивый, приобретая комплексы, становится застенчивым, а застенчивый, неправильно адаптировавшись, переходит в группу беззастенчивых.
      Как состояние застенчивость сопровождается нарушениями вегетативной и психомоторной  сферы, речевой деятельности, эмоционально – волевых, мыслительных процессов, рядом специфических изменений самосознания, характеризующих общее состояние нервно-психической напряженности.
      Как свойство личности она связана с  переживанием психологического дискомфорта, стабильными трудностями в установлении контактов, пониженными адаптивностью и самоуважением и повышенной сенситивностью в контактах. Она часто входит в синдром личностных свойств, снижающих контактность (аутистичность, отчужденность, интровертированность, чувство одиночества) и успешность общения (чрезмерная сенситивность, тревожность рефлексивность).
      Застенчивость может быть временным проявлением (возрастная и ситуативная застенчивость) и постоянной личностной чертой. Возрастная (подростковая и юношеская) застенчивость  возникает в период активного  усвоения социального опыта, новых социальных ролей, формирования половой позиции, повышения субъективной значимости общения с представителями противоположного пола.
      Значительная  внутренняя нестабильность периода  полового созревания вместе с необходимостью активного освоения социальных ролей приводит к снижению уверенности в себе, появлению нерешительности, скованности, повышенного самоконтроля.
      Возрастную  и ситуативную застенчивость  следует рассматривать как социальную застенчивость, так как причинами  ее возникновения могут быть разнообразные социальные факторы. Она поддается коррекции вплоть до полного преодоления при благоприятном стечении обстоятельств: удачный брак, профессиональный успех, физическое и нервно–психическое здоровье, удовлетворение основных социальных и личностных потребностей. Личностная застенчивость обычно имеет в генезисе, как биологическую предрасположенность, так и неблагоприятные социальные влияния.
      Категория застенчивых людей неоднородна. В нее входят особо застенчивые (испытывающие напряжение, неловкость, несвободу в большинстве социальных ситуаций), адаптированные застенчивые (те, кто выработал индивидуальные способы само регуляции и снятия напряженности и во многих ситуациях, ранее вызывавших напряжение, удовлетворительно справляется с трудностями) и по ряду признаков (замкнутость, низкое самоуважение, аутистичность) – те люди, которых правильнее отнести к категории «псевдозастенчивых».
     В.П.Леви и П. З. Волков выделяют три этапа патологической застенчивости [12].
      1. Шизондно-интровертированная (конституциональная): стойкая и психотерапевтически наиболее неблагоприятная; связана с изолированностью подростка в группе, его не конформным поведением, явлениями диморфофобии, сокращением контакта с людьми. Эта форма застенчивости наиболее близка к аутистичности.
      2. Псевдошизондная застенчивость: возникает из-за физической или социальной неполноценности, физических дефектов (заикание, косоглазие, ожирение, смешное имя и т.п.). С близкими и хорошо знакомыми людьми не проявляется. Лица с псевдонизондной застенчивостью имеют неустойчивую самооценку и пытаются компенсировать свою застенчивость в форме анти - или сверх конформного поведения, часто демонстрируют «беззастенчивость от застенчивости» – развязность.
      3. Псизастеническая застенчивость: характеризуется снижением уровня в притязании в старшем возрасте, отсутствием стремления к роли лидера, конформным поведением. Запущенная застенчивость может принимать различные формы бегства, в том числе и форму пристрастия к алкоголю [9, с. 359].
      Многие  психологи, психиатры, социологи и иные специалисты пытались разобраться в сложном понятии «застенчивость». Их ответы на вопрос, чем бывает вызвана застенчивость, представляет собой широкий спектр возможных толкований [6, с. 41].
      О врожденной застенчивости в конце 19 в писал лондонский врач Г. Кэмпбелл. Однако и в наше время Р. Кэттелл  рассматривает застенчивость как биологически обусловленную черту, связанную с возбудимостью нервной системы. Он утверждал, что застенчивые люди обладают высокой возбудимостью нервной системы и чувствительностью и вследствие этого особенно уязвимы для социального стресса [7, с. 359].
      Д. Дэниелс и Р. Пломин считают, что  застенчивость определяется как  наследственностью, так и условиями  воспитания. Они сравнивали приемных детей в возрасте от года до 2 лет  с их родными родителями и приемными  родителями, а также детей этого же возраста в обычных семьях с их родителями. В обычных семьях застенчивость ребенка оказалась в прямой связи с низкой общительностью и интровертированностью матери. То же наблюдалось и в семьях с приемными детьми, только в меньшей степени. Эта разница говорит в пользу социального фактора. Но с другой стороны, у приемных детей обнаружилась тесная связь их застенчивости с интровертированностью их родных матерей, что свидетельствует о роли наследственности [7, с. 359].
      Концепция исследователей личностных черт, согласно которой застенчивость фатально предопределена врожденной конституции, расходится с основными положениями бихевиористских теорий. Бихевиористы убеждены, что так или иначе каждый из нас представляет собой продукт того, чему он научился. Мы усваиваем те действия, которые вознаграждаются, и воздерживаемся от тех, которые влекут негативные последствия.
      Джон  Б.Уотсон, популяризировавший идеи бехевиоризма в Америке, без тени смущения заявил, что положительное подкрепление открывает неограниченные возможности для изменения личностных особенностей и темперамента.
      Современные бихевиористы считают, что застенчивость  представляет собой приобретенную  реакцию страха на социальные стимулы. Она может возникать в силу следующих причин [19, с. 78]:
    негативного опыта общения с людьми в определенных ситуациях, основанного либо на собственных прямых контактах, либо на наблюдении за тем, как другие «погорели»;
    отсутствия «правильных» навыков общения;
    предчувствия неадекватности собственного поведения, и – как следствие постоянной тревоги по поводу своих действий;
    привычки к самоунижению из-за своей неадекватности  («я застенчивый», «я жалкий», «я неспособный», «я без мамы не могу»)
 
      Согласно  бихевиористской концепции, застенчивость  может сформироваться у ребенка  в результате его попыток занять достойное место в том мире, где главенствуют взрослые.
      Пассивность, свойственная застенчивому человеку, может стать шаблоном поведения  вследствие воздействия телевидения. Так молодое поколение, взращенное телевидением, привыкает к тому, что все действия за них предпринимают герои популярных телесериалов.
      Если  причиной застенчивости является то, что человек усваивает неправильные способы общения с другими  людьми, она должна пройти при подкреплении «правильных» форм общения. Согласно этой точке зрения, именно поведение застенчивого человека предопределяет переживание застенчивости. Если же чему-то научился, то можно и переучиться, как это делается с любой дурной привычкой или фобией.
      Оптимизм  бехевиористов обнадеживающие отличается от фатализма сторонников концепции личностных черт, придерживающихся тезиса о «врожденной неприкаянности».
      Психоаналитические  подходы к застенчивости замечательны тем, что все объясняют, но ничего не доказывают. Психоаналитически оперируют  сценариями столкновений внутренних сил в терминах механизмов защиты, агрессии, перегруппировки сил, скрытой «партизанской» войны, двойных агентов и секретных шифров». Поскольку вся эта теория опирается на общие абстрактные понятия, то ее практически невозможно научно опровергнуть.
      Фрейд – основатель психоанализа – разработал эту теорию на основе опыта лечения  невротиков викторианской эпохи. Психические  расстройства Фрейд рассматривал как  дисгармонию между Ид (Оно), Эго (Я) и Супер-Эго (Сверх-Я) – тремя основными  компонентами личности. Ид – инстинктивная, потребностная сторона человеческой натуры. Эго – та часть личности, которая воспринимает реальность, научается всему, чему возможно, и осуществляет контроль за целесообразностью практических действий. Супер-Эго – это голос разума, ревнитель  моральных норм идеалов и социальных табу.
      Задача  Эго - уравновешивать влечения Ид и  требования Супер-Эго. Когда Эго  функционирует нормально, то тенденции  поведения избираются таким образом, чтобы удовлетворить потребности  Ид, не нарушая моральных норм и социальных условностей Супер-Эго. Но это соотношение, подобно любому договору, едва ли полностью соблюдается. Инстинктивные всплески Ид постоянно прорываются то тут, то там. Наиболее могущественные из потребностей – сексуальность и агрессивность, и для Супер - Эго не существует приемлемого пути удовлетворения этих страстей. Так возникает основной конфликт между потребностью и запретом.
      В этих терминах застенчивость расценивается  как некоторый симптом. Она представляет собой реакцию на неудовлетворенные первичные потребности Ид. Среди таких потребностей фигурирует Эдипова страсть мальчика, претендующего на любовь матери без остатка, исключив всех конкурентов в первую очередь отца.
      В различных работах психоаналитической ориентации застенчивость связывается с отклонениями в развитии личности, когда нарушается гармония Ид, Эго и Супер-Эго.
      Психоаналитик Дональд Каплан расценивает застенчивость отчасти как результат ориентации Эго на самое себя (так называемый нарциссизм).
      Психоаналитические  рассуждения о возникновении застенчивости базируются на примерах «клинической», или «патологической», застенчивости. То есть эти теории основываются на историях болезни тех пациентов, для кого застенчивость является серьезным отклонением. В некоторых отмеченных случаях застенчивость была столь сильна, что пациенты просто не решались выйти за порог своего дома. Для некоторых пациентов застенчивость, вероятно, и в самом деле является симптомом глубинных психических нарушений, своеобразной дымкой, за которой скрывается психопатология.
      Психоаналитическая  ориентация может также помочь нам  понять некоторые иррациональные моменты  в психологии людей умеренно застенчивых. Здесь имеется в виду связь  застенчивости со стремлением к  власти, превосходству и половому удовлетворению [6, с. 47 - 50].
      Австрийский психиатр Альфред Адлер предложил  термин «комплекс неполноценности». Неполная компенсация способствует его возникновению. Комплекс неполноценности делает неадекватной схему апперцепции, изменяет жизненный стиль, делая ребенка тревожным, неуверенным в себе, завистливым, конформным и напряженным [18, с. 358 - 359].
      Адлер сформулировал этот термин, опираясь первоначально на результаты исследования детей, страдавших различными физическими  дефектами. Впоследствии он распространил свои представления на всех детей.
      Адлер полагал, что ребенок еще мал, слаб и неумел, тем самым уже  обречен на ощущение своей неполноценности. Оно, это ощущение (комплекс), и выступает  источником развития. В противовес ему возникает так называемый комплекс превосходства; от переживания своего несовершенства рождается стремление вопреки ему возвыситься, возобладать над другими людьми [29, с.11 - 12].
      Социологи и некоторые специалисты по детской  психологии считают, что застенчивость  следует рассматривать в терминах социального программирования: условия социальной среды многих из нас делают застенчивыми.
      Социальные  психологи предполагают, что застенчивость  начинается не с чего иного, как с  навешивания ярлыка «Я застенчив, потому что считаю себя застенчивым или потому, что другие меня такими считают».
      Важно понять, что ярлык может не опираться  на конкретную информацию, а проистекать  из чего – то предубеждения. Более  того, и информация может быть просеяна сквозь субъективный фильтр.
      «Психическая болезнь» – ярлык, детально описанный в учебниках психиатрии. Но что такое психическая болезнь?
      Некто психически болен, если кто-то другой, обладающий большей властью и  авторитетом, считает его больным. Ни анализ крови, ни рентген, не какие- либо иные объективные данные не определяют субъективного диагноза.
      Бывает, что человек соглашается принять  навешенный на него ярлык, ничем его  не подтверждая. Таким образом, ярлык, приклеивается независимо оттого, что  человек реально собой представляет.
      Те, кто считал себя застенчивым, и те, кто себя таким не считал, ничем не отличались друг от друга в отношении того, какого рода люди и ситуации заставляют их испытывать застенчивость. Их ощущения и реакции были одни и те же. Причины и следствия для тех и других сопоставимы, но лишь некоторые уверены, что им свойственна застенчивость. Почему?
      Объективно  их опыт один и тот же, разница  в том, принимает или нет человек  ярлык «застенчивого». Застенчивые винят себя незастенчивые – обстоятельства [6, с. 56 - 58].
      В контексте развития эмоций  и чувств человека застенчивость рассматривается то, как синоним чувства страха (Д. Болдуин, К. Гросс), то, как выражение чувства стыда или вины (В.Штерн, В. Зеньковский, Д. Изард) [4, с. 28].
      На  сегодняшний день в психологии распространена точка зрения, что, застенчивость является результатом реакции на эмоцию страха, которая возникает в определенный момент при взаимодействии ребенка с другими людьми и закрепляется [14, с. 60 - 61].
      Застенчивость как отдельное самостоятельное  свойство личности в отечественной  психологии практически не изучалось, за исключением нескольких работ. В частности, И.С. Кон уделяет большое внимание проблемам юношеского возраста. Этот период характеризуется интенсивным формированием самосознания образа «Я» на фоне серьезных изменений психосоматических функций; возрастает интерес к своему изменяющемуся внешнему облику, внутреннему миру, повышается тревожность и эмоциональная возбудимость. Именно в юношеском возрасте наиболее вероятно формирование застенчивости как свойства личности; основой для закрепления соответствующих поведенческих реакций могут стать характерные для этого периода некоторая неустойчивость образа «я», неуверенность в себе. Трудности коммуникативного характера проявляются в юности особенно резко и накладывают отпечаток на последующее развитие личности.
      А. Б. Добрович отмечает, что переживание своих недостатков и занижение самооценки нередко наблюдаются в ситуации «ан людях», в присутствии зрителей, особенно незнакомых (Добрович,1980). Он предлагает ряд рекомендаций по преодолению подобных трудностей. В первую очередь, необходимо избегать «поглощенности собой», ослабить напряжение, вызванное строгим самоконтролем, научиться адекватно, воспринимать себя «глазами других» [9, с. 353].
      К пониманию застенчивости нас  могут также приблизить наблюдение философов, писателей, психологов за человеческой природой.
      Трудности изучения генезиса застенчивости связаны  с тем, что эта особенность  личности близка к боязливости, а  смущение – к страху. Поэтому  некоторые авторы стараются не пользоваться термином «застенчивость», а говорят о феномене поведенческого торможения. Показано, что этот феномен устойчиво проявляется на протяжении многих лет детства с 21 месяца до 5 с половиной лет [17, с. 359].
      Существенное  значение для формирования застенчивости имеют следующие факторы: порядок рождения детей в семье; система воспитания в семье; астенчивость родителей.
      Как показывают исследования «первые» дети более нуждаются в поддержке и имеют более низкое самоуважение, чем поздние дети. «Вторые» дети более эффективно обучаются межличностным умениям, эту особенность подтверждают учителя, и эту же тенденцию выявили исследования в Южной Калифорнии (среди 1750 школьников средней школы): «вторые» более популярны в игре и дружбе среди сверстников, менее застенчивы.
      Застенчивость как трудность доверительного общения  в норме возникает у людей  разного пола, возраста, профессии  и семейного положения и почти  не проявляется в общении со сверстниками. Застенчивость очень хорошо осознается человеком, но при этом с нею трудно справиться [9, с.355].
      Таким образом, не смотря на то, что застенчивость  как явление широко распространено, нельзя дать ему точное определение.
      Среди исследователей также отсутствуют  единые мнения в объяснении причины  застенчивости. 

1. 3. Особенности проявления застенчивости в общении

 
     Проявляется застенчивость по-разному. Очень  много общего в проявлении застенчивости  с проявлением растерянности  и напряжения. Поэтому все они  объединяются в одну группу, называемую в психологии эмоциональными нарушениями деятельности.
     Любые эмоциональные (рожденные эмоцией) нарушения деятельности могут более  отчетливо проявляться либо в  психомоторной, либо в интеллектуальной, либо в вегетативной сфере. Нарушение  этих сфер и определяет три основных вида проявления застенчивости; такие как [9]:
    внешнее поведение человека, сигнализирующее о застенчивости;
    физиологические симптомы;
    внутренние ощущения и ранимость интеллектуальных функций.
     Основными признаками, характеризующими поведение  человека, как сигнализирующее о  застенчивости является: нежелание вступать в беседу, затруднителен или даже невозможен контакт глаз, свой голос оценивает как слишком мягкий, избегание людей, непроявление инициативы. Такое поведение затрудняет социальное общение и межличностные контакты, необходимые всем людям без исключения. Из-за того, что застенчивым людям раз за разом не удается выразить себя, они менее других способны создать свой собственный внутренний мир. Все это ведет к замкнутости человека. Замкнутость – это нежелание разговаривать до тех пор, пока тебя к этому не подтолкнут, склонность к молчанию, неспособность говорить свободно. Но замкнутость – это не просто желание избегать разговоров, а более общая и глубокая проблема. Это не просто проблема отсутствия навыков общения, но результат неверного представления о природе человеческих взаимоотношений. Поступки замкнутого человека подобны поступкам недоверчивого вкладчика в условиях быстро меняющегося рынка: надежды на возможную прибыль перевешиваются опасениями потерять свои деньги.
     На  физиологическом уровне застенчивые люди испытывают следующие ощущения: учащается пульс, сильно бьется сердце, выступает пот, а в животе появляется ощущение пустоты. Однако подобные реакции мы испытываем при любом сильном эмоциональном потрясении. Отличительным физическим симптомом застенчивости служит покраснение на лице, которое невозможно скрыть. Но опять-таки все мы время от времени краснеем, сильнее бьется сердце или сводит живот. Правда, незастенчивые люди к этим реакциям относятся как к мягкому неудобству, а застенчивые склонны сосредотачивать внимание на своих физических ощущениях. Иногда они даже не ждут, пока окажутся в ситуации, чреватой для них неловкостью или смущением. Они переживают эти симптомы загодя и, думая только о плохом, решают не вступать в разговор, не учиться танцам и т. д. [12, с. 106 - 107].
     Из  внутренних ощущений застенчивого человека можно выделить смущение и неловкость. Часто люди краснеют от смущения –  кратковременной острой потери уважения к себе, которую время от времени  приходится переживать. В смущение приводит всеобщее внимание к каким-либо случаям из частной жизни, когда кто-то сообщает о нас другим людям, неожиданная похвала, когда застают за занятием, не предназначенным для посторонних глаз. Состояние смущения вызывается сознанием собственной несостоятельности. Большинство застенчивых людей приучаются избегать ситуаций, в которых они могут испытывать смущение, и таким образом все больше и больше отделяют себя от других, сосредотачиваясь на своих недостатках.
     Есть  люди, которые стесняются, даже оставаясь в одиночестве. Они краснеют и смущаются, заново переживая свои предыдущие ошибки, или беспокоятся, как будут вести себя в будущем.
     Самое примечательное свойство застенчивого человека – неловкость. Неловкость – это внешнее проявление чрезмерной озабоченности своим внутренним состоянием.  Самопознание, стремление к постижению самого себя лежат в основе многих теорий гармоничного развития личности. Неловкость может проявляться как на публике, так и наедине с самим собой. Неловкость на публике отражается в беспокойстве человека о произведенном на других впечатлении. Его часто беспокоит: «Нравлюсь ли я им», «Что они думают обо мне» и т. д. Неловкость перед самим собой – это мозг, обращенный против себя. Это не просто сосредоточенность внимания на себе, а негативно окрашенный эгоцентризм: «Я дурак», «Я ничтожество» и т. д. Каждая собственная мысль подвергается исследованиям под мощным аналитическим микроскопом [12, с. 112 - 113].
     Застенчивость имеет отрицательные последствия  не только в социальном плане, но и негативно воздействует на мыслительные процессы. Застенчивость повергает человека в такое состояние, которое характеризуется обострением самосознания и специфическими чертами восприятия себя. Человек кажется себе маленьким, беспомощным, скованным, эмоционально расстроенным, глупым, никуда не годным и т. д. Застенчивость сопровождается временной неспособностью мыслить логично и эффективно, а нередко ощущением неудачи, поражения. В какой-то степени можно сказать, что человек сходит с ума. После того, как включается самоконтроль и повышается тревожность, застенчивые все меньше внимания уделяют поступающей информации. Агония застенчивости убивает память, искажается восприятие. Таким образом, застенчивость лишает человека не только дара речи, но так же памяти и ясного восприятия.
     Есть  еще один вид застенчивости, когда  она проявляется как непонятное чудачество, несвойственная данному  человеку резкость, даже грубостью. Это  так называемая гиперкомпенсация застенчивости. За сознательной беззастенчивостью, за подчеркнутой грубостью и чудачеством люди пытаются скрыть, спрятать свою застенчивость.
     Сравнительно  – возрастные исследования, как  правило, констатируют прерывность, кризисность  развития самосознания, причем «пик» трудностей приходится на подростковый возраст. В этом возрасте усиливается склонность к самонаблюдению, застенчивость, эгоцентризм, снижается устойчивость образов «Я», общее самоуважение и существенно изменяется самооценка некоторых качеств. Подросткам значительно чаще, нежели детям младшего возраста, кажется, что родители учителя и сверстники о них дурного мнения. Они чаще испытывают депрессивные состояния, причем у девочек все это выражено значительно сильнее, чем у мальчиков.
     Поэтому к застенчивости нельзя относиться просто как к небольшой неприятности, к этой проблеме нужно подходить  более серьезно, так как она  может преобразоваться в хронические  формы расстройства психики.
     Из  выше указанного можно сделать следующий вывод, что проявление застенчивости очень разнообразно: от физиологических проявлений до внутренних конфликтов и нарушений мыслительных процессов. Поведение застенчивого человека лишает его самого главного и необходимого в жизни – это социального и межличностного общения, а это в свою очередь ведет к замкнутости и одиночеству.  

1. 4. Негативные последствия застенчивости 

     Застенчивость нельзя назвать просто мелким неудобством, на которое можно не обращать внимание. Застенчивость – это как простуда. Если ее не лечить, она может принять хронические формы. Так пройдем же еще несколько шагов по тропе застенчивости, по тем местам, где застенчивость оборачивается настоящей бедой, вызывая скверное настроение, иногда – болезнь, а порой и безумие. Как уже говорилось в предыдущей главе, одним из распространенных объектов, способствующих проявлению застенчивости, является собственная личность (или самосознание).
     Застенчивость заставляет человека испытывать повышенные чувства самосознания, самопонимания  и самоконтроля. При этом все сознание человека заполняется им самим, и он осознает только те черты, которые кажутся ему сейчас неадекватными, неприличными. Застенчивый человек страдает низкой самооценкой и самоуважением, он превращает себя в объект самонаблюдения и самоанализа. Низкое самоуважение предполагает чувство неполноценности, ущербности, недостойности, что оказывает отрицательное воздействие на психическое самочувствие и социальное поведение личности. Для людей с пониженным самоуважением характерна общая неустойчивость «образов Я» и мнений о себе [18, с. 77 - 78].
     В различных работах психоаналитической ориентации застенчивость связывается  с отклонениями в развитии личности, то есть нарушении гармонии подсознания, «Я» и сверх «Я». У ребенка с детства формируется идеальный образ «Я» (Я идеал) через наблюдения за родителями и другими любимыми и вызывающими восхищение людьми. И он всегда присутствует вместе с ребенком. Чем больше дистанция между реальным «Я» и «Я – идеальным», тем больше ребенок будет переживать застенчивость, как только потерпит неудачу в попытке соответствовать идеальному – Я. И, конечно же, чем сильнее ребенок хочет жить в согласно идеальному – Я, тем уязвимее он становится для неудачи и, как следствие, крайней застенчивости. Предстать с выражением застенчивости на лице – это угроза для «Я», особенно в юношеские годы, когда собственный образ и собственное тело относительно более уязвимы. В детской психологии образ или схема тела – центральный и самый устойчивый элемент, «ядро» самосознания. Нарушение сознания своей психофизической, телесной идентичности – одно из тяжелейших психических расстройств. Но необходимо разграничивать два момента: во-первых, чувство и сознание своей физической идентичности, когда тело выступает как «носитель», «вместилище» или «воплощение – Я»; во-вторых, тело, как внешность, наружность, проявление «Я», оцениваемое по его воздействию на других, в зависимости от их восприятия и его критериев. Если первое действительно изначально, произвольно от спонтанных самоощущений, то второе имеет отчетливую социальную природу. Популярность ребенка и его расположение среди сверстников в известной мере зависят от его телосложения и физической привлекательности. Подростковый эталон красоты и просто «приемлемой» внешности очень часто завышен, нереалистичен [17].
     Когда «внутренне Я» не совпадает с «внешним» поведением, становится актуальной проблема самоконтороля, то есть человек начинает контролировать каждый свой шаг и действие. В нем начинают жить как бы сразу два психологических типа «стража» и «узника», а так же два способа мышления. Человек, в котором могут уживаться эти два психологических типа – это, и есть крайне застенчивый человек. Такие люди, если и хотят сделать что-то, и знают, как это можно осуществить, все равно не решаются на действия. Их удерживает голос внутреннего надзирателя. И внутренний заключенный решается отказаться от тревог свободной жизни и с кротостью покоряется.
     Люди  с пониженным самоуважением особенно ранимы и чувствительны ко всему, что затрагивает их самооценку. Они  болезненно реагируют на критику, порицание, остро переживают, если у них что-то не получается в работе или они обнаруживают в себе какой-то недостаток, их больше, чем других, беспокоит плохое мнение о них окружающих. Многим из них свойственна склонность к психической изоляции, к уходу от действительности в мир мечты, причем этот уход отнюдь недобровольный. Понижение самоуважения и коммуникативные трудности снижают и социальную активность личности. В целом общее самоуважение – черта весьма устойчивая, и его снижение может иметь долгосрочные последствия, порождая целый ряд трудностей в сфере общения и межличностных отношений. Чем ниже уровень самоуважения, тем вероятнее, что человек страдает от одиночества [19, с. 124].
     И так, из крайне застенчивого человек  постепенно превращается в хронически застенчивого. И здесь уже встают наиболее серьезные личные проблемы. Одна из этих проблем – алкоголизм. Главной причиной, ведущей к чрезмерному употреблению алкоголя, является застенчивость. Застенчивые люди с помощью алкоголя пытаются преодолеть ощущение неадекватности, чужеродности в обществе, стать частью социальной группы. Подростка начинают принимать алкоголь, чтобы приспособиться к социальному давлению своих сверстников. Они стремятся стать частью группировки, не задумываясь о средствах достижения своей цели. Однако, когда употребление алкоголя становится чрезмерным, люди выпадают из своих социальных групп. То есть страх, который изначально был пусковым фактором, становится реальностью, т. к. пьяный отвергается обществом из-за неадекватности поведения, распущенности.
     Следующим проявлением хронической застенчивости  является изнасилование или другие виды агрессий. Обычно застенчивые  люди не склонны изливать переживания  фрустраций в виде гнева, однако есть исключения. Это происходит от чрезмерного контроля человеком своих эмоций. Личность с повышенным контролем над чувствами не находит путей изменения трудной ситуации, столкнувшись с другими людьми, страдает от их пренебрежения, унижен их безразличием к его нуждам. И все эти сдерживаемые сильные эмоции, в том числе гнев не находят выхода. Конечно же, это приводит к вспыхиванию безудержного гнева, что в свою очередь толкает человека на преступления.
     Патологические  аффекты, которые застенчивость  оказывает на женщин, менее очевидны, чем у мужчин, так как в основном женщина ведет изолированное существование в доме. Однако патология существует. Одиночество и изоляция застенчивой женщины часто выражаются в психологической депрессии, которая ведет к чрезмерному употреблению таблеток, алкоголя, помещению в психиатрические больницы и даже к суицидальным попыткам (женщины чаще пытаются покончить жизнь самоубийством, чем мужчины; хотя мужчины используют для этого более действенные методы).
     Аффективное расстройство, как депрессия –  это результат «неразряженной застенчивости». Застенчивые люди всю агрессию, не нашедшую выхода, направляют внутрь на самого себя, отсюда появляется ощущение своей неполноценности, ненужности и никчемности. Все это ведет к депрессии. И как финальный шаг на пути самоунижения – самоубийство.
     То  есть застенчивость может в такой  же степени искалечить психику, в  какой самый тяжелый физический недуг может изувечить тело, а  ее последствия могут стать поистине разрушительными [16, с. 88 - 89]:
    Застенчивость создает трудности при встречах с новыми людьми и знакомствах, не доставляет радости от потенциально положительных переживаний;
    Она не позволяет заявлять о своих правах, высказывать свои мнения и суждения;
    Застенчивость ограничивает возможность положительной оценки личных качеств другими людьми;
    Она способствует развитию замкнутости и чрезмерной озабоченности собственными реакциями;
    Застенчивость препятствует ясности мысли и эффективности общения;
    Застенчивость обычно сопровождается такими чувствами, как депрессия, беспокойство и ощущение одиночества.
     Итак, такие источники застенчивости, как неуважение к себе, низкая самооценка, повышенный самоконтроль и самоанализ могут привести к необратимым  последствиям. В лучшем случае это могут быть замкнутость, ощущение одиночества, а в худшем случае – алкоголизм, различные виды агрессий или застенчивость принимает форму невроза – паралич сознания, которое выражается в депрессии и порой может привести к самоубийству. 
 
 

Глава II. Экспериментально-психологическая часть исследования 

      Исследование  проблемы застенчивости в общении  мы решили провести на примере изучения психологических особенностей застенчивых старшеклассников. 
 

2. 1. Основные этапы  и методы исследования. 

     Данное  исследование проводилось в несколько этапов. 

    Подготовительный  этап. Разработка методологического  аппарата эмпирической части исследования.
    Исследование психологических особенностей застенчивых старшеклассников 15 – 17 лет. Обработка данных исследования с последующей интерпретацией.
    Анализ полученных результатов исследования. Выводы и рекомендации, основанные на материале полученного анализа.
 
     Исследование  проводилось в период ноябрь-декабрь 2009 учебного года  в средней школе №68. В экспериментальном исследовании принимали участие ученики 11 классов в количестве 32 человек.
     Контрольная и экспериментальная группы были сформированы методом экспертной оценки. В качестве экспертов выступали  классные  руководители и преподаватели, а также штатный педагог-психолог. Были проанализированы и оценки учащихся. С целью получения дополнительной информации с учащимися была проведена предварительная беседа.
     После изучения документации и анализа  экспертных оценок все учащиеся, принявшие  участие в исследовании, были распределены на две  группы – экспериментальная и контрольная:
     В экспериментальную группу вошли учащиеся, имеющие трудности в общении, установлении межличностных контактов. Отнесенные штатным психологом в данную группу, не только по перечисленным выше критериям, но и вследствие длящегося диагностического наблюдения за учащимися, уделяя особое внимание лицам с факторами риска. Таким образом,  в  экспериментальную  группу вошли 16 человек.
     В контрольную группу вошли учащиеся, без обозначенных выше в экспериментальной группе проблем. Численность группы составила 16 человек.
     Перед обследованием с каждым испытуемым была проведена индивидуальная беседа (предварительная) с целью получения  дополнительных данных о личности обследуемого, а также установления доверительных  отношений.
       Для исследования психологических особенностей подростков 15-17 лет с учётом специфики  поставленной задачи, необходимо было определить наиболее надёжные способы  разрешения этой проблемы. В связи  с этим, для сбора и анализа  фактического материала важно применять те методики, комплексное использование которых обеспечивает надёжность и достоверность получаемых данных. Отсюда выбор конкретных методик производился с расчётом на получение с помощью этих средств личностно-психологических характеристик.
     С учётом специфики нашего исследования, из всех методов мы отдали предпочтение следующим:
      методика исследования самоотношения (МИС) С. Р. Пантелеева;
      методика многофакторного исследования личности Р. Кэттелла;
      методика диагностики типа акцентуации характера Шмишека.
 
     Для более качественного изучения психологических  особенностей застенчивых старшеклассников а также с целью подтверждения выдвинутой нами гипотезы, было запланировано применение вычислительных методов на этапе анализа полученных результатов исследования.
     Полученные  данные были проанализированы на ПК методом  математической статистики. Для оценки достоверности отличий результатов  диагностик по группам испытуемых был  использован t-критерий Стьюдент.
 
 
 
 
2. 2. Анализ результатов диагностического эксперимента
 
     Анализ  данных о структуре отношений  испытуемых в экспериментальной  и контрольной группах, полученные по методике С. Р. Пантелеева («МИС»)  показывает (см.  Приложение 1):
     По  I шкале «открытость-закрытость». В экспериментальной группе высокий уровень имеют 37,5% испытуемых (6 человек), что говорит о высокой степени закрытости, конформности, о выраженной мотивации социального одобрения.
     В контрольной группе высоких значений нет. То есть испытуемые этой группы считают  себя достаточно открытыми и общительными.
     По  II шкале  «самоуверенность». В экспериментальной группе 12,5% (2 человека) показали низкие значения, что может свидетельствовать об ощущении собственной слабости, сомнении в способности вызвать уважение к себе со стороны окружающих.
     Во  второй группе низких значений, свидетельствующих об ощущении собственной слабости, нет; 25% испытуемых (4 человека) имеют высокие значения, отражающие отношение к себе как самостоятельному, уверенному, надежному человеку.
     По  III шкале «саморуководство». В экспериментальной группе 12,5%   испытуемых показали высокие значения. Такое положение говорит об их уверенности в своих способностях эффективно справиться с эмоциями, что их судьба находится в их руках; у 25% – низкие показания, что говорит о плохой саморегуляции, о вере субъекта в подвластность своего «Я».
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.